Общение и взаимоотношения с людьми как факторы развития личности ребенка

Советы родителям.

Общение как фактор развития личности ребенка.

Общение играет огромную роль в формировании психики, в развитии и становлении человека как личности. Сфера общения – мощный источник, который определяет психическое состояние ребенка и его здоровья. Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении, в отношениях с окружающим миром. Огромное значение в развитии полноценного общения отводится родителям ребенка, которые с момента рождения оказывают влияние на все сферы психического развития, будь то регуляция поведения, мыслительная сфера, овладение ребенком средствами и способами взаимодействия с другими людьми, поведения в группе сверстников, усвоение и овладение им социальным опытом.

Для того, чтобы общение ребенка со взрослыми происходило полноценно необходимо соблюдать следующие правила:

— Родители должны принять ребенка со всеми его индивидуальными особенностями;

— Взрослые должны оценивать конкретные действия, а не личность ребенка;

— Общение должно строиться на положительном, эмоциональном фоне;

— Ребенок должен чувствовать любовь и веру родителей.

К сожалению, рост потока информации, обострение социальных проблем негативно влияют на общение взрослых и детей. Возникает растерянность, нервные срывы, страдает детская психика. Родители должны ориентироваться на длительную работу с ребенком. Взрослый должен овладеть игровыми приемами, методиками проведения различных занятий, словесными, танцевальными упражнениями.

Очень важным в развитии ребенка являются взаимоотношения в семье. Если в семье царит доброжелательность, любовь, забота, взаимопомощь, то ребенок усваивает особенности общения в естественных для себя условиях.
К сожалению, есть семьи, в которых с ребенком разговаривают грубо, его одергивают, высмеивают, общаются очень мало, поэтому в такой семье ребенок начнет хитрить или замкнется, не умея наладить общение с окружающими людьми.

При нарушении семейных отношений страдают дети. У них проявляются личностные отклонения, нарушается личностное общение. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем вероятнее вызывающей сложности взаимодействия его с окружающим миром. Дети становятся тревожными, малокантактными, испытывают страхи или проявляют агрессивность. Это вызывает отрицательное отношение окружающих взрослых и сверстников.

Эмоциональное благополучие школьника и развитие его личности  определяется и его отношениями со сверстниками, оценками со стороны товарищей. Дети активно общаются в различных видах деятельности: в игре, учёбе, труде. Дружеские связи между детьми возникают и угасают, дети ссорятся и мирятся, утрачивают авторитет и наоборот. Надо поощрять в общении детей друг с другом возникновении ситуаций, которые требуют согласования действий, проявления доброжелательности к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради общих целей.

В младшем школьном возрасте ребенок начинает общаться с более широким кругом людей. Для этого нужна полноценная речь. Развитие речи идет тем успешнее, чем большую активность проявляет сам ребенок под руководством взрослого. Если у ребенка присутствуют речевые нарушения, это будет мешать полноценному общению со взрослыми и сверстниками. Родители должны помнить, что их речь – образец для подражания. Она должна быть четкая, эмоционально окрашенная, нормальная по темпу, плавная и простая по структуре. Если ребенок будет постоянно слышать правильную речь, то и сам он,  в конце концов, будет говорить правильно.

Таким образом, общение – это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата.

Источник

Татьяна Тинькова
Общение-основной фактор формирования личности

Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Отношения к другим людям составляют основную ткань человеческой жизни. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека.

Самостоятельно постичь суть окружающего мира – задача непосильная для ребёнка. В связи с этим возникает важная проблема – проблема общения ребёнка с другими людьми и роль этого общения на разных генетических ступенях.

Общение — основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через других людей. Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата.

Исследования М. И. Лисиной и других показывают, что характер общения ребёнка с взрослыми и сверстниками изменяется и усложняется на протяжении детства. Развитие общения, усложнение и обогащение его форм, открывает перед ребёнком новые возможности усвоения от окружающих различного рода знаний и умений, что имеет первостепенное значение для всего хода психического развития и для формирования личности в целом.

Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодого населения (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр., имеют свои истоки в дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению отношений детей друг с другом на ранних этапах развития, с тем, чтобы понять их возрастные закономерности и психологическую природу возникающих на этом пути деформаций.

С самого раннего возраста ребенок включается в систему взаимосвязей с другими людьми. Однако даже непосредственное общение последних, является сложным и многогранным процессом. В нем осуществляется коммуникативное взаимодействие, происходит обмен информацией.

Основными средствами общения людей являются речь, жесты, мимика, пантомимика (позы). Ещё не владея разговорной речью, ребенок точно реагирует на улыбку, тон, и интонацию голоса.

Возникновение потребности общения ребёнка в семье — важнейшее условие его общего развития. Конец первого месяца жизни малыша – завершение подготовки к вступлению в общение. Смотреть на взрослого, видеть его улыбку, слышать голос, ощущать его – вот то, в чем нуждается ребенок. Общение приносит ребенку массу положительных, радостных переживаний. В течение первого года появляется чувство доверия и формируется привязанность к любимому человеку. При дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении у детей складывается недоверие, боязнь окружающих, формируется чувство отчужденности.

Источник

Антонина Михельсон
Общение — важнейший фактор психологического развития детей старшего дошкольного возраста.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Читайте также:  Стандарты развития ребенка до года

Нам представляется чрезвычайно актуальным рассмотрение основного социально-психологического феномена – общения, поскольку с ним тесно связаны стрежневые характеристики личности – мотивы, направленность, ценностные ориентации – именно в старшем дошкольном возрасте, возможно, понять закономерности их формирования.

Психическое развитие ребенка начинается с общения, это первый вид социальной активности ребенка, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции приобретается основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для ребенка носителями этого опыта, и никаким другим путем, кроме общения с ними, этот опыт не может быть приобретен.

Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие детей. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирожденной возможности стать представителями человеческого рода.

Общение по нашему представлению — специфический вид непосредственного взаимодействия, оно в отличии от предметного, осуществляется с помощью разнообразных коммуникативных средств: речевых, мимических и пантомимических. Отметим, что общение не тождественно взаимоотношениям, ядром которых являются избирательные, направленные чувства, в общении же, как правило, взаимоотношения актуализируются и формируются. Общение – это, прежде всего взаимопонимание, так никакое результативное общение невозможно без ориентировки на другого человека. Это особенно проявляется в педагогическом общении, цель которого — воспитание личности.

Рассматривая вопросы, связанные с психическим развитием детей старшего дошкольного возраста мы отмечали, что на протяжении дошкольного возраста резко изменяются содержание и формы деятельности ребенка. В возрасте шести лет проявляется активность и направленность дошкольника, в результате чего значительно изменяется содержание и форма общения ребенка с другими людьми и его отношении к самому себе.

Изменение активности общения обусловлено теми новыми отношениями со взрослыми, которые возникли на основе возросших возможностей ребенка. Роль взрослого в жизни ребенка изменилась, в результате чего перестроились все его отношения а основным мотивом, побуждающим ребенка вступать в общение со взрослыми является содержательность этого общения, в силу которых ребенок стремиться установить и расширить контакты с окружающим людьми.

Общение со взрослыми в большинстве случаев составляет лишь часть более широкого взаимодействия ребенка и взрослого, побуждаемого и другими потребностями детей. Поэтому развитие мотивов общения происходит в тесной связи с основными потребностями ребенка, к которым мы относим потребность в новых впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. На этой основе мы выделяем и три основные категории мотивов общения – познавательные, деловые, и личностные.

Анализ психического развития ребенка показывает, что в процессе усложнения и развития психических процессов возникают закономерно сменяющие друг друга уровни общения ребенка со взрослым, качественно отличающихся друг от друга. Таким образом, развитие общения со взрослыми у детей от рождения и до семи лет происходит смена нескольких форм общения.

