Общение как условие и средство психического развития ребенка

Общение как условие и средство психического развития ребенка thumbnail

Светлана Морозова
Значение общения в психическом развитии ребенка

Значение общения в психическом развитии детей дошкольного возраста

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение, благодаря широким возможностям к научению, ребенок приобретает все свои высшие познавательные способности и качества и превращается в полноценную личность.

Личность людей складывается и функционирует только в их отношениях с окружающими людьми. Согласно Л. С. Выготскому все высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, т. е. такие, в реализации которых участвует не один, а минимум два субъекта. И лишь постепенно посредством присвоения они становятся внутренними.

Разработка взглядов Л. С. Выготского привела к созданию отечественными психологами (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.) концепции детского развития, в рамках которой развитие ребенка понимается как процесс присвоения общественно-исторического опыта в процессе взаимодействия с его носителями — взрослыми.

Потребность в общении не является врожденной. Она возникает в ходе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими. Потребность общения ребенка со взрослыми, возникает вначале как биологическая потребность в первые два месяца жизни на основе первичных органических нужд, затем возникают социальные потребности в новых впечатлениях. Общаясь со взрослыми, ребенок оказывается в пределах «зоны ближайшего развития», где сотрудничество с превосходящими его по опыту и знаниям партнерами помогает ему реализовать свои потенциальные возможности. Именно в ходе общения ребенок совершает первые вылазки в новые области; благодаря общению подготавливается смена предыдущей деятельности последующей, более высокой по своему развитию. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение. Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» добытое людьми ранее. Для ребенка общение со взрослым выступает определяющим фактором психического развития: 1) взрослый задает ребенку образцы для подражания; 2) передает информацию; 3) развивает речь и все познавательные процессы; 4) формирует личностные качества, самооценку, эмоции; 5) способствует усвоению различных видов деятельности;

6) формирует отношение к другим людям. Три группы фактов доказывают решающую роль общения в общем психическом развитии ребенка:

• изучение «детей-маугли»;

• исследование природы и причин «госпитализма»;

• прямое выявление влияния общения на психическое развитие в формирующих экспериментах.

