Обогащение словаря ребенка по развитию речи
Полина Демкина
Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста
Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно, что обогащение и расширение словаря идёт одновременно с ознакомлением детей с окружающей действительностью.
Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить: его значение или заключённый смысл.
Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.
Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам их не употребляет. Пассивный словарь гораздо больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.
Перевод слов из пассивного словаря в активный словарь, представляет собой специальную педагогическую задачу. Вводить слова надо в речь ребёнка планомерно, систематически. Ознакомление детей с окружающим, обогащение и расширение словаря детей дошкольного возраста (как активного, так и пассивного, происходит как в процессе обучения, так и в играх, в разных видах деятельности, а так же в повседневной жизни.
Обогащение словаря детей происходит и в их творческой деятельности, в процессе ознакомления с искусством. Просмотр телевизионных передач, кинофильмов чрезвычайно расширяет кругозор детей, делает понятным новые для них слова, благодаря сочетанию слуховых и зрительных восприятий. Активизации словаря, особенно образного, содействуют показ кукольного и настольного театра, участие в праздничных утренниках, детских концертах, номерах художественной самодеятельности.
И так, словарная работа должна осуществляться совокупностью разнообразных средств воздействия на детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким словарным запасом, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу и телевизионные передачи и пр.
Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории.
Особенностью словаря дошкольника является то, что словарь детей дошкольного возраста значительно меньше по своему объёму по сравнению со словарём взрослых, так как опыт познания ребёнка и, следовательно, объём накопленных сведений об окружающем значительно уступает объёму знаний взрослого человека.
Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста так же происходит и в процессе ознакомления их с произведениями художественной литературы.
Через художественное слово — пословицы, поговорки, стихи, загадки, пестушки, рассказы, сказки, повести, баллады дети обогащают свой словарный запас. Расширяют и углубляют свой кругозор, получают необходимые для жизни знания, умения и навыки. Обогащение пассивного и активного словаря происходит в процессе наблюдения, бесед с взрослыми и сверстниками.
Следует приучать детей подчинять свои наблюдения определённой цели.
Репродукции картин русских и зарубежных художников – это важное средство эстетического и нравственного воспитания. При правильном его использовании можно значительно обогатить словарь детей дошкольного возраста.
Для обогащения словаря большой эффект имеют просмотр кинофильмов, телефильмов, видеофильмов, диафильмов и диапозитивов для детей.
Новые слова, которые дети узнают в процессе наблюдений, экскурсий, после просмотра телевизионных передач закрепляются в сознании и памяти детей благодаря индивидуальным и групповым беседам, играм и другим видам детской деятельности.
Взрослому необходимо создавать такие речевые ситуации, которые побуждают детей употреблять определённое слово, словосочетание и предложение. Взрослому необходимо стремиться не только к обогащению словаря детей, но и к его активизации, те есть к закреплению полученного детьми языкового материала в самостоятельной речевой деятельности.
Достаточно богатый и разнообразный словарь – основа развития связной речи, состоящей из правильно составленных предложений.
Взрослым необходимо поощрять детей, когда они используют образные выражения, различные предложения, когда выражают своё отношение к различным событиям. Положительная оценка самостоятельного решения речевой задачи, даёт ребёнку уверенность в себе и в своих силах, что благоприятно влияет на его связную речь и особенно умственное развитие.
РЕКОМЕНДАЦИИ Е. И. ТИХЕЕВОЙ
К ПРОВЕДЕНИЮ БЕСЕД С ДЕТЬМИ:
Не давать детям удаляться от главной темы
Неуклонно вести к конечным выводам.
Не прерывать детей без необходимости.
Относить замечания и поправки к концу.
Не требовать от детей полных ответов.
Беседа должна вестись естественно и непринуждённо. Краткий ответ, раз он лаконичен и грамматически верен, может быть убедительнее распространённого.
Не злоупотреблять вопросами, обходиться без них, если можно достигнуть той же цели, путём краткого указания, напоминания.
Побуждать детей задавать вопросы.
Привлекать к оценке высказываемых мыслей и их словесного изложения всех детей.
Вызывать соревнование и желание высказаться ясно и изыскано.
Родителям рекомендуется больше обращать внимание на развитие активности, самостоятельности их детей, задавать им больше вопросов и предлагать задания, которые ребёнок должен выполнить сам.
Источник
Екатерина Лукьянчикова
Обогащение и активизация словаря детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр и упражнений
«Обогащение и активизация словаря детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр и упражнений»
Е. Н. Лукьянчикова, воспитатель МБДОУ №83, г. Орла
В последние годы увеличилось число дошкольников с низким уровнем речевого развития. Это связано с социально-экономическим положением в обществе, которое часто не позволяет родителям уделять достаточно времени для всестороннего развития своих детей. Живое общение заменили игрушки, телевидение, компьютеры. Родители мало общаются с детьми, общение детей со сверстниками сведено к минимуму. Поэтому речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны, разговорная речь бедна, малословна, в ней присутствуют слова «паразиты», словарь дошкольника беден.
«Речевое развитие» в ФГОС ДО выделена, как основная образовательная область. Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, средство самопознания, саморазвития. Одной из направлений речевого развития является словарная работа. Уровень развития речи в целом и словаря существенно влияет на успешность обучения в школе. На это указывают в своих работах Ю. С. Ляховская, Н. П. Савельева, А. П. Иваненко, Е. М. Струнина.
Слово – основная единица языка, и развитие речи невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
Дошкольное детство является благоприятным периодом в накоплении знаний и формировании словарного запаса. Важным условием формирования словаря ребенка дошкольника является выбор педагогами эффективных и целесообразных методов, приёмов, и форм.
Исходя из вышесказанного, мы считаем, что развитие речи ребёнка дошкольного возраста является одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОО. Решением данной проблемы мы видим в обогащении и активизации словаря ребенка старшего дошкольного возраста посредством речевых игр и упражнений.
Работая в дошкольной организации, мы наблюдаем у наших воспитанников бедность словаря, аграмматизмы, нарушения коммуникативного акта, слабая память, быстрая утомляемость, неумение сосредоточиться. Дефекты речевого развития задерживают формирование познавательной сферы. Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие – развитие значений слов, по словам Л. С. Выготского, представляющее «грандиозную сложность». Необходимо, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.Для этого нами были выделены следующие задачи:
1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе.
2. Закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.
3. Активизация словаря. Усваиваемые детьми словаделятся на две категории: пассивный словарь и активный словарь. В работе с детьми необходимо, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Слово должно быть закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз.
Для решения поставленных задач нами была проведена работа с родителями. Им предлагались речевые игры, которые они могли бы использовать по дороге в детский сад и из него, а также применять их в различных ситуациях дома. Например, «Доскажи словечко», «Какой, какая, какое?», «Угадай кто это?» и т. п.Обновлялась и пополнялась предметно-пространственная игровая среда:художественная литература: стихи, сказки, потешки, загадки, скороговорки; дидактические игры, игрушки, настольно-печатные игры;иллюстрации: предметные и сюжетные картины, а так же игрушки в сюжетных зонах.
Нами был составлен перспективный план речевых игр и упражнений по активизации словаря в старшей группе. При разработке данного перспективного плана мы руководствовались требованиями Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой — М.: Мозаика – Синтез, 2015г. Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №83 комбинированного вида» г. Орла. Руководствовались «Программой развития речи дошкольника» О. С. Ушаковой – М.:ТЦ Сфера, 2017г.
Разработанный комплекс речевых игр и упражнений рассчитан на 1 учебный год. Указанные в перспективном плане игры и упражнения приводились как на занятиях, так и в режиме дня.
При их проведении использовался такой приём, как вопрос. Например, «Можно ли так сказать? Как сказать лучше? Кто скажет по-другому?». И т. п. От формулировки вопроса зависит направление и содержание мыслительной деятельности детей, вопрос должен вызывать их умственную активность. Ставя вопросы, мы не просто добивались воспроизведения знаний, а учили детей обобщать, выделять главное, сравнивать, рассуждать. При этом не спешили с оценкой ответа, предлагали детям подумать, обсудить, какой ответ правильнее. Давали возможность высказать свое мнение как можно большему количеству детей,отвечая на такие вопросы: «Почему ты думаешь, что так можно сказать? Скажи детям, как ты это понимаешь».
