Нужно ли сохранять беременность на ранних сроках

Нужно ли сохранять беременность на ранних сроках thumbnail

Сохранять ли беременность? На первый взгляд — очень странный вопрос. Конечно, сохранять!

В то же время в странах Европы, Великобритании и США уже давно очень спокойно к угрожающим выкидышам в ранние сроки беременности. Никто не хватает этих женщин, не укладывает в стационар, не назначает десяток препаратов.

ОК, — говорят наши западные коллеги, — если выкидыш не произойдет, приходите через две недели.

Каждый раз, когда пациентки рассказывают мне о том, как хорошо на условном “Западе” и как плохо у нас, я улыбаюсь. Как в реальности обстоят дела знают врачи и люди, постоянно там проживающие. Те самые, которые ежегодно возвращаются на Родину, чтобы пройти комплексный профосмотр, вылечить зубы и решить другие медицинские проблемы.

Ожидание консультации узкого специалиста может длиться месяцами, очередь на МРТ растягивается до года. Там невозможно криком и угрозами заставить врача вернуться в кабинет и заставить продолжать прием пациентов после завершения рабочего дня.

Никто на “Западе” не будет возиться с “сохранением” беременности в первом триместре беременности, потому что есть исследования, гайдлайны и протоколы, в которых черным по белому написано: 

80% выкидышей до 8 недель и 60% до 12 недель связаны с естественным отбором. Эти беременности сохранить невозможно, не стоит и пытаться.

Представьте подобную ситуацию в России. Желанная беременность, задержка, тесты, витамины, мечты и, вдруг — кровянистые выделения! Скорая помощь с мигалками везет в гинекологический стационар, срочное УЗИ — плодное яйцо на месте, ура! Капельницы, уколы, постельный режим. Так выглядит картинка в нашем представлении. Что будет, если гинеколог в приемном скажет: “ОК, если беременность сохранится, приходите через пару недель в женскую консультацию”

Врача распнут, растерзают, засудят. Жалоба Президенту, комиссия от Минздрава. И все это при том, что российские акушеры-гинекологи — не идиоты. Они тоже прекрасно знают, что 80% выкидышей до 8 недель и 60% до 12 недель сохранить невозможно. Ни одной таблеткой, ни тремя, ни капельницей, ни горстью препаратов.

Анемия при беременностиЧитайте также:

Анемия при беременности

В 2016 году я писала о том, что отечественная традиция “полежать на сохранении” может быть не просто бессмысленной, но и небезопасной. Ожидаемо в комментариях царили три точки зрения:

“Как без сохранения??? Земной поклон врачам, которые спасли меня и моего ребенка!” и “А мне помогает”. Очень хорошо, что удалось победить, помогло и вы благодарны врачам.

“Врачи кладут в больницу просто для галочки, для отчетности, для подстраховки”. Отчасти, это верно. Врачу женской консультации часто намного проще госпитализировать, чем брать на себя ответственность и риски. Это требует времени, сил и желания. С другой стороны, расходуются гигантские денежные средства фонда ОМС, всегда жаль, когда госпитализация явно не обоснована.

“В больнице можно отдохнуть от работы и домашних хлопот!” Согласна, во время беременности это важно, особенно в первом триместре. Было бы безопаснее и дешевле просто предоставлять всем беременным оплачиваемый отпуск на 4-6 недель в первом триместре. а не делать вид что мы “лечимся” и “лечим”.

За 2,5 года с момента публикации, ситуация в отечественном акушерстве делается лучше. Все меньше бесполезных назначений, все больше препаратов прогестерона — единственного варианта с доказанной эффективностью при невынашивании, связанном с недостаточностью второй фазы цикла. Федеральный клинический протокол от 07.06.16 года “Выкидыш в ранние сроки беременности: диагностика и тактика ведения” позволил расставить верные акценты.

Перестанут ли российские акушеры-гинекологи бороться за каждую беременность в первом триместре? Нет, не перестанут. 

Наша страна переживает демографический кризис, поэтому каждый ребенок — важен. Кроме того, есть особенности национального менталитета.

Depositphotos_87239014_m-2015.jpg

Невозможно представить себе, чтобы врач отступил без борьбы. 

Мы должны хотя бы попытаться. 

Даже при понимании того, что неизвестно, что именно помогло: просто эмбрион был здоров и беременность перспективна, или усилия врача увенчались успехом. Делай что должно, и будь, что будет. 

