Обеспечения равных возможностей полноценного развития ребенка

Обеспечения равных возможностей полноценного развития ребенка thumbnail

Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования как государственная гарантия равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования

(сообщение)

Подготовила: воспитатель МБДОУ

«Детский сад «Березка» с.Засосна»

Часовникова И.В.

2016г.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, что является одной из его целей. Ключевая установка ФГОС ДО – поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

Дети с ОВЗ – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность развиваться и учиться в среде обычных дошкольников.

Инклюзия – это включение каждого воспитанника в образовательный процесс с помощью программы, удовлетворяющей его потребности и учитывающей его реальные возможности в специально организованной среде. При инклюзивном подходе выигрывают все дети, потому что он предполагает индивидуальный и дифференцированный методы в организации и проведении образовательного процесса. Инклюзия означает полную интеграцию ребенка с ОВЗ в жизнь группового сообщества других детей. Цель инклюзии – организация предметно-развивающей среды и образовательного процесса с условием успешной реализации индивидуальной образовательной программы ребенка с ОВЗ. В процессе реорганизации образования с реализацией инклюзивного подхода еще много неотработанных механизмов, и каждая организация выбирает для себя наиболее приемлемый путь.

Еще одной задачей Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. Поэтому раннее выявление, обучение, воспитание и сопровождение одаренных и талантливых детей одна из главных проблем совершенствования системы образования. Уже долгое время в дошкольном образовании есть необходимость в создании потенциала организационных, методических условий для комплексного решения проблемы развития личности ребёнка, его интеллектуальных возможностей и творческих способностей.

Одаренность – это своеобразное сочетание способностей человека, развивающихся в соответствующей деятельности и позволяющих достичь высоких результатов в одной или нескольких сферах, это выдающиеся врожденные способности.  

Работа по обучению одарённых детей — задача, требующая совместных действий многих специалистов. В дошкольном возрасте процент таких детей очень мал, и чаще всего они лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Каждый ребенок, приходя в детский сад, получает возможность полноценно жить и развиваться, активно участвуя в специфически детских видах деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной, двигательной, познавательно – исследовательской, проживая наиболее значимый возрастной период становления человека для его успешности в разных сферах жизнедеятельности. Уже сейчас в ДОУ происходят инновационные преобразования в разработке и внедрении новых технологий обучения и воспитания, которые касаются и развития системы работы с одаренными дошкольниками. Для работы с одаренными детьми воспитатель в настоящее время должен обладать многими качествами и умениями: уметь стимулировать когнитивные способности ребенка; уметь создать благоприятную атмосферу работы с детьми; иметь способность формировать мотивацию различными способами: создавать ситуацию успеха, учитывать интересы и способности ребёнка; тесно сотрудничать с семьей одаренного ребенка.

Педагоги нашего детского сада уделяют большое внимание развитию интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка. Систематически организовываются конкурсы детских работ, творческих исследовательских проектов, при проведении которых создаются благоприятные условия для формирования у детей таких качеств, как пытливость, инициативность, самостоятельность. В нашем районе уже на протяжении многих лет стало традицией проводить муниципальные конкурсы, акции, проекты. Такие как «Я — исследователь», «Пишем кулинарную книгу», «Берегите лес», «Алая гвоздика» и многие другие. Ребята нашего детского сада совместно с педагогами и родителями постоянно принимают в них участие и добиваются определенных результатов. У нас тесная связь с Засосенской детской модельной библиотекой, домами культуры, где наши воспитанники являются частыми гостями и активными участниками проводимых мероприятий. Так же в этом году на базе нашего дошкольного учреждения завершился долгосрочный проект, сроком с 1 июня 2015 года по 30 июля 2016 года «Реализация комплекса мероприятий «Страна березового детства в детских садах Красногвардейского района». В работу по проекту было вовлечено не менее 80% воспитанников и родителей нашего детского сада, педагоги, представители администрации, управления образования Красногвардейского района. Более подробно о реализации проекта представит в своем сообщении моя коллега, Малафеева Татьяна Ивановна.