Так же для развития словаряиспользовались следующие виды заданий:
подбор синонимов к словосочетаниям. В процессе словарной работы дети встречались с таким явлением, как синонимия. Детям давались синонимы, понимание которых им уже доступно. Работа с ними способствовала пониманию разных значений многозначного слова, помогала вдумываться в смысл употребляемых слов и употреблять в высказываниях наиболее подходящие слова, избегать повторений. Для подбора синонимов предлагались словосочетания и предложения такие как,например: «Листик летит», «Бабочка летит». У детей спрашивали: «Какое слово повторяется? Давайте попробуем его заменить. «Листик летит» — как сказать по-другому?» (Падает, кружится.) Ко второму словосочетанию такие ответы: «Порхает, парит».
Умение подбирать синонимы помогает детям точнее оформлять свои высказывания.
Работа над антонимами полезна тем, что приучает к сопоставлению предметов и явлений окружающего мира.
Специальные речевые ситуации достаточно эффективны в формировании умения подбирать синонимы и антонимы, когда дети ставятся в условия, требующие точного словесного обозначения. Например,давалась следующая ситуация: «Если дует сильный ветер идёт дождь, небо затянуто тучами, то какими словами можно сказать про погоду, какая она?» (Холодная, дождливая, пасмурная). Затем даётся противоположная ситуация: «Если нет ветра, небо голубое, светит солнце, тепло, то, как можно сказать про такую погоду, какая она?» (Безветренная, ясная, солнечная, тёплая). Подобные задания по продолжительности короткие и использовались на прогулке.
Выполнение таких заданий способствовало формированию точности словоупотребления, умения выбирать слова, точно обозначающие предмет, действие, качество.
Для активизации глаголов задавались аналогичные вопросы,например: «С неба падают снежинки. А как сказать по-другому?» (Летят, кружатся, порхают, сыплются) и т. д.
Нами так же практиковались задания на составление предложений с отдельным словом для формирования умения употреблять слова. В начале предлагались многозначные слова разных частей речи: имена существительные, прилагательные, глаголы. Составляя словосочетания и предложения, дети обучались осмысленному употреблению слов в различных грамматических формах и значениях. Вначале предлагалось составить словосочетания и предложения из двух слов, например, со словом «мокрая» — «Мокрая трава», «Мокрая скамейка». Затем составлялись распространённые предложения с тем же словом: «Утром от росы мокрая трава» и др.
Использовали составление загадок самими детьми, что явилось эффективным методом активизации словаря. Очень важно, чтобы ребёнок мог не только назвать предмет, но и правильно обозначить его качества, действия с ним. Этому способствовали повседневные наблюдения, рассказы воспитателей, экскурсии. При этом в своей речи мы употребляли разного рода определения и вопросы.
Использование вышеперечисленных методов и приемов при проведении словарной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка речевой среды позволяет нам выстроить эффективную работу по развитию речи воспитанников, обогатить и активизировать словарный запас детей. Чем богаче словарный запас дошкольника, тем легче ему высказать свои мысли, уметь сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства, то есть в конечном итоге служит развитию связности речи, что помогает устанавливать содержательные и полноценные отношения со сверстниками и взрослыми.
Список литературы
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
2. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада / В. В. Гербова. — М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 80 с.
3. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф. А. Сохина. — М.: Просвещение, 2005. — 159 с.
4. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. — М.: Владос, 2004. -288 с.
5. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников. – М.: Институт психотерапии, 2001. – 256 с.
Источник
Анна Близнюк
Консультация для воспитателей «Приёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов МБДОУ №65 «Фестивальный»
ПРИЁМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Подготовила: учитель-логопед А. В. Близнюк.
Богатство словаря — признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу.
Задачи детского сада по формированию словаря детей:
Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).
Во-вторых, закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.
В-третьих, активизация словаря. Усваиваемые детьми словаделятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении — еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы.
Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Например, дети свободно говорят строфы К.Чуковского: «Да здравствует мыло душистое!» — но редкий ребенок, нюхая розу,скажет: «Какой душистый цветок» или,трогая пушистую шапочку: «Какая пушистая шапочка!» В первом случае он скажет, что цветок хорошо пахнет, во втором — что шапочка мягкая. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.
