Обогащенное развитие ребенка дошкольного возраста в игре

Ольга Морозова
Обогащение содержания ролевой игры старших дошкольников (из опыта работы)

Игра занимает важное, можно сказать центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Доказано, что в этой деятельности особенно успешно развивается личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение и общение. Но самое главное, что порождает сюжетно-ролевая игра – это стремление к самореализации, самовыражению.

Игра естественный для ребёнка вид деятельности. Она позволяет выразить самые фантастические желания, свои мечты, ему открывается широкий простор для проявления творчества, активности, смекалки.

В старшем дошкольном возрасте замыслы детей заметно отличаются от игровых замыслов детей среднего дошкольного возраста: новизной, оригинальностью. Появляются героические, фантастические, романтические сюжеты – это игры в воинов, принцесс, водолазов, индейцев, драконов, волшебниц. Бытовые сюжеты остаются, но они приобретают несколько иной характер.

Мы, к сожалению, в настоящее время часто сталкиваемся с тем, что игры детей распадаются, едва начавшись, либо переходят на накатанные рельсы более простого сюжета, они не способны развернуть сюжет, вдохнуть в него свою душу. Они могут днями, даже неделями играть в один и тоже сюжет, причём каждый раз сначала. При разыгрывании сюжета игровые действия «шаблонизируются»; самостоятельная игра детей не поднимается на новый уровень. При этом способности ребёнка резко снижаются. Возникает проблема – не достаточно богат сюжет в игре, т. е. однообразие сюжета. В связи с этим необходимо обогащать сюжетно-ролевую игру через разные формы работы.

В нашей группе ребята любят играть в моряков, отправляться в путешествия к необитаемым островам, в морские круизы по разным странам.

Для того, чтобы сюжеты игр были разнообразны и богаты по содержанию мы проводим работу по развитию необходимых, для обогащения содержания игры представлений и знаний.

Довольно распространенный способ обогащения и стимулирования игры – это предварительное и последующее чтение книг под тему игры. Надо подобрать такую худ. литературу, где чётко описываются различные события и взаимоотношения действующих лиц, которые бы легко и интересно воспроизводить в игре.

Мы познакомили детей с произведениями Б. Житкова «На льдине», С. Сахарова «Два радиста», «самый лучший пароход», «Как достали якорь», «По морям вокруг Земли». Прочитали рассказы Акушина «Батискаф», Коржикова «Родной человек». Очень интересная и поучительная книга Георгия Амонина «Спутник юнги», из которой дети узнали; кто такой юнга, боцман, сигнальщик, рулевой, командир корабля; что входит в их обязанности; какие команды они отдают, за что отвечают на корабле.

После чтения рассказов мы проводим беседы о прочитанном, о том, что они знают из телепередач, кинофильмов. Во время бесед ребята охотно делятся впечатлениями от семейных поездок на дачу, на Юг к морю, на отдых в резные страны.

Организуем встречи с интересными людьми. Для лучшего, более эмоционального восприятия детьми содержания рассказов, для понимания основного смысла бесед мы используем фотографии, иллюстрации из книг.

В результате такой работы перед детьми оживают образы и события, возникает то эмоциональное настроение, которое необходимо для реализации в играх, у ребят появляется желание действовать самим.

Следующая форма работы по обогащению содержания детской игры состоит в том, что я рассказываю детям, как я и мои друзья играли в детстве. Такие рассказы помогают решить одновременно две задачи – обогащение содержания детских игр и знакомство детей с основными моментами организации совместных игр. Начинаются данные рассказы с того, что дети, которые решили играть вместе (т. е. я и мои друзья) договариваются, во что можно интересно играть. Затем рассказываю, как мы распределяли роли, как при помощи «маленьких хитростей» мы решали конфликты и споры по поводу главных ролей (принимали роль по очереди, выбирали того, кто хорошо знает эту игру, если капитанами хотели быть двое – отправлялись в плавание на двух кораблях). Далее говорю, что мы определяли, кто и что будет делать в игре, как мы создавали игровую обстановку. После этого достаточно подробно рассказываю о содержании нашей игры, о том какие мы придумывали в игре приключения, случаи, события, раскрываю содержание ролевого взаимодействия и диалогов. Затем как мы заканчивали игру.

Дети не только с большим вниманием слушают мои рассказы, но и сами охотно рассказывают о своих играх дома, о том, как играли их родители, бабушки и дедушки.

