Обогащение словаря ребенка основа речевого развития
Консультация для родителей
Обогащение словаря ребёнка – основа речевого развития.
Учитель-логопед МАДОУ ДСОВ № 19
Н.П.Бердоносова
Обогащение словаря ребёнка – основа речевого развития.
Словарный запас — это набор слов, выражений, понятий, которые человек понимает и использует в своей речи. Словарный запас развивается с возрастом и служит как полезный и фундаментальный инструмент для общения и приобретения новых знаний. Накопление словаря одна из основных составляющих в развитии речи человека. И чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее, разнообразнее его устная речь.
Самые первые слова у ребенка обычно появляются к году. Эти слова (чаще всего мама, папа) обозначают не только конкретный предмет или человека, но и могут выражать целую мысль. Одно и то же слово ребенок может использовать и как жалобу, и как просьбу дать ему игрушку, «взять на ручки», или отказ делать что-либо и т. п. В дальнейшем у ребенка появляются все новые и новые слова, которые он постепенно начинает связывать между собой, выстраивать простую фразу. В первую очередь ребенком усваиваются те слова, которые непосредственно связаны с его жизнью, — названия окружающих предметов, игрушек, повседневных действий. При этом количество имеющихся у ребенка слов зависит от тех условий, в которых он живет и воспитывается.
Словарь человека складывается из двух составляющих: пассивный словарь и активный.
Пассивный словарь — слова, выражения, которые мы знаем, понимаем, но в речи не используем, или используем, но редко. Активный — это повседневный, общеупотребительный набор слов.
Словарный запас детей должен обогащаться не только в количественном, но и в качественном отношении, когда складывается понимание значения слов. В раннем дошкольном возрасте формируется основа, закладывается фундамент для становления лексического значения слов.
Рост словаря происходит за счет разнообразных частей речи, для раннего дошкольного возраста это в основном существительные, глаголы и прилагательные. У ребенка формируются связи между предметом, его изображением, словом, его обозначающим. Дальше он знакомится с действием, выполняемым предметом, и словом, обозначающим действие. После добавляются слова-признаки или описания.
Ребенок с помощью взрослого учится согласовывать их, складывать в фразу.
Активная речевая среда способствует более полному речевому развитию ребенка. Посредством этого накапливается пассивный словарь, понимание обращенной речи. Частое называние отдельных предметов, описание их свойств постепенно откладывается в памяти ребенка. Также он знакомится с грамматическими формами и нормами родного языка. Постоянная беседа с ребенком обеспечивает и формирование диалогической речи.
Логопедическая работа с детьми раннего возраста включает в себя три направления.
— Это развитие импрессивной речи и формирование предпосылок речевого мышления. Сюда входит развитие слухового внимания к речевыми и неречевым звукам и стимулам; развитие зрительного внимания, тренировка зрительной, слуховой, тактильной памяти; активизация жестовых средств общения; обучение пониманию и выполнению речевых инструкций с наглядной опорой и без.
— Формирование активной речи и коммуникативных навыков. Что включает активизацию речевых вокализаций, обучение построению предложения — от слова-предложения до простого двусоставного предложения.
— также проводится работа по профилактике фонематических нарушений, нарушений слоговой структуры слова и звукопроизношения.
Большая роль отводится работе с родителями, воспитателями. Навык речи у ребенка формируется по подражанию, и поэтому необходимо, чтобы речь окружающих взрослых была чёткой, правильной.
Требования к речи окружающих ребенка взрослых:
- правильность — речь должна быть чистой, без речевых нарушений;
- четкость — слова произносятся четко, часто с утрированной артикуляцией звуков;
- простота — взрослый говорит короткой простой фразой из 2-4 слов;
- повторяемость;
- употребление по несколько раз одних и тех же слов, предложений;
- богатство — взрослый использует в речи различные интонации, силу голоса, темп речи.
Эти требования относятся не только к родителям, но к специалистам детских учреждений.
Источник
Анна Близнюк
Консультация для воспитателей «Приёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов МБДОУ №65 «Фестивальный»
ПРИЁМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Подготовила: учитель-логопед А. В. Близнюк.
Богатство словаря — признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу.
Задачи детского сада по формированию словаря детей:
Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).
