Нравственное развитие ребенка в старшем дошкольном возрасте

Особенности нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста

«Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение», – определяет современное толкование нравственности С. И. Ожегов.

Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нравственными нормами, моральными представлениями  и правилами поведения, взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, себе.

Результатом нравственного воспитания является появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. 

Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является по мнению Б.Т. Лихачева: «…понятие нравственного чувства — постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий.»

Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, человеку-труженику, а также к природе и животным; воспитания положительного отношения к труду, различной деятельности, в том числе и учебной.

Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а так же одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

В Концепции дошкольного воспитания сказано, что у детей дошкольного возраста следует сформировать базис личностной культуры, который включает в себя общечеловеческие ценности. Гуманные чувства и составляют общечеловеческие ценности, которые закладывают общечеловеческое начало в маленьком человеке. Можно назвать следующие общечеловеческие ценности, формируемые у детей дошкольного возраста: доброта, чуткость, забота, милосердие, отзывчивость, сопереживание, сочувствие.

Показателем нравственных представлений человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе.

 Нравственное представление — это обобщенный образ, форма знания о нравственных нормах, критериях должного, правильного и истинного отношения к себе, к другим людям и миру. Важным условием развития нравственных представлений является образовательная среда, в которой закладывается адекватная иерархия целей и ценностей жизни человека .

Нравственное развитие дошкольника включает три взаимосвязанные сферы. В когнитивной сфере, дети овладевают различными сторонами общественного морального сознания, и прежде всего пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Таким образом, овладев моральными представлениями, ребенок способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии. У ребенка складываются морально одобряемые и морально-ценностные  отношения к другим людям, в сфере морально ценных переживаний. Так, у ребенка формируются гуманистические, альтруистские чувства и отношения, например сочувствие чужим бедам и радостям, внимание к нуждам и интересам других, способность считаться с ними, а также переживание вины при нарушении норм. Характерно для всех нравственных норм то, что они укрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: «Взрослых нельзя обманывать», «Нельзя обижать слабых», «Нельзя слушать громкую музыку» и т.д. Дети дают оценку того, что можно делать, а что нельзя. Если дошкольник, который объясняет, почему необходимо соблюдать норму, тогда можно говорить о его сформированности понимания нравственной нормы.

Нравственные нормы – общественно выработанные правила поведения, которыми руководствуются люди в своей жизни и деятельности.

Моральные представления -система принципов, норм и правил должного поведения в обществе.

Степень осознанности поведения способствует формированию более высокого, по сравнению со средним дошкольным возрастом, активного умственного развития старшего дошкольника. Начиная, с 6-7 лет, дети понимают смысл нравственных правил и требований, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение дошкольника становится более сознательным и целенаправленным. У детей формируется ответственность за свое поведение, элементы организованности, самоконтроля. Свой первый опыт нравственного поведения, дети накапливают, в дошкольном возрасте, у них формируются первые навыки дисциплинированного и организационного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя полезной и интересной деятельностью, поддерживать чистоту и порядок окружающей обстановке.

Большую роль для старшего дошкольника начинают играть интересы, желания другого человека. Дети этого возраста употребляют в речи слова, обозначающие нравственные качества и их антиподы (добрый, драчун, жадина, плохой, злой, честный, ябеда и пр.), но объединяет их из собственного опыта с конкретной ситуацией, что объясняется конкретной образностью детского мышления. Легче понять наглядно дошкольнику содержание нормы и отнести к себе, чем ближе она к собственному опыту ребенка, тем легче она осознается, если видеть последствия соблюдения или нарушения нормы. Не случайно, у дошкольника одним из самых отрицательных качеств считается жадность, ведь главная причина конфликтов между детьми состоит в том, что каждый хочет получить привлекательный предмет.  Если игрушка оказалась недоступна, тогда дошкольник переживает сильные отрицательные эмоции. Ребенок не только узнает и понимает норму, но и относит ее к определенной категории: «хорошо» или «плохо». Он старается дать ей оценку. Развитие моральных оценок, в старшем дошкольном возрасте, неразрывно связано с тем, как взрослый оценивает поступки детей. Так, легче понимаются и оцениваются те качества, которые взрослый чаще выделяет и оценивает. Во время бесед с родителями и воспитателями инициатором становится старший дошкольник, тему которых можно обозначить так: «Что такое хорошо, что такое плохо».