Несмотря на то, что те, кто ничего не делает, и те, кто лечится в первом триместре беременности, имеют одинаковые результаты и по выкидышам, и по неразвивающимся беременностям.

Самопроизвольные выкидыши, неразвивающиеся беременности, преждевременные роды — одна из неразрешенных медицинских проблем. 

Несмотря на все достижения современной медицины, единственное, что могут сделать акушеры-гинекологи — как можно скорее доставить женщину с преждевременными родами в сроке 22-36 недель в стационар 3-го уровня. Туда, где созданы все условия для спасения малыша. С 2012 года в РФ выхаживают 500-граммовых младенцев. Это непростая задача, но неонатологи — настоящие волшебники

Витамины для будущих мамЧитайте также:

Витамины для будущих мам

Все наши назначения в этой ситуации имеют единственную задачу: успеть провести профилактику дыхательных расстройств у новорожденного и довезти малыша в специализированный роддом в самом лучшем кювезе — в утробе матери.

Никакая поддерживающая терапия неэффективна. Принимать таблетки “от тонуса” — бессмысленно. “Тонус” — это не угрожающие преждевременные роды. Это нормальная активность матки — мышечного органа. Это реакция организма на проблемы с опорожнением кишечника. Если при УЗ-цервикометрии (измерение длины шейки матки с помощью трансвагинального УЗИ) цервикальный канал сомкнут, а длина шейки более 3 см — пациентка не нуждается ни в какой сохраняющей терапии.

Женщина взволнована, встревожена, у нее “тонус”, ей больно. Машина с мигалками везет в стационар. Госпитализируют? Обязательно! Попробуй не госпитализировать. Проведут лечение в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи. Понаблюдают и выпишут.

“Сохранили”

Оксана Богдашевская

Фото depositphotos.com 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Источник

1.

Anonymous

[4210443400] — 28 апреля 2008 г., 23:36

может вы и правы, природе виднее кого оставлять в живых

Внимание

Администрация сайта Woman.ru не дает оценку рекомендациям и отзывам о лечении, препаратах и специалистах, о которых идет речь в этой ветке. Помните, что дискуссия ведется не только врачами, но и обычными читателями, поэтому некоторые советы могут быть не безопасны для вашего здоровья. Перед любым лечением или приемом лекарственных средств рекомендуем обратиться к специалистам!

2.

Anonymous

[1173900836] — 28 апреля 2008 г., 23:39

проблема может быть не в «дефективности» эмбриона, а в плохом состоянии Вашего здоровья! Может быть будущей маленький абсолютно здоровый, а вот как раз Вы не в состоянии нормально выносить его! Так что ж из-за дефективности Вашего здоровья убивать его? Вам это в голову не приходило?

3.

Anonymous

[2705188614] — 28 апреля 2008 г., 23:41

Если оба хотите ребенка то надо сохранять! Выкидыш-это всегда стресс, и последствия могут быть разными.

4.

Аксинья

[177902042] — 28 апреля 2008 г., 23:42

Мне кажется. если плод настолько дефектный, то ни ношпа, ни папаверин ему не помогут. И не помешают. А вас госпитализируют?

5.

яна

[3428160758] — 28 апреля 2008 г., 23:43

Точно не знаю, но по-моему выкидыши и их угроза — это проблема женщины, а не конкретного плода, иными словами у этой конкретной женщины всегда будет угроза, а один выкидыш повышает вероятность повторных выкидышей (может и нет). И я не думаю, что угроза как-то связана с дефективностью эмбриона. Но тут каждая женщина сама вольна принять решение.

6.

september

[4058687278] — 28 апреля 2008 г., 23:44

Конечно, сохранять! то 2, абсолютно с вами согласна!

7.

Авторша

[1305964414] — 28 апреля 2008 г., 23:44

Мое здоровье в полном порядке. Задумались о малыше, сходили оба к врачу и проверились. Хотели готовиться, планировать, но я оказалась беременна уже в этом месяце. Мы хотели на 3 месяца исключить любой алкоголь и другие вредности, но не успели. Перед зачатием были несколько праздников со спиртным, пару раз кальян курили. Потому задумалась.

8.

