Общение и развитие познавательной деятельности ребенка

Юлия Бывшева
Развитие познавательной деятельности ребенка

Ребенок раннего возраста при виде незнакомого предмета стремится обследовать его. Так же ведет он себя и тогда, когда в знакомой игрушке появляется что-то новое, например любимой кукле надели другое платье или повязали новый бант. Малыш тянется к этой игрушке, хочет взять ее в руки, рассмотреть. Иногда новизна пугает его; он внимательно вглядывается в изображение сказочного персонажа, подолгу рассматривает мордочку игрушки-зверюшки, прежде чем захочет протянуть к ней руку. Все это говорит о том, что у ребенка уже на первом году жизни возникают усиленные ориентировочные реакции, направленные на восприятие окружающей действительности. Малыш собирает информацию о предмете доступными для него средствами. Как правило, он не проявляет особой робости при виде незнакомого предмета, взяв его в руки,действует решительно: стучит, переворачивает, ударяет ладонью по поверхности предмета, тянет в рот.

Когда у ребенка еще недостаточно развита речь, невелик активный словарь для высказывания своих желаний, настроений, познавательных побуждений, он пользуется выразительными I жестами, вопросительными взглядами, мимикой, стремится вступить в контакт со взрослым, указывая жестом на заинтересовавший его предмет или явление. Он исключительно чуток к эмоциональным проявлениям взрослых. Не зная многого, малыш начинает понимать ситуацию, как бы «считывая» информацию через эмоциональные мимические реакции на лице взрослого человека. Во взглядах малыша при этом можно прочитать вопрос, разрешение к действию, желание привлечь внимание взрослого к себе, эмоционально откликнуться на происходящее.

Значительно облегчают ориентировку имеющиеся у малыша элементарные знания, поэтому он обращается к своему, пока еще «большому, опыту. Способность оценивать происходящее на основе личного опыта, находить общее, различное и особенное в создавшейся ситуации указывает на качественное совершенствование его умственной деятельности, на формирование элементов анализа и синтеза в познании наблюдаемых явлений.

Основополагающую роль в познании окружающей среды играют непосредственные действия, связанные с обследованием, рассматриванием нового предмета или игрушки. Характерно, что первые действия легкие, пробующие, страхующие, когда малыш еще не знает всех свойств незнакомого предмета и готов даже отказаться от него, если новизна вызывает неприятные эмоции. Если первичное обследование прошло успешно и у малыша не возникает отрицательной реакции, то он переходит к более активным действиям уже познавательного характера.

Реакция отстранения от нового предмета чаще возникает у детей после года. Малыш реагирует так в основном на сюжетные игрушки (образы животных, сказочные персонажи, имеющие яркую,эмоционально-выразительную внешность: оскаленная пасть волка, выпученные глаза совы и т. п.).

Выявляя какие-либо свойства нового предмета или игрушки в процессе самостоятельного поиска информации, малыши применяют определенную тактику, стремясь всесторонне изучить познаваемый предмет в процессе действия.

Постепенно в исследовательском поведении ребенка начинает появляться целенаправленность, устойчивость действий и избирательность реагирования на предмет или явление, что говорит о развитии способности к освоению окружающего мира. При этом предпочтение одних предметов другим (например, появление любимой игрушки) связано не так с их новизной, как с возможностью разнообразно действовать. Новизна объекта способна стимулировать активность лишь на начальном этапе возникновения ориентировочно-исследовательской деятельности. Далее же малыша увлекают игрушки, богатые по запасу игровых свойств, так как для него важное значение приобретает проблемность действия с ними, решение каких-то конкретных игровых задач. Если игрушка не обладает необходимыми качествами, если ребенок не может открыть для себя ее особенности и возможности использования, он не играет с ней. Вот почему знакомые игрушки дети часто предпочитают новым.

Таким образом, развитие познавательной активности ребенка раннего возраста во многом зависит от рационального подбора игрушек, стимулирующих самостоятельный поиск информации о предмете и его свойствах и вызывающих его эмоциональный отклик. Информация, получаемая в результате обследования и преобразования предмета, используется для развития последующих игровых действий с ним.

На втором и особенно на третьем году у ребенка совершенствуется познавательная деятельность: развивается мотивация поиска, все чаще проявляются элементы, составляющие активную ориентировку (ожидание, поиск, оправдавшееся предположение, целенаправленное достижение результатов). Этот процесс достигает своего наивысшего подъема к 3 г. У детей в большинстве случаев наблюдаются преднамеренный поиск информации, стремление использовать ее в процессе обследования, высокая избирательность реагирования, зачатки планирования и прогнозирования, умение относительно быстро разбираться в ситуации и оценивать отдельные моменты, настойчиво искать решения.

