Общение в развитии личности ребенка родительское собрание 7 класс

Общение в развитии личности ребенка родительское собрание 7 класс thumbnail

Родительское собрание на тему:

«Общение родителей и детей как условие успеха воспитания»

Цель:

— обеспечить интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности учащихся.

Задачи:

— создать условия для формирования готовности коллектива родителей к сотрудничеству;

— формировать единые позиции (подходы) коллектива родителей по стратегии воспитания и обучения детей;

— способствовать практическому освоению форм и методов совместной продуктивной деятельности;

Форма проведения: деловая игра.

Оформление:

— Плакат «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте» (Статья 18 Закона Р.Ф. «Об образовании»)

— Плакат «Посади дерево, вырасти ребенка и построй дом», «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их» (высказывание В.А. Сухомлинского).

— Плакаты «Настроение ребенка» (изображение лиц)

— Анкета для родителей «Ребенок и его семья»

Подготовка:

На столах для родителей разложены бланки с вопросами анкеты «Ребенок и его семья» (примерные вопросы анкеты)

1. Меня в семье любят.

2. Меня почти во всем поддерживают.

3. У нас не бывает ссор, разногласий.

4. Мне бывает трудно дома.

5. Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учебе.

6. Меня во многом ограничивают.

7. С моим мнением не считаются.

8. Мне дают карманные деньги.

9. У нас дома постоянно чужие люди.

10. В учебе мне никто не помогает.

11. Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности.

12. Родители заняты только собой.

Ход собрания:

1. Слово учителя.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Сегодня мы поговорим о ваших детях, о том, какую роль в воспитании играет семья и школа, так как семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями.

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами, поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов.

Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решение многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным фактором формирования личности ребенка.

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие нормальной любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.

Самое главное для ребенка – чтобы его любили.

Но любовь эта должна быть мудрой, должна приносить только благо ребенку. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их».

Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:

· Любовь умиления

· Любовь деспотическая

· Любовь откупа

Любовь умиления – самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания. Свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.

Вторая разновидность неразумной родительской любви – деспотическая любовь. Эта форма – одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим.

Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь – такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.

Третья разновидность неразумной родительской любви – любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг видится родителям лишь в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.

Какой же должна быть подлинная родительская любовь?

Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений.

Положение бывает различным:

благополучным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают, и он уважает других.

неблагополучным, когда он – баловень семьи, а затем нередко – и деспот семьи, либо он изгой и растет как сорная трава, либо он – «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.

Уважаемые родители, есть ли у вас вопросы по этой теме, может кто-то желает дополнить, поделиться опытом?

2. Практическая часть.

Сейчас мы предоставим вам возможность взглянуть на некоторые ситуации, возникающие в семье, глазами ваших детей, а потом сравнить свои ответы с их взглядами и проанализировать результаты сравнений.

Перед вами лежат бланки с вопросами анкеты «Ребенок и его семья». Ваша задача – попробовать поставить себя на место вашего собственного ребенка и ответить на вопросы так, как ответил бы он, то есть взглянуть на ситуацию его глазами.

Родители отвечают на вопросы анкеты. После этого им для сравнения раздаются ответы их детей (после собрания классный руководитель собирает работы для дальнейшего анализа ситуации в семье)

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем совсем иные результаты. В чем здесь причина? Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть? А может, все дело в том, что дети учатся жить у жизни? (Дать возможность порассуждать родителям, и высказать свое мнение).

Попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда он оказывается в определенных ситуациях. Родителям предлагается закончить предложения. Раздаются листочки с предложениями. (Эту работу можно организовать как в группе родителей, так и индивидуально).

Примерные предложения:

Если ребенок постоянно критикует, он учится….(ненавидеть)

Если ребенок живет во вражде, он учится… (быть агрессивным)

Если ребенок растет в упреках, он учится… (жить с чувством вины)

Если ребенок растет в терпимости, он учится… (понимать других)

Если ребенка хвалят, он учится… (быть благородным)

Если ребенок растет в честности, он учится… (быть справедливым)

Если ребенок растет в безопасности, он учится… (верить людям, доверять)

Если ребенка поддерживают, он учится… (ценить себя)

Если ребенка высмеивают, он учится… (быть замкнутым)

Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире, отзывчивости, любить)

3. Коллективное обсуждение вариантов ответов.

(В ходе обсуждения ответов может возникнуть диалог, диспут с целью нахождения оптимальных вариантов решения)

4. Работа с родителями.

Заранее оформлены плакаты с изображением настроений, мимики ребенка (на доске).

Вопросы задаются родителям с целью выявления уровня внимания к ребенку в семье.

Примерные вопросы:

— С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?

— С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок?

— Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами?

— С каким лицом приходит из школы ваш ребенок?

После ответов родителей следует обратить их внимание, насколько они часто они общаются со своим ребенком, на то, каким он возвращается домой из школы, интересуются ли они внутренними переживаниями, эмоциями своего ребенка.

5. Заключительная часть.

У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно вспомнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не слова и нравоучения.

Нашу встречу хотелось бы закончить стихотворением, еще раз подтверждающим это:

Чем Проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

Слова порой запутаны,

Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь привел.

Добро увидеть в действии —

Вот лучшая из Школ.

И если все мне показать,

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям, и словам,

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живешь,

По правде или нет.

У родителей могут возникнуть вопросы, например:

— Зачастую дети воспринимают просьбы родителей, как нотации, указ, требование…Как в этом случае следует объяснить ребенку, что мы

от него хотим?

— Мой ребенок частенько делает уроки поздно вечером, когда ему напоминаешь сесть за уроки, он очень агрессивно реагирует. Как вести себя в этом случае?

— Многие дети в детстве фантазируют, но, повзрослев, они продолжают сочинять, выдумывать? Как отучить ребенка от вранья?

На поставленные вопросы ответы может дать как классный руководитель, так и родители могут поделиться своим опытом.

Источник

Роль родительско-детских отношений в воспитании ребенка.

1 слайд. В современном мире существует много проблем в вопросах семьи и семейного воспитания. Родители- первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна.

2 слайд Воспитание детей — это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью — любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и матери к людям.

Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей, определенными способностями.

Семья становится главным социальным фактором, влияющим на становление личности.

3 слайд Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.

Уют и тепло домашнего очага, реализация потребности ребенка в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка — все это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной жизни.

Внутренней движущей силой развития личности является удовлетворение ведущих социальных потребностей . К ним относятся: 4 слайд

1.Потребность в эмоционально положительных контактах, в любви и доброжелательном отношении, что создаёт ребёнку чувство защищённости и ощущение ценности своей личности, стремление к самореализации.

2.Потребность в активной разнообразной деятельности и творчестве что формирует положительную самооценку, чувство собственного достоинства и побуждает ребёнка к активному, положительно направленному выражению своих чувств к миру.

4.Потребность в познании и активном информационном обмене, что способствует развитию интеллектуальных эмоций, радости открытий и познавательной активности ребёнка.

5. Потребность в активном, содержательном и разнообразном общении ребёнка со взрослыми и  детьми, что развивает социальные чувства, сотрудничества, способность к самовыражению во взаимодействии с окружающими людьми и регулированию своих чувств в процессе коммуникации.

5 слайд Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания.

6 слайд Условия успешности семейного воспитания.

1. Собственный стиль поведения родителей должен отвечать их стремлению хорошо воспитывать детей.

2. В семье должно быть единство требований всех членов семьи. Отсутствие единых требований приводит к «раздвоению личности», к выработке приспособленческих навыков.

4. Наличие авторитета родителей. Духовное воздействие родителей на формирование сознания и поведения детей, должно быть основано на уважительном и доверительном отношении ребенка к мнению отца и матери.

5. Разумность родительской любви. Чрезмерная родительская любовь характеризуется, прежде всего, не повышенным вниманием взрослых к ребенку, проявлением слишком большого интереса к его делам, а бездумным выполнением всех его желаний и прихотей.

