О развитии ребенка в первые годы жизни у тихеевой

О развитии ребенка в первые годы жизни у тихеевой thumbnail

Елизаве́та Ива́новна Тихе́ева (1867—1943[1]) — российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей, руководитель опытного детского сада при Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. Сестра Л. И. Чулицкой[2]. Одна из создателей дошкольной педагогики в России, автор ряда трудов по дошкольному воспитанию и организации работы детсадов.

Биография[править | править код]

Елизавета Ивановна Тихеева родилась 12 (24) апреля 1867 года в городе Ковно (ныне это город Каунас, Литва) на территории Российской империи.

Елизавета Ивановна Тихеева работала в 1880—1890-х годах учительницей начальной школы на Кавказе, затем работала в Санкт -Петербурге. В 1913—1917 годах она являлась Вице-президентом Общества содействия дошкольному воспитанию, была председателем школьной комиссии этого общества, которая занималась изучением вопросов дидактики и методики начального обучения.

В 1913—1928 годах она руководила созданным при Обществе содействия дошкольному воспитанию детским садом.

В 1920—1924 годах она являлась профессором Петроградского педагогического института дошкольного образования[3], где Е. И. Тихеева руководила опытным детским садом при институте. Итоги исследований Тихеевой и её сотрудниц были обобщены ею в книге «Детский сад по методу Е. И. Тихеевой при Ленинградском государственном педагогическом институте им. Герцена», Ленинград, (1928).

Научный вклад в педагогику[править | править код]

Елизавета Ивановна Тихеева рассматривала дошкольное воспитание с точки зрения подготовки детей к дальнейшему школьному обучению с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Она считала важной составляющей дошкольного воспитания выработку у детей первоначальных трудовых и поведенческих навыков, формирования у них культуры языка[4]. Она также считала важным иметь такую программу воспитательной и образовательной работы в детском саду, которая предусматривала бы возможность гибкого планирования работы педагога, учитывающей направленность и интересы детей. Большое значение Тихеева придавала воспитанию разумной дисциплины с помощью обязательного посильного труда детей, чёткого распорядка и режима трудового обучения детей. На основе педагогической системы итальянского педагога М. Монтессори и её методики сенсорного воспитания Елизавета Ивановна Тихеева разработала свою оригинальную систему и дидактические материалы на её основе для развития органов чувств детей. Её методика основывалась на принципе парности, когда в играх и занятиях сопоставлялись разнообразные предметы, знакомые детям, игрушки, природные материалы. Ею также разрабатывалась методика развития речи и мышления детей, которая основывалась на систематических занятиях с использованием живого слова, произведений народной словесности, поэзии и произведений искусства[5]. Важнейшую роль Е. И. Тихеева отводила речевым образцам, и в первую очередь — речи воспитательницы детей. Елизавета Ивановна Тихеева не была сторонница обучения в дошкольном возрасте иностранным языкам, отдавая предпочтение совершенствованию детей в родном языке.

Библиография[править | править код]

  • «Детский сад по методу Е. И. Тихеевой при Ленинградском государственном педагогическом институте им. Герцена», Ленинград, 1928.
  • Е. И. Тихеева «Развитие речи дошкольника», Ленинград — Москва, 1937.
  • Е. И. Тихеева «Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)» Пособие для воспитателей детских садов. Издание 4-е. Издательство «Просвещение», Москва, 1972 год.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ В некоторых источниках указывается 1944 год.
  2. ↑ Лидия Ивановна Чулицкая (Тихеева) (1868—1938) — профессор, видный российский, советский педагог — педиатр, заведующая отделением педагогики раннего детского возраста [1] (недоступная ссылка) Ленинградского Педиатрического Медицинского Института (ЛПМИ) [2] (недоступная ссылка), основанного в 1925 как институт Охраны Материнства и Младенчества.
  3. ↑ Впоследствии ставшим Ленинградским педагогическим институтом им. А. И. Герцена.
  4. ↑ Вопросам формирования у дошкольников формирования культуры речи была посвящена её работа «Современный детский сад, его значение и оборудование», С.-Петербург, 1914.
  5. ↑ Эта методика была ею изложена в книге «Родная речь и пути к её развитию», изданной в Санкт-Петербурге в 1913 году. Наиболее эффективным способом развития речи ребёнка Е. И. Тихеева считала такие формы обучения как рассказывание ребёнком на уроках своих наблюдений природы, а также рассказы детей о своих впечатлениях, полученных на экскурсиях и прогулках.

