Образовательные области развития ребенка по фгос

Ольга Смирнова
Образовательные области ФГОС

1.Физическое развитие:

— развитие физических качеств

— правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики

— правильное выполнение основных движений

— формирование начальных представлений о некоторых видах спорта

— овладение подвижными играми с правилами

— становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

— овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни

— формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

— физическая культура

2.Художественно — эстетическое развитие:

— развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы

— становление эстетического отношения к окружающему миру

— формирование элементарных представлений о видах искусства

— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора

— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

— реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной и др.)

— приобщение к искусству

изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)

— конструктивно – модельная деятельность

— музыкальная деятельность

3.Речевое развитие:

-владение речью как средством общения

— обогащение активного словаря

— развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

— развитие речевого творчества

— развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

-формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

— речевое развитие

— приобщение к художественной литературе

4.Познавательное развитие:

— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

— формирование познавательных действий становление сознания

— развития воображения и творческой активности

— формирование первичных представлений о себе. Других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме. Цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран народов мира

— развитие познавательно – исследовательской деятельности

— приобщение к социокультурным ценностям

— формирование элементарных математических представлений

— ознакомление с миром природы

5. Социально –коммуникативное развитие:

— присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

— развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками

— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий

— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания

— формирования готовности к совместной деятельности

— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации

— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчестве

— формирование основ безопасности в быту, социуме, природе

— социализация, развитие общения, нравственное воспитание

— ребёнок в семье и сообществе, патриотическое воспитание

— самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

— формирование основ безопасности

Источник

Отправлено 17 окт. 2014 г., 07:21 пользователем Светлана Шаховская

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ

Содержание Программы должно охватывать следующие
определенные образовательные области (направления развития и образования детей)

·       
Социально-коммуникативное развитие

·       
Познавательное развитие

·       
Речевое развитие

·       
Художественно-эстетическое развитие

·       
Физическое развитие

     Личностное развитие проходит
через все 5 образовательных областей. В ФГТ это было 4 направления развития
детей.

     Рассмотрим задачи в
каждой образовательной области.

Социально-коммуникативное
развитие

   Основная цель —  позитивная социализация
детей дошкольного возраста,  приобщение детей к социокультурным нормам,
традициям семьи,
общества и государства

Основные задачи:

·       
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе…

·       
Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками

·       
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции…

·       
Развитие социального и эмоционального интеллекта…

·       
Формирование готовности к совместной деятельности

·       
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье
и к сообществу детей и взрослых в Организации

·       
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

·       
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Основные направления
реализации ОО «С-К развитие»

·       
Развитие игровой деятельности с целью освоения различных социальных ролей;

·       
Формирование основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе;

·       
Трудовое воспитание;

·       
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Познавательное развитие

    Основная цель – развитие
познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно
подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и
интеллектуально-творческие

Основные задачи:

·       
Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации

·       
Формирование познавательных действий, становление сознания

·       
Развитие воображения и творческой активности

·       
Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале,
звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и
времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и
Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных
традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, об особенностях
природы, многообразии стран и народов мира

Речевое развитие

     Основная цель – формирование
устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения
литературным языком своего народа.

Основные задачи:

·       
Овладение речью как средством общения и культуры

·       
Обогащение активного словаря

·       
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической
речи

·       
Развитие речевого творчества

·       
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

·       
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух
текстов  различных жанров детской литературы

·       
Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте

Основные направления
работы по развитию речи детей в дошкольной организации

1.    Развитие словаря

2.    Развитие звуковой
культуры речи

3.    Формирование
грамматического строя

4.    Развитие связной речи

5.    Формирование
элементарного осознания явлений языка и речи

6.    Воспитание любви и
интереса к художественному слову

Средства развития речи

·       
Общение взрослых и детей

·       
Культурная языковая среда

·       
Обучение родной речи на занятиях

·       
Художественная литература

·       
Изобразительное искусство, музыка, театр

·       
Занятия по другим разделам программы

Художественно-эстетическое
развитие

Основные задачи:

·       
Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира
природы

·       
Становление эстетического отношения к окружающему миру

·       
Формирование элементарных представлений о видах искусства

·       
Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора

·       
Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

·       
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Физическое развитие

Основная цель:

·       
гармоничное физическое развитие

·       
 формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической
культурой

·       
 формирование основ здорового образа жизни

Основные задачи (оздоровительные, воспитательные,
развивающие):

·       
Приобретение опыта в двигательной деятельности…

·       
Развитие физических качеств…

·       
Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие
равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики

·       
Правильное выполнение основных движений

·       
Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта

·       
Овладение подвижными играми с правилами

·       
Становление целенаправленности и саморегуляции
в двигательной сфере

·       
Становление ценностей здорового образа жизни, овладение  его
элементарными нормами и правилами …

Направления физического развития:

1.    Приобретение детьми
опыта в двигательной деятельности:

·       
связанной с выполнением упражнений

·       
направленной на развитие таких физических качеств как
  координация и гибкость

·       
способствующей правильному формированию опорно- двигательной системы
  организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой
моторики

·       
связанной с правильным, не наносящим вреда организму, выполнением основных
движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны)

2.    Становление
целенаправленности  и саморегуляции  в двигательной сфере

3.    Становление ценностей
здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в
питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и
др.)

Источник

КОНСУЛЬТАЦИЯ:

«Образовательные области по ФГОС ДО»

Подготовила:

воспитатель Вовченко Е.А.

2016 г.

Содержание любой программы должно охватывать определенные направления развития детей, которые в данном случае называются образовательными областями. Большинство педагогов с этим перечнем уже знакомы. Это пять образовательных областей:

  • социально – коммуникативное развитие,
  • познавательное развитие,
  • речевое развитие,
  •  художественное  — эстетическое развитие,
  • физическое развитие.

Если вспомнить, Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы, и опять видим преемственность этих документов. Согласно ФГТ содержание десяти образовательных областей было направлено на решение задач по четырем направлениям развития ребенка

  • физическое развитие,
  • социально- личностное,
  • познавательное – речевое,
  • художественно – эстетическое развитие.

Тут видна преемственность пяти образовательных областей нового стандарта.  Обратите внимание на таблицу:

Образовательные области нового стандарта

Согласно ФГТ

Содержание образовательных областей, которые были в ФГТ (труд, безопасность) входят в социально-коммуникативное развитие.

социально- коммуникативное развитие

социально – личностное развитие

Познавательно – речевое развитие разделено на две самостоятельные области:

 познавательное развитие и речевое развитие.

Познавательно – речевое развитие

соответственно  остаются, как и прежде:

Художественно – эстетическое развитие

Художественно – эстетическое развитие

физическое развитие

физическое развитие

 Естественно стоит заметить, что работа по образовательным областям продолжает строиться на принципах интеграции. Что же получается с личностным развитием? Дело в том, что разработчики стандартов решили, что нет смысла выносить личностное развитие в какую — то отдельную образовательную область, развитие личности ребенка происходит во всех видах его деятельности при освоении всех образовательных областей.

Далее стандарт прописывает конкретные задачи по освоению каждой образовательной области.

Социально – коммуникативное:

  • Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
  • Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми.
  • Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции.
  • Развитие социального и эмоционального интеллекта.
  • Формирование готовности к совместной деятельности.
  • Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.
  • Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
  • Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Содержание образовательных областей, которые были в ФГТ (труд, безопасность) входят в социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

  • Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации.
  • Формирование познавательных действий, становление сознания
  • Развитие воображения и творческой активности.
  •  Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие.

  • Владение речью как средством общения и культуры.
  • Обогащение активного словаря.
  •  Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
  • Развитие речевого творчества.
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов  различных жанров детской литературы.
  • Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно – эстетическое развитие.

  • Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
  • Становление эстетического отношения к окружающему миру.
  •  Формирование элементарных представлений о видах искусства.
  •  Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
  • Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
  • Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие.

  • Приобретение опыта в двигательной деятельности…
  • Развитие физических качеств…
  • Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики
  • Правильное выполнение основных движений
  • Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта
  • Овладение подвижными играми с правилами
  • Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
  • Становление ценностей здорового образа жизни, овладение  его элементарными нормами и правилами.

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка).

Для детей дошкольного возраста (3 года — 8 лет) — ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора,  самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)  двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

В новых ФГОС использована наиболее современная и полная типология детских деятельностей. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности. В каждой образовательной области помимо общеразвивающих задач выделены специфические задачи психолого-педагогической работы.

 ФГОС устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющем собой альтернативу предметному принципу (основополагающий принцип – интеграции образовательных областей).

 В современной практике дошкольного образования методика проведения интегрированных НОД достаточно разработана и многие дошкольные учреждения используют ее.

Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

 Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности.

 Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

 Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения.

 Занятия в ФГОС прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов. Но они (занятия) не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей.

 Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования.

Таким образом, ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное образование.

«Самостоятельная деятельность детей» — одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

«Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.

Различают:

 — непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;

 — совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;

 — совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра

Источник