Образовательное пространство как среда развития ребенка

Ольга Нечаева
Предметно-развивающая среда как один из факторов всестороннего развития ребенка

Современная система образования, в соответствии с требованиями времени, находится в состоянии обновления и строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности.

Понятие «развивающая среда» — это организованное педагогическое пространство, в рамках которого существуют благоприятные возможности для развития ребенка в ДОУ.

Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении является мощным стимулом их развития.

Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче — воспитанию и развитию ребенка. Создание такой благоприятной обстановки — большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов

Особое значение в ДОУ придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребенка является игра и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Большое разнообразие игр детей в дошкольном учреждении должно быть обеспечено созданием предметно-игровой среды.

Среда развития может и должна служить фоном и посредником в взаимодействии взрослого и детей, где ребенок может поделиться с другими своими переживаниями, строить свою жизнь и себя в группе. Эта среда должна быть вторым домом, куда хочется с радостью ходить и оставаться как можно дольше. Необходимо так построить окружающее пространство, чтобы каждый ребенок чувствовал бы себя в нем комфортно, имел бы возможность реализовать свою индивидуальность, быть личностью среди других личностей в группе.

Согласно ФГОС ДО предметно- развивающая среда группы подразделяется по следующим видам детской деятельности: игровая; двигательная; познавательно-исследовательская; коммуникативная; продуктивная; музыкально-художественная; трудовая; чтение и художественная литература.

Среда должна быть наполнена:

— содержанием достижений в знаниях, открытиях, умениях, которые многие дети уже освоили, присвоили и начинают создавать багаж для следующей ступени развития,

— тем содержанием, которое для некоторых детей еще остается в стадии движения к достижению,

— для отдельных еще и недостижимо.

Стратегия и тактика построения среды определяются особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы: взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!» Его цель — содействовать становлению ребёнка как личности.

Это предполагает решение следующих задач:

— Обеспечить чувство психологической защищённости — доверие ребёнка к миру.

— Радости существования (психологическое здоровье).

Развитие индивидуальности ребенка.

— Способы общения — понимание, признание, принятие личности ребенка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.

— Тактика общения — сотрудничество.

Р. Б. Стеркина отмечает, что развивающая среда в ДОУ с точки зрения психолого-педагогических требований должна отвечать заботе о его эмоциональном благополучии и создавать условия для его развития, обязательно строиться с учетом возможностей ребенка общаться не только с детьми единого возраста, но и в разновозрастных сообществах, не только с педагогом, который его ведет, но и с другими взрослыми (поваром, сторожем, родителями и др.

Обстановка в моей группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества.

К предметному содержанию игрового пространство группы относятся:

— игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (например, геометрический конструктор, пазлы и т. д);

— учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (например, числовая лесенка, обучающие книги);

— оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (например, материалы для экспериментирования, измерений).

Успешность влияния предметно- развивающей среды на развитие ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Среда должна выступать субъектом этого развития. Способность детей свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться в последствии к особенностям школьной жизни.

В предметно- развивающей среде организовываю разные формы детской деятельности дошкольников: образовательную деятельность по различным направлениям, совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную деятельность детей. Для этого в группе организованы центры, где размещаются игровые материалы, способствующие речевому, познавательному, художественно-эстетическому, коммуникативному, физическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, узнавание по описанию, ориентировку по схеме, модели, на становление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибку», «Сравни») и др. Для развития логики используются игры с логическими блоками Дьенеша, «Четвертый лишний», «Найди отличия» и др. Полезные игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, а так же направленные на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления).

Предметная среда проектируется в соответствии с образовательной программой нашего образовательного учреждения и выполняет следующие требования:

— обеспечивает полноценное и своевременное развитие ребенка;

— побуждает детей к деятельности;

— способствует развитию самостоятельности и творчества;

— обеспечивает развитие субъектной позиции ребенка.

Повышение детской самостоятельности и познавательных интересов определяет более широкое применение в группе познавательной литературы (детских энциклопедий, рабочих тетрадей.

Материал центров постоянно изменяется и дополняется новым в соответствии с реализуемой программой.

Таким образом, предметно- развивающая среда должна давать ребенку чувство психологической защищенности, помогать развитию у дошкольников творческих способностей и самостоятельности.

Источник

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА      В ДОУ В УСЛОВИЯХ ФГОС.

         «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.

      Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы» Е. И. Тихеева.

     Понятие предметно-развивающая среда

      В дошкольной педагогике  под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».

     С позиций психологического контекста, по мнению  Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина,  В. В. Давыдова,   Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

      Подходы учёных к организации РППС

    Жан Жак Руссо (философ и педагог)  1712-1778гг.  —  одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности.

     Нелестен Френе (французский педагог)    1896-1966гг.

считал, что благодаря среде ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании

такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

     Светлана Леонидовна Новоселова
(к.п.н. Академик РАЕН и Академии творческой педагогики)  1933-2005гг.                         “Развивающая предметная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечение разнообразной деятельности ребенка”.

     Организация развивающей предметно-пространственной среды                                      в свете требований ФГОС:

       Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. 

       Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

            Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды  ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

           В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

         Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

    При организации развивающей предметно-пространственной среды                              необходимо учитывать:

  • гигиенические нормы площади на одного ребенка;
  • наличие физкультурного и музыкального залов;
  • наличие прогулочных площадок, обеспечивающих физическую активность и разнообразную игровую деятельность детей на прогулке;
  • оснащенность групп мебелью, игровым и дидактическим материалом в соответствии с ФГОС;
  • наличие в дошкольной организации возможностей, необходимых для организации питания детей;
  • наличие в дошкольной организации возможностей для дополнительного образования детей;
  • наличие возможностей для работы специалистов, в том числе для педагогов коррекционного образования;  
  • наличие дополнительных помещений для организации разнообразной деятельности детей.

Требования к  развивающей предметно-пространственной среде                                                в дошкольной организации (ФГОС п. 3.3).

     РППС обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее — участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. 

      РППС должна обеспечивать:

1.Возможность общения и совместной  деятельности детей и взрослых, двигательной активности  детей, а также возможности для уединения.

2. Реализацию различных образовательных программ.

3. В случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия.

4. Учет национально-культурных, климатических    условий, в которых осуществляется                       образовательная деятельность.

5. Учёт возрастных особенностей детей.

     РПП среда в младшем дошкольном возрасте:

       Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

      При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

     РПП среда в среднем дошкольном возрасте:

     Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

       Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

 РПП среда в старшем дошкольном возрасте:

     В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

      Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

   Основные составляющие при проектировании развивающей предметно-пространственной среды в группе:

 — ПРОСТРАНСТВО        

 — ВРЕМЯ    

 — ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ

       Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка.                              В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности:

 — рабочая;

 — активная;                

 — спокойная.

    Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

 — Содержательно-насыщенной        

 — Полифункциональной            

 — Трансформируемой

 — Вариативной        

 — Доступной    

 — Безопасной

     Насыщенность среды.

    Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

    Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

     Полифункциональность материалов предполагает:

     Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.

      Наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

    Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов детей и возможностей детей.

    Вариативность среды предполагает:

    Наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.

      Периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

    Доступность среды предполагает:

—  Доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов,  всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность.

—  Свободный доступ детей  к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

—  Исправность и сохранность материалов и оборудования.

   Безопасность среды:

  Предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации о соответствии.

    Примерные центры, которые должны быть созданы в группе                                          по образовательным областям в свете требований ФГОС.

Образовательная область:

«Социально-коммуникативное развитие»

      «Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

Рекомендуется организовать следующие центры:

 — Центр ППД.

 — Центр пожарной безопасности.

 — Центр труда, уголок дежурств.

 — Центр активности (центр сюжетно-ролевых игр).

    Познавательное развитие:

«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом,  пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».

Рекомендуется организовать следующие центры:

—  Центр «Мы познаём мир» или Уголок краеведения.

—  Центр сенсорного развития.

—  Центр конструктивной деятельности.

—  Центр математического развития.

—  Центр экспериментирования.

    Речевое развитие:

    Владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

   Это —  Центр речевого развития или уголок речи грамотности или                                              —  Центр «Будем говорить правильно» или                                                                                               — Центр «Здравствуй, книжка!».

 Художественно-эстетическое развитие:

     «Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».

 — Центр изодеятельности или уголок творчества «Умелые руки».

 — Центр музыкально-театрализованной деятельности.

    Физическое развитие:

      «Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения,  крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)».

—  Центр физического развития или

—  Центр сохранения здоровья или

—  Спортивный уголок «Будь здоров!».

     Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

Источник