Образец индивидуального маршрута развития ребенка с овз психолога

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города ______ «Школа №_____»
РАССМОТРЕНО
Руководитель школьного МО
психолого — педагогического
сопровождения обучающихся
с ОВЗ
____________ ________
Протокол №____ от
«___» _________ 20___ г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
___________ ___________
«___» ____________ 20___ г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор «Школа №____»
_____________ ___________
«___» __________ 20___ г.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ
Заключение психолго-медико-педагогической комиссии
Заключение ПМПК от «13» октября 2017г. № 8/409
Темповая задержка психического развития? Стойкое легкое нарушение познавательной деятельности? Системное недоразвитие речи средней степени.
Рекомендовано
Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития, вариант 7.2 ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнаки РФ от 19.12.2014г. № 1598) в 2017/2018 учебном году с диагностическим сроком. Представить повторно в 2018 году.
Учитель:
Специалисты:
Учитель – логопед:
Педагог – психолог:
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Обучается в 1 дополнительном классе коррекции с 29 января 2018 г. С первых дней обучения …………… обратил на себя внимание отказом от выполнения требований педагога.
Учебная деятельность ребенка не сформирована. Преобладает игровая мотивация над учебной. Во время учебной деятельности сложно справляется с заданиями, т.к. у него низкая работоспособность и он испытывает трудности в организации и завершении работ. Классные работы неряшливы и небрежны, не выполняет указаний учителя (комкает, топчет и выбрасывает задания).
Чтение — слоговое. На вопросы отвечает односложно, сложно дается заучивание стихотворений. Словарный запас значительно ниже нормы.
Письмо — списывание доступно, но допускает ошибки разного характера. Каллиграфические навыки в стадии формирования.
Математика- мальчик испытывает трудности при овладении программным материалом. На уроке работает редко. Знает нумерацию в пределах 10. У ребенка не сформированы вычислительные навыки не знает прямой и обратный счет в пределах первого десятка, задания на уменьшение, увеличение числа на несколько единиц, сравнение чисел вызывает затруднение. Интереса к учебе мальчик не проявляет.
На уроках технологии, изобразительного искусства задания выполняет под руководством учителя.
Желания работать на уроке ученик не проявляет. ……… импульсивен, чрезмерно активен и беспокоен. Он не может сидеть на месте, легко отвлекается на посторонние стимулы, не следит за работой в классе, на вопросы учителя часто отвечает не подумав. Даниил постоянно мешает одноклассникам, совершает не обдуманные поступки. Особенности поведения влияет на его успеваемость, отказывается от выполнения заданий, всячески привлекает к себе внимание учащихся и педагога, играет с посторонними предметами (постоянно тянет в рот пальцы или другие посторонние предметы), вскакивает с места, качается на стуле, не слышит обращенную к нему речь, не меняет своего поведения после замечаний учителя. Тем самым не учится сам и не дает учиться другим детям.
Нарушения в поведении влияет не только на школьную успеваемость, но и на его взаимоотношения с одноклассниками. В силу своей нетерпимости и легкой возбудимости часто вступает в конфликт со сверстниками. Он не может долго играть с одноклассниками, устанавливать и поддерживать с ними дружеские отношения. Даниил является источником постоянных конфликтов.
Цель:создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы и успешной адаптации в социуме.
Задачи: 1.Развитие всех компонентов речевой системы.
2. Развитие и формирование познавательных процессов.
3. Развитие эмоционально-волевой сферы.
Содержание индивидуального образовательного маршрута:
Образовательный компонент:
— Форма обучения очная, групповая.
— Работа в общем режиме.
— Индивидуальный подход во время образовательного процесса.
— Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время уроков.
— Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.
Индивидуальный учебный план:
Усиление образовательных областей:
— «Речевое развитие»,
— «Социально-коммуникативное развитие».
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» усилена в:
— развитие учебных умений и навыков;
— поддержании интереса детей к деятельности сверстников, содействие налаживанию
диалогического общения в совместной учебной деятельности;
— присвоении норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности;
— формировании умения распознавать эмоции окружающих людей, развитие
социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания;
— становлении самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных
действий.
Искусство
Музыка
1
Изобразительное
искусство
1
Технология
Технология
1
Физическая культура
Физическая культура
3
Итого
21
Коррекционно-развивающая область
Коррекционно-развивающие занятия (развитие речи, овладение техникой речи (логопедия)).