Результаты психологического исследования «детей-маугли», выросших в изоляции от общества, обнаруживают у них глубокое, и необратимое недоразвитие. Сегодня никто не сомневается, что приспособление к жизни среди животных вызывает у маленького ребенка, попавшего в их среду, отклонение от пути, по которому обычно идут человеческие дети. Без поддержки взрослых он не использует свою природную способность стать «человеком разумным», а затем, по-видимому, и вовсе ее теряет. Это передвигающиеся на четвереньках существа, полностью зависящие от вскормивших их животных. Явление «госпитализма» обнаружилось при первых попытках наладить внесемейное воспитание оставшихся без родителей маленьких детей. В конце прошлого и начале нынешнего века появились частные и государственные приюты, которые вскоре превратились в «фабрики ангелов» — так велика была смертность, особенно в первые месяцы и годы жизни детей. Дети, которые оставались жить, резко отставали в общем физическом, и особенно в психическом развитии: к 3 годам они не владели простейшими навыками самообслуживания, не соблюдали опрятность, почти не говорили, плохо поддавались воспитательным воздействиям, проявляли поразительную пассивность или, напротив, суетливость и агрессивность. Описанный комплекс и получил название «госпитализма». Полная изоляция детей от взрослых, не позволяет им стать людьми и оставляет на положении «полуживотных». Недостаточность контактов со взрослыми («дефицит общения») тоже драматическим образом влияет на психическое развитие ребенка, снижая его сопротивляемость болезням, темп психического развития и его уровень, достигнутый в младенческом и раннем возрасте. Не менее значимыми, чем взаимоотношения со взрослым, для ребенка дошкольного возраста становятся взаимоотношения со сверстниками. Характерными чертами общения дошкольников со сверстниками являются: разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широкий их диапазон; большое разнообразие коммуникативных задач; яркая эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность контактов; а также преобладание инициативных действий над ответными. Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте проходит ряд этапов. На третьем году жизни взаимоотношения между детьми возникают в основном на основе их действий с предметами, игрушками. Сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, «невидимым зеркалом», в котором ребенок видит в основном себя. Эти действия приобретают совместный, взаимозависимый характер. К старшему дошкольному возрасту в совместной деятельности дети уже осваивают следующие формы сотрудничества: чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности ребята приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения. Стремление к руководству у дошкольника определяется эмоциональным отношением к самой деятельности, а не к позиции руководителя. У дошкольников нет еще осознанной борьбы за руководство. В дошкольном возрасте продолжают развиваться способы общения. Генетически наиболее ранней формой общения является подражание. А. В. Запорожец отмечает, что произвольное подражание малыша — один из путей овладения общественным опытом. На протяжении дошкольного возраста у ребенка меняется характер подражания. Если в младшем дошкольном возрасте он подражает отдельным формам поведения взрослых и сверстников, то в среднем дошкольном возрасте ребенок уже не слепо подражает, а сознательно усваивает образцы норм поведения. Деятельность дошкольника разнообразна: игра, рисование, конструирование, элементы труда и учения, в чем и проявляется активность ребенка. Усложнение видов деятельности и общения, расширение круга общения приводят к формированию самосознания. Ребенок осознает себя, прежде всего, на уровне субъекта действия. У него складывается устойчивое положительное отношение к себе, определяемое потребностью в признании со стороны окружающих. Ребенок осознает себя как носителя индивидных характеристик — физического облика и пола, как человека, изменяющегося во времени, имеющего свое прошлое, настоящее и будущее. Самооценка дошкольника появляется в особых ситуациях, требующих от ребенка оценить себя, но по содержанию она ситуативна и отражает оценку, даваемую ребенку взрослым. К концу дошкольного возраста формируется конкретная самооценка, ребенок может внеситуативно и обоснованно оценить себя. Согласно B.C. Мухиной, психическое развитие детей в общении с другими людьми будет неполным, если ребенком не движет потребность быть признанным. Потребность в признании в дошкольном возрасте выражается в стремлении ребенка утвердиться в своих моральных качествах, в желании того, чтобы окружающие были ему благодарны и признавали его хорошие поступки. На протяжении дошкольного возраста нарастает процесс дифференциации в детском коллективе: одни дети становятся популярными, другие отвергаемыми. По данным Е. О. Смирновой и Е. А. Калягиной, на положение ребенка в группе сверстников влияет множество факторов, главным из которых является способность к сопереживанию и помощи сверстникам. Социальная ситуация развития, специфическая для дошкольного возраста, определяет весь образ жизни ребенка и особенности его психического развития. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с сюжетно-ролевой игрой как ведущей деятельностью дошкольника, в которой складываются главные психические новообразования этого возраста, формируется опыт межличностных отношений. Навыки общения и совместной деятельности заключаются в развитии навыков социальной перцепции, согласование детьми своих мыслей и действий, разработки общего плана, прежде всего, в игре; способности выражать сочувствие, оказывать взаимную поддержку, делать взаимооценки, распределять игрушки, отстаивать свою точку зрения, поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период. Если ребенок не готов или не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не считается с условиями игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении со сверстниками, в их эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию. Общение по поводу игры выступает в действительности как школа социальных отношений. Именно в игровых ситуациях ребенок учится быть человеком. Для каждого ребенка старшего дошкольного возраста значимо быть принятым сверстниками, поэтому он старается соответствовать ожиданиям играющих. Игра полностью захватывает ребенка, заставляет его глубоко переживать те чувства, которые должны испытывать изображаемые персонажи, — симпатию, сочувствие, уважение. Игровые отношения – суровые отношения по правилам, только опрятный, смышленый и хороший ребенок не будет раздражать других детей, будет нравиться, и будет ими принят. Слабый ребенок с физическими недостатками также вызывает у детей неприязнь. Тихий и плаксивый может вызвать желание не принимать его в игру. Развитие личности будет неполным, если ребенком не движет потребность быть признанным.

