Общение с отстающим в развитии ребенком
Иногда диагноз «отставание в развитии» появляется совершенно внезапно при плановой диспансеризации малыша. Он может быть поставлен по разным причинам даже в возрасте до 1 года. Врач обращает внимание на наличие или отсутствие безусловных рефлексов у крохи.
Все проблемы задержки развития можно разделить на физические и психические. Если наблюдается физическая задержка, то часто сохраняется интеллект. Самыми тяжелыми считаются органические повреждения мозга и ЦНС, которые ведут к снижению интеллекта. Если известно, что ребенок отстает в развитии, то нельзя откладывать визит к специалисту. С разными проблемами работают неврологи, психологи, дефектологи и психиатры. Они помогут создать план для развития и обучения малыша. Дальше все зависит от родителей и их помощи.
Отставание в развитии
Родители должны помнить, что диагноз «отставание в развитии» не означает, что ребенок никогда ничего не сможет. Некоторые из видов отставания легкие, и малыш сможет посещать садик, школу, продолжить обучение. Просто ему нужно больше времени и внимания. Для таких детей разработаны специальные программы, существуют садики и школы коррекционного типа. Малыша вполне можно развивать и социализировать. Отставание совершенно не означает, что он не сможет жить обычной жизнью ребенка.
Для тяжелых форм отставания физического или психического развития все гораздо сложнее. Определиться, что делать, родителям должны помочь врачи и дефектологи. Они посоветуют развивающие программы, центры для обучения. Таких детей нельзя бросать на произвол судьбы. Их учат простым правилам поведения, личной гигиене. Тут задача обучения — дать малышу как можно больше самостоятельности.
До 1 года можно легко выявить серьезные отставания, особенно в физическом развитии. До поступления в школу (5-7 лет) выявляются нарушения психического развития. Многие наблюдения родители могут провести сами. Если по «контрольным признакам» есть сомнения, сразу же обращайтесь к врачу. Некоторые из форм отставания можно исправить адекватным педагогическим подходом.
Физическое отставание
Речь идет о значительном отставании по главным антропометрическим параметрам. Например, ребенок рождается совершенно нормального роста и веса, но с течением времени эти показатели практически не меняются. Малыш кушает хорошо, но прибавки роста и веса нет. Такая ситуация может быть обусловлена двумя причинами:
- заболевания органического характера;
- психосоматические отклонения.
Основные проявления данной проблемы:
- отставание в росте, весе;
- недоразвитость конечностей;
- недостаточное количество мышечной или жировой ткани;
- облысение.
Часто такими проблемами страдают недоношенные дети. Тогда считается, что в 1-2 года еще нельзя говорить о степени опасности отставания. Дети лишь медленнее развиваются и набирают вес. Если же после 2-летнего возраста сохраняется проблема, то ставится диагноз «отставание в развитии».
Бывают случаи, когда физическое и психическое развитие задерживаются одновременно. Это очень серьезная ситуация. Чаще бывает так, что у ребенка сохраняется нормальный интеллектуальный уровень. Он развивается так же, как его сверстники, может посещать садик, школу, нормально общаться. Степень физического отставания тут играет решающую роль.
Таких детей нельзя оставлять без внимания, обучения. Мозг работает нормально, а значит, у ребенка присутствует познавательный интерес. Ему необходимо учиться, иначе произойдут личностные перемены. У малыша есть потенциал, значит, нужно что-то делать для его правильного психического и эмоционального развития.
Психическое отставание
Существует очень много вариантов того, как будет проявляться отставание психического развития крохи. Три основных направления:
- неправильный педагогический подход к ребенку;
- умственная отсталость;
- задержка психических реакций.
Поведение таких детей незрелое, очень «детское»: например, ребенку 10-12 лет, но он все еще не проявляет достаточно самостоятельности, интереса. Развитие детей с психическим отставанием соответствует возрасту 1-1,5 года, словно остановилось на нем. Они страдают от серьезных нарушений функционирования мозга. Причин может быть очень много – от неправильного внутриутробного развития до пережитых в раннем детстве инфекций.
Основные причины
Рассмотрим подробнее основные причины отставания в психическом развитии у детей. Большинство из них влияет на работу нервной системы. Обычно нарушения выявляются еще до достижения ребенком 1 года. Другие будут более заметны после 3-4 лет.
Неправильный подход к обучению
К сожалению, неправильный педагогический подход встречается достаточно часто. Это касается не только воспитателей и учителей, но и родителей ребенка. Никто не занимался его обучением, не использовал развивающие методики. Бывает так, что малыш даже не умеет играть, ведь его никто не научил это делать.
Ребенок остается без внимания взрослых, с ним мало гуляют или он вообще все время находится в квартире. Тогда нет стимула для появления познавательного интереса. Психика начала нормальное развитие, но в важный период времени (до 1 года) впала в стагнацию. Развитие психики и интеллекта уже не может идти по правильному пути.
Если вовремя начать заниматься с малышом, психика снова перейдет в активную фазу. Конечно, если нет других предпосылок к отставанию в психическом развитии. Подобные проблемы выявляет психолог, анализируя поведенческие реакции малыша, его историю и среду жизни.
Социальная среда
Тут причинами отставания становятся травмирующие для психики факторы. Так, родители могут слишком сильно опекать ребенка, не давая ему проявлять свою личность, ограничивая самостоятельность. Наступает инфантилизм. В 5-6 лет малыш все еще не может самостоятельно есть, заниматься личной гигиеной.
Возможны психические реакции на агрессивное поведение. Ребенок запуган, замыкается, прекращает общение с внешним миром. Так может происходить из года в год – ребенку необходима помощь специалиста для решения проблемы.
Биологические факторы
Многие дети с психологическим отставанием уже родились с дефектами развития мозга. Они сильно повлияли на интеллект и реакции малыша. Причины могут быть разными.
- Нервно-церебрального характера (неправильная закладка органов при формировании эмбриона)
Это сильные отклонения работы нервной системы, неправильное развитие мозга. Такой тип самый тяжелый для дальнейшей работы. Все мыслительные и поведенческие процессы проходят по иному пути.
- Патологии во время беременности
Здесь причины как зависящие от матери, так и независящие. Например, наследственные патологии. Женщина может не знать, что является носителем патологического гена. Или же знает, но сознательно идет на риск.
Другие причины патологического развития плода во время беременности:
- употребление матерью алкоголя и наркотиков;
- перенесенные инфекции;
- прием лекарств, антибиотиков, сильных успокоительных (есть огромный список лекарств, которые нельзя принимать во время беременности);
- травмы беременной, падения;
- сильный токсикоз.
Закладка органов в таком случае происходит неправильно. Мозг и нервная система сильнее всего страдают от химических веществ (наркотики, алкоголь, лекарства).
- Травмы при рождении
Сюда относятся:
- тяжелые роды;
- травмы головы;
- гипоксия.
Иногда изначально здоровый ребенок может получить при родах серьезное повреждение (как психического, так и физического характера). Оно станет причиной отставания в развитии.
Как выявить отставание развития
Существует множество показателей отставания, которые могут заметить сами родители. А может быть, воспитатель детского сада выявит проблему. Обычно самые яркие проявления начинаются после 2 лет. Что делать в такой ситуации, родителям подскажет педиатр.
Некоторые проявления будут заметны еще в возрасте нескольких месяцев. На них вам укажет педиатр или медсестра, которые будут проверять рефлексы ребенка.
- После первых 3 месяцев жизни должен пропадать безусловный сосательный рефлекс. Опасения вызывает его задержка, когда малыш продолжает постоянно держать во рту палец, край одежды и т.д.
- После 2-3 месяцев ребенок все еще не умеет концентрировать внимание, фокусировать взгляд. Кажется, что его вообще ничего не может заинтересовать.
- Нет реакции на звуки – ребенок не поворачивает голову в сторону источника звука.
- Даже после 3-4 месяцев все еще не улыбается.
- От 3 месяцев обычно начинается активное развитие речи: гуление, лепетание. Если до 1 года или тем более 2-3 лет нет осмысленных слов, то речь идет о серьезном нарушении развития.
- В возрасте 3-4 лет все еще не развита память, малыш не может выучить буквы, слова.
- В детском саду обнаруживается, что кроха не может писать, запоминать названия предметов. Отсутствует стремление к самостоятельной деятельности.
- У дошкольника нет четкой, правильной речи.
Наличие сразу нескольких (от 3 признаков) говорит о серьезном нарушении психической деятельности и отставании в интеллектуальном развитии.
Как помочь ребенку
Родителям обязательно нужно обратиться к специалисту. Только он сможет составить индивидуальный план лечение для ребенка. Иногда отставание в развитии можно «смягчить» и частично нагнать школьную программу.
Сходите к специалисту
С отставаниями в развитии работают разные врачи. Все зависит от рода проблемы, наличия органических изменений. Очень опасно откладывать визит к специалисту, ведь проще всего поддаются коррекции или лечению отставания на начальной стадии.
- Детский психолог
Соматический инфантилизм. Это задержка в развитии, которая не носит органический характер – с точки зрения физиологии малыш здоров. Возможно, ребенка неправильно воспитывали, не уделяли достаточно внимания его воспитанию. Это делает его несамостоятельным, у него отсутствует интерес к учебе, жизни. Такие диагнозы ставятся не раньше 3-4 года жизни.
- Психиатр
Нарушения в психической деятельности, асоциальное поведение. Малыш с большим трудом социализируется, не может находиться в обществе. Такие дети часто агрессивны, не поддаются обычным методам воспитания. Часто нуждаются в медикаментозном лечении и терапии.
- Дефектолог
Легкие формы отставания в развитии. Например, задержка речевого развития, памяти, концентрации. Эти проблемы можно исправить полностью или частично. Также он работает с неправильными социально-поведенческими реакциями у детей.
- Невролог
Этот специалист занимается проблемами неврологического характера. Он назначает комплексное лечение, поддерживающую терапию. Неврологические проблемы являются наиболее серьезными в этом списке. Нивелировать их воздействие практически нельзя. Чаще всего малыш с проблемами попадает к неврологу еще до 1 года, через несколько месяцев после рождения. Такие детишки будут нуждаться в особой терапии, лекарствах, лечебной физкультуре.
Коррекционный детский сад
Родители часто не знают, что им делать после постановки диагноза «отставание в развитии». Любой из специалистов может посоветовать дальнейшее направление действий. Если есть возможность, малыша предлагают обучать по специальной программе. Если отклонение выявлено рано, то это детский садик с дефектологическим или коррекционным уклоном.
Класс коррекции помогает детям нагнать программу – им показывают, как учиться. Если наблюдается легкое отставание, то вполне возможно, что после 2-4 лет коррекционного садика малыш сможет пойти в школу вместе с другими детьми.
Здесь занятия проходят не так, как в обычном саду. Группы формируются маленькие, а воспитателей больше. Так, в обычном садике всего 1 воспитатель и 2 нянечки на 10-15 человек. Здесь же каждому малышу нужно уделять внимание. Штат сотрудников гораздо шире: это воспитатели, дефектологи, нянечки и медсестры.
Специальные школы для детей с проблемным развитием
Если выявлены серьезные дефекты развития, после детского сада ребенка направляют в специальные учебные заведения. Основные направления работы с детьми:
- попытки социализации;
- обучение уходу за собой.
Многие из детей с серьезными неврологическими и церебральными нарушениями не смогут учиться. Им даются основы знаний о мире, но больший упор делается на социализацию, ведь такие дети вполне могут играть вместе, находиться в обществе. Детишкам с серьезными психиатрическими проблемами это важно, иначе они будут относиться к людям неадекватно.
Ребят обучают правилам личной гигиены, чтобы они были способны хотя бы минимально заботиться о себе. К сожалению, они нуждаются в постоянном внимании и помощи взрослых. Обычная школа не может обеспечить им такую возможность.
Источник
Отставание в развитии
Мне кажется, что мой ребенок отстает в развитии от других детей. Конечно, в свои три года он уже многое умеет, но при этом я наблюдаю, что другие детки более ловкие, лучше говорят и вообще гораздо сообразительнее, чем мой малыш. Как понять, отстает ли ребенок в развитии?
Оговоримся сразу: если у вас есть серьезные подозрения, что ребенок отстает в своем двигательном, эмоциональном или психическом развитии, обратитесь к специалистам, не откладывая эту проблему в долгий ящик. Ведь если ваши опасения напрасны, то нужно поскорее избавиться от них и жить спокойно. А если проблема действительно существует, то лучше начать решать ее пораньше, тогда и результат вы получите гораздо быстрее.
К счастью, в большинстве случаев материнские и отцовские тревоги по поводу задержки развития малыша связаны именно с тем, что родители склонны сравнивать успехи своего ребенка с успехами других детей. Однако известно, что темпы развития у всех детей значительно отличаются, и с трудом можно найти детей, которые в одном и том же возрасте развивались совершенно одинаково. Кроме того, развитие ребенка идет отнюдь не плавно, а, скорее, скачкообразно, поэтому мамы и папы могут наблюдать, что один ребенок уже разговаривает предложениями, в то время как его сверстник едва-едва произносит несколько невнятных слов.
История из жизни
– Дениска родился самым обыкновенным ребенком. Он и заулыбался в положенный срок, и ползать начал вовремя. Вот только месяцам к пяти-шести я стала замечать, что все-таки с ним что-то не так. Он не очень активно реагировал на игрушки, не обращал внимания на наши с папой разговоры и обращения к нему, не проявлял активности, и вот уже после трех лет педиатр отправила нас на консультацию к психологам. Те посмотрели ребенка и вынесли вердикт: умственная отсталость. Нам предложили посещать специальные занятия, где учат правильному общению с подобными детками. Сначала у меня был просто шок, но потом я взяла себя в руки, перечитала много литературы и начала с сынишкой заниматься. Первое время не видела результата: сын не радовался игрушкам и книжкам, не играл. Но постепенно он словно начал просыпаться. Потом мы все-таки пришли на занятия в центр для детей с подобными проблемами, и я увидела там других детей, познакомилась с их мамами и папами. Это стало для меня новым толчком. Сегодня мой Дениска сам читает, знает цифры, легко общается с другими детьми… А тем мамам и папам, которые опускают руки и не хотят бороться, хочу сказать: «Не отчаивайтесь, ваше терпение и труд все перетрут – и ребенок обязательно вас порадует!»
Что такое отставание в развитии?
Малыш может превосходно развиваться физически, он вовремя начинает ходить, ползать, активно действует обеими ручками, ловок, отлично прыгает и бегает. Но при этом плохо запоминает информацию или никак не желает произносить первые слова, а когда все-таки пробует говорить, то понять его бывает очень сложно. Это означает следующее: совсем не обязательно, что малыш отстает в развитии как физически, так и умственно, иногда отставание наблюдается только в одной из областей. Медики и психологи используют термин «задержка в развитии», когда хотят подчеркнуть, что ребенок не достиг чего-то, что уже могут делать дети в его возрасте.
Это важно!
Заметить задержку в развитии ребенка можно, если вы знаете, какие умения и навыки в том или ином возрасте должны появляться у ребенка. Конечно, небольшие расхождения с принятыми нормами вполне возможны, и именно так обычно и бывает.
Что должно настораживать родителей детишек в возрасте до года и заставлять их обращаться к специалистам:
– малыш плохо манипулирует игрушками, с трудом удерживает в руках погремушку, не перекладывает ее из одной ручки в другую;
– кроха не реагирует на речь, обращенную к нему;
– малыш не стремится общаться с окружающими, не отвечает на улыбку.
У ребенка старше года вы можете заметить:
– плохое умение пользоваться своими пальчиками (мелкая моторика);
– медленное развитие речи;
– низкий уровень двигательной активности;
– малыш редко и вяло проявляет эмоции, сохраняя нейтральное выражение лица.
Почему так происходит?
Причинами настоящего отставания в развитии могут быть особенности родов, наследственные факторы, особенности развития нервной системы ребенка, различные соматические заболевания. Выделяют также социальную причину отставания в развитии, когда родители не занимаются ребенком, не предоставляют ему игрушки и книжки, не водят его в детский сад и не дают возможности общаться с другими детьми, лишают радости домашнего общения.
Что я могу делать неправильно?
• Не нужно делать вид, что проблемы не существует. Мне встречалась семья, в которой ребенка с серьезной умственной отсталостью родные считали прекрасно развитым интеллектуально. Мама и бабушка в один голос спешили уверить учителей, что их сын и внук может превосходно учиться в обычной школе, в то время как мальчик не мог освоить алфавит, у него был очень ограниченный словарный запас и при этом непредсказуемая эмоциональная реакция не только на новую обстановку, но и на новую информацию, на незнакомых ему людей.
• Не нужно считать, что ничего нельзя изменить. Ведь родительские вера, терпение и настойчивость могут практически любую ситуацию изменить к лучшему. Дети с задержкой психического развития, которых в школах с трудом берут в первый класс, вполне могут достичь хороших и даже отличных результатов, если при этом они будут заниматься по специальной программе и с ними будут работать опытные специалисты.
• Не думайте, что занятия с ребенком можно посещать нерегулярно или прерывать на длительные каникулы. С отстающими в развитии малышами вообще необходимо заниматься непрерывно, само собой, давая им небольшие передышки.
• Не игнорируйте помощь специалистов, ведь психологи, дефектологи, детские психоневрологи, невропатологи и педиатры – это ваши хорошие помощники.
• Не умаляйте значение правильного диагноза. От грамотного заключения специалистов зависит, как именно необходимо построить процесс обучения вашего малыша, а, в конечном счете – и его эффективность.
Что делать?
• Будьте готовы к тому, что вам понадобится все ваше терпение и любовь. Ведь такие малыши не всегда сразу же могут много и долго работать. Поэтому вам придется приложить немало усилий, чтобы обучить ребенка тем навыкам, которые у него никак не вырабатываются.
• Поскольку причин отставания в развитии может быть много, подход к каждому ребенку будет свой, уникальный. Понять, как лучше всего обучать и развивать вашего малыша, можете именно вы, родители, в содружестве с опытным педагогом или психологом.
• Не теряйте времени, ведь чем раньше вы начнете обучение, тем эффективнее оно будет и тем раньше ваш ребенок сможет полноценно общаться.
• Посетите развивающие занятия в детском центре. Там вы узнаете, как правильно заниматься с малышом; вам помогут увидеть его сильные и слабые стороны, возможно, развеют ваши тревоги или обратят ваше внимание на те проблемы, которые требуют немедленного вмешательства.
• Имейте в виду, что многие отставания и отклонения в развитии, которые вы наблюдаете у вашего ребенка, могут быть устранены уже в раннем детском возрасте, если над этим усердно работать.
• Вы должны знать, что не всегда причина задержки в развитии может быть психологической. Например, иногда причиной задержки речевого развития может быть нарушение слуха у малыша. Поэтому в список специалистов, которым вы покажете ребенка, включите педиатра, логопеда, психолога, детского психоневролога.
• Для того чтобы эффективно заниматься с ребенком, вы должны установить очень хороший эмоциональный контакт с ним.
• Сегодня существует немало тестов и программ, цель которых – помочь родителям определить, какие навыки им нужно вырабатывать у ребенка и как именно это делать.
• Никто лучше вас, родителей, не знает вашего ребенка и не чувствует его состояние и настроение, поэтому именно вы должны помочь специалистам в диагностике. Будьте внимательны, старайтесь тщательно отслеживать динамику интеллектуального и физического развития ребенка.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
Случай 1
Преимущественное отставание в развитии функций III блока (программирования и контроля)
Исследование началось, когда Нина (имена детей изменены) в возрасте 5 лет стала посещать группу для детей с задержкой психомоторного и речевого развития в Центре лечебной
Случай 2
Преимущественное отставание в развитии функций II блока (переработки информации)
Работа нейропсихолога с ребенком началась, когда Катя в возрасте 5 лет стала посещать группу для детей с задержкой психомоторного и речевого развития (педагоги А. Л. Рева, Т. Ю.
Случай 3
Преимущественное отставание в развитии функций I (энергетического) блока
Денис, мальчик 5 лет, получал комплекс психолого-педагогической помощи, включавшей игровую, музыкальную, двигательную и педагогическую коррекцию (педагоги А. Л. Рева и Т. Ю. Тросман-Хотылева)
1.2.3. О читательском развитии личности
По В.А. Бородиной (д.п.н, профессор ГУКИ) полисистемное понятие «читательское развитие личности» обосновывается теорией читательского развития личности. Категория «развитие» содержит эвристический и прогностический потенциал,
§ 1. Три ступени в развитии поведения
Рассматривая развитие поведения от его самых простых форм, какие мы наблюдаем у низших животных, до самых сложных и высших, которые мы видим у человека, мы легко можем заметить, что поведение, взятое в целом, проходит в своем развитии
Помехи в развитии
Личность может с успехом выйти из кризиса каждой стадии или оставить его каким-то образом нерешенным. Эриксон указывает, что успешный выход заключается в некотором равновесии. Наглядный пример неудачного решения — возникновение чувства негативной
Помехи в развитии
Помехи появляются у человека уже в раннем детстве, они присутствуют и на нормальных стадиях развития. Уроки, полезные в одном возрасте, могут принести вред на более поздней стадии. Фрейд описывал ситуации, в которых уроки, полученные человеком в детстве,
Скачок в личностном развитии
Эволюция нашего сознательного мышления начиналась с установки на ежедневную первостепенную необходимость удовлетворения потребностей. Первичной потребностью наших предков было выживание каждый день. Их мышление было сосредоточено на
Не забывайте о духовном развитии
Я не собираюсь навязывать вам какие-либо религиозные взгляды. Тем не менее необходимо ежедневно находить время для духовной практики, будь то молитва или медитация. Не важно, в одиночестве вы или в группе единомышленников.Материальный
10. О твоей духовности и ее развитии
10.1. Простые примеры для посещения храма
Для православной семьи важно, чтобы ты был крещен, имел крестного и крестную, знал и умел использовать несложные правила поведения в храме. Знал, как молится перед образом Спасителя: «Господи
О физическом развитии детей
Стремление к движению, обнаруживаемое ребенком с первых минут его жизни, по мере развития органических сил находит все более и более средств для своего выражения.Вот почему мы не можем видеть в телесных движениях дитяти одно удовлетворение
О развитии физической выносливости
После продолжительного и сильного действия какого-нибудь органа мы чувствуем в нем утомление: так, рассматривая долго и пристально какие-нибудь отдаленные или мелкие предметы, мы чувствуем усталость в глазах. Так, после долгого и
О развитии детской речи
Всякое дитя, одаренное слухом, усваивает уже готовый, прежде его созданный язык. В этом отношении мать, няня – словом, семья являются первыми наставниками ребенка в отечественном языке. Когда доходит дело до учителя, то дитя уже обладает громадным
Франция: новое отставание
Французы долго смотрели на Европу как на проект «большой» Франции. Однако, как показали геополитические потрясения 1989–1991 гг., это была ошибка: объединение Германии и расширение Европы сдвинули ее центр тяжести к Востоку. Сегодня Европа совсем
Источник