Ещё одна эффективная форма работы, которая способствует тому, чтобы дети сами придумывали новые события — это создание тематических книг, в которых совместно с детьми мы рисовали сюжеты,достаточно выразительно отражающие разнообразные приключения и события: на море, в космосе, в семье, замке, на необитаемом острове. Затем предложила детям рассмотреть картинки и придумать маленькие истории к тем, которые больше всего понравились. Рассказы записывали сразу. Условно этот набор книжек можно назвать «Библиотечка для игры», которую мы периодически пополняем.

Эта работа хороша тем, что ребёнок получает возможность наполнить интересующую его игру многообразием событий и соответственно поиском выходов из создавшихся ситуаций.

Часто в игре дети не могут действовать согласованно, не прислушиваются к мнению партнеров, т. е. ребёнок не умеет комбинировать предложенные им и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры. Эффективным средством формирования этих сложных умений у детей является совместная игра взрослого с детьми – совместное сюжетосложение, а именно «игры-придумывания», протекающие в чисто словесном плане.

Игра-придумывание начинается с частичного изменения – «расшатывания» сюжета известной детям волшебной сказки, постепенно переходим к более сложному преобразованию знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию новых историй на основе реалистических событий. В процессе «игры-придумывания» я стараюсь ориентировать детей на слушание друг друга и продолжение рассказа партнёра.

В нашей группе дети ещё недостаточно владеют механизмами организации совместной игры. Им сложно согласовать многообразие связи разных ролей.Например: отправляясь в морское путешествие к необитаемому острову, дети вводят в игру роли радиста, боцмана, кока, штурмана и т. д. ; не в полнее понимают, что делает каждый из них. Для преодоления подобных трудностей мы используем такой методический приём, как скрытое руководство игрой, т. е. я не участвую в непосредственном процессе игры, в любой момент включаюсь в неё на некоторое время в роли диспетчера. Я, вначале игры,как диспетчер спрашиваю капитана: «Капитан ваша команда готова к отплытию? Назовите кто ещё кроме капитана, входит в вашу команду?» Таким образом, я получаю представление о принятых ролях. Чтобы выяснить насколько правильно дети понимают их связь между собой,я задаю примерно такие вопросы: «Капитан, кто уже доложил вам о готовности к отплытию?» (радист, боцман, штурман) Дайте боцману команду проверить готовность матросов». Находясь в роли диспетчера, я могу «выходить на связь» с любой ролью, начиная с главной роли капитана и заканчивая матросами, выстраивая и задавая систему ролевых взаимоотношений.

В роли диспетчера или волшебницы я могу дать толчок или подсказать дальнейшее развитие событий в сюжете игры (стадо китов, пробоина в борту корабля, надвигающийся шторм, айсберг, у пассажиров началась морская болезнь). Стараюсь подбирать такие события для игры, чтобы все участники игры независимо от роли были заняты делом. Таким образом, скрытое руководство игрой позволяет влиять на процесс игры, оставаясь за её пределами.

Немало важную роль в обогащении сюжетно-ролевой игры имеет создание предметно-игровой среды. Дети старшего дошкольного возраста многое могут и хотят сделать сами, им нужно лишь немного помочь и предложить необходимые материалы. Они уже менее зависимы при разворачивании своей игры от предметного окружения, тем не менее, предметы по-прежнему необходимы, т. к. они обслуживают задуманную детьми игру.

Игровые интересы мальчиков и девочек заметно дифференцируются. Мир девочек – это мир в доме, а мир мальчиков – мир за стенами дома.

В нашей группе каждая девочка имеет индивидуальную мини-комнату с набором мебели. Они по собственному желанию меняют интерьер комнаты, пополняют их различными бытовыми аксессуарами. Для игры девочки с удовольствием используют наборы бумажных кукол с разнообразной одеждой.

Для моделирования мы создали: планшеты – магазин, квартира, парк; макеты – сказочный дворец, замок, мини-крепость; напольное панно «Дорожное движение» с набором домов разной конструкции, дорожных знаков, автосервиса.

Для реализации своих фантастических замыслов дети активно используют панно для режиссерских игр: «Космос», «Подводный мир», «Необитаемый остров». К этим играм мы подобрали характерные атрибуты, мелкие игрушки.

