Нужны ли ребенку центры раннего развития

- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 1-3 года
В настоящее время рынок образовательных центров и центров развития ломится от предложений — некоторые организации предлагают специальные программы для детей уже с 8 месяцев. Разумеется, любой ответственный родитель хочет, чтобы его ребенок развивался гармонично и вырос цельной личностью, но могут ли помочь в этом центры развития? В этом вопросе разбирались психолог портала «Я — Родитель» Екатерина Сафонова и научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ Анастасия Нисская.
ПРОТИВ
Психолог портала «Я — Родитель» Екатерина Сафонова озвучила позицию «против»:
Выдача обыкновенных методик за авторские
Для начала давайте разберемся, что же предлагают в центрах раннего развития. На красочных сайтах красиво рассказывается об «авторских программах развития», но любой грамотный педагог-психолог тут же понимает, что никакого авторства там, скорее всего, нет. Более того, подобные программы развития не являются чем-то уникальным: все они построены исключительно на развитии навыков, которые в норме формируются у ребенка самостоятельно при достижении им определенного возраста.
Стресс для малыша
Для каждого ребенка посещение любого заведения — большой стресс. Малыши тяжело переживают дорогу, большое скопление людей, повышенное внимание к себе со стороны незнакомых взрослых. Такой стресс может негативно сказаться как на здоровье ребенка, так и на его развитии в целом.
Риск для здоровья
Посещение подобных центров — всегда риск для здоровья, ведь там можно «подцепить» любую инфекцию, а иммунитет у детишек в раннем возрасте еще очень слабый.
Цена услуг
Центры раннего развития — удовольствие не из дешевых, причем, удовольствие довольно-таки сомнительное.
Анастасия Нисская внесла ремарку: «Отвечая на вопрос о вреде и пользе посещения центров раннего развития, предлагаю вынести за скобки все некачественные предложения, места, где не соблюдаются санитарные нормы, где на мам и детей ругаются, где физически неприятно находиться. Такие, безусловно, есть. Как с ними обходиться понятно и без экспертного мнения», — и выделила иные, не менее важные аргументы «против»:
Влияние рекламы центров на психику родителей
Реклама центров раннего развития наносит существенный вред психологическому состоянию родителей. Современную маму очень легко погрузить в состояние тревоги, намекнув ей об отсутствии каких-то знаний или опыта, медленном темпе развития ребенка; легко заставить переживать о том, что у семьи нет возможности дать малышу самое лучшее.
Несоответствие программ центров возрасту детей
Иногда программы центров не соответствуют возрастно-психологическим потребностям детей, что делает обучение не просто бесполезным, а даже вредным.
ЗА
Однако психолог Анастасия Нисская выделила и плюсы, которые дает посещение центров раннего развития:
Опыт приятного времяпрепровождения с ребенком
Мама получает опыт приятного времяпрепровождения с ребенком. Это крайне важно, поскольку взрослому человеку объективно трудно долго быть с малышом, играть с ним в подходящие по возрасту и интересные ему самому игры. Если, приходя в центр, мама знакомится с практиками, которые делают ее общение с ребенком более приятным (ПРЕЖДЕ ВСЕГО — ДЛЯ НЕЕ), — значит, эти посещения уже далеко не напрасны.
Преодоление мамой собственной изолированности
Молодая мама получает возможность выйти за пределы замкнутого пространства, в котором она оказывается после рождения малыша (обычно это квартира, территория возле дома и детская поликлиника). Ощущение «запертости» — одна из причин послеродовой депрессии. Посещение вместе с ребенком центра развития — повод выйти на улицу, красиво одеться и накраситься, что крайне необходимо для любой женщины. Молодым мамам нужно преодолевать изолированность, чтобы справляться с тяжелым эмоциональным состоянием.
Эксперты портала «Я — Родитель» разделили позицию «за» и привели в защиту свои аргументы:
Внесение разнообразия в жизнь ребенка
В какой обстановке в городе растет малыш? Похожие друг на друга дома, одни и те же дворы для прогулок — картина весьма однообразная. И хотя, возможно, дети в такой атмосфере вовсе не скучают, задания с красочными карточками тем не менее они выполняют с огромным удовольствием.
