О пользе стихов для развития ребенка
Педагоги, и большинство родителей знают и понимают, что стихи учить надо, это один из наиболее действенных методов развития детей.
Какова же польза заучивания стихов для развития ребенка?
1. Заучивание стихотворных строк расширяет кругозор, совершенствует устную речь, увеличивается активный словарь детей.
Существует два вида словаря, которым пользуются дети. Это активный и пассивный словарь. Пассивный словарь – это все слова, значение которых понимает ребёнок, но сам по каким-то причинам не произносит их. Активный словарь – это все слова, значение которых ребёнок не только понимает, но и правильно употребляет в своей речи. Малыш может правильно употреблять в своей речи уже выученные и много раз проговорённые в стихотворении слова и фразы. Речь ребёнка становится более богатой и правильной.
2. Заучивание стихов способствует формированию общего уровня культуры человека. Формируется чувство языка. Ребёнок запоминает фразами, поэтому, при заучивании стихотворения, малыш фиксирует в памяти как правильно сочетать одно слово с другим. И когда в реальной жизни сложится такая ситуация, когда нужно сказать словосочетание похожее на фразу из стихотворения, малыш говорит правильным литературным языком.
3. Развитие мозга. Дети, которые знают много стихов, имеют более высокий интеллект.
4. Развитие фонематического слуха. Фонематический слух – это различение звуков в слове. Если малыш не может чётко различать звуки, то он не может правильно повторить, запомнить и написать, что ему сказали. Стихи учат прислушиваться к звучащему слову, приучают ребёнка к тому, что существуют разные слова, но с одинаковым звучанием и разные слова с одинаковым значением.
5. Заучивание стихов способствует развитию памяти.
Когда начинать учить с ребенком стихи? А чем раньше, тем лучше! Младенец лежит в люльке, вы ему напеваете колыбельную – это ведь тоже стихи. Декламируете ритмичные: «Идет бычок, качается», «Я люблю свою лошадку» и т.д. Дети любят слушать стихи больше, чем прозу. Недаром, многие детские авторы писали и пишут сказки, рассказы для детей в стихах. Стихотворные рифмы, их мелодичность откладываются на подсознании, и когда дитя немного подрастет, он с легкостью будет заучивать первые четверостишия.
В 4-5 лет дети уже могут выучить по 3-4 четверостишия. Если дети ходят в детский сад, там обычно к праздникам поручают выучить несколько строчек, но не все малыши могут читать стихи при скоплении людей, многие очень стеснительны. Поэтому надо заниматься с детьми дома. Причем учить нужно как можно больше – это самый лучший способ сформировать необходимый для последующего школьного обучения объем памяти. Идете в выходные дни гулять – по дороге читаете стихи, потом повторяете вместе с ребенком под счет шагов – ведь стихи так ритмичны! Идеально воспринимаются и подходят для заучивания произведения Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Агнии Барто, Елены Благининой, Сергея Михалкова, а из классиков – отрывки из произведений А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова. И когда у детей в дошкольном возрасте создан хороший запас выученного наизусть, в школе намного легче заучивать не только объёмные стихи, но и разные правила, формулы.
Заучивание стихов наизусть считается отличной практикой для раннего развития детей, специалисты советуют приступать к занятиям как можно раньше, не дожидаясь поступления ребенка в школу.