Важнейшее значение в возникновении и развитии общения имеет взаимодействие взрослого, опережающая инициатива которого постоянно «подтягивает» деятельность ребенка на новый, более высокий уровень по принципу «зоны ближайшего развития». Организуемая взрослыми практика взаимодействия с детьми способствует обогащению и преобразованию их социальных потребностей.

Бесспорен тот факт, что фундамент личности ребенка закладывается в семье, которая является первой школой воспитания его нравственных чувств, навыков социального поведения. Наиболее важными факторами, влияющими на формирование личности ребенка и его межличностные отношения, являются атмосфера семьи, наличие эмоционального контакта с родителями, позиция ребенка в семье.

Многие исследователи подчеркивают, что любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых являются для ребенка необходимым своеобразным жизненно важным витамином, который дает ему ощущение защищенности, обеспечивает эмоциональное равновесие, повышает самооценку. С другой стороны, отмечается, что дефицит эмоционального общения, недостаток внимания со стороны взрослых близких способствует появлению у ребенка невротизма, тревожности.

М. И. Лисина на основании своих исследований общения детей со взрослыми приходит к заключению, что атмосфера общения с близкими людьми в семье во многом определяет особенности социабельности и контактности ребенка.

А. С. Макаренко, глубоко вникая в проблемы семейного воспитания, неоднократно отмечал, что самые счастливые дети бывают у счастливых родителей. Причем счастье он видел не в материальном достатке, а в благополучии, связанном со сферой общения и отношений.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что семья оказывает важнейшее, если не самое главное влияние на формирование и становление психики ребенка, посредством общения с ним. От своеобразия условий общения ребенка в семье – наличие эмоционального контакта ребенка со взрослым, степень внимания, которое уделяется ребенку в семье, наличие или отсутствие единодушного подхода взрослых к воспитанию ребенка тесно связано будущее ребенка.

Изменяются и взаимоотношения дошкольника со сверстниками, для старшего дошкольника уже недостаточно «мирное соседство» с другими ребятами. Появляется не просто желание играть с другими детьми, в старшем дошкольном возрасте ребенок просто не может играть один: он стремиться рассказать что-то товарищу, выполнить вместе с ним трудовые поручения. Радость от совместной деятельности порождает новые отношения между детьми. Накопленный каждым ребенком практический опыт жизни и совместной с другими детьми деятельности создает возможность для формирования маленьких коллективов.

Отметим, что общение в группе сверстников существенно отражается на развитие личности ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками. В общении детей весьма быстро складываются отношения, в которых проявляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники.

Общение со сверстниками — жесткая школа социальных отношений. Именно общение со сверстниками требует высокого эмоционального напряжения, «за радость общения» ребенок тратит много энергии на чувства.

Группа детского сада и семья находятся в сложном взаимодействии. Так, нормы поведения, усвоенные в семье, находят свое отражение в поведении ребенка при его общении со сверстниками. С другой стороны, многие качества, приобретенные в детском обществе, ребенок приносит в семью, где они претерпевают своеобразное преломление в соответствии с правилами установленными родителями.

Развитие личности ребенка и его отношений с детьми в значительной степени определяется общением ребенка дошкольника с воспитателем группы детского сада. Через него часто не в меньшей мере, чем через родителей, опосредуются отношения ребенка с широким социальным миром за пределами комнаты детского сада. Стиль общения воспитателя с детьми, его ценностные ориентации находят отражение в ценностных ориентациях детей, в их общении, отношениях и взаимодействии друг с другом, в психологическом микроклимате группы.

Читайте также:  Личностное развитие ребенка раннее детство

Активность дошкольника в общении, так же как и познавательная активность, приобретает у дошкольного возраста управляемый, произвольный характер. Воспитатель с помощью правил регулирует поведение ребенка, включение в жизнь ребенка тщательно разработанную систему требований, которые регламентируют поведение детей, в значительной степени определяет действие детей в конкретных условиях их жизни.

Но что очень важно, правила становятся основой для оценки ребенком своих действий и качеств, действий и качеств других детей, а также своих взаимоотношений в коллективе. Отличительной особенностью поведения детей старшего дошкольного возраста становится то, что отмечается переход к обобщенному восприятию правил, тем самым правила поведения приобретают обобщенной нормы поведения. Накапливая социальный опты, опыт общения с детьми, дети к концу дошкольного возраста пользуются все более обобщенными правилами и все шире используют знакомые им критерии оценок для выражения своего отношения к людям.

Подведем некоторые итоги. Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Общение, как и всякая деятельность, предметно, предметом или объектом деятельности общения является другой человек, партнер по совместной деятельности. Конкретным предметом деятельности общения служат каждый раз те качества и свойства партнера, которые появляются при взаимодействии. Отражаясь в сознании ребенка, они становятся затем продуктами общения. Одновременно ребенок познает и себя. Представление о себе (о некоторых выявившихся во взаимодействии и свойствах) также входит в продукт общения.

При изучении влияния общения на формирование личности ребенка необходимо учитывать особенности развития ребенка, многоуровневые социальные и психологические феномены. Формы и способы общения и взаимодействия детей со сверстниками и близкими взрослыми – внешний слой, так и более глубокие – содержание общения и взаимодействия, а также мотивы и потребности, лежащие в их основе, отношения детей к окружающим и к выполняемой деятельности.

Природа детских отношений и особенностей их общения отчетливо прослеживается в особенностях стиля общения взрослых с детьми, причем существует прямая зависимость характера детских взаимоотношений в группе от характера общения взрослых. Условия общения детей в семье, степень эмоционального комфорта тесно связаны с такими характеристиками личности как самостоятельность, настойчивость, умение выразить сочувствие другому.

Особенности общения детей с близкими в семье открывают воспитателю новые возможности для работы с родителями. Эти знания помогут взять на вооружение наиболее удачный опыт семейного воспитания и использовать его в работе детского сада. Вместе с тем, в процессе контакта с родителями педагог и психолог детского сада могут оказать позитивное влияние, направленное на устранение нежелательных явлений в общении детей и взрослых в семье.

Источник

ТЕМА:
« Общение и взаимоотношения с людьми
как      факторы развития личности
ребенка». 
 

ПЛАН. 

  1. Введение…………………………………………………….2
  1. Краткая характеристика
    стилей общения…………………3
  1. Средства 
    общения………………………………………….4
  1. Влияние общения 
    дошкольников со взрослыми              
    на развитие личности ребенка:
    • Роль общения 
      взрослого с ребенком………………………..5
    • «Обратная
      связь»……………………………………………..7
    • Позиции в
      общении…………………………………………..8
    • Контакт ребенка
      по взаимодействию………………………11
    • Способ активного
      слушания……………………………….13
    • Общение взрослого
      с детьми по поводу игры…………….14
  1. Влияние общения 
    дошкольников со сверстниками на развитие
    личности ребенка:
    • Роль общения 
      дошкольников со сверстниками………… 
      17
    • Образ себя
      и сверстника у дошкольников………………..
      19
    • Общение сверстников
      по поводу игры……………………22
  1. Вывод………………………………………………………24

Введение.

   Мы 
знаем не понаслышке: начиная с 
рождения, человек живет среди 
других людей. Сначала, в младенческом
возрасте, круг его общения довольно
узок, и он хорошо знает и общается
с близкими взрослыми; затем в его жизни
появляются менее знакомые люди и сверстники.
Это тоже происходит довольно рано: некоторые
психологи считают, что уже на втором году
жизни можно отметить первые признаки
общения между детьми. Чем старше становиться
человек, тем шире круг его общения, тем
разнообразнее его контакты.

   Общение
– сложный многоплановый процесс установления
и развития контактов между людьми, порождаемый
потребностями в
совместной
деятельности
и включающий в себя обмен
информацией, выработку единой стратегии
взаимодействия,
восприятие
и понимание
другого человека. Существует
и другое определение. Осуществляемое
знаковыми средствами взаимодействие
субъектов, вызванное потребностями совместной
деятельности и направленное на значимое
изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых
образованьях партнера, называют общением.(14,
с.244) В самом общем виде общение выступает
как форма жизнедеятельности. Социальный
смысл общения состоит в том, что оно выступает
средством передачи форм культуры и общественного
опыта.

   Общающийся 
человек называется субъектом
общения.
При этом очевидно, что общение
как психологический процесс помимо субъекта
общения предполагает, как минимум, еще
одного или нескольких людей, которые
являются его партнерами
по общению.
Каждый из партнеров по общению,
в свою очередь, также является субъектом
общения; следовательно в общении всегда
участвуют двое или более субъектов.

   В
психологии отсутствует общепринятое
определение, что такое общение,
поскольку оно (общение) составляет
контекст всей нашей жизни и проникает
во все ее сферы. Психологическое развитие
человека , его образование, установки,
нормы и ценности, привычки и манеры, весь
стиль его жизни зависит от общения. В
частности, в психолого-педагогической
литературе описан так называемый «феномен
Маугли», когда исследователи находили
детей, воспитанных животными. Эти дети
вели себя как животные и в сущности не
являлись людьми. При этом, чем старше
такой ребенок, чем дольше он прожил в
среде животных, тем меньше остается возможностей
для его возвращения в человеческое общество;
для детей старше 8 – 10 лет этот процесс
необратим.

     Есть 
люди, которые общаются хорошо, в 
их обществе приятно находиться. Они 
умеют общаться. Человек, умеющий 
общаться, обеспечивает нам чувство 
комфортности, ощущение собственной значимости
в его глазах, чувство, что нас понимают
и нам сочувствуют. Кроме того, он всегда
выбирает тот предмет общения, который
нас интересует.

     Но 
всем нам встречались и люди, в 
обществе которых чувствуешь себя неуютно,
которые либо подавляют собеседника,
либо ведут себя неадекватно, или общаться
с ними просто неинтересно. Они вызывают
у нас раздражение, или неловкость, или
чувство, похожее на страх; их общество
мы обычно стремимся избегать. При этом
мы можем отдавать себе отчет, что это
хороший человек, но общаться с ним нам
почему-то не хочется. Иногда говорят:
«Он хороший человек, но у него плохой
характер». Обычно это означает, что этот
человек не умеет общаться.

     Таким
образом, общение с людьми требует 
определенных умений, знаний, как строить 
процесс общения в том или ином случае,
понимая, к чему приводит тот или иной
стиль общения, постоянного внимания к
тому, какую реакцию мы вызываем у своего
партнера. Обладание такими средствами
взаимодействия называется компетентностью
в общении.
 

     Краткая
характеристика стилей
общения.                                                                             

В последние десятилетия психологи сделали
ряд замечательных открытий. Одно из них
– о значении стиля общения с ребенком
для развития его личности.

     В
практике воспитания просматриваются
следующие стили воздействия на ребенка.

     Авторитарный 
стиль – жесткий стиль руководства 
с опорой на дисциплинарные взыскания,
наказания, подавление инициативы, принуждение.
Здесь ребенку предъявляются 
требования неукоснительного подчинения.
Нередко взрослые ждут от ребенка достижений,
превосходящих его возможности. Этот стиль
формирует у ребенка комплекс неполноценности.

Читайте также:  Взаимодействия на ранних этапах развития ребенка

     Либерально-попустительский 
стиль, напротив, исповедует принцип 
вседозволенности. Этот стиль лишает
ребенка представления о том, что можно
и чего нельзя. В этом случае, получая излишние
ласки, ребенок не может быть самостоятельным
и активным.