Авторша

[1305964414] — 28 апреля 2008 г., 23:45

Аксинья, пока не госпитализируют. Врач прописала постельный режим или хотя бы ограниение активности. Через неделю будет ясно, нужно ли ложиться на сохранение.

9.

Авторша

[1305964414] — 28 апреля 2008 г., 23:48

Яна, доказано, что очень много выкидышей происходит еще даже до обнаружения беременности как раз из-за хромосомных аномалий. Но я думаю, что уже бы вышел, если бы был такой дефект? Аксинья права, наверное, что ношпа дефектного не спасет, а поможет только здоровому.

10.

Anonymous

[1297167266] — 28 апреля 2008 г., 23:49

но-шпа не»прикрепляет» зародыш к стенке матки , как вам кажется ,она просто снимает спазмы . Просто успокаивающее , кот. можно принимать беременным . Я пила ее во время беременности , на 6 м-це была угроза , ребенок родился нормальный .

11.

september

[4058687278] — 28 апреля 2008 г., 23:51

Авторша, я на раннем сроке (еще до задержки), тоже курила кальян и пару праздников с алкоголем отметила, и тонус был и но-шпу с папаверином прописывали, в итоге беременность после первого триместра протекла без ***** без задоринки, родила легко, сын здоровый!

12.

september

[4058687278] — 28 апреля 2008 г., 23:52

во дают! без с учка без задоринки!

13.

Аксинья

[177902042] — 28 апреля 2008 г., 23:53

Не знаю-не знаю… у меня было так — первая нормальная бер. без всяких угроз, потом при планировании два выкидыша на раннем сроке без каких-то причин, потом — без лечения,снова нормальная бер. без угроз. Если б у меня было бы чего не так со здоровьем — как бы я могла забеременеть, и главное совершенно нормально выносить, при том, что возраст мой довольно солидный. Если честно, я все-таки грешу на пороки развития — ну не прижился, не прицепился(. Не судьба. Бывает. И опять-таки, если процесс пошел, эмбрион не закрепляется, ношпой ему не поможешь. Если автора не полжили в больницу с ее угрозой, это слабая угроза. Пр условии, что она не на Западе. там другой подход.

14.

Авторша

[1305964414] — 29 апреля 2008 г., 00:05

Яна, доказано, что очень много выкидышей происходит еще даже до обнаружения беременности как раз из-за хромосомных аномалий. Но я думаю, что уже бы вышел, если бы был такой дефект? Аксинья права, наверное, что ношпа дефектного не спасет, а поможет только здоровому.

15.

Авторша

[1305964414] — 29 апреля 2008 г., 00:08

Ой, извините за повтор. Да, я не на западе. Но моя врач пропагандирует западный подход. Сказала, что гормонами сохранять не будем, а только травами. И просто займем выжидательную позицию. А еще она знает, что я пока не хотела беременеть. Может, потому не настаивает на сохранении.

16.

Anonymous

[2719116195] — 29 апреля 2008 г., 00:15

у моей сестры был выкидыш. через полтора года родила двойню.

17.

Авторша

[1305964414] — 29 апреля 2008 г., 00:26

16, а на каком сроке? Она тяжело перенесла?

18.

горная козочка

[3763811436] — 29 апреля 2008 г., 00:28

я тоже заграницей и была угроза на 7 ой неделе. Прописали утрожестан и щас уже я на 4м мес. Делала недавно скрининг плод на 100% развивается нормально. А угроза была из за недостатка прогестерона в организме. Так что пейте таблетки и не бойтесь.

19.

Anonymous

[3507701011] — 29 апреля 2008 г., 00:30

У mнoгикс, oсobeннo зabeрemeннeвшикс пeрвыкс рaз, bывaet выкидыш нa рaннem срoкe. Пotom beрemeннююt и рoжaюt beз прobлem. Нa Зaпaдe нaчнуt сoксрaняtь toлькo, eсли выкидыши пoвtoрялись ужe mнoгo рaз. Дa и to снaчaлa bудуt искatь причину выкидышeй. Нa зaпaдe лeкaрсtвa пoдobныe нoшпe пьюt ot зaпoрoв. 🙂 A кaк вam врaч oпeрeдeлилa угрoзу? Eсли boли внизу живota, to oни у boльшинсtвa beрemeнныкс. Toлькo нa Зaпaдe иm нe придaюt знaчeния, a в Рoссии «лeчat». Рoжaюt всe oдинaкoвo и лeчeнныe в рoссии и нeлeчeнныe в Eврoпe. 🙂 Нe пeйte всякую дрянь Aвtoр. Никto жe нe знaet, кaк влияet лeкaрсtвo нa рebёнкa. Нeсmotря нa всe исслeдoвaния эtoгo никto сo 100% увeрeннoсtью нe знaet. Дышиte свeжиm вoздуксom, пиtaйteсь здoрoвoй пищeй и всё у вaс bудet ксoрoшo. 🙂

20.

