Образовательная программа детского сада центра развития ребенка
Инга Боргоякова
Рабочая программа развивающего центра «Успех» для детей 4–5 лет
Рабочая программа развивающего центра «Успех» разработана на 2017- 2018 учебный год для детей 4 – 5 лет.
Педагог курса Боргоякова Инга Андреевна.
Паспорт программы:
1. Полное название «Сопровождение в развитии умственных способностей у детей дошкольного возраста».
2. Автор программы Боргоякова Инга Андреевна.
3. Дата создания 2017г.
4. Характеристика программы предусматривает:
— развитие и совершенствование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста;
— развитие общения и речи;
— развитие внимания, памяти, восприятия, мышления.
5.Направление деятельности: познавательное развитие.
6.Сроки реализации: 2017-2018 учебный год.
7.Возраст дошкольников: 4 – 5 лет.
8. Цели и задачи программы:
Развитие умственных способностей в комфортной среде;
формировать психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, восприятие, внимание);
развивать эмоционально-волевую сферу, мелкую моторику руки;
развивать самостоятельность и инициативу;
развивать познавательную активность, познавательную мотивацию, интеллектуальные способности детей;
обогащать опыт самопознания дошкольников;
воспитывать у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству;
воспитывать коммуникативные навыки.
9. Краткое содержание программы:
9.1. Дидактические игры и упражнения на развитие мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно- образного сотрудничества.
9.2. Дидактические игры с правилами на развитие ориентировки в пространстве, на плоскости листа.
10. Прогнозируемые результаты:
10.1. Используют основные способы деятельности, принимают собственные решения, выражают свои мысли и желания, контролируют свои достижения.
10.2. Проявляют инициативу и самостоятельность, положительное отношение к миру, развитое воображение, мышление, любознательность.
11. Перспективы развития.
У детей будут развиты:
-мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение);
-познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение);
-мелкая моторика рук и глазомер;
-творческие способности и фантазия, способность к моделированию и
конструированию;
-проявится интерес к интеллектуальным играм;
-сформируется стремление доводить дело до конца.
Пояснительная записка:
Рабочая программа развивающего центра «Успех» обеспечивает развитие внимания, восприятия, мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа обеспечивает развитие умственных способностей детей младшего дошкольного возраста.
Комплексно-тематический план рассчитан на 9 месяцев.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий 45 минут.
Актуальность программы:
Основой успешной учебной деятельности является хорошо развитые познавательные психические процессы (память, внимание, мышление, воображение, восприятие, речь). Подготавливая ребенка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию. В некоторой степени разрешить эти вопросы поможет программа развивающего центра «Успех».
Новизна программы:
В программе предусмотрено использование большого разнообразия развивающих игр, головоломок, лабиринтов, задач, вопросов, стимулирующих развитие широкого спектра интеллектуальных способностей, формирование целостного взгляда на мир, которым отличаются широко образованные люди. В то же время у нее есть ряд особенностей,к которым можно отнести:
— использование игр с обновляемым банком вопросов и заданий, гибкие правила и содержание которых позволяет подобрать задания, соответствующие возрасту и способностям детей;
— подбор и систематизация материала, упражнений по развитию умственных психических процессов;
— проведение занятий в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
— свободная, самостоятельная деятельность детей, которая обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который сам выбирает вид деятельности, отвечающий его способностям и интересам.
Во время занятий учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Поэтому основной упор делается на развитие зрительного восприятия, а также большое внимание уделяется развитию мелкой моторики. Всё это способствует развитиюинтеллектуальных базовых способностей: внимание, восприятие, память, воображение, мышление.
Программапозволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным, работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.
Принципы, лежащие в основе программы:
1. Принцип развивающего обучения.
Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена на обучение дошкольников,выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления.
2. Принцип постепенности.
Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.
4. Принцип доступности.
Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний.
5. Деятельностный принцип.
Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.
6. Принцип наглядности (наличие и разнообразие дидактических материалов).
Формы организации детей:
— индивидуальные;
— подгрупповые;
— групповые.
Формы работы с детьми:
— игра;
— ситуативный разговор;
— беседа;
— проблемная ситуация.
Методы работы с детьми:
— словесные (беседа, загадки);
— наглядные (рассматривание дидактических пособий, предметов);
— практические (дидактические игры и упражнения, показ способов действия с предметами, эксперимент).
Планируемые результаты:
К концу обучения по программе, предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функциях, формировании у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей, произвольности деятельности.