     Демократический
стиль – стиль, опирающийся на
потребности ребенка в положительных 
эмоциях и притязании на признание.
При доброжелательности и любви к ребенку
родители используют внушение и убеждение.

     Мировая
практика показала, что даже очень 
трудные проблемы воспитания вполне
разрешимы, если удается восстановить
благоприятный стиль общения 
взрослых с ребенком. Основные черты
такого стиля определились в результате
огромной работы психологов гуманистов,
теоретиков, практиков. Один из основателей
гуманистической психологии – известный
американский психолог Карл Роджерс –
назвал его «личностно центрированным»,
то есть, ставящим в центр внимания личность
того человека, с которым ты сейчас общаешься.
Он противостоит авторитарному стилю
воспитания детей, который долгое время
бытовал в наших школах и семьях. Гуманизм
в воспитании основан прежде всего на
понимании ребенка – его нужд и потребностей,
на знании закономерностей его роста и
развития его личности. Основным принципом
является безусловное принятие. Что он
означает? Безусловно принимать ребенка
– значит любить его не за то, что он красивый,
умный, способный, помощник и так далее,
а просто так, просто за то, что он есть. 

     Средства 
общения.

     В
процессе взаимодействия мы получаем
«обратную связь» и сами даем ее.
Какими же средствами пользуемся мы для 
того, чтобы давать и принимать 
сообщения обратной связи? Само собой 
разумеется , что мы можем просто сказать
(или написать) о своей реакции, о своем
впечатлении или чувстве. Такое общение,
когда люди обмениваются информацией
с помощью слов, называется вербальным.
Довольно часто, однако, в общении используются
и другие средства, которые передают нашему
партнеру по общению определенную информацию,
наше переживание или впечатление ничуть
не менее, а иногда и более ярко, чем слова.
В наибольшей степени это относится именно
к эмоциям и переживаниям. Если в ответ
на замечание или критику воспитателя
ребенок просто заплачет, обычно сразу
понятно чувство, которое он испытывает,
гораздо лучше, чем если бы ребенок прочел
бы целую лекцию о том, как ему обидно и
как несправедливо с ним поступили. Такие
средства общения, которые позволяют партнерам
осуществлять обмен информацией без использования
слов, называются невербальными.

     Определенное 
выражение лица, поворот головы,
движение, манера поведения, взгляд, подмигивание
могут сообщить нам очень много 
информации о состоянии нашего партнера,
как по его желанию, так и помимо него.
Приведенные невербальные средства общения
относятся к так называемому «языку тела»,
который присутствует в любом человеческом
общении. Невербальное общение, как правило,
сопровождает вербальное и дополняет
его. При этом используется не только «язык
тела», но и такие невербальные, но сопровождающие
речь средства, как интонации, паузы, повышение
и понижение тона, громкость речи и т.п.

     Чтобы
получить наиболее полную информацию
о состоянии ребенка, необходимо
обращать внимание на невербальные составляющие
его поведения в процессе взаимодействия.
Наблюдая, взрослый смотрит на ребенка
и слушает его, отмечая интонацию, паузы,
выражение лица, жесты и пр. Все эти невербальные
(молчаливые) особенности поведения детей
очень важны, чтобы проникнуть во внутренний
мир ребенка. Именно понимание ребенка,
его состояния, уровня развития, настроения,
его желаний и общих устремлений дает
возможность взрослому построить процесс
общения с ним таким образом, чтобы оно
способствовало его развитию.

     Психологами
доказано, что использование в общении
с ребенком в сочетании вербальных и невербальных
средств – необходимое условие нормального
развития личности. Например, когда родители
говорят ребенку, что он дорог, нужен, важен,
они также вкладывают это сообщение и
в приветливый взгляд, ласковое прикосновение,
поглаживание, объятие. Известный семейный
терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала
обнимать ребенка несколько раз в день,
говоря, что четыре объятия совершенно
необходимы каждому просто для выживания,
а для хорошего самочувствия нужно не
менее восьми объятий в день! И, между прочим, 
не только ребенку, но и взрослому. (2, с.12) 

     Влияние
общения  со взрослыми 
на развитие личности
дошкольника.
 

