Нравственные основы развития одаренности ребенка

Нравственные основы развития одаренности ребенка thumbnail

К. В. Копанова

Учитель английского языка МБОУ «Лицей №1» г.о. Ступино

Особенности духовно-нравственного воспитания одаренных детей

Одаренность по-прежнему остается загадкой для многих. И эта проблема в последние десятилетиявызывает все больший интерес как во всем мире, так и в родном отечестве. Об этом свидетельствует открытие специализированных школ, целенаправленная разработка обучающих программ для одаренных детей, появление многочисленных публикаций по данной тематике и т.д.

Детский возраст – это период становления личности, способностей, происходящих бурных интегративных процессов в психике ребенка. И от того, в каких условиях ребенок проведет этот отрезок жизни, и кто будет рядом с ним, во многом будут определены его способности к образованию. «Что такое одаренность? Как она проявляется? Кто такие «Одаренные дети»? Сколько их? Как с ними работать? — эти вопросы задает себе любой учитель, несмотря на то, что у каждого, скорее всего, есть свое внутреннее представление о таком явлении, как одаренность.

Эта проблема волновала человечество еще несколько десятков и даже сотен лет тому назад, в то время как понятие «одаренность» учеными трактовалась по-разному. Так, в толковом словаре В. И. Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный. Способный человек – умственно одаренный или развитой; способный к математике» [1, c. 490] .

Известный психолог Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит достижение большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности»

[3, c. 134].

Забота об одаренных людях сегодня – это забота о развитии науки, культуры, образования и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких людей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей.

На сегодняшний день учеными разработаны методики обучения одаренных детей, учебные программы, осуществляется специальная подготовка учительских кадров [3, c. 135].

Одним из ключевых направлений в работе с одаренными детьми является их духовно-нравственное воспитание, которое должно проводиться комплексно: это формирование морально-нравственных и социально-значимых качеств ребенка в семье и при получении образования. В решении этого комплекса задач духовно-нравственного воспитания должны принимать участие все субъекты общественной жизни. Ведущая роль в этом процессе, несомненно, принадлежит школе [2, c.59].

В ней проявление одаренности происходит в определенной возрастной последовательности. В раннем детском возрасте, обычно, проявляется способность к рисованию, музыке, театру, то есть одаренность в искусстве возникает раньше, чем в научной области. При реализации образовательного процесса легко проследить проявление одаренности в точных и гуманитарных науках. Огромное значение при формировании духовно-нравственных ценностей одаренных детей имеет творческая деятельность, которая дает возможность ребенку экспериментировать, иметь собственное мнение, оценивать свою работу и право на ошибку.

Воспитание чувств одаренного ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Учеными доказано, что ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у одаренного ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, чему они его учили и как его воспитали [4, c.5].

Традиционными ценностями и источниками нравственности являются: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, любовь и верность, труд и творчество, наука, искусство и литература, традиционные российские религии, природа, человечество. Эти группы ценностей имеют особо важное педагогическое значение. Каждая из вышеперечисленных групп базовых ценностей педагогически оформляется в целевую программу воспитания и социализации школьников [2, c.60].

Главной проблемой духовно-нравственного воспитания одаренных детей является отсутствие у них проводников – подготовленных к такой работе учителей и родителей. К сожалению, большинству учителей просто некогда заботиться об одаренном ребенке, а иногда ученики с поражающими познаниями и не всегда понятной умственной активностью им даже мешают. Таким образом, одаренные люди испытывают значительные трудности в социализации и адаптации, что вызывает у них высокое нервно-психическое напряжение, невротизацию, и даже приводит к дезадаптации [3, c. 76].

Педагог, работающий с одаренными детьми должен, в первую очередь, руководствоваться принципом «не навреди», так как ошибки в педагогике наносят вред личности ребенка. Учитель должен работать в двух направлениях: осуществлять как урочную, так и внеурочную деятельность. Если формирование духовно-нравственных ценностей происходит в процессе обучающей деятельности, необходимо приобщать детей к этим ценностям путем ежедневного примера педагога, иллюстрирующего неприятие им компромиссов в нравственной сфере, честность и в отношении себя, и своих учеников, признание собственных ошибок [5, c. 4].

