Образовательная программа детского сада центра развития ребенка

Инга Боргоякова
Рабочая программа развивающего центра «Успех» для детей 4–5 лет

Рабочая программа развивающего центра «Успех» разработана на 2017- 2018 учебный год для детей 4 – 5 лет.

Педагог курса Боргоякова Инга Андреевна.

Паспорт программы:

1. Полное название «Сопровождение в развитии умственных способностей у детей дошкольного возраста».

2. Автор программы Боргоякова Инга Андреевна.

3. Дата создания 2017г.

4. Характеристика программы предусматривает:

развитие и совершенствование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста;

развитие общения и речи;

развитие внимания, памяти, восприятия, мышления.

5.Направление деятельности: познавательное развитие.

6.Сроки реализации: 2017-2018 учебный год.

7.Возраст дошкольников: 4 – 5 лет.

8. Цели и задачи программы:

Развитие умственных способностей в комфортной среде;

формировать психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, восприятие, внимание);

развивать эмоционально-волевую сферу, мелкую моторику руки;

развивать самостоятельность и инициативу;

развивать познавательную активность, познавательную мотивацию, интеллектуальные способности детей;

обогащать опыт самопознания дошкольников;

воспитывать у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству;

воспитывать коммуникативные навыки.

9. Краткое содержание программы:

9.1. Дидактические игры и упражнения на развитие мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно- образного сотрудничества.

9.2. Дидактические игры с правилами на развитие ориентировки в пространстве, на плоскости листа.

10. Прогнозируемые результаты:

10.1. Используют основные способы деятельности, принимают собственные решения, выражают свои мысли и желания, контролируют свои достижения.

10.2. Проявляют инициативу и самостоятельность, положительное отношение к миру, развитое воображение, мышление, любознательность.

11. Перспективы развития.

У детей будут развиты:

-мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение);

-познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение);

-мелкая моторика рук и глазомер;

-творческие способности и фантазия, способность к моделированию и

конструированию;

-проявится интерес к интеллектуальным играм;

-сформируется стремление доводить дело до конца.

Пояснительная записка:

Рабочая программа развивающего центра «Успех» обеспечивает развитие внимания, восприятия, мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа обеспечивает развитие умственных способностей детей младшего дошкольного возраста.

Комплексно-тематический план рассчитан на 9 месяцев.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность занятий 45 минут.

Актуальность программы:

Основой успешной учебной деятельности является хорошо развитые познавательные психические процессы (память, внимание, мышление, воображение, восприятие, речь). Подготавливая ребенка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию. В некоторой степени разрешить эти вопросы поможет программа развивающего центра «Успех».

Новизна программы:

В программе предусмотрено использование большого разнообразия развивающих игр, головоломок, лабиринтов, задач, вопросов, стимулирующих развитие широкого спектра интеллектуальных способностей, формирование целостного взгляда на мир, которым отличаются широко образованные люди. В то же время у нее есть ряд особенностей,к которым можно отнести:

— использование игр с обновляемым банком вопросов и заданий, гибкие правила и содержание которых позволяет подобрать задания, соответствующие возрасту и способностям детей;

— подбор и систематизация материала, упражнений по развитию умственных психических процессов;

— проведение занятий в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

— свободная, самостоятельная деятельность детей, которая обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который сам выбирает вид деятельности, отвечающий его способностям и интересам.

Во время занятий учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Поэтому основной упор делается на развитие зрительного восприятия, а также большое внимание уделяется развитию мелкой моторики. Всё это способствует развитиюинтеллектуальных базовых способностей: внимание, восприятие, память, воображение, мышление.

Программапозволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным, работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.

Принципы, лежащие в основе программы:

1. Принцип развивающего обучения.

Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена на обучение дошкольников,выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления.

2. Принцип постепенности.

Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.

4. Принцип доступности.

Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний.

5. Деятельностный принцип.

Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.

6. Принцип наглядности (наличие и разнообразие дидактических материалов).

Формы организации детей:

— индивидуальные;

— подгрупповые;

— групповые.

Формы работы с детьми:

— игра;

— ситуативный разговор;

— беседа;

— проблемная ситуация.

Методы работы с детьми:

— словесные (беседа, загадки);

— наглядные (рассматривание дидактических пособий, предметов);

— практические (дидактические игры и упражнения, показ способов действия с предметами, эксперимент).

Планируемые результаты:

К концу обучения по программе, предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функциях, формировании у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей, произвольности деятельности.

При этом у детейформируются следующие основные навыки и умения:

— выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;

— объединять группы предметов, выделять части, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;

— пользоваться приемами логической обработки информации, формировать и развить навыка самоконтроля.

В период учебного процесса:

— дети выполняют дидактические задания на подбор, группировку предметов (игрушек);

— сравнивают предметы (по форме, цвету, величине и др. признакам);

— обобщают (по выделенным признакам);

— подбирают соответствующие детали-вкладыши при выборе из 4-6 деталей;

— с помощью взрослого раскладывают предметы по убыванию или

возрастанию величины; понимают слова «побольше», «поменьше», «большой», «маленький», «одинаковые»;

— подбирают предметы по заданному признаку;

— ориентируются одновременно в подборе: (цвет и величина, форма и цвет);

— выполняют задания на ориентировку среди не менее 4 предметов 4

цветов (красный, желтый, синий и зеленый); выбирает один из 2 предметов,

запоминает названия и повторяет за взрослыми);

— пользуются предметами-заместителями;

Способы определения результативности программы.

С целью определения степени усвоения данной программы проводится итоговая диагностика в виде тестовых заданий. Формой позитивной оценки при реализации программы является организация фото-выставки достижений детей.

Условия реализации программы.

1. Наличие дидактических пособий и игр на развитие познавательных психических процессов.

2. Методическое обеспечение программы.

3. Создание ситуации успеха для каждого ребенка, создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятиях.

4. Взаимосвязь с семьей.

Примерное тематическое планирование.

1. Развитие внимания.

Игра «Знакомство»

Приветствие разных стран

Знакомство с правилами этикета (приветствие)

Игра «Путаница»

2. Развитие восприятия.

Игра «Стрелка покружись»

Решение поставленной задачи

Игра «Фрукты-овощи»

Игра «Узнай по голосу»

3. Русский фольклор. Масленица.

Игра «Дотронься до солнышка»

Фантазийное моделирование

Русские народные забавы

4. Ориентирование на плоскости листа и в пространстве.

Игра «Назови соседей»

Соедини пойдёшь и что найдешь?»

Математический диктант «Сказка по точкам»

Игра «Куда»

Источник

Реализуемые уровни образования

  • Дошкольное образование
  • Дополнительное образование

Форма обучения

Очная форма обучения.

Нормативные сроки обучения

Нормативный срок обучения по основной общеобразовательной дошкольной программе «Дошкольное образование» — 6 лет.

Сроки действия государственной аккредитации образовательной программы

Аккредитации не подлежит.

Описание образовательной программы

«Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся»
(п.2 ст.64 Федерального закона 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»)
Основная образовательная программа ЧОУ разработана в соответствии с ФГОС ДО с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20.05.2015г. № 2/15) и направлена на всестороннее развитие ребенка по пяти образовательным областям.

Основная общеобразовательная дошкольная программа «Дошкольное образование»

Презентация основной общеобразовательной дошкольной программы

Учебный план ЧОУ

Аннотации к рабочим программам

Календарный учебный план

Дополнительные образовательные программы

Реализуемые образовательные программы

ЧОУ Детский центр «Солнце» реализует следующие образовательные программы:

  • Основную общеобразовательную дошкольную программу «Дошкольное образование»;
  • Дополнительные общеобразовательные программы.

Основная образовательная программа ЧОУ разработана в соответствии и на основе:

  • Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию.
  • Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство»
  • Парциальных образовательных программ: программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (Лыкова И.А.); программы «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет» (Т. А. Ткаченко); программы «Фитнесс – Данс» лечебно – профилактический танец (Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г.), программы по танцевально-игровой гимнастике «СО-ФИ-Дансе» (Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г).
  • А также программы коррекционной работы, составленной в соответствии с программами: «Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей в работы группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой; программы «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР». Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Чиркина Г.В.

Приоритетными направлениями деятельности образовательного учреждения по реализации Программы является:

  • Развитие и социальная адаптация детей раннего возраста.
  • Развитие и подготовка к школе детей, не посещающих детские сады и другие дошкольные образовательные учреждения с целью обеспечения им равных стартовых возможностей для обучения в общеобразовательных учреждениях по программе начального образования.
  • Коррекционная работа, направленная на преодоление речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Программа определяет содержание, условия, организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования, планируемые результаты (целевые ориентиры дошкольного образования). Обеспечивает полноценное развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности, представляющие определенные направления развития и образование детей (далее — образовательные области) – социально-коммуникативное развитие, — познавательное, — речевое, — художественно-эстетическое и физическое развитие.

Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.

Образовательная работа проводится в 2-х формах:

  • непосредственно-образовательная деятельность;
  • индивидуальная работа с воспитанниками.

Распределение учебной нагрузки представлено в таблице:

  • Школа «Семь-Я»:

Образовательная деятельность

Количество занятий в неделю

Количество занятий в год

4 года

5 лет

6 лет

4 года

5 лет

6 лет

Утренние группы кратковременного пребывания

Музыка

1

1

1

34

34

34

Развитие элементарных математических представлений

1

2

2

34

68

68

Развивающие игры

1

1

1

34

34

34

Звуковая культура речи

1

2

2

34

68

68

ИЗО-деятельность

1

1

1

34

34

34

Развитие связной речи

1

1*

1*

34

34*

34*

Ритмика

1

1-2*

1-2*

34

34-68*

34-68*

Ознакомление с окружающим

1

1*

1*

34

34*

34*

Ознакомление с художественной литературой

1*

1*

34*

34*

Вечерние группы кратковременного пребывания

Количество занятий в неделю

Количество занятий в год

4 года

4 года

Развивающие игры

1

34

Звуковая культура речи

1

34

Ознакомление с окружающим

1

34

Развитие связной речи

1

34

Ритмика

1

34

Развитие элементарных математических представлений

1

34

* При условии посещения ребенком занятий 3 раза в неделю

Группы подготовки к школе

Образовательная деятельность

Количество занятий в неделю

Количество занятий в год

Развитие элементарных математических представлений

2

68

Звуковая культура речи

2

68

Развитие связной речи*

1

34

* В вечерних группах

Группы стимуляции речи (3-4 года)

Образовательная деятельность

Количество занятий в неделю

Количество занятий в год

Развитие речи

1

34

Ритмика

1

34

Занятия в группах раннего и младшего возраста:

Название группы

Количество занятий в неделю

Количество занятий в год

Группа «Мама и Я»

2

68

Группа «Нескучный сад»

2

68

Группа «Семь-Я Лайт»

2

68

  • Дополнительная общеобразовательная программа «Творчество и мастерство» разработана для детей от 3 до 16 лет, занимающихся в ИЗО-студии «Творческая мастерская» в ЧОУ Детский центр «Солнце».
    Основная направленность программы – организация работы по формированию у детей художественной культуры как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.

Программа разработана для детей от 3 до 16 лет и делится на три блока:

1 блок – дети дошкольного возраста от 3 до 6 лет. Срок реализации программы – 2 года.

Учебный план:

Раздел программы

Количество часов

Первый год обучения

(3-4 года)

Второй год обучения

(5-6 лет)

1

Рисование

13

14

2

Лепка

10

11

3

Аппликация

11

9

2 блок – дети младшего школьного возраста от 7 до 10 лет Срок реализации программы – 3 года.

Учебный план:

Возраст детей

7-8 лет

8-9 лет

9-10 лет

Название раздела

Количество часов

Название раздела

Количество часов

Название раздела

Количество часов

1

Ты учишься изображать

8

Как и чем работает художник?

8

Искусство в твоем доме

8

2

Ты украшаешь

9

Реальность и фантазия

7

Искусство на улицах твоего города

7

3

Ты строишь

11

О чем говорит искусство

11

Художник и зрелище

11

4

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

6

Как говорит искусство

8

Художник и музей

8

3 блок – дети среднего и старшего школьного возраста от 11 до 16 лет. Срок реализации программы – 4 года.

Учебный план:

Возраст детей

11-12 лет

13-14лет

15-16 лет

Название раздела

Количество

часов

Название раздела

Количество часов

Название раздела

Количество часов

1

Древние корни народного искусства.

8

Виды изобразительного искусства.

8

Изображение фигуры человека в истории искусства.

8

2

Народные художественные промыслы.

8

Мир наших вещей.

8

Поэзия повседневности.

11

3

Декор – человек, общество, время.

9

Вглядываясь в человека.

10

Великие темы жизни.

9

4

Декоративное искусство в современном мире.

9

Человек и пространство в изобразительном искусстве.

8

Реальность жизни и художественный образ.

6

  • Дополнительная образовательная программа театральной студии «Жужжалочка» для детей дошкольного возраста разработана на основе программы «Арт-фантазия» Чуриловой Э.Г. Данная программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста от 5 до 7 лет.

Цели и задачи программы: развитие эстетических способностей; развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания; активизация мыслительного процесса и познавательного интереса; овладение навыками общения и коллективного творчества; развитие, раскрепощение личности ребенка; овладение основами артистической техники; создание условий для развития творческих способностей.

Программа состоит из пяти разделов:

1-й раздел – «Театральная игра» — направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на 2 вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.

2-й раздел – «Ритмопластика» — включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

3-й раздел – «Культура и техника речи» — объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

4-й раздел – «Основы театральной культуры» — призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.

5-й раздел – «Работа над спектаклем» — является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы: знакомство с пьесой; от этюдов к спектаклю.

  • Дополнительная образовательная программа по ритмике для детей дошкольного возраста составлена на основе примерной общеобразовательной программы «Детство», а так же «Фитнесс – Данс» лечебно – профилактический танец (авторы: Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г.), и танцевально-игровой гимнастике «СО-ФИ-Дансе» (авторы Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г.). Данная программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста от 3 до 5 лет.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Содействие всестороннему развитию личности дошкольника, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребёнка, совершенствование двигательных умений и навыков средствами музыки и ритмических движений.

Разделы программы: «Ритмика»; «Гимнастика»; «Танцы»; «Танцевально – ритмическая гимнастика»; «Пластика» — «Игровой стретчинг»; «Пальчиковая гимнастика»; «Игровой самомассаж»; Раздел «Музыкально – подвижные игры»; «Игры – путешествия»; «Креативная гимнастика».

  • Дополнительная образовательная программа по английскому языку для дошкольников разработана на основе программы обучения дошкольников английскому языку «Английский язык и дошкольник», автор М. В. Штайнепрайс, программы «English for kids», автор Н. В. Чванчикова. Программа разработана для детей 5-7 лет.

Главной целью рабочей программы является развитие личности детей, их индивидуальных способностей, расширение их кругозора, воспитания интереса к изучению английского языка, формирование у них потребности к совершенствованию их знаний в дальнейшей жизни.

Задачи программы: знакомство с английской фонетикой и формирование начальных фонетических навыков; формирование запаса английского лексики и простейших речевых структур; развитие памяти, внимания, мышления, воображения; развитие познавательной и эмоциональной сферы; музыкально-эстетическое развитие ребенка; повышение эмоционального настроя детей посредством игровой деятельности и двигательной активности; воспитание самостоятельности и умения работать в группе.

Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований
Обучающихся за счет бюджетных ассигнований нет.
Обучение организовано на платной основе.
В 2018-2019 учебном году на платной основе работают 1 группа раннего возраста, 2 группы младшего возраста, 5 групп дошкольного возраста, 1 речевая группа.

№ п/п

Название группы

Возраст детей

Количество детей в группе

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Утренние группы кратковременного пребывания

1

«Нескучный сад»

2-3г

6

2

8

2

«Семь-Я»:

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

4-5л

5-6л

6-7л

8

8

8

2

2

2

8

8

8

3

«Семь-Я Лайт»

3-4 г

8

2

8

4

Речевая группа

5-7 лет

6

2

8

Вечерние группы кратковременного пребывания

5

«Семь-Я — Подготовка к школе»:

Старшая группа

Подготовительная группа

5-6 л

6-7 л

8

8

2

2

8

8

6

«Семь-Я Лайт»

3-4 г

8

2

8

По программам дополнительного образования на платной основе работают: студия ритмики – 1 группа, театральная студия – 1 группа, ИЗО- студия – 2 группы, студия английского языка – 1 группа.

Языки, на которых осуществляется образование
Образование осуществляется на русском языке.

Профессиональное образование
Обучение по программам профессионального образования не ведется.

Источник