Образец индивидуального маршрута развития ребенка с овз психолога

Образец индивидуального маршрута развития ребенка с овз психолога thumbnail

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города ______ «Школа №_____»

РАССМОТРЕНО

Руководитель школьного МО

психолого — педагогического

сопровождения обучающихся

с ОВЗ

____________ ________

Протокол №____ от

«___» _________ 20___ г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

___________ ___________

«___» ____________ 20___ г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор «Школа №____»

_____________ ___________

«___» __________ 20___ г.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ

Заключение психолго-медико-педагогической комиссии

Заключение ПМПК от «13» октября 2017г. № 8/409

Темповая задержка психического развития? Стойкое легкое нарушение познавательной деятельности? Системное недоразвитие речи средней степени.

Рекомендовано

Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития, вариант 7.2 ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнаки РФ от 19.12.2014г. № 1598) в 2017/2018 учебном году с диагностическим сроком. Представить повторно в 2018 году.

Учитель:

Специалисты:

Учитель – логопед:

Педагог – психолог:

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Обучается в 1 дополнительном классе коррекции с 29 января 2018 г. С первых дней обучения …………… обратил на себя внимание отказом от выполнения требований педагога.

Учебная деятельность ребенка не сформирована. Преобладает игровая мотивация над учебной. Во время учебной деятельности сложно справляется с заданиями, т.к. у него низкая работоспособность и он испытывает трудности в организации и завершении работ. Классные работы неряшливы и небрежны, не выполняет указаний учителя (комкает, топчет и выбрасывает задания).

Чтение — слоговое. На вопросы отвечает односложно, сложно дается заучивание стихотворений. Словарный запас значительно ниже нормы.

Письмо — списывание доступно, но допускает ошибки разного характера. Каллиграфические навыки в стадии формирования.

Математика- мальчик испытывает трудности при овладении программным материалом. На уроке работает редко. Знает нумерацию в пределах 10. У ребенка не сформированы вычислительные навыки не знает прямой и обратный счет в пределах первого десятка, задания на уменьшение, увеличение числа на несколько единиц, сравнение чисел вызывает затруднение. Интереса к учебе мальчик не проявляет.

На уроках технологии, изобразительного искусства задания выполняет под руководством учителя.

Желания работать на уроке ученик не проявляет. ……… импульсивен, чрезмерно активен и беспокоен. Он не может сидеть на месте, легко отвлекается на посторонние стимулы, не следит за работой в классе, на вопросы учителя часто отвечает не подумав. Даниил постоянно мешает одноклассникам, совершает не обдуманные поступки. Особенности поведения влияет на его успеваемость, отказывается от выполнения заданий, всячески привлекает к себе внимание учащихся и педагога, играет с посторонними предметами (постоянно тянет в рот пальцы или другие посторонние предметы), вскакивает с места, качается на стуле, не слышит обращенную к нему речь, не меняет своего поведения после замечаний учителя. Тем самым не учится сам и не дает учиться другим детям.

Нарушения в поведении влияет не только на школьную успеваемость, но и на его взаимоотношения с одноклассниками. В силу своей нетерпимости и легкой возбудимости часто вступает в конфликт со сверстниками. Он не может долго играть с одноклассниками, устанавливать и поддерживать с ними дружеские отношения. Даниил является источником постоянных конфликтов.

Цель:создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы и успешной адаптации в социуме.

Задачи: 1.Развитие всех компонентов речевой системы.

2. Развитие и формирование познавательных процессов.

3. Развитие эмоционально-волевой сферы.

Содержание индивидуального образовательного маршрута:

Образовательный компонент:

Форма обучения очная, групповая.

— Работа в общем режиме.

— Индивидуальный подход во время образовательного процесса.

— Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время уроков.

— Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.

Индивидуальный учебный план:

Усиление образовательных областей:

— «Речевое развитие»,

— «Социально-коммуникативное развитие».

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» усилена в:

— развитие учебных умений и навыков;

— поддержании интереса детей к деятельности сверстников, содействие налаживанию

диалогического общения в совместной учебной деятельности;

— присвоении норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и

нравственные ценности;

— формировании умения распознавать эмоции окружающих людей, развитие

социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,

сопереживания;

— становлении самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных

действий.

Искусство

Музыка

1

Изобразительное

искусство

Читайте также:  Программа на развитие волевой сферы ребенка дошкольника

1

Технология

Технология

1

Физическая культура

Физическая культура

3

Итого

21

Коррекционно-развивающая область

Коррекционно-развивающие занятия (развитие речи, овладение техникой речи (логопедия)).

3

Ритмика

1

Коррекция отдельных сторон психической деятельности

1

Всего

5

Внеурочная деятельность

Духовно-нравнравст-

венное

Уроки нравственности

1

Социальное

Дорожная азбука

1

Общеинтеллектуальное

Учиться интересно

1

Всего

3

Итого

8

Коррекционное сопровождение

  • Коррекционно-образовательные технологии, программы:

Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с задержкой психического развития, вариант 7.2 ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

  • Инновационные технологии, методы и средства:

ИКТ, сенсорная комната, социо-игровые методы и приемы, Сказкотерапия, арт-терапия, приемы мнемотехники.

  • Здоровьесберегающие технологии:

— динамические паузы,

— разминка для пальцев,

— упражнения для глаз,

— дыхательная гимнастика,

— релаксационные паузы,

— психогимнастика,

— музыкотерапию,

— пальцевый массаж.

  • Формы контроля и учета достижений ребенка:

Комплексное обследование в начале учебного года, промежуточная диагностика, комплексное обследование в конце учебного года.

Коррекционный компонент:

Психолого – педагогическое сопровождение

(индивидуальный учебный план)

п/п

Специалист сопровождения

Основные направления

Режим и формы работы

Показатели динамики развития

Формы оценки результатов работы

Формы работы с родителями

1.

Учитель — логопед

1. Фонетическая сторона речи. Артикуляционная гимнастика. Постановка нарушенных звуков. Автоматизация поставленных звуков в слогах (прямых, обратных, стечениях); словах; словосочетан.; предложен., скороговорках; стихотворных текстах; спонтанной речи. Дифференциация с близкими по акустич., артикуляторным признакам звуками. 2. Лексика. Уточнение, расширение и обогащение словаря.

3. Грамматический строй речи. Работа над образованием мн. ч. сущ. в И.и Р.падежах. Образование уменьшит-ласкат. сущ. и прилагат. Образование притяжат. прилагат. Работа над согласованием сущ. с прилагат. в роде, числе, падеже. Работа над правильным согласованием сущ. с глаголами, сущ. с числительными. Образование относит. прилагат. Работа по пониманию и употреблен. простых предлогов. Составление простых распространен, сложноподчинен. предложений. Анализ простых предложен. 4.Фонематич. сторона речи Формир. умение выделять гл и согл. звуки из ряда звуков, слогов, слов, подбирать слова на заданный звук, определять место звука в слове.Формировать навык анализа и синтеза слогов, слов. Закреплять понятие звук, слог, предложение, гласный, согласный звуки. Ознакомление с буквами. 5.Связная речь. Составление рассказа-описания по плану, по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок. Пересказ сказок и простых текстов. Заучивание стихотворен, скороговорок, загадок. 6.Работа над развитием мелкой моторики. 7. Профилактика дисграфии. 8.Совершенствование слухового, зрительного и кинестетического контроля.

Индивидуальн. и групповые занятия.

Незначительная положительная динамика в фонематическом восприятии. Продолжать развивать грамматический строй и связную речь.

Обследование уровня речевого развития

Консультации, беседы, анкетирование, проведение родительских собраний, изготовление

памяток, стендов, выпуск брошюр.

2.

Педагог-психолог

-Развитие познавательной деятельности и интереса к окружающему миру, через

игры, упражнения и мероприятия.

-Развитие социально-значимых умений.

-Развитие коммуникативных навыков.

-Развитие общих интеллектуальных умений

ребенка: приемы анализа, синтеза,

сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации, исключения,

абстрагирования.

-Развитие произвольных функций контроля и планирования своих действий.

— Развитие ориентировки в пространстве, относительно своего тела, формировать

представление о взаимодействии

внешних объектов и тела.

— Развитие мелкой моторики рук ребенка.

Индивидуальн. и групповые

занятия.

Незначительная положительная динамика. Продолжать развивать: временные и пространственные представления; восприятие; память; внимание; мышление (затрудняется в выделение лишнего предмета и обобщении), развитие моторики.

Обследование уровня психических познавательных процессов

Консультации, беседы, посещение занятий,

изготовление

памяток, рекомендаций, стендов.

3.

Учитель

— развитие кратковременной памяти рисуем этикетки, консервируем овощи;

—  развитие памяти: игра «Приглашение в гости» игра-драматизация «Мы пришли на огород»;

— развитие зрительной памяти «Пуговицы»;

— развитие восприятия, тактильной памяти: игра «Узнай на ощупь»;

— развитие мелкой моторики «Обведи и вырежи»;

— развитие внимания, быстроты внимания «Быстро найди и собери»

— повышение чувствительности к физ.упражнениям путем вызывания зрительных образов под музыку: упражнение «Образы и звуки»;

— развитие эмоций: игра «Зоопарк», «Зоопарк настроений»;

— развитие памяти, тактильных ощущений; игровое упражнение «Пальчики-узнавальчики»

— развитие внимания «Найди отличия»

— развитие логики; «Это правда или нет?»

— развитие саморегуляции, снятие агрессии, ослабление негативных эмоций; игры: «Доброе животное», «Дракон кусает свой хвост», «Рычи, лев, рычи»,  «Зайцы и слоники», «Два барана»

— смена мышечного напряжения и расслабления; игра «Клоуны»

— беседы: «Для чего нужны родители», «Расскажи о своем доме», игра-воспоминание «Звуки, запахи моего дома»

Читайте также:  Адекватные условия обучения воспитания и развития ребенка

Индивидуальн. и групповые

занятия, игры, беседы.

Незначительная положительная динамика.

Карта наблюдения за ребенком

Консультации, беседы, изготовление

памяток, рекомендаций, стендов.

Работа с родителями:

Консультации для родителей:

«Стиль семейного воспитания», «Методы воспитания», «Адаптация обучающихся с ОВЗ».

Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками через совместные игры:

«Выбери партнера», «Комплименты», «Садовники и цветы», «Доброе животное», «Волны». «Добрые эльфы» и др.

Развивать толерантность у детей класса через взаимопомощь, беседы с детьми.

Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему через различные речевые средства.

Заключительный раздел

Ожидаемый результат: ребенок адаптирован к социуму; освоение ребёнком адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с ЗПР; овладение ребенком самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками.

Заключение и рекомендации

Сформировать рекомендации специалистов для родителей и педагогов с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребёнка.

Коррекционные занятия с педагогом – психологом

Мероприятия

Примечания

Коррекционные занятия с учителем — логопедом

Мероприятия

Примечания

Коррекционные занятия с учителем

Мероприятия

Примечания

Карта наблюдения за поведением ребенка

Дата___________________________________

п/п

Поведение учащегося

1

2

3

1

Беспокойный, неусидчивый, расторможенный

Нарушает дисциплину

Делает замечание другим детям

Перебивает учителя и не реагирует на его реплики.

Часто переспрашивает

2

Быстро нарастает утомление, истощение

Ребенок становится вялым, рассеянный, невнимательным, безразличным

Ложится на парту, «не слышит» инструкций учителя

3

На «низкие оценки» реагирует плачем, истерикой, отказом от работы

Может вступить в спор с педагогом

4

Не понимает задания

Часто руки холодные и потные

Беспокоен, тревожен

5

В процессе урока не может сконцентрироваться на задании

Не понимает и не может выполнить инструкцию

Постоянно отвлекается, требует дополнительного контроля учителя

При выполнении задания задает много вопросов

6

На переменах становится особенно агрессивным, неуправляемым,

Не реагирует на замечания взрослых

«Не слышит» их (надо повторить несколько раз или взять за руку)

7

Приходит в школу в плохом настроении

Источник

Марина Медведева
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ

За основу маршрута я взяла образец из интернета и добавила свои изменения и рекомендации специалистов.

Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ на период с сентября 2015 г по май 2016 г.

Дата заполнения: сентябрь 2015г.

Общие данные

Ф. И. О. ребёнка: Даша Б.

Дата рождения: 2011г.

Дата поступления в ДО: 2014г.

Сведения о семье: мать- одиночка, семья малообеспеченная.

Мать: ФИО, образование, место работы.

Отец: —

Домашний адрес: ул. д.

Телефон:

Воспитатели: Медведева Марина Валерьевна.

Специалисты:

Учитель- логопед: ФИО

Психолог: ФИО

Музыкальный руководитель: ФИО

Инструктор по физ воспитанию: ФИО

Медицинская сестра- ортоптистка: ФИО

Группа здоровья III

Группа физических занятий- подготовительная

Режим пребывания ребёнка в ДОУ: пятидневная рабочая неделя с 7.00- 19.00

Заключение ПМПК: нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушения зрения, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Рекомендации ПМПК: создать оптимальные условия для получения образования и коррекции нарушений зрения с учётом индивидуальных особенностей данного ребёнка.

Образовательная программа: адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушением зрения дошкольного возраста, Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида под редакцией Л. И. Плаксиной.

Разработка индивидуального образовательного маршрута.

По заключению врача офтальмолога у девочки ОН- гиперметропия

Рекомендации:

— постоянное ношение очков

— соблюдение режима зрительных нагрузок

— выполнение коррекционных мероприятий для снятия общего и зрительного утомления: релаксация, коррекционные зрительные упражнения

— выполнение специальных упражнений для глаз (зажмуривание, моргание, попеременное фокусирование взгляда на отдалённых и близких предметах, просмотр специальных гимнастик для глаз)

— посадка на занятиях: 1 ряд, 4 место

— проводить пропедевтику основных видов движений

Противопоказания:

— недопустима работа в помещении с низкой освещённостью

— нельзя работать на слишком близком расстоянии

— соревновательный бег, ускорения

— прыжки в длину и высоту с приземлением на всю стопу.

Цели на текущий период (учебный год):

Разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно эстетическое развитие и физическое развитие. Задачи:

Социально-коммуникативное развитие

-усвоение моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе;

Читайте также:  Массаж языка ребенку для развития речи липецк

-развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;

-формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду;

-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

-формирование предметно- практических действий

— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие

— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

— формирование способов чувственного познания с помощью зрения и сохранных анализаторов

— развитие воображения и творческой активности

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, о социокультурых ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, об особенностях её природы, многообразии стран и народов.

Речевое развитие

— развитие зрительно- пространственных представлений

— овладение речью как средством общения и культуры

— обогащение активного словаря

— развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

— развитие речевого творчества

— развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи

— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух различных жанров детской литературы

— формирование звуковой аналитико- синтаксической активности как предпосылке обучения грамоте.

Художественно- эстетическое развитие

— развитие предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства и мира природы

— формирование элементарных представлений о видах искусства

— формирование реальных образов предметов окружающего мира и овладение сенсорными эталонами

— становление эстетического отношения к окружающему миру

— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора

— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

— реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие

— приобретение опыта двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие координации, гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма

— формирование начальных представлений о некоторых видах спорта

— формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, а также преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии (скованность, боязнь пространства)

— овладение подвижными играми с правилами

— становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

— становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

Методы

• Наглядности с учётом офтальмологических требований к оформлению дидактического материала

• Словесный

• Практический

• Игровой

Формы работы:

• НОД

• Утренняя гимнастика

Индивидуальная и подгрупповая работа

• Спортивные праздники, развлечения.

• Самостоятельная деятельность ребенка

Эти цели и задачи реализуются в разнообразных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, двигательной и чтения.

Индивидуальная работа по коррекции зрения: проводить игры на лечение амблиопии, различие цвета, развитие остроты зрения, развитие зрительного внимания. Это игры: «Нанижи бусы», «Сложи картинку», «Цветная мозаика», «Обведи по контуру», «Выкладывание крупой по контуру», «Разложи по цвету», «Штриховка предметов» и др.

Рекомендации по психологической коррекции: на развитие внимания: «Три шарика», «Вежливое слово»

на развитие мышления: «Покажи, что назову», «Самое непохожее»

на развитие мозговых механизмов: «Двуручное рисование», «Мамины помощники» — упражнение на межполушарное взаимодействие.

Коррекция физического развития:

· коррекция и компенсация недостатков физического развития;

· формирование личностных качеств, воспитание положительной мотивации и самостоятельной двигательной деятельности, преодоление ложного стыда, неуверенности в своих силах, коммуникативных свойств личности.

Коррекция речи: работа по формированию словаря, на развитие мелкой моторики рук, употребление слов в единственном и множественном числе, чистоговорки на определённые звуки, например, игры «У меня и у тебя», «Он- она», «Какой- какая», «Сложи слова» и др.

Коррекционная работа в музыкальной деятельности:

-упражнение «Ловим бабочек» муз. А. Н. Генералова — развитие пространственной локализации и прослеживающих функций.

— упражнение «Качание рук с лентами» польская нар. мелодия, «Упражнение с мячами» Александрова — развитие зрительного анализатора, построено на совмещении зрительного и слухового образа.

-упражнение «Зеркало» — развитие глазодвигательных функций, совершенствование подражательных функций, помогает развитию пространственной локализации и пролеживающих функций глаза.

Источник