Адаптация ребенка к коллективу
Несомненным плюсом является то, что благодаря центрам раннего развития малыш может получить свой первый опыт нахождения в коллективе. А это, в свою очередь, способно позже облегчить адаптацию к детскому садику.
ВЫВОД
Отдавать или не отдавать малыша в центр раннего развития? Решение остается за родителями. Главное, чтобы оно было осмысленным и основанным как на осознании пользы для себя, так и осознании пользы для ребенка.
Анастасия Нисская: «Риски от посещения центров раннего развития, безусловно, существуют (медицинские, психологические, социальные). Вместе с тем, для психологического равновесия матери эти посещения могут оказаться крайне полезными, что в свою очередь может стать залогом благополучного развития малыша».
Екатерина Сафонова: «Центр раннего развития — возможность для ребенка социализироваться в достаточно раннем возрасте. Общение с детишками, их родителями, педагогами и воспитателями способствует развитию у малыша социальных навыков. Но не забывайте, что высокая потребность в общении у ребенка возникает только после 3 лет, до этого возраста главное — не переборщить с общением и не вызвать у ребенка стресс.
Кроме того, все те занятия, которые проводятся в подобных организациях, мама может вести с ребенком сама. Развитие мелкой моторики рук, рисование, лепка, пение, различные игры — для ребенка гораздо лучше, если всем этим с ним будет заниматься мама, а не «незнакомая тетя». Малыши очень привязаны к родителям, поэтому с огромным удовольствием будут играть именно с ними. Чем больше вы подарите своему малышу любви, ласки и тепла, тем более гармонично он будет развиваться. Секрет успеха именно в любви, а не в авторских методиках».
Дети испытывают стресс не реже, чем взрослые. И задача родителей – подготовить ребенка к стрессовой ситуации. Как это сделать? Пройдите тест и получите рекомендации психологов
Пройти тест
Источник
Почему я почти никогда не советую родителям водить детей до 4х лет в различные студии и центры раннего развития? Потому что половине детей они не нужны, а другой половине — вредны. Есть лишь небольшая группа детей, которым «развивашки» действительно полезны. О них я расскажу в конце статьи.
Ребенку без отклонений (то есть неврологически здоровому и развитому по возрасту) не нужны никакие дополнительные занятия.
Ему вполне достаточно того, что что он видит вокруг себя в обычной жизни. Конечно, мы сейчас говорим не о неблагополучных семьях (но они и не водят детей в центры и студии), а о тех, где мама, бабушка или какой-то другой значимый взрослый с ребенком гуляет, играет, читает книги, смотрит и обсуждает мультфильмы, водит на праздники, в цирк, на выставку и т.д. А если родители очень заняты на работе и у них нет времени всем этим заниматься? — спросите вы. В таком случае ребёнок ходит в детский сад или ясли, где в программу обучения и воспитания входят все необходимые ребенку активности.
И вот когда нормально, полноценно развивающегося ребенка начинают перегружать различными знаниями и занятиями — это, вопреки ожиданиям, не идёт ему на пользу. Прежде всего потому, что переутомление информацией отрицательно сказывается на состоянии нервной системы ребенка. Кроме того, если на «развивашки» водить начали слишком рано, и ребёнок ещё не готов к таким видам деятельности как писать, читать, сидеть за столом долгое время — то он может сформировать негативный настрой к обучению на долгие годы вперед. И потом, когда действительно придёт время учиться (например, в школе), такого ребенка будет очень тяжело усадить за парту.
Советую прочитать: Развитие речи без занятий и логопедов. Это возможно? Да!
Развитие или коррекция?