Литература и ссылки[править | править код]

  • Е. В. Шульгина. Автореферат кандидатской диссертации «Наследие Е. И. Тихеевой как целостная педагогическая система»
  • Чувашев И. В., Очерки по истории дошк. воспитания в России (до Великой Окт. социалистич. революции), М., 1955.
  • А. О. Толстихина «Тихеева»
  • Тихеева Елизавета Ивановна
  • Е. И. Тихеева. Игры и занятия малых детей

Источник

План

1. Е.И. Тихеева – сторонница и последовательница взглядов К.Д. Ушинского.

2. Е.И. Тихеева о роли родного языка в развитии личности ребенка.

3. Основные теоретические положения методики развития речи детей, разработанные Е.И. Тихеевой.

4. Разделы работы по развитию речи детей.

5. Тихеева Е.И. о развитии ребенка в первые годы жизни.

6. Характеристика занятий по «Живому слову».

Большое влияние на содержание и методы работы детского сада оказала деятельность Елизаветы Ивановны Тихеевой (1867–1943), известного общественного деятеля в области дошкольного воспитания.

Е.И. Тихеева активно участвовала в разработке методической теории и практики на основе творческого использования классического педагогического наследия, изучения опыта детских садов в России и за рубежом, собственного педагогического опыта. Уже в первые годы своей педагогической деятельности под влиянием идей К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого Тихеева обратила внимание на роль родного языка в воспитании детей. Разделяя взгляды Ушинского и Толстого, она считала родной язык наставником и великим педагогом. Воспитание должно проходить на фоне родного языка. Это определило круг интересов Тихеевой. Основное место в ее педагогической деятельности заняли вопросы речевого развития детей. Она создала свою систему развития речи детей дошкольного возраста в условиях общественного дошкольного воспитания.

В 1918 г. Е.И. Тихеева ставит вопрос о возможности и необходимости создания единой программы речевого развития детей. Возможность ее создания она объясняет тем, что:

— у всех детей речь развивается по одним и тем же законам;

— возрастные различия детей внутри одной группы невелики.

Далее Е.И. Тихеева оговаривает и то, что должно войти в данную программу по содержанию. Во-первых, это то, что ребенка окружает. Во-вторых, то, что реально может познать дошкольник. В-третьих, каждый педагог в подборе методики – «хозяин».

Прежде чем приступить к написанию содержания программы, Е.И. Тихеева разрабатывает задачи словарной работы с детьми, опираясь на механизм усвоения понятия, определенный в психологии (Л.С. Выготский). А также определяет основные принципы построения программы. К ним она относит принцип наглядности и связи с деятельностью.

Раскрывая принцип наглядности, Тихеева, прежде всего, выделяет виды наглядности:

— реальные предметы и игрушки их замещающие;

— картины;

— те образы, которые сложились у детей в результате ранее виденного и слышанного.

Она отмечает, что все, что познает ребенок, должно быть представлено ему наглядно.

Говоря о втором принципе, Тихеева отмечает, что только в деятельности, оперируя большим количеством предметов и орудий, у дошкольников активнее формируются словарь и активная речь.