При этом у детейформируются следующие основные навыки и умения:
— выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;
— объединять группы предметов, выделять части, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;
— пользоваться приемами логической обработки информации, формировать и развить навыка самоконтроля.
В период учебного процесса:
— дети выполняют дидактические задания на подбор, группировку предметов (игрушек);
— сравнивают предметы (по форме, цвету, величине и др. признакам);
— обобщают (по выделенным признакам);
— подбирают соответствующие детали-вкладыши при выборе из 4-6 деталей;
— с помощью взрослого раскладывают предметы по убыванию или
возрастанию величины; понимают слова «побольше», «поменьше», «большой», «маленький», «одинаковые»;
— подбирают предметы по заданному признаку;
— ориентируются одновременно в подборе: (цвет и величина, форма и цвет);
— выполняют задания на ориентировку среди не менее 4 предметов 4
цветов (красный, желтый, синий и зеленый); выбирает один из 2 предметов,
запоминает названия и повторяет за взрослыми);
— пользуются предметами-заместителями;
Способы определения результативности программы.
С целью определения степени усвоения данной программы проводится итоговая диагностика в виде тестовых заданий. Формой позитивной оценки при реализации программы является организация фото-выставки достижений детей.
Условия реализации программы.
1. Наличие дидактических пособий и игр на развитие познавательных психических процессов.
2. Методическое обеспечение программы.
3. Создание ситуации успеха для каждого ребенка, создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятиях.
4. Взаимосвязь с семьей.
Примерное тематическое планирование.
1. Развитие внимания.
Игра «Знакомство»
Приветствие разных стран
Знакомство с правилами этикета (приветствие)
Игра «Путаница»
2. Развитие восприятия.
Игра «Стрелка покружись»
Решение поставленной задачи
Игра «Фрукты-овощи»
Игра «Узнай по голосу»
3. Русский фольклор. Масленица.
Игра «Дотронься до солнышка»
Фантазийное моделирование
Русские народные забавы
4. Ориентирование на плоскости листа и в пространстве.
Игра «Назови соседей»
Соедини пойдёшь и что найдешь?»
Математический диктант «Сказка по точкам»
Игра «Куда»
Источник
Реализуемые уровни образования
- Дошкольное образование
- Дополнительное образование
Форма обучения
Очная форма обучения.
Нормативные сроки обучения
Нормативный срок обучения по основной общеобразовательной дошкольной программе «Дошкольное образование» — 6 лет.
Сроки действия государственной аккредитации образовательной программы
Аккредитации не подлежит.
Описание образовательной программы
«Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся»
(п.2 ст.64 Федерального закона 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»)
Основная образовательная программа ЧОУ разработана в соответствии с ФГОС ДО с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20.05.2015г. № 2/15) и направлена на всестороннее развитие ребенка по пяти образовательным областям.
Основная общеобразовательная дошкольная программа «Дошкольное образование»
Презентация основной общеобразовательной дошкольной программы
Учебный план ЧОУ
Аннотации к рабочим программам
Календарный учебный план
Дополнительные образовательные программы
Реализуемые образовательные программы
ЧОУ Детский центр «Солнце» реализует следующие образовательные программы:
- Основную общеобразовательную дошкольную программу «Дошкольное образование»;
- Дополнительные общеобразовательные программы.
Основная образовательная программа ЧОУ разработана в соответствии и на основе:
- Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию.
- Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство»
- Парциальных образовательных программ: программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (Лыкова И.А.); программы «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет» (Т. А. Ткаченко); программы «Фитнесс – Данс» лечебно – профилактический танец (Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г.), программы по танцевально-игровой гимнастике «СО-ФИ-Дансе» (Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г).
- А также программы коррекционной работы, составленной в соответствии с программами: «Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей в работы группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой; программы «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР». Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Чиркина Г.В.
Приоритетными направлениями деятельности образовательного учреждения по реализации Программы является:
- Развитие и социальная адаптация детей раннего возраста.
- Развитие и подготовка к школе детей, не посещающих детские сады и другие дошкольные образовательные учреждения с целью обеспечения им равных стартовых возможностей для обучения в общеобразовательных учреждениях по программе начального образования.
- Коррекционная работа, направленная на преодоление речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Программа определяет содержание, условия, организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования, планируемые результаты (целевые ориентиры дошкольного образования). Обеспечивает полноценное развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности, представляющие определенные направления развития и образование детей (далее — образовательные области) – социально-коммуникативное развитие, — познавательное, — речевое, — художественно-эстетическое и физическое развитие.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.
Образовательная работа проводится в 2-х формах:
- непосредственно-образовательная деятельность;
- индивидуальная работа с воспитанниками.
Распределение учебной нагрузки представлено в таблице:
- Школа «Семь-Я»:
Образовательная деятельность | Количество занятий в неделю | Количество занятий в год | ||||
4 года | 5 лет | 6 лет | 4 года | 5 лет | 6 лет | |
Утренние группы кратковременного пребывания | ||||||
Музыка | 1 | 1 | 1 | 34 | 34 | 34 |
Развитие элементарных математических представлений | 1 | 2 | 2 | 34 | 68 | 68 |
Развивающие игры | 1 | 1 | 1 | 34 | 34 | 34 |
Звуковая культура речи | 1 | 2 | 2 | 34 | 68 | 68 |
ИЗО-деятельность | 1 | 1 | 1 | 34 | 34 | 34 |
Развитие связной речи | 1 | 1* | 1* | 34 | 34* | 34* |
Ритмика | 1 | 1-2* | 1-2* | 34 | 34-68* | 34-68* |
Ознакомление с окружающим | 1 | 1* | 1* | 34 | 34* | 34* |
Ознакомление с художественной литературой | — | 1* | 1* | — | 34* | 34* |
Вечерние группы кратковременного пребывания | ||||||
Количество занятий в неделю | Количество занятий в год | |||||
4 года | 4 года | |||||
Развивающие игры | 1 | 34 | ||||
Звуковая культура речи | 1 | 34 | ||||
Ознакомление с окружающим | 1 | 34 | ||||
Развитие связной речи | 1 | 34 | ||||
Ритмика | 1 | 34 | ||||
Развитие элементарных математических представлений | 1 | 34 |
* При условии посещения ребенком занятий 3 раза в неделю
Группы подготовки к школе | ||
Образовательная деятельность | Количество занятий в неделю | Количество занятий в год |
Развитие элементарных математических представлений | 2 | 68 |
Звуковая культура речи | 2 | 68 |
Развитие связной речи* | 1 | 34 |
* В вечерних группах
Группы стимуляции речи (3-4 года) | ||
Образовательная деятельность | Количество занятий в неделю | Количество занятий в год |
Развитие речи | 1 | 34 |
Ритмика | 1 | 34 |
Занятия в группах раннего и младшего возраста:
Название группы | Количество занятий в неделю | Количество занятий в год |
Группа «Мама и Я» | 2 | 68 |
Группа «Нескучный сад» | 2 | 68 |
Группа «Семь-Я Лайт» | 2 | 68 |
- Дополнительная общеобразовательная программа «Творчество и мастерство» разработана для детей от 3 до 16 лет, занимающихся в ИЗО-студии «Творческая мастерская» в ЧОУ Детский центр «Солнце».
Основная направленность программы – организация работы по формированию у детей художественной культуры как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.
Программа разработана для детей от 3 до 16 лет и делится на три блока:
1 блок – дети дошкольного возраста от 3 до 6 лет. Срок реализации программы – 2 года.
Учебный план:
Раздел программы | Количество часов | ||
Первый год обучения (3-4 года) | Второй год обучения (5-6 лет) | ||
1 | Рисование | 13 | 14 |
2 | Лепка | 10 | 11 |
3 | Аппликация | 11 | 9 |
2 блок – дети младшего школьного возраста от 7 до 10 лет Срок реализации программы – 3 года.
Учебный план:
Возраст детей | ||||||
7-8 лет | 8-9 лет | 9-10 лет | ||||
Название раздела | Количество часов | Название раздела | Количество часов | Название раздела | Количество часов | |
1 | Ты учишься изображать | 8 | Как и чем работает художник? | 8 | Искусство в твоем доме | 8 |
2 | Ты украшаешь | 9 | Реальность и фантазия | 7 | Искусство на улицах твоего города | 7 |
3 | Ты строишь | 11 | О чем говорит искусство | 11 | Художник и зрелище | 11 |
4 | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | 6 | Как говорит искусство | 8 | Художник и музей | 8 |
3 блок – дети среднего и старшего школьного возраста от 11 до 16 лет. Срок реализации программы – 4 года.
Учебный план:
Возраст детей | ||||||
11-12 лет | 13-14лет | 15-16 лет | ||||
Название раздела | Количество часов | Название раздела | Количество часов | Название раздела | Количество часов | |
1 | Древние корни народного искусства. | 8 | Виды изобразительного искусства. | 8 | Изображение фигуры человека в истории искусства. | 8 |
2 | Народные художественные промыслы. | 8 | Мир наших вещей. | 8 | Поэзия повседневности. | 11 |
3 | Декор – человек, общество, время. | 9 | Вглядываясь в человека. | 10 | Великие темы жизни. | 9 |
4 | Декоративное искусство в современном мире. | 9 | Человек и пространство в изобразительном искусстве. | 8 | Реальность жизни и художественный образ. | 6 |
- Дополнительная образовательная программа театральной студии «Жужжалочка» для детей дошкольного возраста разработана на основе программы «Арт-фантазия» Чуриловой Э.Г. Данная программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста от 5 до 7 лет.
Цели и задачи программы: развитие эстетических способностей; развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания; активизация мыслительного процесса и познавательного интереса; овладение навыками общения и коллективного творчества; развитие, раскрепощение личности ребенка; овладение основами артистической техники; создание условий для развития творческих способностей.
Программа состоит из пяти разделов:
1-й раздел – «Театральная игра» — направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на 2 вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.
2-й раздел – «Ритмопластика» — включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
3-й раздел – «Культура и техника речи» — объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
4-й раздел – «Основы театральной культуры» — призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.
5-й раздел – «Работа над спектаклем» — является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы: знакомство с пьесой; от этюдов к спектаклю.
- Дополнительная образовательная программа по ритмике для детей дошкольного возраста составлена на основе примерной общеобразовательной программы «Детство», а так же «Фитнесс – Данс» лечебно – профилактический танец (авторы: Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г.), и танцевально-игровой гимнастике «СО-ФИ-Дансе» (авторы Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г.). Данная программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста от 3 до 5 лет.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Содействие всестороннему развитию личности дошкольника, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребёнка, совершенствование двигательных умений и навыков средствами музыки и ритмических движений.
Разделы программы: «Ритмика»; «Гимнастика»; «Танцы»; «Танцевально – ритмическая гимнастика»; «Пластика» — «Игровой стретчинг»; «Пальчиковая гимнастика»; «Игровой самомассаж»; Раздел «Музыкально – подвижные игры»; «Игры – путешествия»; «Креативная гимнастика».
- Дополнительная образовательная программа по английскому языку для дошкольников разработана на основе программы обучения дошкольников английскому языку «Английский язык и дошкольник», автор М. В. Штайнепрайс, программы «English for kids», автор Н. В. Чванчикова. Программа разработана для детей 5-7 лет.
Главной целью рабочей программы является развитие личности детей, их индивидуальных способностей, расширение их кругозора, воспитания интереса к изучению английского языка, формирование у них потребности к совершенствованию их знаний в дальнейшей жизни.
Задачи программы: знакомство с английской фонетикой и формирование начальных фонетических навыков; формирование запаса английского лексики и простейших речевых структур; развитие памяти, внимания, мышления, воображения; развитие познавательной и эмоциональной сферы; музыкально-эстетическое развитие ребенка; повышение эмоционального настроя детей посредством игровой деятельности и двигательной активности; воспитание самостоятельности и умения работать в группе.
Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований
Обучающихся за счет бюджетных ассигнований нет.
Обучение организовано на платной основе.
В 2018-2019 учебном году на платной основе работают 1 группа раннего возраста, 2 группы младшего возраста, 5 групп дошкольного возраста, 1 речевая группа.
№ п/п | Название группы | Возраст детей | Количество детей в группе | Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц |
Утренние группы кратковременного пребывания | |||||
1 | «Нескучный сад» | 2-3г | 6 | 2 | 8 |
2 | «Семь-Я»: Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа | 4-5л 5-6л 6-7л | 8 8 8 | 2 2 2 | 8 8 8 |
3 | «Семь-Я Лайт» | 3-4 г | 8 | 2 | 8 |
4 | Речевая группа | 5-7 лет | 6 | 2 | 8 |
Вечерние группы кратковременного пребывания | |||||
5 | «Семь-Я — Подготовка к школе»: Старшая группа Подготовительная группа | 5-6 л 6-7 л | 8 8 | 2 2 | 8 8 |
6 | «Семь-Я Лайт» | 3-4 г | 8 | 2 | 8 |
По программам дополнительного образования на платной основе работают: студия ритмики – 1 группа, театральная студия – 1 группа, ИЗО- студия – 2 группы, студия английского языка – 1 группа.
Языки, на которых осуществляется образование
Образование осуществляется на русском языке.
Профессиональное образование
Обучение по программам профессионального образования не ведется.
Источник