К концу первой половины второго года жизни нарастает устой-чивость и целенаправленность поисковой деятельности малыша. Это свидетельствует о возрастающей способности удерживать в уме замысел, понимать основную задачу, отвлекаться от незначительных для данной деятельности ситуаций. Именно в этом возрасте отчетливее выражены специфические исследовательские действия руки, усиливается речевое общение со взрослым, увеличивается число высказываний, отражающих познавательные потребности детей,они задают вопросы: кто там? что там? и др. Малыши действуют более уверенно в незнакомой для них ситуации.

Теперь их начинает интересовать не только внешняя, видимая сторона предметов и явлений. На эмоционально-чувственной, ориентировочной основе они усваивают объективные связи и зависимости, что обнаруживается прежде всего в стремлении войти в контакт с людьми.

В процессе общения со взрослыми ребенок перенимает их социальный опыт, характер взаимодействий с окружающей средой — обучается человеческому видению мира. Поэтому родители, педагоги ответственны за то, насколько гармонично развивается ребенок.Для этого они создают соответствующие условия: организуют окружающую среду, показывают пример отношения к предметам и явлениям, руководят поведением, чувствами, эмоциями, проявлениями самостоятельности малыша правильно выбирая методы воспитания с учетом своеобразия детского периода.

Взрослые должны помнить, что знакомство с окружающим миром для ребенка раннего возраста не является только забавой, это — труд, который дает основу первых знаний, а сам малыш — не пассивный созерцатель, он — творец, потому что прикладывает активные, хотя и элементарные усилия к освоению действительности.

Источник

Александра Дедова
Развитие познавательной деятельности дошкольника

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого

человека. Именно в этот период начинается процесс социализации,

устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей,

природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности. Важнейшей задачей дошкольного воспитания является создание каждому

дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных

возможностей и способностей. Не секрет, что во многих ДОУ образовательный

процесс, предполагал, прежде всего, достижение определенных результатов,

получения знаний и навыков. При этом образовательные программы, как правило, не учитывали темпов развития детей, индивидуальных особенностей, интересов. Результатом такого «единого стандарта» в конечном счете, явилось несоответствие планируемого уровня знаний и умений дошкольников и реального. Дети с низким уровнем развития не могли осилить программу, а дети с высоким уровнем развития испытывали информационный голод и не могли полностью реализовать свои способности.

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Данный документ регламентирует образовательную деятельность дошкольной

образовательной организации (ДОО) и позволяет по-иному рассматривать

вопросы познавательного развития дошкольников.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста – процесс очень интересный и непрерывный. Малыш познает мир с первого момента своего появления. Наш мозг устроен так, что каждую минуту человек принимает какую-то информацию, обрабатывает ее, что-то оставляя, что-то игнорируя, а от чего — то просто избавляясь.

Особенно такой «отсев» ярко выражен у детей до 7 лет. В этом возрасте ребенок учится формировать личное отношение к вещам, предметам, людям. И чтобы это было правильно, взрослые должны направлять его.

Деятельность — необходимое условие развития ребенка. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность. Исследования А. Леонтьева, С. Рубинштейна, Б. Теплова и др. показали, что в деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.

Познавательная деятельность — это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.

Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности,заключающейся:

— в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;

— намечать план действий;

— отбирать способы решения поставленной задачи;

— добиваться результата и анализировать его.

В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому ее цель обусловлена решением возникших затруднений.

Мотив познавательной деятельности в дошкольном возрасте обусловлен потребностями другой, значимой для ребенка деятельности, в первую очередь игровой.

Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес — направленность на материал (игровой, экологический, математический и т. д., связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребенка.

Основной принцип организации познавательной деятельности дошкольников — принцип осознанности и активности в процессе получения знаний.

Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.

Эффективным приемом организации познавательных занятий являются игровые проблемные ситуации и задачи.

Проблема — вопрос или комплекс вопросов, возникающих в ходе познания- Игровая проблемная ситуация — теоретическая или практическая ситуация, в которой нет готового, соответствующего игровым обстоятельствам решения. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследование всего, что связано сданной проблемной ситуацией.

Одними из основных форм организации познавательной деятельности детей являются дидактические и сюжетно-дидактические игры.

Очень важна самостоятельная познавательная деятельность детей, в процессе которой развивается творческая активность детей в познавательно-игровой деятельности, свободном экспериментировании с различными материалами. Ребенок получает возможность самореализации.

