Образование как пространство развития личности ребенка

Образование как пространство развития личности ребенка thumbnail

Формирование единого образовательного пространства, как условие

развития личности ребенка в дополнительном образовании.

О.Г. Галич , педагог дополнительного образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Юность» г. Белгорода

A very important area of pedagogical activity is the formation of a democratic mechanism of children’s self. The result of the work in this direction is demonstrated clearly in each shift.

The problem of development of creative personality in the process of education and learning is one of the significant problems of modern Russian society.

Успех в учении – единственный источник

внутренних сил, рождающий энергию

для преодоления трудностей,

желания учиться.

В.А. Сухомлинский

Цитируя высказывания Василия Александровича Сухомлинского, методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости.

        Задачей развития творческой личности в процессе воспитания и обучения является одной из значимых задач современного российского общества. Работая в сфере дополнительного образования, на протяжении более пятнадцати лет, на своем опыте работы, я вижу какими прогрессивными «шагами» движется образование. Оно вышло на такой уровень, когда педагогические коллективы образовательных учреждений стали волновать не только процесс выпуска учащегося, процесс обучения, но и успешность выпускников в дальнейшей жизни за пределами образовательных учреждений, а также, успешность во время получения знаний. И конечно же встает проблема создания благоприятных условий в едином образовательном пространстве дополнительного образования, способствующем проявлению природных задатков учащегося и их развитию в общие или специальные способности.

        Поэтому, почувствовав требование времени в поколении грамотных, творческих, активных детей, в структуре дополнительного образования разработана генеральная цель на основе целевых и ценностных ориентаций по становлению такой личности – создание каждому ученику ситуаций успеха.

        Тенденции развития современного общества требуют инновационного подхода к образовательной подготовке учащихся. Основными задачами образования сегодня является формирование надпредметных (самообразование, способы творческой деятельности и т.д.) и социальных компетенций ( коммуникативности, личной и гражданской активности и т.д.), развитие личностного неманипулируемого самосознания учащихся. Бесспорно, реализация данных задач требует индивидуального или индивидуализированного образования, что, несомненно, связано с пересмотром подходов к его структуре и содержанию. Помимо того, что искусственное разделение целей и методов единого образовательного процесса на обучение и воспитание приводит к низкой эффективности обеих составляющих, позволило создать систему взаимодействия, преемственности в работе школы и сферы дополнительного образования. Ведь для успешного обучения необходимы определенные качества личности, формирующиеся в процессе воспитания. А успешного воспитания и создания условий саморазвития необходимы рефлексивные и интеллектуальные навыки и умения – рассуждение, сопоставление, анализ и т.д. Исходя из этого, обучение должно быть воспитывающим, а воспитание обучающим. Поэтому социально- значимые программы, которые реализует дополнительное образование (для примера взята деятельность центра дополнительного образования МБУ ДО «Юность» г.Белгорода) имеют цель- формирование и развитие индивидуальных и социальных качеств личности. Наиболее полно, плодотворно и эффективно такое взаимопроникновение происходит в личностно- значимых для учащихся совместной с педагогами продуктивной деятельности, опирающихся на их сотрудничество. Зафиксировано, что наблюдается смещение акцента с применения педагогами репродуктивных форм на продуктивные.

        К позитивным изменениям на протяжении определенного периода можно отнести заметное обновление образовательной деятельности, насыщение ее элементами народной, отечественной и мировой культуры с целью формирования гражданственности, патриотизма, этнической толерантности и межкультурной компетентности детей. На своих занятиях в процессе нравственного воспитания, большими показателями для меня как для педагога в процентных соотношениях наблюдается эмоциональный подъем, заинтересованность учащихся,  поиск самостоятельного накопительного материала.

        Несомненно, большой образовательный потенциал имеет интеграция дополнительного образования, на основе активных деятельностных форм, максимальное разнообразие досуговой деятельности позволяет нам как педагогам создать непрерывное пространство культурного развития участника программы смены. Использование нашими педагогами дополнительного образования интерактивных методов (проектная, исследовательская деятельность, деловые, ролевые, игры, дискуссия, ИТК и др.) способствуют формированию у участников программ компетентности в решении проблем, умению работы в команде, творчества, эмпатии и множества других свойств личности, создающих предпосылки будущей благополучной социализации.

        Очень важным направлением педагогической деятельности является формирование демократического механизма детского самоуправления. Результат работы в данном направлении демонстрируется наглядно в каждой смене: участники смены, находя для себя интересное дело, реализуют свои возможности, самоутверждаются, приобретают умения решения вопросов и конфликтов, организации и коммуникации, то есть компетенции необходимые во взрослой жизни. И как педагогу мне со стороны отрадно наблюдать, что «бывшие» учащиеся в дальнейшем продолжили процесс обучения- развития, одаренность и талант, тяга к прекрасному, рука об руку пошли вместе с ними в их уже взрослую жизнь- в институты и академии.

        Индивидуализация педагогического процесса реализуется в содержании профильного обучения, целью которого стало создание системы профильного обучения в условиях временного детского коллектива, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию старшеклассников с учетом их образовательных потребностей. Элективные занятия, реализуемые учителями и педагогами дополнительного образования в профилях (гуманитарный, социально-экономический, художественно-эстетический, естественно- научный) различаются методикой, но во всех случаях они характеризуются интегративностью и продуктивным способом освоения учащимися. Занятия по выбору становятся средством создания пространства индивидуальной деятельности и завершаются созданием образовательного продукта. Совместная творческая работа меняет стиль отношения между педагогом и учеником. Педагог перестает быть носителем и транслятором, а становится консультантом, помощником, организатором самостоятельной деятельности учащихся ( об этой положительной динамике свидетельствуют процентный коэффициент проводимого мониторинга).

        Учеными подчеркивается, что «дополнительное образование- это «зона ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями. В Концепции модернизации российского образования до 2010 года подчеркивается роль учреждений дополнительного образования как одного из определяющих факторов развития способностей, склонностей, интересов, социального и профессионального самоопределения учащихся, что способствует их самактуализации. Самое главное для наших учащихся – это продемонстрировать то, чему они научились( на конкурсах, концертах, на выставках, в спортивных соревнованиях и т.д.). План деятельности нашего коллектива педагогов дополнительного образования насыщен всевозможными мероприятиями, конкурсами, которые предоставляют возможность проявить себя каждому ребенку, создаются условия для создания атмосферы творчества, самовыражения всех учащихся. Все педагоги, дают понять каждому ребенку, что каждый из них неповторимый и талантливый. И ребенок осознает, что при его желании он может быть успешен в своем увлечении. Моя работа как педагога по личностно-ориентированному нравственному воспитанию учащихся опирается на вариативное использование методов, приемов и форм эстетического воспитания, пробуждение у детей активной позиции в воспитании красоты окружающего мира.

        Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию. Поэтому как педагог я стараюсь применять разнообразные, необычные приемы обучения, обеспечивающие формирование учебных и общеучебных умений учащихся, рост творческого потенциала, познавательных мотивов, которые во взаимодействии дают   обогащение форм со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, как и предполагает ФГОС второго поколения.

Литература

  1. Белкин А.С. Ситуация успеха: Как ее создать. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Ларионова И.А. Ситуация успеха в учебной деятельности как фактор развития отношений сотрудничества в системе «учитель-ученик»: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 1996.
  3. Строкова Т.А. Педагогическое сопровождение одаренных детей в обучении// Одаренный ребенок. – 2003. — №6. – С.45-51.
  4. Сухомлинский В.А. О воспитании. Издание 6-е. – Москва: Политическая литература. 1998.

Источник

Образование является одним из многоаспектных понятий, которые изучаются целым рядом наук: педагогикой, философией, культурологией, социологией и др. В рамках педагогической психологии оно рассматривается как специальным образом организованная социокультурная среда личностного развития и традиционно исследуется в трех аспектах: как система, процесс и результат.

Обозначая цель образования, выделяют внешнюю и внутреннюю ее направленность. Внешняя цель образования как государственного института состоит в жизнеобеспечении общества в конкретно-исторических условиях, развитии его производительных сил, общей культуры и цивилизованности, в укреплении гражданского статуса отношений и морально-правовых устоев членов общества. Внутренняя целевая направленность образования заключается в развитии личностного потенциала, овладении прочными знаниями, умениями и навыками и возможностью их применения на практике. Педагогическая психология занимается именно этими проблемами.

Формирование личности является одной из главных задач современного общества. Раскрытие личностного потенциала в процессе исторического развития общества не может совершаться автоматически. Оно требует направленных усилий со стороны социального окружения как на создание материальных средств, объективных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом процессе реальное развитие личности может быть обеспечено только с помощью всей совокупности материальных и духовных ресурсов общества.

Однако наличие объективных условий само но себе еще не решает задачу эффективного и полноценного развития личности. Необходима организация систематического процесса обучения и воспитания, построенного на знании возрастных особенностей человека и общих закономерностей процесса усвоения знаний, приобретения умений, навыков.

В современном обществе ответственность за воспитание всесторонне развитого человека возложена на специально разработанный социальный институт с организованной системой связей и социальных норм, которые соответствуют основным потребностям общества и предъявляемым требованиям к социализированной личности. Это — система образования, включающая в себя и сам процесс образования. Основной задачей системы образования и целью процесса образования являются в итоге приобретение учащимся знаний и формирование его личности.

В современном педагогическом процессе систем образования занимает центральное место. Именно эта система пряду с передачей формальных знаний об окружающем мире и существующих в нем закономерностях оказывает влияние на становление личности. Она призвана регулировать и направлять общение и деятельность субъектов образовательного процесса в русле формировании таких качеств и свойств личности, которые необходимы ей для самореализации па данном этапе культурно-исторического развития общества.

Таким образом, образование как система занимал важное место в современном педагогическом процессе и одновременно оказывает влияние на формирование его методических и организационных принципов.

Основные элементы социально обусловленной системы — учебно-воспитательные учреждения, социальные общности (педагоги и обучающиеся), учебный процесс как вид деятельности, их состав и взаимодействие определяют построение педагогического процесса.

Реализация педагогического процесса, в свою очередь, осуществляется через цепочку институтов, обеспечивающих его функционирование. Система образования имеет следующие основные звенья: дошкольное воспитание, общеобразовательная школа, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров.

Первое звено системы образования — дошкольное воспитание — представлено такими образовательными учреждениями, как детский сад, ясли-сад, прогимназии, центры детского развития и др. Эти учреждения создаются в помощь семье для воспитания и развития детей до

шести лет, укрепления их физического и психического здоровья, необходимой коррекции недостатков развития.

Общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи) имеют три ступени:

— начальная школа, формирующая у школьника на основе комплексного развития познавательную мотивацию и навыки учебной деятельности, первоначальные представления о природе, обществе, человеке;

— основная школа, закладывающая фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой для включения в общественную жизнь и продолжения образования, формирования научного мировоззрения;

— средняя школа, завершающая общеобразовательную подготовку учащихся и стимулирующая стремление к самообразованию.

Для детей, имеющих отклонения в развитии, создаются специальные образовательные учреждения. Туда дети и подростки направляются по заключению медико-психолого-педагогической комиссии только с согласия родителей (или лиц, их заменяющих). В этих учреждениях обеспечиваются лечение, коррекция, обучение и социальная адаптация таких детей.

Профессиональные образовательные учреждения создаются и функционируют для реализации программ среднего и высшего профессионального образования.

1. Звено среднего профессионального образования представлено такими учреждениями, как техникумы, училища, колледжи, лицеи, в них готовят специалистов среднего звена на базе общего или среднего (полного) образования.

2. Звено высшего профессионального образования представлено институтами, университетами, академиями. Цель его — подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребности в углубленном и расширенном образовании. Поступить в высшие учебные заведения можно лишь на основе полного среднего или среднего профессионального образования.

Послевузовское профессиональное образование, включающее аспирантуры, докторантуры, ординатуры и др., представляет возможность повысить уровень научной квалификации и приобрести навыки исследовательской деятельности.

Государственный характер системы образования означает прежде всего, что в стране проводится единая политика в области образования зафиксированная в Законе Российской Федерации об образовании принятом в 1992 г. В соответствии с Законом сфера образования в Российской Федерации провозглашается приоритетной, т.е. успехи России в социально-экономической, политической, международной сферах связываются с успехами в системе образования.

Государственный характер управления системой образования закреплен следующей совокупностью принципов государственной политики в области образования, сформулированных в Законе РФ об образовании:

— гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности и любви к Родине;

— единство федерального, культурного и образовательного пространства. Защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;

— общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся воспитанников;

— светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях;

— свобода и плюрализм в образовании;

— демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Образование как процесс представляет собой комплекс целенаправленных педагогических воздействий. Их задачей является передача подрастающему поколению знаний об окружающем мире, социального опыта, накопленного в процессе культурно-исторического развития общества, а также выработка социально приемлемых и социально одобряемых форм поведения.

В основе понимания специфики образовательного процесса как социокультурной среды формирования личности лежат законы и закономерности, определяющие этот социокультурный феномен.

Многие из них обнаруживаются опытным, эмпирическим путем, таким образом, обучение может строиться на основе опыта. Однако создание эффективных систем обучения, усложнение процесса обучения с включением новых дидактических средств требует теоретического знания законов, по которым протекает процесс обучения.

Выделяются внешние и внутренние закономерности обучения и воспитания. Первые характеризуют их зависимость от внешних процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровнякультуры, потребностей общества в определенном типе личностии уровне образования.

К внутренним закономерностям относят связи между компонентами педагогического процесса: целями, содержанием, методами, средствами, формами. Иначе говоря, это зависимость между преподаванием, учением и изучаемым материалом.

Для выявления закономерностей целостного педагогического процесса необходимо проанализировать следующие связи: — педагогического процесса с более широкими общественными процессами и условиями;

— процессов обучения, образования, воспитания и развития; — между задачами, содержанием, методами, средствами и формами организации педагогического процесса;

— процессов педагогического руководства и самодеятельности воспитуемых;

— процессов воспитательных влияний всех субъектов воспитания педагогов, детских организаций, семьи, общественности и др.). Из анализа всех этих видов связей вытекают такие закономерности педагогического процесса.

1. Социальная обусловленность целей, содержания и методов педагогического процесса: отражает объективный процесс определяющего

влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения.

2. Взаимообусловленность обучения, воспитания и деятельности учащихся: раскрывает соотношение между педагогическим руководством и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации обучения и его результатами.

3. Целостность и единство педагогического процесса: показывают соотношение части и целого в педагогическом процессе, обусловливают необходимость единства рационального, эмоционального, сообщающего и поискового, содержательного, операционного и мотивационного компонентов в обучении.

4. Единство и взаимосвязь теории и практики.

5. Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогом и воспитуемым имеет постепенный характер. Чем выше промежуточные движения, тем весомее конечный результат: ученик с более высокими промежуточными результатами, имеет и более высокие общие достижения.

6. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от: наследственности; воспитательной и учебной среды; применяемых средств и способов педагогического воздействия.

7. Закономерностъ управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от: интенсивности обратных связей между воспитуемым и педагогами; величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.

8. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от: действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности; интенсивности, характера и своевременносстии внешних (общественных, моральных, материальных и др.) стимулов.

9. Закономерностъ единства чувственного, логического и практического в педагогическом процессе. Эффективность педагогического процесса зависит от: интенсивности и качества чувственного восприятия; логического осмысления воспринятого; практического применения осмысленного.

10. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. С этой точки зрения эффективность» педагогического процесса зависит от: качества педагогической деятельности; качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.

11. Закономерностъ связи между обучением и воспитанием: обучающая деятельностъ преподавателя носит преимущественно воспитывающий характер. Воспитательное воздействие его зависит от ряда условий, в которых протекает педагогический процесс.

12. Закономерность влияния характера и качества взаимодействия учителя и ученика на результаты обучения. При рассогласовании целей обучающих и обучающихся эффективность обучения значительно снижается.

Система закономерностей педагогического процесса позволяет понять влияние внешних и внутренних факторов на структуру и качество образовательного процесса, а также прогнозировать его дальнейшее развитие.

Человека можно считать образованным, если он овладел идеями, принципами и методами, которые определяют общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений окружающей действительности, имеет высокоразвитые способности, умеет применять

знания к возможно большему числу частных случаев. Таким образом образование — это не только процесс, но и результат усвоения человеком систематизированных знаний, умений и навыков, определенны уровень интеллектуального и эмоционального развития, а также формирование мировоззрения и познавательных интересов.

В современном мире под образованием понимается общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянно передачи знаний и социально значимого опыта, в ходе которого происходит становление личности.

В процессе культурно-исторического развития общества представления о социальных функциях человека изменяются. Это, в свою очередь, опосредует те социальные требования, которые предъявляются личности. Под влиянием этих факторов формируются две важнейшие составляющие образовательного процесса — структура и содержание образования.

Педагогическая психология рассматривает содержание образования как предметное поле формирования личности. Под ним понимают комплекс специальным образом отобранных, социально значимых и необходимых знаний, умений и навыков, усвоение которых необходимо для развития личности и эффективного включения ее в жизнь общества.

В современном научном гуманитарном знании существуют разные концепции содержания образования, каждая из них связана с различной трактовкой места и функций человека в мире и обществе. В основе этих различий лежит вопрос о том, чем же является человек: целью или средством, общество для пего или он для общества. Ответ на этот вопрос и составляет основание различных концепций понятия содержания образования.

Одна из концепций содержания образования трактует его как педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе, оставляя В стороне качества личности, такие, как способность к творчеству, умение реализовать свободу выбора, справедливое отношение к людям и т.п. Данный подход направлен на приобщение школьников к науке и производству, но не к полноценной самостоятельной жизни в демократическом обществе. Фактически человек выступает здесь как фактор производства.

Другая теория рассматривает содержание образования как совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учениками. Предполагается, что овладение знаниями и умениями (относящимися, главным образом, к тем же основам наук) позволит человеку адекватно функционировать внутри существующей общественной структуры.

В современных условиях развития образования этого недостаточно. Решение задач, связанных с функционированием отдельных сфер жизни общества, требует от учащихся не только овладения определенным учебным содержанием, но и развития у них таких качеств, как креативность, сила воли, ответственность за свои поступки, за судьбы общества и страны, oxpaны окружающей среды и т.п. Формирование у воспитанников именно таких качеств, ценностно-значимых запросов и намерений, приобщение их к самообразованию — вот факторы, которые, представляя собой важную сферу общественной жизни, одновременно являются условиями функционирования остальных ее сфер.

Этим установкам в наибольшей степени соответствует концепция содержания образование как педагогически адаптированного социального опыта во всей его структурной полноте. Данная концепция включает также опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений.

Комплектование содержания образования осуществляется с учетом конкретно-исторических и психологических требований. В соответствии с этими требованиями содержание социального опыта подвергается педагогической переработке. Оно отбирается исходя из его ценности и необходимости для решения задач развития психических свойств и качеств личности ребенка и обеспечения в дальнейшем его активного участия в жизни общества. Наконец, при формировании содержания образования учитываются требования индивидуального и личностного развития обучающихся, их способностей и интересов. С этой целью в содержании, например, общего образования предусматриваются, помимо обязательных предметов, и учебные предметы для свободного выбора, к которым ученики могут проявить особый интерес. Такой подход способствует углубленному познанию и развитию профессиональных интересов, склонностей учащихся.

Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами. Прежде всего необходимостью создания единого в стране педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен одинаковый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений. Стандартизация содержания образования обусловлена и задачей вхождения России в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития содержания общего образования в международной образовательной практике.

Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 977 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования

(0.006 с)…Наверх

Источник