Во-вторых, закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.
В-третьих, активизация словаря. Усваиваемые детьми словаделятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении — еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы.
Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Например, дети свободно говорят строфы К.Чуковского: «Да здравствует мыло душистое!» — но редкий ребенок, нюхая розу,скажет: «Какой душистый цветок» или,трогая пушистую шапочку: «Какая пушистая шапочка!» В первом случае он скажет, что цветок хорошо пахнет, во втором — что шапочка мягкая. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.
В-четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.
Воспитатель специальными приемами добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову. (Почему так говорят? Можно ли так сказать? Как сказать лучше, точнее). Воспитывая культуру устной речи, необходимо отучать детей от грубых выражений или слов просторечных, заменяя их литературными.
Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста
1. Развитие активного словаря
•Игра «Чудесный мешочек»
Цель: расширение предметного словаря, в процессе расширения словаря обратить внимание на правильность грамматического оформления слов.
В мешочек помещаются разные предметы (игрушки, овощи, фрукты и т. д.). Ребёнок опускает в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определяет и называет то, что он ощупывает.
•Упражнение «Запомни и назови»
Цель: развивать активный словарь детей.
Детям в определённом порядке показываются картинки с изображением фруктов (не более 5). Затем картинки убираются.Дети воссоздают увиденное в нужной последовательности: лимон, виноград, апельсин, груша, яблоко.
•Упражнение «Что это?»
Цель: расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия.
Детям предлагается закончить предложение, а потом вслед за взрослым повторить его полностью.
Берёза, осина, дуб — это. Ромашка, василёк, незабудка — это. Комар, кузнечик, жук — это. Заяц, лиса, волк — это. Кукушка, сова, орёл — это.
•Упражнение «Какой?»
Цель: развитие словаря признаков.
Детям предлагается подобрать прилагательные к слову лес (большой, зелёный, красивый, густой, богатый, тихий, таинственный, сосновый, тёмный, зимний, дремучий).
2. Усвоение значений слов путём включения в контекст сопоставления близких по значению слов (синонимов, противопоставления (антонимов)
•Игра «Скажи по-другому» (с волшебной палочкой).
Цель: ввести в речь детей синонимы разных частей речи.
Дети встают в круг и, отвечая, передают друг другу волшебную палочку.
Бой — битва, сражение.
Буря — ураган, шторм.
Доктор — врач.
Детвора — дети, ребята.
Холод — стужа, мороз.
Вежливый — любезный.
Дремучий — густой, глухой.
Жаркий — знойный, горячий.
•Игра «Упрямые дети»
Цель: учить понимать и подбирать слова с противоположным значением.
Детям сообщается, что они вдруг стали упрямыми и должны говорить всё наоборот. Например, если они услышат слово «открыл», то должны сказать «закрыл».
отъехал – приехал, вылетел – залетел;
въехал – съехал, взлетел – приземлился;
выехал – заехал, укатил – прикатил;
заплыл – выплыл, уплыл – приплыл.
•Упражнение «Угадай слово» (образование антонимов).
Цель: научить детей подбирать прилагательные с противоположным значением.
Детям предлагается закончить предложение, а затем повторить его полностью. Дуб большой, а рябина.
Сосна высокая, а куст.
Пчела летает, а гусеница.
Дорога широкая, а тропинка.
Опёнок съедобный, а мухомор.
3. Развитие словообразования
•Игра «Назови ласково»
Цель: научить детей образовывать существительные с ласкательным значением.
блюдце -… овца -… собака -…
белка -… сани -… ложка -…
•Упражнение «Что приготовим?»
Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.
Из яблока — яблочное повидло;
Из банана — банановое повидло;
Из лимона — лимонный сок;
Из груши — грушевый компот.
4. Усвоение лексической сочетаемости слов
•Упражнение «Запомни и измени слово по образцу»
Цель: учить изменять существительные по числам (1, 2, 6 – тетрадь, тетради, тетрадей)
Лампа, кошка, стул…
•Упражнение «Один — много»
Цель: научить детей образовывать множественное число существительных и правильно употреблять их в предложении.
Это лимон, а это …. лимоны.
Это груша, а это. груши.