Систематически пополняется атрибутика к таким сюжетно-ролевым играм, как «Больница», «Магазин», «Кафе», «Аптека», «Моряки», «Космонавты» часть которой является результатом художественно- продуктивной деятельности детей.

Все дети любят наряжаться, поэтому мы оформили костюмерную,где собрали целую коллекцию разных вещей: платья, юбки, жилетки, шляпы, короны, различные накидки. Они в одно мгновение могут превратить мальчика в мушкетёра, а девочку в принцессу. Наряды помогают детям не только вжиться в собственную роль, но и воссоздать в представлении целую ситуацию, они необходимы для перевоплощения.

В нашей группе развивающая среда строится с учётом интересов и желаний детей.

Все вышеперечисленные формы работы способствуют обогащению сюжетно-ролевой игры. Дети приобретают умения совместно разворачивать новые сюжеты. Придавать самостоятельной игре, на любую тему, более творческий и согласованный характер.

Несмотря на то, что мы в своей группе используем все формы работы с детьми, у нас существуют проблемы – ребята всё реже и реже хотят играть в те игры, которые предлагает программа «Радуга». Причина возникновения этой проблемы в том, что дети стали играть в компьютерные игры, смотрят видеофильмы, современные иностранные мультсериалы и поэтому, гораздо чаще разворачивают сюжеты по ним.

В этой ситуации мы воспитатели затрудняемся ввести какой-либо сюжет в игру, т. к. недостаточно знакомы с большим количеством мультфильмов, с их фантастическими героями.

Однако, начатую работу по обогащению сюжетно-ролевой игры необходимо продолжать, расширять и пополнять не только знания детей, но и знания воспитателей.

Источник

Ольга Шикина
Обогащение игрового опыта детей через подбор игр и игрушек

«Обогащение игрового опыта детей через подбор игр и игрушек»

Слайд 2: Эта тема актуальна тем, что игра является — одной из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни, нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.

Для детей младшего возраста ведущей является предметная деятельность. Преобладающим способом решения игровых задач в этом возрасте является игра с игрушками в подготовленной взрослым ситуации. Не изобилие игрушек решает вопрос о возможности развития полноценной содержательной игры, а в первую очередь то, в какой связи с детским опытом, с впечатлениями от окружающей жизни игрушка дана ребенку.Слайд 3: Наблюдения за игровыми действиями детейв младшем возрасте позволили сделать следующие выводы:

• дети играют сами по себе;

• не знают, как играть с понравившейся игрушкой;

• дети не умеют слушать взрослого и адекватно реагировать на просьбу взрослого;

• не хотят и не умеют делиться игрушками;

• многие родители не принимают участия в играх детей дома.

Слайд 4:В связи с этим была поставлена цель:

Формирование игровых умений и действий с игрушками у детей

младшего дошкольного возраста.

Слайд 5:Поставлены задачи:

1. Создать условия для возникновения сюжетно-отобразительной игры.

2. Учить детей действовать с предметами и игрушками, объединять их несложным сюжетом.

3. Учить понимать и принимать игровые задачи, поставленные взрослыми.

4. Выполнять в игре 2 – 3 последовательных эпизода.

5. Обогащение игрового опыта детей для последующего возникновения сюжетно-ролевой игры.

6. Развивать умения детей переносить с помощью воспитателя знакомые действия с игрушками в новые игровые ситуации.

7. Положить начало формирования заботливого, доброжелательного отношения к игрушкам.

Слайд 6:

Решив поставленные задачи мы ожидаем следующие результаты:

• Дети будут уметь использовать игрушку по назначению

• Дети смогут переносить знакомые действия с игрушками в новые игровые ситуации

• Смогут осуществлять элементарные взаимодействия между собой на доступном им уровне

• Дополняют игровую обстановку недостающими предметами и игрушками

• Формирование условного игрового действия, замещающего реальное действие с «настоящими» вещами (предметы-заместители)

Слайд 7: Направления работы

1. Создание предметно — развивающей среды

2. Совместная с детьми деятельность (НОД, режимные моменты, игровая деятельность детей, индивидуальная работа)

3. Самостоятельная деятельность детей (дидактические игры детей, игры рядом)

4. Работа с родителями

Слайд 8: Используемая литература

Слайд 9: Этапы работы – подготовительный в котором участвовали воспитатели и родители они организовали предметно игровую среду. Купили

Модульнуяю детскую мебель: кухонный гарнитур, кукольный игровой столик.