Сознательная нравственность преобладает над стихийной у дошкольников в возрасте 5-7 лет. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми.Чтобы коллективная деятельность была успешной, старший дошкольник понимает, норму необходимо соблюдать. За соблюдением нормы во внешнем контроле со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребенок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.

Таким образом, особенностями нравственного развития детей в старшем дошкольном возрасте являются :

 ∙ у детей формируются первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;

 ∙ расширяется действенность нравственных представлений;

 ∙ проявляется сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает соответствовать нравственной норме.

 Нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем ребенок не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит. Усвоив норму, ребенок, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Очень часто он правильно оценивает выполнение нравственных норм товарищами и ошибается в отношении себя.

Стремление утвердиться в знании нравственной нормы приводит к появлению особых высказываний в адрес взрослых – «жалоб-заявлений», которые содержат сообщения о нарушении правил кем-то из детей. Ребенок, обращаясь к взрослому, хочет утвердиться в том, правильно ли он понимает норму или правило. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, старший дошкольник подходит к реальной самооценке .

В старшем дошкольном возрасте у детей важно формировать такие нравственные представления, которые бы побуждали их к поступкам, отражающим общественную направленность личности (позаботиться о сверстнике, поступиться личным желанием ради удовлетворения интересов коллектива, сделать своими руками подарок близким).

Воспитание нравственных чувств, формирование моральных представлений, привычек осуществляется в единстве и обеспечивает нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Источник

Татьяна Минакова
Особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, себе. Результатом нравственного воспитания является появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность.

Содержание нравственного воспитания дошкольников определено программой воспитания в детском саду. Оно включает в себя и воспитание гуманизма.

В Концепции дошкольного воспитания сказано, что у детей дошкольного возраста следует сформировать базис личностной культуры, который включает в себя общечеловеческие ценности. Гуманные чувства и составляют общечеловеческие ценности, которые закладывают общечеловеческое начало в маленьком человеке. Можно назвать следующие общечеловеческие ценности, формируемые у детей дошкольного возраста: доброта, чуткость, забота, милосердие, отзывчивость, сопереживание, сочувствие.

Показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе.

Нравственное развитие дошкольника включает три взаимосвязанные сферы. В сфере моральных знаний, суждений, представлений, то есть когнитивной сфере, дети овладевают различными сторонами общественного морального сознания, и прежде всего пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Таким образом, овладев моральным поведением, ребенок способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии.

В старшем дошкольном возрасте у детей важно формировать такие мотивы поведения, которые бы побуждали их к поступкам, отражающим общественную направленность личности (позаботиться о сверстнике, поступиться личным желанием ради удовлетворения интересов коллектива, сделать своими руками подарок близким). Формирование мотивов поведения связано с организацией разнообразной деятельности детей.

Воспитание нравственных чувств, формирование моральных представлений, привычек и мотивов поведения осуществляется в единстве и обеспечивает нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.

Педагог может прибегать к методам разъяснения и убеждения. Разъяснение позволяет детям понять моральный смысл конкретных поступков и правил поведения, осознать значение необходимости их выполнения для нормальной жизни в коллективе. В разъяснении всегда раскрывается мотивация поступка, дается доказательство необходимости и пользы конкретных действий, суть которых — выражение внимания к окружающим, умение подчинить свое поведение требованиям взрослых. Мотивированное требование, обращенное к ребенку, имеет целью убедить его в необходимости выполнения того или иного правила или недопустимости в будущем повторения совершенного поступка.

В старших группах детского сада убеждение и разъяснение нередко принимает форму беседы, специально организованного воспитателем обсуждения определенной этической темы. Обычно такие беседы идут вслед за чтением художественных произведений. Такие беседы помогают дошкольникам усвоить нравственные понятия «добрый», «скромный», «отзывчивый», «вежливый» и др., уточнить ранее сформировавшиеся представления об этих качествах, связать их со своим опытом, правильно оценивать собственное поведение и поступки сверстников.

