Общая характеристика возрастного развития ребенка

Общая характеристика возрастного развития ребенка thumbnail

Изменение
социальной
ситуации
развития
проявляется в том, что ребенок (1-3 года)
становится более самостоят в познании
окр действительности и начинает
использовать взрослого как ср-во общения
с предметным миром.

Главная
особенность социальной ситуации состоит
в том, что ребенок входит в предметный
мир — «мир постоянных вещей», усваивая
функции предметов, их названия, значения,
смысл. Новое отношение ребенка к миру
предметов заключается в том, что они
начинают выступать для ребенка не просто
как объекты, удобные для манипулирования,
а как вещи, имеющие определенное
назначение и определенный способ
употребления

Раннее
детство

возраст социализации, т. е. приобщения
детей к нормам и ценностям общества.
Взрослые и их формы взаимодействия с
ребенком служат эталонами поведения.
Ребенок внимательно следит за тем, как
поступают и общаются окружающие
его люди. Однако для присвоения ребенком
этих норм требуются соответствующие
указания, разъяснения и образцы поведения
взрослых. Наиболее эффективные методы
социализации детей раннего детства
заключаются в последовательном
моделировании приемлемых форм поведения
и установлении с малышом теплых, дружеских
отношений.

Внутренняя
позиция ребенка основывается на понимании
им того, что с требованиями, которые
предъявляют к его поведению окружающие
люди, необходимо считаться. Ребенок
начинает постепенно осознавать и
учитывать тот факт, что от характера
отношений с близкими окружающими людьми
зависят его успехи и неудачи.

Ведущая
деятельность

предметная.
Действуя с предметом, ребенок усваивает
функцию предмета, закрепленную за ним
в культуре. Предметные действия —
общепринятые способы употребления
предметов — осваиваются детьми через
посредство взрослого человека, с его
помощью и под его руководством. В
совместной деятельности взрослые
организовывают действия ребенка по
образцу, а затем осуществляют функции
поощрения и контроля за, ходом осуществления
и формирования этих действий. Связь
действия с предметом проходит три фазы
развития:


ребенок
выполняет с предметом все известные
ему действия;


употребляет
предмет только по назначению,


производит
различные действия, при твердом усвоении
основной функции предмета.

В
ходе развитие предметных действий
наблюдаются два типа переноса. В одних
случаях имеет место перенос действия
с предметом, усвоенного в одних условиях,
в другие условия. Например, ребенок
освоил одну схему действия причесывания
настоящей расческой собственной головы,
а затем начинает причесывать расческой
куклу, лошадку, медведя. В других случаях
осуществляется то же действие, но уже
с предметом-заместителем, например,
причесывать себя, куклу, лошадку, медведя,
но не расческой, а зубной щеткой.
Одновременно с этим или несколько позже
происходит замещение одного предмета
другим: камешек заменяет мыло, палочка
— градусник и т. д.

Таким
образом, появляются зачатки игровой
ситуации. Внутри предметной деятельности
зарождаются такие новые виды деятельности,
как игра рисование, лепка, конструирование.

Центральные
новообразования:

стремление к самостоятельности,
зарождение самосознания и самооценки.

Суть
кризиса
трех лет
заключается
в попытке психологической эмансипации
«Я» ребенка от окружающих его
взрослых, которая сопровождается рядом
специфических проявлений — негативной
симптоматикой кризиса и комплексом
положительных перемен.

Первый
комплекс
симптомов кризиса, или апогей кризиса
трех лет, характеризуется появлением
негативизма, упрямства, строптивости,
своеволия, протеста, обесценивания
(ребенок начинает ругаться), деспотизма
— ревности (в семье с одним ребенком —
деспотизм, в семье с несколькими детьми
— ревность).