3
Ритмика
1
Коррекция отдельных сторон психической деятельности
1
Всего
5
Внеурочная деятельность
Духовно-нравнравст-
венное
Уроки нравственности
1
Социальное
Дорожная азбука
1
Общеинтеллектуальное
Учиться интересно
1
Всего
3
Итого
8
Коррекционное сопровождение
Коррекционно-образовательные технологии, программы:
Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с задержкой психического развития, вариант 7.2 ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Инновационные технологии, методы и средства:
ИКТ, сенсорная комната, социо-игровые методы и приемы, Сказкотерапия, арт-терапия, приемы мнемотехники.
Здоровьесберегающие технологии:
— динамические паузы,
— разминка для пальцев,
— упражнения для глаз,
— дыхательная гимнастика,
— релаксационные паузы,
— психогимнастика,
— музыкотерапию,
— пальцевый массаж.
Формы контроля и учета достижений ребенка:
Комплексное обследование в начале учебного года, промежуточная диагностика, комплексное обследование в конце учебного года.
Коррекционный компонент:
Психолого – педагогическое сопровождение
(индивидуальный учебный план)
п/п
Специалист сопровождения
Основные направления
Режим и формы работы
Показатели динамики развития
Формы оценки результатов работы
Формы работы с родителями
1.
Учитель — логопед
1. Фонетическая сторона речи. Артикуляционная гимнастика. Постановка нарушенных звуков. Автоматизация поставленных звуков в слогах (прямых, обратных, стечениях); словах; словосочетан.; предложен., скороговорках; стихотворных текстах; спонтанной речи. Дифференциация с близкими по акустич., артикуляторным признакам звуками. 2. Лексика. Уточнение, расширение и обогащение словаря.
3. Грамматический строй речи. Работа над образованием мн. ч. сущ. в И.и Р.падежах. Образование уменьшит-ласкат. сущ. и прилагат. Образование притяжат. прилагат. Работа над согласованием сущ. с прилагат. в роде, числе, падеже. Работа над правильным согласованием сущ. с глаголами, сущ. с числительными. Образование относит. прилагат. Работа по пониманию и употреблен. простых предлогов. Составление простых распространен, сложноподчинен. предложений. Анализ простых предложен. 4.Фонематич. сторона речи Формир. умение выделять гл и согл. звуки из ряда звуков, слогов, слов, подбирать слова на заданный звук, определять место звука в слове.Формировать навык анализа и синтеза слогов, слов. Закреплять понятие звук, слог, предложение, гласный, согласный звуки. Ознакомление с буквами. 5.Связная речь. Составление рассказа-описания по плану, по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок. Пересказ сказок и простых текстов. Заучивание стихотворен, скороговорок, загадок. 6.Работа над развитием мелкой моторики. 7. Профилактика дисграфии. 8.Совершенствование слухового, зрительного и кинестетического контроля.
Индивидуальн. и групповые занятия.
Незначительная положительная динамика в фонематическом восприятии. Продолжать развивать грамматический строй и связную речь.
Обследование уровня речевого развития
Консультации, беседы, анкетирование, проведение родительских собраний, изготовление
памяток, стендов, выпуск брошюр.
2.
Педагог-психолог
-Развитие познавательной деятельности и интереса к окружающему миру, через
игры, упражнения и мероприятия.
-Развитие социально-значимых умений.
-Развитие коммуникативных навыков.
-Развитие общих интеллектуальных умений
ребенка: приемы анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации, исключения,
абстрагирования.
-Развитие произвольных функций контроля и планирования своих действий.
— Развитие ориентировки в пространстве, относительно своего тела, формировать
представление о взаимодействии
внешних объектов и тела.
— Развитие мелкой моторики рук ребенка.
Индивидуальн. и групповые
занятия.
Незначительная положительная динамика. Продолжать развивать: временные и пространственные представления; восприятие; память; внимание; мышление (затрудняется в выделение лишнего предмета и обобщении), развитие моторики.
Обследование уровня психических познавательных процессов
Консультации, беседы, посещение занятий,
изготовление
памяток, рекомендаций, стендов.
3.
Учитель
— развитие кратковременной памяти рисуем этикетки, консервируем овощи;
— развитие памяти: игра «Приглашение в гости» игра-драматизация «Мы пришли на огород»;
— развитие зрительной памяти «Пуговицы»;
— развитие восприятия, тактильной памяти: игра «Узнай на ощупь»;
— развитие мелкой моторики «Обведи и вырежи»;
— развитие внимания, быстроты внимания «Быстро найди и собери»
— повышение чувствительности к физ.упражнениям путем вызывания зрительных образов под музыку: упражнение «Образы и звуки»;
— развитие эмоций: игра «Зоопарк», «Зоопарк настроений»;
— развитие памяти, тактильных ощущений; игровое упражнение «Пальчики-узнавальчики»
— развитие внимания «Найди отличия»
— развитие логики; «Это правда или нет?»
— развитие саморегуляции, снятие агрессии, ослабление негативных эмоций; игры: «Доброе животное», «Дракон кусает свой хвост», «Рычи, лев, рычи», «Зайцы и слоники», «Два барана»
— смена мышечного напряжения и расслабления; игра «Клоуны»
— беседы: «Для чего нужны родители», «Расскажи о своем доме», игра-воспоминание «Звуки, запахи моего дома»
Индивидуальн. и групповые
занятия, игры, беседы.
Незначительная положительная динамика.
Карта наблюдения за ребенком
Консультации, беседы, изготовление
памяток, рекомендаций, стендов.
Работа с родителями:
Консультации для родителей:
«Стиль семейного воспитания», «Методы воспитания», «Адаптация обучающихся с ОВЗ».
Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками через совместные игры:
«Выбери партнера», «Комплименты», «Садовники и цветы», «Доброе животное», «Волны». «Добрые эльфы» и др.
Развивать толерантность у детей класса через взаимопомощь, беседы с детьми.
Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему через различные речевые средства.
Заключительный раздел
Ожидаемый результат: ребенок адаптирован к социуму; освоение ребёнком адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с ЗПР; овладение ребенком самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками.
Заключение и рекомендации
Сформировать рекомендации специалистов для родителей и педагогов с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребёнка.
Коррекционные занятия с педагогом – психологом
Мероприятия
Примечания
Коррекционные занятия с учителем — логопедом
Мероприятия
Примечания
Коррекционные занятия с учителем
Мероприятия
Примечания
Карта наблюдения за поведением ребенка
Дата___________________________________
п/п
Поведение учащегося
1
2
3
1
Беспокойный, неусидчивый, расторможенный
Нарушает дисциплину
Делает замечание другим детям
Перебивает учителя и не реагирует на его реплики.
Часто переспрашивает
2
Быстро нарастает утомление, истощение
Ребенок становится вялым, рассеянный, невнимательным, безразличным
Ложится на парту, «не слышит» инструкций учителя
3
На «низкие оценки» реагирует плачем, истерикой, отказом от работы
Может вступить в спор с педагогом
4
Не понимает задания
Часто руки холодные и потные
Беспокоен, тревожен
5
В процессе урока не может сконцентрироваться на задании
Не понимает и не может выполнить инструкцию
Постоянно отвлекается, требует дополнительного контроля учителя
При выполнении задания задает много вопросов
6
На переменах становится особенно агрессивным, неуправляемым,
Не реагирует на замечания взрослых
«Не слышит» их (надо повторить несколько раз или взять за руку)
7
Приходит в школу в плохом настроении
Источник
Марина Медведева
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ
За основу маршрута я взяла образец из интернета и добавила свои изменения и рекомендации специалистов.
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ на период с сентября 2015 г по май 2016 г.
Дата заполнения: сентябрь 2015г.
Общие данные
Ф. И. О. ребёнка: Даша Б.
Дата рождения: 2011г.
Дата поступления в ДО: 2014г.
Сведения о семье: мать- одиночка, семья малообеспеченная.
Мать: ФИО, образование, место работы.
Отец: —
Домашний адрес: ул. д.
Телефон:
Воспитатели: Медведева Марина Валерьевна.
Специалисты:
Учитель- логопед: ФИО
Психолог: ФИО
Музыкальный руководитель: ФИО
Инструктор по физ воспитанию: ФИО
Медицинская сестра- ортоптистка: ФИО
Группа здоровья III
Группа физических занятий- подготовительная
Режим пребывания ребёнка в ДОУ: пятидневная рабочая неделя с 7.00- 19.00
Заключение ПМПК: нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушения зрения, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Рекомендации ПМПК: создать оптимальные условия для получения образования и коррекции нарушений зрения с учётом индивидуальных особенностей данного ребёнка.