Таким образом, общение с взрослым выступает решающим, но недостаточным фактором полноценного, гармоничного развития личности дошкольника. Общение со сверстниками является необходимым условием формирования готовности к обучению в школе. Вклад общения и совместной деятельности со сверстником в развитие дошкольника наиболее заметен в этической, познавательной сферах личности, в развитии самосознания, творческих способностей, способности к сотрудничеству.

Используемая литература:

1. Лисина М. И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни || Проблемы общей возрастной и педагогической психологии (Под редакцией Давыдова В. В.) М. 1978

2. Лисина М. И., Формирование личности ребенка в общении. — электронная книга

3. Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960.

Источник

Общение
имеет огромное значение в формировании
человеческой психики, ее развитии и
становлении разумного, культурного
поведения. Через общение, благодаря
широким возможностям к научению, ребенок
приобретает все свои высшие познавательные
способности и качества и превращается
в полноценную личность. Многочисленные
описанные факты показывают, что, будучи
лишенным общения, что человек лишенный
общения получает изменения в своем
психическом развитии (феномен Маугли,
или будучи взрослыми, в результате
несчастного случая оказались в
одиночестве, например, после
кораблекрушения).

Особенно
большое значение для психического
развития ребенка имеет его общение со
взрослыми на ранних этапах онтогенеза.
В это время все свои человеческие,
психические и поведенческие качества
он приобретает почти исключительно
через общение, т.к. вплоть до начала
обучения в школе, а еще более определенно
– до наступления подросткового возраста,
он лишен способности к самообразованию
и самовоспитанию.

Психическое
развитие ребенка начинается с общения.
Это первый вид социальной активности,
который возникает в онтогенезе и
благодаря которому младенец получает
необходимую для его индивидуального
развития информацию. Что же касается
предметной деятельности, которая также
выступает как условие и средство
психического развития, то она появляется
гораздо позже – на втором, третьем году
жизни.

В
общении сначала через прямое подражание
(викарное научение), а затем через
словесные инструкции (вербальное
научение) приобретается основной
жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми
он общается, являются для ребенка
носителями этого опыта, и никаким другим
путем, кроме общения с ними, этот опыт
не может быть приобретен. Интенсивность
общения, разнообразие его содержания,
целей и средств являются важнейшими
факторами, определяющими развитие
детей. Выделенные выше виды общения
служат развитию различных сторон
психологии и поведения человека.

Личностное
общение формирует человека как личность,
дает ему возможность приобрести
определенные черты характера, интересы,
привычки, склонности, усвоить нормы и
формы нравственного поведения, определить
цели жизни и выбрать средства их
реализации.

Разнообразное
по содержанию, целям и средствам общение
также выполняет специфическую функцию
в психическом развитии индивида.
Материальное общение позволяет человеку
получать необходимые для нормальной
жизни предметы материальной и духовной
культуры, которые, выступают в качестве
условия индивидуального развития.
Когнитивное общение непосредственно
выступает как фактор интеллектуального
развития, так как общающиеся индивиды
обмениваются и, следовательно, взаимно
обогащаются знаниями.

Кондиционное
общение создает состояние готовности
к научению, формулирует установки,
необходимые для оптимизации других
видов общения. Тем самым оно косвенно
способствует индивидуальному
интеллектуальному и личностному развитию
человека. В процессе мотивационного
общения, ребенок приобретает новые
интересы, мотивы и цели деятельности и
увеличивает свой развивающий потенциал.
Деятельностное общение, которое
определяется как межличностный обмен
действиями, операциями, умениями и
навыками, имеет для индивида прямой
развивающий эффект, так как совершенствует
и обогащает его собственную деятельность.
Социальное общение обслуживает
общественные потребности людей и
является фактором, способствующим
развитию форм общественной жизни: групп,
коллективов, организаций, наций,
государств, человеческого мира в целом.

Непосредственное
общение необходимо человеку для того,
чтобы обучаться и воспитываться в
результате широкого использования на
практике данных ему с рождения, самых
простых и эффективных средств и способов
научения условно-рефлекторного, викарного
и вербального. Опосредствованное общение
помогает усвоению средств общения и
совершенствованию на базе их способности
к самообразованию и самовоспитанию
человека, а также к сознательному
управлению самим общением.

Благодаря
невербальному общению человек получает
возможность психологически развиваться
еще до того, как он усвоил и научился
пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме
того, само по себе невербальное общение
способствует развитию и совершенствованию
коммуникативных возможностей человека,
вследствие чего он становится более
способным к межличностным контактам и
открывает для себя более широкие
возможности для развития. Что же касается
вербального общения и его роли в
психическом развитии индивида, то ее
трудно переоценить. Оно связано с
усвоением речи, а она лежит в основе
всего развития человека, как
интеллектуального, так и собственно
личностного.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

В психологической
теории деятельности общение рассматривается
как один из ее видов. Оно имеет ту же
структуру, что и любая другая деятельность:
возникает на основе
соответствующей потребности и
побуждается отвечающим ей мотивом,
включает действия, направленные на
имеющие смысловое отношение к мотиву
цели. В каждом возрастном периоде общение
имеет свои специфические особенности,
определяемые развитием
потребностно-мотивационной сферы.

Первые годы жизни
человека наполнены общением с близкими
взрослыми людьми. Родившись, ребенок
не может сам удовлетворить ни одной
своей потребности — его кормят, купают,
укрывают, перекладывают, переносят, ему
показывают яркие игрушки. Вырастая и
становясь все больше самостоятельным,
он продолжает зависеть от взрослого,
который учит его ходить и держать ложку,
правильно произносить слова и строить
башни из кубиков, отвечает на все его
«почему?».

Потребность в
общении у ребенка появляется рано,
примерно в 1—2 месяца, после кризиса
новорожденности. Он начинает улыбаться
маме и бурно радоваться при ее появлении.
Мама (или другой близкий человек,
ухаживающий за ребенком) должна как
можно более полно удовлетворять эту
новую потребность. Непосредственно-эмоциональное
общение со взрослым создает у ребенка
радостное настроение и повышает его
активность, что становится необходимой
основой для развития его движений,
восприятия, мышления, речи.

Что же происходит,
если потребность в общении не
удовлетворяется или удовлетворяется
недостаточно? Дети, оказавшиеся в
больнице или в детском доме, отстают в
психическом развитии. До 9—10 месяцев
они сохраняют бессмысленный, безразличный
взгляд, устремленный вверх, мало
двигаются, ощупывают свое тело или
одежду и не стремятся схватить попавшиеся
на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не
испытывают интереса к окружающему. Речь
появится у них очень поздно. Более того,
даже при хорошем гигиеническом уходе
дети отстают в своем физическом развитии.
Эти тяжелые последствия недостатка
общения в младенчестве получили название
госпитализма.

Таким образом, в
первый год жизни полноценное общение
со взрослым является жизненно важным.
Недостаточное или не соответствующее
потребностям общение отрицательно
сказывается на развитии и позже, причем
проявление этого негативного влияния
на разных возрастных этапах имеет свою
специфику. Каждый возраст, принося новые
возможности и новые потребности, требует
особых форм общения.

М.И. Лисина изучала,
как изменяется общение ребенка со
взрослым человеком на протяжении
детства. Она выделяла четыре формы
общения (табл.).

Возраст

Период

Форма
общения

Потребность,
удовлетворяемая в общения

До
1 года

Младенческий
возраст

Ситуативно-личностное
общение

Потребность в
доброжелательном внимании

1
— 3 года

Ранний возраст

Ситуативно-деловое
общение

Потребность в
сотрудничестве

3
— 5 лет

Младший передний
дошкольный возраст

Внеситуативно-познавательное
общение

Потребность в
уважении взрослого; познавательная
потребность

4
— 6 лет

Средний и старший
дошкольный возраст

Внеситуативно-личностное
общение

Потребность во
взаимопонимании и сопереживании

1. Ситуативно-личностное
общение, характерное для младенчества
(1-6 месяцев)
. Оно зависит от особенностей
сиюминутного взаимодействия ребенка
и взрослого, ограничено узкими рамками
ситуации, в которой удовлетворяются
потребности ребенка. Непосредственно-эмоциональные
контакты (внимание и доброжелательность
взрослого) являются основным содержанием
общения. Ребенка привлекает личность
взрослого, а все остальное, включая
игрушки и прочие интересные предметы,
остается на втором плане. Мотивы общения
– личностные. Средства общения –
экспессивно-мимические.