Что касается детей с каким-либо нарушением развития — им, как ни странно эти развивающие клубы также не полезны. Дело в том, что есть большая разница между развитием и коррекцией. Развитие — это движение вперёд: быстрее, выше, сильнее и далее по списку. А коррекция — это исправление того, что работает неправильно. Наверное, вы уже догадались что ребенку с отклонениями нужна прежде всего коррекция, а не развитие.
Типичный случай из практики: Родители замечают, что с ребенком что то не так и вместо того, чтобы начать коррекционную работу со специалистом нужного профиля (с логопедом, дефектологом, психологом и т.д.), отдают ребенка на «развивашки» где его учат всему подряд: чтению, письму, ментальной арифметике, английскому, скорочтению и т.д….
И что же происходит? Проблемы ребенка не решаются — вместо этого идет нагрузка ненужными в данный момент для него занятиями. Как следствие, получаем то же переутомление и негативное отношение к образовательному процессу, и, самое главное — упущенное время!!!
Важный вопрос — качество занятий.
Хороших, действительно развивающих (а не выкачивающих деньги) центров очень-очень мало. Об этом (и о том, как я 8 лет назад чуть было не устроилась на работу в один из таких центров) я рассказываю в этой статье.
Еще советую прочитать статью о том, где еще, кроме развивашек, можно найти логопедов и других детских специалистов (и часто, более квалифицированных!)
В каком случае я всё-таки рекомендую ходить на развивающие занятия в раннем возрасте?
В случае, если ребенок не ходит в детский садясли и не особо активно общается со сверстниками (родственники, друзья, соседи…). Тогда ему нужно где-то учиться вести себя в коллективе, находить друзей и т.д. Пожалуй, это единственная задача, с которой «развивашки» справляются на «ура».
Подводя итог, скажу что нормально развивающемуся ребенку не нужны никакие центры и студии, а ребёнку с нарушениями или особенностями развития нужны не они, а коррекционная работа с квалифицированными специалистами. При этом «развивашки» имеют место быть тогда, когда вам хочется, чтобы ребёнок просто пообщался.
Согласны со мной?
Больше полезных статей о детском развитии — на моем канале
Источник
мы ходили с 2,3 до 2,8
в саду были такие занятия.
нам очень нравилось.
там были занятия вгруппе (ну там лепили из пластилина. делали аппликации. раскрашивали и так далее)
в той же группе они вначале просто играли минут 10.
потом танцы. дочка прям фанатела по ним.
потом дома все заставляла танцевать))
потом физ-ра была. на ней просто играли. стоял батут. тунели. детский тренажёр и прочее-прочее
ну и 1 раз в неделю бассейн.
мамы в детьми. бассейн детский. мамы просто ходят. а детки плавают.
не знаю был ли какой-то конкретный результат. но дочке нравился процесс
но были там дети, которым это не надо. они просто носились сами по себе… явно пользы мало….
Мы в центры не ходим, дома сами в процессе игр занимаемся. Милана хорошо и понятно разговаривает, знает цвета, пока не все, считает, иногда по порядку, иногда как попало, изучаем форму предметов. Я не стремлюсь к тому, чтобы забить ребенку мозг. Хотим занимаемся, хотим-нет. Я считаю центры, это пустая трата денег.
ОльгаУ вас старший ребенок не ходил?..
Когда у нас появился Даниил таких центров не было., он пошел в сад в два года, проблем с адаптацией вообще не было, не было ни криков, ни истерик, на 3 день воспитатель сказала можно приводить на целый день. Разговаривать понятно он начал рано, года в полтора. Нужды в них не было.
да можно конечно обойтись, но тут по-моему весь вопрос в общении со сверстниками и приучении к определенным правилам, социальным ролям. В принципе в садик пойдете там тоже все это будет, но мы вот в ЦИПР ходили в том году, щас в садике проблем нет..
Ася-мамасяВ ЦИПР лучше у нас есть, но мы туда не попали(((группы переполнены… В ЦИПРе малыши занимаются без мам, а в центрах с мамами, не учит самому главному самостоятельности…
мы в ЦИПР вместе ходили. Это ГКП без мам. Ну подождите, может попадете еще, возраст то у вас как раз.
а самомстоятельность не главное, главное — знакомство с коллективом и ощущение безопасности
Ася-мамасяА у нас ЦИПР без мам а ГКП нет вроде вообще на районе… не не попадем, там набор был с лета и группы сформированы… так жалко я так расстроилась… А в ГКП со скольких лет?
это нужно не детям, а скорее мамам) развлечься, потусоваться, выйти в люди, познакомиться с себе подобными, завести новых подруг)
Катеринаи убедится что твой ребенок ничем не хуже других… я вот и не разберусь, мне сейчас это не надо, выхожу в люди в магазин, на площадке куча новых знакомых и хватает тусовки и мне и ребенку, если для общения…
да) а так я и не собиралась ребенка отдавать в раннем возрасте в развивашки… ну не испытывает ребенок потребности в общении со сверстниками лет до 3-4. а развивашки были одно слово — учились прыгать, свечки задувать, в ладоши хлопали, хоровод водили — надо оно мне за 1000р/занятие, если дома все это же и бесплатно)
мы в годик ходили… нам очень понравилось. летом перестали. сейчас переедем и возобновим в своем районе новом в др центре развивающем .
мои дети ходили — считаю потерей времени)
все что так делают, можно совершенно спокойно и бесплатно делать дома.
по-этому дочку на такие мероприятия уже отправлять не буду.
МартаА долго ходили? Заметно ли различие между ребенком который ходил и не ходил? как вы считаете?
старший сын только перед школой занимался, а младшего я с 2х лет везде водила, потому что он очень усидчивый и прилежный рождения.
но смысла во всем этом нет никакого! оба ребенка пришли в школу бегло читая и хорошо считая. а этого достаточно. и этому научили их не на развивашках, а я дома к 4 годам.
МартаА развивашки чему нибудь научили?
сидеть за партой, поднимать руку, слушать учителя)
все то же что и в садике)
старший сын учится средне, второй отличник. все зависит от способностей, а не от развивашек. дома самые лучшие развивашки)
а отдавать надо на плаванье, на рисование, на музыку, на шахматы и т.д
попозже, разумеется.
МартаСпасибо большое за разъяснение…
планирую отдать но больше ради общения… в качестве подготовки к садику… а заниматься полноценно можно и дома… главное желание мамы.
главное, чтоб к школе не пропал интерес к получению знаний…
дина
это смотря как относится к раннему развитию — или долбить буквы с рождения счет и прочее- тут конечно все желание отбить можно… или рисовать-творить креативными техниками, петь на иностранных языках ,, развивать воображение и прочее..
мы ходим, сыну нравится, но мы уже большие по сравнению с вами
ИринаА сколько ходите? с каких лет начали?.. Есть отличие от детей которые не ходят?
мы только начали ходить с сентября, но у нас в группе есть которые не первый год ходят.улучшения есть я вижу по своему ребенку, но опять же клуб клубу рознь
Ну там интересно будет ребенку
крошка сьюТАк и с мамой не скучно, я больше думаю о пользе… и не могу решить…
Ну там же другие детки, мама иногда одна надоедает
Раньше никаких центров не было, и дети как то развивались в семье! Главное чтобы у мамы было время на ребенка!!!
Да, нужен. Легче прошла адаптация в саду, чем у других деток
ОльгаА занятие были мама малыш или он занимался без вас?
Со мной, но все равно был преподаватель — прообраз воспитателя, которого надо слушаться, выполнять задания. Детки общаются между собой в группе, а мамы стараются меньше участвовать в процессе.
мой ребенок со мной не занимается, а в центре да
Валерия+1 в компании других детей заниматься интересней
ВалерияА не мешает эта же компания, детки то разные кого-то что-то расстроило он рыдает, другой бесится хочет… так и получается что компания не в то русло ведет…
ищите центр по системе Монтессори
Валерия
Конкретно по Монтесори, почти все берут из Монесори элементы, как бы смешанная программа…
элементы это не то. Сама атмосфера центра отличная от других развивашек
Источник
Уважаемые родители, наш Детский Клуб «Подрастайка» создан для детей и их родителей.
