Нужна ли школа развития если ребенок ходит в сад

Рано или поздно этот вопрос возникает в каждой семье. И в принципе есть один короткий ответ: посещение детского сада для всех без исключения детей не обязательно. Другой вопрос, что учесть, решая — водить или нет? Надеемся, мы поможем вам этот вопрос ответить.
«Когда в семье встает вопрос, а стоит ли водить ребенка в сад, решение часто принимается из личной мотивации родителя, как правило, мамы, — объясняет Олеся Сосницкая, семейный психолог центра «Счастливый ребенок». – Если маме нужно выйти на работу, то она найдет немало аргументов в пользу детского сада. А если ей нравится сидеть дома с ребенком, подтянутся доводы и под это желание. Но, решая, нужен ли ребенку детский сад, следует исходить из особенностей самого малыша и его потребностей».
Рассмотрим основные доводы «за» садик и добавим в них ложку дегтя, которая заставит кого-то из родителей оставить дите на домашнем воспитании.
Возможность выйти на работу
Как правило, именно ради улучшения финансового положения семьи и/или самореализации мамы родители решают, что их отпрыск будет ходить в детский сад.Что ж, поскорее выйти из декрета и начать строить карьеру мечтают многие женщины. Но на поверку совместить это с началом садовской жизни малыша мало у кого получается.
Контраргумент.Каким бы крепким ни был иммунитет у вашего ребенка, дети в садике болеют чаще. Это вариант нормы, и даже неплохо, что ребенок натренирует до школы иммунитет: пропустить неделю в детском саду не равносильно пропуску недели школьного обучения. И тем не менее, малыш будет чаще болеть, а мама — регулярно брать больничный. Так что не спешите, отдав малыша в садик, сразу же закрывать «декрет». Мама должна иметь возможность оставить заболевшего кроху дома до полного выздоровления.
Социализация ребенка в коллективе
Люди живут в обществе. Искусству общения с другими стоит учиться с детства. И, конечно же, лучшее место для этого — детский сад: здесь много самых разных детишек, с которыми нужно стараться найти контакт.
Контраргумент.Не все дети готовы общаться со сверстниками по 8-10 часов в день. Кому-то достаточно и двух-трех часов, а кому-то и часа хватит. Опять же важно обращать внимание на качество этого общения, руководит которым, безусловно, взрослый. «Дети в группе разные, — объясняет Оксана Сосницкая. — И направлять их, учить общаться, контролировать взаимодействия должен воспитатель. Если этого не происходит, ребенок может получить негативный опыт социализации, который в дальнейшем будет не так просто скорректировать. Поэтому я настоятельно рекомендую получше познакомиться с воспитателем и выяснить, умеет ли она направлять детское общение в нужное русло». Обратите внимание и на особенности вашего малыша. Возможно, он хорошо общается с детишками, но быстро от этого общения устает. Тогда для социализации ему подойдут детские сады неполного дня, кружки и секции, прогулки со сверстниками.
Улучшение адаптации
Во многих семьях для малыша создают практически стерильные условия. Но для того, чтобы повзрослеть, ребенок должен сталкиваться с «микробами» неудач и трудностями. Это позволяет укрепить его «психологический иммунитет».
Контраргумент. Нужен ли ребенку садик, в этом случае зависит от психологических особенностей крохи. Так для застенчивого, малообщительного малыша детский сад может быть непосильной нагрузкой. А это еще в большей степени может усугубить его психологические особенности или же привести к развитию какого-либо психосоматического заболевания. «Если на вопрос, стоит ли водить ребенка в сад, вы ответили «да», внимательно отслеживайте три линии в его поведении: сна, питания и гигиены, — советует Олеся Сосницкая. — Если вы заметили здесь значительные изменения, значит, ребенок адаптируется с трудом и, возможно, надо снизить его время пребывания в детском саду, а то и вовсе от садика отказаться». О том, что психика ребенка испытывает перегрузку, свидетельствует следующее.
- Линия сна. Ребенок с трудом засыпает, сон его прерывистый и тревожный.
- Линия питания. Ребенок часто отказывается от еды, ест плохо и/ или ограниченный набор продуктов, например, только продукты с определенным вкусом.
- Линия гигиены. Должна насторожить боязнь воды (в частности, страх намочить руки), чрезмерная чистоплотность (до брезгливости) или наоборот, крайние проявления нечистоплотности.