Anonymous

[3507701011] — 29 апреля 2008 г., 00:31

18 A moжнo спрoсиtь из кaкoй вы сtрaны?

21.

Anonymous

[3507701011] — 29 апреля 2008 г., 00:32

A eщё в Рoссии пaпaвeринom рoды вызывaюt. 🙂 И сoксрaняюt и вызывaюt. 🙂 Вot taкиe «лeкaрсtвa». Ну и зaчem иmи oргaнизm пичкatь?

22.

Anonymous

[2403626128] — 29 апреля 2008 г., 00:42

У меня 1 беременность нормлальная, хотя в 12 недель угрозу поставили по Узи, но оказалось это все фигня. Родила нормально. Вторая беременность выкидыш, не знаю, почему не сохраняла, как будто затмило что-то в голове, в итоге аборт в ходу, хотя желанный был! Третья беременность лучше первой прошла!

23.

Anonymous

[448182086] — 29 апреля 2008 г., 00:43

Узнала что беременна сегодня ,тест сделала .Полная для меня неожиданность .Спина и живот болит постоянно ,такое впечатление что угроза есть .Сохранять не хочу с мужем отношения плохие ,есть ребенок 8 лет .Девочки мне так плохо морально ,затра пойду узи делать и медикаментозный аборт если получиться .Не знаю сказать ему или нет

24.

Anonymous

[693729911] — 29 апреля 2008 г., 00:53

Автор,сохраняйте беременность.я на ранних сроках больше месяца в больнице провела.папаверин и ношпу почти всю беременость принимала так как повышенный тонус был. Родила сына все нормально.и благодарю всех кто помог сохранить мне его

25.

Anonymous

[3901830425] — 29 апреля 2008 г., 01:03

Подруга намучилась. Угороза была серьёзная, почти с пятой недели. Сохранили…ребёнок умер на третий день после родов-тяжелейший порок сердца. Потом ещё две беременности, на этот раз не согласилась на сохранение, с неё хватило одних похорон. Четвёртый раз родился абсолютно здоровый мальчик, никаких угроз, тонусов и пр. скакала всю беременность.

26.

Anonymous

[1529361620] — 29 апреля 2008 г., 07:36

Да угроза на ранних сроках очень у многих женщин, тем не менее они ее сохраняют и рождаются здоровые для нашей экологии, конечно, дети

27.

Anonymous

[1529361620] — 29 апреля 2008 г., 07:37

и кстати, на западе вообще нет такого понятия как тонус

28.

Булавка+

[2711280271] — 29 апреля 2008 г., 08:34

Вопрос неоднозначный. Мое мнение скорее будет в пользу «западной медицины». Не сохранять до 12 недель. Об этом можно долго лить красивую водичку по принципу «хочу, аж жуть», только после рождения больного ребенка почему-то новоиспеченная мама не так радуется. Загляните на соответствующие сайты мам, почитайте отзывы.

29.

Anonymous

[2845551035] — 29 апреля 2008 г., 08:54

У меня была угроза выкидыша (отслойка плаценты)на очень раннем сроке — 5 недель. Тем не менее плод удержался, и, несмотря на то, что во время всей беременности был повышенный тонус матки, родился здоровый мальчик (по стандартам современного мегаполиса). Сейчас сыну 17 лет.

30.

Anonymous

[2502983007] — 29 апреля 2008 г., 09:05

Авторша, такую точку зрения я слышала от врачей, мол, если оно выкинулось, то ничего хоршего там не было. Фиг знает… У меня знакомая ножки парила-просто простыла и не знала, что этого делать нельзя при берем. Выкидыша не было. Родила нормально. Так что… наверное, не надо просто усердствовать , сохраняя берем. Пытаться выносить ее вопреки всему

31.

Авторша

[202580912] — 29 апреля 2008 г., 09:43

19, у меня были довольно сильные боли и кровянистые выделения. На узи высветилось вытянутое яйцо, врач сказала, что матка в тонусе, есть угроза. Но отслоения хориона нет. На ночь приняла ношпу и свечу с папаверином, сегодня уже болей почти нет. Думаю, спасу. И надеюсь, что не зря, а то вот такие истории как в 25 не вдохновляют.

32.

Авторша

[202580912] — 29 апреля 2008 г., 09:44

Я вспомнила, что позавчера ванну принимала, а на следующий день усилились боли и выделения. Я забыла, что в СССР так вызывали выкидыш.

33.

Авторша

[202580912] — 29 апреля 2008 г., 09:45

23 вы не хотите малыша для себя? А может, это улучшит отношения с мужем? Если решите прерывать, то вакуум легче переносится, чем медикаментозный. Если по срокам успеете.

34.

Anonymous

[4249154143] — 29 апреля 2008 г., 10:03

Авторша, прикреплению фиффектного это не способствует. Вам прописали препараты для снятия тонуса и напряжения. Но если организм захочет отторгнуть — ношпа ему не помешает. Ванну беременным принимать нельзя, о чем вы думаете вообще? Я на ношпе просидела до 12 недель и периодически пила ее до конца беременности, для ребенка это не опасно.Такие истории как 25 могут быть по разным причинам. 1 сохраняли беременность гормонами! 2 порок сердца, который предсказать нельзя. У меня подруга ходила беременность прекрасно, а родила ребенка еле живого с несколькими пороками сердца.

35.

Anonymous

[2367899067] — 29 апреля 2008 г., 10:13

Авторша, желаю Вам сохранить и родить здоровенького малыша на радость родителям! Ванну больше не принимайте!

36.

Авторша

[202580912] — 29 апреля 2008 г., 10:15

Спасибо! Следующие 8 месяцев мыться не буду! ))))))

37.

Anonymous

[4249154143] — 29 апреля 2008 г., 10:41

Авторша, а что мыться можно только лежа в горячей ванне? Странная вы какая то. Вы ребенка вообще хотите, или ванна вам дороже?

38.

Tia

[939806376] — 29 апреля 2008 г., 10:42

Авторша, по поводу алкоголя и кальяна даже не парьтесь — это было ДО зачатия, не влияет абсолютно. Придерживаюсь мнения,что если отторгнет,то и через все сохранения отторгнет. У меня было все прекрасно, носила и чувствовала себя прекрасно до 12 недель, двоиня была, а потом замерло, обнаружились хромосомные аномалии… Так что, если что-то не то,то выкинет по любому. А если нормально все,то и все пойдет по нормальному. Удачи вам!!!!!!

39.

Anonymous

[2502983007] — 29 апреля 2008 г., 10:47

37, КСТАТИ…авторша от ванной может быть выкидыш или …патология.

40.

Авторша

[202580912] — 29 апреля 2008 г., 10:48

37, я шучу. Я сегодня уже без тонуса, так настроение получше. Ребенка хочу, раз уж он решил появиться на свет уже сейчас. А вообще еще пару лет не планировала. Но потерять его сейчас очень не хочу. Tia, спасибо! Алкоголь и кальян были до зачатия (во вермя формирования спермы) и где-то 2 недели после. Но врач сказала не париться по этому поводу, что если есть аномалии, то не приживется.

41.

Авторша

[202580912] — 29 апреля 2008 г., 10:49

Я уже знаю про горячую ванную, буду предельно осторожна. Только душ и бассейн теперь.

42.

Anonymous

[3507701011] — 29 апреля 2008 г., 12:11

27 +1 Matкa всeгдa в toнусe. A вo врemя beрemeннoсtи рaсtёt, рaсtягивaetся. Кaк жe нe bыtь boляm?! Прoсиксoдяt tрeнирoвoчныe схвatки, кotoрыe нa рaззникс срoкaкс нe чувсtвуюtся, a кoгдa matкa сtaнoвиtся boльшoгo рaзmeрa, to oни ужe кoнeшнo чувсtвиteльныe. A в Рoсси «лeчat» всё эto. Жруt tabлetки, гoрmoны пьюt, a пotom удивляюtся чto дetи boлeюt. Нa Зaпaдe рebёнку дo 4-кс лet рaсtирку mяtную нa грудь beз рeцeпta врaчa нe выпишуt. A у нaс пичкaюt taкиmи лeкaрсtвamи дeteй, чto mama-mия. И нaчинaюt пичкatь, кoгдa рebёнoк eщё в живotикe сидиt. 🙁

43.