Развивающие занятия, игры в первую очередь направлены, конечно, на подготовку ребенка к школе. Мы стараемся увлечь детей приобретением новых навыков и знаний и вовлечь в этот процесс родителей. В группах для самых маленьких (от годика) занятия проходят вместе с мамой (или папой), а в более взрослых (от 2,5 лет) мы начинаем давать задания «на дом». Мы стараемся объединиться с родителями в достижении нашей общей цели – развитие гармоничной и счастливой личности. Наш Клуб можно назвать школой раннего развития.
Каждый период в развитии ребенка очень важен и связан с теми знаниями, умениями и навыками, которые должен приобрести малыш в том или ином возрасте.
Хотелось бы еще раз обратить внимание родителей на то, что нормы развития относятся к большинству детей, но не ко всем. Ведь развитие каждого ребенка индивидуально и зависит от многих факторов. Поэтому не переживайте, если в данный момент времени ваш малыш что-то не умеет делать: пройдет время, и с вашей помощью он этому обязательно научится.
Наши увлекательные занятия обязательно привлекут внимание маленького непоседы. Занимаясь по нашим материалам ваш ребенок получит первые представления об окружающем мире, научится понимать речь взрослых, научится произносить свои первые слова. Наши материалы для занятий познакомят ребенка с разнообразным миром наук и иностранных языков, научат мыслить логически, развивая при этом память, внимание и мышление.
Также мы хотим отметить, что чем раньше вы начнете развивать логическое мышление, которое базируется на ощущениях и восприятие ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности.
Не переживайте, если вы заметили, что ваш ребенок не умеет что-то делать, а соседский ребенок умеет уже читать и писать. Не огорчайтесь, ведь на сегодняшнее время открыто очень много школ раннего развития и центров развития детей и в том числе и наш Детский Клуб развития и фитнеса «Подрастайка»
Для чего нужны центры развития детей?
Обычно центры приглашают малышей на увлекательные развивающие занятия вместе с родителями, но также бывают центры где проводятся занятия без родителей, и это правильно, так как это готовит малыша к расставанию с мамой, которое ожидает его в ближайшем будущем..Центры раннего развития детей нужны для того, чтобы выработать у ребенка представление о том, что такое занятие.
В таких центрах ребенок учится воспринимать и выполнять поставленные перед ним задачи, а также приобщается к пониманию дисциплины. Центры раннего развития детей предлагают обширную программу ,которая направленна на всестороннее развитие ребенка.
Обычно занятия в центрах раннего развития детей, направленны на подготовку ребенка к детскому саду или к школе, и включают в себя знакомство с окружающим миром, развитие речи, творческие занятия (рисование, лепка, аппликация) и музыкальные занятия, то есть все то, с чем ребенок столкнется в детском саду или в школе.
Детям, которые не посещают детские сады будет очень полезно посещать такие центры раннего развития, потому что, во-первых, ребенок получит представление о том, как проходят занятия в группе; он получит большой багаж знаний, умений, навыков, научится делать выбор, принимать решения, что в последствии пригодится ребенку в школе. Во-вторых, домашний ребенок получит дополнительную возможность пообщаться со сверстниками и взрослыми, а это очень важно.
Если регулярно посещать такие занятия в центрах раннего развития детей, это позволит родителям быть уверенными в том, что ребенок полностью готов к школе.
Узнайте, что должен знать и уметь ребенок по возрастам
Календарь развития ребенка до 1 года (по месяцам)
Ребенок от 1 года до 2 лет
Источник
www.baby.ru/community/view/44180/forum/post/322684875/
У нас проблемы. Вот думаю не ходить.
Но тем не менее онивсе запоминает даде в такой обстановке, потом дома все повторяет.
Тотесть если ребенок усилчив и ему там интересно — однозначно ходить!
СережкинаЯУ нас ЦИПР без мамы час, но мы туда не успели группы уже сформированы…