Общее развитие ребенка в начальном обучении
Любовь Чижикова
Развивающее обучение в начальной школе
В условиях реализации требований ФГОС ООО актуальной становится технология развивающего обучения.Цель технологии: формирование у детей устойчивого интереса к знаниям, стремление к самообразованию. Способ организации, содержание, методы и формы развивающего обучения ориентированы на всестороннее развитие школьника. При таком обучении дети учатся способам их самостоятельного постижения, у них вырабатывается творческое отношение к деятельности, развиваются мышление, воображение, внимание, память, воля.
Стержневая идея развивающего обучения — опережающее развитие мышления. Это обеспечивает готовность ребёнка самостоятельно использовать свой творческий потенциал. Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем.
Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям. В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания. Перед учащимися ставится проблема.Дети при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения: строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.
По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трёх основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности.
Учитель оценивает труд школьников по индивидуальным результатам. Это создает ситуации успеха каждому из них. Вводится содержательная самооценка достигнутого результата, производимая с помощью чётких критериев, полученных от учителя. Самооценка школьника предшествует оценке учителя, при большом расхождении она согласуется с ним.
Усвоив методику самооценки, школьник сам определяет, соответствует ли результат его учебных действий конечной цели. Иногда в проверочные работы специально включается материал, ещё не изучавшийся на уроке. Это позволяет оценить сформированные умения учиться, определить способность детей оценивать, что они знают и что не знают. Учебная деятельность организуется в атмосфере коллективного размышления, совместных поисков вариантов решения проблемы. В основе обучения фактически заложено диалоговое общение.
Функции учителя:
1. Функция обеспечения понимания школьником того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат ориентироваться.
2. Функция сопровождения. Педагог должен стать участником общего учебного поискового действия.
3. Функция обеспечения рефлексивных действий учеников. Цели рефлексии — вспомнить изученный материал.
В центре внимания учителя оказывается поиск приёмов эффективной организации учебно-познавательной деятельности школьников.
Основой структуры учебного процесса в системе развивающего обучения является учебный цикл. Учебный цикл представляет собой систему задач, направляющих деятельность учеников, начиная от постановки цели до моделирования теоретических обобщений и их применения при решении частных практических вопросов.
Учебный цикл состоит из ориентировочно-мотивационного, поисково-исследовательского, практического и рефлексивно-оценочного этапов.
Ориентировочно-мотивационный этап включает совместную с детьми постановку учебной задачи, мотивацию учащихся на предстоящую деятельность. На этом этапе необходимо добиться возникновения у детей ощущения конфликта между знанием и незнанием. Этот конфликт и понимается как очередная учебная задача или проблема.
На поисково-исследовательском этапе педагог приводит учащихся к самостоятельному постижению нового материала (недостающего знания, формулированию необходимых выводов, их фиксированию в модельной форме, удобной для запоминания.
Рефлексивно-оценочный этап предполагает создание условий, когда ученик сам предъявляет к себе требования. Результатом рефлексии является осознание учеником недостаточности имеющихся в распоряжении способов умственных действий или знаний.
Методическая цель любого урока — создание условий для проявления познавательной активности учеников.Особенностями урока являются:
1. Организация познания — «от учеников», т. е. того, чего они знают или не знают.
2.Преобразующий характер деятельности учащегося: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.
3. Самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональным переживанием, которая сопровождается эффектом неожиданности задания, включением ориентировочно-исследовательской реакции, механизма творчества.
4. Коллективный поиск, направляемый учителем.
5. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу.
6. Гибкая структура.
Учебный процесс направлен на получение внутренних результатов, характеризующихся достижением абстрактного уровня мышления. Ученик в учебном процессе занимает позицию исследователя.
Проблемное обучение. Оценка отражает персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности.
Особенности методики в этой системе опираются на организацию целенаправленной учебной деятельности. Она направлена на получение не внешних, а внутренних результатов, на достижение теоретического уровня мышления.
Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию. Это незнание, столкновение с чем-то новым, неизвестным, а решение учебной задачи состоит в отыскании общего способа действия.
При развивающем обучении качество и объём выполненный учеником заданий оценивается с точки зрения субъективных возможностей ученика. Оценка должна отражать персональное его развитие, совершенство учебной деятельности. Темпы развития личности глубоко индивидуальны. Задача учителя — вывести личность каждого ученика в режим развития.
Источник
Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов на тему
« Традиционное и развивающее обучение в начальной школе»
Федисова Галина Юрьевна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ с.Новодевичье,
м.р.Шигонский,Самарская область
Главной целью современной школы является обеспечение усвоения школьниками определенного круга умений, знаний и навыков, которые им понадобятся в профессиональной, общественной, семейной сферах жизни.
В последние годы внимание учителей все чаще привлекают идеи развивающего обучения, с которыми они связывают возможность изменений в школе. Развивающее обучение направлено на подготовку учащихся к самостоятельной “взрослой” жизни. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.
Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.
Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. Развивающее обучение — это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию.
В основу организации учебного процесса положена система развивающего обучения Эльконина – Давыдова. Данная система требует рассмотрения учащегося как формирующего субъекта учебной деятельности. Этим требованием определяется как технология работы учителя, так и особенности построения предметных программ и учебников.
Я работаю по традиционной программе «Школа России». Здесь также активное введены разнообразные развивающие занятия специфически направленные на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.
Значимость указанных выше занятий в общем учебно-воспитательном процессе обусловлена, прежде всего, тем обстоятельством, что сама по себе учебная деятельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоение коллективом учащихся в целом требований базовой школьной программы, не сопряженная в должной степени с творческой деятельностью, способна привести к торможению интеллектуального развития детей. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал. С другой стороны, решение одних лишь типовых задач обедняет личность ребенка, поскольку в этом случае высокая самооценка учащихся и оценка их способностей преподавателями зависит, главным образом, от приложения и старательности и не учитывает проявления ряда индивидуальных интеллектуальных качеств, таких, как выдумка, сообразительность, способность к творческому поиску, логическому анализу и синтезу.
Таким образом, одним из основных мотивов использования развивающих упражнений является повышение творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени как для учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает ее (для последних рамки стандартной программы просто тесны), так и для школьников, требующих специальной коррекционной работы, поскольку их отставание в развитии и, как следствие, пониженная успеваемость в большинстве случаев оказываются связанными именно с недостаточным развитием базовых психических функций.
В 6–9-летнем возрасте завершается физиологическое созревание основных мозговых структур. Именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка, способное, в частности, компенсировать в известной степени задержки психического развития, имеющие неорганическую природу (вызванную зачастую недостаточным вниманием к воспитанию и развитию детей со стороны родителей).
Еще одна важная причина — возможность проведения эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей, являющейся основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы с ними.
Возможность представления заданий и упражнений преимущественно в игровой форме, наиболее доступной для детей. Игровой увлекательный характер заданий, являющихся в то же время психологическими тестами, снижает стрессогенный фактор проверки уровня развития, позволяет детям, отличающихся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности.
Наблюдается целесообразность введения специфических развивающих упражнений в традиционный учебный процесс в качестве составной части отдельных предметов (в частности, математики). В УМК «Школа России», используемом в нашей школе, в рамках традиционного учебного процесса используем следующий классифицированный по целям перечень заданий и упражнений:
1. Пространственно-ориентационные задания.
Графический диктант. Учащимся предлагается воспроизвести в тетради периодически повторяющийся узор той или иной степени сложности. В целях усложнения могут применяться узоры с двумя и более различными цветами. Кроме того в качестве творческого задания детям можно предложить самостоятельно придумать повторяющийся графический узор .
Мозаика. Детям предлагается из имеющихся набора карточек трех видов составить различные двухцветные картинки по приведенному образцу. При рассмотрении образцов мозаики с детьми обсуждаются ассоциации, которые вызывают у них те или иные картинки, что способствует развитию фантазии и навыков пространственного анализа и синтеза.
«Слепая муха». Для этого упражнения используется расчерченное на доске игровое поле 3х3. «Муха» перемещается с одной клетки на другую по командам «вверх», «вниз», «влево» и «вправо». Исходное положение мухи – центральная клетка поля. Другой вариант игры – поочередно дают «мухе» команды, не допуская при этом ее вылета за пределы игрового поля. На первом этапе следят за перемещениями воображаемой мухи, имея перед глазами игровое поле. По мере усложнения задания осуществляется переход от работы с опорой на игровое поле к работе в чисто умозрительном плане.
Зашифрованный рисунок. Упражнение дает ребятам первое знакомство с координатной сеткой. Аналогично известной игре «морской бой» детям поочередно называют координаты точек, отмечаемые ими в пределах игрового поля. При внимательном и правильном нанесении всех точек в тетради появляется соответствующий зашифрованный рисунок.
Лабиринты. Смысл заданий такого рода заключается в нахождение пути к определенной цели по соответствующим приметам, задаваемым либо поворотами дороги, либо какими-либо характерными деталями (дерево, камень и т.п.). Например, детям может быть дана следующая инструкция: найти «клад», закопанный на острове, если известно, что путь к нему лежит от побережья к высокой пальме, затем нужно свернуть к большому камню и искать клад недалеко от него рядом с кактусом. Наиболее сложный вариант задания имеет место в том случае, когда называемые приметы специально не акцентируются (т.е. не связываются заранее с конкретным последующем заданием).
2. Логические задания.
2.1. Развитие математического аспекта логического мышления.
Продолжи числовой ряд. Ученикам предлагается продолжить некоторый ряд чисел, используя для этого выявленную закономерность. Примеры таких рядов: 6, 9, 12, 15, …
9, 1, 7, 1, 5, 1, …
16, 12, 15, 11, 14, 10, …
2.2. Развитие невербального мышления.
Дорисуй девятое. Это задание основано на диагностической методике «прогрессивные матрицы Ровена». Детям предлагается дорисовать (или выбрать из числа имеющихся вариантов) недостающую фигуру, используя выявленные логические закономерности.
Продолжи логический ряд. Необходимо выявить закономерность нематематического характера и продолжить логический ряд.
2.3. Развитие вербального мышления.
— «Исключи лишнее». Детям предъявляется группа слов, которая, за исключением одного из них объединены общим родовым понятием. Необходимо найти «лишнее слово», не относящееся к указанному понятию. Примеры заданий:
Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр
молоко, сыр, сало, сметана, простокваша
Более сложный вариант задания предполагает в наличие нескольких вариантов ответов, исходя из различных оснований для классификации. Например, для группы слов:
муха, страус, ворона, ласточка
«Лишним» слово можно считать муху (насекомое, а не птица), но можно и страуса, поскольку он, в отличие от всех остальных, не летает. Решение заданий такого рода и их обсуждение показывает детям возможность наличия у одной задачи несколько правильных ответов, развивает умение обосновывать свою точку зрения.
— Сходства и различия. Учащимся предлагается сравнить между собой различные предметы и понятия, например:
молоко – вода
самолет – поезд
обобщив все имеющиеся сходные признаки и выделив различия.
2.4. Аналитические задачи.
Аналитические задачи требуют выполнения умозаключений для формирования выводов из нескольких суждений.
Примеры таких задач:
Сове, Ослику и Винни-Пуху подарили 3 воздушных шарика – большой зеленый, большой синий и маленький зеленый. Как они разделят между собой эти шарики, если Сове и Ослику нравятся большие шарики, а Ослик и Винни-Пух любят зеленые шарики.
Три девочки – Аня, Катя и Марина – занимаются в трех различных кружках: вышивки, танцев и хорового пения. Катя не знакома с девочкой, занимающейся танцами. Аня часто ходить в гости к девочке занимающейся вышивкой. Подружка Кати, Марина, хочет в следующем году добавить к своим увлечениям занятия пением. Кто из девочек чем занимается?
3. Задания на развитие различных аспектов памяти.
3.1. Развитие визуальной памяти.
-«Точки». Детям кратковременно предъявляется клеточное поле той или иной конфигурации. Предлагается запомнить расположение точек и затем воспроизвести их, отметив на предварительно заготовленных карточках с незаполненными полями.
-Зрительный диктант. Детям поочередно предъявляется несколько картинок (от 3 до 7), которые они затем воспроизводят по памяти в тетради.
-Внимательный художник. Детям предлагается по памяти подробно описать внешность одноклассника, интерьер какого-либо помещения, подробности пути в школу и т.п.
3.2. Развитие аудиальной памяти.
«Снежный ком». Групповая игра заключается в постепенном формировании последовательности слов, при чем каждый следующий участник игры должен воспроизвести все предшествующие слова с сохранением их последовательности, добавив к ним свое слово. Одним из вариантов игры является построение тематической последовательности слов (например, перечисление лиственных деревьев, цепочка однокоренных слов и т.п.).
3.3. Развитие тактильной памяти.
-«Кот в мешке». Ребенку предлагается на ощупь (с закрытыми глазами) идентифицировать тот или иной предмет, объяснив при этом, исходя из каких признаков было принято решение.
-Поиск ошибок в тексте. Задание предполагает поиск в тексте различных ошибок – как грамматических, доступных для данного возраста (например, преднамеренно измененный порядок букв в словах, выраженное несоответствие падежей или предлогов падежам), так и логических (заведомо неверные высказывания или причинно-следственные связи, явный пропуск слов и т.п.).
-«И мы…». Учащиеся должны в процессе прослушивания связанного сюжетом текста завершать отдельные фразы учителя словами «и мы…». Например, для отрывка текста «Белка взобралась на дерево … Устроившись на ветке, она расправила свой пушистый хвост» … завершение «и мы…» является в принципе логичным в конце первого предложения и абсолютно невозможным в конце второго.
-Запутанные линии (дорожки). Школьники, внимательно рассматривая в течение некоторого времени рисунок, должны определить в сложном переплетении линий связей между теми или иными предметами (лицами). Сюжеты могут быть самыми разнообразными (например, кто с кем разговаривает по телефону, кто к кому идее в гости и т.д.).
Эта классификация способна облегчить учителю выбор заданий, соответствующим целям и задачам конкретных уроков, уровню развития учащихся и их индивидуальным особенностям.
Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся. Создаваемый на уроках благоприятный эмоциональный фон вне малой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием эффективной адаптации младшего школьника к условиям новой для него среды и успешного протекания всей последующей учебной деятельности.
Источник