Практика показала, что в самостоятельной деятельности детей, лежит личная заинтересованность (внутренняя мотивация). Мотивом может быть и интерес, и желание помочь кому-либо, и стремление получить похвалу и необходимость удовлетворить какие-то иные свои потребности. В любом случае, внутренняя мотивация вызывает подъем физических сил, всплеск эмоций, активацию мышления. Отсюда делаем вывод, что в ситуации, когда ребенок свободно реализует свои интересы, потребности, проявляет волю, его деятельность имеет мощную мотивацию, эмоционально насыщена и психологически комфортна. Свободная деятельность имеет принципиальное значение для развития самостоятельности, независимости и развитии креативности и, в конечном итоге, для формирования полноценной личности с высокой самооценкой и самоуважением. Чем полнее ребенок реализовал потребность в самостоятельных действиях, тем сильнее в свое время у него возникает потребностью взаимодействии с другими. Взрослым же следует помнить и принимать тот факт, что в период собственной активности дошкольники крайне отрицательно относятся к любому вмешательству со стороны взрослого. В рамках свободной самостоятельной деятельности дети осваивают умение действовать в группе сверстников, кооперироваться с ними, вступать в состязательные отношения, реализуют элементы специфической детской субкультуры, которые необходимы для благополучного существования ребенка в детском сообществе.

Для обеспечения познавательной активности детей широко используется проектный метод, как вариант интеграции разных видов деятельности детей дошкольного возраста.Благодаря которому:

— у детей формируются умения и навыки приобретать знания об окружающем мире;

развиваются представления о физических свойствах окружающего мира;

— проявляется познавательная активность и поиск причинно-следственных связей;

— совершаются элементарные поисковые действия: дети видят проблему, задают вопросы, формулируют гипотезу, дают определения понятий, классифицируют, наблюдают, делают выводы. Доказывают и защищают свои идеи;

— формируются умения самостоятельно проводить поисково-исследовательскую работу;

развиваются представления о влиянии природных условий на развитие растений, животных, людей;

— обнаруживается готовность к решению проблемных задач;

— проявляется радость от собственных открытий, интерес к неизвестному, стремление к самостоятельности.

Каждый вариант организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста может быть самостоятельно разработан педагогом и наполнен специфическим содержанием в зависимости от особенностей образовательной программы и программного раздела. Главное — эффективно использовать возможности игры в познавательном развитии каждого ребенка.

У дошкольника процесс усвоения является непроизвольным. Он запоминает, поскольку материал как бы сам оседает в нем. Запечатление не цель,а непроизвольный продукт активности ребенка: он повторяет привлекающее его действие или требует повторения заинтересовавшего его рассказа не для того, чтобы его запомнить, а потому, что ему это интересно, и в результате он запоминает. Запоминание строится в основном на базе игры как основного типа деятельности.

Занимаясь совершенствованием познавательной деятельности с ранних лет, вы заложите основы для развития личности, которая самостоятельно мыслит, способна предложить новые идеи и эффективно внедрить их в жизнь.

Источник

Елена Набережных
Познавательное общение ребенка и взрослого

Потребность в общении относится к числу наиболее ранних социальных потребностей человека. Общение определяется психологами как важный фактор развития ребенка на всем протяжении детства.

С первых дней у малыша появляется жажда активной деятельности, стремление действенным путем познать окружающие предметы и явления. У него достаточно быстро создается круг представлений «обо всем понемногу» на понятном ему уровне. Возникают связи между новыми и уже имеющимися знаниями. Происходит их систематизация, своеобразная «расстановка» по полочкам-понятиям. Ребенок движется от незнания к знанию, от непонятного к понятному, отчетливому.

В ходе познавательного общения ребенка с родителями преодолеваются и эмоциональные трудности. Родителям можно порекомендовать серьезно, относиться к детским вопросам и высказываниям. Если любознательность ребенка удовлетворяется и умело направляется взрослыми, у него появляется потребность в новых знаниях.

Детские вопросы удивляют и порой ставят в тупик и родителей и воспитателей. Иногда дети утомляют взрослыхи вызывают недовольство: «Замучили твои «почему?» и «зачем», перестань спрашивать, займись делом!»

Так почему же вопросы «почему» так важны? Да потому, что утверждение своего Я, начинающееся с кризисом трех лет, завершается возрастом «почемучек». Ребенок хочет одновременно отделиться от взрослого, демонстрируя свое «Я сам!», и в то же время не потерять все более и более необходимую для него эмоциональную связь с родителями. Порою кажется, что взрослые ему уже особо не нужны. Но малыш, раздражая своим упрямством, неуправляемостью и капризами, боится оттолкнуть родителей на совсем. И он сам становится инициатором общения, тем более что делает уже успехи и в освоении особенностей речи, и маскирует страстное желание общения с родителями своими бесконечными и надоедливыми «почему».