Выбирайте простые стихи для детей и учите их с малышами маленькими частями, часто возвращаясь к уже выученному и повторяя его. Относится к заучиванию стихов как к серьезной и сложной работе не стоит, если малыш этого делать не хочет, настаивать и заставлять его не нужно. Можно предложить ребенку подготовить для папы, бабушки или дедушки сюрприз в виде стиха и рассказать малышу, что они очень удивятся и будут рады такому сюрпризу. Если близится новогодний утренник, можно рассказать, что все ребята из его садика готовятся рассказывать Деду морозу четверостишия про Новый год. Когда вы читаете стихотворение малышу, сделайте это подряд пару-тройку раз, пусть он при этом рисует или играет. Требовать, чтобы он спокойно сидел и очень внимательно вас слушал, не нужно. После прочтения скажите, чтобы он повторял за вами. Заучивание стихов лучше проводить в игровой форме, например, маленькие четверостишия могут быть паролем, чтобы войти в замок, или магическим заклинанием. Для того чтобы легко запоминать стихи, можно поиграть еще в одну игру: можно читать стишки по паре строчек с различной интонацией (например, с осуждением, удивленно, радостно и т.д.). Можете также устроить концерт, где ваш малыш будет главным артистом.
А для того, чтобы ребенок мог увидеть свои ошибки (если, например, он читает стих очень тихо), предложите ему рассказать стихотворение перед камерой для фильма. Поскольку многим малышам нравится, когда их снимают на камеру или фотографируют, это его развлечет.
Источник
Заучивание стихов наизусть в детском возрасте – один из важных обучающих и развивающих моментов в жизни каждого человека. Почему именно стихи? Стихи обладают мелодичностью и лучше воспринимаются ребенком, повышают его внимание и возбуждают интерес. Проза же, наоборот, быстро утомляет детей своей монотонностью.
Недаром многие детские писатели пишут свои сказки именно в стихах. Малыши с удовольствием их слушают и быстро запоминают, а потом с радостью рассказывают всем своим родным и близким. У детей прекрасная память. Стоит прочитать стихотворение всего лишь несколько раз, а ребенок его уже выучил.
От многих родителей можно услышать фразу: «Он буквы еще не знает, а стихи рассказывает так, как будто по книге читает». Поэтому, способность малыша к быстрому запоминанию необходимо использовать при обучении. Ведь это лучший способ для развития речи и памяти.
Заучивание стихотворений активизирует и стимулирует сразу несколько важных мозговых центров, способствует развитию межполушарных связей. Так, например, логические игры развивают в основном только левое полушарие, тогда как заучивание стихов развивает весь мозг. Вообще, дети, знающие много стихов, обладают очень высоким интеллектом. В дальнейшем такие дети хорошо учатся в школе. Они легче воспринимают школьный материал по сравнению с детьми, которые не учили стихи.
Как стихи развивают память.
Заучивание стихов – это, так называемая, своеобразная гимнастика для мозга, развивающая не только память, но и внимание. Мозг ребенка способен в памяти удержать около 200 коротких стихотворений. Чем интенсивнее тренировать память, тем лучше она будет функционировать и развиваться. Даже очень слабую память можно развить, разучивая стихотворения. Главное, на что стоит обратить внимание – стихи должны нравиться ребенку. Ежедневное заучивание в день хотя бы по одному четверостишию положительно влияет на биохимические процессы в головном мозге, в результате чего функции мозга ребенка активно развиваются. В процессе заучивания стихотворения, клетки мозга получают усиленное кровоснабжение и их деятельность активизируется. Методика развития памяти с помощью стихов очень эффективна в детском возрасте.
Как стихи влияют на интеллектуальное и речевое развитие ребенка.
Заучивание стихов – это, в первую очередь, пополнение словарного запаса. Даже самое обычное и простенькое четверостишие содержит множество слов, которые мы не так часто употребляем в повседневной жизни. А сами речевые конструкции в стихах гораздо сложнее и интереснее, чем в обыденной жизни. У малыша, который многократно проговаривает стихотворение, речь становится более богатой и сложноорганизованной.
Кроме того, у ребенка развиваются фонематический слух и важнейшие навыки текстового мышления. В детских стихах очень много созвучий, которые замечательно развивают язычок и способствуют формированию правильной артикуляции. Стихи учат прислушиваться к звучащему слову и улавливать взаимосвязь между звуками. Кроме того, стихи воспитывают особое отношение к литературе, открывая ребенку прекрасный мир поэзии.
Наиболее благоприятным периодом для заучивания стихотворений является возраст 4-5 лет. Именно в этот период начинает особенно развиваться память малыша. И, чем больше ребенок будет учить стихотворений наизусть, тем больший объем памяти у него формируется для дальнейшего обучения.
Как правильно учить стихи с ребенком.
Прежде всего, необходимо подобрать стихотворение, соответствующее возрасту ребенка. Стихи должны быть интересными, понятными и содержательными, тогда ребенку легче будет его выучить. Для маленьких детишек выбирайте короткие и простые четверостишия. Для дошкольников можно выбрать стихотворения побольше. Их память способна запоминать и усваивать большие объемы текста. Главное – выбрать то стихотворение, которое понравиться самому ребенку. Дети школьного возраста способны запоминать достаточно длинные стихотворения.
Важно, чтобы ребенок понимал смысл стихотворения. Если в стихотворении есть незнакомые слова, нужно объяснить ребенку их значение. Если этого не сделать, ребенок будет запинаться или коверкать непонятные слова.
Перед тем, как начать учить стихотворение, его нужно несколько раз прочитать малышу. Чтобы оно лучше запомнилось, читать стихотворение нужно медленно и с выражением. Сначала прочитайте строчку сами, а малыш пусть ее повторить. Повторяйте строчку до тех пор, пока ребенок не расскажет ее без запинок. Далее таким же образом учится вторая строчка. Потом обе строчки соединяется. После того, как ребенок повторит обе строчки без запинок, учится третья строчка и также соединяется и т.д.
Хороший результат дает «пропевание» строчек. Особенно это эффективно для деток с заиканием. «Простукивание» стихотворение способствует развитию фонематического слуха, а также оно помогает ребенку не сбиться.
Детям школьного возраста рекомендуется учить стихотворения по четверостишиям, сначала заучивается одно четверостишие, потом второе. Затем их следует соединить и т.д. При заучивании стихотворения можно подглядывать в книгу, с каждым разом стараясь подсматривать как можно реже. Можно использовать подсказку: запишите по вертикали начальные буквы каждой строки, закройте книгу, а ребенок пусть воспроизведет текст, опираясь только на эти буквы.
Очень хорошо себя зарекомендовал рассказ стихотворения наизусть перед сном и утром, сразу после того, как ребенок проснется. Если ребенок забыл строчки, не следует его за это ругать. Иначе можно просто отбить желание у ребенка к заучиванию стихотворений. Лучше вместе проговорите текст.
Новый год – один из любимых праздников у ребят.
Близится Новый Год, а вместе с ним и время новогодних утренников в детских садах и школах. А поэтому пора начинать к нему готовиться. Особенно малышам. Этот праздник всегда ассоциируется со сказкой и волшебством. Все ребята ждут, не дождутся увидеть Дедушку Мороза, рассказать ему свой стишок и получить за это заветный подарок. Мы подготовили для вас подборку самых интересных стихов про Новый Год для детей разного возраста. Их можно будет рассказать на праздничной елке, на утреннике в детском саду или школе, в теплом семейном кругу, встречая год Собаки. Красивые и добрые стихи добавят празднику еще больше волшебства и чудес.
Для малышей.
Для дошкольников.
Для школьников.
Будьте здоровы!
Подписаться на блог по эл. почте
Источник
ЧТО ДАЮТ СТИХИ, КАК ИХ ЧИТАТЬ и УЧИТЬ?
Все маленькие дети любят стихи и легко усваивают все, что ритмично. Ведь ритм – это то, что очень полезно нашему, человеческому организму. Все, что нас окружает: от смены дня и ночи, времен года до биения сердца – все подчиняется ритму.
Несомненно, стихи развивают и память, и речь, помогают легко и весело изучить окружающий мир – особенно стихи о животных, о природе, стихи-считалочки – в игровой форме обучают счету, а стихи-загадки развивают логику. Ну, а если посмотреть еще глубже?