Читайте также:  Творческое развитие ребенка для чего нужна

Большее предпочтение Е.И. Тихеева отводит игровой деятельности и разрабатывает три группы дидактических игр. 1-я группа позволяет реализовать первую задачу словарной работы (обогащение словаря) и помогает ребенку установить связи между предметом, образом и словом его обозначающим. К данной группе относятся игры типа «Угости куклу Машу чаем», «К нам приехали гости» и т.п. 2-я группа игр позволяет реализовать вторую задачу словарной работы (уточнение словаря) и помогает установлению связей между предметом, его признаками и словами, это обозначающими. К этой группе относятся игры, построенные по принципу парности. Например: «Найди такой же флажок», «Домино-ягодка» и т.п. 3-я группа позволяет реализовать третью задачу (активизация словаря) и помогает установить связь между предметом, его образами и понятием в целом. К этой группе относятся словесные игры типа «Угадай по описанию», «Магазин игрушек» и т.п.

Не менее важное место в работе с дошкольниками занимает и трудовая деятельность, считает Е.И. Тихеева. Она выделяет 4 уголка, где ребенок может трудиться и между тем обогатить свой словарь:

— уголок труда;

— уголок природы;

— уголок игры; уголок кухни.

Е.И. Тихеева также определяет условия (материальные, социальные) организации работы с детьми раннего дошкольного возраста; методику проведения специальных занятий.

Таким образом, теоретическую основу разработанной Тихеевой системы составляют следующие положения:

— развитие речи осуществляется в единстве с умственным развитием. Дети овладевают родным языком в процессе познания окружающего мира. Особого внимания требует развитие языка в связи с мышлением. Язык развивается наглядным, действенным путем. Развитие речи опирается на базу сенсорных представлений;

— речь детей развивается в социальной среде при условии расширения социальных связей, в процессе общения с взрослыми и сверстниками. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих людей;

— речь детей развивается в деятельности и в первую очередь в игре и труде. Игра и труд создают условия для самодеятельности детей в области языка;

— руководство развитием речи должно охватывать все периоды жизни ребенка, включая и первый год жизни;

— обучение на специальных занятиях является необходимым и важным средством речевого развития дошкольников;

— развитие речи связано со всем педагогически процессом детского сада.



Источник


РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Развитие речи ребенка обусловлено определенной закономерностью.

Условия жизни и воспитания ребенка могут благоприятствовать этому развитию и, напротив, могут его тормозить.

Ребенок родится с готовым аппаратом речи, но не говорит. Обусловлено это не только недоразвитием всей нервной системы и центра речи, но и рядом других причин:

1) новорожденный не владеет навыком пользования своим аппаратом речи, ему надо этот навык приобрести;

2) у него нет содержания для речи, ему надо это содержание накопить;

3) ему незнакомы словесные формы речи, он должен с ними познакомиться;

4) речь связана с проявлениями мышления и обусловлена ими;

5) язык развивается в условиях социального общения между людьми; между новорожденным и окружающими его людьми социальные связи еще не установились, их надо установить.

Руководство развитием речи детей должно вестись в этих направлениях. Надо содействовать тому, чтобы аппарат речи ребенка совершенствовался и развивался беспрепятственно, чтобы процесс овладения речью не тормозился. Надо способствовать приобретению ребенком содержания для его речи — накоплению представлений, знаний, понятий, мыслей; надо предоставить ребенку наилучшие условия для овладения по возможности совершенными формами структуры речи; надо установить и постепенно расширять социальные связи детей. Попутно развивающаяся речь будет облекаться мыслью, и мысль будет питать язык. В этих направлениях должна развертываться вся методика по развитию речи, начиная со дня рождения ребенка. Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для дальнейшего развития его языка. Многие из причин, обусловливающих задержку в этом развитии, и дефекты речи детей более старшего возраста кроются часто в условиях их жизни на этом раннем этапе.

С момента рождения ребенок, общаясь с окружающими, развивает все свои силы и способности. Проявления развития ребенка особенно ярки в области языка. Легкость и быстрота, с которыми ребенок при благоприятной педагогической обстановке овладевает речью, поистине изумительны.

До овладения словом ребенок проходит подготовительный период, имеющий громадное значение для развития его языка.

