Образец карты нервно психического развития ребенка раннего возраста
Возраст
Речь
понимаемая
Речь
активная
Сенсорное развитие
Игра и действия с предметами
Движения
Навыки
1г 6м
Обобщает предметы по существенным признакам.
Пользуется облегчёнными словами (би-би) произнесёнными правильно в момент сильной заинтересованности.
Ориентируется в 3 контрастных формах – шар, куб, кирпичик, призма.
Отражает в игре отдельные наблюдаемые действия.
Перешагивает препятствия приставными шагами.
Самостоятельно ест жидкую кашу.
1г 9м
Понимает несложные рассказы по картинкам, отвечает на вопросы взрослого.
Во время игры пользуется словами и 2-х словными предложениями.
Ориентируется в 3-х контрастных величинах, предметах с разницей в
3 см.
Производит несложные постройки, перекрытия в виде ворот, скамейки, домика.
Ходит по ограниченной поверхности шириной 15-20 см., приподнятой на
15-20 см. от пола.
Частично раздевается с помощью взрослого
(ботинки, колготки).
2г
Понимает рассказ без показа о событиях, бывших в опыте ребёнка
При обращении со взрослыми пользу-ется 3-х словными предложениями, прилагательными, местоимениями.
Подбираем по образцу и слову взрос-лого 3-4 контрастных цвета.
В игре производится ряд последовательных действий.
Перешагивает через препятствие чередующимися шагами
Частично одевает пальто, ботинки, шапку.
Познавательная сфера
Возраст
Задания с кубиками
Задания с соотнесением предметов
Задания с предметами быта
Оценка внимания
Оценка памяти
1г 3м
Строит башню из 2 кубиков, держит 2 кубика в одной руке
Снимает кольца с пирамидки, пытается нанизать кольца
Подносит ложку ко рту, сам пьёт из чашки, рисует каракули каран-дашом, проявляет интерес к книге.
1г 6м
Строит башню из
3-4 кубиков
Пытается нанизывать кольца пирамидки, собирает без учёта размера
Снимает варежки, носки. Листает книгу (2-3стр.) указывает на картинку. Ест сам густую пищу ложкой.
Выполняет 3-4 действия
2 года
Строит башню из 8 кубиков, строит после показа поезд без трубы
Собирает пирамидку без учёта размера колец. Вкладывает 1 объект в другой
Запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину. Кормит, баюкает куклу, возит машину; листает книгу. Сам надевает носки, туфли, штаны.
Выполняет 4-5 действий
2г 6м
Строит башню из 8 кубиков, строит после показа поезд с трубой
Вкладывает одну матрёшку в другую. Затрудняется, если видит больше 2 объектов перед собой
В игре действует последовательно – будит куклу, одевает, кормит, гуляет. Самостоятельно одевается. Не умеет завязывать шнурки, застёгивать пуговицы.
Называет фамилию, имя, частично отвечает на вопросы
3 года
Строит башню из 9 кубиков, копирует с модели поезд, после показа строит мост
Хорошо вкладывает, ориентируется на размер, понимает ошибки.
Собирает пирамидку с учётом размера колец
Одевается самостоятельно. Застёгивает пуговицы, завязывает шнурки, при помощи взрослого.
Находит 5-6
изображений
из 10
Выполняет 5-6 действий. Отвечает на вопросы хорошо. Повторяет фразу из 6-7 слов, 3 цифры
Индивидуальная карта нервно-психического развития.
Ф.И. ребёнка: ____________________ Возраст: 1 год 6 месяцев
Ф.И. ребёнка: _____________________ Возраст: 1 год 9 месяцев
Ф.И. ребёнка: _____________________ Возраст: 2 года
Источник
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДА ЖИЗНИ.
Развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в детском дошкольном учреждении, должно систематически контролироваться.
В организации контроля за развитием детей раннего возраста принимают участие заведующая, старший воспитатель, медсестра и конечно же воспитатель группы раннего возраста. (см. схему 1)
Воспитателю необходимо вести листы адаптации детей к условиям ДОУ, составление карт развития и поведения детей (по показателям нервно-психического развития) и определение группы развития ребёнка по параметрам, разработанным К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой.
Цель контроля – определить фактический уровень развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания, качество всей воспитательной работы дошкольного учреждения.
Систематический контроль позволяет обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребёнка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, а при планировании занятий учесть не только действующую программу, но и фактический уровень развития и поведения детей. (см.карту развития ребёнка)
Опираясь на материалы об особенностях психического развития детей раннего возраста, которые были разработаны Н.М.Щеловановым, Н.М. Аксариной, учитываем следующее:
- Чем младше ребёнок, тем быстрее он развивается, тем чаще требуется смена занятий, условий воспитания. Поэтому на первом году жизни степень зрелости малыша контролируется ежемесячно (в условиях семьи), на втором – один раз в квартал, на третьем – один раз в полгода в условиях ДОУ.
- У маленького ребёнка, как и у взрослого, все функции организма взаимосвязаны и воспринимаются в единстве: состояние здоровья, физическое, нервно-психическое развитие, поведение. Поэтому и контроль над ними проводится одновременно, исходя из результатов, намечается комплексный план оздоровительно-воспитательной работы.
- Развитие ребёнка идёт неравномерно: в различные возрастные периоды, определённые умения формируются наиболее интенсивно. Так, возрастной период жизни малыша от 1 года до 2 лет можно условно разделить на 4 периода развития:
1г. 1мес. – 1г. 6мес.;
1г. 4мес. – 1г. 6мес.;
1г. 7мес. – 1г. 9мес.;
1г. 10мес. – 2г.
На третьем году жизни выделяются два периода в развитии ребёнка:
2г. 1мес. – 2г. 6мес.;
2г. 7мес. – 3г.
В каждом из них контролируется:
- Понимание речи.
- Активная речь.
- Сенсорное развитие.
- Игры и действия с предметами.
- Изобразительная деятельность.
- Конструктивная деятельность.
- Степень развития общих движений.
- Формирование навыков самостоятельности.
- Поведение.
Помимо психического развития необходимо контролировать поведенческие реакции, такие как сон, аппетит, настроение, а так же индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка.
Отклонения в поведении малыша могут быть результатом неправильных педагогических мер, применяемых родителями и воспитателями, но могут быть и симптомом заболевания. В этом случае необходимо проконсультироваться с врачом.
В процессе контроля за нервно-психическим развитием детей могут быть использованы следующие основные методы:
1) Беседа с матерью.
2) Наблюдение за ребёнком в группе (выявляющее особенности его
поведения).
3) Диагностика психического развития (выявление уровня НПР).
(См. таблицу 2)
От обычного наблюдения метод диагностики отличается тем, что контроль проводится по единой методике, иногда с помощью какого-либо материала в определённой ситуации, которая максимально приближена к естественным условиям жизни малыша. Важно установить близкий контакт с ребёнком, взрослый своим отношением должен внушить малышу уверенность в том, что предложенное задание ему по силам. Однако поведение взрослого при диагностике не совсем обычно: ему полагается не обучать ребёнка чему-либо, а только умело выявлять уже сформированные умения, не прибегая к подсказкам.
Ребёнок, как правило, ждёт оценки со стороны взрослых. И если малыш хорошо справился с заданием, нужно похвалить его.
Если ребёнок не выполняет задание по какой-либо из линий своего периода развития, воспитатель проверяет уровень его знаний и умений по этой же линии, но на возраст ниже. Уровень развития движений может определяться на занятиях гимнастикой, навыки самостоятельности при выполнении режимных моментов.
Наблюдения за поведением детей проводятся ежедневно. В кризисные сроки результаты наблюдений заносятся в карту развития ребёнка.
Методика диагностики уровня нервно-психического развития детей раннего возраста разработана авторами: К.Л.Печерой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой. Ими так же разработаны «Карта развития и поведения ребёнка» и критерии оценки развития по кризисным возрастам «Показатели нервно-психического развития детей 1г. 3мес.-3 лет».
При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель. Так отмечаются опережение или задержка в развитии отдельных функций. За нормальное развитие ребёнка второго года жизни принимается формирование умений в пределах одного квартала, а на третьем году – в пределах полугодия.
Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребёнка, количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям.
По уровню развития дети распределены на три основные группы (четвёртая группа встречается редко и составляет примерно 1,25% детей).
(См.таблицу 3)
В первой группе числятся дети с нормальным развитием, т.е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением развитии. Во вторую группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году – 1 квартал, на третьем году – 1 полугодие). Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой – на два эпикризных срока, а четвёртую с ещё большей задержкой – на три эпикризных срока.
В каждой группе определена степень опережения или задержки в развитии. В первой группе в первой группе опережение на один эпикризный срок – это ускоренное развитие; на два эпикризных срока – это высокое развитие. Во второй, третьей и четвёртой группе выявлены три степени задержки развития (в зависимости от количества несформированных навыков – линий задержки); I степень – 1-2, II – 3-4, III – 5-7 линий. В каждой группе выделены дети с негармоничным развитием. В I группе – дети с верхнегармоничным развитием ( одна часть линий выше на 1, другая – на два эпикризных срока), во II – с негармоничным развитием (одна часть линий вышена 1 , другая ниже на 1 эпикризный срок), в III группе – с нижнегармоничным развитием (одна часть линий ниже на 1 эпикризный срок, другая часть – на 2 эпикризных срока).
Во второй группе развития большую часть составляют дети с задержкой степени на 1-2 показателя, чаще всего это дети с первоначальной задержкой активной речи. Таких детей следует сразу же взять на учёт с целью их речевого развития. Дети третьей группы требуют особого внимания педагога, врача, логопеда, а четвёртой – обязательной консультации психоневролога.
В графе «Заключение» проставляется группа развития.
В графе «Назначения» указываются конкретные задания для ребёнка на следующий возрастной период и соответствие развития возрастной норме.
ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА.
I. Настроение: бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое.
Бодрое – положительно относится к окружающему, реакции менее эмоционально окрашены, часто улыбается, смеётся, охотно контактирует с окружающими.
Спокойное – положительно относится к окружающему, реакции эмоционально окрашены, меньше контактирует с окружающими.
Раздражительное, возбуждённое состояние – имеют место аффективные вспышки возбуждения, конфликтность, могут наблюдаться озлобленность, крик.
Подавленное настроение – ребёнок вял, бездеятелен, пассивен, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго.
Неустойчивое – быстро переходит из одного состояния в другое, может весело смеяться и тут же заплакать, часто вступает в конфликты или замыкается.
II. Сон: засыпание, характер сна, продолжительность.
Засыпание – быстрое, медленное (более 15 минут), спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями.
Характер сна — глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный.
Продолжительность – сон короткий, длительный, соответствующий возрасту.
III. Аппетит: хороший, неустойчивый, избирательное отношение к пище, плохой.
IV. Характер бодрствования: ребёнок активный, малоактивный, пассивный.
V. Индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка:
Социальные связи – контактен, доброжелателен, правильно реагирует на оценку взрослых, инициативен в играх и т.д.
Познавательные способности – проявляет интерес к занятиям, окружающему, легко обучаем, внимание достаточно устойчиво.
Обидчив, застенчив, медлителен или чрезмерно подвижен.
Имеются отрицательные привычки – сосёт палец, раскачивается, грызёт ногти и пр.
ФАКТОРЫ РИСКА НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ
I. Факторы медико-биологического риска:
- наличие наследственных заболеваний в семье;
- пороки развития системы организма, врожденные
и раноприобретённые:
— снижение слуха;
— снижение зрения;
— нарушения в строении и развитии опорно-двигательного
аппарата (мышечной системы и скелета);
— аномалии развития ЦНС (микроцефалия, черепно-
мозговые грыжи и др.);
- органическое поражение ЦНС и периферической НС:
— ДЦП, церебральные и спинальные параличи;
— гидроцефалия;
— энцефалопатия перинатальная;
- психические заболевания (ранние проявления):
— РДА;
— эпилепсия;
- выраженная соматическая патология различной этиологии:
— пороки развития основных систем организма (порок сердца)
и хронические соматические заболевания;
— частая заболеваемость в связи со снижением иммунитета
(в том числе врождённый иммунодефицит);
II. Факторы биологического риска:
— недоношенные и маловесные дети, рождённые с массой
тела менее 1500 г;
— дети, рождённые на сроке гистации меньше 33 недель;
— дети, перенёсшие асфиксию во время родов;
— дети, находившиеся в отделении интенсивной терапии.
III. Факторы социального риска:
- наркомания и алкоголизм родителей;
- малолетние родители (моложе 17 лет);
- дети беженцев;
- стресс, пережитый ребёнком;
- длительная разлука с матерью;
- социально-эмоциональная депривация вследствие резкого ограничения общения со взрослыми.
ВОЗРАСТНАЯ ШКАЛА ОЦЕНКИ ПСИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ С ГОДА ДО ТРЁХ ЛЕТ.
Возраст | Факторы психического развития |
1г. 3 мес. |
|
1г. 6 мес. |
|
1г. 9 мес. |
|
2года |
|
2г. 6мес. |
|
3 года |
|
Источник
Запас понимаемых слов быстро увеличива-ется | Пользуется лепетом, облегченными словами | Ориентируется в 2-х предметах разной величины (2 куба) | Воспроизводит в игре разученные действия | Ходит долго, меняя положение | Самостоя-тельно ест густую пищу | Накладывает один кубик на другой, кирпичики кладет плашмя, воспроизводит действия взрослых | Оставляет карандашом след на бумаге |
Возраст | Линия развития | |||||||
Понимание | Активная речь | Сенсорное развитие | Игра и действия с предметами | Движения | Навыки | Конструктивная дея- тельность | Изобрази-тельн. дея-тельность | |
1г. 3 мес. | Запас понимаемых слов быстро увеличива-ется | Пользуется лепетом, облегченными словами | Ориентируется в 2-х предметах разной величины (2 куба) | Воспроизводит в игре разученные действия | Ходит долго, меняя положение | Самостоятельно ест густую пищу | Накладывает один кубик на другой, кирпичики кладет плашмя, воспроизводит действия взрослых | Оставляет карандашом след на бумаге |
Карта- нервно-психического развития детей 1, 3 г.
ФИ ребенка | Понимание | Активная речь | Сенсорное развитие | Игра, действия с предметами | Движения | Навыки | Конструктивная деятельность | Изо деятельность | Сформированость |
Запас понимаемых слов быстро увеличивается | Пользуется лепетом, облегченными словами | Ориентируется в 2-х предметах разной величины (2 куба) | Воспроизводит в игре разученные действия | Ходит долго, меняя положение | Самостоятельно ест густую пищу | Накладывает один кубик на другой, кирпичики кладет плашмя, воспроизводит действия взрослых | Оставляет карандашом след на бумаге | ||
Итого: | |||||||||
Сформи-но | |||||||||
Частично сформировано | |||||||||
Не сформ-но |
Карта- нервно-психического развития детей 1, 6 г.
ФИ ребенка | Понимание | Активная речь | Сенсорное развитие | Игра, действия с предметами | Движения | Навыки | Конструктивная деятельность | Изо деятельность | Сформированость |
Отыскивает предметы по слову взрослого | Пользуется словом в момент сильной заинтересованности | Ориентируется в 4-х контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма) | Отображает отдельные действия, знакомые по собственному опыту | Перешагивает через препятствия приставным шагом | Самостоятельно ест жидкую пищу | Ставит кирпичик на узкую грань | Действует карандашом, пытается целенаправленно оставить след на бумаге | ||
Итого: | |||||||||
Сформи-но | |||||||||
Частично сформировано | |||||||||
Не сформ-но |
Карта- нервно-психического развития детей 1, 9 г.
ФИ ребенка | Понимание | Активная речь | Сенсорное развитие | Игра, действия с предметами | Движения | Навыки | Конструктивная деятельность | Изо деятельность | Сформированость |
По слову взрослого отыскивает на картинках изображения знакомых действий | Пользуется предложениями из 2 слов. Облегченные слова заменяет правильными. | Ориентируется в 3-х контрастных величинах предметов | Использует в игре предметы заменители | Умеет ходить по узкой доске (ширина 15-20 см, высота от пола 15-20 см) | Умеет частично раздеваться (с помощью взрослого) | Воспроизводит несложные постройки | Оставляет след на бумаге, не выходя за пределы листа | ||
Итого: | |||||||||
Сформи-но | |||||||||
Частично сформировано | |||||||||
Не сформ-но |
Карта- нервно-психического развития детей 2 г.
ФИ ребенка | Понимание | Активная речь | Сенсорное развитие | Игра, действия с предметами | Движения | Навыки | Конструктивная деятельность | Изо деятельность | Сформированость |
Понимает короткий рассказ (без показа) о событиях, многократно повторяющихся, имевших место в собственном опыте | Пользуется предложениями из 3 –х слов | Ориентируется в 3-х контрастных величинах предметов | В игре воспроизводит ряд последовательных действий | Перешагивает через препятствия чередующимся шагом | Умеет частично надевать одежду с помощью взрослого (шапку, ботинки) | Воспроизводит постройки типа: стол, стул, кровать | Подражая взрослому, рисует вертикальные и горизонтальные линии | ||