Одаренный ребенок выступает как развивающийся субъект нравственности, строит в соответствии со своими ценностями отношения с миром и другими людьми. Его духовно-нравственное развитие определяется миром взрослых, сверстниками и им самим. Для обеспечения полноценного духовно-нравственного развития необходимо создание благоприятной образовательной среды, в которой закладываются цели и ценности жизни человека, способствующие реализации творческого и интеллектуального потенциала одаренного ребенка. Эта среда должна содержать в себе развивающие образовательные программы, методы поддержки детства по гармонизации отношений ребенка с миром, с другими людьми и с самим собой, оптимизации его духовного потенциала, созданию детского игрового пространства для нравственного становления личности ребенка, формирования чувства общности, способности к сопереживанию, состраданию, радости успехам другого человека [5, c.7].

Задачи педагога при духовно-нравственном воспитании школьников носят многоуровневый характер: формирование мировоззрения, гражданской позиции, семейных ценностей, нравственных ориентиров. Исходя из этого, в состав программы духовно-нравственного воспитания одаренных детей могут входить следующие виды деятельности: продуктивная деятельность (изготовление аппликаций, фигурок, конструкций, поделок, рисунков); театральная игровая деятельность (смоделированные сценки и спектакли духовной тематики); познавательная деятельность (чтение исторической и православной литературы, сказок); творческая деятельность (живопись и графика, музыкальное творчество, танцы); нравственная деятельность (уроки любви и доброты, знакомство с православными традициями и ценностями); литературно-музыкальные вечера, концерты, совместная деятельность, в которой участвуют дети и родители, направлена на духовное развитие семьи, укрепление семейных ценностей, уважение и взаимопонимание (семейные и православные праздники, игры и конкурсы). Только благодаря подобным мероприятиям, воспитывающим нравственность и духовность, одаренным школьникам будет легче понимать и воспринимать реальность, а также делать попытки изменить ее к лучшему [4, c.77].

Все вышесказанное свидетельствует о том, что одаренные дети нуждаются в особой помощи взрослых, педагогическом сопровождении, и в особых условиях жизни, обучения и духовно-нравственного воспитания для развития и реализации своих способностей. Общество должно осознавать, что одаренные дети – это прежде всего духовное и экономическое богатство и будущее страны. Примечательны слова советского поэта Льва Озерова: «Не упиваясь словесами, жизнь убеждает нас опять: талантам надо помогать, бездарности пробьются сами…».

Список использованной литературы:

  1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современное написание. – М.: ООО изд. «Астрель», 2001.

  2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Духовно-нравственное воспитание российских школьников // Педагогика. – 2009. — №4.

  3. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М.: изд-во «Москва», 1982.

  4. Ушакова Д.В. Психология одаренности: от теории к практике – М.: ПЕР СЭ, 2000.

  5. Юнг К.Г. Феномен одаренности // Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты под ред. А.М. Матюшкиной – М.: ЧеРо, МПСИ, 2006.

Источник

Проблемы развития одаренности и нравственного становления личности.

Бояркина Ж.В.

Бояркина Ж.В., учитель английского языка

п. Октябрьский Белгородской области,

МОУ «Октябрьская СОШ им. Ю.А. Чумака»

e-mail: janna26@mail.ru, тел.: +7(919)220-23-27

Современный мир становится все более сложным, динамично развивающимся и противоречивым. Ценностью становится высокий интеллект, так как от количества интеллектуальных, креативных личностей, от высокой активности человека, зависит благосостояние и успешное развитие нашего общества, качество жизни в нем. В связи с этим остро встает вопрос развития одаренных детей. Выявление и развитие одаренности детей, изучение условий и факторов, способствующих формированию и становлению интеллектуальных и творческих способностей, становятся одной из актуальных проблем процесса образования.

Феномен одаренности представляет собой комплексную проблему. Само по себе понятие одаренности — сложное явление, имеющее свои положительные и отрицательные проявления.

К положительным относятся: любознательность, собранность, внимательность, настойчивость в поиске ответов, склонность к размышлениям, широкий круг познавательных интересов, абстрактность мышления, сильная воля, постоянная готовность к обучению, большая работоспособность; к отрицательным: нестабильность интересов, повышенная нетерпимость (могут выражать нетерпение и презрение к детям, ниже их в интеллектуальном развитии), [3] требовательность, ощущение неудовлетворенности, сверхчувствительность, повышенная тревожность, различные страхи, перфекционизм, психосоциальная чувствительность.

Такие дети критически относятся к собственным достижениям, в результате чего страдают низкой самооценкой. Стремление ставить перед собой завышенные цели, не имея возможности достичь их, приводит к переживаниям, которые могут привести к моральным травмам.

Выявление одаренности зависит от множества факторов. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддерживать и развивать их. Первостепенной задачей является – создание возможности наиболее полной реализации способностей и склонностей одаренного ребенка, а также воспитание и помощь в нравственном становлении личности. Данное направление предполагает изучение и развитие индивидуальных, личностных качеств ребенка, а также создания благоприятной обстановки для дальнейшего развития. Прежде всего, необходимо обеспечить доброжелательность со стороны педагогов, предоставить детям возможность задавать вопросы, поощрять высказывать свою точку зрения, не сдерживать инициативу ребенка, создавать стимулы с целью развития любознательности, создавать все условия для развития творчества, предъявлять одинаковые требования, как в школе, так и в семье.

Проблема выявления одаренных детей тесным образом связана с уровнем профессиональной подготовки педагогов и психологов. Поэтому важным аспектом в работе с одаренными детьми является самообразование и саморазвитие педагога.

Одной из проблем является и то, что в работе с одаренными детьми необходимо не только делать акцент на развитие способностей детей, но и  помощи в социально-психологической адаптации. Педагоги должны осознавать и принимать особенности поведения такого ребенка, его индивидуальность и миропонимание. Таким образом, необходима совместная практическая деятельность детей, родителей и школы. Прежде всего, в семье необходимо создать благоприятные условия для раскрытия и совершенствования способностей детей. Родителям принадлежит особая роль – содействие развитию. Своим личным примером, поведением мы должны подводить одарённого ребёнка к лучшему пониманию себя, своих способностей и возможностей, жизненных целей и ценностей. 

Безусловно, нам педагогам необходимо правильно организовать учебный процесс – это и нестандартные уроки, вовлечение детей в исследовательскую деятельность (является возможностью максимально раскрыть свои способности, получить больше знаний, раскрыть достигнутый результат при защите работы) решение нестандартных задач, различные выставки и конкурсы, опережающие задания творческого плана.

 В школе основным критерием выявления одаренности у детей служит победа в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. Участие и победы во  Всероссийском детском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» для среднего звена и Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских и творческих работ молодежи «Меня оценят в ХХI веке» для старшеклассников интеллектуальных играх «British Bulldog», «Рыжий кот», «Английский лев», «Познание и творчество» является для детей большим стимулом к развитию и совершенствованию. Это и есть создание для детей ситуации успеха и уверенности. Основная цель работы с одаренными детьми – это содействие в их «становлении» одаренных взрослых. Ведь именно от предприимчивых, одаренных людей зависит дальнейшее развитие нашего государства, его место в мире. В связи с этим возникает необходимость выработки методов и механизмов помощи и поддержки одаренных людей не только в период детства и подросткового возраста, но и на этапе перехода в самостоятельную, взрослую, профессиональную жизнь.

Список литературы:

1. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. Пособие для воспитателей и родителей / Белова Е.С. – М.: Московский психологический институт: Флинта, 1998. – 144 с.

2. Лебедева, В.П. Учителю об одаренных детях [Текст]: пособие для учителя/ В.П. Лебедева, В.И.Панов.- М.: Молодая гвардия, 1997.- 354с.- (Одаренные дети).

3. Мисливец Н.А. Одаренность: виды, проявления, диагностика : Учебно-методическое пособие/ БегГу.-Белгород, 1999.- 60c.

4. Савенков, А.И. Одаренный ребенок дома и в школе – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 272 с.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.1998.-256 c.

6. Сидоренко М.Т. К вопросу о социализации одаренных детей в общеобразовательном учреждении. Материалы 3 Всероссийского научно-методического семинара, г. Белгород 2009.-312 c.

7. Юркевич, В.С. Одаренный ребенок. – М. 1999

Источник

Все великое просто и может быть выражено словами: свобода,
справедливость, честь, долг, милосердие, надежда.
У. Черчилль

Под одаренностью ребенка в педагогической литературе понимается более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.

Духовно-нравственное воспитание одаренных детей должно производиться комплексно – это и формирование морально-нравственных социально-значимых качеств в семье и при получении образования. Проявления одаренности происходят в определенной возрастной последовательности. В раннем детском возрасте, обычно, проявляется способность к театру, музыке, рисованию, то есть одаренность в искусстве возникает раньше, чем в научной области. При реализации образовательного процесса, нетрудно проследить проявления одаренности в точных и гуманитарных науках. Существует общеинтеллектуальная одаренность, которая выражается в необычно высоком уровне умственного развития и в качественном своеобразии умственной деятельности.

Изучение специфики одаренности детей возможно только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения учебной деятельности. Одаренные дети, проявляющие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, большинству одаренных детей присущи особые черты, которые отличают их от большинства сверстников. Это и высокая любознательность, и исследовательская активность, повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.

Огромное значение, при формировании духовно-нравственных ценностей одаренных детей, имеет творческая деятельность, дающая возможность ребенку экспериментировать, иметь собственное мнение и право на ошибку.

Понятие нравственного идеала в современном нам обществе переживает кризис. Это не может не отразиться на воспитании одаренных детей, как более остро чувствующих, быстрее осознающих ложность ценностей, лицемерие взрослых, планка нравственности, патриотизма, гуманизма которых не соответствует его духовно-нравственным требованиям. В тоже время ребенок нуждается в положительных образах значимых для него лиц, в которых воплощаются соответствующие собственные морально-нравственные ценности. Не принимая на веру духовные ценности взрослых, одаренный ребенок постоянно анализирует те несоответствия, которые менее заметны обычным людям – это и преобладание рассудочности над воспитанием, и принятие зла наравне с добром, своеобразная имморальная толерантность взрослых, и адаптивность к социуму, в ущерб собственной индивидуальности, отсутствие духа коллективизма, разрыв между поведением и чувствами, что ведет к лицемерию. Одаренный ребенок более четко определяет ложность декларируемого равенства ребенка и взрослого, авторитетность последнего необходимо для духовно-нравственного воспитания подростка.

Главной проблемой духовно-нравственного воспитания одаренных детей является отсутствие у ее проводников – учителей, родителей, реальных целей ее осуществления. «Конкурентно-способный на рынке труда гражданин свободной страны» – слишком абстрактный и далекий от морали и нравственности идеал, да и идеал ли?

Педагог, работающий с одаренными детьми должен понимать специфику этой работы. Она состоит в определении приоритетов содержания воспитания на каждом возрастном этапе развития ребенка, определении принципов духовно-нравственного воспитания и его специфику в различных социальных сферах, критериев определения сформированности духовно-нравственных качеств. Очень важно заложить основы формирования нравственной позиции личности, выражающейся в различении добра и зла, в готовности действовать с позиции милосердия, как на уровне принятия решения, так и на уровне его осуществления, мотивация ребенка к социально-ценностному поведению – выражаемому в сочувствии, защите, взаимопонимании.

В чем же заключается эта непростая и очень ответственная деятельность педагога? В первую очередь он должен руководствоваться принципом «не навреди», так как ошибки в педагогике наносят вред личности не меньший, чем экономические или политические катаклизмы. Если формирование духовно-нравственных ценностей происходит в процессе обучающей деятельности, необходимо приобщение детей к духовно-нравственным ценностям путем ежедневного примера педагога, неприятие им компромиссов в нравственной сфере, честность и в отношении себя и своих учеников, отвержение двойных стандартов, принципиальность и категоричность при оценке безнравственных и аморальных проступков, признание собственных ошибок.

Ребенок, а особенно одаренный ребенок, выступает как развивающийся субъект нравственности. В соответствии со своими ценностями он строит отношения с миром и другими людьми, его духовно-нравственное развитие определяется миром взрослых, сверстниками и им самим. Для обеспечения полноценного духовно-нравственного развития необходимо создание адекватной образовательной среды, в которой закладывается абсолютная иерархия целей и ценностей жизни человека, способствующей реализации творческого и интеллектуального потенциала одаренного ребенка, позволяя при этом избежать односторонности развития, опасностей искажения личностного развития, а также чрезмерной психической нагрузки и переутомления. Эта среда должна содержать развивающие образовательные программы, методы поддержки детства по гармонизации отношений ребенка с миром, с другими людьми и с самим собой, оптимизации его духовного потенциала, созданию детского игрового пространства для нравственного становления личности ребенка, формирования чувства общности, способности к сопереживанию, состраданию, радости успехам другого человека.

Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и предполагает особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Одарённые дети обладают многими возможностями, которые стандартная образовательная система не в состоянии реализовать, поэтому главная задача педагога на этом пути состоит в том, чтобы разглядеть в ребенке признаки одаренности, помочь развить свой талант, оградить от негативных последствий неадекватной оценки собственной личности. К.Г. Юнг писал, что «Таланту лучше заблаговременно приучить себя к тому, что великие способности ведут к исключительности со всеми ее опасностями, в частности к повышенному самосознанию. От этого могут уберечь лишь смирение и послушание, да и то не всегда».

Литература:
К.Г. Юнг.Феномен одаренности: //Schweifer ErziehungsRundschau XVI/1 (Zurich, April 1943, p. 3-8)

Почтовая рассылка

Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи

В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.

Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Источник