Второй
комплекс
— симптомы, которые вытекают из установки
ребенка на самостоятельность. Из-за
потребности изменения социальных
отношений, ребенок вступает в ряд внешних
и внутренних конфликтов. Реакции на эти
конфликты могут иметь крайние проявления:
ночные страхи, неспокойный сон, энурез
(ночное недержание мочи); резкие
затруднения речи, заикание и др.

Ребенок
начинает мотивировать свои поступки
не содержанием самой ситуации, а
отношением к другим людям.

Впрочем,
некоторые дети могут практически не
обнаруживать негативных проявлений
кризиса или быстро их преодолевать.

Позитивная
сторона кризиса трех лет состоит в
появлении положительного качественного
новообразования личности ребенка,
называемого «гордостью за достижения».

Комплекс
положительных преобразований
разворачивается в трех направлениях:


к
предметному миру; • к другим людям; •
к самому себе.

Проявляется
потребность «гордости
за достижения»
следующим
образом.

Во-первых,
появляется стремление к достижению
результата своей деятельности — дети
долго и настойчиво манипулируют
предметом, перебирают варианты действия
с ним, отыскивают нужный, практически
не отвлекаясь. Неудача, как правило, не
приводит к отказу от задуманного: дети
обращаются за помощью ко взрослому,
ищут другие решения и пути к конечной
цели.

Во-вторых,
достигнув желаемого, дети стремятся
тут же продемонстрировать свои успехи
взрослому, без одобрения которого эти
успехи в значительной степени теряют
свою ценность. Отрицательное или
безразличное отношение взрослого к
результату их деятельности вызывает у
детей аффективные переживания, побуждающие
с удвоенной энергией добиваться внимания
и положительной оценки.

В-третьих,
у детей появляется обостренное чувство
собственного достоинства, что выражается
в обидчивости: повышенной пустякам,
бахвальстве, преувеличениях.

Анализ
работы М.Ю. Кондратьева «Типичные
девиации психосоциального развития
подростков».

Возраст
в концепции Л.С. Выготского. Критический
и стабильный возрастной период.

Л.
С. Выготскому принадлежат два важных
понятия, определяю­щих каждый этап
возрастного развития — понятие социальной
ситуа­ции развития
 и
понятие новообразования.
Под социальной
ситуацией развития
 Л.
С. Выготский имел в виду складывающееся
к началу каждого нового этапа своеобразное,
спе­цифическое для данного возраста,
исключительное, единственное и
неповторимое отношение между человеком
и окружающей его дей­ствительностью,
прежде всего социальной. Социальная
ситуация раз­вития представляет собой
исходный момент для всех изменений,
возможных в данный период, и определяет
путь, следуя которому человек приобретает
качественные образования
развития.
Новообразование
Л.
 С.
Выготский определял как качественно
но­вый тип личности и взаимодействия
человека с действительностью, отсутствующий
как целое на предыдущих этапах его
развития.
Л.
С. Выготский установил, что ребенок в
овладении собой (своим поведением) идет
тем же путем, что и в овладении внешней
приро­дой, т.е. извне. Он овладевает
собой как одной из сил природы, при
помощи особой культурной техники знаков.
Ребенок, изменивший строение личности,
есть уже другой ребенок,
социальное бытие кото­рого не может
не отличаться существенным образом от
бытия ребен­ка более раннего возраста.
К
скачку в развитии (изменению социальной
ситуации разви­тия) и возникновению
новообразований приводят фундаментальные
противоречия развития,
 складывающиеся
к концу каждого отрезка жизни и «толкающие»
развитие вперед.
Соответственно,
возраст Л. С. Выготский определял как
объек­тивную категорию для обозначения
трех моментов: 1) хронологи­ческих
рамок отдельного этапа развития, 2)
специфической социальной ситуации
развития, складывающейся на конкретном
этапе развития, 3) качественных
новообразований, возникающих под ее
влиянием.
В
своей периодизации развития он предлагает
чередовать ста­бильные
и критические
 возрасты.
В стабильных
периодах
 (младенче­ство,
раннее детство, дошкольный возраст,
младший школьный воз­раст, подростковый
возраст и т.д.) происходит медленное и
неук­лонное накопление мельчайших
количественных изменений развития, а
в критические
периоды
 (кризис
новорожденности, кризис первого года
жизни, кризис трех лет, кризис семи лет,
пубертатный кризис, кризис 17 лет и т.д.)
эти изменения обнаруживаются в виде
скачко­образно
возникших необратимых новообразований.
На
каждой ступени развития всегда
есть центральное
новообразо­вание,
 как
бы ведущее для всего процесса развития
и характеризую­щее перестройку всей
личности ребенка в целом на новой основе.
Вокруг основного (центрального)
новообразования данного возрас­та
располагаются и группируются все
остальные частичные новооб­разования,
относящиеся к отдельным сторонам
личности ребенка, и процессы развития,
связанные с новообразованиями
предшествую­щих возрастов.
Те
процессы развития, которые более или
менее непосредствен­но связаны с
основным новообразованием, Л. С. Выготский
называет центральными
линиями развития
 в
данном возрасте, а все другие час­тичные
процессы, изменения, совершающиеся в
данном возрасте, называет побочными
линиями развития.
 Само
собой разумеется, что процессы, являвшиеся
центральными линиями развития в данном
возрасте, становятся побочными линиями
в следующем, и обрат­но — побочные
линии предыдущего возраста выдвигаются
на пер­вый план и становятся центральными
линиями в новом, так как меняется
их значение
и удельный вес
 в
общей структуре развития, меняется их
отношение к центральному новообразованию.
Следова­тельно, при переходе от одной
ступени к другой перестраивается вся
структура возраста. Каждый возраст
обладает специфической для него,
единственной и неповторимой структурой.

Понимая
развитие как непрерывный
процесс самодвижения, непрес­танного
возникновения и образования нового,
 он
считал, что новооб­разования
«критических» периодов в последующем
не сохраняются в том виде, в каком
возникают в критический период, и не
входят в качестве необходимого слагаемого
в интегральную структуру буду­щей
личности. Они отмирают, поглощаясь
новообразованиями сле­дующего
(стабильного) возраста, включаясь в их
состав, растворяясь и трансформируясь
в них.

Отличительными
чертами критических возрастов (по Л.С.
Выготскому) являются следующие:
1. «Границы,
отделяющие начало и конец кризиса от
смежных возрастов, в высшей степени не
отчетливы. Кризис возникает незаметно
– трудно определить момент его наступления
и окончания. Характерно резкое обострение
кризиса, происходящее обычно в середине
этого возрастного периода. Наличие
кульминационной точки, в которой кризис
достигает апогея, характеризует все
критические возрасты и резко отличает
их от стабильных эпох детского
развития…». 2. Трудновоспитуемость. «Дети
как бы выпадают из системы педагогического
воздействия, которая еще совсем недавно
обеспечивала нормальный ход их воспитания
и обучения. В школьном возрасте в
критические периоды у детей обнаруживается
падение успеваемости, ослабление
интереса к школьным занятиям и общее
снижение работоспособности…». 3. Развитие
в кризисах имеет скорее негативный,
чем позитивный характер.
Однако «… негативное содержание развития
в переломные периоды ­только обратная,
или теневая, сторона позитивных изменений
личности, составляющих главный и основной
смысл всякого критического возраста».
4. «Самое
существенное содержание развития в
критические возрасты заключается в
возникновении новообразований,
которые своеобразны и специфичны. Их
главное отличие от новообразований
стабильных возрастов в том, что они
носят переходный характер. Это значит,
что в последующем они не сохраняются в
том виде, в каком возникают в критический
период, и не входят в качестве основного
слагаемого в интегральную структуру
будущей личности».

Соседние файлы в папке Новая папка

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Развитие
сенсорики: совершенствуется зрительное
сосредоточение у младенцев, к 3 месяцам
его продолжительность достигает 7-8
минут. В этом возрасте ребенок определяет
форму предметов, реагирует на цвет,
может

прослеживать
движущиеся предметы.

К
концу младенчества формируются
практически все свойства восприятия
детей — константность, правильность,
предметность, системность. Появление
этих свойств связано с развитием
локомоций детей, перемещением в
пространстве, благодаря чему они
научаются видеть предмет под разным
углом зрения.

В
этом периоде формируются все генетические
виды памяти- эмоциональная, моторная,
образная, вербальная. Эмоциональная
память помогает младенцу ориентироваться
в действительности, фиксируя внимание
и направляя органы чувств на наиболее
важные в эмоциональном отношении
объекты. В 7-9 недель появляется и моторная
память, ребенок может запомнить и
повторить какое-то движение, у него
начинают появляться определенные
привычные жесты, начало будущих операций.

В
4 месяца у детей появляется образная
память – сначала в виде узнавания
знакомых предметов, а в 8-9 месяцев и
воспроизведение того, что ребенок видел
ранее. С развитием узнавания ребенок
начинает дифференцировать

окружающих
взрослых, узнает приятных и неприятных
людей. А развитие воспроизведения
стимулирует появление первых мотивов,
или мотивирующих представлений ребенка,
которые способствуют становлению его
личности, развитию независимости от
окружающей ситуации.

Развивается
и мышление младенцев. К концу этого
возраста у детей появляется ручной
интеллект, или наглядно-действенное
мышление, которое строится на основе
проб и ошибок и связано с развитием
первых самостоятельных движений.
Большое значение имеет и развитие
ориентировки — реакций на новые предметы,
стремление их обследовать.

Развивается
и речь, прежде всего пассивная — ребенок
слушает и различает звуки. В первом
полугодии формируется речевой слух, а
сам ребенок при радостном оживлении
издает звуки, называемые обычно гулением.

Во
втором полугодии возникает лепет, в
котором можно различить некоторые
повторяющиеся звуковые сочетания. К
концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов,
произносимых взрослыми, и сам произносит
одно или несколько своих первых слов,
сходных по звучанию со словами взрослой
речи.

27. Общая характеристика психологических особенностей детей раннего возраста.

Развитие
восприятия определяется тремя
параметрами: перцептивными действиями,
сенсорными эталонами и действиями
соотнесений. Таким образом, становление
восприятия заключается в выделении
наиболее характерных для данного
предмета или ситуации качеств
(информативных точек), составлении на
их основе устойчивых образов (сенсорных
эталонов) и соотнесении этих
образов-эталонов с предметами окружающего
мира. Действия восприятия, которые
вначале являются внешними и развернутыми
(ребенок должен не только посмотреть
на предмет, но и потрогать его руками,
действовать с ним), затем переходят во
внутренний план и автоматизируются.
Развитие перцептивных действий помогает
формированию обобщения, так как выделение
наиболее значимых качеств каждого
предмета дает возможность в дальнейшем
объединить их в классы и понятия.

В
раннем возрасте, кроме наглядно-действенного
мышления, начинает формироваться и
наглядно-образное мышление.

Наглядно-действенное
мышление возникает к концу первого
года жизни и является ведущим видом
мышления до 3,5-4 лет. Наглядно-образное
мышление возникает в 2,5-3 года и является
ведущим до 6-6,5 лет. Таким образом, в
раннем возрасте основным (и практически
до

конца
этого возраста единственным) видом
мышления является наглядно-действенное,
предполагающее непосредственный
контакт ребенка с предметами и поиск
правильного решения задачи путем проб
и ошибок. В то же время к концу раннего
возраста при решении простых, связанных
с прошлым опытом задач дети должны
уметь ориентироваться практически
мгновенно, не прибегая к пробным
действиям с предметами; т. е. решать
задачи

на
основе образного мышления.

Характерной
особенностью мышления ребенка в этот
период является его синкретизм, т. е.
нерасчлененность-ребенок пытается
решить задачу, не выделяя в ней отдельные
параметры, но воспринимая ситуацию как
целостную картинку, все детали которой
имеют одинаковое значение. Поэтому
помощь взрослого должна быть направлена
прежде всего на анализ и выделение
отдельных деталей из ситуации, из
которых потом ребенок (может быть, также
при помощи взрослого) выделит главные
и второстепенные. Таким образом, общение
со взрослым, совместная предметная
деятельность могут существенно ускорить
и оптимизировать познавательное
развитие детей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

На чтение 6 мин.

Приходя в этот мир, малыш уже имеет особенности, характерные для всех новорожденных детей. Всем им предстоит долгий путь становления в физиологическом, психологическом и социальном плане.

Этапы развития ребенка по возрасту

Причины выделения этапов развития ребенка

В течение жизни малыш развивается с разной скоростью и интенсивностью. Но в определенные этапы происходят изменения, являющиеся переломными пунктами в развитии детей. Такие критические периоды, как их называют психологи, не имеют четких границ. Но, тем не менее, каждый последующий этап отличен от предыдущего. Это связано с развитием разных органов и систем человека в разные возрастные периоды. На пути от беспомощного грудничка до вполне сформировавшегося члена общества каждый человек проходит несколько этапов, во время которых происходят новообразования в его психическом развитии.

Воспитатели, учителя, руководители кружков должны учитывать возрастные особенности развития детей для успешного формирования их личностных качеств.

Кризис новорожденных

Этот первый этап жизни длится от рождения до 1 года. Его стали выделять последним из всех существующих. Его основные особенности состоят в следующем.

Новорожденный малыш – это отдельная личность

Новорожденный по сути является биологически беспомощным существом и без влияния взрослых выжить не может. Новообразованием этого возраста принято считать обособленность ребенка от материнского организма, появление индивидуальной психической жизни.

Реакции, характеризующие нормальное развитие ребенка этого возраста:

  • увеличение двигательной активности, оживление при появлении взрослого;
  • общение с помощью крика или плача;
  • увеличивающаяся вокализация (употребление гласных звуков, чуть позже – гуление);
  • появление улыбки как реакции на выражение лица взрослых.

В этом возрасте закладываются основы речевых навыков, поэтому к концу первого года жизни некоторые дети могут произнести несколько простых слов или слогов.

Развитие до года первый этап

С каждым месяцем увеличивается двигательная активность: малыш начинает брать игрушки в руку, перекладывать из одной в другую, пытается ползать, а к году или чуть раньше – ходить. С началом хождения у малыша значительно расширяются границы его мира, характер обозрения окружающих предметов.

Период раннего возраста (от 1 до 3 лет)

Вот и первый день рождения позади, малыш вступает в новую фазу своего развития. Ребенок все больше говорит, правда, не все слова удаются, но ближайшее окружение прекрасно понимает его. Словарный запас ребенка увеличивается по мере познания мира.

Предметы становятся не просто предметами, а вещами, имеющими свои функции (стул для того, чтоб сидеть, ложка – чтобы есть, коляска – чтобы выходить на прогулку).Дети от года до 3-х лет

Дети от года до 3-х лет начинают социализироваться

Ребенок начинает строить свои отношения с другими людьми (взрослыми и детьми).

Ближе к 3 годам он начинает показывать, что ему не нравится опека взрослых, он начинает проявлять нетерпимость, упорство, капризничает, настаивает на своем. Родителям следует начать предоставлять малышу больше самостоятельности (в пределах разумного).

Физические возможности детей в раннем возрасте значительно возрастают. Потребность в движении большая, поэтому ограничение детей в этом может привести к капризам, непослушанию, перевозбуждению и, как следствие, к плохому сну и аппетиту.

Активность действий ребенка важно регулировать: после подвижных игр нужно увлечь малыша спокойным чтением книг, просмотром мультфильмов, играми с конструктором и т.д.

Готовимся к школе (3 – 5 лет)

Этот возраст называют дошкольным. Обычно в этом возрасте дети посещают детский сад и получают навыки жизни в коллективе. Игры носят все больше обучающий характер. Дети этой возрастной категории имеют хорошую память, поэтому им нетрудно запомнить некоторые буквы, цифры, иностранные слова. У ребенка начинает складываться мировоззрение, развивается самооценка.

Подготовка к школе – главная задача в период 3-5 лет

Дети дошкольного возраста часто выдают выдуманное за действительное вследствие развития воображения и образного мышления. Главное для взрослых – понять, с каким умыслом ребенок сказал неправду, и принять соответствующее решение. Чаще всего детская неправда – это не больше чем маленькая фантазия, придуманная сказка.

В этом возрасте у ребенка проявляются его способности. Дар рисования, пения, декламирования нужно начинать использовать уже сейчас. Посещение кружков, школ раннего развития может в этом помочь. К тому же, общение со сверстниками хорошо отразится на психическом здоровье ребенка.

Развитие младших школьников (6 – 11 лет)

К этому возрасту развитие мозга ребенка создает предпосылки для обучения его разным наукам. Изменение режима дня, увеличение времени на интеллектуальную деятельность требуют развития новых навыков: усидчивости, терпения, самоанализа, концентрации, сосредоточенности.

Младший школьный возраст – первый этап взросления

Развитие социального «Я» школьника позволяет ему видеть свою роль в социальных отношениях, иметь свою точку зрения. Младший школьный возраст ребенка – это общение со сверстниками и развитие различных типов отношений между ними: дружба, конкуренция.

Развитие детей от 12 до 15 лет

Средний школьный возраст детей является подростковым периодом их развития. Это возраст, когда у детей снижается стремление к учебе. Подростковый кризис связан с переходом детей к новому этапу интеллектуального развития. Дети мыслят по-новому, у них меняется поведение, происходит переход от конкретного к логическому мышлению.

Периоды повышенной активности сменяются временем снижения работоспособности, дети этого возраста избирательно относятся к наукам. Проявляется стремление ребенка к определенному виду деятельности, которая, возможно, станет основой будущей профессии.

Средний школьный возраст – осознание своего будущего

Подростки больше любят общаться, чем учиться, приоритетными считают отношения со сверстниками, а не с семьей. Они начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола, переживают, испытывают сексуальное влечение.

Это время проявления упрямства, своеволия, грубости по отношению к взрослым, бунт против устоев и правил, негативизм к общественному мнению.

Подросток хочет все больше независимости, его раздражает внедрение кого-либо в его внутренний мир.

Формирование личности детей старшего школьного возраста

Окончательное психологическое и физиологическое формирование детей происходит в период от 16 до 18 лет. Дети в этом возрасте готовятся закончить школу, думают над выбором профессии. Их умственные способности проходят завершающий этап своего развития, но совершенствование их продолжается. Все больше появляется потребность молодых людей к уединению, философствованию, они ограждают свой внутренний мир от чьих-либо посягательств, считают себя вполне самостоятельными.

Подростковый возраст – самый сложный

Они хотят разобраться в себе, особенностях своего характера, проявляют требовательность к тем, кто их окружает. В этом периоде у них развивается целеустремленность, общественная активность, инициативность. Это уже вполне сформированные личности, они более ответственно подходят к вопросам самовоспитания.

Возрастные особенности детей в разные этапы их жизни следует учитывать взрослым при общении с ними и попытках объяснить их поведение. Понимание со стороны взрослых жизненных ситуаций детей облегчит социализацию последних и поможет адаптироваться им во взрослом мире.

Источник