Подводя итог, можно сказать, что детально продуманное пространственное окружение ребенка, в котором протекает его жизнь в дошкольной организации, поможет нам развить у каждого из детей разносторонние способности, поможет сформировать образ самого себя и своего места в мире.

Список использованной литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2015. 96 с.

  2. Инклюзивные практики в детском саду: Метод. Рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с. (Управление детским садом). (8)

  3. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / Под ред. А.М. Матюшкина. М.; Воронеж, 2004.

Методические рекомендации.

  1. Формировать образовательную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей, с максимальным привлечением к сетевому взаимодействию объектов социокультурного окружения и их ресурсов.

  2. Создавать адекватные условия для реализации особых образовательных потребностей, для всемерной поддержки самораскрытия детей, их позитивной социализации.

Источник

                Возможности дошкольного образования для успешного обучения детей в школе и получения равных стартовых возможностей.

                Каждому родителю хочется, что бы его ребенок был развит физически и умственно, успешен в самостоятельной жизни, имел крепкую семью и перспективную интересную, хорошо оплачиваемую работу. Ради благополучия своих детей мы готовы работать , сколько потребуется. Не секрет, что родители далеко не всегда четко представляют себе особенности детей дошкольного возраста, их потребности, не могут должным образом дать необходимые дошкольнику знания. Кто-то не умеет научить малыша казалось бы элементарным вещам, у кого-то не хватает терпения, у кого-то знаний или времени. Не у всех есть бабушки, могущие посидеть с ребенком, да не просто погулять-накормить, а еще и занять его ум полезным делом. В этом случае лучшим выходом является дошкольное образовательное учреждение.

                Несколько лет назад сложилась такая ситуация, при которой образовательное учреждение ( садик или школа) могли выбирать программу по своему усмотрению. С одной стороны-вариативность, творческий подход к образованию, с другой-отсутствие системы, единства образовательных стандартов.

                Часть детей вообще не посещает дошкольное учреждение. Не только потому, что так решили родители, но и из-за отсутствия мест в садах, из-за очередей .

Независимо от той подготовки, которую получил ребенок перед школой, независимо от того, посещал ли он дошкольное учреждение, все равно любой дошкольник  идет в первый класс. Стандарты школьного обучения достаточно четки. Хорошо известно, что должен уметь ребенок, придя в первый класс. Дело даже не в умении читать или писать, в психологической готовности к школьному обучению, эмоциональной зрелости, развитости , сформированности базовых психических функций нервной системы.

                Говоря о начале школьного обучения и готовности к нему ребенка, мы говорим о стартовых возможностях дошкольника. Конечно, все дети разные, нельзя мерить человеческую личность единым мерилом, усвоение знаний, интересы, склонности, способности у детей различаются и не могут быть приведены к одному знаменателю. Ключевым словом в данном случае является слово «стартовые». Задачей дошкольного образовательного учреждения является дать равный старт для всех детей, подготовить любого ребенка к началу школьного обучения, а уж дальше ребенок будет развиваться в русле интересов и склонностей своей личности. В любом случае воспитание гармоничной, заинтересованной личности, здоровой духовно и физически поможет этой личности быть успешной в любой сфере жизнедеятельности.

«У детей, приходящих сегодня в школу, разные стартовые возможности.  Многие дети приходят в первый класс совсем не подготовленными, поэтому им бывает трудно занять новую для них позицию ученика. В школе действуют иные (относительно детского сада) правила, к ребенку предъявляются новые требования, появляются ожидания, — ко всему этому ребенок оказывается не готов. От этого «страдают», прежде всего, сами дети, а также их родители, учителя.» ( АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»:)

                В силах дошкольного учреждения выравнять возможности детей перед началом школьного обучения. Воспитатель, являясь высококвалифицированным специалистом, знает, как вести воспитательно-образовательную работу, как найти подход к каждому воспитаннику. Задачей педагога является в первую очередь формирование полноценной личности, развитие психических способностей ребенка ; четкое понимание особенностей каждого возрастного периода делает эту работу эффективной. Педагог воспитывает успешную личность, развивая и поощряя интересы и склонности ребенка. Ведь не зря говорят, что все дети талантливы, нужно только суметь раскрыть эти таланты. Успешность человеческой личности заключается в нахождении человеком своего, собственного дела, которое позволит ему чувствовать себя нужным и реализовавшимся, но для того чтобы этого достичь, необходима продуманная и целенаправленная работа, начиная с раннего детства.

                Впервые понятие “предшкольное образование” прозвучало в конце 2004 года, когда министр образования и науки Андрей Фурсенко представлял Концепцию модернизации российского образования. Цель предшкольного образования — выравнивание стартовых возможностей будущих первоклассников. Сегодня предшкольное образование реализуется почти в каждом регионе РФ.

                Качество дошкольного образования определяется несколькими составляющими.  В первую очередь, это конечно же педагогические кадры (помните-кадры решают все!) Личность педагога должна соответствовать этому высокому званию, Педагог -с большой буквы. Говорить о необходимость повышения квалификации педагогических кадров можно бесконечно. В настоящее время существуют условия для этого, у педагога появляется стимул для улучшения качества своей роботы, профессия воспитатель снова становится популярной.

Вторым важнейшим условием для успешного предшкольного обучения является наличие программы, позволяющей адекватно и в полном объёме решить поставленные перед педагогом задачи..

                По-мнению специалистов института проблем образования «Эврика»,- качество дошкольного образования – гарантия успешного освоения образовательных программ на следующих ступенях системы образования, а также в целом успешности человека.

 Обеспечивают успешность человека те умения, способности, которые развиваются в процессе последовательного освоения содержания образования, начиная с самых ранних. Только для этого необходимо иметь единый (закрепленный) ориентир в виде требований, предъявляемых к качеству образования на всех ступенях (но с учетом возраста ребенка), единые требования к дошкольному образованию вне зависимости от образовательного учреждения, реализующего программу дошкольного образования. Относительно единых требований на всех ступенях – речь идет о постепенном становлении базовых умений применять знания, о ключевых компетентностях, которые начинают становиться в раннем возрасте и продолжают свое развитие до взросления. Относительно единых требований к дошкольному образованию – речь идет о том, что вне зависимости от типа образовательного учреждения, реализующего образовательную программы для дошкольников, требования к качеству оказываемой образовательной услуги едины.

                На данный момент времени такая программа есть. Это программа «От рождения до школы»  под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой («От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под. Ред. Н.Е. Вераксы, Т.С, Комаровой, М.А, Васильевой , М.:Мозаика-Синтез, 2010)

Это современная вариативная программа, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет.

Данная  программа является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования и разработанным в соответствии с федеральными государственными требованиями. Программа «От рождения до школы», являясь современным инновационным продуктом, поддерживает лучшие традиции отечественного образования и по многим направлениям сохраняет преемственность по отношению к самой популярной Программе последнего десятилетия — «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

                Программа нацелена на  реализацию права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.

В Программе отражены единые требования к условиям содержания детей, а также единые требования к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса.  

Программа разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, приказ №655 от 23 ноября 2009 года).

                В Программе на первый план выдвигается развивающая функция  образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение)развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н.Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе—развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом«воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов).Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.                 Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание,мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала—его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства. Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности,всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.                 Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой,коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют

                :• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

                • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными,инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

                • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

                • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

                • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

                • уважительное отношение к результатам детского творчества;

                • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

                • соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности,исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения. Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок,степень прочности приобретенных им нравственных качеств.

                Таким образом обеспечиваются равные стартовые возможности детей перед началом школьного обучения, формируется гармоническая личность, имеющая все возможности для успешной жизни в социуме.

Сенникова Е. В.

ГБОУ д/с 522,Учитель-логопед,

Источник