Муляжи овощей, фруктов, фигурки животных, людей и др.

Набор игрушек для мальчиков (машины, конструктор, строительный материал и др.)

Набор игрушек для девочек (куклы, посуда, коляски, кроватка и т. д.)

Слайд 10: Игровое пространство группы

Слайд 11: 2 этап — Воспитатели и дети — обогащение опыта детей.

НОД: «Дом для матрешки», «Угостим куклу чаем», «Строим мебель для игрушек», «Скамеечки для игрушек», «Испечем оладушки» (лепка, «Покатаем кукол» и др.

Режимные моменты,Утренний и вечерний отрезок времени Дидактические игры:«Уложим Машу спать», «Искупаем Катю», «Заборчик для петушка», «Мишка с зайкой танцуют»,«Покатаем Мишку», «Перевезем урожай»и др.

Умывание, одевание, раздевание, прием пищи.

Прогулка: Игры с песком («Испечем пирожки», водой («Теплая-холодная вода», снегом («Покатаем Степашку на санках»)

Слайд 14: 3 этап – Воспитатели + родители + дети (завершающий)

Консультации для родителей:

• Особенности развития эмоциональной сферы

• Особенности предметно-отобразительной игры

• История возникновения игрушки

Родительское собрание:

круглый стол «Игрушка в жизни дошкольников»

Слайд 15:К родительскому собранию был проведен конкурс : «Игрушки, своими руками»;

Выставка этих игрушек: Куклы из ниток, кот, гусеница, кораблик, котенок, курица с яичком, игрушка-шумелка (домик, Цыпленок и др.

Слайд 16: 4 этап. Дети (самостоятельная игровая деятельность детей)

Слайд 17: Игры с машинами, строительным материалом

Слайд 18: Результаты работы с детьми в первой младшей группе

• Может играть рядом, не мешать другим детям; подражать действиям сверстника и взрослого

• Использует игрушку по назначению, осуществляет перенос действий с объекта на объект,

• Использует предметы заместители

• Общается в диалоге с воспитателем, в самостоятельной игре сопровождает свои действия речью

• Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками и взрослым, делится игрушками

• Родители активно включились в игровую деятельность с детьми

Слайд 19: Заключение

От своевременного обогащения опыта детей, умение действовать с игрушкой, от правильного руководства игрой зависит успех в выполнении детьми игровых действий, умение жить в едином детском коллективе.

Слайд 20: Используемая литература

Слайд 21: Спасибо за внимание.

Источник

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12 «Звездочка» г.Ртищево Саратовской области»

Консультация для воспитателей

 «Социальное развитие ребенка

через обогащение сюжетно-ролевых игр»

  Лысенкова С.Е., старший воспитатель,

2013г

“Без игры нет и не может быть полноценного

умственного развития. Игра – это огромное

светлое окно, через которое в духовный мир

ребенка вливается живительный поток

представлений, понятий. Игра – это искра,

зажигающая огонек пытливости и любознательности”.

В.А. Сухомлинский.

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10 – 15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают. Их интересы ограничены, а игры однообразны. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не творцы. Если говорить о современных детях, прежде всего нужно сказать, дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано с целым рядом причин.

Во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Все стремятся детей научить как можно раньше – читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка дошкольника – игровая. Именно через игру в этом возрасте можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать. Без этого важного “игрового” периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развития целой полноценной личности.

Во-вторых, родители современных детей сами принадлежат к неиграющему поколению, их детство тоже прошло без игр, тоже было насыщено обучающими элементами. Именно поэтому родители не играют со своими детьми, они очень часто не умеют этого делать. И третья причина – отсутствие возможности передавать игровой опыт от более старших детей к более младшим. Современные дети, как правило, играют в обучающие игры по правилам взрослых, часами просиживают у телевизоров, проигрывая вместе с героями сериалов взрослую жизнь, с трудом отрываются от компьютерных монстров, выплескивая свою энергию и агрессивность в безопасное пространство.

И как следствие, малыши не через игру узнают мир, плохо усваивают систему отношений в обществе, мало развиваются и не учатся премудростям, а значит не формируются как личности. А ведь именно игра позволяет скорректировать возникающие проблемы и сложности в отношениях. Говоря о социальном воспитании ребёнка, прежде всего имеют в виду формирование зрелой, социально активной личности. При этом у ребёнка необходимо сформировать следующие умения:

  • Ориентироваться в конфликтах и адекватно их разрешать;
  • Получать, обрабатывать, оценивать нужную информацию;
  • Принимать самостоятельные решения;
  • Предвидеть последствия чужих, учиться на своих ошибках;
  • Брать на себя ответственность за совершаемые поступки.

Для формирования данных качеств наиболее удачным методом является сюжетно-ролевая игра. Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть». Ребенок овладевает игрой, втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей. Естественным путем это происходит, когда ребенок входит в разновозрастную группу, включающую в себя несколько поколений детей. Дети в таких разновозрастных группах обладают разным уровнем игры: старшие дети используют все возможные способы построения игры, а младшие дети подключаются на доступном уровне, проникаясь в целом «духом игры». Постепенно дети накапливают игровой опыт – и в плане игровых умений, и в плане конкретной тематики; становясь старше, они уже сами становятся «носителями игры», передающими ее другому поколению младших детей. В этом и заключается естественный механизм передачи игровой культуры.

У современного дошкольника существует мало шансов приобрести их таким образом, поскольку неформальные разновозрастные группы в настоящее время – большая редкость. Раньше они существовали в виде дворовых сообществ или группы братьев и сестер разного возраста в одной семье. Сейчас дети разного возраста сильно разобщены. В детском саду дети подбираются в группу по одновозрастному принципу, в семьях чаще всего только один ребенок, а дворовые и соседские сообщества становятся редкими из-за чрезмерной опеки взрослыми дошкольников и занятости школьников в школе, специализированных кружках и т. п. Сильными факторами разобщения детей являются телевизор и компьютер, у которых они проводят много времени.

Итак, что же такое сюжетно-ролевая игра?

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА – это ориентировочная (условная) деятельность; действия в ней связаны с предметами-заместителями, и ребенок принимает их условно за настоящие. Сущность игровой деятельности заключается не только в технике выполнения действий, сколько в переходе от практического к умственному действию. Дошкольник видит один и тот же предмет с разных позиций (камушек — это мел, хлеб, сахар и др.), сам переходит с одной позиции на другую (изменение ролей в игре). Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь. 

Сам ребенок научиться играть в сюжетно-ролевые игры не сможет, а если сможет, то его игры будут бедные по содержанию и непродолжительные по времени. Это происходит из-за того, что ребенок еще не освоил мир вокруг себя. У ребенка еще не сложились представления о том мире, в котором существуют взрослые. Чем больше вы будете играть и давать ребенку знаний о взрослой жизни, тем разнообразней, интересней будут его игры. Но как бы ни увлекала детей игра, они не теряют чувство реальности. Становясь участником совместной игры, ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с товарищами, подчиняться тем правилам, которые устанавливаются в игре и до игры.

Ролевая игра как форма передачи социального опыта появилась одновременно с человеком, а возможно, и задолго до него. Воспроизведение в игре социальных ролей является необходимым условием и для развития ребёнка. Уже в раннем возрасте ребёнок начинает играть в ролевые игры, примеривая на себя ту или иную роль. Детям в возрасте 4-5 лет очень важно играть в ролевые игры: «в доктора», «в дочки-матери», «в продавца-покупателя». В процессе игры пополняется активный словарный запас, ребёнок учится излагать свои мысли, вести диалоги. В семь лет ребёнок играет в “школу”, “путешествия”. Необходимость игры объясняется потребностью детей примерить на себя в игре социальные роли взрослых. Ролевые игры в детском возрасте возникают спонтанно, и роли распределяются по принципу “чур, я буду”. У ребёнка не всегда хватает знаний, мало жизненного опыта, чтобы построить адекватную социальную модель, и он постигает жизнь через игру. С помощью игры мы можем показать самому ребёнку адекватную реакцию социума на его поведение, решения, поступки в реальной, ощутимой для подростка форме,  не травмируя его личность.  Игра необходима для полноценного развития каждого индивида, в игре можно приобрести новые навыки, с её помощью можно опробовать новые способы взаимодействия с окружающими, которые потом можно применять в жизни.

Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Термин «руководство игрой» обозначает в педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением.