Это яблоко, а это …. яблоки.
•Упражнение «Какого цвета»
Цель: учить правильно согласовывать название предмета с названием признака.Образец: яблоко красное.
Майка, флажок, мяч, полотенце, тарелка.
Литература
1. Нарушение речи у дошкольников/Сост. Р. А. Белова-Давид – М.: Просвещение. 1972.
2. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.
3. Тихеева Е. И. Развитие речи детей: Пособие для воспитателей дет. Сада / Под ред. Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение,1981.
Источник
Галина Пустовалова
Методика обогащения словаря ребенка
Слово – основная единица языка. Оно является как бы «представителем»одновременно всех компонентов языка:
• фонетики (состоит из звуков речи);
• лексики (обозначает какое-то явление действительности, то есть несет смысловую нагрузку);
• грамматики (существует в определенной грамматической форме).
В речи слово живет в определенном значении, в соответствующем грамматическом оформлении. Усваивать «просто слова» без фонетической оболочки невозможно. В детском саду изучение лексики родного языка ведется не в строго семасиологическом аспекте (не ставится цель ответить на вопрос: «Что означает это слово?», а в аспекте ономасиологическом (цель –ответить на вопрос: «Как называется эта вещь?»).
Пополнение лексического запаса (обогащение словаря) каждого ребенка происходит в процессе ознакомления с окружающим. Слово входит в память не иначе, как одновременно с представлением о том предмете или действии, которое оно обозначает, или о том понятии, которому соответствует. Процесс усвоения слов родного языка происходит одновременно с «исследованием» предметов, соответствующих этим словам: ребенок трогает, осматривает предметы, ощупывает, поглаживает, прислушивается, как они звучат, пробует на вкус, нюхает. Предмет, на котором сосредоточено внимание,входит в сознание через пять чувств:
• слух;
• зрение;
• вкус;
• обоняние;
• осязание.
Это чувственное познание мира развивает эмоциональную сферу ребенка. После того как чувственное восприятие предмета с помощью слов закрепилось в памяти ребенка, слово, называющее его, возбуждает все те чувства, которые испытывались при контакте с предметом. К примеру, ребенок слышит слово «елка», в нем сразу оживают все пережитые ощущений от праздника, появляются воспоминания о радости, восторге.
После усвоения чувственной основы слов ребенок начинает понимать его обобщающие значения. По этой причине обогащение словаря детей дошкольного возраста должно организовываться в процессе знакомства с окружающим бытом, трудом людей, природой. Воспитатель и окружающие взрослые должны общаться только посредством связной речи, грамматически правильно оформленной. Ребенка интересуют слова в той же степени, что и сущность предметов, которые они называют. При ответе на вопрос во время свободного общения с ребенком обогащается его словарь.
Словарь детей обогащается в живом речевом общении со взрослыми, при узнавании предметов, наблюдаемых в действительности или представленных на картинках. Следовательно, работа проводится практическим методом имитации, приемами опоры на реальные объекты или картинку. Этот метод используется в любом возрасте.
Ребенок быстро и прочно запоминает слова, называющие предметы или явления, которые его заинтересовали. Но это происходит в том случае, если воспитатель соблюдает методические правила произнесения слов:
1. Говорит достаточно громко, чтобы ребенок расслышал слово;
2. Произносит четко, т. е. энергично и правильно артикулируя;
3. Соблюдает правила орфоэпии, избегая искусственного произношения, утрирующего тот или иной звуковой компонент слова;
4. Старается вставлять это слово в предложения так, чтобы показать, возможно, больше его грамматических форм.
Примерное количество слов,которые дети могут усвоить в течение недели: в группе третьего года жизни – 5 слов, четвертого года – 10 слов, пятого – 15 слов, шестого года – 20 слов, седьмого года – 30 слов.
Методы и приемы обогащения словаря детей
на специальных занятиях
Лексические упражнения (как и фонетические) редко проводятся на специальных занятиях, целиком посвященных этой теме; такие упражнения включаются в занятия по развитию связной речи и по ознакомлению с окружающим и с художественной литературой.