Обучение навыкам самообслуживания, соблюдению режима
Многие родители уверены, что всему этому ребенок быстрее обучится именно в коллективе. И многие малыши на самом деле, как настоящие обезьянки, с легкостью перенимают навыки у сверстников. Да и придерживаться режима, когда это делают все вокруг, значительно проще.
Контраргумент.Вынуждены вас огорчить: если вы хотите, чтобы от посещения садика ваш малыш получил пользу, он должен владеть всеми навыками самообслуживания до того, как туда пойдет. Ему будет легче адаптироваться, если он, например, умеет сам одеваться, завязывать шнурки и справляться со сложными застежками. Важно, чтобы ребенок не стеснялся сказать воспитателю, что плохо себя чувствует или хочет в туалет. Да и к режиму, который принят в саду, малыша нужно приучить заранее! Кстати, его также лучше придерживаться и дома, даже в выходные дни.
Общение со значимыми взрослыми
В садике это воспитатели и дошкольные педагоги. В семье ребенок привык прислушиваться к маме, папе, бабушке. В детском саду у него появится еще один круг авторитетных взрослых, с которыми малыш будет учиться взаимодействовать. Этот навык очень пригодится в школе.
Контраргумент.«Многие родители полагают, что если ребенок их не слушается, ситуация изменится, когда он начнет ходить в садик, — говорит Олеся Сосницкая. — Она и правда изменится, но, скорее всего, в худшую сторону. Либо малыш не сможет найти общего языка с воспитателями, ведь он этому попросту не обучен. Либо он найдет авторитет в лице педагога и вовсе перестанет воспринимать родителей как значимых взрослых». Решая, стоит ли отдавать в детский садсвоего ребенка, подумайте, выстроены ли у вас доверительные, уважительные отношения, авторитетно ли для крохи ваше мнение. Кстати, по мнению ряда психологов, до 6 лет ребенку важно качественно выстроить отношения со взрослыми в семье, а потом уже учиться общаться с воспитателями в рамках пребывания в садике. Так что посещение детского сада в последний год перед школой для многих малышей самый оптимальный вариант.
Обязательно ли водить ребенка в детский сад? В каждой семье найдется свой ответ на этот вопрос. Важно, чтобы при любом решении было комфортно и вашему малышу, и вам самим.
Источник
Глава из книги Ирина Стальковой «Шестеро в доме, не считая собаки». Ирина — мама пятерых детей, воспитывающая их одна. Преподаватель университета. Никто из ее детей не ходил в детский сад.
«Мы не ходим в детский сад»
Я уже говорила о наших семейных принципах и о том, что первый из них — равенство. Детей в семье много, значит, вопрос о воспитании коллективизма, о том, как все разделить на всех, решается ежедневно в рабочем порядке, без помощи яслей и детского сада. И вот почему. Хорошо, что нам не дано слышать того, что происходит за соседней дверью, а тем более в соседнем подъезде, а то утро мы все проводили бы под оглушающий рев, под тихий скулеж, под горькое рыдание, под выматывающий душу плач детей, собираемых в их сад. Да, кому-то повезло больше — и садик ничего, и воспитательница неплохая, так что иногда начинает казаться, что в целом-то все поправимо: вот наступит светлое завтра, воспитателям прибавят двадцатку, все обрадуются и повеселеют — и в садике будут цвести цветочки.
Можно еще хозрасчет ввести, можно сделать все детсады ведомственными или, наоборот, заменить все ведомственные на кооперативные, можно разрешить родителям и детям выбирать воспитателя, все это, конечно, хорошие вещи, хотя боюсь, что придется нам тогда не только воспитателя выбирать, но и заведующую садом, а также РУНО, ГУНО и т. д.
Но может быть, есть смысл посмотреть на детский сад как на явление, не зависящее от хорошей Марьи Петровны или обыкновенной Татьяны Павловны. Давайте посмотрим на детский сад с точки зрения ребенка. Что это такое для нашего сына или дочери? Работа? Но в нашей стране 8-часовой рабочий день, а не с семи утра до семи вечера. Отдых? Пробовали ли уважаемые родители отдыхать хотя бы месяц в одной комнате с тридцатью соседями? А не хотите попробовать? Так весело, интересно, и с вами будет массовик-затейник, он научит вас плести макраме, вязать, ходить парами на прогулке, петь, танцевать, любить животных. А дети — и год, и два, и три, да еще и без отпуска, потому что летом они едут с детским садом на дачу, где отдыхают и вовсе круглосуточно. Человек — животное общественное, но не стадное, нельзя ему все время быть на людях, он должен быть и один. Сейчас наконец-то заговорили о том, что воспитанники детских домов отстают в развитии, в частности, потому, что не имеют возможности для уединенной душевной работы. Но чем так уж принципиально отличается жизнь родительского ребенка, живущего по маршруту ясли — сад — продленка, от сиротской? И стоит ли удивляться родителям шестнадцатилетнего подростка, что они не понимают друг друга, он какой-то чужой? Весной — зимой — осенью он воспитывался общественно, а летом давал маме-папе отдыхать — ездил в лагерь, так они и в самом деле слабо знакомы — родители и их акселератное дитя: ни старшие не умеют поговорить с ребенком (не научились за 16 прожитых врозь лет), ни он не умеет общаться со взрослыми — воспитатель, если очень постарается, успеет вытереть нос, но не поговорить «по душам» с четырехлеткой — да и какая там у него душа, есть ли она?