Ребенок родится с готовым аппаратом речи, но не владеет навыком пользования им. Ему надо этот навык приобрести. С первых дней своей жизни он становится на путь упражнения своего голосового аппарата. Эти первые голосовые упражнения еще не составляют речи, а являются лишь рефлекторными звуками, оказывающими громадное влияние на развитие речи. Они устанавливают ассоциации между слуховыми восприятиями ребенка и нервными центрами речи, ассоциации, обусловливающие впоследствии подражательную речь. Произнося непроизвольные звуки, ребенок одновременно слышит их и научается постепенно наставлять свои органы речи так, чтобы произносить звуки произвольно.

Первые звуки, издаваемые младенцем уже в первые недели жизни, являются нечленораздельными сочетаниями, состоящими главным образом из гортанных и губных звуков: гх, пех, мг, бг и т. п. Ребенок неустанно упражняется в их произношении. Он гулит.

.В 4—5 месяцев произносимые им звуки меняют характер: они становятся членораздельными, приобретают элементы слова, ребенок овладевает слогами, первичными корнями слова: на, па, га, фу и т. д. Он вступает в период лепета. По сравнению с гулением лепет является более сложным видом упражнения речи, но того же рефлекторного характера.

Первые проявления речи младенца носят эмоционально-волевой характер, являются выразителями его внутренних сил и состояний, причем крик — выразитель эмоций отрицательных (вызываемых голодом, болью, одиночеством и т. п.), а гуление и лепет — эмоций положительных, радостных. В них участвуют моторные механизмы не одного речевого, но и всего моторного аппарата: младенец не только кричит, гулит или лепечет, но энергично жестикулирует, мимирует. Беспрепятственное развитие всего моторного аппарата оказывает огромное влияние на развитие языка ребенка. Надо поражаться тому постоянству, с которым младенец отдается упражнениям речевого аппарата. Он способен в течение какого-нибудь получаса повторять одни и те же звуки сотни раз. Объясняется это между прочим тем, что достаточно хорошо к этому времени функционирующие органы внешних чувств — зрения, осязания, слуха, вкуса — возбуждают большое количество нервных центров, которые в свою очередь приводят в движение мышцы туловища и конечностей и преимущественно мышцы голосового аппарата.

Каждый, наблюдавший детей, знает, что голосовые упражнения младенца появляются исключительно во время его радостного возбуждения. Дети неблагополучные, страдающие, голодные, зябнущие, томящиеся в одиночестве не гулят и не лепечут. Удовлетворенное, радостное самочувствие младенца — основное условие для беспрепятственного развития его языка.

Читайте также:  Психомоторного развития недоношенного ребенка по месяцам

Вызывается такое состояние причинами не только физического, но и социального характера. Уже в первые недели своей жизни ребенок начинает проявлять потребность в социальном контакте. Между ним и матерью или другим обслуживающим его лицом устанавливается внутренняя душевная связь, оказывающая громадное влияние на развитие его языка. Обе стороны, младенец и взрослый, стремятся поддержать эту связь и прибегают для этого к посредству главного орудия — органа речи. Взаимодействие этих двух факторов — потребности речи у ребенка и речевой среды, удовлетворяющей эту потребность, делает возможным развитие речи ребенка.

Орган слуха играет при этом первенствующую роль. Ребенок жадно ловит звуки, раздающиеся вокруг него, прислушивается к ним и стремится им подражать. Соответствующие слуховые восприятия, организованно предложенные детям, содействуют культуре слуха и формированию их языка. Голоса животных, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, свисток локомотива вызывают у них радостное возбуждение и стимулируют к речевым реакциям.