Стихи – это зарифмованные строчки! Поэтому повторяя их, малыш хочет-не хочет, а говорит полными предложениями. Это очень важно, ведь в быту малыши ленятся и обходятся обычно одним-двумя словами.
Про память уже было сказано, но хочется отметить, что именно заучивание стихов задействует механизмы долговременной памяти, которая остается на всю жизнь! Память – это мускулатура, которую также можно развивать. Ведь развиваете же вы своего ребенка физически, чтобы в дальнейшем будущем он был физически крепким и здоровым? Также и с памятью. Ее надо начинать развивать как можно раньше.
Повторение стихов к тому же улучшает произношение – ведь надо говорить слова полностью, чтобы соблюсти ритм и рифму. Ну, на эту тему очень много есть скороговорок и чистоговорок, которые, лично я считаю, просто необходимо заучивать с ребенком во избежание дефектов речи в будущем.
Что еще дают стихи? Развивают ритмический слух – важный компонент слуха музыкального. Ритм – основа музыки. Кстати, ритм и музыка развивают у детки еще и математические способности.
Ну и, конечно же, годам к трем ребенок, благодаря любимым стихам и праздникам
J учится выступать на публике. Согласитесь, очень важный навык, который пригодится в школьной жизни!
Так, когда же начинать учить с ребенком стихи? Первые рифмованные строчки малыш с удовольствием слушает и запоминает, когда мама ему поет колыбельные, рассказывает какие-то потешки, пальчиковые игры (та же незаменимая «сорока-ворона кашу варила» или «идет коза рогатая»). Стихи со звукоподражаниями.
Потом начинаем читать перед сном, проводить тематические занятия, в которые включены стихи.
Как же читать стихи так, чтобы ребенок их лучше запоминал?
Ни в коем случае не учить стихи специально! Ребенок живет игрой, и во время игры можно научить его чему угодно: счету, чтению, в том числе и привить любовь к поэзии
J.
Очень хороший прием – читать стихотворение с договариванием (т.е. когда ребенок договаривает последние слова). Этот прием вообще очень хорош для развития речи. Читать надо, разумеется, эмоционально, с чувством. Вот тогда точно запомнится!
Еще один хороший прием – читать на ходу, либо с сопровождением стиха действиями. Например, читаете: топ-топ и делаете в это время то же самое. Таких стихов-игр – огромное множество. И такой прием-то и развивает лучше всего тот самый ритмический слух.
Сейчас такое огромное количество детской литературы, что порой не знаешь, на чем остановится, какие стихи читать своему малышу? Мое мнение, что лучше придерживаться классики детской поэзии. Моему ребенку очень нравятся стихи А. Барто, С. Маршака, С.Михалкова и К.Чуковского (хотя я лично не в восторге от последнего – слишком уж сюжеты порой не детские, особенно «Муха-цокотуха», но ребенку очень нравится). Очень хороши и всегда познавательны, на мой взгляд, стихи А.Усачева. Мы читаем и А.С. Пушкина – «Лукоморье», да отрывки из «Сказки о Царе Султане» (белка песенки поет…).
Английский поэт и философ С.Т. Кольридж, живший в XIX веке, сказал: «Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке». А ведь мы желаем своим детям только самого лучшего, правда?
Источник
Хорошая память поможет в любой деятельности. Возможность запоминать и воспроизводить информацию закладывается генетически, но без тренировки результата не будет.
Классический способ развития памяти – заучивание стихов.
Когда нужно начинать учить стихи
Читать ребенку стихи и напевать песенки нужно с рождения. Младенец не понимает смысла, но улавливает на подсознательном уровне мелодичные ритмы и по-разному реагирует на них. Так подготавливается будущий процесс запоминания.
Ориентиром для начала разучивания стихов с детьми психологи и педагоги считают не возраст, а появление первых навыков осознанной речи. У большинства это происходит в 2-3 года. Мозг маленького ребенка усиленно развивается. Запоминание активизирует биохимические процессы и помогает развитию мышления.