Итак, первое — совместное постоянное проживание 30 с лишним детей — тяжелая психологическая нагрузка на ребенка, и никакой воспитатель, хоть бы и гениальный, тут не спасет.
Второе — раздельное постоянное проживание ребенка и родителей создает серьезные трудности для их взаимопонимания, для возникновения душевной близости. «Облегчая» жизнь семьи сейчас, «отдельность» отзовется новыми острыми проблемами в будущем, которое обещало быть счастливым: «вот вырастет…»
Сейчас много говорится и пишется о милосердии, вернее, о его отсутствии в отношении к старикам. И мне всегда хочется спросить: не ходила ли та бывшая девочка, которая сейчас отправляет свою маму в Дом престарелых, в детский сад? А если ходила, то какой с нее спрос? Тогда у мамы было много важных дел, ребенок ей мешал, а нынче у дочки работа, то да се, а тут еще старуха под ногами путается. Да разве плохо в Деддоме? Там уход, там ее ровесники, а мы будем навещать. Причины и следствия не обязательно стоят рядом, бывает, они разделены долгими годами, но ведь дети действительно наше будущее, это не простая фраза.
Мне рассказала одна женщина, как утром пятилетний малыш плакал: «Мама, побей меня, чтоб я захотел идти в садик». И ведь она его все равно туда отвела, не разорвалось сердце. Он привыкнет — но хорошо ли, что привыкнет осуществлять задуманное невзирая на слезы близкого человека?
Третье — постоянно общаясь только со сверстниками, ребенок испытывает трудности при разновозрастном общении. Он может обидеть младшего (второго ребенка в семье), так как не понимает, что в нем хорошего — такой глупый, ничего не умеет, а лезет! — его не научили. При этом сам легко поддается влиянию старшего — он привык, что им командовали: «Иванов, не отставай!» Уверены ли вы, что диктат старших будет всегда со знаком плюс?
Четвертое — садовский ребенок выключен из семейной жизни, он не знает ее радостей и забот, он привык, что его обслуживают — кто-то купил еду, кто-то приготовил, кто-то убрал — ребенка это не касается. семье, особенно в большой семье, проблема трудового воспитания решается принципиально по-другому. Мои дети знают: колбаса растет не в холодильнике, и у батонов нет ножек, они сами домой не приходят. Не успели купить хлеба, стало быть, будем есть без него. Я ушла на работу — они и сготовят, и посуду помоют, и малыша переоденут. Не знаю, считать ли это производительным трудом или общественно полезным, но убеждена, что и мальчикам и девочкам пригодится в жизни умение сварить кашу и испечь пирог, выстирать детские штанишки и сменить кошке песок. Любовь к животным, как и любовь к людям, включает в себя не только поэтическое сюсюканье, но и вполне прозаическую «грязную» работу. Шестилетняя Маня прибегает с улицы: «Мама, у нас есть деньги? Там вишню дают, я очередь заняла». Она уже мне подспорье: и инициативу и предусмотрительность проявила — очередь заняла, и о деньгах подумала, и о том, что вишни — это общее удовольствие, и меня от стояния в очереди освободила.
Четырнадцатилетний сын всерьез увлекается техникой и с удовольствием взбивает миксером яйца для торта, который тринадцатилетняя Настя печет по книжке. Ничего необыкновенного — мы так живем всегда, заботы общие, я даже не делюсь этими заботами с ребятами, а мы делаем одно дело, вот и все.
О пятом — болезнях — я говорить не буду, так как об этом говорится в 90 % писем и статей. Когда-то я сделала едва не ставшую трагической попытку отдать годовалого сына в ясли, он проходил два полдня, а ночью вызвали «скорую». Тогда я и решила: «Лучше я буду сидеть со здоровым, чем с больным». Все мамы сидят время от времени с больным малышом, и все знают, что с ним труднее: и жалко его, и капризничает-то он, и плачет, и не ест, и не спит — намучаешься. И у меня дети, конечно, болеют, но все же не так часто, хотя есть и свои трудности — болеют оптом.
Что касается «полноценного» воспитания в детских садах, даваемого профессиональными воспитателями, то сводится оно к рисованию картинок, заучиванию жутких по художественным достоинствам стишков и абсолютному отсутствию реакции на слова взрослого человека. Последнее естественно: если ребенок и может сохранить душевное здоровье в той жизни, которой он живет до школы, то только постоянным сопротивлением среде. Когда старший сын пошел в школу, он был поражен: «Мама, учительница сказала, что надо после звонка встать возле своей парты, почему же они все бегают и кричат?» А потому, что, с одной стороны, ребенок привык пропускать слова взрослого мимо ушей, а с другой стороны, привык слушаться окрика.
Может быть, давайте теперь признаемся себе — детский сад плохо в принципе, и никакие повышения зарплат проблему целиком не решат. Так что ж, не отдавать туда своих детей? Да, не отдавать, если есть хоть малейшая возможность оставить ребенка дома, в семье. Надо, мне кажется, создавать такое общественное мнение: детский сад — крайний случай. Крайний! А сейчас бытует совершенно другой взгляд: детский сад — норма, притом обязательная, там ребенку хорошо. Меня, бывает, спрашивают, не отстают ли мои дети в развитии, ведь они не посещают сад. Этот взгляд — мол, рожать в роддоме, а воспитывать в саду — отражен даже в розово-голубом фильме «Однажды 20 лет спустя». Уж там и мать — идеал, и дети в сад ходят, значит, так и должно быть. Но ведь она не работает! Почему же тогда отдавать куда-то малышей?! Зачем?! А ни зачем — все отдают.
Обычная ситуация: в семье второй ребенок, мать полтора года дома, а старший — в саду. «Но мне будет трудно с двумя!» У меня — пятеро, из которых никто и никогда не ходил в детсад, причем ни бабушек, ни тем более нянь у нас сроду не было, так что я, мне кажется, имею право сказать: не очень трудно, гораздо легче, чем с одним, а если и чуть труднее, то не человечнее ли взять эту трудность на себя, а не спихнуть ее на старшего ребенка — но ведь маленького же! Напротив меня, через площадку, живет тоже семья, где пятеро малышей, и тоже никто в сад не ходит, а оба родителя работают, и бабушек нет, они выкручиваются по-другому — работают в разные смены, зато помощников у них, как и у меня, — пятеро.
группе 30 человек — по крайней мере 10 из них могли бы не ходить в сад. Так оставшимся было бы легче, и воспитателю было бы легче, пусть проблема и не решилась бы полностью, но все же хоть остроту потеряла, к тому же без дополнительных затрат. Женщина меняет профессию и идет воспитателем в сад, чтоб туда взяли ее ребенка, — какой-то странный, фантастически нелепый выход из положения. Все равно меняет профессию, так не лучше ли сменить ее на такую, чтоб быть самой весь день со своим личным ребенком, а работать, например, вечером, когда муж приходит с работы? Или утром, как моя соседка, пока муж еще не ушел? Или надомно, или по договору, или еще как-то. Мне постоянно твердят: «Как вам трудно!», так у меня всего-то пятеро и своих, а у воспитателя 30 и чужих! Хоть тысячу рублей в месяц заплати — материнского тепла дети недополучат. Да еще если свой среди этих 30 — это вообще безнравственно: приласкать его чуть больше на глазах у неласканных — плохо, а не приласкать, отпихнуть, как чужого, — за что?
И первое, и второе, и пятое — это все минусы, а плюс у детского сада один — мама спокойно работает, пока дитя то ли работает, то ли отдыхает, то ли воспитывается, то ли наблюдается, в общем, живет-поживает.
Но так ли уж спокойно работают все мамы, «сдавшие детей», по какой графе подсчитаем их раздражение, срываемое на коллегах по КБ и клиентах прачечных, пассажирах автобусов и соратниках-соседях по стоянию в очередях?
Альтернатива, которую я вижу нынешнему детскому саду, — семья: мама, папа, братья и сестры, занимающиеся общим делом — воспитанием друг друга, связанные крепче крепкого общей жизнью, общей работой, общей любовью.
Источник