В-четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.
Воспитатель специальными приемами добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову. (Почему так говорят? Можно ли так сказать? Как сказать лучше, точнее). Воспитывая культуру устной речи, необходимо отучать детей от грубых выражений или слов просторечных, заменяя их литературными.
Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста
1. Развитие активного словаря
•Игра «Чудесный мешочек»
Цель: расширение предметного словаря, в процессе расширения словаря обратить внимание на правильность грамматического оформления слов.
В мешочек помещаются разные предметы (игрушки, овощи, фрукты и т. д.). Ребёнок опускает в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определяет и называет то, что он ощупывает.
•Упражнение «Запомни и назови»
Цель: развивать активный словарь детей.
Детям в определённом порядке показываются картинки с изображением фруктов (не более 5). Затем картинки убираются.Дети воссоздают увиденное в нужной последовательности: лимон, виноград, апельсин, груша, яблоко.
•Упражнение «Что это?»
Цель: расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия.
Детям предлагается закончить предложение, а потом вслед за взрослым повторить его полностью.
Берёза, осина, дуб — это. Ромашка, василёк, незабудка — это. Комар, кузнечик, жук — это. Заяц, лиса, волк — это. Кукушка, сова, орёл — это.
•Упражнение «Какой?»
Цель: развитие словаря признаков.
Детям предлагается подобрать прилагательные к слову лес (большой, зелёный, красивый, густой, богатый, тихий, таинственный, сосновый, тёмный, зимний, дремучий).
2. Усвоение значений слов путём включения в контекст сопоставления близких по значению слов (синонимов, противопоставления (антонимов)
•Игра «Скажи по-другому» (с волшебной палочкой).
Цель: ввести в речь детей синонимы разных частей речи.
Дети встают в круг и, отвечая, передают друг другу волшебную палочку.
Бой — битва, сражение.
Буря — ураган, шторм.
Доктор — врач.
Детвора — дети, ребята.
Холод — стужа, мороз.
Вежливый — любезный.
Дремучий — густой, глухой.
Жаркий — знойный, горячий.
•Игра «Упрямые дети»
Цель: учить понимать и подбирать слова с противоположным значением.
Детям сообщается, что они вдруг стали упрямыми и должны говорить всё наоборот. Например, если они услышат слово «открыл», то должны сказать «закрыл».
отъехал – приехал, вылетел – залетел;
въехал – съехал, взлетел – приземлился;
выехал – заехал, укатил – прикатил;
заплыл – выплыл, уплыл – приплыл.
•Упражнение «Угадай слово» (образование антонимов).
Цель: научить детей подбирать прилагательные с противоположным значением.
Детям предлагается закончить предложение, а затем повторить его полностью. Дуб большой, а рябина.
Сосна высокая, а куст.
Пчела летает, а гусеница.
Дорога широкая, а тропинка.
Опёнок съедобный, а мухомор.
3. Развитие словообразования
•Игра «Назови ласково»
Цель: научить детей образовывать существительные с ласкательным значением.
блюдце -… овца -… собака -…
белка -… сани -… ложка -…
•Упражнение «Что приготовим?»
Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.
Из яблока — яблочное повидло;
Из банана — банановое повидло;
Из лимона — лимонный сок;
Из груши — грушевый компот.
4. Усвоение лексической сочетаемости слов
•Упражнение «Запомни и измени слово по образцу»
Цель: учить изменять существительные по числам (1, 2, 6 – тетрадь, тетради, тетрадей)
Лампа, кошка, стул…
•Упражнение «Один — много»
Цель: научить детей образовывать множественное число существительных и правильно употреблять их в предложении.
Это лимон, а это …. лимоны.
Это груша, а это. груши.
Это яблоко, а это …. яблоки.
•Упражнение «Какого цвета»
Цель: учить правильно согласовывать название предмета с названием признака.Образец: яблоко красное.
Майка, флажок, мяч, полотенце, тарелка.
Литература
1. Нарушение речи у дошкольников/Сост. Р. А. Белова-Давид – М.: Просвещение. 1972.
2. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.
3. Тихеева Е. И. Развитие речи детей: Пособие для воспитателей дет. Сада / Под ред. Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение,1981.
Источник