Образовательные области развития ребенка по фгос
Ольга Смирнова
Образовательные области ФГОС
1.Физическое развитие:
— развитие физических качеств
— правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики
— правильное выполнение основных движений
— формирование начальных представлений о некоторых видах спорта
— овладение подвижными играми с правилами
— становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
— овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни
— формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
— физическая культура
2.Художественно — эстетическое развитие:
— развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы
— становление эстетического отношения к окружающему миру
— формирование элементарных представлений о видах искусства
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
— реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной и др.)
— приобщение к искусству
— изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)
— конструктивно – модельная деятельность
— музыкальная деятельность
3.Речевое развитие:
-владение речью как средством общения
— обогащение активного словаря
— развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
— развитие речевого творчества
— развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
-формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
— речевое развитие
— приобщение к художественной литературе
4.Познавательное развитие:
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
— формирование познавательных действий становление сознания
— развития воображения и творческой активности
— формирование первичных представлений о себе. Других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме. Цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран народов мира
— развитие познавательно – исследовательской деятельности
— приобщение к социокультурным ценностям
— формирование элементарных математических представлений
— ознакомление с миром природы
5. Социально –коммуникативное развитие:
— присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности
— развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий
— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания
— формирования готовности к совместной деятельности
— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации
— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчестве
— формирование основ безопасности в быту, социуме, природе
— социализация, развитие общения, нравственное воспитание
— ребёнок в семье и сообществе, патриотическое воспитание
— самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
— формирование основ безопасности
Источник
Отправлено 17 окт. 2014 г., 07:21 пользователем Светлана Шаховская
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ
Содержание Программы должно охватывать следующие
определенные образовательные области (направления развития и образования детей)
·
Социально-коммуникативное развитие
·
Познавательное развитие
·
Речевое развитие
·
Художественно-эстетическое развитие
·
Физическое развитие
Личностное развитие проходит
через все 5 образовательных областей. В ФГТ это было 4 направления развития
детей.
Рассмотрим задачи в
каждой образовательной области.
Социально-коммуникативное
развитие
Основная цель — позитивная социализация
детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам,
традициям семьи,
общества и государства
Основные задачи:
·
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе…
·
Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками
·
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции…
·
Развитие социального и эмоционального интеллекта…
·
Формирование готовности к совместной деятельности
·
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье
и к сообществу детей и взрослых в Организации
·
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
·
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Основные направления
реализации ОО «С-К развитие»
·
Развитие игровой деятельности с целью освоения различных социальных ролей;
·
Формирование основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе;
·
Трудовое воспитание;
·
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Познавательное развитие
Основная цель – развитие
познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно
подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и
интеллектуально-творческие
Основные задачи:
·
Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации
·
Формирование познавательных действий, становление сознания
·
Развитие воображения и творческой активности
·
Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале,
звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и
времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и
Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных
традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, об особенностях
природы, многообразии стран и народов мира
Речевое развитие
Основная цель – формирование
устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения
литературным языком своего народа.
Основные задачи:
·
Овладение речью как средством общения и культуры
·
Обогащение активного словаря
·
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической
речи
·
Развитие речевого творчества
·
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
·
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух
текстов различных жанров детской литературы
·
Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте
Основные направления
работы по развитию речи детей в дошкольной организации
1. Развитие словаря
2. Развитие звуковой
культуры речи
3. Формирование
грамматического строя
4. Развитие связной речи
5. Формирование
элементарного осознания явлений языка и речи
6. Воспитание любви и
интереса к художественному слову
Средства развития речи
·
Общение взрослых и детей
·
Культурная языковая среда
·
Обучение родной речи на занятиях
·
Художественная литература
·
Изобразительное искусство, музыка, театр
·
Занятия по другим разделам программы
Художественно-эстетическое
развитие
Основные задачи:
·
Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира
природы
·
Становление эстетического отношения к окружающему миру
·
Формирование элементарных представлений о видах искусства
·
Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
·
Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
·
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Физическое развитие
Основная цель:
·
гармоничное физическое развитие
·
формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической
культурой
·
формирование основ здорового образа жизни
Основные задачи (оздоровительные, воспитательные,
развивающие):
·
Приобретение опыта в двигательной деятельности…
·
Развитие физических качеств…
·
Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие
равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики
·
Правильное выполнение основных движений
·
Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта
·
Овладение подвижными играми с правилами
·
Становление целенаправленности и саморегуляции
в двигательной сфере
·
Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его
элементарными нормами и правилами …
Направления физического развития:
1. Приобретение детьми
опыта в двигательной деятельности:
·
связанной с выполнением упражнений
·
направленной на развитие таких физических качеств как
координация и гибкость
·
способствующей правильному формированию опорно- двигательной системы
организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой
моторики
·
связанной с правильным, не наносящим вреда организму, выполнением основных
движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны)
2. Становление
целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
3. Становление ценностей
здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в
питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и
др.)
Источник
КОНСУЛЬТАЦИЯ:
«Образовательные области по ФГОС ДО»
Подготовила:
воспитатель Вовченко Е.А.
2016 г.
Содержание любой программы должно охватывать определенные направления развития детей, которые в данном случае называются образовательными областями. Большинство педагогов с этим перечнем уже знакомы. Это пять образовательных областей:
- социально – коммуникативное развитие,
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- художественное — эстетическое развитие,
- физическое развитие.
Если вспомнить, Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы, и опять видим преемственность этих документов. Согласно ФГТ содержание десяти образовательных областей было направлено на решение задач по четырем направлениям развития ребенка
- физическое развитие,
- социально- личностное,
- познавательное – речевое,
- художественно – эстетическое развитие.
Тут видна преемственность пяти образовательных областей нового стандарта. Обратите внимание на таблицу:
Образовательные области нового стандарта | Согласно ФГТ |
Содержание образовательных областей, которые были в ФГТ (труд, безопасность) входят в социально-коммуникативное развитие. | |
социально- коммуникативное развитие | социально – личностное развитие |
Познавательно – речевое развитие разделено на две самостоятельные области: | |
познавательное развитие и речевое развитие. | Познавательно – речевое развитие |
соответственно остаются, как и прежде: | |
Художественно – эстетическое развитие | Художественно – эстетическое развитие |
физическое развитие | физическое развитие |
Естественно стоит заметить, что работа по образовательным областям продолжает строиться на принципах интеграции. Что же получается с личностным развитием? Дело в том, что разработчики стандартов решили, что нет смысла выносить личностное развитие в какую — то отдельную образовательную область, развитие личности ребенка происходит во всех видах его деятельности при освоении всех образовательных областей.
Далее стандарт прописывает конкретные задачи по освоению каждой образовательной области.
Социально – коммуникативное:
- Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
- Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми.
- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции.
- Развитие социального и эмоционального интеллекта.
- Формирование готовности к совместной деятельности.
- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
- Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Содержание образовательных областей, которые были в ФГТ (труд, безопасность) входят в социально-коммуникативное развитие.
Познавательное развитие.
- Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации.
- Формирование познавательных действий, становление сознания
- Развитие воображения и творческой активности.
- Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие.
- Владение речью как средством общения и культуры.
- Обогащение активного словаря.
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
- Развитие речевого творчества.
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
- Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно – эстетическое развитие.
- Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
- Становление эстетического отношения к окружающему миру.
- Формирование элементарных представлений о видах искусства.
- Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
- Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
- Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие.
- Приобретение опыта в двигательной деятельности…
- Развитие физических качеств…
- Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики
- Правильное выполнение основных движений
- Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта
- Овладение подвижными играми с правилами
- Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
- Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка).
Для детей дошкольного возраста (3 года — 8 лет) — ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
В новых ФГОС использована наиболее современная и полная типология детских деятельностей. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности. В каждой образовательной области помимо общеразвивающих задач выделены специфические задачи психолого-педагогической работы.
ФГОС устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющем собой альтернативу предметному принципу (основополагающий принцип – интеграции образовательных областей).
В современной практике дошкольного образования методика проведения интегрированных НОД достаточно разработана и многие дошкольные учреждения используют ее.
Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности.
Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.
Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения.
Занятия в ФГОС прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов. Но они (занятия) не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей.
Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования.
Таким образом, ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное образование.
«Самостоятельная деятельность детей» — одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:
1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
«Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.
Различают:
— непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;
— совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;
— совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра
Источник