Образовательная среда как педагогический фактор развития ребенка
Образовательная среда как фактор развития личности
ФГОС определяет понятие «образовательная среда» как совокупность факторов, формируемую укладом жизнедеятельности школы: материальные ресурсы школы, организация учебного процесса, питания, медицинской помощи, психологический климат.
Образовательная среда – это целостная качественная характеристика внутренней жизни школы, которая:
– определяется теми конкретными задачами, которые школа ставит и решает в своей деятельности;
– проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются (к средствам относятся выбираемые школой учебные программы, организация работы на уроках, тип взаимодействия педагогов с учащимися, качество оценок, стиль неформальных отношений между детьми, организация внеучебной школьной жизни, материально-техническое оснащение школы, оформление классов и коридоров и т.п.);
– содержательно оценивается по тому эффекту в личностном (самооценка, уровень притязаний, тревожность, преобладающая мотивация), социальном (компетентность в общении, статус в классе, поведение в конфликте и т.п.), интеллектуальном развитии детей, которого она позволяет достичь.
Принципы формирования образовательной среды:
- деятельность-образование-личность;
- открытость, целостность, системность, взаимосвязь;
и взаимозависимость всех элементов образовательной среды, имеющей единую методологическую основу;
- избыточность ресурсов, обеспечивающая личностный выбор, развитие индивидуальности
- функциональное разнообразие элементов среды, обеспечивающее освоение различных видов деятельности;
- самоидентификация личности;
Одним из важнейших компонентов образовательной среды является комплекс учебного оборудования
Полное оснащение образовательного учреждения обеспечивают три взаимосвязанных комплекта:
- общешкольное оснащение
- оснащение предметных кабинетов
- оснащение, обеспечивающее организацию внеурочной деятельности, в том числе моделирование, научно-техническое творчество, учебно-исследовательская и проектная деятельность.
Кабинет для внеурочной деятельности открыт в гимназии в этом учебном году. Несмотря на большую заполненность школы, администрация нашла возможность выделить самый просторный кабинет для этой цели.
Было продумано внешнее оформление, оборудование, наполняемость. Мы решили, что было бы неразумным распылять это огромное количество пособий и игр по кабинетам и решили собрать все в одном месте. В кабинете решили выделить несколько зон – для подвижных игр, для групповых занятий, для информационно-коммуникативного центра.
Таким образом, наш кабинет преследует несколько целей –
- Это информационный и мультимедийный центр начальной школы.
- Этот кабинет может использоваться в качестве сенсорной комнаты и комнаты психологической разгрузки.
- Игровая комната.
Наш кабинет оборудован комплектом нетбуков с выходом в интернет, постепенно пополняется программное обеспечение – устанавливаются разнообразные тренажеры, системы тестирования, обучающие программы. Есть мультимедийный комплекс, позволяющий проводить разнообразные занятия. Есть цифровые микроскопы, электронный шагомер и другие современные приспособления, позволяющие детям разнообразить их познавательную деятельность. Интегрированная творческая среда на базе языка Лого для начального школьного и внешкольного образования. С помощью ПервоЛого 4.0 дети учатся писать, читать и считать, развивают свою речь и художественные способности, и, конечно, осваивают современные компьютерные технологии. В урочной деятельности ребята также активно осваивают ИКТ-технологии, работают с интерактивными комплексами и мобильными компьютерными классами
Подобранное оборудование развивает чувственное восприятие детей, помогает расслабиться в играх с песком, в подвижных играх. Дети через занятия с разнообразными пособиями развивают моторику, глазомер, координацию движений. Эти все задачи позволяет решать комплекс «Пертра», разработанный Марианной Фростиг. Этот комплекс позволяет проводить коррекционную работу с отстающими детьми, развивает творческие способности. Дети могут строить лабиринты, развивая пространственное мышление, координируя движения глаз и рук. Сортируя фигуры и бусины – учатся классифицировать предметы, выделять общие признаки и многое другое. Тактильные доски развивают тактильное восприятие, зрительно-моторную координацию. Наборы для рисования на песке, тренажеры для физических разминок,
Дети и педагоги часто используют этот кабинет и для обучающих игр. Здесь собрано большое количество обучающих и развивающих игр, которые помогают усвоить и закрепить вычислительные навыки, расширить словарный запас и кругозор. Это знаменитые кубики Никитина, которые развивают логику, умение прогнозировать и планировать результаты своей деятельности, в комплектацию кабинета входят всевозможные детские игры, мозаики, конструкторы.
Игра СЕНСИНО: На вертикальной поверхности мольберта по кругу расположены 12 отверстий, в которые проходит рука. С обратной стороны к этим отверстиям прикреплены полотняные мешочки — «норки». Магнитные фишки ставятся на магниты рулетки, находящиеся в центре мольберта, а немагнитные раскладываются в «норки». Игрок должен на ощупь найти в норках пару к каждой магнитной фишке.
Наборы рукоделия. Есть кукольный театр. Для всех модулей, по которым организуется внеурочная деятельность с учащимися 1-3 классов, в этом кабинете достаточно оборудования
Источник
Светлана Несудимова
Образовательная среда как фактор позитивной социализации детей дошкольного возраста
Несудимова С. В – заместитель директора по ДО СПДО МАОУ ООШ с. Комсомольское Балаковского района Саратовской области
Аннотация.
В статье отражены основные аспекты, связанные с вхождением в образовательную среду детей дошкольного возраста. Именно образовательная среда выступает основным фактором позитивной социализации детей дошкольного возраста и способствует более быстрой адаптации малышей к новым социальным условиям, а также помогает адекватно воспринимать себя и других людей, овладеть конструктивными формами поведения и основами коммуникабельности в обществе.
Ключевые слова: образовательная среда, дошкольный возраст, дошкольное образовательная организация,социализация.
Воспитание и обучение ребенка в дошкольном возрасте – это новый шаг вхождения в окружающий мир. Важная роль отводится социальной адаптации детей и принадлежит дошкольным учебным заведениям, потому как именно там происходит активное формирование личности ребенка. Изучение характера процесса социальной адаптации дошкольников, анализа внешних и внутренних факторов, которые ее затрудняют,- это возможность дать ответы на основной вопрос психолого-педагогической практики: как подготовить детей к полноценной жизни в обществе.
Дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Именно здесь начинается процесс социализации, становление связи ребенка с основными сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, здесь происходит приобщение к культуре, к общим людским ценностям. Дошкольное детство — это время, когда происходит первоначальное становление личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка. Социализация детей дошкольного возраста — процесс длительный и многоплановый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя определенную роль, отображаемую обществом. Шаг за шагом приобретает опыт поведения в соответствии с требованиями социума. Эти особенности в педагогике называются факторами социализации. Влияние институтов социализации, в этом случае, выступает внешним фактором, подает содержание и формы социализации ребенка, а также направления формирования его социальной компетентности. К внутренним факторам социализации относят возрастные и индивидуальные особенности самого ребенка, которые воплощаются в субъективной системе переживаний социальных отношений и формировании картины мира. К специальным социальным институтам, где одной из важных функций является социализация личности, относят семью, дошкольные учебные заведения, школа, профессиональные учебные заведения, детские и молодежные организации и объединения. В педагогике понятие «социализация» тесно связывают с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Таким образом, можно отметить, что социализация — это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной и учебной деятельности.
Социализация личности дошкольника является фундаментом в становлении и проявлении социальной культуры. Дошкольный возраст является благоприятным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отношений. Процесс социализации детей дошкольного возраста вводит ребенка во взрослую жизнь, по мнению Л. С. Выготского рассматривается как «врастание в человеческую культуру». В дошкольном детстве также закладываются основы индивидуального стиля социализации.
Детские сады в настоящее время выбираются в соответствии с запросами и интересами ребенка, и самих родителей. Запросы родителей, в основном, заключаются в следующем: подготовка ребенка к школе, приобщение к детскому сообществу, укрепление здоровье, обучение детей рисованию, танцам, а самим родителям возможность получения квалифицированной помощи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка. Так же важнейшей составляющей образовательного процесса является ориентация на личностные интересы воспитанников, с учетом их потребностей и способностей, формирование умения анализировать сложившиеся ситуации и ставить цель. Образовательные услуги сегодня имеют характер вариации, в которых могут быть пересечены интересы, как самих детей, так и их родителей. Они способны обеспечить свободный выбор определенных видов и сфер деятельности.
Основная образовательная услуга заключена в деятельности самого дошкольного учреждения, который осуществляет в рамках закона реализацию Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Он определяет проблему позитивной социализации детей дошкольного возраста как основную, приоритетную в современных дошкольных образовательных организациях. Дополнительное же образование может быть рассмотрено в данном контексте как реализация дополнительных образовательных программ, оказание дополнительных образовательных услуг за пределами основных образовательных программ в интересах социализации личности
Современное общество призывает создать все условия для творческой самореализации ребенка. Кроме того, дополнительная образовательная услуга может быть рассмотрена как сфера предпринимательской деятельности, которую оказывает организация кроме выполнения обязательных государственных программ. Самыми востребованными услугами в дошкольных образовательных учреждениях, по мнению родителей, являются: услуги по оздоровлению детей – 50%; услуги логопеда – 30%; музыкально-ритмические занятия – 60%; подготовка к школе – 80;
Творческое развитие ребенка дошкольного возраста успешно формируется в условиях основного и дополнительного образования, которое призвано обеспечить разнообразную деятельность и обогащение речевого и творческого опыта ребенка. Развитию ребенка способствует и естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная, разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. «В пустых стенах ребенок не заговорит», – заметила в свое время Е. И. Тихеева.
Насыщая групповое пространство, педагоги заботятся в первую очередь о том, чтобы дети в дошкольном образовательном учреждении смогли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Однако, следует заметить, что в любом возрасте социализация дошкольника происходит, главным образом, через игру. Важным фактором является то, что постоянно разрабатываются и опробируются новые, совершенствуются уже существующие методики развития, которые помогают преподносить ребенку информацию в интересной, доступной, игровой форме.
Группы должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей. Предметно-развивающая среда, необходимая для полноценного развития ребенка- это система материальных объектов его деятельности, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Фото
Обогащенная среда это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. В соответствии с приоритетными направлениями деятельности дошкольных учреждения эстетически оформляют помещение группы, а также обеспечивают самовыражение воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка, посещающего детский сад.
Дети, которые посещают детский сад, имеют разные семьи, и соответственно, ни для кого не секрет, что не все родители имеют возможность дополнительной платы, но, благодаря детским садам появляется возможность для каждого ребенка расширить предметный мир и получить всестороннее развитие.
Таким образом, можно отметить, что степень социализации личности является важным критерием ее адаптации к жизни в обществе. Л. С. Выготский в теории культурно-исторического развития психики обращал внимание на то, что «Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение определенного периода. Она определяет те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное развитие становится индивидуальным»
Итак, для ребенка, который социализируется, соответствующими эталонами изменения социальной среды является семья, дошкольное учебное заведение, ближайшее окружение. При переходе от другой социальной среды ребенок может переживать кризис вхождения в новую социальную общность, процесс адаптации, растворение в ней завершается интегрированием в социальную среду. Реализация дошкольными учреждениями различных программ по вхождению ребенка в общество, облегчает адаптацию малышей к новым социальным условиям, поможет им адекватно воспринимать себя и других людей, овладеть конструктивные формы поведения и основы коммуникабельности в обществе.
Литература
1. Васильева К. Е. Управление в дошкольном образовании. — М., 2011.- С. 3-78.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М. ,2012.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (утв. Приказом Министерства образования науки РФ от17 октября 2013г. №1155)
Источник
Елена Кузнецова
Становление личности ребенка в образовательной среде
Аннотация: В статье отражены основные аспекты, связанные с вхождением в образовательную среду детей дошкольного возраста. Образовательная среда выступает одним из основных факторов становления и развития личности.
Ключевые слова: образовательная среда, дошкольный возраст, дошкольное образовательное учреждение, личность, становление личности.
На современном этапе становление личности ребенка в образовательной среде становится приоритетным направлением воспитательного и образовательного процесса. Образование сегодня признано основным ресурсом социальноэкономического и политического развития государства и гражданского общества. Целью образования является воспитание, социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого и компетентного гражданина.
Согласно ФГОС дошкольного образования перед педагогами в данном контексте стоят следующие задачи:
— создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
— объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
— формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
Процесс становления и развития личности подчиняется определенным закономерностям. Рассмотрим их подробнее.
В старшем дошкольном возрасте дети приобретают устойчивые психологические характеристики, влияющие на их действия и поступки, произвольность поведения.
Целостная структура личности, по Л. С. Выготскому, определяется направленностью и активностью, характеризуя строение мотивационной сферы человека. Развитие личности дошкольника состоит из постепенного осознания своего места в мире и развития чувств и воли, обеспечивающих соподчинение мотивов, устойчивость поведения.
В процессе становления личности дошкольника происходит формирование самосознания (представлений ребёнка о себе, своём месте в мире, оценивании собственных поступков по сравнению с окружающими). В старшем дошкольном возрасте появляется критичность мышления, складывается адекватная дифференцированная самооценка. Именно в дошкольном возрасте происходит активное личностное развитие ребенка: среди мотивов начинают преобладать познавательные и социальные мотивы, формируются навыки саморегуляции и произвольности, самостоятельность в практической и познавательной деятельности, способность адаптироваться к изменяющимся условиям среды.
Развитие ребенка и его личности, по Л. С. Выготскому, идет по линии осознанности и произвольности в процессе взаимодействия ребенка со взрослыми и со сверстниками. Таким образом, личность понималась Л. С. Выготским как осознание себя и отношений к себе как к физическому, духовному и общественному существу.
Личность — это конкретный человек со своими мыслями, точкой зрения, нормами поведения и нравственностью. В дошкольном возрасте дети уже способны управлять собственным поведением, нести ответственность за свои поступки.
Образовательная среда рассматривается в контексте понимания образования как сферы социальной жизни, а среды, как фактора образования. Среда — это окружение, совокупность условий вокруг человека. Проблемой развития образовательной среды занимались Г. А. Ковалев, В. И. Панов, А. В. Петровский, Б. Д. Эльконин, В. А. Ясвин, а также зарубежные ученые А. Бандура, К. Левин, К. Роджерс.
Образовательную среду определяют как совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций. Она представляет собой совокупность специально организованных педагогических условий для развития личности обучающегося. В современных исследованиях образовательная среда рассматривается как категория, характеризующая ребенка, что определяет ее целевое и функциональное назначение.
Проблема образовательной среды становится все более актуальной в настоящее время. По мнению В. А. Ясвина, образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственнопредметном окружении. В понимании В. В. Рубцова «образовательная среда – это такая общность, которая в связи со спецификой возраста характеризуется взаимодействием ребенка с взрослыми и детьми; процессами взаимопонимания, коммуникации, рефлексии; историкокультурным компонентом. Как пишет С. Д. Дерябо, образовательная среда – это совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности. В. И. Слободчиков говорит о том, что, среда, понимаемая как совокупность условий и обстоятельств для образования, не существует как нечто однозначное и данное заранее. В. В. Степанова и Н. Н. Толстых придают большое значение организации образовательной среды, под которой они понимают единство компонентов реальности, имеющих как культурное, так и природное происхождение. Предполагается, что взаимодействие культурной и природной среды дает возможность развивать и изменять способности личности.
Таким образом, мы можем говорить о том, что образовательная среда является совокупностью различных факторов образовательного процесса и специально организованных психологических и педагогических условий для становления и развития личности.
Образовательная среда ДОУ относится к особому типу среды. Дети находятся в детском саду по 810 часов каждый день. В это время они посещают логопедические, физкультурные, музыкальные, психологические, общеразвивающие занятия. Образовательная среда ДОУ информационно насыщенна и многообразна в коммуникационном плане.
Именно в дошкольном возрасте закладываются общественные основы направленности личности, развиваются навыки поведения в обществе. Это определяет именно детский сад как основную организационную форму воспитания ребенка.
Приходя в детский сад, ребенок становится членом группы сверстников во главе с воспитателем. Наряду с родителями и членами семьи, воспитатель становится значимым взрослым в жизни ребенка.
Общение со взрослыми помогает ребенку устанавливать и развивать социальные контакты, познавать себя и других, оказывает воздействие на особенности и развитие его коммуникативных навыков. Взрослый является для ребенка образцом для подражания, эталоном. И таким образом субъектсубъектные отношения выходят на первое место в дошкольном возрасте.
В связи с возрастными особенностями дошкольников воспитатель оказывает на ребенка педагогическое воздействие и своими интеллектуальными, и педагогическими способностями, и личностными качествами.
По мнению Л. С. Выготского, воспитание и образование в качестве единого целенаправленного формирования личности ребенка можно определить, как поле активного взаимодействия трех компонентов: дошкольника, педагога и среды между ними.
Образовательная среда в детском саду должна являться средством развития природных способностей, а для этого она должна быть разнообразной и вариативной, включая как различные проекты, конкурсы и изготовление поделок, продолжая компьютерными программами и интерактивными приложениями. В такой среде у дошкольника будет возможность испытать себя в различных учебных и игровых ситуациях, погружаясь в различные виды деятельности. В то же время, образовательное пространство должно быть максимально насыщено предметным и нравственно-эстетическим содержанием.
Задача же воспитателя заключается в том, чтобы в этом пространстве создавать для дошкольника ситуацию успеха в выбранном виде деятельности.
Образовательное пространство необходимо насыщать ситуациями, способствующими развитию творческого подхода. В творчестве дошкольник не только концентрируется на отдельной задаче, но и получает со стороны сверстников и значимых взрослых положительное эмоциональное подкрепление при выполнении определенной деятельности, необходимое для того, чтобы поддержать развитие способности на должном уровне.
Образовательная среда ДОУ – это многообразная система, элементы которой в своей совокупности обеспечивают развитие личности дошкольника.
Список литературы
1. Васильева К. Е. Управление в дошкольном образовании. — М., 2015.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 2013.
3. Солодянкина О. В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2014.
4. Солодянкина О. В. Система планирования в ДОУ. – М., АРКТИ, 2013.
5. Сушкова И. В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования науки РФ от17 октября 2013г. №1155).
Источник