Специальные упражнения по лексике имеют своей целью конкретные лингвистические задачи:
• Развивать понимание обобщающего смысла слова;
• Развивать понимание отвлеченного смысла слова;
• Развивать понимание отношений «целое и его часть»;
• Развивать языковое чутье в области морфологии;
• Добиваться усвоения антонимов как средства осмысления значений слов;
• Развивать стилистическое чутье;
• Добиваться усвоения переносного значения слов и этических понятий (посредством знакомства с художественной литературой).
Чаще всего при проведении лексических упражнений используется прием дидактической игры.
Приведем пример некоторых видов упражнений, способствующих обогащению речи детей разных возрастов. Возраст указан тот, с которого данный прием работы становится доступным ребенку. Но если в этом есть потребность, работа обязательно должна быть продолжена (уже индивидуально) и на следующей возрастной ступени (например, при задержке речевого развития ребенка).
Упражнения, развивающие у детей от 2-х лет понимание обобщающего смысла слов:
• д/и «Найди похожие предметы» (игрушки);
• д/и «Найди по действию»;
• д/и «Переоденем кукол».
Упражнения для детей от 3-х лет, развивающие понимание отношения «целого и его части»:
• д/и «Склеим разбитую посуду» (ваза, чашка, чайник);
• д/и «Кукла Оля обедает»;
• упражнение «Назови части».
Упражнения для детей от 4-х лет, развивающие понимание смысла слов с родовым значением:
• д/и «Уточни слово»;
• упражнение «Дай общее название»;
• «Дай три названия и больше».
Упражнения детям от 5-ти лет для развития языкового чутья в области морфологии:
• упражнение «Что добавлено к слову?»;
• «Почему так назвали?».
Упражнения для детей от 6-ти лет для усвоения антонимов:
• д/и «В зоопарке» (усвоение антонимов большой – маленький, антонимов длинный – короткий);
• д/и «У кого какой хвост?»;
• д/и «У кого какие уши?».
Рекомендации по усвоению антонимов:
1. Антонимы низкий — высокий, узкий — широкий, мелкий — глубокий можно начать во время прогулки по улице, в парк.
2. Усвоение антонимов вниз (внизу) — вверх (вверху, вперед — назад, далеко — близко надо начать на прогулке, во время экскурсии в природу, при знакомстве с городским транспортом («Далеко (близко) идет автомобиль», «Кто бежит впереди, а кто сзади?», «Мяч летает вверх и вниз»).
3. Усвоение антонимов –однокоренных глаголов: входить — выходить, вбегать — выбегать, загибать — разгибать и т. д.
Упражнения для детей 6-7 лет для усвоения приставок,упражнения развивающие стилистическое чутье:
• д/и «У нас в гостях Незнайка»
• д/и «Мальвина учит Буратино вежливости»
• упражнение «Точные слова».
Кроме дидактических игр и упражнений используются словесные упражнения и игры. Игровая задача словесных упражнений заключается в быстром подборе точного слова – ответа ведущему. Эти упражнения и игры проводятся в старших группах. На первых занятиях выполнение упражнения протекает в медленном темпе, т. к. воспитателю часто приходится исправлять ответы детей, подсказывать нужное слово, объяснять.
В дальнейшем упражнение может стать игрой, в которой участники получают фишки за удачный ответ. Можно использовать мяч, а также некоторые другие игровые приемы.
В словесной игре очень важно правильно объяснять ее содержание (объяснение обычно включает 2-3 примера выполнения задания – ответа). Не менее важен подбор словаря для игры. Игровое задание предлагается сразу всем детям, затем выдерживается секундная пауза для обдумывания ответа.
Например, упражнение «Кто что делает?» (для активизации глаголов): повар варит, печет, жарит; врач — лечит, ставит градусник, осматривает и т. п. Более трудным является упражнение «Назови два предмета, один из которых выше (ниже, короче, уже) другого». Упражнения на подбор прилагательных (что бывает деревянным, красным, кислым, на подбор слов, обозначающих время («Когда это бывает?»).
Итак, обогащение словаря в детском саду осуществляется с помощью разнообразных средств воздействия на детей. Активизируется словарь и на других речевых занятиях – в беседе, в рассказе. Но на этих занятиях преобладают другие ведущие задачи – формировать связность и содержательность речи, которые решаются своими специфичными приемами.
Источник