В нравственном воспитании активным средством воздействия являются произведения литературы и искусства (книги, картины, скульптура, музыка). Они в яркой, образной, эмоционально насыщенной форме влияют на детей, вызывая разнообразные чувства, способствуя формированию у них нравственного отношения к явлениям окружающей жизни.

В нравственном воспитании действенным средством являются также произведения живописи и скульптуры. Яркие образы, конкретные поступки, изображенные на картине или в скульптуре, воздействуют на чувства детей, помогают им глубже понять нравственное содержание ситуации.

Взаимопомощь и отзывчивость являются значимыми характеристиками коллективных взаимоотношений. В их основе лежит направленность на другого человека. Это своего рода способы выражения сочувствия, сопереживания. Детская отзывчивость проявляется в простых формах взаимопомощи, в действиях, направленных на совместное преодоление каких-либо затруднений, в моральной поддержке, в умении и желании делиться игрушками, сладостями

Проблема воспитания отзывчивости и взаимопомощи изучалась в дошкольной педагогике (Ф. С. Левин-Щирина, Л. А. Пеньевская, Т. И. Пониманская, М. Мирзаабдуллаева, А. М. Виноградова и др.) и детской психологии (Т. А. Репина, А. Д. Кошелева, А. Г. Рузская и др.). Исследователи отмечают, что уже в раннем возрасте ребенок проявляет симпатию к другим детям, а к 3 годам малыши уже способны по собственной инициативе откликаться на разное эмоциональное состояние сверстников. Взаимопомощь младших дошкольников имеет специфические особенности, как в формах выражения, так и в побудительных причинах.

Взаимопомощь старших дошкольников отличается большой осознанностью и избирательностью. Они уже могут объяснить, когда и как стоит или не стоит оказывать помощь. Взаимопомощь часто выступает как чисто трудовое действие. Педагогу стоит обратить внимание на воспитание у детей желания совместно трудиться ответственно, относиться к порученному делу, проявлять инициативу и активность.

В процессе нравственного воспитания применяются и такие вспомогательные методы как поощрение и наказание. Они служат для одобрения положительного и суждения отрицательных поступков и действий. К методам нравственного воспитания относится так же личный пример, который оказывает огромное влияние на сознание и поведение, на формирование морального облика.

В системе основных методов воспитательного воздействия как составная часть, средство и прием используется положительный пример. В педагогической литературе он рассматривается как самостоятельный метод и как компонент — методов формирования нравственного сознания и поведения.

Нравственное воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении и семье, обеспечивает формирование любви к Родине, бережного отношения ко всему многообразию собственности и творческого отношения к труду. Его результатом является коллективизм, здоровый индивидуализм, внимательное отношение к человеку, требовательность к себе, высокие нравственные чувства патриотизма, сочетание общественных и личных интересов.

Мы не можем не говорить о задачах нравственного воспитания дошкольника, закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям.

В этике существуют две основные нравственные категории — добро и зло.

Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.

Развитие дружеских отношений в детском коллективе требует особого внимания воспитателя. Добрые отношения в группе, поддерживаемые педагогом, способствуют эмоционально положительным переживаниям, закреплению чувства симпатии, расположения к окружающим. Одобрение взрослым добрых проявлений детей и неодобрение негативных позволяют им понять, как нужно поступать (это хорошо, а как нельзя (это плохо). Наша задача воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща, стремление радовать старших хорошими поступками.

В повседневной жизни детейнеобходимо приучать к вежливому обращению с окружающими: учить обращаться к работникам детского учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу и т. д.

Необходимо постоянно обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости («здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т. д.) Показать значение родного языка в формировании основ нравственности.

В процессе нравственного воспитаниянеобходимо развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

Таким образом, нравственное воспитание — непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.

Следует обратить внимание, что если в младших классах в качестве метода формирования нравственных качеств часто используется беседа на этическую тему, то дошкольникам это ещё не подходит, им необходимо предложить тот материал, который будет доступен пониманию и найдет отклик в душе ребенка. Таким материалом могут стать сказки, художественная литература, фольклор.

Источник