Общение и развитие особого ребенка

Общение и развитие особого ребенка thumbnail

Несколько практических советов от Анны Битовой, директора московского «Центра лечебной педагогики»

Публикуем краткий конспект вебинар-лекции о правилах общения с особенными людьми, прочитанной Анной Львовной Битовой 4 октября в Лаборатории социального предпринимательства.

Родителям: не нужно преувеличивать особенности ребенка

Часто представление о том, что ребенок – особенный и требует особого подхода, находится, главным образом, в голове у родителей.

Например, существуют примеры, как ребенок с синдромом Дауна прекрасно пошел в обычный детский сад. Конечно, с девочкой для этого специально занимались, и некоторое отставание в развитии от сверстников нормы у нее есть, но сейчас достаточно много обычных детей имеют похожие инфантильные особенности.

Обычные дети, если они не накручены родительскими страхами, как правило с «особенными» друзьями общаются спокойно и способны принять особенности за привычки.

«Да, у Маши все время высунут язык. А я, например, иногда палец сосу».

Родители, помогите окружающим сориентироваться

Часто окружающие не понимают, что ребенок с особенностями, либо не знают, как с ним общаться, и пугаются. Ситуации, которые при этом возникают, могут быть комичными и не очень.

Например, одной из мам Центра лечебной педагогики однажды серьезно выговорила тетя из троллейбуса, с которой не захотел поговорить «невежливый» мальчик пяти лет. На самом деле ребенок просто не говорил.

Ситуация, когда девочка с расстройством аутичного спектра очень громко пыталась выйти из троллейбуса, не понимая, что он движется, сопровождалась гораздо большим волнением пассажиров.

В конце концов, чтобы не объясняться со всеми и везде, родители сделали визитки: «Мой ребенок с особенностями. Он остро переживает то, что вы почти не слышите – шум улицы, свист ветра, крики. Мир недобр к нему, но вы можете быть добры».

Не боимся необычной мимики

Нужно понимать, что слабослышащий человек или человек с ментальными нарушениями воспринимает мир иначе, и его мимика может быть отлична от людей нормы. Даже в обычных условиях ему легче испугаться, он может устать или дать понять, что не хочет с вами общаться. Поэтому он может вести себя внешне непривычно – даже закричать или укусить.

Главное – преодолеть барьер коммуникации

То есть, найти способ общения, который понимали бы оба собеседника. Если желание общаться велико, способ пообщаться обычно находится. Кстати, преодолевать такие барьеры приходится иногда и обычным людям.

Однажды Анна Битова оказалась во Франции и отстала от переводчика. По счастью, у француза, который ей встретился, была с собой большая стопка карточек с картинками!

Четыре главных правила общения

1. Уважайте личные границы собеседника. Перед началом разговора убедитесь, что человек вообще хочет с вами общаться.

2. Перед началом каждого действия предупредите, что вы хотите сделать: «Сейчас я возьму тебя на руки», «сейчас мы будем кушать». «Сейчас я на пять минут выйду, но потом вернусь». (Кстати, это правило действует и при общении с детьми нормы).

3. Инвалидная коляска – часть тела колясочника. Прежде чем передвинуть человека на коляске, надо спросить его разрешения. Кстати, разрешения погладить ребенка тоже надо спросить. Да, в том числе, у самого ребенка.

4. Не обсуждайте ребенка при всех и при нем самом в третьем лице. (Тоже действует и для детей с особенностями, и для детей нормы).

Хитрости, облегчающие общение:

При общении с плохо слышащими и плохо понимающими речь могут помочь:

— членораздельная речь,

— короткие предложения,

— картинки,

— утрированные четкие жесты,

— утрированная театральная интонация,

— взгляд в глаза (человек при этом может не слышать и читать по губам, взгляд позволяет ему удерживать внимание).

Не торопитесь и всегда дождитесь ответной реакции.

При общении с плохо держащими взгляд или внимание на собеседнике:

— можно надеть что-то яркое – шляпу, серьги;

— сделать яркий макияж;

— надеть звенящие длинные серьги или колокольчик на шею.

Обладатели целого ряда диагнозов – например, аутисты – в глаза смотреть не любят, зато прекрасно общаются при помощи картинок или фотографий, очень любят чертить пиктограммы.

Поймите специфические интересы собеседника

Для успешного общения с «особенным ребенком» важно выяснить, что он любит. Часто у людей с ментальными нарушениями существует «излюбленная тема», на которую они готовы общаться часами. При этом на все другое они часто не реагируют вообще.

Подобные специфические интересы раздражают. Но их надо не запрещать, а использовать.

Например, в истории Центра были любитель покемонов, любитель небоскребов и любитель метро. Первому поставили мелкую моторику с помощью прописи из имен покемонов. Последнего готовили к школе, изучая окружающий мир с помощью игры: «На одной платформе станции метро «Ботанический сад» мы выращиваем фрукты, а на другой – овощи». Еще был любитель бус, с которым, в конце концов, удалось договориться до расписания: час – занимаемся, час – играем в бусы.

Вообще из специфического интереса нужно делать маленькое счастье. Например, если ребенок склонен везде искать вещи красного цвета, можно вместе покупать одежду разных оттенков и т.д.

При этом есть вероятность, что через какое-то время специфический интерес у ребенка изменится на другой, палитра интересов расширится.

Источник

ОСОБЫЕ ДЕТИ — ОСОБОЕ ОБЩЕНИЕ

Часто родители отмечают, что ребенок капризен, раздражителен, обидчив, криклив или наоборот, чрезмерно застенчив. Он стал ранимым, впечатлительным или безучастным ко всему, плаксивым, конфликтным, постоянно недовольным всем. У него нарушены сон и аппетит, отмечаются вспышки гнева и перепады настроения, значительно снижен интерес к играм, занятиям, учебе, затруднено общение и т.д. Как правило, такие состояния возникают у детей и подростков при наличии внутреннего психологического дискомфорта, проявляющегося в нарушении эмоциональных и поведенческих реакций, характерных для данного возрастного периода, — детского или подросткового невроза. Большинство неврозов, которые человек приносит с собой во взрослую жизнь, являются прямым результатом психологического неблагополучия в детстве или подростковом периоде.

Система взаимодействия родителей и детей «Особые дети — особое общение» дает возможность корригировать негативное и конфликтное поведение ребенка конкретно. Она позволяет изменить внешнюю сторону общения. Каждая рекомендация основана на реализации определенного закона психологического развития ребенка.

ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА — доброжелательное, приветливое, теплое, нераздраженное. ТОН ГОЛОСА в разговоре с ребенком — доброжелательный, приветливый в любых ситуациях.

В ЛЕКСИКЕ ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕГАТЬ УПОТРЕБЛЕНИЯ:

  • всех частиц НЕ. Нужную фразу можно построить не используя их;
  • приказных фраз;
  • повелительного наклонения (например, возьми, скажи, сделай);
  • глаголов «должен», «обязан», «нужно».

ЖЕЛАТЕЛЬНО ВКЛЮЧАТЬ сослагательное наклонение; местоимение МЫ (вместо Я и ТЫ).

НЕ НАДО:

  • вставать на сторону людей, обвиняющих Вашего ребенка публично (лучше потом, без посторонних, спокойно, с глубоким пониманием ребенка обсудить возникшую проблему и помочь ее решить);
  • хвалить в присутствии ребенка других и ставить кого-либо в пример.

ПОМНИТЕ:

  • телевизор, видео — не нянька, т.е. нужно вместе с ребенком смотреть передачи. Это способствует снятию напряжения, волнения, восстанавливает эмоциональный контакт с ребенком, улучшает его, дает возможность корригировать восприятие услышанного и увиденного ребенком (объяснить непонятное, побеседовать, задать вопросы);
  • если Вы огорчены чем-то, постарайтесь объяснить ребенку, что это связано не с ним, что находясь рядом с Вашим ребенком, будете в лучшем настроении, так как Ваш сын или дочь — это радость;
  • от Вас ребенку необходимо как можно больше тактильных контактов: обнять, погладить, приласкать.

СТАРАЙТЕСЬ:

Не говорить с иронией или насмешкой;

Не делать постоянных замечаний, особенно мелочных;

Не ругаться и не кричать на ребенка (вместо этого можно сказать, что именно Вас рассердило или обидело в его поведении);

Всегда быть с ребенком вежливым, теплым;

Не торопить и не подгонять ребенка;

Как можно чаще высказывать одобрение, похвалу, эмоциональное принятие Вашего ребенка, и не за что-то, а только потому, что это Ваш ребенок, несмотря на все проблемы;

Как можно чаще подтверждать свою любовь к нему: ведь это Ваш ребенок;

Не говорите ребенку, что не любите его;

Не давать ребенку чувствовать себя плохим (плохими могут быть его поступки, но не он сам).

От неправильного поведения или занятия старайтесь ребенка отвлекать, предлагая не менее 2-3 вариантов деятельности или занятий.

НЕСКОЛЬКО СПОСОБОВ ВЫСКАЗАТЬ ОДОБРЕНИЕ:

Молодец!

Правильно!

У тебя это здорово получилось!

Ты сегодня хорошо потрудился!

Я знала, что ты справишься!

Неплохо!

Отлично!

Ты быстро научился!

Это то, что надо!

С каждым днем у тебя получается лучше!

ЛЮБИТЕ РЕБЕНКА ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ. НЕ ЖДИТЕ ОТ НЕГО НЕВОЗМОЖНОГО.

(Рекомендации врача-психиатра С.Ю. Бениловой.)

Источник

Часто поведение чужих детей вызывает у нас раздражение, а реакция их родителей – недоумение. Но непослушание и плач – не всегда признаки плохого воспитания. Возможно, перед вами особый ребенок. Как вести себя, если по соседству с вами оказался малыш с аутизмом или синдромом Дауна?

К сожалению, детей с теми или иными особенностями развития рождается все больше. К счастью, от них перестают отказываться родители, их все меньше прячут в специальных учреждениях и все чаще вспоминают об их интересах. И разговоры о том, что им нет места среди нас, остаются в прошлом.

Мы можем встретиться на детской площадке, в больнице, в очередях, в путешествиях, в доме своих друзей, а порой они рождаются в наших семьях. Проблема в том, что мы слишком мало знаем об этих людях и действительно не умеем с ними общаться.

Особый этикет

Есть некоторые правила для общения с необычными собеседниками:

  • Если вы встретились взглядами, улыбнитесь ребенку и его родителям. Не отводите взгляд виновато. Будьте естественны, это такие же люди, как и вы.
  • Соблюдайте дистанцию. Не нужно с ходу обниматься и брать чужого малыша на руки. Если сам ребенок не пытается наладить с вами тактильный контакт, не проявляйте инициативу.
  • Будьте спокойны, говорите ровно, не повышая голоса и избегая чрезмерной жестикуляции. Используйте простые, понятные, короткие предложения с четким смыслом.
  • Не говорите с «грудничковой интонацией», не сюсюкайте. Вы можете недооценить уровень развития и обидеть маленького собеседника.
  • Если вы хотите помочь, спросите у родителей разрешения. Ваши безобидные, на первый взгляд, действия могут напугать или расстроить малыша.
  • Если ребенок шумит, не может усидеть на месте, громко плачет, не запугивайте и не стыдите. Родители лучше знают, как успокоить свое чадо.
  • Будьте терпеливы. Ваше раздражение дети заметят еще раньше, чем вы его осознаете. И это только усложнит взаимопонимание.

Эти правила подойдут и для самых обыкновенных детишек. Но если перед вами дети с ограниченными возможностями или нарушениями развития, крайне важно вести себя корректно.

Особый подход

Распознать деток с синдромом Дауна довольно просто из-за их узнаваемой внешности. Если вы не встречались с ними прежде, вас наверняка удивит их непосредственность. Они могут обнять вас, взять за руку и пойти с вами дальше, будто вы старые друзья. Такие дети очень общительны, любят малышей и животных.

Они сканируют наши эмоции лучше Пола Экмана и любят внимание и общение. Спросите их о делах, настроении, любимых занятиях и друзьях – они с удовольствием расскажут вам о своей жизни.

Дети с аутизмом не имеют каких-то особенных черт лица, но их отстраненность бывает заметна невооруженным глазом. Проблемы с речью, избегание контактов, повторяющиеся движения – все это присуще людям с расстройствами аутистического спектра. Ребенок словно заперт внутри себя, он живет в собственном мире.

Такие дети очень чувствительны и ранимы. Это тот случай, когда не только протянутая рука, но и ваш пристальный взгляд могут вызвать у ребенка испуг, дискомфорт и бурный протест. Если вы видите, что малыш, сидящий напротив, отворачивается – не нужно продолжать разглядывать его. Будьте готовы к прямолинейности и неудобным замечаниям. Они не хотят вас обидеть – они просто не умеют врать и всегда говорят то, что думают.

Дети с ограниченными физическими возможностями, с ДЦП с сохранным интеллектом чаще всего отличаются ранимостью из-за своего недуга, но их умственные способности не хуже средних, а иногда и выше. Самое главное – не разглядывайте их, но и не отворачивайтесь. А еще старайтесь, чтобы при разговоре ваши глаза были на одном уровне. Присядьте перед коляской, а не нависайте над собеседником.

Часто внимание посторонних привлекают и детки с гиперактивностью. Веселые, смышленые, но слишком неудобные и громкие для общественных мест. На вид они обычные хулиганы, а на деле таким детям очень сложно контролировать себя и долго сидеть на месте. Если вы начнете ругать их, они не порадуют вас послушанием, скорее разойдутся еще сильнее. А вот отвлечь их от пробежки по вагону интересной историей, смешным фокусом или более спокойной, но увлекательной игрой можно. Опять же с одобрения мамы и папы.

Особые родители

Нужно понимать, что в нашей стране воспитание «других» детей связано с большими трудностями. Наше общество все еще не толерантно. Пока человек лично не столкнулся с подобной проблемой, кажется, в том, что ребенок «не такой», виновны исключительно пьянки или прочие «грехи» родителей. А ведь это не так. И несмотря на раннюю диагностику, многие узнают о каких-либо аномалиях в развитии ребенка уже после его рождения.

Семьям с такими детишками действительно сложно. Их жизнь связана с большими физическими, эмоциональными и финансовыми затратами. Хотя некоторые родители чувствуют себя счастливее тех, у кого здоровые дети. Жизненные сложности помогают открывать в себе новые ресурсы и отделять важное от незначительного. В любом случае при общении с родителями требуется деликатность.

  • Не нужно жалеть и сочувствовать. Они любят своего ребенка не меньше, чем вы любите своего. И они рады, что он с ними.
  • Не спешите давать советы, если вы не профессионал в этом направлении. Каждый родитель хочет лучшего для своего дитяти и делает все, что в его силах, чтобы развивать его и заботиться о его здоровье.
  • В тоже время вы можете предложить помощь с коляской, багажом, занять чем-то внимание ребенка (если родители одобрят это), а иногда и успокоить окружающих, ведущих себя недоброжелательно.
  • Было бы невежественно желать выздоровления таким деткам. Это не простуда, поддающаяся полному излечению. В таких случаях предполагается только коррекция. Так что будьте внимательнее к своим словам, даже если таким образом вы хотите поддержать.
  • Если родители ребенка запрещают вам что-либо делать (совершенно безобидное, на ваш взгляд), немедленно перестаньте. И не спорьте! Не нужно протягивать угощения, настойчиво знакомиться и гладить по голове! Только папа и мама знают, что хорошо и что плохо. Ваше неумелое поведение может обернуться большой проблемой для ребенка и для того, кто его сопровождает.

«Мам, а почему он в коляске?»

Постарайтесь доступным языком объяснить своему ребенку, что все мы разные. Есть дети со светлыми волосами, есть с темными, большие и маленькие, тихие и шумные, некоторые из них неразговорчивые, а другие слишком болтливые, некоторые не могут ходить, кто-то не видит или выглядит не совсем обычно. Эти дети такие же добрые и хорошие, с ними тоже можно дружить, и ни в коем случае нельзя обижать их только потому, что они не похожи на нас.

Можно привести такой пример: «Представь, что ты оказался в Африке, и вокруг только темнокожие кудрявые детки. Никто не хочет дружить с тобой, и все обзывают “белой вороной”, а то и палками поколотить пытаются. Как бы ты чувствовал себя? Так и этот ребенок. Он чувствует то же, что и ты. Не забывай этого».

Регулярные занятия с родителями, реабилитологами, педагогами, а также доброжелательное отношение окружающих могут принести хорошие результаты. В этой особенной среде встречаются очень талантливые люди. Пусть для ребенка поход в общественное место или поездка в транспорте станет не очередным стрессом, а площадкой для общения и развития.

Источник

Что делать, если ребенок встретил в песочнице человека с особенностями развития?

В некоторых странах считается невежливым и даже неприличным игнорировать такого ребенка и его родителей, если вы оказались вместе на детской площадке, а у нас часто вокруг такой семьи образуется вакуум.

Почему это вообще сложная тема? Кто в этом виноват?

Если честно, это сложная тема для родителей, а не для детей. Дети, особенно дошкольники, могут вообще не замечать, что тут у ребенка — особенности. Они просто играют. Иногда более успешно, иногда менее.

У них могут возникать «неловкие» вопросы: «А почему он не говорит? А почему он не ходит? А что у мальчика с ручкой?». Если взрослые, его собственные родители и родители «особого» ребенка, спокойны, они могут просто и коротко ответить, помогают найти общий язык, то все очень быстро разрешается, и дети играют вместе.

Взрослые люди просто сами иногда не знают, как расценить то или иное поведение «странного» ребенка, опасно оно или не опасно, как сделать так, чтобы всем было комфортно и интересно.

А вдруг «мой ребенок научится плохому»? А вдруг мы сделаем или скажем что-то обидное для него или для его родителей? Как будут развиваться отношения в этой песочнице? Взрослый сам не знает, то ли подойти и поприветствовать, то ли держаться подальше. Нет устоявшихся социальных ритуалов, точнее мы только начинаем их вводить. Ведь по‑прежнему живы страшные стереотипы в отношении людей с инвалидностью. Например, «этим можно заразиться», «это результат неправильного образа жизни родителей — надо держаться подальше».

Когда надо говорить с ребенком о том, что есть дети с нарушениями развития?

Этот разговор может начаться в любом возрасте, просто он будет разным. Когда ребенок маленький, родители ведь всегда комментируют, что это — мальчик, а это — девочка, вот Маша пока не говорит, а ты уже знаешь, как сказать вежливо. Важно, чтобы этот разговор был на уровне ребенка и по возрасту ему, сложные и очень развернутые поучения могут погасить естественное любопытство и легкость малыша. Зато в начальной школе возможны уже более сложные и долгие разговоры. Здорово, что есть в помощь мультфильмы. Например, «Кастрюлька Анатоля», «Струны» , «Про Диму», или книга Перниллы Стальфельт «Одного поля ягоды», истории Дэвида Макки про Элмера, слона в клеточку. Рассказ Рэя Брэдбери про голубую пирамидку «И все-таки наш».

Если ваш ребенок сказал бестактность инвалиду — это кошмар? Что делать?

Конечно, нет. Бестактность и неловкость часто возникают в начале общения, их порождает новизна ситуации. Для такта всегда нужно время, опыт и понимание. Бестактность — не провал, а всего лишь отсутствие опыта. Родитель всегда может принести извинения, помочь подобрать уважительную форму обращения или вопроса, просто улыбнуться и этим исправить ситуацию, помочь продолжить общение. Тут опасно отругать ребенка, ведь он может решить, что лучше обходить «особого» ребенка стороной или, что еще хуже, решит отомстить за собственный «провал».

Как преодолевать неловкость и надо ли это делать?

Как правило, дети сами находят выход, если взрослые рядом настроены доброжелательно и готовы подсказать варианты. Для начала нужно просто дать время. Например, к одной знакомой мне семье должны были прийти гости с «хрупким» ребенком, у которого повышена ломкость костей. Мама предупредила своих детей, которые очень любят возню и активные игры, что прыгать и залезать на эту хрупкую девочку не нужно, потому что для нее это опасно. Взрослый может подсказать, какие игрушки выбрать, как вместе провести время. Но еще раз повторюсь, что часто неловкость в этой теме — это то, что мучительно переживают взрослые, а реакции детей могут быть значительно проще. Помогайте создать безопасную среду, а дальше дайте детям свободу.

Как остановить травлю ребенка с инвалидностью в детском коллективе, если вы узнали о ней? И как ее останавливать не надо?

К сожалению, травля достаточно распространена, и любые различия (совсем не обязательно инвалидность) могут стать поводом для систематического агрессивного преследования. Поскольку суть травли — насилие, то негативные последствия могут быть не только для непосредственных участников, но и для свидетелей тоже. Тех, кто знает и видит, но непосредственно не участвует.

Есть огромная проблема в том, что взрослые далеко не всегда знают о том, что происходит. Однако если взрослые узнали, то действовать должны быстро и определенно. Прежде всего, взрослый должен ясно дать понять, что травля неприемлема. Замалчивать проблемы — преступно.

И эти ситуации не решаются на уровне отношений двух детей/семей, речь не идет об их специфических качествах, например, агрессивности нападающего и виктимности (то есть предрасположенности стать «жертвой») пострадавшего, травля — это проблема всей группы, в которой она оказалась возможной. Взрослый, например, учитель, своим отношением может провоцировать травлю. К сожалению, сейчас распространена позиция упора на образование в детских организациях, особенно в школах, на получение знаний, а не на воспитательную работу. А с детским сообществом всегда нужно работать на объединение, специально придумывать игры и дела, способствующие совместной работе.

Это действительно творческая задача — искать, в чем ребенок с особенностями может быть интересен, как он может внести ценный вклад в общее дело.

Позиция учреждения по этому вопросу должна быть четко сформулирована и донесена до всех родителей всех детей группы или класса. За детской травлей мы часто можем обнаружить позицию взрослых, родителей других, «обычных» детей. Просто там, где взрослые действуют тоньше, дети часто непосредственны.

Кстати, некоторые родители детей с особыми потребностями могут сами скрывать информацию о своем ребенке, боясь стигматизации и травли, и это также неправильно. Если класс инклюзивный, в нем есть дети с особенностями, то все должны понимать, как это устроено, а учитель — «объединять» коллектив.

Работа на объединение должна быть всегда, она и предотвращает насилие, и лечит. Индивидуальные «разговоры по душам», запугивания, призывы «жалеть слабого» к тому, кто травит, и напротив советы «терпеть», «давать сдачу», разговоры о том, что «ты сам виноват» не являются в полной мере эффективными стратегиями, а зачастую только усугубляют положение дел. В некоторых ситуациях, особенно если наблюдается бездействие взрослых, ребенка, которого травят, придется переводить в другую группу, другое учреждение — там все может сложиться по‑другому.

***

В центре «Пространство общения» работает инклюзивная группа для детей от 5 до 8 лет — «Играем в театр». В ней дети с особенностями и без встречаются раз в неделю, чтобы вместе составлять карту мира. Каждое занятие — новая страна, которую ребенок познает с помощью национальных игр, кухни (каждую встречу дети готовят вместе какое-то блюдо), сказки, превращаемой к концу путешествия в кукольный спектакль.

Также у центра есть проект «Общий город» — тренинги для сотрудников сферы услуг по взаимодействию с клиентами, имеющими ментальные нарушения. Целевая аудитория тренингов — персонал кафе и ресторанов. Но специалисты центра постараются помочь и в ином случае, если речь идет об общественном месте, и у представителей есть запрос. Проект реализуется при поддержке Комитета Общественных связей города Москвы.

Источник