«Почему» становится главным словом, господствующим в доме. И многие родители сбиваются с ног, все свое свободное время бегая по библиотекам, чтобы найти единственно правильный ответ. Перечитывают учебники, монографии, энциклопедии, заглядывают в Интернет. А ребенок никак не удовлетворяет свой познавательный аппетит.

Малышу в три года совершенно не важно слышать правильный ответ на свой вопрос. Ему важнее просто задать родителям вопрос, и только для того, чтоб, отвечая, они обратили на него свое внимание, на то, что он все время рядом с ними, на то, что он все время где-то здесь. Причем уже не просто несмышленыш, а задающий умнейшие вопросы «почему». Ему ужасно хочется, чтоб родители не просто отвечали, а чтобы ответ совпал с тем, как малыш считает нужным для себя, короче, с его мнением. А мнение его такое, что мир лишь существует для того, чтоб в этом мире он существовал.

В три года малыш только удивляется чему-то новому и проявляет любопытство. Зато потом, чуть позже, после трех, эти вопросы уже будут не свидетелями любопытства, а станут признаками любознательности малыша, когда ребенок уже не просто будет удивляться новому, а пожелает все о нем узнать.

Теперь уже, встречаясь с неизвестным, ребенок это хочет осознать, и многочисленные «почему» обычно свидетельствуют лишь о познавательных мотивах. Они становятся разумнее и содержательнее, и отвечать на них гораздо проще. Но, отвечая на них, все равно необходимо исходить из возрастных возможностей ребенка. При этом надо знать, что с возрастом устойчивость всех познавательных мотивов возрастает.

Какое значение имеют вопросы для развития детей? Ребенок познает мир. Развиваясь, он все больше начинает интересоваться окружающими его предметами, жизнью людей, природы, задумываться над тем, что видит и слышит. Но круг его понятий очень узок, вот почему он и прибегает к помощи взрослого — задает вопрос. Вопросы, которые показывают, как растет его сознание. Из детских вопросов можно узнать, чем интересуются дети, какие у них знания, как расширяется кругозор, какие трудности при этом встречаются. Детский вопрос является одновременно и ответом, потому что многое рассказывает о самом ребенке, его потребностях, наблюдениях, сомнениях, страхах, догадках, суждениях, приоритетах. Вопросы, как индикаторы, показывают динамику развития дошкольника. Степень «интеллектуального взросления» ребенка отражается на характере вопросов.

Уже в 5-6 лет все вопросы «почему» — стремление детей постичь суть окружающего, понять причины, связи между большинством предметов и явлений. Ребенок задает родителям постоянно «сто тысяч почему», и только потому, что сам себе их задает гораздо больше.

В то же время вопросы показывают, какое влияние на развитие ребенка оказывают взрослые. Взрослые должны внимательно прислушиваться к детским вопросам, разумно и правильно на них отвечать, развивать детское внимание, память, наблюдательность, любознательность. Это поможет в дальнейшем во время учения в школе.

Долг родителей – поддерживать в ребенке любознательность и пробуждать ее, чтобы число вопросов постоянно возрастало. Но необходимо помнить, что детям более доступны поверхностные связи между различными природными явлениями. Их даже удовлетворяют простая аналогия и ссылка на пример. Поэтому не стоит так перегружать мир детства своей огромной эрудицией, хотя в ответах надо опираться на все особенности интеллекта малыша. Конечно, если ребенок одаренный, то можно дать ему и энциклопедический ответ.

Интерес друг к другу — вот основа познавательного общения взрослого и ребенка. Подводные камни такого общения — назидательный тон, нравоучения, на которые нередко «соскальзывает» взрослый,— делают беседу односторонней. При этом взрослый в силу своего возрастного и образовательного статуса занимает позицию над ребенком, поучает, требует от него «слушать и на ус наматывать». Неумение родителей поддержать попытку ребенка мыслить, без иронии отнестись к его ошибочным суждениям может постепенно подавить активность дошкольника, в том числе и мыслительную. Подобная расстановка сил лишает детей самостоятельности, приучает к интеллектуальному иждивенчеству — ожиданию, что взрослые все расскажут и пояснят.

Как же взрослому реагировать на вопросы и высказывания дошкольников?

1. Родителям и педагогам необходимо понимать, что познавательные детские вопросы имеют огромное значение и отражают динамику развития ребенка, поэтому следует всячески поощрять их. Вопросов «почему», которых масса у неординарного ребенка и нет почти совсем у малышей с задержкой интеллектуального развития.

Малыш с задержкой в умственном развитии практически не задает вопросов «почему», а если даже задает, то самые элементарные и свойственные чаще всего детям, которые намного младше, чем он сам. Поэтому по качеству и по количеству таких вопросов возможно косвенно судить об интеллектуальной деятельности ребенка.

Чем больше в доме «почему», тем одареннее ребенок и выше его творческий потенциал. Отсутствие таких вопросов — один из основных сигналов неблагополучия в развитии ребенка.

2. Детские вопросы подсказывают взрослому, что ребенок открыт для интеллектуального общения и стремится к нему. Диалог будет развиваться, если каждый из его участников испытывает интерес к суждениям другого.

Стоит ли давать ребенку сразу же готовый, исчерпывающий ответ на все его вопросы? Сначала важно понять, на какой стадии понимания ситуации находится ребенок, каковы его рассуждения по данному поводу. Как он сам думает? Чаще всего у него имеются свои соображения, и он охотно делится ими с собеседником. Нередко дети задают вопросы, на которые они могли бы дать ответ сами, если бы немного подумали. Не надо торопиться давать в таких случаях ответы. Удовлетворяя любознательность ребенка, надо пробуждать его собственную умственную активность, приучать пользоваться собственным опытом, знаниями. Например, если ребенок спрашивает, поплывет ли камень, дерево, сосулька, надо предложить ему самому проверить и обратить его внимание на то, что плавает, а что тонет.

3. Иногда детей подавляет авторитет взрослых (родителей, педагогов, старших братьев и сестер, таких умных, знающих ответы на все вопросы. Им порой кажется, что взрослые были такими всегда. При этом у малыша может развиться комплекс вины за свое неумение, недогадливость, отсутствие сообразительности. Поэтому не надо подчеркивать своего интеллектуального превосходства над ребенком, а поощрять его любознательность и пытливость. Дети обожают слушать истории из жизни мамы, папы, бабушки, старших детей в семье. Им интересны воспоминания близких или педагога о их детских заблуждениях, промахах, трудностях, догадках, неудачах, рассуждениях. Теперь об этом можно вспоминать с улыбкой. Откровенный разговор с ребенком, конечно же, не повлияет на авторитет родителей и не изменит его отношения к ним, но создаст благоприятную атмосферу в познавательном общении взрослых и детей.

Не надо отвечать на вопросы детей формально или в насмешливой форме, отговариваться какой-нибудь бессмыслицей. Это обидит ребенка, и он в дальнейшем будет стесняться спросить что-либо.

4. Как отвечать на вопросы детей?Сказать: «Подрастешь — узнаешь» — значит удерживать их в стремлении к знаниям. При этом не следует рассказывать о недоступных, сложных вещах. Иногда дети по-своему объясняют услышанное. Так, на вопрос шестилетнего Коли «Откуда взялся первый человек?» отец принялся рассуждать об эволюции в животном мире и о происхождении человека от обезьяны. Разъяснение отца мальчик понял по-своему.На другой день в детском саду он делился своими знаниями с друзьями: «Я знаю, мой дедушка был обезьяной, начал работать и стал человеком. Потом он народил папу, а папа меня».

Некоторые родители сетуют на то, что их дети не любят читать. Чтение — это способ получения информации, а у детей, возможно, нет интереса к этому, так как взрослые в свое время отбили у них желание узнавать новое.

5. Как же и где получить ответы на все детские вопросы?Детей не удовлетворяет далекая перспектива: пойдешь в школу, будешь многое изучать и сможешь ответить на любой вопрос. Ребенку нужен ответ незамедлительно. Вот тут необходимо и целесообразно приобщать ребенка к книге, к познавательной и справочной литературе. Многое можно узнать, если научить ребенка обращаться к ней. Она помогает достаточно быстро, даже в дошкольном и младшем школьном возрасте, получить необходимую информацию. Некоторые детские вопросы ставят взрослого в тупик.Например: почему в море вода соленая, а в реке нет? Почему лягушки квакают? Почему он мальчик, а я девочка? Почему на руке пять пальцев, а не четыре или шесть? Почему вода не горит? Зачем собаке хвост? Взрослый может признаться, что на какой-то вопрос он затрудняется ответить и нужна помощь справочника или энциклопедии. С полки снимают толстый том, и начинаются поиски. В специальных изданиях для детей содержится лаконичная и доступная информация. Простота объяснений, использование наглядности (картинок, схем, зарисовок) помогают ему осмыслить обсуждаемые проблемы.

Источник