2. Ситуативно-деловое
общение (3 месяца – 2 года)
. В раннем
возрасте ребенок осваивает мир окружающих
его предметов. Ему по-прежнему необходимы
теплые эмоциональные контакты с мамой,
но этого уже недостаточно. Потребность
в общении у него в это время тесно связана
с потребностью в сотрудничестве, которая
вместе с потребностями в новых впечатлениях
и активности может быть реализована в
совместных действиях со взрослыми.
Ребенок и взрослый, выступающий как
организатор и помощник, вместе манипулируют
предметами, выполняют все более сложные
действия с ними. Взрослый показывает,
что можно делать с разными вещами, как
их использовать, раскрывая перед ребенком
те их качества, которые тот сам не в
состоянии обнаружить. Общение,
развертывающееся в ситуации совместной
деятельности, названо ситуативно-деловым.
Мотивы общения – деловые. Средства
общения – предметно-действенные.

3.
Внеситуативно-познавательное общение
(3 года)
. С появлением первых вопросов
ребенка: «почему?», «зачем?», «откуда?»,
«как?» — начинается новый этап в развитии
его общения со взрослым, дополнительно
побуждаемый познавательными мотивами.
Ребенок вырывается за рамки наглядной
ситуации, в которой раньше были
сосредоточены все его интересы. Теперь
его интересует гораздо большее, как
устроен открывшийся для него огромный
мир природных явлений и человеческих
отношений. И главным источником
информации, эрудитом, знающим все на
свете, становится для него все тот же
взрослый человек. Содержание потребности
– уважение взрослого. Мотивы общения
– познавательные. Средства общения –
речевые.

4. Внеситуативно-личностное
общение, возникающее в середине или
конце дошкольного возраста (6 -7 лет)
.
Взрослый для ребенка — высший авторитет,
чьи указания, требования, замечания
принимаются по-деловому, без обид,
капризов и отказа от трудных заданий.
Эта форма общения важна при подготовке
к школе, и если она не сложилась к 6—7
годам, ребенок будет психологически не
готов к школьному обучению. Содержание
потребности – сопереживание и
взаимопонимание взрослого. Мотивы
общения – личностные. Средства общения
– речевые.

Каждая форма
общения вносит свой вклад в психическое
развитие ребенка. Ситуативно-личностная
стимулирует, главным образом, становление
перцептивных действий разных систем и
анализаторов и реакции хватания.
Ситуативно-деловое общение приводит к
переходу от отдельных действий к
предметной деятельности и развитию
речи. Внеситуативно-познавательное
общение помогает дошкольникам неизмеримо
расширить рамки мира, доступного для
познания, проследить взаимосвязь
явлений, раскрыть некоторые
причинно-следственные связи и другие
отношения между предметами.
Внеситуативно-личностная форма общения
вводит ребенка в мир социальных отношений
и позволяет занять в нем адекватное
место. Ребенок постигает смысл
взаимоотношений между людьми, усваивает
нравственные нормы и ценности, правила
социального взаимодействия. Важнейшее
значение данной формы состоит в том,
что ребенок узнает благодаря ей о
взрослом как об учителе и усваивает
представление о себе как об ученике.
Поэтому наиболее успешно приобретает
новые знания.

Отметим, что позже,
в младшем школьном возрасте, сохранится
и упрочится авторитет взрослого, появится
дистанция в отношениях ребенка и учителя
в условиях формализованного школьного
обучения. Сохраняя старые формы общения
со взрослыми членами семьи, младший
школьник учится деловому сотрудничеству
в учебной деятельности.