Образовательная программа: адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушением зрения дошкольного возраста, Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида под редакцией Л. И. Плаксиной.
Разработка индивидуального образовательного маршрута.
По заключению врача офтальмолога у девочки ОН- гиперметропия
Рекомендации:
— постоянное ношение очков
— соблюдение режима зрительных нагрузок
— выполнение коррекционных мероприятий для снятия общего и зрительного утомления: релаксация, коррекционные зрительные упражнения
— выполнение специальных упражнений для глаз (зажмуривание, моргание, попеременное фокусирование взгляда на отдалённых и близких предметах, просмотр специальных гимнастик для глаз)
— посадка на занятиях: 1 ряд, 4 место
— проводить пропедевтику основных видов движений
Противопоказания:
— недопустима работа в помещении с низкой освещённостью
— нельзя работать на слишком близком расстоянии
— соревновательный бег, ускорения
— прыжки в длину и высоту с приземлением на всю стопу.
Цели на текущий период (учебный год):
Разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно эстетическое развитие и физическое развитие. Задачи:
Социально-коммуникативное развитие
-усвоение моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе;
-развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;
-формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду;
-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
-формирование предметно- практических действий
— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
— формирование способов чувственного познания с помощью зрения и сохранных анализаторов
— развитие воображения и творческой активности
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, о социокультурых ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, об особенностях её природы, многообразии стран и народов.
Речевое развитие
— развитие зрительно- пространственных представлений
— овладение речью как средством общения и культуры
— обогащение активного словаря
— развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
— развитие речевого творчества
— развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи
— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух различных жанров детской литературы
— формирование звуковой аналитико- синтаксической активности как предпосылке обучения грамоте.
Художественно- эстетическое развитие
— развитие предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства и мира природы
— формирование элементарных представлений о видах искусства
— формирование реальных образов предметов окружающего мира и овладение сенсорными эталонами
— становление эстетического отношения к окружающему миру
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
— реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие
— приобретение опыта двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие координации, гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма
— формирование начальных представлений о некоторых видах спорта
— формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, а также преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии (скованность, боязнь пространства)
— овладение подвижными играми с правилами
— становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
— становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Методы
• Наглядности с учётом офтальмологических требований к оформлению дидактического материала
• Словесный
• Практический
• Игровой
Формы работы:
• НОД
• Утренняя гимнастика
• Индивидуальная и подгрупповая работа
• Спортивные праздники, развлечения.
• Самостоятельная деятельность ребенка
Эти цели и задачи реализуются в разнообразных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, двигательной и чтения.
Индивидуальная работа по коррекции зрения: проводить игры на лечение амблиопии, различие цвета, развитие остроты зрения, развитие зрительного внимания. Это игры: «Нанижи бусы», «Сложи картинку», «Цветная мозаика», «Обведи по контуру», «Выкладывание крупой по контуру», «Разложи по цвету», «Штриховка предметов» и др.
Рекомендации по психологической коррекции: на развитие внимания: «Три шарика», «Вежливое слово»
на развитие мышления: «Покажи, что назову», «Самое непохожее»
на развитие мозговых механизмов: «Двуручное рисование», «Мамины помощники» — упражнение на межполушарное взаимодействие.
Коррекция физического развития:
· коррекция и компенсация недостатков физического развития;
· формирование личностных качеств, воспитание положительной мотивации и самостоятельной двигательной деятельности, преодоление ложного стыда, неуверенности в своих силах, коммуникативных свойств личности.
Коррекция речи: работа по формированию словаря, на развитие мелкой моторики рук, употребление слов в единственном и множественном числе, чистоговорки на определённые звуки, например, игры «У меня и у тебя», «Он- она», «Какой- какая», «Сложи слова» и др.
Коррекционная работа в музыкальной деятельности:
-упражнение «Ловим бабочек» муз. А. Н. Генералова — развитие пространственной локализации и прослеживающих функций.
— упражнение «Качание рук с лентами» польская нар. мелодия, «Упражнение с мячами» Александрова — развитие зрительного анализатора, построено на совмещении зрительного и слухового образа.
-упражнение «Зеркало» — развитие глазодвигательных функций, совершенствование подражательных функций, помогает развитию пространственной локализации и пролеживающих функций глаза.
Источник