Но главная роль, ни с чем не сравнимая по своему значению, принадлежит, конечно, человеческому голосу. Мать сознает это если не умом, то чутьем, и она неумолчно говорит со своим ребенком, хотя знает, что он ее еще не понимает. В ряде игр, которые она с ним ведет, первое место занимают игры с участием голоса: мать повторяет издаваемые ребенком звуки, дает для подражания новые, более сложные образцы их сочетаний, воздействует на него выразительностью не только своего голоса, но своих движений, своей мимикой. Ребенок слушает, следит за движением ее губ и воспринимает речь не только слухом, но и зрением, он подражает ей, улыбается, мимирует, гулит, лепечет, улавливает и выбирает из громадного числа произносимых ею слов, те, которые входят в круг его понятий, и начинает их произносить. Это возможно только в том случае, если ребенок обслуживается индивидуально. Младенец способен воспринимать улыбку, жест, слово, только к нему лично обращенные. Только на них он реагирует соответствующим оживлением, улыбкой, звуком. Для того чтобы звуки, случайно или организованно раздающиеся в окружающей детей среде, ими дифференцированно воспринимались, оказывали влияние на развитие их слуха, слуховой наблюдательности и языка, необходимо создать такие условия, которые не мешали бы детям воспринимать звуки и соответствующим образом на них реагировать. Интересы жизни детей требуют фона тишины. Среди непрекращающегося шума, который, к сожалению, часто царит в многолюдных детских учреждениях, звуки не дифференцируются, ребенок не слышит ни самого себя, ни слов взрослого, которые не доходят до его сознания.

Человеческая речь проявляется в определенных словесных формах. Новорожденному ребенку эти формы незнакомы. Он должен их усвоить. Развитие дара слова связано с непрерывным усвоением структуры языка. Формы речи, все ее характерные особенности дети перенимают от лиц, с которыми они находятся в общении. Влияние на язык ребенка речевой среды огромно.

На структуру речи детей и ее фонетические особенности влияют три фактора:

а) закономерная обусловленность проявлений ее развития;

б) условия, в которых протекает подготовительный период формирования речевого аппарата, и

в) проявления речевой среды, дающей детям словесные формы и образцы для подражания.

Младенец произносит звуки и слоги, повинуясь внутреннему, бессознательному стимулу; речь его не является выражением понятий, но это не мешает наличию понимания между ним и взрослым; взрослый выражает свои мысли членораздельной речью, а младенец — речью мимической и импульсивными звуками.

К концу первого года приготовительные физиологические упражнения голосового аппарата в основных своих проявлениях заканчиваются и ребенок переходит к сознательной подражательной речи. Настает момент, когда он сознательно произносит первое слово, связав его с определенным, им хорошо усвоенным представлением. Устанавливается эта связь благодаря тому, что взрослые многократно повторяют определенные слова, заимствуемые из рефлекторного словаря ребенка. Например, ма-ма, ба-ба, па-па и т. п. в применении к соответствующим близким ребенку лицам и предметам. У ребенка постепенно образуется ассоциация между зрительным представлением того или другого предмета и слуховым выражением в слове. Голосовые органы к этому времени настолько подготовлены долгими предварительными физиологическими упражнениями, что ассоциации эти устанавливаются легко и в большом количестве. ния речи проявляется раньше способности активного ее употребления. Дети начинают понимать речь, когда они еще не говорят. Запас пассивных слов количественно превосходит запас активных в течение всей жизни человека.

К концу первого года ребенок обычно активно владеет уже 8—10 словами. Содержание для этих первых слов доставляет окружающая его конкретная действительность, в первую очередь лица, предметы, вещи, с которыми он имеет часто общение и которые имеют для него личное значение.

Формирование речи младенца неразрывно связано с постижением вещей. Правильное восприятие внешних предметов, являющееся основной и самой главной интеллектуальной работой ребенка, обусловлено деятельностью органов внешних чувств. «Переход образа предмета в понятие о предмете может совершаться только посредством слова, но само слово никогда не создает понятия без образа. Слово, обусловленное известными ступенями развития мысли, в свою очередь предполагает чувственное восприятие и звук» (Потебня. Мысль и язык).

