Объективные и субъективные факторы развития личности ребенка
Главной
целью современного воспитания является
формирование всесторонне и гармонично
развитой личности.
Личность
человека формируется и развивается в
результате воздействия многочисленных
факторов, объективных и субъективных,
природных и общественных, внутренних
и внешних, независимых и зависимых от
воли и сознания людей, действующих
стихийно или согласно определенным
целям. При этом сам человек не мыслится
как пассивное существо, которое
фотографически отображает внешнее
воздействие. Он выступает как субъект
своего собственного формирования и
развития.
К
группе объективных
факторов
относятся:
—
генетическая наследственность и
состояние здоровья человека;
—
социальная и культурная принадлежность
семьи, оказывающая влияние на его
непосредственное окружение;
—
обстоятельства биографии;
—
культурная традиция, социальный и
профессиональный статус;
—
особенности страны и исторической
эпохи.
Группу
субъективных
факторов составляют:
—
психические особенности, мировоззрение,
ценностные ориентации, внутренние
потребности и интересы как воспитателя,
так и воспитанника;
—
система отношений с социумом;
—
организованные воспитательные
воздействия, как со стороны отдельных
групп, объединений, так и со стороны
всего сообщества.
Обучение как целенаправленный процесс формирования личности.
процесс
обучения имеет такую же структуру,
как и любой педагогический
процесс: цель
обучения — принципы обучения —
содержание
обучения — методы обучения — средства
обучения
— формы обучения.
Цель
обучения в
современной дидактике (теории обучения)
рассматривается как триединая, то есть
в единстве образовательной,
воспитательной и развивающей
составляющих.
Эти цели определяют и соответствующие
функции процесса обучения.
Образовательная
цель (функция)
процесса
обучения заключается
в формировании определенных знаний и
навыков
обучающихся.
Воспитательная
цель (функция)
предназначена
для формирования мировоззрения,
духовно-нравственных, эстетических
и других качеств личности.
Развивающая
цель (функция) обучения
реализуется, главным
образом, в развитии мышления, творческих
способностей
и дарований личности.
Принципы
обучения —
это основополагающие требования
к организации этого процесса.
Содержание
обучения
— это
та система знаний, умений и навыков,
которая подлежит усвоению в процессе
обучения и которая выступает в качестве
основы развития личности.
Методы
обучения
—
это
способы совместной работы обучающего
и обучаемых, позволяющие усваивать
конкретное содержание обучения.
Существует множество классификаций
методов обучения, наиболее популярными
из которых являются следующие
две:Классификация
по источнику получаемой информации,
Классификация по характеру познавательной
деятельности
обучаемых.
Средства
обучения — это
учебные программы, учебники, конспекты,
плакаты, технические средства обучения
(ТСО), раздаточный материал и т.д.
Формы
организации обучения —
это
лекции, семинары, лабороторно-практические
занятия, уроки, консультации, зачеты,
экзамены, самостоятельная учебная
работа и другие.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: философией, общей и социальной психологией, возрастной физиологией и анатомией, социологией и другими науками. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.
Напомним, что подразвитиемпонимается– объективный процесс последовательных внутренних количественных и качественных изменений во всех сферах личности; ее взросление.
Развитие личности осуществляется на протяжении всей жизни человека. Основными составляющими развития выступают физическое, психическое, духовное, социальное, культурное, интеллектуальное и профессиональное развитие. Интегральным показателем развития личности выступает ее развитость. Развитие и развитость – процесс и результат степени реализации своих возможностей человеком.
Общими характеристиками личностного развития являются: его необратимость, прогресс/регресс, неравномерность, зигзагообразность, переход стадий в уровни развития (сохранение предыдущего в новом), единство изменения и устойчивости.
Л. И. Анцыферова1 следующим образом раскрывает важные для психологии и педагогики характеристики процесса развития человека:
1. | Необратимость. Любая деградация, обратное развитие не являются зеркальным отражением поступательного развития; возвращение системы на исходный уровень функционирования возможно лишь по одному или нескольким показателям. Полное восстановление достигнутых ранее результатов невозможно. |
2. | Любое развитие включает в себя две диахронические структуры – прогресс и регресс. Прогрессивное развитие (от низшего к высшему, от простого к сложному) обязательно включает в себя элементы регрессии в силу того, что выбор одного из направлений развития оставляет нереализованными многие другие. |
3. | Неравномерность развития. Периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений. |
4. | Зигзагообразность развития. Неизбежным во всяком развитии являются не только замедление, но и откат назад, ухудшение функционирования системы как условие нового подъема. Этот феномен связан с формированием принципиально новых личностных структур, которые на начальных этапах становления развиты в некоторых отношениях хуже, чем старые. Когда ребенок переходит от ползания к ходьбе, он перемещается в пространстве медленнее и иногда с ущербом для своего здоровья. В такого рода переходах обычно выделяются три фазы: фаза дезорганизации и кризиса, завершающаяся перестройкой, возникновением новой структуры; сенситивный период быстрого развития и реализации новых возможностей; критический период – снижение темпов развития, повышение уязвимости системы. |
5. | Переход стадий в уровни развития (сохранение предыдущего в новом). При появлении нового уровня функционирования старый не уничтожается, но сохраняется с некоторыми специфичными только для него функциями в качестве одного из иерархических уровней новой системы. Так, первые две стадии развития мышления – наглядно-действенное и образное мышление – не исчезают с появлением понятийного мышления, но сохраняются в качестве особых форм для решения задач определенного типа. |
6. | Единство изменения и устойчивости. Наряду с тенденцией к качественному изменению и переходу на более совершенные уровни функционирования всякое развитие осуществляется в единстве с тенденцией к устойчивости, сохранению достигнутого и воспроизведению сложившихся типов функционирования. Иначе говоря, успешное развитие невозможно без консервативной тенденции. |
Развитие личности, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований. Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период2. Например, это могу быть новые личностные качества, способности, умения.
Вопрос о факторах (условиях и движущих силах) развития человека долгое время оставался дискуссионным. Одни исследователи считали, что решающее значение имеет фактор наследственности (Ф. Гальтон, З. Фрейд), другие приписывали главную роль среде (Дж. Уотсон), третьи полагали, что оба фактора взаимодействуют (В. Штерн). Таким образом, можно выделить биологизаторское, социологизаторское и биосоциальное направления в исследованиях проблем развития человека.
Представители биологизаторского направления, считая личность сугубо природным существом, объясняют поведение человека действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов. Биологизаторское направление можно проиллюстрировать следующими высказываниями: «Все в личности предопределено наследственностью»; «Учитель – повивальная бабка, он ничего не может дать, а только помогает разродиться» (Сократ).
Представители социологизаторского направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.д. Проиллюстрировать позицию социологизаторского направления в исследованиях помогут следующие высказывания: «Ребенок – «чистый лист», все зависит от условий среды. Развитие полностью зависит от обучения»; «Женщина должна нам дать организм, а мы из него сделаем советского человека» (Т.Д. Лысенко).
Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.
Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели (то есть результаты социальной жизни), которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (раздражительность, вспыльчивость, замкнутость и т.п.).
Личность, по определению Л.С. Выготского, – это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности – творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношении с другими людьми. Таким образом, личность существует, проявляется и формируется в деятельности и в общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности – социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.
Как подчеркивал Л.С. Выготский, ни одно из специфических человеческих психических качеств (логическое мышление, воображение, волевая регуляция и т.д.) не может возникнуть лишь путем вызревания органических задатков. Для формирования такого рода качеств нужны определенные условия жизни и воспитание. Воспитание (понимаемое как специально организованный педагогический процесс) выступает как третий существенный фактор развития и формирования личности. При этом нельзя рассматривать человека как пассивный объект влияния среды и воспитательных воздействий. Огромное значение в развитии личности имеет активность самой личности, ее творческо-преобразующая деятельность. Активность человека и внутренняя позиция личности по отношению к средовым и воспитательным воздействиям определяют направления формирования личности.
Таким образом, все воздействия и влияния, которые влияют на развитие и формирование личности, можно разделить на две группы – внешние и внутренние. Влияние среды и воспитания относится к внешним факторам развития личности. Природные же склонности и влечения, а также совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), есть внутренние факторы. Развитие и формирование личности являются результатом взаимодействия этих двух групп факторов.
Воспитание будет играть определяющую роль в развитии личности только при условии, что оно стимулирует и активизирует работу человека над собой. Именно активность и собственное стремление человека к своему личностному совершенствованию в конечном итоге и определяют ее развитие. Создать условия для развития личности означает не просто изменить внешние условия социальной среды. Необходимо задействовать внутренний механизм собственной активности личности (внутреннюю мотивацию) и включить личность в деятельность, а именно: в общение, игру, учение, труд.
Какой должна быть деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию человека? Перечислим важнейшие педагогические требования к деятельности как фактору развития личности:
· | цели и результаты деятельности должны быть определены личностью или, при внешней их постановке, приняты личностью; |
· | содержание и формы деятельности должны соответствовать возрасту, потребностям и интересам личности; |
· | деятельность должна выступать для человека источником открытия, вдохновения, радости; |
· | доля самостоятельности личности, ее творческого вклада, а также ответственности за полученные в деятельности результаты должна возрастать; |
Рекомендуемые страницы:
Источник
Главной целью современного воспитания является формирование всесторонне и гармонично развитой личности.
К группе объективных факторов развития личности относятся:
— генетическая наследственность и состояние здоровья человека;
— социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение;
— обстоятельства биографии;
— культурная традиция, социальный и профессиональный статус;
— особенности страны и исторической эпохи.
Группу субъективных факторов составляют:
— психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы, как воспитателя, так и воспитанника;
— система отношений с социумом;
— организованные воспитательные воздействия, как со стороны отдельных групп, объединений, так и со стороны всего сообщества.
Обучение как целенаправленный процесс формирования личности.
Обучение направлено на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.
Цели обучения определяют и соответствующие функции процесса обучения:
• Образовательная цель (функция) — формирование определенных знаний и навыков обучающихся.
• Воспитательная цель (функция) формирование мировоззрения, духовно-нравственных, эстетических и других качеств личности.
• Развивающая цель (функция) — развитие мышления, творческих способностей и дарований личности.
Содержание обучения — это та система знаний, умений и навыков, которая подлежит усвоению в процессе обучения и которая выступает в качестве основы развития личности.
Методы обучения — это способы совместной работы обучающего и обучаемых, позволяющие усваивать конкретное содержание обучения.
Формы организации обучения — это лекции, семинары, практические занятия, уроки, консультации и другие.
Сущность и структура учебной деятельности (учения).
Учебная деятельность, или учение имеет место тогда, когда действия человека управляются осознаваемой целью усвоить определенные знания, навыки, умения, формы деятельности и поведения.
Структура учебной деятельностисостоит из следующих компонентов:
• Целевой компонент — осознание и принятие целей и задач своей учебной деятельности.
• Потребностно-мотивационный компонент — проявление интереса и других мотивов учения.
• Содержательно-операционный компонент — совокупность учебно-познавательных действий.
• Эмоционально-волевой компонент — проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебной деятельности.
• Контрольно-регулировочный компонент — самоконтроль и корректировка процесса учения.
• Оценочный компонент — осознание и самооценка результатов учебной деятельности.
Воспитание как социальное явление и как педагогическая деятельность.
Воспитание— это целенаправленное, заранее планируемое, специально организуемое и систематическое воздействие на развитие личности в конкретных социальных условиях. Без воспитания немыслима реализация социальных программ развития личности. Под влиянием воспитания человек развивается физически и социально.
Другими словами, функция воспитания в данном случае сводится к формированию мотивации, к запуску внутренних механизмов саморегуляции, самодвижения, саморазвития личности.
В зависимости от мотивации или внутренней позиции личности по отношению к воспитательным воздействиям она может развиваться в самых различных направлениях, в том числе и в прямо противоположном тому, на которое его ориентирует воспитатель.
Закономерности процесса воспитания, его принципы, формы и методы.
Воспитание— это целенаправленное воздействие на личность. Воспитание всегда направлено на достижение определенной воспитанности человека. Гуманистические системы воспитания в качестве своего идеала всегда имели в виду всесторонне и гармонично развитую личность.
Система воспитания имеет следующие принципы:
— Уважительные отношения между педагогами и воспитанниками
• Природосообразность воспитания.
• Кулътуросообразность воспитания — опора на национально-культурные традиции своего народа, национально-этническую обрядность, привычки.
• Гуманизация и эстетизация внутренней и внешней среды образовательно-воспитательного заведения.
Методы воспитания: убеждение, пример, упражнение, одобрение, осуждение, требование, контроль за поведением и другие.
Формы воспитания — это внешнее выражение процесса воспитания. По количеству охватываемых процессом воспитания людей формы воспитания делятся на индивидуальные, микрогрупповые, групповые и массовые.
Источник
Главной
целью современного воспитания является
формирование всесторонне и гармонично
развитой личности.
Личность
человека формируется и развивается в
результате воздействия многочисленных
факторов, объективных и субъективных,
природных и общественных, внутренних
и внешних, независимых и зависимых от
воли и сознания людей, действующих
стихийно или согласно определенным
целям. При этом сам человек не мыслится
как пассивное существо, которое
фотографически отображает внешнее
воздействие. Он выступает как субъект
своего собственного формирования и
развития.
К
группе объективных
факторов
относятся:
—
генетическая наследственность и
состояние здоровья человека;
—
социальная и культурная принадлежность
семьи, оказывающая влияние на его
непосредственное окружение;
—
обстоятельства биографии;
—
культурная традиция, социальный и
профессиональный статус;
—
особенности страны и исторической
эпохи.
Группу
субъективных
факторов составляют:
—
психические особенности, мировоззрение,
ценностные ориентации, внутренние
потребности и интересы как воспитателя,
так и воспитанника;
—
система отношений с социумом;
—
организованные воспитательные
воздействия, как со стороны отдельных
групп, объединений, так и со стороны
всего сообщества.
Обучение как целенаправленный процесс формирования личности.
процесс
обучения имеет такую же структуру,
как и любой педагогический
процесс: цель
обучения — принципы обучения —
содержание
обучения — методы обучения — средства
обучения
— формы обучения.
Цель
обучения в
современной дидактике (теории обучения)
рассматривается как триединая, то есть
в единстве образовательной,
воспитательной и развивающей составляющих.
Эти цели определяют и соответствующие
функции процесса обучения.
Образовательная
цель (функция)
процесса
обучения заключается
в формировании определенных знаний и
навыков
обучающихся.
Воспитательная
цель (функция)
предназначена
для формирования мировоззрения,
духовно-нравственных, эстетических
и других качеств личности.
Развивающая
цель (функция) обучения
реализуется, главным
образом, в развитии мышления, творческих
способностей
и дарований личности.
Принципы
обучения —
это основополагающие требования
к организации этого процесса.
Содержание
обучения
— это
та система знаний, умений и навыков,
которая подлежит усвоению в процессе
обучения и которая выступает в качестве
основы развития личности.
Методы
обучения
—
это
способы совместной работы обучающего
и обучаемых, позволяющие усваивать
конкретное содержание обучения.
Существует множество классификаций
методов обучения, наиболее популярными
из которых являются следующие
две:Классификация
по источнику получаемой информации,
Классификация по характеру познавательной
деятельности
обучаемых.
Средства
обучения — это
учебные программы, учебники, конспекты,
плакаты, технические средства обучения
(ТСО), раздаточный материал и т.д.
Формы
организации обучения —
это
лекции, семинары, лабороторно-практические
занятия, уроки, консультации, зачеты,
экзамены, самостоятельная учебная
работа и другие.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник