Образование ребенка как одно из условий его развития

Анастасия Замотаева
Преемственность дошкольного и начального образования как одно из условий непрерывного образования

Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом рассматривается нами на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребёнка и определяется степенью его готовности самостоятельно добывать и применять знания. Преемственность — объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Непрерывность образования понимается нами как обеспечение этой необходимой связи в процессе, как согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования. Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и сохранение, и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития.

Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования как важнейшие средства развития ребенка.

В современном мире всё больше внимания уделено решению проблемы доступности дошкольного воспитания и образования, обеспечению условий для качественной подготовки детей к обучению в школе; повышение уровня квалификации педагогов и родителей для достижения соответствия образования актуальными и перспективными потребностями личности, общества и государства.

В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) дошкольного и начального школьного образования не только повлекли за собой пересмотр давно сложившейся системы работы по обеспечению преемственности, но и позволили педагогам по-новому выстраивать дошкольное и школьное образовательное пространство.

Сегодня технология обучения дошла до такого уровня, что любое знание может быть дано ребенку, независимо от его возраста. Поэтому сейчас практических работников дошкольных учреждений и начальной школы волнует не столько проблема «чему учить и зачем учить» (то есть целей и содержания обучения, сколько «как учить» (то есть методов и средств).

Что же такое преемственность между дошкольным и начальным звеном обучения? Прежде всего преемственность между указанными звеньями следует рассматривать как одно из условий непрерывного образования ребенка.

В этом смысле преемственность есть, во-первых определение общих и специфических целей образования на данных ступенях, построения единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешный переход на следующую ступень образования, во-вторых, связь и согласованность каждого компонента методической системы образования (целей, задач, содержание, методов, средств, форм организации).

Такое понимание преемственности обеспечивает:

на дошкольной ступени — сохранение самоценности данного возрастного периода, познавательное и личностное развитие ребенка, его готовности к взаимодействию с окружающим миром; развитие ведущей деятельности, как фундаментального новообразования дошкольного периода;

на начальной ступени — опору на наличный уровень достижений дошкольного детства; индивидуальную работу в случаях интенсивного развития, специальную помощь по корректировке несформированных в дошкольном детстве качеств, развитие ведущей деятельности, как фундаментального новообразования младшего школьного возраста и перспективное развитие экс-ведущей деятельности и форм взаимодействия с окружающим миром.

На современном этапе произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе — с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). На первое место выходят сформированные познавательные мотивы обучения, т. е. сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.

Минимум качеств, которыми должен обладать выпускник ДОУ:

физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

любознательный, активный, эмоционально отзывчивый;

овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту;

овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности — умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Выделяются две линии связи детских садов и школ:

тесный контакт педагогических коллективов детского сада и школы;

непосредственное сближение дошкольников и первоклассников.

Воспитатели должны знакомятся с содержанием и спецификой учебно — воспитательной работы в начальных классах школы, определяя перспективы развития детей и обеспечивая тот его уровень, который требует школа. В свою очередь, учителя будут получать представление о содержании воспитательно — образовательной работы, осуществляемой в детском саду, для того чтобы опираться на имеющиеся у детей знания и опыт.

Формы связи между педагогическими коллективами ДОУ и школ разнообразны:

совместное обсуждение и изучение программ детского сада и 1 класса, глубокое осмысление их преемственности;

ознакомление учителей с формами работы в подготовительной группе, а также уровнем знаний и умений, приобретенных детьми к концу старшего дошкольного возраста; с этой целью целесообразно присутствие педагогов начальных классов на занятиях в детском саду (в начале, середине и конце года, наблюдение за дошкольниками, индивидуальные беседы с отдельными из них, посещение педагогических совещаний, проводимых в детском саду по итогам работы в подготовительных группах;

наблюдение воспитателей за своими воспитанниками в первые месяцы обучения в школе с целью выявления того, как они проявляют себя в новом коллективе, как усваивают программу I класса, какие встречают трудности; посещение педагогических советов в школе по итогам успеваемости учащихся первых классов;

проведение конференций и Педагогических чтений по проблемам всесторонней готовности детей дошкольного возраста к школе, совместные обсуждения новинок педагогической и психологической литературы и ознакомление с передовым опытом работы дошкольных учреждений и школ по совместной подготовке детей к обучению в школе.

В результате таких контактов педагогов детских садов и школ достигается их взаимопонимание. Воспитатели яснее осознают требования школы, задачи подготовки детей к учебе и успешнее их решают. Учителя, в свою очередь, глубже вникают в задачи, содержание и методы работы детского сада, что помогает им установить преемственность в методах воспитательного воздействия. Связь между детьми подготовительной группы и школьниками поддерживается в течение учебного года. Ознакомление дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

Формы этой работы разнообразны: экскурсии в школу, посещение школьного музея, библиотеки, мастерской, проведение совместных занятий, утренников, музыкально-литературных вечеров, организация выставок рисунков и поделок, встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада. Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и школой — необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к систематическому обучению.

Я надеюсь, что совместные действия воспитателей и учителей помогут предупредить и преодолеть проблемы адаптации у учащихся при переходе на новую ступень обучения и сохранить их здоровье и эмоциональное благополучие.

Осуществление преемственности между дошкольной группой и начальной школой во многом определяется созданием эффективных условий образовательной среды в пространстве школы. В результате формируется личность, адаптированная к обучению в школе и дальнейшей жизни.

Дошкольный и младший школьный возраст — это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов также имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя — педагог.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства решения задачи преемственности.

Таким образом, можно сделать один главный вывод из выше сказанного, что преемственность дошкольного и начального образования — это одно из важных условий непрерывного образования.

Список литературы:

1. Кондрашова Н. Г. Создание преемственных связей между дошкольным учреждением и начальной школой// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» https://festival.1september.ru/articles/310700/

2. Лехнер Н. А. Доклад «Проблемы преемственности детского сада и школы, пути их решения»// Материалы городской конференции работников образования «Преемственность муниципальной системы образования в условиях модернизации» 2005 г. Омск.

3. Просвиркин В. Н. Новый взгляд на преемственность в системе непрерывного образования// Вестник Университета Российской академии образования. — 2008. — № 3. — С. 74-78

Источник

Ирина Ворожбитова
Создание условий для успешного развития и воспитания детей в ДОУ и начальной школе

Одна из наиболее важных и болезненных проблем – это преемственность между дошкольным периодом и начальным образованием. Поступление ребенка в школу в научных исследованиях называют «психотравмирующей ситуацией», причем как для самого ребенка, так и для его семьи. И очень важно осознание этой проблемы, прежде всего педагогами дошкольных учреждений и школ. Как показала практика нашей работы, грамотный подход к этой ситуации помогает не только детям, но и их родителям. Ведь именно родители, не до конца понимают суть проблемы.

Школа и детский сад нацелены на реализацию комплекса образовательных задач, которые исходят из двух целей – подготовить ребёнка дошкольного возраста к обучению в школе и в начальной школе заложить основу для дальнейшего активного обучения.

Перед дошкольным и начальным образованием в обеспечении преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной,методической работы стоят следующие задачи:

создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника;

— обеспечение условий для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.

Работа по преемственности педагогов МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА» даёт возможность нашим детям приобрести стартовую площадку для успешного школьного обучения.

Основная цель взаимодействия детского сада и школы — обеспечение взаимосвязи и преемственности в воспитании и обучении детей в подготовительной к школе группе и первом классе прогимназии.

Содержание преемственности отражено в плане о сотрудничестве. В начале учебного года совместно с педагогами детского сада мы составляем план совместной работы по преемственности.

Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся. Одной из задач учебно-воспитательной работы дошкольных организаций является качественная подготовка детей к школе. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному, в частности математическому, развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс, всеобщая компьютерная грамотность, увеличение потока информации, изменения, происходящие в нашем обществе. Последовательное решение задач формирования и развития личности ребёнка предусматривает в качестве одного из обязательных условий обучения, непрерывность воспитательного и образовательного процесса, начиная с раннего возраста.

Система работы психолога включает: проведение диагностики и коррекции развития детей, мониторинга процесса адаптации детей к школе.

Организация работы по преемственности осуществляется по следующим направлениям:

— методическая работа с педагогами;

— работа с родителями;

— работа с детьми.

Методическая работа осуществляется через проведение совместных для педагогов прогимназии и детского сада:

-семинаров (“Формирование портрета выпускника дошкольного учреждения”, “Актуальные вопросы преемственности детского сада и школы”, “Роль сюжетно — ролевой игры в формировании предпосылок учебной деятельности”, “Совместная деятельность прогимназии и детского сада, как условие успешной реализации требований ФГОС в вопросах воспитания и обучения”);

— круглого стола (“Формирование ключевых компетенций воспитанников ДОУ для успешного обучения в школе”, “Изучение программ и новых педагогических технологий для дошкольников и младших школьников”, “Проблемы адаптации к школе выпускников ДОУ”);

— открытых показов образовательной деятельности в ДОУ и прогимназии (занятие по ИЗО “Снегурочка”, занятие по математике «Путешествие в страну Математики», урок по обучению грамоте “Звук и буква Б” в 1б классе, урок математики в 1а классе);

— заседаний МО (“Общие понимания и требования готовности ребёнка к школе”, “Преемственность в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста”).

Работа с родителями осуществляется через:

— совместные родительские собрания с педагогами, где рассматриваются проблемы подготовки ребёнка к школе;

— информационные стенды, сайт детского сада и прогимназии “Первые шаги ребёнка к школе”. “Как научить ребёнка думать”, “Практические рекомендации по подготовке руки ребёнка к письму”);

— индивидуальные консультации с педагогами прогимназии;

— день открытых дверей в прогимназии.

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность развита на будущего школьника и это необходимо для осуществления новой учебной деятельности, например, умеет ли ребенок читать, считать и т д. Непрерывность дошкольного и начальногообразования предполагает решение следующих приоритетных задач:

На дошкольной ступени:

• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

• формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;

развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

На ступени начальной школы осуществляется:

• становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;

• умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

• духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

• осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;

• индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Основные задачи преемственности дошкольного и начального образования:

• установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

• выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательного и образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;

• всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

• оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;

• формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений участников образовательного процесса.

Работа с детьми заключается:

— в проведении экскурсии воспитанников подготовительной группы в школу; — праздников “Золотая осень”, “В гостях у деда Мороза”, “Нашим мамам”, “Скоро в школу!”, “До свидания детский сад”;

— в посещении школьных музеев “Боевая слава”, “Очаг мой, Дагестан”, “Русская изба”, “Семейные реликвии”;

— в знакомстве и взаимодействии дошкольников с учителями, учениками начальной школы;

— в участии игровых программ (“Игра по станциям “Путешествие в школу”, спортивных состязаниях “Весёлые старты”; “Весёлые эстафеты ”;

— в проведении выставки рисунков “Что нам осень подарила”, «Зимушка – зима», “Космос и человек”, “Спорт глазами детей”, “Спички детям не игрушка ”.

Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир,поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

Одной из оптимальных технологий, поддерживающей компетентно-ориентированный подход в образовании, можно считать метод проектов. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект»,- его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление.

Большой интерес представляет для детей экспериментирование. Экспериментирование — это истинно детская деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.

Поставив перед собой цель — развивать познавательные способности детей, мы, естественно, обратили свое внимание на использование в работе с детьми проектно-исследовательских методов.

В процессе исследовательской работы (детского проекта, после выбора интересной темы проекта в детском саду по ФГОС воспитанники ДОУ более углубленно изучают выбранный ребенком объект, наблюдают за домашними питомцами, цветами, растениями, насекомыми, выполняют экологические проекты и в результате своего исследования дают ответы на казалось бы простые для взрослых вопросы. Актуальные темы исследовательских работ дошкольников можно брать за основу, дополнять и расширять, использовать как темы для конкурса «Я исследователь». Главное, чтобы у ребенка возник интерес именно к выбранной теме проекта. Воспитатель средней группы Карпенко Наталья Николаевна работала с детьми над проектом «Наши пернатые друзья». Конечным продуктом проекта были различные по форме кормушки и скворечники, которые родители воспитанников развесили на деревьях на территории детского сада и прогимназии. Дети имеют возможность на прогулке наблюдать за птицами, которые поселились в их скворечниках. Родители воспитанников старшей группы, воспитатель Магомедова Мадинат Абдулаевна, организовали поездку на рыбный завод, где дети имели возможность увидеть, как разводят мальков в искусственно созданной среде. Так появилась идея создания исследовательской работы «Живой мир рыбы». В процессе проведения исследовательской деятельности воспитатели развивают экологическую грамотность детей, воспитывают активную природоохранную позицию. Воспитатель подготовительной группы Магомедэминова Эльвира Османовна с группой воспитанниковвыполнила исследовательскую работу на тему: «Помни корни свои». Отправляясь в прошлое своего рода, детям хочется узнавать больше и больше. Каждому человеку нужно знать и чтить своих предков. Это дань благодарности, дань памяти. Не следует забывать о своем вечном долге перед родителями, что они подарили нам жизнь, воспитали нас. И тогда фундамент нашего уважения к старшим, станет ничуть не меньше, чем некогда у предков. Где бы мы ни были, мы всегда помним о доме, он словно притягивает своим теплом. Каждый человек должен знать о своем роде. Педагоги учат детей помнить своих предков, чтить их память, традиции своей семьи. Семейные реликвии помогают понять, что жизнь человека бесконечна, если о ней помнят потомки.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Результаты нашей работы видны. Наши ученики стали активными читателями школьной и городской библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Учащиеся 3 – 4 классов готовят исследовательские работы о домашних и диких животных, о растениях, включая в них загадки и стихи для дошкольников. Таким образом, они учатся выступать перед аудиторией. Ученики прогимназии постоянно принимают участие в разных конкурсах, фестивалях на уровне города и республики. В Фестивале «Первоцвет» наши учащиеся ежегодно занимают призовые места.

Совместная деятельность психолога и педагогов детского сада и прогимназии обеспечивает успешную адаптацию детей к обучению в первом классе. Данные ежегодно проводимого мониторинга показывают, что у 85% выпускников ДОУ высокий уровень адаптации к школе, у 15% средний уровень адаптации.

У дошкольниковнеобходимо сформировать такие элементы учебной деятельности как:

• способность действовать по образцу;

• умение слушать и выполнять инструкцию;

• умение работать сосредоточенно и выполнять задание до конца;

• умение задавать и отвечать на вопросы;

• умение оценивать как свою работу, так и работу других детей.

Тем самым у детей формируется психологическая готовность к школьному обучению. Подготовка детей к школе — задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка.

Мы считаем, что сотрудничество детского сада и прогимназии в обеспечении эффективной преемственности будет успешным, если учитывать запросы родителей, осуществлять сотрудничество с семьями, координировать взаимодействие воспитанников и других педагогов внутри детского сада и начальной школы, устанавливать взаимодействие с педагогами образовательного учреждения.

Источник