Объемная аппликация для развития ребенка
Татьяна Юнусовна Ляпунова
Объёмная аппликация как средство развития творческих способностей дошкольников
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». (В. А. Сухомлинский)
Актуальность выбранной темы.
Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования.
Наиболее эффективным средством развития творческого мышления и воображения детей является продуктивная деятельность, способствующая:
1. Умственному воспитанию и развитию, формированию знаний об окружающих предметах:[/i]
• Сенсорное воспитание (цвет, форма предмета);
• Познавательная деятельность (экспериментирование);
• Развитие речи (которая связана со всеми остальными видами деятельности);
• Развитие психологических процессов.
2. Эстетическое воспитание:
• Эстетическое восприятие (чувство красоты);
• Развитие эмоций (чувственная сторона);
• Развитие эстетических чувств (восприятие сочетания цветов).
3. Нравственное воспитание
• Формирование нравственно – волевых качеств (довести задуманное до конца, помощь в сотрудничестве с другими детьми, умение договариваться);
• Общественная направленность продуктивной деятельности (я делаю ни для себя, а для общества, бережное отношение к материалам).
4. Физическое воспитание и развитие:
• Развитие мелкой мускулатуры рук и пальцев;
• Овладение практическими навыками (глазомера);
• Формирование правильной осанки.
5. Трудовое воспитание:
• Пользование инструментов и материалов;
• Аккуратность (в том числе и на рабочем месте).
Аппликация (от латинского слова applicato «прикладывание») – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложение различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.
Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища. Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им моно не только соединять детали одежды, но и украсить её. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация. Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни. Аппликации доступны даже детям раннего возраста: создать целое из имеющихся частей гораздо проще, чем тот же рисунок создать из мозаики.
Объемная аппликация предусматривает, что изображения предметов или их деталей крепятся на фон только частью плоскости, создавая видимость объема.
Существуют различные варианты крепления деталей:
• элементы наклеиваются частью плоскости;
• элементы наклеиваются частью плоскости в два-три плана на согнутой по типу открытки основе (в качестве элементов выступают объемные детали, изготовленные методом складывания, они наклеиваются частью поверхности);
• элементы наклеиваются несколько «помятыми», поскольку выполнены из гофрированной или тисненой бумаги.
Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения, что даёт возможность широкого её использования.
Например, такая рыбка, сделанная из сложенной пополам листа бумаги, с красивым длинным хвостом и золотой короной, может стать отличным подарком ко дню рождения.
Отличный подарок малышам – весёлая пчёлка, изготовленная на основе капсулы от киндер – сюрприза.
Изготовление сувениров и открыток к праздникам. Украшением для новогодней ёлки стал наш бумажный фонарик.
Подарком для бабушки к 8 марта стало приглашение к чаепитию.
А маме на 8 марта мы подарили кружку с тюльпанами.
Корзина с цветами – оригинальное поздравление ко многим праздникам.
Символ этой весны – девочка Веснушка.
Большое спасибо нашим родителям, которые поддерживают интерес своих детей к созданию красивых и оригинальных поделок – подарков. Теперь уже и наши дети становятся их вдохновителями.
Красивые самодельные венки для девочек стали милым дополнением к осеннему празднику.
Украшение стены с часами в группе – как вид совместной деятельности.
Мобиль «Весенние птицы» — это подвесная конструкция со свободно подвешенными фигурками.
Поделки из спичечных коробков. Сделать такие работы немного сложнее, чем просто наклеивать кусочки бумаги, зато смотрится эффектней.
А эти поделки способствуют формированию и дальнейшему развитию навыков и умений создания фигур в технике оригами.
Спасибо за внимание!
Источник
Людмила Рыжова
Объемная аппликация в развитии дошкольников
Объемная аппликация является одним из видов изобразительной деятельности дошкольников. Занимаясь аппликацией, дети приобретают ряд практических умений, полезных для общего развития. Эта деятельность способствует развитию мелких и точных движений кисти руки. Весь процесс аппликации, включая вырезывание, наклеивание бумажных фигур, состоит из ряда последовательно выполняемых операций, требующих сосредоточения, внимания, аккуратности, выдержки, настойчивости. Важность данной работы заключается в том, что развитие моторики у детей позволяет развить речевую и умственную деятельность, подготовить ребенка к школе. Аппликация не зря стала одним из самых любимых видов декоративно-прикладного искусства, используемых в работе с детьми. Это не только увлекательно и занимательно для ребят, но и благотворно влияет на развитие их умственных и творческих способностей. Детям нравится что-то вырезать из бумаги или ткани, клеить, раскрашивать и в итоге получать творение, сделанное своими руками. Сколько радости в детстве нам приносило изготовление открыток к праздникам для родителей. Делать аппликацию можно с детьми любого возраста. Любая творческая деятельность, в частности аппликация, имеет большое значение для умственного развития детей, расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира. Никто не будет спорить, что занятие аппликацией очень важно для развития дошкольников. Особенно детишкам нравится сочетание методик, либо использование нетрадиционных техник.
Малыши с удовольствием лепят объемные элементы и дорисовывают недостающие детали. К тому же сбор материалов для групповой аппликации может стать интересным и полезным времяпрепровождением. Например, для изготовления портретов или натюрмортов могут понадобится кленовые листья или тополиный пух.
Ни один педагог не поспорит с тем фактом, что любое творчество способствует развитию эстетического мировосприятия и воспитанию художественного вкуса. К тому же создание объемной картины – активно влияет на формирование графических умений и навыков.
Помимо развития точных движений руки и мелкой моторики пальцев, занятие аппликацией так же способствует развитию фантазии, творческого мышления и воображения, а так же пространственного восприятия. Педагог должен грамотно и корректно подойти ко всем идеям и фантазиям дошколят. Тогда подобные творческие задания могут стать первой ступенькой в раскрытии начала профессиональной художественно — изобразительной деятельности.
Аппликация помогает приучить ребёнка к аккуратности, усидчивости, умению доводить начатое дело до конца. Кроме этого, выполняя всевозможные поделки в различной технике аппликации, отлично развивается мелкая и крупная моторика рук, что позволяет подготовить дошкольника к письму, а также прекрасно формируется речь, активизируется и совершенствуется работа растущего мозга.
Любая аппликация, выполненная ребёнком, приносит ему радость и гордость за своё творчество, развивает фантазию и воображение, расширяет кругозор. Занятия этим видом творчества, несомненно, приносят огромную пользу и делают большой вклад в развитие детей дошкольного возраста. И чем больше будет выполнено ребёнком таких творческих и интересных работ, тем эффективнее и лучше будет результат.
. На праздник 23 февраля мы делали с детьми подарки папам самолеты, ракеты. Дети с большим удовольствием занимаются аппликацией им она очень нравиться. По моему опыту могу сказать, что именно этой аппликацией дети увлекаются сразу и делают ее на одном дыхании. Полученный результат превосходит все детские ожидания. Делая аппликацию вместе с другими ребятами, малыш учится помогать другу, дополнять творение своими идеями и видеть идеи других детишек, радоваться совместно достигнутому результату.
— Заканчивая работу, ребенок радуется и гордится своим шедевром. Это лучший стимул для успешного развития ребенка и дальнейшего творчества.
Источник
Уже в 1 год дети готовы к знакомству с аппликацией.
Но для того, чтобы не отбить у ребенка интерес к этому виду творчества, нужно соблюдать несколько важных правил.
В этой статье вы найдете идеи аппликаций с детьми 1 – 3 лет, узнаете о правилах занятий ими.
Вы можете скачать шаблоны для аппликаций одним файлом. По ссылке больше 100 шаблонов для всех видов аппликаций, о которых я рассказываю в этой статье.
Также большое количество идей вы найдете в альбоме группы ВК «Быть мамой легко».
В своих занятиях мы также используем готовые пособия для создания аппликаций. Обзор таких пособий я сделаю в одной из следующих статей.
Содержание:
- Польза аппликаций
- Как делать аппликации с детьми
- Из чего делать аппликации
- Аппликации из стикеров
- Простые аппликации с хаотичным расположением элементов
- Аппликации из геометрических фигур
- Аппликации без контуров
- Аппликации из журналов и готовых картинок
- Аппликации из ваты и ватных дисков
- Аппликации из круп и песка
- Аппликации из пластилина
Польза аппликаций
Многие родители откладывают занятия аппликацией на более поздний возраст, считая, что годовалому малышу еще рано. Но это не так.
Во время занятий аппликацией ребенок:
- развивает мелкую моторику,
- улучшает координацию движений рук;
- приобретает новый сенсорный опыт;
- знакомится с окружающим миром;
- развивает речь (во время обыгрывания сюжета и обсуждения того, что вы делаете);
- активизирует воображение и творческое начало.
Это как раз то, что и нужно интенсивно развивать в раннем возрасте.
Как делать аппликации с детьми
Занятия должны приносить радость и ребенку, и родителям.