     Роль 
общения взрослого 
с ребенком.
 

     Теперь 
уже стало бесспорной истиной, что
общение также необходимо ребенку, как
и пища. Малыш, который получает полноценное
питание и хороший медицинский уход, но
лишен постоянных контактов со взрослым,
плохо развивается не только психически,
но и физически: он не растет, худеет, теряет
интерес к жизни.

     Анализ 
многочисленных случаев смерти младенцев 
в домах ребенка, проведенный 
в Америке и Европе после первой
мировой войны – случаев, необъяснимых
с одной лишь медицинской точки 
зрения, — привел ученых к выводу: причина 
– неудовлетворенная потребность детей
в психологическом контакте, то есть в
уходе, внимании, заботе со стороны близкого
взрослого.

     Этот 
вывод произвел огромное впечатление 
на специалистов всего мира: врачей,
педагогов, психологов. Проблемы общения 
стали еще больше привлекать внимание
ученых.

      
Если продолжить сравнение с 
пищей, то можно сказать, что 
общение может быть не только 
здоровым, но и вредоносным. Плохая 
пища отравляет организм, неправильное 
общение «отравляет» психику 
ребенка, ставит под удар его 
психологическое здоровье, эмоциональное
благополучие, а впоследствии, конечно,
и его судьбу.

     «Проблемные»,
«трудные», «непослушные» и «невозможные» 
дети, так же,  как и дети «с
комплексами», «забитые» или «несчастные»
– всегда результат неправильно 
сложившихся отношений  со взрослыми.

     Еще
Сократ две с половиной тысячи
лет назад почти полностью 
определил тот педагогический подход,
который в современной психолого-педагогической
науке называется личностно-ориентированным. 
Обучать и воспитывать, направлять развитие
и корректировать поведение без насилия,
уважая свободную личность ребенка, внимательно
и чутко выявляя, поддерживая, развивая
его способности и склонности, и все делать
в игре – пожалуй, именно эти принципы
составляют суть личностно-ориентированной
педагогики. Придерживаясь их, педагог
вступает в особые взаимоотношения с ребенком,
которые основаны на понимании его основных
интересов, уровня развития и актуального
состояния.

     Воспитатель
в группе  — самый главный человек 
для маленького ребенка. Ребенок 
безоглядно доверяет воспитателю, наделяет
его непререкаемым авторитетом и всеми
мыслимыми достоинствами: умом, красотой,
добротой. Это неудивительно, поскольку
вся жизнь ребенка в детском саду зависит
от Главного Взрослого. В глазах ребенка
именно он определяет, когда можно играть
или пойти на прогулку, порисовать или
побегать, а когда со всеми детьми нужно
спокойно посидеть и послушать. Он устраивает
всевозможные интересные игры, танцы,
занятия, представления, читает замечательные
книжки, рассказывает сказки, истории
и множество других увлекательных вещей.
Он выступает в качестве последней инстанции
в разрешении детских конфликтов, устанавливает
правила; он все знает и может помочь, поддержать,
похвалить, а может не заметить, отругать
или оттолкнуть.

     Поскольку
воспитатель является для ребенка фигурой
настолько значимой, именно на него ложится
основная ответственность за построение
того типа общения с ребенком, которое
выступит в качестве наиболее благоприятного
контекста, наиболее благоприятных условий
для развития личности ребенка, то есть
, чтобы ребенок вырос любящим окружающих
и внимательным к ним, способным к пониманию
и сопереживанию, творчески и самостоятельно
мыслящим, уверенным в себе, готовым проявить
инициативу и взять на себя ответственность,
а еще – желательно – и одаренным в какой-то
деятельности.

Источник