В подростковом
возрасте ниспровергаются авторитеты,
появляется стремление к независимости
от взрослых, тенденция к ограждению
некоторых сторон своей жизни от их
контроля и влияния. Общение подростка
со взрослыми и в семье, и в школе чревато
конфликтами. Тем не менее оно является
весьма значимой для него сферой отношений,
подкрепляясь, помимо потребности в
любви и заботе со стороны взрослых,
нуждой в их мнении и оценках по поводу
социальных и нравственных проблем,
событий, поступков и т.д.

В старшем школьном
возрасте конфликты со взрослыми
прекращаются или теряют свою остроту,
эмоциональные контакты с родителями,
если они были прерваны, обычно
восстанавливаются, а интерес к общению
со взрослыми возрастает. Дополнительным
стимулом в этом общении становится
необходимость в опыте старшего поколения
при определении своего будущего
жизненного пути, а также интерес к
взрослым как носителям тех или иных
качеств, выступающих эталонами в
соответствующих областях.

Общение с другими
детьми первоначально практически не
влияет на развитие ребенка (если в семье
нет близнецов или детей близкого
возраста). Даже младшие дошкольники в
3–4 года еще не умеют по-настоящему
общаться друг с другим. Как пишет Д.Б.
Эльконин, они «играют рядом, а не вместе».
О полноценном общении ребенка со
сверстниками можно говорить, только
начиная со среднего дошкольного возраста.
В это время потребность в общении
сочетается с игровыми мотивами. Общение,
вплетенное в сложную ролевую игру,
способствует развитию произвольного
поведения, умения учитывать чужую точку
зрения.

В младшем школьном
возрасте впервые может появиться особая
форма общения, связанная с отношениями
в коллективе. Включение в коллективную
учебную деятельность (групповую работу,
взаимную оценку результатов и т.д.),
дополненное общими внеучебными
интересами, при благоприятных условиях
может привести к идентификации со своим
школьным классом. В дальнейшем
идентификации (чувство своей общности
с данной группой) может проявиться в
отношениях с членами своего производственного
коллектива, в группах по интересам и
т.д.

Для подростков
общение со сверстниками становится
ведущей деятельностью. У них появляются
близкие друзья, с которыми они способны
на глубокое интимно-личностное,
исповедальное общение. Способность к
близкой дружбе развивается в старшем
школьном возрасте и на протяжении юности
в целом. Как подчеркивает Э. Эриксон,
способность к глубоким доверительным
отношениям с другими людьми должна
стать одним из важнейших завоеваний
юности. В молодости и зрелые периоды
жизни глубокие дружеские отношения с
близкими людьми – одна из самых значимых
сторон жизни человека.

Обычно в юности,
а иногда и в подростковом возрасте,
появляется первая любовь, которая
формирует еще одну особую сферу общения.
Юношеская любовь, как и дружба, предполагает
большую душевную близость, несет в себе
потребность в понимании. Она во многом
определяет отношения, которые складываются
у человека в этой сфере в молодости и
зрелости. Любовь является весьма
желательным, в идеале – необходимым
компонентом более широкой сферы: сферы
семейных отношений. Подавляющее
большинство людей создает семью в
молодости. Общение в сфере семейных
отношений может считаться ведущей
деятельностью данного возраста. Помимо
отношений между супругами, оно включает
также общение молодых родителей с
детьми. В зрелые периоды жизни семейные
отношения также являются одной из
важнейших ее сторон.

В заключение
следует подчеркнуть, что общение на
всем протяжении жизни человека занимает
чрезвычайно важное место. В младенчестве
(непосредственно-эмоциональное общение
с матерью), подростковом возрасте
(интимно-личностное общение со
сверстниками) и молодости (общение в
сфере семейных отношений) оно является
ведущей деятельностью, т.е. самой значимой
стороной жизни. В остальных возрастных
периодах различные виды общения также
играют важнейшую роль, как составляя
самостоятельные стороны жизни человека,
так и выступая в качестве неотъемлемых
компонентов других видов деятельности,
в том числе ведущих (например, в
предметно-манипулятивной деятельности
детей раннего возраста, в игровой
деятельности дошкольников и т.д.).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник