Общее в развитии нормального ребенка и ребенка с нарушениями в развитии

Общее в развитии нормального ребенка и ребенка с нарушениями в развитии thumbnail

Число детей с нарушениями в развитии неуклонно растет. В настоящее время примерно 4,5% от общего числа детей, проживающих в России, относится к лицам с ограниченными возможностями. Тому есть ряд причин: дестабилизация отдельных семей и общества в целом, в ряде случаев отсутствие нормальных условий для будущих матерей и их детей. Из десяти младенцев лишь у двух показатели физического и психического здоровья соответствуют норме.

Категории детей с нарушениями в развитии

Методы коррекции нарушений развития у детейУ детей с нарушениями развития происходит отклонение от нормы психических функций вследствие врожденных или приобретенных поражений опорно-двигательного аппарата, органов речи, слуха и зрения или из-за недостаточности центральной нервной системы.

Существует несколько категорий детей с такими нарушениями развития:

  • С нарушениями зрения;
  • С нарушениями слуха;
  • С нарушениями речи;
  • С нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • С нарушениями поведения;
  • С нарушениями эмоционально-волевой сферы;
  • Умственно отсталые дети;
  • С задержкой психического развития;
  • С комплексными нарушениями развития.

Нарушения в психическом развитии у детей обусловлены двумя группами факторов – биологическими и социальными. Биологические факторы это: различные патологии беременности и родов, инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, расстройства обмена веществ, нейрохирургические заболевания, интоксикации в первые годы жизни. К социальным факторам относятся психологические травмы, агрессия по отношению к ребенку, недостаточное общение с ним.

Любые отклонения, особенно у детей с комплексными нарушениями развития, требуют коррекции и своевременной профилактики, так как именно от этих действий зависит дальнейшая социальная адаптация ребенка.

Профилактика нарушений развития у детей

Главную роль в предотвращении нарушений развития у детей разного возраста играет комплексная система мер профилактики. Регулярные консультации и осмотры у педиатра стоят на первом месте. На втором – внимательность самих родителей, которые обязаны научиться проверять основные психомоторные реакции у ребенка, чтобы первые возможные отклонения в его психике не остались без пристального внимания.

Педиатры, детские психологи, логопеды и дефектологи могут определить состояние психического развития ребенка. Точный диагноз и категорию нарушения устанавливают благодаря диагностическим обследованиям. Профилактика нарушений развития заключается в использовании специальных медицинских, социальных, психологических и педагогических методик проверки ребенка.

Чтобы психическое развитие малыша протекало правильно и без отклонений, родители должны использовать положительное коррекционное пространство, в котором ребенок сможет развивать логику, мышление, обучаться и приобретать новые навыки.

Немаловажным фактором профилактики нарушений развития является проведение медицинских и педагогических консультаций будущей мамы во время беременности и соблюдение безопасности.Способы профилактики нарушений развития у детей

Итак, эффективная профилактика включает:

  • Отсутствие физических и психических травм у мамы во время беременности;
  • Благоприятную среду для развития малыша;
  • Отсутствие конфликтов в семье.

Коррекция нарушений психического развития

В коррекции нарушений развития у детей принимают участие специалисты разного профиля: неврологи, педиатры, психологи, логопеды, психиатры и дефектологи. От взаимодействия этих специалистов, а также от методов, выбранных ими, зависит эффективность лечения детей с нарушениями в психическом развитии. Перед выбором конкретной методики доктор диагностирует причину нарушения развития и его тип.

Медикаментозное лечение основывается на иммуностимулирующих, противовоспалительных, противосудорожных, ноотропных и сосудистых средствах. Дополнительно могут применяться витамины.

Детям с комплексными нарушениями развития назначают следующие виды реабилитации: сенсорные упражнения, коррекция психологического характера, коррекция логопедического типа, упражнения на релаксацию, лечебная гимнастика и физкультура, физиотерапия.

Одним из важных этапов коррекции нарушений развития является индивидуальная учебная программа для ребенка. Она разрабатывается педагогами и психологами и основывается на художественных, хореографических и музыкальных занятиях. Также в ней присутствуют особые интеллектуальные упражнения.

Для полноценной и эффективной коррекции нарушений психического развития необходимо сочетать все аспекты лечения — лекарственные препараты, реабилитацию и индивидуальные учебные программы.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник

Основой для специальной психологии и специальной педагогики послужило заключение Л.С. Выготского о том, что развитие психики детей с проблемами в развитии подчиняется тем же основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка.

К таким закономерностям относятся следующие:

1. цикличность психического развития, показывающее, что развитие имеет сложную организацию во времени;

2. неравномерность психического развития, которая обусловлена активным созреванием мозга в определенные периоды жизни ребенка и наличием сенситивных периодов в развитии психических функций;

3. определенная последовательность стадий развития психики;

4. ведущая роль деятельности и речи в формировании высших психических функций;

5. ведущая роль обучения в психическом развитии;

6. пластичность нервной системы, обеспечивающая компенсацию одних функций другими;

7. интеграция, которая представляет собой объединение разрозненных вначале психических состояний и свойств личности ребенка в устойчивые комплексы.

Большое значения для специальной психологии имеет положение о соотношении биологических и социальных факторов в процессе психического развития. Л.С. Выготский подчеркивал единство и взаимодействие биологических и социальных факторов в процессе развития. Л.С. Выготский подчеркивал, что «основной отличительной чертой психического развития ненормального ребенка является дивергенция, расхождение обоих планов развития, слияние которых характерно для развития нормального ребенка». Выделение этих двух факторов имеет большое значение, так как нарушения психического развития могут быть вызваны и биологическими и социальными факторами.

Вопрос об общих и специфических закономерностях отклоняющегося развития был поставлен Л. С. Выготским в начале XX в. в связи с формированием дефектологии как комплексной науки о человеке, включающей разностороннее изучение причин и механизмов отклоняющегося развития.

Для более полного рассмотрения данной проблемы необходимо выделить условия нормального развития ребенка.

Такие условия были сформулированы Г.М. Дульневым и А.Р. Лурия:

1. нормальная работа головного мозга и его коры;

2. нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов; сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром;

3. систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и школе.

Одним из первых общие закономерности отклоняющегося развития применительно к различным видам психического дизонтогенеза были сформулированы В. И. Лубовским. Он выделяет три иерархических уровня закономерностей отклоняющегося развития.

I уровень — закономерности, присущие всем типам дизонтогенетического развития. Для всех вариантов дизонтогений характерны следующие нарушения:

· нарушения приема, переработки, сохранения и использования информации;

· нарушение речевогоопосредования;

· более длительные сроки формирования представлений и понятий об окружающей действительности;

· риск возникновения состояний социально-психологическойдезадаптированности.

II уровень —закономерности, характерные для группы дизонтогенетических расстройств (например, при умственной отсталости, задержке психического развития, общем недоразвитии речи наблюдаются явления ретардации — запаздывание или приостановка всех сторон психического развития или преимущественно отдельных компонентов).

III уровень — специфические закономерности, присущие конкретному виду дизонтогенеза. (общему стойкому психическому недоразвитию по типу умственной отсталости, или искаженному развитию по типу раннего детского аутизма, или дефицитарному развитию вследствие недостаточности зрительного анализатора).

Положение о единстве основных закономерностей нормального и аномального развития, подчеркиваемое Л. С. Выготским, дает основания считать, что концепция развития нормального ребенка, в общем, может быть использована при трактовке развития умственно отсталых детей. Это позволяет говорить об идентичности факторов, воздействующих на развитие нормального и умственно отсталого ребенка.

Развитие ребенка с интеллектуальным недоразвитием определяется биологическими и социальными факторами.

К числу биологических факторов относятся выраженность дефекта, качественное своеобразие его структуры, время его возникновения. Эти факторы, как и прочие, необходимо учитывать при организации специального педагогического воздействия.

Социальные факторы — это ближайшее окружение ребенка: семья, в которой он живет, взрослые и дети, с которыми он общается и проводит время, и, конечно, школа. Рассматривая вопрос о взаимодействии организма и среды, Л. С. Выготский сформулировал понятие «социальная ситуация развития»и подчеркнул мысль о том, что воздействие на ребенка окружающей среды определяется не только ее характером, но и индивидуальными особенностями субъекта, теми переживаниями, которые у него возникают.

Дата добавления: 2018-02-13; просмотров: 1889; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10862 — | 8117 — или читать все…

Источник

1.1.
Понятие «ребенок с нарушениями
психического
и физического развития»

К
детям с особенностями развития относят
тех, у которых финические
или психические отклонения приводят к
нарушению нормального
хода общего развития. Дефект одной из
функций нарушает
развитие ребенка только при определенных
условиях. Понятие
«ребенок с нарушениями психического и
физичес­кого
развития предполагает наличие серьезных
отклонений в развитии,
вызванных болезнетворными влияниями
и обуслов­ливающих
необходимость создания специальных
условий для обучения и воспитания.

Дети
с отклонениями в развитии — сложная и
разнохарак­терная
группа. Различные аномалии по-разному
отражаются на формировании социальных
связей детей, на их познавательных
возможностях.
В зависимости от характера нарушения
одни дефекты
могут полностью преодолеваться в
процессе разви­тия
ребенка, другие лишь коррегироваться,
а некоторые только компенсироваться.
Сложность и характер нарушения
нормаль­ного
развития ребенка определяют различные
формы психолого-педагогической
работы с ним.

В
основе отклонений в развитии лежат, в
одних случаях, ор­ганические или
грубые функциональные нарушения
централь­ной
нервной системы, в других — периферические
поражения отдельного
или нескольких анализаторов. Значимыми
явля­ются
и неблагоприятные семейные формы
воспитания ребенка, которые
могут привести к «педагогической
запущенности». Причины,
приводящие к возникновению детских
аномалий,

подразделяются
на врожденные и приобретенные (подробно
они будут
рассмотрены ниже). Подчиняясь в целом
общим законо­мерностям психического
развития ребенка, развитие аномаль­ного
имеет и ряд собственных закономерностей,
в определении которых
важную роль сыграли исследования
отечественных дефектологов,
особенно Л. С. Выготского. Им была
выдвинута идея о сложной структуре
аномального развития ребенка, согласно
ко­торой
наличие дефекта какого-то одного
анализатора или интел­лектуального
дефекта не вызывает выпадения одной
функции, а приводит
к целому ряду отклонений, в результате
чего возникает целостная
картина своеобразного атипичного
развития. Слож­ность
структуры аномального развития
заключается в наличии первичного
дефекта, вызванного биологическим
фактором, и вторичных
нарушений, возникающих под влиянием
первичного дефекта
в ходе последующего аномального развития.

Так,
при нарушении слухового восприятия,
возникшего в ре­зультате
повреждения слухового аппарата и
являющегося пер­вичным
дефектом, появление глухоты не
ограничивается выпа­дением
функции слухового восприятия. Слуховой
анализатор играет
исключительную роль в развитии речи. И
если глухота возникла
до периода овладения речью, то как
следствие насту­пает немота — вторичный
дефект. Такой ребенок сможет овла­деть
речью только в условиях специального
обучения с исполь­зованием сохранных
анализаторных систем: зрения,
кинестети­ческих ощущений,
тактильно-вибрационной чувствительности.
Интеллектуальная
недостаточность, возникшая в результате
первичного
дефекта — органического поражения
головного мозга,
порождает вторичное нарушение высших
познаватель­ных
процессов, проявляющихся в ходе
социального развития ре­бенка.
Вторичное недоразвитие психических
свойств личности умственно
отсталого ребенка проявляется в
примитивных реак­циях,
завышенной самооценке, негативизме,
недоразвитии воли. Следует
обратить внимание на взаимодействие
первичных и
вторичных дефектов. Не только первичный
дефект может вы­зывать
вторичные отклонения, но и вторичные
симптомы в оп­ределенных условиях
воздействуют на первичный фактор. Так,
взаимодействие
неполноценного слуха и возникших на
этой ос-

нове
речевых последствий является свидетельством
обратного влияния
вторичной симптоматики на первичный
дефект. Ребенок с частичной потерей
слуха не будет использовать его сохранные
функции,
если не развивает устную речь. Только
при условии ин­тенсивных
занятий устной речью, т. е. преодоления
вторичного дефекта речевого недоразвития,
оптимально используются воз­можности
остаточного слуха. Необходимо широко
использовать психолого-педагогическое
воздействие на вторичные отклонения
аномального
ребенка, так как они в значительной
степени до­ступны коррекционному
воздействию, поскольку их возникно­вение
связано с действием главным образом
средовых факторов развития психики.
Органический дефект ведет к невозможности
или
крайней трудности усвоения ребенком
культуры, а ведь лишь на базе такого
усвоения могут сформироваться высшие
психичес­кие
функции человека, его сознание, его
личность. Л. С. Выготс­кий
писал, что «недостаток глаза или уха
означает поэтому прежде всего
выпадение серьезнейших социальных
функций, перерожде­ние
общественных связей, смещение всех
систем поведения»1.

Важной
закономерностью аномального развития
является соотношение
первичного дефекта и вторичных нарушений.
«Чем дальше
отстоит симптом от первопричины,— пишет
Л. С. Вы­готский,
— тем он более поддается воспитательному
лечебному воздействию.
Получается, на первый взгляд, парадоксальное
положение: недоразвитие высших
психологических функций и высших
характерологических образований,
являющееся вторич­ным
осложнением при олигофрении и психопатии,
на деле ока­зывается менее устойчивым,
более поддающимся воздействию, чем
недоразвитие низших, или элементарных,
процессов, непос­редственно
обусловленное самим дефектом. То, что
возникло в процессе развития ребенка
как вторичное образование, принци­пиально
говоря, может быть профилактически
предупреждено или
лечебно-педагогически устранено»2.

Согласно
этому положению Л. С. Выготского, чем
дальше разведены
между собой первопричины (первичный
дефект био­логического
происхождения) и вторичный симптом
(наруше-

1Выготский
Л.С.
Собр. соч.:
В
6 т. М., 1983. Т 5. С. 63.

‘ Там же. С. 291.

ние
в развитии психических процессов), тем
больше возмож­ностей
открывается для коррекции и компенсации
последнего с
помощью рациональной системы обучения
и воспитания.

Например,
в речевом развитии глухого ребенка
труднее всего
исправить недостатки произношения
звуков и слов, ибо неправильность устной
речи, с точки зрения ее произноси­тельной
стороны в данном случае, зависит от
невозможностей говорящего
полностью обеспечить слуховой контроль
за собс­твенной речью. Вместе с тем
другие стороны речи (словарный запас,
грамматический строй, семантика), имеющие
опосредо­ванную
связь с первичным дефектом, в условиях
специального обучения
коррегируются в большей степени за счет
активного использования письменной
речи.

В
процессе аномального развития проявляются
не только негативные
стороны, но и положительные возможности
ре­бенка.
Они являются способом приспособления
личности ре­бенка
к определенному вторичному дефекту
развития.

Источником
приспособления аномальных детей являются
сохранные
функции. Функции нарушенного анализатора
заме­няются интенсивным использованием
сохранных.

На
развитие аномального ребенка оказывают
существенное влияние
степень
и качество первичного дефекта.
Вторичные
отклонения
в зависимости от степени нарушения
имеют раз­ный уровень выраженности,
т. е. существует прямая зависи­мость
количественного и качественного,
своеобразия вторич­ных
нарушений развития аномального ребенка
от степени и качества
первичного дефекта.

Своеобразие
ребенка с нарушенным развитием зависит
также
и от
времени возникновения первичного
дефекта.
На­пример,
характер аномального развития детей с
врожденным или
рано приобретенным умственным
недоразвитием отлича­ется
от развития детей с распавшимися
психическими функци­ями
на более поздних этапах жизни. Возникновение
умствен­ной отсталости в период, когда
психика ребенка уже достигла определенного
уровня развития, дает иную, отличную
струк­туру этого дефекта и специфику
аномального развития.

В
коррекционной педагогике выделяются
основные 10 катего­рии
детей с отклонениями в развитии. К их
числу относятся дети:

  • с
    нарушениями одного из анализаторов: с
    полной (то­тальной)
    или частичной (парциальной) потерей
    слуха или зрения,
    неслышащие (глухие), слабослышащие или,
    как их раньше
    назвали, тугоухие;

  • незрячие (слепые),
    слабовидящие;

  • со специфическими
    речевыми отклонениями (алалия, об­щее
    недоразвитие речи, заикание);

  • с
    нарушениями опорно-двигательного
    аппарата (цереб­ральный паралич,
    последствия травм позвоночника или
    перенесенного
    полиомиелита);

  • умственно
    отсталые и с различной степенью
    выражен­ности
    задержки психического развития (разные
    формы психического
    недоразвития с преимущественной
    несформированностью
    интеллектуальной деятельности);

Ф
со сложными нарушениями (незрячие
умственно отста­лые;
слепоглухие, слепоглухие с умственной
отсталостью, слепые
с нарушениями речи и др.);

Ф
аутичные (активно избегающие общения
с окружающими людьми).

У всех детей с
отклонениями в развитии наблюдаются:

а) ряд
достаточно резко выраженных специфических
для каждой
группы особенностей, не свойственных
нормально раз­вивающимся
детям, т.е. нарушения системы психической
де­ятельности.
Например: грубое нарушение пространственной
ориентировки
и координации движений у незрячих
(слепых)
детей, ущербность моторики у
детей с нарушениями опорнодвигательного
аппарата, да и многое другое, что
препятствует успешной
адаптации детей в окружающей их социальной
среде;

б) своеобразие
и трудности в овладении родной речью,
ко­торые
особенно очевидны у детей с пониженным
слухом и спе­цифическими
речевыми нарушениями;

в) отклонения
в приеме, переработке и использовании
ин­формации,
поступающей из окружающей среды. Так
умственно отсталые
дети, рассматривая предмет, выделяют в
нем немногие части
и свойства, далеко не всегда осмысливают
их значение.

К
числу основных задач1,
решаемых коррекционной педаго­гикой,
относятся следующие:

  • комплексное
    психолого-педагогическое и
    клинико-физиологическое
    изучение основных закономерностей
    физического
    и психического развития детей,
    отклоняю­щихся
    от нормы;

  • определение
    качественного своеобразия структуры
    их нарушений;

»
разработка психолого-педагогических
классификаций различных
категорий детей с нарушенным развитием;
обоснование
дифференцированного и индивидуального
подхода
при их воспитании, обучении и коррекции
недо­статков
их познавательной деятельности и
личности;

* обоснование
принципов организации системы
разнооб­разных
специальных учреждений, создающих
оптималь­ные условия для воспитания
и обучения отклоняющихся в развитии
детей;

  • установление
    закономерностей коррекционного
    учебно-воспитательного
    процесса, осуществляемого в специаль­ных
    детских садах и школах, а также при
    индивидуаль­ном
    обучении. Определение целей, задач,
    содержания, принципов
    и методов воспитания, обучения, трудовой
    и социальной
    подготовки различных категорий детей
    с на­ рушением
    развития;

  • разработка
    специальных технических средств,
    помогаю­щих
    детям с отклонениями в развитии более
    успешно и в разных аспектах познавать
    окружающую их действительность,
    устанавливать контакты с другими детьми
    и взрослыми;

  • определение
    путей и средств профилактики возникнове­ния
    нарушений развития у детей;

  • нахождение
    путей, позволяющих улучшить, сделать
    более комфортной
    жизнь лиц, имеющих отклонения в разви­тии,
    в социальной среде — в семье, в учебных
    и трудовых коллективах.

1Петрова
В.Г., Белякова И.В.
Кто
они, дети с отклонениями в развитии. 2-е
изд.
М.:
Флинта,
2000.

Основные
положения коррекционной педагогики
строятся на базе теоретических обобщений
фактических материалов, полученных
путем экспериментальных исследований
и целе­направленных
систематических наблюдений за
отклоняющи­мися
в развитии и нормально развивающимися
детьми раз­личных
возрастов. Эта работа осуществляется
в клиническом, физиологическом,
нейрофизиологическом, психологическом
и педагогическом направлениях.

Процесс
обучения аномальных детей опирается
не только на сформировавшиеся
функции, но и на формирующиеся. Задача
обучения — постепенно и последовательно
переводить зону ближайшего
развития в зону актуального развития.
Коррек­ция
и компенсация аномального развития
ребенка возможны только при постоянном
расширении зоны ближайшего разви­тия,
помня, что «принцип и психологический
механизм воспи­тания
здесь те же, что и у нормального ребенка»1.

Источник