Польза стихов для детей
Содержательные, соответствующие возрасту стихи, принесут пользу не только для развития памяти. Их заучивание полезно для разных способностей ребенка:
- формирование фонематического слуха – различение звуков в словах;
- решение логопедических проблем – произношение трудных звуков;
- совершенствование устной речи и обогащение словарного запаса;
- развитие интеллекта и расширение кругозора;
- воспитание общего уровня культуры и чувства красоты родного языка;
- обогащение новым опытом;
- преодоление стеснительности и замкнутости;
- легкость в учении иностранных языков и запоминании больших объемов информации.
Советы родителям дошколят
- Создайте ясную мотивацию – порадовать бабушку, сделать сюрприз для папы, рассказать другим детям в садике или выступить на празднике.
- Не заставляйте учить, превращая процесс в серьезную деятельность. Учите стих, гуляя в парке или выполняя несложную домашнюю работу.
- Предложите ребенку повторять за вами, когда он рисует, лепит или играет.
- Придумайте игру, в которой нужно повторять считалку, четверостишие или загадку в стихах.
- Используйте игрушки и предметы во время чтения и повторения, которые вызовут ассоциации у ребенка и помогут запоминанию.
- Обсудите содержание стиха, задайте вопросы о героях, сюжете, чтобы выяснить, понятен ли смысл, проговорите новые слова и объясните их значение.
- Читая стих несколько раз, меняйте интонацию, тембр голоса или сопровождайте мимикой и жестами.
- Устройте концерт или спектакль с ребенком в главной роли, записывайте выступление на камеру – это его развлечет и порадует.
Советы родителям младших школьников
- Предложите ребенку прочесть стихотворение дважды, следите за правильностью произношения слов. Если он плохо читает, первый раз прочтите сами.
- Попросите пересказать содержание, чтобы убедиться в понимании смысла.
- Помогите разделить стихотворение на смысловые отрывки, правильно выбрать интонацию и делать паузы.
- Пусть ребенок учит стих по частям, повторяя несколько раз по две строчки, затем четверостишие.
- Проверьте стих на следующий день.
Физиологи советуют учитывать ведущий тип памяти ребенка: зрительная, моторная или слуховая.
Зрительная память – используйте иллюстрации или рисуйте с ребенком картинки, раскрывающие содержание стихотворения.
Слуховая память – проговорите стихотворение с разной интонацией, поиграйте тембром, почитайте громко и тихо, медленно и скороговоркой или шепчите.
Моторная память – сопровождайте процесс заучивания жестами, мимикой или телодвижениями, соответствующими или ассоциирующимися с содержанием стиха.
Какие стихи лучше всего развивают память
Чтобы не отбить интерес детей к поэзии, подбирайте стихотворения, соответствующие возрасту ребёнка, с красивым, мелодичным звучанием и увлекательным сюжетом.
В 2-3 года подойдут стихи, где много действия, предметов, игрушек и животных, известных ребенку. Объем – 1-2 четверостишия. Хорошо воспринимаются считалки. Проверены временем стихи А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой, С. Михалкова.
С каждым годом в лексиконе ребенка появляются новые слова, текст можно выбирать сложнее, с абстрактными явлениями, описанием природы. Интерес вызывают сказки в стихах – «Конек горбунок» П. Ершова, «О царе Салтане» А. Пушкина.
Уровень развития логического мышления совершенствуется и позволяет понимать сложные средства выразительности языка, эпитеты, синонимы. Для тренировки памяти можно учить басни И. Крылова, поэмы и стихи А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.Т. Твардовского.
В подростковом возрасте детям интересны стихи Э. Асадова, С.А. Есенина, М.И. Цветаевой.
Если с раннего детства родителю привьют ребенку вкус к поэзии и к чтению, они могут не сомневаться, что учеба в школе будет в удовольствие.
Источник