Чем совершеннее наши восприятия, тем глубже, разностороннее паше понимание предмета, тем богаче обусловленное им слово. Развивающийся язык ребенка опирается на базу добываемых им представлений, а мышление ребенка исключительно конкретное. Лингвистическое воспитание неотделимо от сенсорного. Одно поддерживает другое, оба прогрессируют в дружном, сотрудничестве. Органы чувств доставляют образы. Обязанность взрослого — способствовать установлению связи образов между собою и со словом, помогающей переходу образов в понятия.

Постепенно сенсорно-лингвистическое развитие ребенка начинают себя проявлять со всех трех взаимно сочетающихся сторон, из которых оно слагается:

1) выделение предмета из других, в той же среде представленных (различение предметов);

2) соединение слов с предметом, с представлением (накопление запаса пассивных слов, понимание речи) и

3) включение знакомого слова в свою собственную речь (накопление запаса активных слов). Мы должны способствовать проявлению и развитию каждой из этих сторон, разумно расширять круг получаемых детьми представлений, систематически укреплять их, давая детям возможность выразить словом все, с чем они познакомились.

В самостоятельной, свободно развертывающейся игре ребенок развивает все присущие ему силы и способности. Играя голосом, он развивает и совершенствует свой голосовой аппарат; играя, он закрепляет добываемые в процессе жизни представления, навыки и усваивает новые слова и формы речи. Наша обязанность организовать самостоятельную игру детей так, чтобы она максимально содействовала всестороннему их развитию, и в первую очередь развитию их языка. Но не меньшее значение имеют организованные игры, предлагаемые детям планово, соответственно педагогическим задачам, намеченным воспитателем. Игры эти при педагогически правильной их постановке и при учете интересов развития ребенка в первую очередь благоприятствуют развитию ощущений и восприятий в неразрывной связи с развитием речи и мышления. Каждое учреждение должно отвести в своем режиме для игр, как самостоятельных, так и организованных, место, соответствующее их значению.

Читайте также:  Реферат развитие ребенка от рождения до года

Интересы развития языка ребенка требуют постепенного расширения его социальных связей. Мать и дитя — это первая и основная в жизни маленького ребенка социальная ячейка; но она утрачивает свое исключительное значение уже на первом году его жизни. Благотворное развивающее влияние взрослого усиливается, если оно исходит не исключительно от одного лица. Численный состав взрослых, с которыми ребенок находится в общении, должен постепенно увеличиваться.

На втором году жизни уже замечается влечение ребенка к детскому обществу: начинают интересовать дети старше его. Какой-то инстинкт подсказывает, что общение со старшими детьми содействует его развитию.

Старшие дети ведут за собой младших, предоставляют им для подражания более совершенные формы речи. Пребывание ребенка исключительно в обществе своих сверстников задерживает процесс совершенствования речи. Это особенно резко проявляется среди детей преддошкольного возраста. Любая из присущих человеку сил и способностей развивается благодаря упражнению. Понимание речи ребенком совершенствуется при условии предоставления ему частых возможностей слышать интересную и понятную для него речь, а способность говорить прогрессирует, если условия и организация жизни возможно чаще стимулируют его к активной речи.

Если потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами, переживаниями присуща взрослому человеку, то ребенку она присуща еще в большей мере. Едва он начинает говорить, т. е. становится способным словами/выражать желания, формирующиеся мысли, как настойчиво требует, чтобы его слушали, чтобы с ним разговаривали. Эту потребность ребенка надо широко использовать в интересах закрепления внутренних душевных связей с ним н для развития его языка.

Дети, с которыми много и сознательно разговаривают, развиваются быстрее и говорят лучше. Поэтому все проявления нашего общения с детьми следует сопровождать речью, закреплять словом все формирующиеся в детском сознании представления и образы, претворять в слово все наши действия, называть предметы, в этих действиях представленные.

Воспитательница молча завязывает детям салфетки. Это неправильно. Она должна, обращаясь к каждому ребенку в отдельности, внятно, громко говорить: «Вот Катина салфетка, я завяжу салфетку Кате, вот так». Многократное при каждой еде повторяющееся произнесение одних и тех же слов, связанных с определенным предметом и действием, ускорит процесс понимания ребенком слова и навык его активного употребления.

