Общение как фактор развития ребенка в онтогенезе

Общение как фактор развития ребенка в онтогенезе thumbnail

Изучение
онтогенеза общения представлено в
работах М.И. Лисиной, Л.И. Божович, Д.Б.
Эльконина, Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой
и др.

В дошкольном
возрасте последовательно сменяют друг
друга четыре формы общения ребенка со
взрослыми: ситуативно-личностное;
ситуативно-деловое; внеситуативно-познавательное;
внеситуативно-личностное. [9]

В исследованиях
М.И. Лисиной неоднократно указывалось
на то, что первыми в онтогенезе возникают
экспрессивно-мимические средства
общения: улыбка, смех, экспрессивные
вокализации, мимические движения. Это
выразительные средства общения. Их
функция состоит в том, что они служат
индикаторами отношения одного человека
к другому.

Предметно-действенные
средства общения возникают в онтогенезе
позднее. Это не выразительные, а
изобразительные средства. К ним относятся
позы, повороты, указательные жесты,
притягивание и передача предметов,
манипулирование предметами, действия
предметами и так далее. Изобразительные
средства выражают готовность партнера
к общению и в своеобразной форме
показывают, к какому именно взаимодействию
он приглашает. [9]

Ситуативно-личностное
общение (непосредственно — эмоциональное
общение). Первая появляющаяся в онтогенезе
форма общения ребенка со взрослыми.
Начинает складываться на II месяце жизни
по мере развития комплекса оживления.
Эта форма общения удовлетворяет
потребность ребенка во внимании и
доброжелательности взрослого; побуждается
личностными мотивами; реализуется при
помощи экспрессивно-мимических средств;
содержание ситуативно-личностного
общения — обмен положительными эмоциями
между ребенком и взрослым. В первом
полугодии жизни является ведущей
деятельностью, оказывая мощное влияние
на развитие всех сторон психики ребенка.
[9]

Ситуативно-деловое
общение со взрослыми появляется в
онтогенезе второй и существует от 6
месяцев до 3 лет.

Общение со
взрослыми вплетается в новую ведущую
деятельность (предметно-манипулятивную),
помогая ей и обслуживая ее. На центральное
место среди других мотивов общения
выдвигается деловой мотив, т.к главные
поводы для контактов ребенка с взрослыми
связаны с их общим делом практическим
сотрудничеством. Ведущее положение при
ситуативно-деловой форме общения
занимают коммуникативные операции
предметно-действенного вида (локомоторные
и предметные движения; позы, используемые
для целей общения). [9]

Ситуативно-деловое
общение имеет важнейшее значение в
жизни детей раннего возраста. В это
время дети переходят от неспецифических
примитивных манипуляций с предметами
ко все более специфическим, а затем и
культурно фиксированным действиям с
ними. В этом переходе общение играет
решающую роль. [9]

Внеситуативно-познавательное
общение возникает в середине дошкольного
возраста и характерно для детей 4 — 5 лет.

Как и вторая
форма общения (ситуативно-деловая) она
опосредована и вплетена в совместную
познавательную деятельность
(«теоретическое» сотрудничество).
Ведущим мотивом становится познавательный
мотив. Для ситуативно-познавательной
формы общения характерно стремление
ребенка к уважению взрослого.

Познавательное
общение тесно переплетается с игрой
детей, которая является ведущим видом
деятельности на протяжении всего
дошкольного детства. [9]

Внеситуативно-личностное
общение является высшей формой общения
(по М.И. Лисиной) и возникает в возрасте
6 — 7 лет. Это общение направлено на
познание социального мира, не включается
ни в какую другую деятельность. Оно
протекает в форме самостоятельных
эпизодов. Основными мотивами являются
личностные, которые побуждают ребенка
к коммуникации. Взрослый привлекает
ребенка как самостоятельная личность.
Основной компонент общения — потребность
во взаимопонимании и сопереживании
взрослого. Среди разнообразных средств
внеситуативно-личностного общения
основное место занимают речевые. [9] Роль
общения в психическом развитии человека

Общение
имеет огромное значение в формировании
человеческой психики, ее развитии и
становлении разумного, культурного
поведения. Через общение с психологически
развитыми людьми, благодаря широким
возможностям к научению, человек
приобретает все свои высшие познавательные
способности и качества. Через активное
общение с развитыми личностями он сам
превращается в личность. [14]

Общение —
важнейший фактор формирования личности,
один из главных видов деятельности
человека, устремленный на познание и
оценку самого себя через других людей.
Как полагал Л.С. Выготский, развитие
психики человека происходит лишь в
совместной деятельности.

Начиная с
самых ранних этапов онтогенеза, общение
приобретает личностный характер и
предполагает возможность тесного
взаимодействия ребенка со взрослым.
[8]

Общение
играет особую роль в психическом развитии
ребенка, развитие психики ребенка — это
процесс, происходящий путем усвоения
детьми общественно-исторического опыта
человечества с помощью реального общения
со взрослыми. [4]

Большинство
научных исследований и психолого-педагогических
рекомендаций по формированию навыков
общения при нарушении интеллектуального
развития посвящено детскому возрасту.
Закономерно и понятно, так как чем в
более раннем возрасте начинается
коррекционно-развивающая работа с
«особым» ребенком, чем более
эффективны результаты его социальной
реабилитации.

В общении
сначала через прямое подражание (викарное
научение), а затем через словесные
инструкции (вербальное научение)
приобретается основной жизненный опыт
ребенка. Люди, с которыми он общается,
являются для ребенка носителями этого
опыта, и никаким другим путем, кроме
общения с ними, этот опыт не может быть
приобретен. Интенсивность общения,
разнообразие его содержания, целей и
средств являются важнейшими факторами,
определяющими собственное развитие
детей. [8]

Общение
служит развитию различных сторон
психологии и поведения человека. Так,
деловое общение формирует и развивает
его способности, служит средством
приобретения знаний и навыков.

Личностное
общение формирует человека как личность,
дает ему возможность приобрести
определенные черты характера, интересы,
привычки, склонности, усвоить нормы и
формы нравственного поведения, определить
цели жизни и выбрать средства их
реализации. [14]

Разнообразное
по содержанию, целям и средствам общение
также выполняет специфическую функцию
в психическом развитии индивида.

Благодаря
невербальному общению человек получает
возможность психологически развиваться
еще до того, как он усвоил и научился
пользоваться речью (около 2 — 3 лет). Кроме
того, само по себе невербальное общение
способствует развитию и совершенствованию
коммуникативных возможностей человека,
вследствие чего он становится более
способным к межличностным контактам и
открывает для себя более широкие
возможности для развития. Вербальное
общение связано с усвоением речи, а она,
как известно, лежит в основе всего
развития человека. [4]

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Наталья ляцкая
Развитие коммуникативной деятельности в онтогенезе

Развитие коммуникативной деятельности в онтогенезе

Проблема развития речи у детей глубоко изучена и широко представлена в отечественной педагогике и психологии (Л. С. Выготский [1], Н. С. Жукова [2] и другие). Речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка, на основе подражания речи окружающих.

В развитии коммуникативной функции общения выделяется ряд этапов (М. И. Лисина [3]):

1 этап. Установление отношений ребенка с взрослым, причем взрослый выступает в данном случае в роли взрослого, как взрослого. Он является носителем нормативов деятельности и образцом для подражания.

2 этап. На этом этапе взрослый выступает уже не носителем образцов, а равным партнером по совместной деятельности.

3 этап. Между детьми устанавливаются отношения равноправных партнеров по совместной деятельности.

4 этап. На этом этапе ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности. Данный этап, с одной стороны, позволяет ребенку использовать усвоенный материал не шаблонно, а творчески, способствует развитию позиций субъекта деятельности, помогает увидеть смысл предметов и явлений; с другой стороны, – задавая товарищам нормы и образцы деятельности, демонстрируя способы ее выполнения, ребенок учится контролировать и оценивать других, а затем и себя, что исключительно важно в плане формирования психологической готовности к школьному обучению.

Потребности, мотивы и средства общения образуют устойчивые сочетания – формы общения, которые закономерно сменяются на протяжении детского возраста. Развитие общения ребенка со взрослым М. И. Лисина [4] рассматривала как смену своеобразных форм.

Итак, формой общения называется деятельность общения на определённом этапе ее развития, взятая в целостной совокупности ее свойств.

Форма общения характеризуется следующими параметрами:

1) время ее возникновения в онтогенезе;

2) ее место в системе общей жизнедеятельности;

3) основное содержание потребности, удовлетворяемой детьми в данной форме общения;

4) ведущие мотивы, побуждающие ребенка к общению;

5) основные средства общения.

Процесс становления у детей первой функции речи, т. е. овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит несколько этапов.

На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладению речью в последующем. Это довербальный этап. На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи. Третий этап охватывает все последующее время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения.

Коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей в ее межличностной функции на всех трех этапах становления (в довербальный период, в момент возникновения и в дальнейшем ее развитии). Но, по всей видимости, такое влияние неодинаково проявляется и сказывается на каждом из этапов. И это связано в первую очередь с тем, что сам коммуникативный фактор изменяется у детей в разные периоды дошкольного детства.

Предметом общения, как деятельности, является другой человек, партнер по совместной деятельности. Конкретным предметом деятельности общения служат каждый раз те качества и свойства партнера, которые проявляются при взаимодействии. Отражаясь в сознании ребенка, они становятся затем продуктами общения. Одновременно ребенок познает и себя. Представление о себе (о некоторых выявившихся во взаимодействии своих качествах и свойствах) также входит в продукт общения.

Общение со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. И чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение со взрослым.

Появление и развитие речи делает возможным следующий этап в развитии общения ребенка со взрослым, который существенно отличается от предыдущих.

Две первые формы общения были ситуативными (ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, потому что основное их содержание непосредственно присутствовало в конкретной ситуации. И хорошее отношение взрослого, выраженное в его улыбке и ласковых жестах (ситуативно-личностное общение, и предметы в руках взрослого, которые можно увидеть, потрогать, рассмотреть (ситуативно-деловое общение, находились рядом с ребенком, перед его глазами. Содержание следующих форм общения уже не ограничивается наглядной ситуацией, а выходит за ее пределы. Предметом общения ребенка со взрослым могут стать такие явления и события, которые нельзя увидеть в конкретной ситуации взаимодействия. Содержанием общения могут стать и собственные переживания, цели и планы, отношения, воспоминания. Очевидно, что появление внеситуативного общения существенно раздвигает горизонты жизненного мира дошкольника.

Внеситуативное общение становится возможным только благодаря тому, что ребенок овладевает активной речью. Ведь речь – это единственное и универсальное средство, позволяющее человеку создать устойчивые образы и представления о предметах, отсутствующих в данный момент перед глазами, и действовать с этими образами и представлениями, которых нет в данной ситуации взаимодействия.

Внеситуативное общение может проходить только в речевой форме. Такое общение предъявляет новые требования к поведению взрослого. Здесь уже недостаточно просто быть внимательным к ребенку и играть с ним в игрушки. Нужно обязательно разговаривать, рассказывать о том, чего сам дошкольник еще не знает, не видел, расширять его представления о мире.

Существуют две формы внеситуативного общения – познавательная и личностная. При нормальном ходе развития внеситуативно-познавательное общение складывается примерно к четырем-пяти годам. Явным свидетельством появления у ребенка такого общения становятся его вопросы, адресованные взрослому. Эти вопросы в основном направлены на выяснение закономерностей живой и неживой природы. В старшем дошкольном возрасте внеситуативно-личностное общение, существующее самостоятельно, не включенное ни в какую другую деятельность. Оно побуждается личностными мотивами, когда другой человек привлекает ребенка сам по себе. Старший партнер является для него уже не абстрактным источником внимания и доброжелательности, а конкретной личностью с определенными качествами (семейным положением, возрастом, профессией). Все эти качества очень важны для ребенка. Взрослый для него – это компетентный судья, образец для подражания

В общении детей со сверстниками выделяют также ряд последовательно сменяющих друг друга форм общения (М. И. Лисина [3]):

1. Эмоционально-практическая;

2. Ситуативно-деловая;

3. Внеситуативно-деловая.

Эмоционально-практическая форма общения возникает на третьем году жизни ребенка. От сверстника ребенок ожидает соучастия в своих забавах и самовыражениях. Основные средства общения являются экспрессивно-мимические. Примерно в 4 года возникает вторая форма общения со сверстниками – ситуативно-деловая. Потребность общения со сверстниками выдвигается на одно из первых мест. Это изменение связано с тем, что бурно развиваются сюжетно-ролевая игра и другие виды деятельности, приобретая коллективный характер. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении. Стремление действовать совместно настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс, уступая друг другу игрушку, наиболее привлекательную роль в игре и т. д. Роль общения со сверстниками у детей старше 4-х лет заметно возрастает среди других видов активности ребенка. Это связано с преобразованием ведущей деятельности дошкольников — сюжетно-ролевой игры. Внеситуативно-деловая форма общения наблюдается довольно редко, у небольшого числа детей 6-7 лет, но у старших дошкольников четко намечается тенденция к ее развитию. Усложнение игровой деятельности ставит детей перед необходимостью договориться и заранее спланировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативный характер. Изменяется ведущий мотив общения. Складывается устойчивый образ сверстника. Поэтому возникает привязанность, дружба. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, то есть умения видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать. Возникает интерес к личности ровесника, не связанный с его конкретными действиями. Дети беседуют на познавательные и личностные темы, хотя деловые мотивы остаются ведущими. Главное средство общения – речь.

Список литературы:

1. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999.

2. Жукова Н. С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. — М.: Соц. -полит. журн., 1994. — 96 с.

3. Лисина М. И. Потребность в общении//Лисина М. И. Проблемы онтогенеза

4. Лалаева Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников- Издательство «Феникс» 2004. 224 стр.

Источник

Изучение онтогенеза общения представлено в работах М.И. Лисиной, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой и др.

В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка со взрослыми: ситуативно-личностное; ситуативно-деловое; внеситуативно-познавательное; внеситуативно-личностное. [9]

В исследованиях М.И. Лисиной неоднократно указывалось на то, что первыми в онтогенезе возникают экспрессивно-мимические средства общения: улыбка, смех, экспрессивные вокализации, мимические движения. Это выразительные средства общения. Их функция состоит в том, что они служат индикаторами отношения одного человека к другому.

Предметно-действенные средства общения возникают в онтогенезе позднее. Это не выразительные, а изобразительные средства. К ним относятся позы, повороты, указательные жесты, притягивание и передача предметов, манипулирование предметами, действия предметами и так далее. Изобразительные средства выражают готовность партнера к общению и в своеобразной форме показывают, к какому именно взаимодействию он приглашает. [9]

Ситуативно-личностное общение (непосредственно — эмоциональное общение). Первая появляющаяся в онтогенезе форма общения ребенка со взрослыми. Начинает складываться на II месяце жизни по мере развития комплекса оживления. Эта форма общения удовлетворяет потребность ребенка во внимании и доброжелательности взрослого; побуждается личностными мотивами; реализуется при помощи экспрессивно-мимических средств; содержание ситуативно-личностного общения — обмен положительными эмоциями между ребенком и взрослым. В первом полугодии жизни является ведущей деятельностью, оказывая мощное влияние на развитие всех сторон психики ребенка. [9]

Ситуативно-деловое общение со взрослыми появляется в онтогенезе второй и существует от 6 месяцев до 3 лет.

Общение со взрослыми вплетается в новую ведущую деятельность (предметно-манипулятивную), помогая ей и обслуживая ее. На центральное место среди других мотивов общения выдвигается деловой мотив, т.к главные поводы для контактов ребенка с взрослыми связаны с их общим делом практическим сотрудничеством. Ведущее положение при ситуативно-деловой форме общения занимают коммуникативные операции предметно-действенного вида (локомоторные и предметные движения; позы, используемые для целей общения). [9]

Ситуативно-деловое общение имеет важнейшее значение в жизни детей раннего возраста. В это время дети переходят от неспецифических примитивных манипуляций с предметами ко все более специфическим, а затем и культурно фиксированным действиям с ними. В этом переходе общение играет решающую роль. [9]

Внеситуативно-познавательное общение возникает в середине дошкольного возраста и характерно для детей 4 — 5 лет.

Как и вторая форма общения (ситуативно-деловая) она опосредована и вплетена в совместную познавательную деятельность («теоретическое» сотрудничество). Ведущим мотивом становится познавательный мотив. Для ситуативно-познавательной формы общения характерно стремление ребенка к уважению взрослого.

Познавательное общение тесно переплетается с игрой детей, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего дошкольного детства. [9]

Внеситуативно-личностное общение является высшей формой общения (по М.И. Лисиной) и возникает в возрасте 6 — 7 лет. Это общение направлено на познание социального мира, не включается ни в какую другую деятельность. Оно протекает в форме самостоятельных эпизодов. Основными мотивами являются личностные, которые побуждают ребенка к коммуникации. Взрослый привлекает ребенка как самостоятельная личность. Основной компонент общения — потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Среди разнообразных средств внеситуативно-личностного общения основное место занимают речевые. [9] Роль общения в психическом развитии человека

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. [14]

Общение — важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через других людей. Как полагал Л.С. Выготский, развитие психики человека происходит лишь в совместной деятельности.

Начиная с самых ранних этапов онтогенеза, общение приобретает личностный характер и предполагает возможность тесного взаимодействия ребенка со взрослым. [8]

Общение играет особую роль в психическом развитии ребенка, развитие психики ребенка — это процесс, происходящий путем усвоения детьми общественно-исторического опыта человечества с помощью реального общения со взрослыми. [4]

Большинство научных исследований и психолого-педагогических рекомендаций по формированию навыков общения при нарушении интеллектуального развития посвящено детскому возрасту. Закономерно и понятно, так как чем в более раннем возрасте начинается коррекционно-развивающая работа с «особым» ребенком, чем более эффективны результаты его социальной реабилитации.

В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для ребенка носителями этого опыта, и никаким другим путем, кроме общения с ними, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими собственное развитие детей. [8]

Общение служит развитию различных сторон психологии и поведения человека. Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков.

Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. [14]

Разнообразное по содержанию, целям и средствам общение также выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2 — 3 лет). Кроме того, само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития. Вербальное общение связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всего развития человека. [4]

Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 4551 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования

(0.002 с)…Наверх

Источник