Предметно-игровая среда является мощным средством воздействия взрослого на самостоятельную игру ребенка, на степень овладения им игровым опытом и обогащением содержания игры. Педагог меняет предметно-игровую среду в зависимости от практического и игрового опыта детей: в младших группах создает тематические наборы, а в старших предлагает детям самостоятельно сконструировать обстановку для игры с помощью подсобного материала, собственных поделок, игрушек, предметов-заместителей и пр. Предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их игры. Участие детей в создании игровой обстановки, бережное отношение к ней со стороны педагога оказывает влияние на развитие игр. Дети должны иметь возможность приспосабливать, передвигать мебель, т. е. самостоятельно организовывать и преобразовывать игровое пространство.

Педагог, принимая участие в организации сюжетно-ролевой игры, должен передавать постепенно усложняющийся опыт построения сюжетной игры, заботится о создании предметно-игровой обстановки в группе, которая будет являться стимулом развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры.

 Как уже говорилось выше, ведущей деятельностью детей-дошкольников является игра. Сегодня наиболее актуальным является реализация в образовательном процессе современных развивающих педагогических технологий. Поэтому в последнее время наиболее актуальной определяется проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждения современных игровых технологий. Известно, что сюжетно-ролевая игра в классификации игровой деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми, природой. От правильного руководства игрой, от своевременного обогащения сюжетно-ролевых игр, зависит успех выполнения игровых действий, умение детьми жить в едином детском коллективе.

Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть. Малышей привели в детский сад, какие они разные, непохожие друг на друга. В группу пришли  малыши с разными характерами: молчаливые, разговорчивые, драчуны и забияки. Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам (социально-личностное воспитание). Поэтому перед нами стоит задача воспитывать это чувство у детей с первых дней пребывания в детском саду и  для этого необходимо использовать  сюжетно-ролевые игры. Необходимо наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком. Этому способствуют следующие задачи:

• научить ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре;

• тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.

В каждой возрастной группе работа по развитию сюжетно-ролевых игр должна осуществляться в двух направлениях:

• Создание необходимой игровой среды

• Непосредственное руководство играми детей.

В первое время, когда некоторые дети не знают друг друга, они играют в одиночку и довольно разнообразно. Необходимо помочь им сплотиться в единый коллектив. К концу младшей группы дети должны научиться играть небольшими группами, причём проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, уступать игрушки товарищам. Снизить конфликтные ситуаций. Использовать сюрпризные моменты, игрушки Ёжик и Лисенок, весёлый Незнайка и Карандашкин, интерактивные игрушки. С их помощью научить детей запоминать некоторые правила игры. К 5 годам наступает расцвет ролевой игры. Дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группировки. Игровые интересы устойчивы. Они могут играть часами, днями, неделями в игры с одним и тем же сюжетом, причём каждый раз сначала. Дети начинают играть более уверенно, самостоятельно. Если малыши с удовольствием принимают воспитателя в игру, даже уступая ему главные роли, то теперь все главные роли они принимают на себя. Роль воспитателя – это роль скрытого руководства. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры. В играх детей появляются лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные соглашаются с лидером и обычно подстраиваются. Разногласия случаются крайне редко, и их они учатся улаживать самостоятельно.

Таким образом, через сюжетно-ролевые игры, и предварительную работу решаются образовательные, воспитательные, развивающие задачи. В процессе сюжетно-ролевых игр и подготовки к ним у ребенка дошкольного возраста проявляется следующая деятельность: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы и продуктивная.

В процессе сюжетно-ролевых игр и общения с детьми, воспитатель:

1. Дает информацию детям о социальной жизни человека через чтение художественной литературы, беседы, использование ИКТ-технологий просмотр видео и мультфильмов и их обсуждение, дидактические игры и так далее.

2. Помогает ребенку определиться с ролью в игре, что в дальнейшем позволит делать это ребенку самостоятельно.

3. Помогает ребенку устанавливать и усваивать правила и нормы социального поведения через игру, контролировать свое поведение, регулировать эмоциональное состояние.

4. Постепенно от совместной деятельности ребенок переходит к самостоятельной деятельности со сверстниками умея договориться, выбрать игру, распределять роли, создавать сюжет и развивать его в совместной деятельности со сверстниками.

5. В дальнейшем игра должна проходить в режиме реального времени сочетая в себе реальную жизнь (например: трудовая деятельность) и игру, что позволяет ребенку чувствовать себя не просто ребенком, а составной частью общества, который может приносить пользу и радость окружающим.

Таким образом, схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.

Построение игровой деятельности должно происходить на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Источник