У мам обычно две сложности: отсутствие идей и нехватка времени на подготовку.
В этой статье я как раз делюсь идеями аппликаций для малышей.
Что касается второй сложности, то я считаю, что подготовка к любым занятиям и не только аппликацией должна занимать минимум времени. Не надо извращаться и придумывать все неординарное и сложное.
Аккуратные аппликации, выполненные в сложной технике выглядят красиво на фотографиях в Инстаграм, но в реальности, если ребенок маленький, получается все не так красочно. То весь лист клеем закапан, то элементы криво приклеены, а то и вообще в другом месте. И это замечательно – значит именно ребенок эту аппликацию и делал (под чутким руководством мамы, конечно, а не ее руками).
Берите простые идеи на вооружение, рисуйте, вырезайте из того, что есть, за считанные минуты. Вы же не к выставке готовитесь, а делаете с ребенком одну из сотен поделок, которые ему еще предстоит сделать.
А уже потом, когда эти занятия станут привычным делом, усложняйте технику, придумывайте что-то новое.
Что касается детей, то тут нужно помнить о следующем:
- Аппликация – это, прежде всего, игра, а значит, вплетаем сюда интересный и понятный ребенку сюжет;
- Аппликации должны быть простыми, доступными для его возраста;
- Никакого принуждения;
- Занятие должно занимать не больше 5 – 7 минут с малышами и 15-20 минут с детьми постарше. А с некоторыми непоседами и 3-х минут будет достаточно;
- На столе не должно быть ничего лишнего – только клей и бумага (или другой материал, который вы используете);
- Чередуйте материалы, из которых делаете аппликацию: ребенку важно разнообразие;
- Если ребенок достаточно терпелив, то вырезать детали вы можете и при нем. Так ребенок и ножницами заинтересуется. А ближе к трем годам он при желании простые детали сможет вырезать сам;
- Если ребенок нетерпелив, быстро утомляется, готовьте все необходимое заранее;
- Занятия должны быть регулярными. Мы делаем аппликации примерно раз в неделю.
На многих поделках пишем дату и возраст и складываем их в папочку.
Большинство идей я нахожу в книге Елены Янушко «Аппликация с детьми раннего возраста» (Лабиринт, My-shop). Замечательное пособие, в котором представлена методика проведения занятий аппликацией с детьми раннего возраста.
Огромное количество идей с подробным описанием каждого занятия, включая то, что вы должны говорить ребенку во время выполнения аппликации. В общем, всем рекомендую к прочтению.
Из чего делать аппликации
Чтобы разнообразить занятия, полезно чередовать материалы. Для изготовления аппликаций отлично подходят:
- цветная бумага: обычная, двусторонняя, бархатная,
- салфетки,
- канцелярские стикеры,
- наклейки,
- вырезки из журналов,
- фольга,
- фетр,
- ткань,
- вата и ватные диски,
- пластилин,
- природные материалы,
- крупы,
- песок,
- соль,
- изолента.
За основу старайтесь брать картон или плотную бумагу. Мы чаще всего в своих работах используем формат А5, иногда А4.
Там, где это возможно, шаблон-основу лучше раскрасить и вырезать нужной формы (елочка, ваза и т.д.) – так ребенку интереснее.
Что касается клея, то у вас обязательно должен быть и клей-карандаш, и обычный ПВА. Сейчас, в 3 года, Антошка вдруг стал брезговать брать в руки бумажку с обычным клеем, который он от души нанес. И мы временно перешли исключительно на клей-карандаш.
Аппликации из стикеров
Идеально подходят для детей, которым едва исполнился год. Не требуют применения клея. Сейчас много самых разных стикеров, бывают даже в форме животных, машинок, но множество игр можно придумать с обычными.
Вот несколько простых идей:
Спрячь мышек (зайчиков и т.д.). Нарисуйте на листе несколько мышек и предложите ребенку спрятать их от кота. Ребенок наклеивает стикер прямо на мышку. Потом так интересно подглядывать, кто это там сидит. Можно вырезать из стикеров листики и прятать под ними червячков, жучков и т.д.
Также можно приклеивать гаражи для машинок.
Капельки дождя. Нарисуйте тучку и предложите ребенку приклеить капли дождя – маленькие прямоугольники, вырезанные из липкой части стикера.
Можно сделать лучики для солнышка, лепестки для цветка, травку, усы для кота, иголки для ежика, чешую для рыбки. Из маленьких круглых стикеров или наклеек — пятна для жирафа, шарики для елки.
Все это можно делать и на магнитной доске для рисования:
Наклейки также отличное развлечение и материал для аппликаций. Можно покупать их целыми тематическими наборами.
Простые аппликации с хаотичным расположением элементов
Это первый этап в освоении искусства аппликации.
Здесь также требуется заранее распечатать (или нарисовать) и вырезать основу для аппликации, вырезать остальные элементы. Пусть ребенок сам решит, куда именно он хочет приклеить тот или иной элемент. Вот несколько идей:
- Солим огурчики, помидоры;
- Вырезаем сковородку и печем в ней блинчики;
- Варим варенье, грибной суп;
- Рисуем тарелку и кормим резиновых зверьков апельсинами, капустой, морковкой и т.д.;
- Украшаем елку, шапку, варежку, сапожок;
- Приклеиваем к деревьям листья, яблоки, груши, а на грядки сажаем овощи;
- В аквариум сажаем рыбок, в пруд – утят;
- Собираем в корзинку грибочки;
- Вырезаем тонкую полоску – дорогу для машин и приклеиваем машинки.
Также можно сделать и лед из фольги:
И так далее до бесконечности.
Аппликации из геометирчсеких фигур
В 1,5 – 2 года можно усложнить аппликации. Распечатайте или нарисуйте на основе контуры элементов. Предложите малышу приклеить элементы аппликации на эти контуры.
Я распечатываю шаблон, вырезаю геометрические элементы, обвожу на цветной бумаге и вырезаю уже из нее.
Таким образом удобно делать аппликации не только из геометрических фигур, но и любой другой формы.
Аппликации без контуров
Это усложненный вариант предыдущего типа аппликаций. Сложность в том, что здесь уже нет готовых контуров.
Предварительно ребенок вместе с вами выкладывает на основу элементы аппликации, чтобы увидеть, что должно или может получиться. И только потом приклеивает.
Здесь уже просто бесконечное число вариантов. Если ребенок маленький, то времени на подготовку уйдет немного. Но ближе к трем годам захочется делать что-то оригинальное и тогда придется потратить время и на поиск идей, и на подготовку.
Самый простой вариант:
Чуть сложнее:
Такие аппликации ребенок может делать ближе к трем годам. Здесь заодно и цифры изучаем:
Аппликации из журналов и готовых картинок
Для того, чтобы делать аппликации не обязательно иметь даже цветную бумагу. Используйте старые журналы, каталоги товаров.
Здесь мы с Антошкой наполняли холодильник. Я вырезала продукты из каталога ближайшего супермаркета, а Антошка размещал их на полках.
По такому же принципу можно расставлять игрушки на полках, наполнять корзинки фруктами и овощами, развешивать одежду в шкафу и т.п. Рисование основы займет у вас не больше минуты. Останется вырезать продукты или другие вещи.
Аппликации из ваты и ватных дисков
Из ваты отлично получатся: зайчик, лебедь, белый медведь, овечка, котик, собака и другие животные, которые могут быть белыми и пушистыми. А также снег, снежинки, одуванчики, облака.
В качестве основы используйте раскраски для самых маленьких или шаблоны для аппликации.
Дерево в снегу:
Основу можно нарисовать вместе с ребенком. Облака из ваты:
Аппликации из круп и песка
Об аппликациях из круп я рассказывала в статье про игры с крупами.
По сути это два в одном: и рисование, и аппликация.
Распечатайте раскраски для малышей. Предложите ребенку намазать клеем раскраску и посыпать рисом, кукурузной крупой, манкой и т.д.
Манка прекрасно окрашивается гуашью (только не добавляйте воду), а можно оставить ее белой и творить шедевры в зимней тематике.
Рис легко может покрасить сам ребенок. Это отдельное полезное развлечение.
В продаже есть цветной песок для творчества.
Белка из крашеной манки:
А это подсолнух из гречки, кукурузной крупы и крашеного риса:
Также можно изучать буквы и цифры, делая аппликации из манки.
Аппликации из пластилина
Здесь также нужно распечатать раскраски для самых маленьких. Основа должна быть не больше формата А5. Предложите ребенку размазывать пластилин по основе. Для начала выбирайте картинки, которые надо замазывать одним цветом:
А затем уже усложняйте:
Самый простой вариант аппликации из пластилина – делать пятнышки жирафу, точки божьей коровке и т.п. Здесь используется техника надавливания.
Пишите в комментариях, любит ли ваш малыш делать аппликации? Хватает ли ему терпения заниматься этим непростым делом?
Похожие статьи:
- Игры с крупами, макаронами и фасолью
- Игры с манкой
- Игры с прищепками
Источник