Общение в психическом развитии ребенка онтогенез общения
Изучение
онтогенеза общения представлено в
работах М.И. Лисиной, Л.И. Божович, Д.Б.
Эльконина, Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой
и др.
В дошкольном
возрасте последовательно сменяют друг
друга четыре формы общения ребенка со
взрослыми: ситуативно-личностное;
ситуативно-деловое; внеситуативно-познавательное;
внеситуативно-личностное. [9]
В исследованиях
М.И. Лисиной неоднократно указывалось
на то, что первыми в онтогенезе возникают
экспрессивно-мимические средства
общения: улыбка, смех, экспрессивные
вокализации, мимические движения. Это
выразительные средства общения. Их
функция состоит в том, что они служат
индикаторами отношения одного человека
к другому.
Предметно-действенные
средства общения возникают в онтогенезе
позднее. Это не выразительные, а
изобразительные средства. К ним относятся
позы, повороты, указательные жесты,
притягивание и передача предметов,
манипулирование предметами, действия
предметами и так далее. Изобразительные
средства выражают готовность партнера
к общению и в своеобразной форме
показывают, к какому именно взаимодействию
он приглашает. [9]
Ситуативно-личностное
общение (непосредственно — эмоциональное
общение). Первая появляющаяся в онтогенезе
форма общения ребенка со взрослыми.
Начинает складываться на II месяце жизни
по мере развития комплекса оживления.
Эта форма общения удовлетворяет
потребность ребенка во внимании и
доброжелательности взрослого; побуждается
личностными мотивами; реализуется при
помощи экспрессивно-мимических средств;
содержание ситуативно-личностного
общения — обмен положительными эмоциями
между ребенком и взрослым. В первом
полугодии жизни является ведущей
деятельностью, оказывая мощное влияние
на развитие всех сторон психики ребенка.
[9]
Ситуативно-деловое
общение со взрослыми появляется в
онтогенезе второй и существует от 6
месяцев до 3 лет.
Общение со
взрослыми вплетается в новую ведущую
деятельность (предметно-манипулятивную),
помогая ей и обслуживая ее. На центральное
место среди других мотивов общения
выдвигается деловой мотив, т.к главные
поводы для контактов ребенка с взрослыми
связаны с их общим делом практическим
сотрудничеством. Ведущее положение при
ситуативно-деловой форме общения
занимают коммуникативные операции
предметно-действенного вида (локомоторные
и предметные движения; позы, используемые
для целей общения). [9]
Ситуативно-деловое
общение имеет важнейшее значение в
жизни детей раннего возраста. В это
время дети переходят от неспецифических
примитивных манипуляций с предметами
ко все более специфическим, а затем и
культурно фиксированным действиям с
ними. В этом переходе общение играет
решающую роль. [9]
Внеситуативно-познавательное
общение возникает в середине дошкольного
возраста и характерно для детей 4 — 5 лет.
Как и вторая
форма общения (ситуативно-деловая) она
опосредована и вплетена в совместную
познавательную деятельность
(«теоретическое» сотрудничество).
Ведущим мотивом становится познавательный
мотив. Для ситуативно-познавательной
формы общения характерно стремление
ребенка к уважению взрослого.
Познавательное
общение тесно переплетается с игрой
детей, которая является ведущим видом
деятельности на протяжении всего
дошкольного детства. [9]
Внеситуативно-личностное
общение является высшей формой общения
(по М.И. Лисиной) и возникает в возрасте
6 — 7 лет. Это общение направлено на
познание социального мира, не включается
ни в какую другую деятельность. Оно
протекает в форме самостоятельных
эпизодов. Основными мотивами являются
личностные, которые побуждают ребенка
к коммуникации. Взрослый привлекает
ребенка как самостоятельная личность.
Основной компонент общения — потребность
во взаимопонимании и сопереживании
взрослого. Среди разнообразных средств
внеситуативно-личностного общения
основное место занимают речевые. [9] Роль
общения в психическом развитии человека
Общение
имеет огромное значение в формировании
человеческой психики, ее развитии и
становлении разумного, культурного
поведения. Через общение с психологически
развитыми людьми, благодаря широким
возможностям к научению, человек
приобретает все свои высшие познавательные
способности и качества. Через активное
общение с развитыми личностями он сам
превращается в личность. [14]
Общение —
важнейший фактор формирования личности,
один из главных видов деятельности
человека, устремленный на познание и
оценку самого себя через других людей.
Как полагал Л.С. Выготский, развитие
психики человека происходит лишь в
совместной деятельности.