У грудных младенцев оформившихся мыслей еще нет, при общении с ними говорит только взрослый. Разговаривать же, т. е. обмениваться мыслями, можно, конечно, только с детьми, ставшими на путь мышления, обусловленного хоть небольшим запасом представлений и личным опытом. На обращенные к ним слова малыши реагируют радостью, возгласами, улыбкой. Наш опыт показывает, что есть еще воспитательницы и няни, которые не понимают в полной мере значения разговора с детьми. При обслуживании коллектива детей им следует быть более щедрыми на слова, уделяемые каждому ребенку. Если все условия первых лет жизни ребенка благоприятствуют его развитию, то к трем годам процесс формирования речи в основном завершается: ребенок понимает разговорную и повествовательную речь, соответствующую уровню его развития, владеет навыками активной речи, необходимыми для общения с окружающими, способен рассказать о виденном, слышанном, запомнить и прочесть на память стишок; о« овладевает синтаксической структурой речи, управлением и согласованием слов, употребляет распространенные и сложные предложения, правильно склоняет и спрягает. Ему предстоит только дальнейшее совершенствование речи в связи с прогрессирующим общим развитие.

В заключение сформулируем краткие выводы. В интересах речевого развития маленького ребенка необходимо:

1. Индивидуально обслуживать младенца по возможности одним преданным ему лицом. Подражание ребенка тем интенсивнее, речевые реакции тем богаче, чем крепче и задушевнее связь между ним и этим лицом. При коллективном воспитании надо всемерно стремиться к тому, чтобы лица, обслуживающие детей, менялись возможно реже.

2. Обеспечить детям социальное речевое окружение, соответствующее интересам их возраста, и постепенно расширять и обновлять их социальные связи.

3. Предоставлять детям условия, содействующие развитию их слуха и речевого аппарата:

а) создавать условия, поддерживающие в детях эмоциональную настроенность, обусловливающую желательные речевые реакции;

б) создавать фон тишины;

в) организованно предлагать детям слуховые восприятия, проводить с ними игры голосом.

4. Предоставлять детям возможность часто слышать речь и говорить с ними, сопровождать речью все виды обслуживания ребенка и всячески стимулировать его к активной речи.

5. Предоставить детям обстановку, которая содействовала бы развитию их восприятия и нкоплению представлений:

а) сближать и знакомить детей с природой как в стенах учреждений, так и вне их;

б) дидактически соответствующим образом оборудовать помещение (окраска стен, мебель, украшение, посуда); в) обзавестись надлежащим запасом образовательного игрового материала (игрушки, строительный материал, картины и т. п.) и заботиться о пополнении и обновлении его.

6. В интересах обогащения содержания речи детей планомерно руководить развитием их наблюдательности, заботиться о расширении круга, их представлений, закреплять и осмысливать последние словами.

7. В интересах правильного формирования структуры речи и ее фонетических проявлений предоставлять дело воспитания лицам, владеющим грамотной, правильной речью и мастерством в деле методического руководства развитием речи детей.

8. Использовать игру как фактор наибольшего значения в деле развития речи детей:

а) правильно организовывать самостоятельную игру детей, обеспечив ее надлежащим помещением, игрушками и руководством;

б) планово проводить организованные игры, строго согласуя их с интересами, развитием и возрастм детей.

9. Неизменно поддерживать в детях чувство удовлетворения и по возможности ненарушаемой радости. Только при условии радостного интереса ребенка к окружающему, к тому, что мы ему предлагаем и к чему влечем, речь его будет развиваться закономерно и соответственно намечаемым нами целям.

10. «Помнить, что ребёнок — это своеобразный маленький человек и, может быть, большой человек в будущем, таящий в себе зачатки многих способностей, развитие которых зависит от нас, педагогов. Стройное же, целесообразное и цельное развитие этих задатков не может иметь места без методически организованной культуры речи детей» (проф. Чулицкая).

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник