Общая характеристика психического развития ребенка в дошкольном возрасте
После младенчества начинается новый этап развития человека – раннее детство (от 1 года до 3 лет). Младенчество вооружило ребенка умением смотреть, слушать. Ребенок начинает овладевать телом, управлять движениями рук. В раннем возрасте ребенок уже не беспомощное существо, он чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми. Трехлетний ребенок психологически входит в мир постоянных вещей, умеет употреблять многие предметы обихода и испытывает ценностное отношение к предметному миру. Он способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношения с окружающими людьми. Он общается со взрослыми и детьми при помощи речи, выполняет элементарные правила поведения. В отношениях со взрослыми ребенок проявляет выраженную подражательность, что является простейшей формой идентификации. Идентификационные отношения ребенка со взрослым и взрослого с ребенком готовят малыша к эмоциональной причастности к другому, к людям. На фоне идентификации у ребенка появляется так называемое чувство доверия к людям (чувство базового доверия, Э. Эриксон), а также так называемая готовность к присвоению материальной, психической и духовной культуры.
Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Эти достижения проявляются: в телесной активности, координированности движений и действий, прямохождении, в развитии соотносящих и орудийных действий; в бурном развитии речи, в развитии способности к замещению, символическим действиям и использованию знаков; в развитии наглядно-действенного, наглядно-образного и знакового мышления, в развитии воображения и памяти; в чувствовании себя источником воображения и воли, в выделении своего «Я» и в появлении так называемого чувства личности.
Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей. При этом он уясняет для себя создаваемую человеческой культурой двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого постоянства. В перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками ребенок постепенно обучается тонкой рефлексии на другого человека. В этот период через отношение со взрослым интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.п. Одновременно ребенок открывает для себя позитивную и негативную силы обособления, которым ему предстоит овладеть в более позднем возрасте. Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту потребность и зависимость от нее, ребенок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми. Он продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения. В дошкольном возрасте продолжается активное овладение собственным телом (координацией движений и действий, формированием образа тела и ценностного отношения к нему). В этот период ребенок начинает приобретать интерес к телесной конструкции человека, в том числе к половым различиям, что содействует развитию половой идентификации. Телесная активность, координированность движений и действий помимо общей двигательной активности посвящается ребенком и освоению специфических движений и действий, связанных с половой принадлежностью.В этот период продолжают бурно развиваться речь, способность к замещению, к символическим действиям и использованию знаков, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение и память.
Похожие материалы в разделе Педагогика:
- Глагол
- Корекційно-розвивальна програма формування мотиваційної готовності дітей до навчання в школі
- Сценарій спортивного свята до програми «Сюрпризіада» для старших груп
- Поиск орфограмм
- Вредная ворона
- Основные проблемы, структура и задачи социальной педагогики
- Изучение отношений между ребенком-дошкольником и воспитателем детского сада
- Воспитательное воздействие и методический прием
- Парные звонкие и глухие согласные в корне
- Парные звонкие и глухие согласные в корне
Источник
Возрастные границы от 3 до 6-7 лет
Особенностисвязаны с тем, что:
1. Изменяется место ребенка в системе отношений
2. Развивается способность к самоидентификации себя с другими людьми
3. Происходит усвоение поведения
4. Ребенок осознает, что он индивидуальность
5. Интерес перемещается от мира предметов к миру взрослых людей
Социальная ситуация развития характеризуется схемой «ребенок-взрослый обобщенный, ответственный»
Ведущая деятельность – игра
В процессе сюжетно-ролевой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых
Центральные новообразований:
1. Когнетивная сфера
-наглядно-образное мышление
2. Личностная сфера
-соподчинение мотивов
-самооценка
-новая внутренняя позиция
-осознание своего места в системе обществнных отношений
Игра как ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте
Ведущий вид деятельности – игра
Сущность игры по Выготскому состоит в том, что она может исполнять общественные желания ребенка, основным содержанием которого является система отношений со взрослыми.
Особенности игры:
— ребенок оперирует значениями, оторванными от вещей, но опираясь на реальные действия, в игре все внутренние процессы развернуты во внешнем действии
— ребенок принимает роли, которые соответствуют общественно-трудовым функциям взрослого
— ребенок начинает ориентироваться в общем смысле человеческой деятельности. Ребенок обнаруживает, что сами отношения имеют иерархическую систему соподчинения, управления и исполнения
-ребенок начинает различать внутреннюю и внешнюю стороны жизни взрослых и своей особенности жизни. Открывает у себя переживания и ориентируется в них. Это обобщенные чувства или по Выготскому аффективные обобщения, у ребенка появляется логика чувств
Линии влияния игры:
1. Развитие мотивационно-потребностной сферы
2. Развитие произвольности поведения и психических процессов
3. Развитие индивидуальных плана сознания
4. Приодаление познавательного эгоцентризма ребенка
5. Развитие чувств, эмоциональной саморегуляции поведения
6. Развитие речи
7. Развитие воображения
8. Развитие личности
9. Развитие рефлексии(самоанализ)
10. Внутри игры возникаю другие виды деятельности (рисование, конструирование, учебная деятельность)
Структура игры:
1. Тема – область действительности, которую ребенок воспроизводит в игре
2. Сюжет – сценарий игры, определяющий последовательность действий
3. Роль – обязательный набор действий и правил их выполнения
4. Содержание игры – то, что ребенок выделил как основной момент отношений
5. Игровой материал и игровое пространство – игрушки и предметы
6. Ролевые и реальные отношения – первые отражают отношение к сюжету, а вторые отношения к качеству
Предметная игра носит процессуальных характер. Смысл в самом процессе игры. Ребенок овладевает функциями предмета. Обозначение в игре условных предмет действий. Например, резать хлеб, расчесывать и тд.
Ролевая игра. Главное место – выполнение роли. Этап обусловлен овладеванием отношений в мире взрослых. Напри мер, игра во врача, дочки-матери, милиционера.
Игра с правилами. Важно реалистичное выполнение. Повышение требований к игре, правдивости. Этот этап связан с выделение ребенком скрытых отношений между людьми задач и правил действия. Сдвиг мотивов игры с процесса не результат.
Взаимоотношения детей:
1. Игровые – отражает отношение детей по роли, по сюжету
2. Реальные – взаимоотношение детей как партнеров, выполняющих общее дело, создающих сюжетный замысел
Координация игровых взаимодействий:
1. Игра в одиночку
2. Игра-наблюдение
3. Параллельная игра – игра рядом, но не вместе
4. Ассоциативная игра, игра-сотрудничество
5. Совместная игра
Тематика игр:
Эльконин:
-взрослые, их работа, отношение с другими людьми
-эмоционально значимые события
Познавательное развитие ребенка в дошкольном возрасте.
Восприятие.
-Утрачивает свой характер первоначально аффективный характер.
— Перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются.
-Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.
-Восприятие превращается в особую познавательную деятельность.
— Зрительное восприятие становится одним из ведущих.
– воспринимая предметы и действий с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину (освоение сенсорных эталонов).
-Совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаиморасположение предметов.
Внимание.
Значительно возрастает концентрация, объём и усточивость внимания.Складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов.
Память.
1. Начинает формироватся произвольная память.
2. Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальнй характер.
3. Формируются элементы словесно-логической памяти.
Воображение
К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым.
Формируются действия воображения:
1. Замысел в форме наглядной модели
2. Образ воображаемого объекта.
3. Образ действия с объектом.
Мышление
1. Переход от наглядно-действенного к наглядно образному и в конце периода – к словесному мышлению.
2. Основным видом мышления является наглядно образное, что соответствует репрезентативному интеллекту по терминологии Жана Пиаже.
3. Дошкольник мысли образно, но не приобрел взрослой логики рассуждения.
4. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится вне ситуативным.
5. Складывается предпосылки для таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость.
6. Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы – показатели развития любознательности.
Интеллект. По данным Ж. Пиаже период от 2 до 7 лет представляет собой переход от сенсомоторного интеллекта к первоначальным логическим формам мышления. Основное интеллектуальное достижение возраста – ребёнок начинает мыслить в уме, во внутреннем плане.К 6-7 годам возникает творческое воображение.
Внимание, восприятие и память становятся высшими психическими функциями, приобретают опосредованный характер. Основные средства, которыми овладевает ребёнок-дошкольник, имеют образный характер: сенсорные эталоны. наглядные модели, представления и схемы.
Источник
Границы возраста – от трех до семи лет. Этот длительный период делится на два этапа. Первый – этап младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет), второй – этап старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет). Каждый этап имеет свою специфику.
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – сюжетно-ролевая игра.
Психологические новообразования возраста – воображение, соподчинение мотивов (определенное соотношение мотивов, устанавливающееся на основе выделения более важных мотивов, подчиняющих себе другие). , усвоение нравственных норм и ценностей.
Особенности развития двигательной сферы: совершенствуется координация движений частей тела и осуществляется познание схемы тела;
совершенствуются навыки крупной моторики (меняют ритм бега, овладевают прыжками, кувырками, взаимодействием с гимнастическими инструментами и др.); осваивают элементы различных видов спорта; совершенствуется мелкая моторика через овладение творческими видами деятельности (лепка, конструирование, рисование и др.) и письмом.
Особенности развития познавательной сферы: переход от внешних, практических перцептивных действий к внутренним, умственным; развитие ориентировки в пространстве и времени; преобладание непроизвольной, механической памяти и начало развития опосредованной, произвольной памяти; переход от непроизвольного внимания к произвольному; преобладание наглядно-образного мышления и зарождение логического мышления (задают много вопросов, делают свои выводы, пытаются самостоятельно размышлять); развитие воображения;переход от ситуативной к контекстной речи, зарождение эгоцентрической речи.
Особенности развития личностной сферы: усвоение нравственных норм и форм поведения; появление моральных качеств личности в общении; развитие социальных мотивов (мотива цели и игрового мотива, мотивов соперничества, достижения успеха, познания нового, поощрения, наказания и др.); возникновение «внутренней позиции» (то есть собственных взглядов, точек зрения); становление адекватной самооценки; формирование полоролевой идентичности; развитие альтруистической или эгоистической направленности личности;повышенная эмоциональность сменяется уравновешенностью; формирование высших чувств (чувства ответственности, справедливости, прекрасного, успеха, завершения дела и др.).
Особенности развития социальной сферы: происходит познание человеческих отношений и их имитация в игре; возникновение взаимных симпатий и антипатий на основе оценок качеств личности и манеры поведения в обществе; общение с познавательного мотива сменяется на личностное, когда дети предпочитают контактировать со сверстниками без присутствия взрослого и при этом проявлять свои личные интересы; овладевают нравственной саморегуляцией собственного поведения и при этом ориентированы на одобрение своих действий со стороны взрослого.
Кризис дошкольного возраста. Как считает Л.И.Божович, кризис семи лет – это период рождения «социального Я» ребенка. В основе кризиса лежит смена социальной ситуации развития. Домашнее воспитание, беззаботное времяпрепровождение заменяется школьным обучением и ежедневной учебной деятельностью. К такой смене жизнедеятельности готов организм не каждого ребенка. Причина кризиса обнаруживается в возникновении личного сознания ребенка, психологической готовности принять новые требования жизни (школы и семьи). Признаками кризиса 7-ми лет могут быть: потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка), манерничанье, кривляние (ребенок уже не так открыт в общении, маскирует свою сущность), симптом «горькой конфеты» (ребенку плохо, но он старается этого не показывать), замкнутость (снижение коммуникативных контактов), ранимость, частая смена настроения, нарушение сна и аппетита, головные боли.
В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь (жизнь переживаний), которая влияет на внешнюю жизнедеятельность (успеваемость, дисциплину, общение, увлечение и др.). Возникновение внутренней жизни – чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой жизни.
Дата добавления: 2015-04-30; просмотров: 4293; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9968 — | 7753 — или читать все…
Читайте также:
Источник