Начиная с
самых ранних этапов онтогенеза, общение
приобретает личностный характер и
предполагает возможность тесного
взаимодействия ребенка со взрослым.
[8]
Общение
играет особую роль в психическом развитии
ребенка, развитие психики ребенка — это
процесс, происходящий путем усвоения
детьми общественно-исторического опыта
человечества с помощью реального общения
со взрослыми. [4]
Большинство
научных исследований и психолого-педагогических
рекомендаций по формированию навыков
общения при нарушении интеллектуального
развития посвящено детскому возрасту.
Закономерно и понятно, так как чем в
более раннем возрасте начинается
коррекционно-развивающая работа с
«особым» ребенком, чем более
эффективны результаты его социальной
реабилитации.
В общении
сначала через прямое подражание (викарное
научение), а затем через словесные
инструкции (вербальное научение)
приобретается основной жизненный опыт
ребенка. Люди, с которыми он общается,
являются для ребенка носителями этого
опыта, и никаким другим путем, кроме
общения с ними, этот опыт не может быть
приобретен. Интенсивность общения,
разнообразие его содержания, целей и
средств являются важнейшими факторами,
определяющими собственное развитие
детей. [8]
Общение
служит развитию различных сторон
психологии и поведения человека. Так,
деловое общение формирует и развивает
его способности, служит средством
приобретения знаний и навыков.
Личностное
общение формирует человека как личность,
дает ему возможность приобрести
определенные черты характера, интересы,
привычки, склонности, усвоить нормы и
формы нравственного поведения, определить
цели жизни и выбрать средства их
реализации. [14]
Разнообразное
по содержанию, целям и средствам общение
также выполняет специфическую функцию
в психическом развитии индивида.
Благодаря
невербальному общению человек получает
возможность психологически развиваться
еще до того, как он усвоил и научился
пользоваться речью (около 2 — 3 лет). Кроме
того, само по себе невербальное общение
способствует развитию и совершенствованию
коммуникативных возможностей человека,
вследствие чего он становится более
способным к межличностным контактам и
открывает для себя более широкие
возможности для развития. Вербальное
общение связано с усвоением речи, а она,
как известно, лежит в основе всего
развития человека. [4]
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
План:
1. Понятие общения
2. Возрастные особенности общения
3. Нарушения общения
4. Функции общения (Лисина)
ОБЩЕНИЕ— взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Обычно О. включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности.
Вместе с тем О. удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Удовлетворение этой потребности, появившейся в процессе общественно-исторического развития людей, связано с возникновением чувства радости. Стремление к О. нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности. Процесс О. может обособляться от других форм деятельности и приобретать относительную самостоятельность.
О. с окружающими людьми складывается в онтогенезе постепенно. Его предпосылкой являются реакции сосредоточения, возникающие у младенца в первые дни жизни при контактах со взрослыми. Одним из первых признаков этих контактов служит улыбка ребенка в ответ на ласку взрослого (примерно 4-я неделя жизни).
К 4 мес у младенцев появляется комплекс оживления как первая форма О. со взрослыми. Это непосредственно-эмоциональное О, вне практического сотрудничества с партнером. В таком О., выражая свое отношение к партнеру, дети используют различные экспрессивно-мимические средства (взгляды, улыбка, выразительные движения, вокализации).
К концу 1-го года жизни у детей формируется еще одна форма контактов с окружающими — предметно-действенное О., включенное в совместную игровую и манипуляторную деятельность ребенка и взрослого. Для этого дети используют практические действия, наделяя их функциями выразительного движения (приближение, протягивание предмета и др.).
В дошкольном возрасте сохраняется типичная для предметно-действенного О. «привязанность» ребенка к конкретной ситуации, связь с деятельностью партнеров. Слово лишь первоначально обслуживает эту форму О.. Постепенное овладение многообразными функциями речи позволяет ребенку все чаще выходить за пределы непосредственных ситуаций и текущих интересов. К концу дошкольного возраста у детей появляется внеситуативное интимно-личностное О., основные формы которого развиваются уже в подростковом возрасте.
О. ребенка со сверстниками возникает во втором полугодии 1 -го года жизни и на каждом этапе психического развития по своему уровню отстает от него.
О. со взрослыми является одним из главных факторов психического развития ребенка. Оно обеспечивает приобщение ребенка к историческому опыту человечества. Организация О., достаточного по количеству и адекватного по содержанию, служит важным условием правильного воспитания детей в любом возрастном периоде.
О. особенно интенсивно развивается у ребенка в подростковом возрасте, приобретая новое содержание и новые формы своего осуществления. Само О. строится у подростка на основе многоплановой общественно полезной деятельности, включающей трудовые, учебные, спортивные, художественные и др. ее виды. Благодаря О., развертывающемуся в этих видах деятельности, у детей подросткового возраста сознание достигает качественно нового уровня развития, изменяется вся организация их духовного мира.
Тесная связь между структурами личности и процессом О. как в онтогенезе, так и в процессе функционирования зрелой личности приводит к тому, что нарушения О. неизбежно вызывают изменения личности, и, наоборот, патология личности не может не повлиять на коммуникативные возможности субъекта. При этом связь изменений личности и нарушений О. носит качественно различный характер в зависимости от того, какое звено процесса общения (операционально-техническое, мотивационное или звено контроля) преимущественно нарушено. Эта связь может служить опорой в процессе восстановления личности и О.. Активно используя в терапевтической группе интерактивную и перцептивную стороны О., можно компенсировать коммуникативные дефекты. Оптимальная организация О. в терапевтической группе больных создает условия для мобилизации созидательной активности личности, роста ее самосознания для борьбы с неадекватными мотивами и установками, для преобразования динамических смысловых структур личности. Развитие коммуникативных умений в тренинговых группах О. является эффективным средством профилактики отклонений в формировании личности.
Лисина: общение – коммуникативная деятельность.
Функция общения в онтогенезе:
- передача социо-культурного опыта от одного поколения к другому
2. организация и согласование совместной деятельности и сотрудничества
3. формирование, установление и развитие межличностных отношений
4. познание людьми друг друга и самопознание
См вопрос 26, Лисина.
30. Проблема генезиса и развития форм общения. Механизм «опережающей инициативы» взрослого (М.И. Лисина)
План:
1. Развитие общения
2. Четыре формы общения
3. Функции общения
4. Структура общения
5. Механизм «опережающей инициативы» взрослого и ЗБР
Главным условием психического развития ребенка является его общение со взрослым. Общение со взрослым на протяжении детского возраста развивает ребенка и принимает разные формы. В концепции генезиса общения М. И. Лисиной развитие общения рассматривается как смена качественно своеобразных форм общения, каждая из которых характеризуется особым содержанием потребности в общении, главными мотивами, побуждающими к общению и основными средствами общения.
От рождения до 6 лет выделяются четыре формы общения:
• ситуативно-личностная (2-6 мес);
• ситуативно-деловая (3 мес. — 2 года);
• внеситуативно-познавательная (3 года -5 лет);
• внеситуативно-личностная (6-7 лет).
В общении со взрослыми происходит не только усвоение культурных норм и способов деятельности, но и становление новых смыслов и мотивов действий ребенка.
Систему отношений с другими людьми, характерную для конкретного этапа онтогенеза, называют социальной ситуацией развития и рассматривают как важнейшую характеристику возрастного периода.
Функции общения в онтогенезе:
1. передача социо-культурного опыта от одного поколения к другому
2. организация и согласование совместной деятельности и сотрудничества
3. формирование, установление и развитие межличностных отношений
4. познание людьми друг друга и самопознание
Структура общения:
1. предмет общения – личность партнера
2. потребность в общении
3. коммуникативные мотивы
4. действия общения
· инициативные
· ответные
5. средства общения
· экспрессивно – мимические, пантомимические (поза)
· предметно-действенные
· вербальные
6. продукты общения
· предметы материального и духовного характера
Основным механизмом развития форм общения, согласно М.И. Лисиной, является мех-м опережающей инициативывзрослого: обогащение содержания деятельности ребенка и его взаимоотношений с окружающими. Мех-м опережающей инициативы взрослого предполагает создание зоны ближайшего развития ребенка за счет постановки новой задачи общения и осуществления совм деят-ти со взрослым.
ЗБР — это расхождение между уровнем развития, обнаруживаемом в самостоятельной деятельности ребенка, т. е. уровнем его актуального развития и уровнем, которого он достигает в сотрудничестве со взрослым и который станет актуальным в ближайшем будущем, т. е. уровнем его потенциального развития. Таким образом, в понятии ЗБР показана роль сотрудничества и общения со взрослым, тем самым роль обучения в широком смысле слова. Практическое значение понятия ЗБР в том, что оно позволяет научно обоснованно строить прогноз на ближайшие перспективы развития, решать диагностические и коррекционные задачи.
Источник
Изучение онтогенеза общения представлено в работах М.И. Лисиной, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой и др.
В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка со взрослыми: ситуативно-личностное; ситуативно-деловое; внеситуативно-познавательное; внеситуативно-личностное. [9]
В исследованиях М.И. Лисиной неоднократно указывалось на то, что первыми в онтогенезе возникают экспрессивно-мимические средства общения: улыбка, смех, экспрессивные вокализации, мимические движения. Это выразительные средства общения. Их функция состоит в том, что они служат индикаторами отношения одного человека к другому.
Предметно-действенные средства общения возникают в онтогенезе позднее. Это не выразительные, а изобразительные средства. К ним относятся позы, повороты, указательные жесты, притягивание и передача предметов, манипулирование предметами, действия предметами и так далее. Изобразительные средства выражают готовность партнера к общению и в своеобразной форме показывают, к какому именно взаимодействию он приглашает. [9]
Ситуативно-личностное общение (непосредственно — эмоциональное общение). Первая появляющаяся в онтогенезе форма общения ребенка со взрослыми. Начинает складываться на II месяце жизни по мере развития комплекса оживления. Эта форма общения удовлетворяет потребность ребенка во внимании и доброжелательности взрослого; побуждается личностными мотивами; реализуется при помощи экспрессивно-мимических средств; содержание ситуативно-личностного общения — обмен положительными эмоциями между ребенком и взрослым. В первом полугодии жизни является ведущей деятельностью, оказывая мощное влияние на развитие всех сторон психики ребенка. [9]
Ситуативно-деловое общение со взрослыми появляется в онтогенезе второй и существует от 6 месяцев до 3 лет.
Общение со взрослыми вплетается в новую ведущую деятельность (предметно-манипулятивную), помогая ей и обслуживая ее. На центральное место среди других мотивов общения выдвигается деловой мотив, т.к главные поводы для контактов ребенка с взрослыми связаны с их общим делом практическим сотрудничеством. Ведущее положение при ситуативно-деловой форме общения занимают коммуникативные операции предметно-действенного вида (локомоторные и предметные движения; позы, используемые для целей общения). [9]
Ситуативно-деловое общение имеет важнейшее значение в жизни детей раннего возраста. В это время дети переходят от неспецифических примитивных манипуляций с предметами ко все более специфическим, а затем и культурно фиксированным действиям с ними. В этом переходе общение играет решающую роль. [9]
Внеситуативно-познавательное общение возникает в середине дошкольного возраста и характерно для детей 4 — 5 лет.
Как и вторая форма общения (ситуативно-деловая) она опосредована и вплетена в совместную познавательную деятельность («теоретическое» сотрудничество). Ведущим мотивом становится познавательный мотив. Для ситуативно-познавательной формы общения характерно стремление ребенка к уважению взрослого.
Познавательное общение тесно переплетается с игрой детей, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего дошкольного детства. [9]
Внеситуативно-личностное общение является высшей формой общения (по М.И. Лисиной) и возникает в возрасте 6 — 7 лет. Это общение направлено на познание социального мира, не включается ни в какую другую деятельность. Оно протекает в форме самостоятельных эпизодов. Основными мотивами являются личностные, которые побуждают ребенка к коммуникации. Взрослый привлекает ребенка как самостоятельная личность. Основной компонент общения — потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Среди разнообразных средств внеситуативно-личностного общения основное место занимают речевые. [9] Роль общения в психическом развитии человека
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. [14]
Общение — важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через других людей. Как полагал Л.С. Выготский, развитие психики человека происходит лишь в совместной деятельности.
Начиная с самых ранних этапов онтогенеза, общение приобретает личностный характер и предполагает возможность тесного взаимодействия ребенка со взрослым. [8]
Общение играет особую роль в психическом развитии ребенка, развитие психики ребенка — это процесс, происходящий путем усвоения детьми общественно-исторического опыта человечества с помощью реального общения со взрослыми. [4]
Большинство научных исследований и психолого-педагогических рекомендаций по формированию навыков общения при нарушении интеллектуального развития посвящено детскому возрасту. Закономерно и понятно, так как чем в более раннем возрасте начинается коррекционно-развивающая работа с «особым» ребенком, чем более эффективны результаты его социальной реабилитации.
В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для ребенка носителями этого опыта, и никаким другим путем, кроме общения с ними, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими собственное развитие детей. [8]
Общение служит развитию различных сторон психологии и поведения человека. Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков.
Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. [14]
Разнообразное по содержанию, целям и средствам общение также выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида.
Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2 — 3 лет). Кроме того, само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития. Вербальное общение связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всего развития человека. [4]
Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 4600 | Нарушение авторского права страницы
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования
(0.002 с)…
Источник