У него может возникнуть тенденция к господству над окружающими, навязыванию им своих взглядов.

6. Традиции в семье. Традиции очень важны, поскольку благодаря ним молодое поколение учится ценить и уважать семейную атмосферу и понимать важность семьи.

7 слайд Мировая практика показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье. В любых самых сложных и острых педагогических ситуациях родители должны считаться с чувством собственного достоинства ребенка, видеть в нем развивающуюся личность, стремиться к взаимопониманию, основанному на уважении и доверии, быть справедливыми в оценках его поступков; в своих требованиях к ребенку всегда оставаться доброжелательными.

8 слайд В нашей школе регулярно проводятся разнообразные соревнования, конкурсы, семейные праздники, вечера где родители и дети могут не только проявить свои творческие, интеллектуальные способности,  но и просто порадоваться успехам друг друга, почувствовать поддержку близких. Уже традиционными стали праздники «День матери», «Умники и умницы», «Папа, мама, я спортивная семья». В моем 6 А классе, я где я являюсь классным руководителем, есть прекрасная дружная семья Шаймардановых, которая не раз принимала участие в спортивных семейных праздниках, а в прошлом году они стали чемпионами города в конкурсе «Папа, мама, я спортивная семья».

9 слайд Общая радость, совместный труд, заботливость, живая связь с детьми очень развивают чувство семьи. Это и есть микросреда  развития ребенка, что дает ему душевный комфорт. Это те составляющие, без которых нет условий для развития полноценного человека.

Таким образом, можно сделать вывод, то семья – это первая школа общения ребенка. Семья – это главный фактор развития ребенка как личности.

Источник

Родительское собрание-практикум «Общение родителей с детьми»

(составлено и проведено И.Ю. Смирновой)

Цели:

1) стимулирование полноценного общения родителей с
их детьми;

2) развитие умения родителей видеть себя со стороны;

3) повышение уровня знаний родителей о формах, методах и средствах полноценного общения с детьми.

Участники: родители учащихся 7-го класса, классный руководитель, психолог.

Подготовка.

Учащиеся выполняют следующее задание.

  • В течение 2— 3 дней они записывают фразы, с которыми к ним обращались родители. Затем все их записки заклеиваются в большой конверт.

  • На классном часе проводится анкетирование учащихся с целью изучения отношений «ребенок — родитель» с использованием метода незаконченных предложений. Например:

Мои родители….

Я думаю, что мои близкие….

Мне кажется, что наша семья….

Я люблю своих родителей, но…

Большинство известных мне семей…

Моя семья обращается со мной…

  • Родители выполняют следующее задание. В течение 2— 3 дней они записывают свои слова и фразы, обращенные к детям. Затем эти записки классный руководитель тоже заклеивает в отдельный конверт.

Оформление, оборудование и инвентарь. В классе подготовлены места для работы родителей в группах.

Ход собрания.

I. Вступление классного руководителя.

Сложное социально-экономическое положение в стране, вытекающая отсюда всеобщая нервозность, а иногда и озлобленность приводит к многочисленным конфликтам. В том числе между родителями и детьми.

Детям хочется тепла, ласки, понимания, а родители, пытаясь заработать на хлеб насущный, домой приходят поздно и на общение часто уже не способны. Растет стена непонимания, возникают конфликты.

Как следствие — обращение к психологу, к сожалению, уже в момент кризиса, когда налицо развал отношений.

II.Выступление психолога о проблемах взаимоотношений между родителями и детьми.

Сегодня у подростков больше проблем, чем 10—15 лет назад. Мудрые родители должны уделять ребенку максимум внимания. А по данным социального опроса установлено, что за сутки родители уделяют своему ребенку всего 18 минут. Это ли не парадокс!

Мудрость родителей заключается в том, чтобы сказать себе: «Мой ребенок не виноват в моих жизненных трудностях!» Какие бы времена ни были, какие бы события ни происходили, ребенок — это самая большая ценность. Общение с ним как раз и есть та самая отдушина, та радость, которой так мало в нашей повседневной жизни.

Далее психолог предлагает родителям некоторые размышления по итогам проведенного исследования.

III. Работа родителей с конвертом, содержащим их собственные записки.

Классный руководитель предлагает родителям поразмышлять над тем, как, по каким вопросам, проблемам и в каком тоне происходит их общение с детьми. Для этого из конверта с заранее вложенными в него записками слов и фраз, обращенных родителями к детям, поочередно вынимаются записки. Родители должны определить особенности стиля, тона, цели общения.

Фразы родителей могут отражать следующие аспекты общения:

  • что надо сделать (указание);

  • обмен информацией;

  • обмен эмоциями;

  • поощрение, психологическая поддержка;

  • угроза наказания.

В результате работы родители приходят к выводу, что среди фраз, обращенных ими к детям, преобладают фразы, содержащие указания, угрозу наказания и обмен информацией.

Классный руководитель обращает внимание на то, что полноценное общение предполагает равномерное соотношение различных видов общения адекватно ситуации.

IV. Работа родителей с конвертом, содержащим записки
их детей.

Классный руководитель предлагает обратиться к тому, что услышали от своих родителей дети в течение 2—3 дней. Классный руководитель достает из конверта и зачитывает записки детей. При необходимости и наличии у родителей желания высказаться им предоставляется такая возможность.

V. Работа по проектированию оптимальных вариантов
общения родителей с детьми.

Классный руководитель сообщает родителям информацию о том, что полноценное общение предполагает наличие невербальных проявлений. Около 60% информации человек получает невербально. Очень важно, чтобы речевое высказывание сопровождалось соответствующим невербальным подкреплением.

К доске приглашаются 6 желаюших из числа родителей. Каждый из них получает карточку, на которой написано слово, обозначающее одно из эмоциональных состояний человека. Они должны это чувство выразить невербально:

  • изумление;

  • тревога;

  • злость;

  • радость;

  • огорчение;

  • интерес.

Остальным присутствующим предлагается отгадать, какое чувство выражается.

2. С помощью разноцветных карточек присутствующие разбиваются на 4 группы. Каждая из групп через 5 минут должна внести свой вклад в «банк общения», предложив перечень возможных поощрений и наказаний, которые можно использовать в семейной практике.

В результате этой работы после обобщения мнений четырех групп формируется следующий «банк общения»:

Поощрения

Наказания

Похвала (выражение радости и благодарности) Ласка (ласковые слова и прикосновения)

Развлечение (совместные прогулки, дискотека…) Восхищение (публичное) Лестное сравнение с почитаемым авторитетом Проявление уважения (общение «взрослый — взрослый»)

Лишение удовольствий, привилегий

Запрет на приятную деятельность

Смена дружеского тона на строгий

Наряд «вне очереди»

VI. Подведение итогов собрания-практикума классным руководителем и принятие решения.

Итак, на сегодняшнем собрании мы задумались о необходимости полноценного общения родителей с детьми, ответственного подхода к воспитанию. Воспитательные действия, общение должны быть наполнены любовью, тогда они б>дут результативными. Залогом воспитательного успеха будут также знания, основанные на бесконечной родительской любви, заботе о ребенке, о его настоящем и будущем. Давайте же учиться быть хорошими родителями.

Решение родительского собрания.

1. Рекомендовать родителям проводить больше времени с детьми, найти совместные увлечения.

2. Обратить внимание родителей на стиль общения с ребенком и невербальные (неречевые) проявления чувств по отношению к нему.

3. Напомнить о многообразии возможных форм поощрения ребенка, а также о недопустимости телесных наказ ний.

Литература

Вучков Ю. Искусство жить М , 1989.

Диалоги о воспитании / Под ред. В.Н. Столетова. М., 1985.

Махов Ф.С. Подросток и свободное время. Л., 1982.

Источник