О решающей роли общения в психическом развитии ребенка в младенчестве

ЗАДАНИЕ N 1

Социальной ситуацией психического развития ребенка младенческого возраста является ситуация …

Неразрывного единства ребенка и взрослого

совместной деятельности ребенка со взрослым

жизни ребенка в жизни взрослых

освоения социальных норм

ЗАДАНИЕ N 2

Рефлексы новорожденных, направленные на контакт с внешними воздействиями, называются …

Ориентировочными

атавистическими

физиологическими

защитными

ЗАДАНИЕ N 3

Согласно М. И. Лисиной, ситуативно-личностное общение со взрослым характеризует ведущую деятельность ___________ микропериода младенческого возраста.

Второго

первого

третьего

четвертого

ЗАДАНИЕ N 4

Дефицит общения в младенческом возрасте способствует развитию …

Госпитализма

самостоятельности

аутизма

сенсорной депривации

ЗАДАНИЕ N 5

Голосовые проявления в младенчестве проходят ряд последовательных этапов: крик, гукание, ________, лепет.

Гуление

плач

звукоподражание

прислушивание

ЗАДАНИЕ N 6

Социальная ситуация неразрывного единства ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности – ________ ребенка и матери.

Непосредственного эмоционального общения

предметно-манипулятивного взаимодействия

межличностного общения

эмоционального контакта

ЗАДАНИЕ N 7

Впервые на факт замедления психического развития ребенка при дефиците общения со взрослым обратили внимание психологи ___________ направления.

Психоаналитического

когнитивного

гуманистического

поведенческого

ЗАДАНИЕ N 8

Хватание, манипулирование предметами, овладение активным передвижением в пространстве относятся к _________ движениям и действиям ребенка.

Прогрессивным

тупиковым

стимулирующим

тренировочным

ЗАДАНИЕ N 9

Главная коммуникативная потребность в младенческом возрасте – это потребность в(о) …

Внимании взрослого

общении со сверстниками

совместной деятельности

познавательной активности

ЗАДАНИЕ N 10

Промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни называется кризисом …

Новорожденности

рождения

адаптации

социализации

ЗАДАНИЕ N 11

Решающим периодом познавательного развития ребенка, по мнению авторитетного исследователя Т. Бауэра, является …

Младенчество

новорожденность

раннее детство

отрочество

ЗАДАНИЕ N 12

Согласно исследованиям Дж. Брунера, в период младенчества ребенок усваивает структуру коммуникативных правил сначала на ________ уровне.

Экстралингвистическом

паралигвистическом

визуальном

аудиальном

ЗАДАНИЕ N 13

О решающей роли общения в психическом развитии ребенка в младенчестве убедительно свидетельствует явление …

Госпитализма

аутизма

гиперактивности

инертности

ЗАДАНИЕ N 14

Изначальную психическую общность матери и ребенка Л. С. Выготский обозначил термином …

«пра-мы»

«архетип»

«анима»

«анимус»

ЗАДАНИЕ N 15.

Большой вклад в исследование психического развития младенцев внес американский психолог …

А. Гезелл

Б. Скиннер

А. Маслоу

Г. Олпорт

Тема 41 : Особенности психического развития в раннем детстве

ЗАДАНИЕ N 1

Предметной деятельность в раннем детстве является потому, что в самом предмете и способе его употребления заключается _______ деятельности.

Мотив

цель

способ

задача

ЗАДАНИЕ N 2

По мнению Л. С. Выготского, важную роль в развитии психических функций в раннем возрасте играет …

Восприятие

воображение

внимание

память

ЗАДАНИЕ N 3

Л. С. Выготский рассматривал значение слова не только как единство мышления и речи, но и как единство общения и _________, коммуникации и мышления.

Обобщения

деятельности

восприятия

анализа

ЗАДАНИЕ N 4

Важное значение в психическом развитии в раннем детстве имеет использование ___________ предметов.

Полифункциональных

соотносящих

замещающих

имитирующих

ЗАДАНИЕ N 5

Формой организации предметной деятельности в раннем возрасте становится …

Общение

игра

манипулирование

конструирование

ЗАДАНИЕ N 6

Кризис трех лет характеризуется тенденцией к …

самостоятельной деятельности

совместной деятельности со взрослым

общению со сверстниками

освоению человеческих отношений

ЗАДАНИЕ N 7

На основе предметной деятельности в раннем детстве складывается другой новый вид деятельности – это …

Рисование

общение

чтение

письмо

ЗАДАНИЕ N 8

По словам Л. С. Выготского, все психические функции в раннем детстве развиваются вокруг …

Восприятия

внимания

ощущения

воображения

ЗАДАНИЕ N 9

Близкие люди без труда понимают автономную речь малыша, потому что они ориентируются не только на его слова, но и на _________, в которой находится ребенок.

Ситуацию

роль

позицию

игру

ЗАДАНИЕ N 10

Формирование ________ в раннем детстве является одной из основных линий развития мышления, связанной с усвоением речи.

Обобщений

аналогий

сравнений

представлений

ЗАДАНИЕ N 11

Установление связей между предметами в раннем возрасте происходит путем …

Практических проб

обобщения

сравнения

анализа

ЗАДАНИЕ N 12

Д. Б. Эльконин отмечал, что ________ имеют большое значение в овладении предметными действиями наряду с орудиями.

Игрушки

книги

сказки

рисунки

ЗАДАНИЕ N 13

В роли основного средства познания в раннем детстве выступает ______ ребенка.

Речь

восприятие

ощущение

мышление

ЗАДАНИЕ N 14

Развитие восприятия в раннем возрасте происходит в рамках предметной деятельности и в связи с овладением _________ действиями.

Соотносящими

параллельными

последовательными

сложными

Тема 42 : Особенности психического развития дошкольника

ЗАДАНИЕ N 1

Преобладание обдуманных действий над импульсивными в дошкольном возрасте, согласно исследованиям Д. Б. Эльконина, характеризует собой такое новообразование, как возникновение …

Соподчинения мотивов

первичных этических инстанций

произвольного поведения

личного дознания

ЗАДАНИЕ N 2

Одна из основных функций речи, развивающихся в дошкольном возрасте, – __________ функция.

Коммуникативная

информативная

сигнификативная

интерактивная

ЗАДАНИЕ N 3

В основе формирования интеллектуальных способностей дошкольника лежит овладение наглядным …

Моделированием

мышлением

действием

воображением

ЗАДАНИЕ N 4

С точки зрения Л. С. Выготского, ____________ речь ребенка есть переходный этап от внешней речи к внутренней.

Эгоцентрическая

самостоятельная

диалогическая

монологическая

ЗАДАНИЕ N 5

По Д. Б. Эльконину, важным признаком готовности ребенка к школе является(-ются) …

Произвольное поведение

умение читать

навыки счета

развитое воображение

ЗАДАНИЕ N 6

В центре сознания у дошкольника, согласно учению Л. С. Выготского, находится …

Память

внимание

мышление

воображение

ЗАДАНИЕ N 7

К концу дошкольного возраста у ребенка формируются основы __________ отношения к результатам своих действий и поступков.

Ответственного

коллективистического

негативного

продуктивного

ЗАДАНИЕ N 8

В качестве основной, неразложимой единицы развитой формы игры дошкольника Д. Б. Эльконин предложил рассматривать …

Роль

сюжет

содержание

сценарий

ЗАДАНИЕ N 9

С позиций ____________, детская игра является одним из механизмов выхода запрещенных влечений.

Психоанализа

гештальтпсихологии

бихевиоризма

когнитивной психологии

ЗАДАНИЕ N 10

Согласно М. И. Лисиной, основным средством внеситуативного общения в дошкольном детстве является …

Речь

игра

продуктивная деятельность

коллективная деятельность

ЗАДАНИЕ N 11

Вид мышления, при котором ребенок оперирует не конкретными предметами, а их образами и представлениями, называется …

Наглядно-образным

наглядно-действенным

образно-действенным

логическим

ЗАДАНИЕ N 12

По мнению Д. Б. Эльконина, в процессе диагностики готовности ребенка к школьному обучению, прежде всего, надо обратить внимание на возникновение …

Произвольного поведения

интеллектуальной способности

альтруистической позиции

теоретического мышления

ЗАДАНИЕ N 13

Основным симптомом кризиса 7 лет является …

Потеря непосредственности

овладение нравственными нормами

освоение мира социальных отношений взрослых

развитие деятельности учения

ЗАДАНИЕ N 14

Стремление ребенка-дошкольника к новой социальной позиции школьника характеризует ____________ готовность к школе.

Личностную

интеллектуальную

волевую

эмоциональную

X ЗАДАНИЯ-КЕЙСЫ

Кейс 1

Подзадача 1

Жан Пиаже – швейцарский психолог, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития. Одно время он работал в Париже в школе для мальчиков. Помогая обрабатывать результаты IQ теста, Ж. Пиаже заметил, что маленькие дети постоянно дают неправильные ответы на некоторые вопросы. Это наблюдение привело его к теории, что мысли и когнитивные процессы, свойственные детям, существенно отличаются от таковых у взрослых. В одном из экспериментов Жан Пиаже выкладывал перед ребенком 5 – 7 лет два ряда мелких предметов (пуговицы и пр.) и спрашивал, в каком ряду их больше. После правильного ответа детей «Одинаково» предметы в нижнем ряду раздвигают. Теперь ребенок считает, что в нижнем ряду предметов стало больше.

Ребенок 5–7 лет относится, по Ж. Пиаже, к такому периоду развития интеллекта, как период …



Источник

Светлана Морозова
Значение общения в психическом развитии ребенка

Значение общения в психическом развитии детей дошкольного возраста

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение, благодаря широким возможностям к научению, ребенок приобретает все свои высшие познавательные способности и качества и превращается в полноценную личность.

Личность людей складывается и функционирует только в их отношениях с окружающими людьми. Согласно Л. С. Выготскому все высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, т. е. такие, в реализации которых участвует не один, а минимум два субъекта. И лишь постепенно посредством присвоения они становятся внутренними.

Разработка взглядов Л. С. Выготского привела к созданию отечественными психологами (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.) концепции детского развития, в рамках которой развитие ребенка понимается как процесс присвоения общественно-исторического опыта в процессе взаимодействия с его носителями — взрослыми.

Потребность в общении не является врожденной. Она возникает в ходе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими. Потребность общения ребенка со взрослыми, возникает вначале как биологическая потребность в первые два месяца жизни на основе первичных органических нужд, затем возникают социальные потребности в новых впечатлениях. Общаясь со взрослыми, ребенок оказывается в пределах «зоны ближайшего развития», где сотрудничество с превосходящими его по опыту и знаниям партнерами помогает ему реализовать свои потенциальные возможности. Именно в ходе общения ребенок совершает первые вылазки в новые области; благодаря общению подготавливается смена предыдущей деятельности последующей, более высокой по своему развитию. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение. Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» добытое людьми ранее. Для ребенка общение со взрослым выступает определяющим фактором психического развития: 1) взрослый задает ребенку образцы для подражания; 2) передает информацию; 3) развивает речь и все познавательные процессы; 4) формирует личностные качества, самооценку, эмоции; 5) способствует усвоению различных видов деятельности;

6) формирует отношение к другим людям. Три группы фактов доказывают решающую роль общения в общем психическом развитии ребенка:

• изучение «детей-маугли»;

• исследование природы и причин «госпитализма»;

• прямое выявление влияния общения на психическое развитие в формирующих экспериментах.

Результаты психологического исследования «детей-маугли», выросших в изоляции от общества, обнаруживают у них глубокое, и необратимое недоразвитие. Сегодня никто не сомневается, что приспособление к жизни среди животных вызывает у маленького ребенка, попавшего в их среду, отклонение от пути, по которому обычно идут человеческие дети. Без поддержки взрослых он не использует свою природную способность стать «человеком разумным», а затем, по-видимому, и вовсе ее теряет. Это передвигающиеся на четвереньках существа, полностью зависящие от вскормивших их животных. Явление «госпитализма» обнаружилось при первых попытках наладить внесемейное воспитание оставшихся без родителей маленьких детей. В конце прошлого и начале нынешнего века появились частные и государственные приюты, которые вскоре превратились в «фабрики ангелов» — так велика была смертность, особенно в первые месяцы и годы жизни детей. Дети, которые оставались жить, резко отставали в общем физическом, и особенно в психическом развитии: к 3 годам они не владели простейшими навыками самообслуживания, не соблюдали опрятность, почти не говорили, плохо поддавались воспитательным воздействиям, проявляли поразительную пассивность или, напротив, суетливость и агрессивность. Описанный комплекс и получил название «госпитализма». Полная изоляция детей от взрослых, не позволяет им стать людьми и оставляет на положении «полуживотных». Недостаточность контактов со взрослыми («дефицит общения») тоже драматическим образом влияет на психическое развитие ребенка, снижая его сопротивляемость болезням, темп психического развития и его уровень, достигнутый в младенческом и раннем возрасте. Не менее значимыми, чем взаимоотношения со взрослым, для ребенка дошкольного возраста становятся взаимоотношения со сверстниками. Характерными чертами общения дошкольников со сверстниками являются: разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широкий их диапазон; большое разнообразие коммуникативных задач; яркая эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность контактов; а также преобладание инициативных действий над ответными. Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте проходит ряд этапов. На третьем году жизни взаимоотношения между детьми возникают в основном на основе их действий с предметами, игрушками. Сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, «невидимым зеркалом», в котором ребенок видит в основном себя. Эти действия приобретают совместный, взаимозависимый характер. К старшему дошкольному возрасту в совместной деятельности дети уже осваивают следующие формы сотрудничества: чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности ребята приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения. Стремление к руководству у дошкольника определяется эмоциональным отношением к самой деятельности, а не к позиции руководителя. У дошкольников нет еще осознанной борьбы за руководство. В дошкольном возрасте продолжают развиваться способы общения. Генетически наиболее ранней формой общения является подражание. А. В. Запорожец отмечает, что произвольное подражание малыша — один из путей овладения общественным опытом. На протяжении дошкольного возраста у ребенка меняется характер подражания. Если в младшем дошкольном возрасте он подражает отдельным формам поведения взрослых и сверстников, то в среднем дошкольном возрасте ребенок уже не слепо подражает, а сознательно усваивает образцы норм поведения. Деятельность дошкольника разнообразна: игра, рисование, конструирование, элементы труда и учения, в чем и проявляется активность ребенка. Усложнение видов деятельности и общения, расширение круга общения приводят к формированию самосознания. Ребенок осознает себя, прежде всего, на уровне субъекта действия. У него складывается устойчивое положительное отношение к себе, определяемое потребностью в признании со стороны окружающих. Ребенок осознает себя как носителя индивидных характеристик — физического облика и пола, как человека, изменяющегося во времени, имеющего свое прошлое, настоящее и будущее. Самооценка дошкольника появляется в особых ситуациях, требующих от ребенка оценить себя, но по содержанию она ситуативна и отражает оценку, даваемую ребенку взрослым. К концу дошкольного возраста формируется конкретная самооценка, ребенок может внеситуативно и обоснованно оценить себя. Согласно B.C. Мухиной, психическое развитие детей в общении с другими людьми будет неполным, если ребенком не движет потребность быть признанным. Потребность в признании в дошкольном возрасте выражается в стремлении ребенка утвердиться в своих моральных качествах, в желании того, чтобы окружающие были ему благодарны и признавали его хорошие поступки. На протяжении дошкольного возраста нарастает процесс дифференциации в детском коллективе: одни дети становятся популярными, другие отвергаемыми. По данным Е. О. Смирновой и Е. А. Калягиной, на положение ребенка в группе сверстников влияет множество факторов, главным из которых является способность к сопереживанию и помощи сверстникам. Социальная ситуация развития, специфическая для дошкольного возраста, определяет весь образ жизни ребенка и особенности его психического развития. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с сюжетно-ролевой игрой как ведущей деятельностью дошкольника, в которой складываются главные психические новообразования этого возраста, формируется опыт межличностных отношений. Навыки общения и совместной деятельности заключаются в развитии навыков социальной перцепции, согласование детьми своих мыслей и действий, разработки общего плана, прежде всего, в игре; способности выражать сочувствие, оказывать взаимную поддержку, делать взаимооценки, распределять игрушки, отстаивать свою точку зрения, поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период. Если ребенок не готов или не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не считается с условиями игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении со сверстниками, в их эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию. Общение по поводу игры выступает в действительности как школа социальных отношений. Именно в игровых ситуациях ребенок учится быть человеком. Для каждого ребенка старшего дошкольного возраста значимо быть принятым сверстниками, поэтому он старается соответствовать ожиданиям играющих. Игра полностью захватывает ребенка, заставляет его глубоко переживать те чувства, которые должны испытывать изображаемые персонажи, — симпатию, сочувствие, уважение. Игровые отношения – суровые отношения по правилам, только опрятный, смышленый и хороший ребенок не будет раздражать других детей, будет нравиться, и будет ими принят. Слабый ребенок с физическими недостатками также вызывает у детей неприязнь. Тихий и плаксивый может вызвать желание не принимать его в игру. Развитие личности будет неполным, если ребенком не движет потребность быть признанным.

Таким образом, общение с взрослым выступает решающим, но недостаточным фактором полноценного, гармоничного развития личности дошкольника. Общение со сверстниками является необходимым условием формирования готовности к обучению в школе. Вклад общения и совместной деятельности со сверстником в развитие дошкольника наиболее заметен в этической, познавательной сферах личности, в развитии самосознания, творческих способностей, способности к сотрудничеству.

Используемая литература:

1. Лисина М. И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни || Проблемы общей возрастной и педагогической психологии (Под редакцией Давыдова В. В.) М. 1978

2. Лисина М. И., Формирование личности ребенка в общении. — электронная книга

3. Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960.

Источник