Обеспечение развития и успешности ребенка
/О детях/Воспитание и психология
Просто хвалить – мало…
- Как создать повод для похвалы
- Дело по плечу
- Всемерная поддержка
- Ни шагу назад
- Помогите преодолеть неудачу
- Зачем вообще нужно взращивать успешного человека?
Все мы хотим, чтобы наши дети выросли уверенными в себе, смело берущимися за новые задачи, не пасующими перед трудностями и, в конечном итоге, становящимися победителями. Возможно, вы даже знаете рецепт такого педагогического чуда – чаще хвалить ребенка. Однако нетрудно заметить, что он… не работает!
Безусловно, хвалить и поддерживать ребенка нужно, но если трехлетний малыш еще поверит, что его рисунок «самый-самый красивый на выставке», а поделка – «самая нарядная и аккуратная», то уже первокласснику трудно делать вид, что он лучший, если занял последнее место в состязании. В результате родительская похвала обесценивается.
” Важно: демонстрировать ребенку свою любовь можно и нужно без малейшего повода, а вот хвалить стоит только за дело.
Ничуть не лучше, если ребенок остается в плену родительской лести. Вместо уверенного в себе человека вырастает самоуверенный – а ведь это далеко не одно и то же! Зачастую его решения основываются не на знаниях и опыте, а лишь на убежденности в собственной непогрешимости, а в провалах всегда виноват кто-то еще: злая учительница, пристрастный судья, потом несправедливый начальник…
” Важно: хвалить можно (и нужно!) не только за медали, кубки и очки, но и за прилежание, за то, что сегодня получается лучше, чем вчера, наконец, за то, что не бросил дело, а довел его до конца.
Как создать повод для похвалы
В теории все это понятно, но порой родители, тщательно обозрев прошедший день (пару дней, неделю), обнаруживают, что искренне похвалить ребенка не за что. И дело вовсе не в придирчивости мамы или папы. Просто создавать такую ситуацию – это тоже задача родителей!
Дело по плечу
Прежде всего, перед ребенком необходимо поставить конкретную, не слишком простую, но и не слишком сложную задачу, которая будет ему интересна. Внимательно прислушивайтесь к пожеланиям самого ребенка – если его планы не противоречат его безопасности, пусть испытает свои силы!
” Важно: перед дошкольником большую часть задач ставит родитель, но нужно постепенно делегировать ребенку право выбора цели – только так можно привить ему умение действовать самостоятельно.
Всемерная поддержка
Мало поставить перед ребенком цель, нужно еще и организовать условия для ее выполнения. К примеру, вы решили поручить малышу поливать цветы. Они должны стоять так, чтобы ребенок мог до них дотянуться, но не мог случайно уронить (начать новое дело с неудачи – такое никого не вдохновит). Выберите цветы, которые переживут недолив и перелив, и периодически мягко напоминайте ребенку о его новой обязанности.
” Важно: если среди растений будут те, что зацветут – это отличный ободряющий стимул!
Ни шагу назад
Задача, которую вы ставите перед ребенком, не должна быть слишком простой. Ведь этот опыт нужен только для того, чтобы заслужить ваше одобрение, и даже не для того, чтобы приобрести новые знания (не все станут цветоводами). Главное, ребенок сам должен осознать, что справился с очередным вызовом. Справился с один – справлюсь и с другим, вот что должно запомниться!
” Важно: дело не только в том, похвалите вы ребенка, или не похвалите; у него формируется опыт успешности – он взялся за новое дело, освоил новые навыки, успешно его завершил. С каждым новым опытом уверенность в своих силах возрастает, а ваша похвала – дополнительный стимул!
Помогите преодолеть неудачу
Решение сложной задачи может завершиться неудачей. Как быть? Использовать ее как ступеньку для дальнейшего роста!
Неудачи в жизни ребенка были, есть и будут, когда он станет взрослым. Опыт одних только удач даже вреден, поскольку малыш будет бояться провала, и чем дальше, тем больше. Жизнь без страха ошибки, знание, что все их допускают, и ошибки можно и нужно исправлять – одно из важнейших для уверенности в себе.
Допустим, из-за неумелого полива растение погибло. Покажите, как можно взять веточку/листик у растения, как его укоренить и вырастить новый цветок.
” Важно: объясните ребенку, какие знания и умения ему понадобятся, чтобы справиться с новой задачей. Понятный план – то, что нужно для уверенности в себе.
Зачем вообще нужно взращивать успешного человека?
Действительно, мнение, что главное – любить ребенка, а остальное как-то само собой приложится, достаточно распространено среди родителей. Этого действительно достаточно внутри семьи, но чтобы уверенно выйти за ее рамки, ребенок должен уметь принимать новые вызовы и справляться с ними, причем постепенно переходить от обучения и повторения за учителем к созданию нового, экспериментального. Все это невозможно без ощущения уверенности в своих силах, без опыта успеха.
Мы обсуждаем воспитание детей, но… если вы сомневаетесь в своих силах, то многое можно применить и к себе, правда? Главное, не бойтесь ошибок и не забывайте себя хвалить!
20.12.2017
Автор: Анна Первушина
Фото Анны Масловой
Ruth
Я помню это ее интервью. Она еще сказала, что ребенку не нужна мама-домашняя наседка, ребенку нужна успешная мама, чтобы он мог ей гордиться.
И маме хорошо, и ребенку ( это ее слова)
Давайте мы не будем эти понятия разделять. Ведь по сути, речь идёт обдном и том же
Ой, как много интересного. Извините за повторения, если они будут, не дочитала комментариии до конца. Хочется свернуть с темы» Успех», ибо как было сказано одним из участников: каждый понимет успех по своему. А свернуть хотелось бы на тему : как помочь ребёнку самореализоваться/самоактуализироваться. Некоторые психологи разделяют эти понятия
Успех, а что это?
Добавлено спустя 2 минуты 22 секунды:
Наша маленькая задача научить ребенка жить счастливо. Ну более-менее. Любить себя, уметь преодолевать трудности, противостоять чужому влиянию, уметь трудиться. А успех — это каждый для себя решает, что за зверь такой.
Ruth
(27/12/2017)
Демонстрировать любовь ребенку не надо. Он поймет неестественность и перестанет вам верить. Надо просто любить — а это труднее всего.
Жаль, что понятие любви у многих очень мало имеет общего с понятием о настоящей любви.
Ruth
(27/12/2017)
Как-то Марии Лондон заметили, что она совсем не занимается сыном. На что она амбициозно ответила: «Зато я успешна. Мой сын узнает (!) о моем успехе и будет мной гордиться!
Возможно, вам будет интересна новая статья на нашем сайте
Опыт успешности: как сформировать его у ребенка
Просто хвалить – мало…
Все мы хотим, чтобы наши дети выросли уверенными в себе, смело берущимися за новые задачи, не пасующими перед трудностями и, в конечном итоге, становящимися победителями. Возможно, вы даже знаете рецепт такого педагогического чуда – чаще хвалить ребенка. Однако нетрудно заметить, что он… не работает!
А может, вообще не нужно пытаться прививать ребенку опыт успеха? Нужны ли детсадовцам амбиции… Обсудим?
главное не переусердствовать, и не приписывать ему желания мамы.
Вот все советуют, любить надо детей, поддерживать.А как это сделать?Как это сделать так, чтобы ребенок это почувствовал?Как запустить этот процесс?Как верить в свое дитя?И как не сломать его при этом своими взрослыми амбициями?Нужно учиться этому.А успех придет сам.
Добрый день.
Разберемся в понятиях. Достижение успеха и избегание неудач – это два вида мотивации, т.е. того, что движет человеком. Один человек – стремится достичь успеха, ищет пути и способы, делает ошибки. Другой – избегает неудачи, выбирает легкие задачи и отказывается от сложных, при ошибке прекращает стараться и идти в ту сторону, отказывается от деятельности.
Мотив достижения успеха — стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения. Мотив избегания неудач — стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, особенно связанных с оценкой другими людьми.
Поведение человека, ведомого первым мотивом, будет отличаться от поведения человека, ведомого вторым мотивом.
Человек, руководимый мотивом достижения успеха:
- ставит перед собой адекватные своим способностям крупные цели
выбирает не самый легкий путь, но самый эффективный по результату
самосовершенствуется, развивается в личностном и профессиональном планах
видит зону своей ответственности
анализирует ошибки, делает выводы и корректирует свою деятельность
знает свои сильные и слабые стороны и использует это знание
Человек, руководимый мотивом избегания неудач:
- ставит перед собой или маленькие цели или непомерно высокие, нереалистичные. Т.е. и те и другие неадекватны его способностям. Первые он достигает, но не считает это хорошим достижением, а вторые – не достигает и считает это подтверждением своей «неудачности».
выбирает самый легкий путь
не считает нужным доучиваться и развиваться
всю ответственность перекладывает на окружающих – винит всех: от членов семьи до правительства и государства
боится ошибок, считает их крахом и при первой же ошибке или отличии результата от ожидаемого, бросает дело
не знает свои сильные и слабые стороны
Согласно исследованиям, наилучшие результаты достигает тот человек, у которого есть обе эти мотивации примерно в равных долях. Если же преобладает одна, любая из них, эффективность достижения цели будет ниже.
Как родителю помочь ребенку сформировать адекватную мотивацию? Прежде всего «сколько ребенка не воспитывай, он все равно будет вести себя так же как родители, поэтому прежде всего развивайтесь сами.
1. Учитесь ставить цели, расписывать задачи и план достижения цели. Подключайте ребенка к обсуждению целей и задач. Помогайте ему превращать его желания в цели.
Например, ребенок хочет получить «5» за четверть по предмету. Это цель. Насколько же она достижима? Если до этого ребенок учился по предмету на «2» и «3», то получить «отлично» будет маловероятно; а вот если нацелиться на «4», то это уже выполнимо. Для того чтобы достигнуть этой цели, ребенку требуется получить по предмету на уроках в основном оценки «5». Задачи можно поставить такие: каждый день заниматься этим предметом в течение 30 минут, или решать по 5 задач в день и т.п.
2. Задумайтесь, что и как часто вы делаете для саморазвития. Если родители берут книгу в руки раз в год, то и ребенок брать ее чаще не будет. Если родители выходной проводят перед телевизором, то и ребенку трудно будет объяснить, зачем нужна музыкальная школа или танцы.
3. Постепенно передавайте ответственность за ребенка самому ребенку (по мере его возможностей) – пусть он сам подбирает одежду по погоде, собирает школьную сумку, распределяет свое время между уроками, играми, общением, обязанностями, развлечениями и отдыхом. И пусть он сам несет за это ответственность, т.е. сталкивается с последствиями.
4. Объясните, что ошибаться – это не только нормально, но и полезно. На ошибках учатся, как говорят. Не старайтесь предупреждать ошибки, если они не опасны для жизни ребенка. Вам с вашим опытом понятно, что это сделать не получится, пусть и ребенок опробует сам. Избегайте обвинений «я тебе говорила, что не надо так», вместо этого принимайте ошибку как факт, событие.
5. Помогайте ребенку тогда и только тогда, когда он просит. И только в том, о чем просит. Уточняйте «в чем тебе помочь», «что сделать, чтобы помочь тебе». Помните, что «помочь» это совсем не то же самое, что «сделать вместо ребенка».
Специалист по работе с молодежью
Мезенцева Н.В.
МБУ Центр «Радуга»
Мама Тамара писал(а): |
дети не роботы, но некоторые поддаются программированию и формированию. Все зависит от родителей — хотят ли они программировать своего ребенка или им достаточно просто заботиться, воспитывать, любить ребенка… Успешный ребенок — это уверенный в родительской любви ребенок. Уверенный в безопасности. Свободный в своем выборе. |
Присоединяюсь, любить надо ребенка, а в свободном мире он при любом раскладе шишек набьет и сделает выводы
Mama-Olga писал(а): |
Я думаю, что достаточно не прорвоцировать комплекс неполноценности в ребенке, дать понять, что у него все будет получаться. И все будет хорошо. |
Присоединяюсь. Пореже говорить ребенку, что он не такой, как надо, почаще хвалить, если что-то получилось хорошо. Еще, мне кажется, важно видеть небольшие детские успехи. Например, если ребенок научился шнурки завязывать, то для кого-то это мелочь, а для него настоящий успех. За него надо обязательно похвалить. И тогда он в следующий раз будет стараться еще чему-нибудь научиться.
дети не роботы, но некоторые поддаются программированию и формированию. Все зависит от родителей — хотят ли они программировать своего ребенка или им достаточно просто заботиться, воспитывать, любить ребенка… Успешный ребенок — это уверенный в родительской любви ребенок. Уверенный в безопасности. Свободный в своем выборе.
Леди Вояж писал(а): |
Я в воспитании дочки формирую посыл на желаемый результат. Вот щас, за ужином : «ненавижу овощи!!», а в полдник перед булкой пообещала что вечером будет есть именно овощи. Я сначала взываю к ее ответственности — в ответ :»Я передумала!!». Перехожу к «плану Б»:»Моя любимая доченька такая умничка — она всегда делает то, что мамочке любименькой пообещала. Съест сейчас 5 ложек вкуснющих овощей !!! Такая молодец будет!! …»»Дочь уже улыбается и с вдохновением загребает полную ложку. Вдохновения хватает на 2 ложки..Но она уже ВЫПОЛНИЛА обещание, еще немного моих радостных призывов и 5 ложек осилили!! А моя подруга — отличный психолог из жениха-жмота воспитала за полгода или год — мужа ЩЕДРОГО. И тоже — предвосхищением желаемого результата. Мы прямо обалдели, когда увидели каким он стал!! |
а мне вот это интересно ,тож бы очень хотела кой кого проработать
Vogue13
а если у мамы на подкорке записано желание чтобы ее ребенок… — это непонятно?Любая значимая идея будет разрушаться.
Источник
ГДО МОУ Зеньковская СОШ
ДОКЛАД:
Доступное образование детей –
Создание среды успеха для каждого ребенка.
Воспитатель ГДО МОУ Зеньковской СОШ
Старикова Наталия Антоновна.
2019г.
Успех – имеет огромное значение в жизни людей. И мы педагоги знаем как это важно для воспитанников — создание среды успеха .
Уже в первые годы жизни, ребенок узнает о мире необычайно много. Он располагает определенными сведениями об окружающем мире и, как правило, чувствует себя достаточно к нему приспособленным. Он с оптимизмом смотрит в будущее. Ни один ребенок не приходит в мир неудачником. Лишь мы с Вами, его окружение, люди, которые находимся первые годы жизни рядом с ним, можем сделать из него неудачника.
Поначалу большинство детей интуитивно осознают себя полноценными личностями независимо от того, в какой семье растут и каково их окружение.
Они надеются добиться признания в детском саду и школе и с новой верой рассчитывают заслужить любовь и уважение со стороны воспитателей, родителей, учителей и одноклассников. Крушение этого светлого детского оптимизма — самая серьезная проблема . Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, бедность, но и педагогов детского сада, учителей школы, и наши методы обучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед нами такую задачу — создать благоприятные условия для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
Нам взрослым предстоит переосмыслить задачи социального развития, одна из которых:
— создание среды для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том что он хороший, что его любят.
Обеспечение эмоционального благополучия и успешной социализации дошкольников способствуют создание ситуации успеха.
Успех это — достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат в деле, общественное признание!
В ребенке самой природой заложено стремление быть первым и всё успеть, желание, чтоб все его замечали, любили и именно ему уделяли внимание. Если это не происходит, он непременно – открыто или скрытно – проявляет негативизм, непослушание и т.п.
Константин Ушинский считал, что только успех поддерживает интерес ребёнка к обучению. А интерес к обучению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями.
Доктор педагогических наук Александр Белкин убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в детском саду , то у него есть все шансы на успех в жизни.
Что же такое, ситуация успеха?
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Задача педагога состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Дошкольный период является базовым в формировании детского самосознания. Работая воспитателем в группе дошкольного образования, Я даю возможность каждому воспитаннику ощутить радость достижения успеха, осознать свои способности, поверить в собственные силы, даю понять, что успех является эквивалентным затраченным усилиям.
Придерживаюсь следующей схемы создания ситуации успеха:
-снятие страха;
-мотивация деятельности;
-авансирование;
-скрытая инструкция;
-персональная исключительность;
-педагогическое внушение;
-высокая оценка деталей полученного результата.
Каким должен быть воспитатель?
Он должен стремиться быть откровенным и открытым, постараться вселить силы в воспитанника, то есть педагог и воспитанник должны находиться в равноправных позициях: откровенность педагога должна быть направлена к ребенку, как к человеку. Педагог должен видеть личность, признавать ее неповторимость, незаменимость, уважать мысли, чувства детей, право на свободу выбора. Этим он признает их равенство, их право на сотрудничество, в каких бы официальных отношениях они не состояли.
Ситуацию успеха можно создавать везде, во всех видах деятельности ребенка.
У детей при этом формируется уверенности и вера в себя, в свои силы.
Условия для создания ситуации успеха
1.Сотрудничество воспитателя и воспитанников основанное на любви к детям, принятие их как личностей.
2.Дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи воспитанникам при ее осуществлении.
3. Общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям
4. Создание обогащенной предметно-развивающей среды в которой будет действовать ребенок. Чем богаче и комфортнее среда в Дошкольном Учреждении, тем больше возможностей склонности и способности
Детский Сад – это второй дом, где жизнь дошкольников наполнена яркими и запоминающимися событиями, поэтому большое внимание уделяю успешности и самореализации каждого ребенка.
Придерживаясь высказывания — « Успех окрыляет ребенка, способствует у него выработке инициативы, уверенности в своих силах, обеспечивает впоследствии формирование характера борца, верящего в свои силы» и прибегая к целенаправленному созданию ситуации успеха : начинаю свою работу в данном направлении с простых игр, где каждый ребенок может выиграть, а далее поддерживаю стремление « быть лучше всех», так как , это позволяет ребенку обрести уверенность в себе и стать более активным в деятельности и в общении.
В подвижных играх сверстники вступают в сложные взаимоотношения, в которых переплетены моменты взаимной поддержки и соревнования. В игре, с одной стороны, ребенок хочет быть как все, а с другой — лучше чем все. Если успехи в игре встречаются у ребенка чаще, чем неудачи, появляется гордость за себя и потребность добиваться успехов.
Участие в конкурсах, групповые праздники, дни здоровья, международные дистанционные олимпиады , выставки рисунков и т.д всё это позволяет создавать ситуации успеха.
Одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. С этой целью изучаю запросы родителей через опросники, анкеты. Привлекают родителей к совместному участию в детских праздниках, выставках и викторинах. Результаты анкетирования родителей показали высокую степень удовлетворения работой нашего ДОУ по обучению и воспитанию детей.
Детальное знание сущности ситуации успеха, мотивация воспитателя к её созданию позволит плодотворно осуществлять учебно-воспитательный процесс детей в дошкольной группе, в результате чего растить успешных детей.
Всегда надо помнить , что первая победа ребенка, порождает вторую- « Крылья победы» несущие его к осознанию себя, обретение собственной значимости!.
Рекомендации « Успешного воспитания»
Внушить ребенку веру в себя- залог успешного воспитания. Мы должны правильно формулировать свои фразы и замечания, и грамотно разговаривать с воспитанниками. Я предлагаю вам варианты фраз с неправильной формулировкой, а вы мне говорите правильный вариант формулировки фразы.
Ты такой нервный, психованный! = Мне кажется, ты взволнован, что случилось?
Ты что кричишь на весь сад? = Настя, ты сейчас очень громко говоришь.
Опять ты обзываешься! Петю вчера обзывал! = Сейчас ты себя ведешь не совсем корректно( не красиво)
Я тут пол часа распинаюсь, объясняю! Ты меня слушаешь? =Для меня очень важно, чтоб мы друг друга выслушали.
Я хочу тебе сказать..= Мне хотелось бы поговорить с тобой.
5
Источник