Вот

[1509843819] — 29 апреля 2008 г., 12:24

41, Авторша бассейн не советую — там много плавает людей и есть возможность заражения инфекциями, что опять неблаготворно для малыша

44.

Авторша

[202580912] — 29 апреля 2008 г., 12:28

а море летом? Там риск заражения меньше? Конечно, если угрозы не будет, и врач разрешит.

45.

Anonymous

[3507701011] — 29 апреля 2008 г., 13:43

43 A кaк жe спeциaльныe курсы в baссeйнe для beрemeнныкс? Я нe знaю кaкиe грязныe baссeйны в Рoссии, нo в Eврoпe нaoboрot рeкomeндуюt beрemeнюшкam плaвaниe. Я и нa moрe купaлaсь и лetaлa otдыксatь в другую сtрaну. И в boулинг игрaлa нa 6-om meсяцe. И всё эtп при tom чto beрemeннoсtь прoteкaлa нeсoвсem глaдкo. Бeрemeннoсtь нe boлeзнь. Aвtoршa. нaслaждaйteсь свoeй beрemeннoсtю. Taкoe bывaet в жизни нeчaсto. 🙂 Нe слушaйte сtрaшилки. 🙂

46.

Anonymous

[373923994] — 29 апреля 2008 г., 16:12

Если это ваша первая беременность и все ОК со здоровьем, то не надо принимать никаких препаратов. Природа сама распорядится. Хотя, конечно, не нужно ее провоцировать, большие физ. нагрузки, активный секс и т.д., если есть угроза выкидыша. У меня первая беременность закончилась выкидышом, врач посчитал, что эмбрион не зацепился из-за низкого уровня прогестерона. В следующую беременность я принимала прогестерон в первые недели. Родился здоровенький малыш, беременность прошла без осложнений. Сейчас я опять беременна (9 месяцев). Все получилось без каких-либо таблеток и гормонов.

47.

Anonymous

[373923994] — 29 апреля 2008 г., 16:23

Действительно, на Западе врачи многие проблемы таковыми не считают. И не делают столько анализов даже во время беременности, как у нас. Даже многие вагинальные инфекции считают неопасными и необязательными для лечения во время беременности. А у нас пичкают лекарствами по любому поводу. И детки здесь рождаются здоровыми и беременность проходит без проблем у многих. И на сохранении здесь почти никто не лежит. Разве что дома, на больничном, но редко в больнице. А в роддом едут только когда схватки регулярные с интервалом не более 10 минут (хотя смотря, кто где живет), а не кладут в больницу за неделю до родов. Зачем? Мне этого никак не понять. А когда срок родов подошел (полных 41 недель), то делают стимуляцию, т.к. повышается риск для ребенка, плацента отмирает. Не насильно, конечно, но мало кто отказывается.

48.

Авторша

[202580912] — 29 апреля 2008 г., 16:23

46, 5 лет назад я делала вакуум, так что беременность вторая. Есть мысль, что это из-за вакуума, но врач отрицает. Тогда вообще никаких болей не было. На 4 неделях прервала, буквально 3 дня после задержки.

49.

Эхо

[2243963782] — 29 апреля 2008 г., 19:20

Автор — знаете, у меня подруга родила мальчика недавно. Но с 8 недель была угроза. Лежала в больнице. Пила и но-шпу, и утрожестан. То есть активно сохраняли ей малыша. Не жалеет об этом. Действительно, хромосомные и дефектные эмбрионы чаще всего сами погибают -им так не поможешь. А если вдруг что-то не так, всегда есть узи, скриннинги, анализы, по которым видно состояние плода.

50.

Эхо

[2243963782] — 29 апреля 2008 г., 19:23

А нынче, хочу добавить, такая У НАС сложилась и экологическая ситуация и, вообще, с здоровьем населения, что еще неизвестно, подходит ли нам подход иностранный к этим вопрсам или нет. И уровень жизни у нас абсолютно другой. И полностью здоровых нет. С такой экологией, питанием итд. Возможно, для них лучше не сохранять. А у нас — еще неизвестно(((

Источник