Нравственное развитие ребенка в младшем школьном возрасте
РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Младший школьный возраст — время интенсивного приобретения ребенком социальных шаний, которые включают в себя усвоение общественных норм и правил, а также способов действий в различных ситуациях. Именно в начальной школе дети учатся принимать в расчет нюансы дружбы и авторитета, учитывать множество предписаний и принципов. Важное психолого-педагогическое значение приобретает развитие у ребенка нравственных качеств.
В дошкольном детстве большинство детей методом проб и ошибок выучиваются отличать хорошие поступки от дурных, различать сердечность и бессердечие, великодушие и себялюбие. В младшем школьном возрасте ребенок начинает придавать повышенное значение выполнению нравственных норм и правил. Одной из причин этого выступает тот факт, что в игре дошкольник учится действовать по правилам и выполнять их. С приходом в школу это умение совершенствуется и начинает касаться не только игровых и учебных ситуаций, но и отношений между людьми, правил морали. По мнению психологов, моральное чувство у детей возникает из взаимодействия между их развивающимися мыслительными структурами и постепенно расширяющимся социальным опытом. В развитии морального чувства можно выделить дно стадии.
В дошкольном возрасте дети думают, что необходимо соблюдать все правила, потому что это реальные, нерушимые условия, а не абстрактные принципы. На этой стадии они судят о нравственности того или иного поступка исходя из его последствий и еще не способны оценивать намерения.
В младшем школьном возрасте дети начинают понимать, что правила создаются людьми на основе взаимной договоренности и что при необходимости их можно изменять. Это приводит к осознанию того, что в мире не существует ничего абсолютно правильного или неправильного и что нравственность поступка зависит не от его последствий, а от намерений.
В младшем школьном возрасте формируется одно из самых главных представлений о человеческих отношениях — представление о дружбе. Способность строить предположения относительно мыслей, ожиданий, чувств и намерений других людей играет главную роль в понимании того, что значит быть другом. Дети, которые могут видеть вещи и явления с точки зрения другого человека, в большей степени способны устанавливать и поддерживать прочные, близкие отношения со сверстниками.
В дошкольном возрасте дружба, как правило, основана на соображениях физического или географического порядка и носит довольно эгоцентрический характер. Друг — это просто партнер в играх, тот, кто живет неподалеку и имеет интересные игрушки. О том, чтобы понять и принять в расчет собственные интересы друга, речь пока не идет.
В младшем школьном возрасте дети начинают проникаться идеей взаимности и сознавать чувства другого. Дружба рассматривается главным образом с точки зрения поступков одного человека и их субъективной оценки другим.
В реальности дети начинают устанавливать более близкие отношения, чаще всего с лучшими друзьями. Эти узы дружбы очень сильны, но они, как правило, весьма недолговечны.
К концу начальной школы дружба основана на идее подлинно равного обмена: друзья рассматриваются как люди, помогающие друг другу. Дети осознают, что могут оценивать действия своих друзей и что друзья, свою очередь, могут оценивать их действия. В это время впервые появляется понятие обязательства.
Наибольшее распространение получает групповая дружба. Группы обычно бывают большими, включая ядро из нескольких мальчиков или девочек.
Два дружащих между собой ребенка могут удовлетворять различные потребности друг в друге. Одному может нравиться командовать, другому — подчиняться. Иногда отношения могут строиться на принципах равноправия, когда ни один из друзей не играет четко выраженную или постоянную роль. Характер дружеских отношений зависит от потребности каждого ребенка в доминировании, подчинении и автономии.
Литература
1. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1988.
2. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
3. Непомнящая II. И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М., 1992.
4. Обухова Л. Ф. Boзрастная психология. М., 1999.
5. Психическое paзвитие младших школьников. М., 1990. Рабочая книга школьного психолога. М., 1991.
Источник
3.5. Íðàâñòâåííîå ðàçâèòèå äåòåé
Íðàâñòâåííîå ðàçâèòèå ðåáåíêà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé óñâîåíèå â ïðîöåññå åãî èíäèâèäóàëüíîãî ðàçâèòèÿ îáùåïðèíÿòûõ â äàííîå âðåìÿ íîðì ïîâåäåíèÿ è èõ ïðåîáðàçîâàíèÿ â ëè÷íûå ìîðàëüíûå êà÷åñòâà.  ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå â ðåçóëüòàòå èíòåðèîðèçàöèè íîðìàòèâíûõ çíàíèé è íðàâñòâåííûõ ÷óâñòâ, âîçíèêàþùèõ ó ðåáåíêà ïîä âëèÿíèåì îöåíîê âçðîñëîãî, ôîðìèðóþòñÿ ðàçëè÷íûå íðàâñòâåííûå êà÷åñòâà, ñîñòàâëÿþùèå îñíîâó ïîâåäåíèÿ. Ìëàäøèé øêîëüíèê íà÷èíàåò ïîëíåå îñîçíàâàòü è àíàëèçèðîâàòü ñóùíîñòü íðàâñòâåííûõ êàòåãîðèé, ó÷èòñÿ îöåíèâàòü èõ çíàíèå â ñâîåì ïîâåäåíèè è â ïîñòóïêàõ è äåéñòâèÿõ äðóãèõ. Ñåíçèòèâíîñòü äàííîãî âîçðàñòà ê óñâîåíèþ è ïðèñâîåíèþ íðàâñòâåííûõ öåííîñòåé îáóñëîâëåíà âîçðàñòàþùåé ïðîèçâîëüíîñòüþ ïñèõè÷åñêèõ ÿâëåíèé, ôîðìèðîâàíèåì âíóòðåííåãî ïëàíà äåéñòâèé, ñîçíàòåëüíûì ïëàíèðîâàíèåì è âîëåâîé ðåãóëÿöèåé ñâîåé äåÿòåëüíîñòè, ñïîñîáíîñòüþ ê îáîáùåíèþ ïåðåæèâàíèé è ðåôëåêñèè.
Ïîä âëèÿíèåì ó÷åáíîé, èãðîâîé è òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè, îáùåíèÿ ñî çíà÷èìûìè âçðîñëûìè è ñâåðñòíèêàìè, ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ ó ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ íàêàïëèâàåòñÿ îïûò íðàâñòâåííîãî îòâåòñòâåííîãî ïîâåäåíèÿ.  ðåçóëüòàòå ðåãëàìåíòèðîâàííîãî õàðàêòåðà ïðîöåññà îáó÷åíèÿ, îáÿçàòåëüíîñòè è ñèñòåìàòè÷íîñòè ó÷åáíûõ çàäàíèé ôîðìèðóþòñÿ îïðåäåëåííûå íðàâñòâåííûå îòíîøåíèÿ. Èíòåíñèâíî ðàçâèâàåòñÿ ÷óâñòâî îòâåòñòâåííîñòè çà ñàìîãî ñåáÿ êàê ñïîñîáíîñòü ïîíèìàòü ñîîòâåòñòâèå ðåçóëüòàòîâ ñâîèõ äåéñòâèé íåîáõîäèìûì öåëÿì è ïðàâèëàì. Îòâåòñòâåííîñòü âûçûâàåò ÷óâñòâî ñîïðè÷àñòíîñòè ê îáùåé äåÿòåëüíîñòè, ÷óâñòâî äîëãà. Ìëàäøèé øêîëüíèê ñïîñîáåí ïîíèìàòü íðàâñòâåííûé ñìûñë îòâåòñòâåííîñòè. Óðîâåíü íðàâñòâåííîé êóëüòóðû, ÷óâñòâà îòâåòñòâåííîñòè äî øêîëû è ñôîðìèðîâàííîñòü âíóòðåííåé ïîçèöèè îïðåäåëÿþò îòíîøåíèå øêîëüíèêà ê ñâîèì íîâûì øêîëüíûì îáÿçàííîñòÿì.
Âàæíåéøèì ôàêòîðîì íðàâñòâåííîãî ðàçâèòèÿ ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ ÿâëÿåòñÿ ñåìüÿ: ïðåîáëàäàþùèé â ñåìüå ñòèëü ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ, ñåìåéíûå öåííîñòè, îðèåíòàöèÿ ÷ëåíîâ ñåìüè íà ôóíêöèè âîñïèòàíèÿ, ñòåïåíü îáùíîñòè èõ èíòåðåñîâ, âíåøíÿÿ ñîöèàëüíàÿ àêòèâíîñòü, óðîâåíü ýìïàòèéíîñòè ðîäèòåëåé, ñòåïåíü âçàèìîïîìîùè, âçàèìîïîääåðæêè è äîâåðèòåëüíîñòè îáùåíèÿ ìåæäó ÷ëåíàìè ñåìüè.
Ë. Êîëáåðã ðàçðàáîòàë òåîðèþ ìîðàëüíîãî ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè, â êîòîðîé âûäåëèë íåñêîëüêî ôàç ïî ñòåïåíè ñôîðìèðîâàííîñòè íðàâñòâåííîãî ñîçíàíèÿ. Íà îñíîâå îáñóæäåíèÿ äåòüìè, ïîäðîñòêàìè è âçðîñëûìè ñåðèè êîðîòêèõ ðàññêàçîâ íðàâñòâåííîãî ñîäåðæàíèÿ îí ïðèøåë ê âûâîäó î òðåõ óðîâíÿõ ôîðìèðîâàíèÿ íðàâñòâåííîãî ñîçíàíèÿ ó ëþäåé (òàáë. 3.5).
Òàáëèöà 3.5
Óðîâíè íðàâñòâåííîãî ñîçíàíèÿ ïî Ë. Êîëüáåðãó
Äîêîíâåíöèîíàëüíûé óðîâåíü
Îðèåíòàöèÿ íà èçáåæàíèå íàêàçàíèé è ïîñëóøàíèå: ïðàâèëà ïîâåäåíèÿ íå íàðóøàþòñÿ â ïðèñóòñòâèè âçðîñëûõ
Êîíâåíöèîíàëüíûé óðîâåíü
Ïðàâèëà ïîâåäåíèÿ íå íàðóøàþòñÿ è â îòñóòñòâèå âçðîñëûõ èç-çà ñòðàõà íàêàçàíèÿ
Ïîñòêîíâåíöèîíàëüíûé óðîâåíü
Ïðàâèëà ïîâåäåíèÿ íå íàðóøàþòñÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ ñîáñòâåííûìè ìîðàëüíûìè ïîçèöèÿìè
Ñîãëàñíî Ë. Êîëüáåðãó, íðàâñòâåííûé âûáîð äåëàåòñÿ íå â âàêóóìå. Íà íåãî îêàçûâàåò âëèÿíèå âîçìîæíàÿ îöåíêà äðóãèìè ëþäüìè. Ðåáåíîê êàê áû çàêëþ÷àåò íåêîå íðàâñòâåííîå ñîãëàøåíèå (êîíâåíöèþ) ñ ìèðîì, îáÿçóÿñü âåñòè ñåáÿ îïðåäåëåííûì îáðàçîì. Âîçìîæíîñòü ïðèíÿòèÿ ïîäîáíîé êîíâåíöèè ïîÿâëÿåòñÿ â îïðåäåëåííîì âîçðàñòå. Íðàâñòâåííîå ñàìîñîçíàíèå äî «ïðèíÿòèÿ êîíâåíöèè» õàðàêòåðèçóåò äîêîíâåíöèîíàëüíûé óðîâåíü, íà ýòàïå åå ïðèíÿòèÿ êîíâåíöèîíàëüíûé óðîâåíü, è ñîîòâåòñòâåííî ó áîëåå çðåëûõ ëþäåé ïîñòêîíâåíöèîíàëüíûé óðîâåíü[79].
Ïðàêòè÷åñêèé ïðèìåð
Ðåáåíîê, íàõîäÿùèéñÿ íà êîíôåíöèîíàëüíîì óðîâíå, íå åñò êîíôåòû èç ïðàçäíè÷íîãî íàáîðà ïîòîìó, ÷òî ïðèñóòñòâóåò âçðîñëûé, íå ðàçðåøàþùèé åìó ýòîãî; ðåáåíîê, íàõîäÿùèéñÿ íà êîíâåíöèîíàëüíîì óðîâíå, íå åñò ýòè êîíôåòû ïî ïðè÷èíå ñâîåãî îáåùàíèÿ âçðîñëîìó ýòîãî íå äåëàòü; íà ïîñòêîíâåíöèîíàëüíîì óðîâíå ðåáåíîê ìîòèâèðîâàí òåì, ÷òî íå õî÷åò èñïîðòèòü ïðàçäíè÷íûé ñòîë, õî÷åò óãîñòèòü ãîñòåé.
Áîëüøèíñòâî ñåìèëåòíèõ äåòåé (ïðèìåðíî 70 %), êàê è âñå äîøêîëüíèêè, íàõîäÿòñÿ íà äîêîíâåíöèîíàëüíîì óðîâíå ðàçâèòèÿ íðàâñòâåííîãî ñîçíàíèÿ. Ýòîò íèçøèé óðîâåíü ðàçâèòèÿ ìîðàëüíîãî ñîçíàíèÿ ñîõðàíÿåòñÿ ó íåêîòîðûõ ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ è äàæå ïîäðîñòêîâ. Ìíîãèå äåòè ê êîíöó ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà íà÷èíàþò ðåøàòü ìîðàëüíûå ïðîáëåìû íà âòîðîì óðîâíå, ïåðåõîäÿò íà óðîâåíü êîíâåíöèîíàëüíîé ìîðàëè.
 ñîçíàíèè ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ âñå îò÷åòëèâåå âûäåëÿåòñÿ ñèñòåìà íðàâñòâåííûõ íîðì è ïðàâèë, êîòîðûå îí âûïîëíÿåò èëè ñòàðàåòñÿ âûïîëíÿòü âñåãäà, íåçàâèñèìî îò ñêëàäûâàþùèõñÿ îáñòîÿòåëüñòâ.
Íðàâñòâåííûå öåííîñòè â ïðîöåññå èíòåðèîðèçàöèè ïîñòåïåííî ñòàíîâÿòñÿ öåííîñòíûìè îðèåíòàöèÿìè, ò. å. ëè÷íîñòíûìè èäåàëàìè è æèçíåííûìè óñòàíîâêàìè ðåáåíêà. À.Â. Êèðüÿêîâà[80] âûäåëÿåò òðè ôàçû â ôîðìèðîâàíèè îðèåíòàöèé:
ïåðâàÿ ôàçà âõîæäåíèå ëè÷íîñòè â ìèð öåííîñòåé, â ìèð öåííîñòíûõ îòíîøåíèé;
âòîðàÿ ôàçà îñìûñëåíèå ñàìîöåííîñòè, ñâÿçàííîå ñ ïåðåîöåíêîé öåííîñòåé, ñî ñòàíîâëåíèåì ñîáñòâåííîãî «ÿ»;
òðåòüÿ ôàçà ôîðìèðîâàíèå ñîáñòâåííîé øêàëû öåííîñòåé, ñèñòåìû öåííîñòíûõ îðèåíòàöèé, ïðîåêòèðîâàíèåì îòíîøåíèé ëè÷íîñòè ê ðåàëüíîé äåéñòâèòåëüíîñòè.
Ïåðâàÿ ôàçà ñâÿçàíà ñ ïîçíàíèåì ñóùíîñòè ðàçëè÷íûõ öåííîñòåé, âòîðàÿ ñ ñàìîñîçíàíèåì è ñàìîîöåíêîé, òðåòüÿ ñ ôîðìèðîâàíèåì ñîáñòâåííîé ñèñòåìû öåííîñòåé ëè÷íîñòè. Äëÿ ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà õàðàêòåðíîé ÿâëÿåòñÿ ïåðâàÿ ôàçà ôîðìèðîâàíèÿ îðèåíòàöèé â ìèðå öåííîñòåé, êîòîðàÿ ñîçäàåò îñíîâó äëÿ ïîñëåäóþùåé ïåðåîöåíêè è ñîçäàíèÿ ñîáñòâåííîé ñèñòåìû öåííîñòåé.
 íðàâñòâåííîì ðàçâèòèè ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ áîëüøîå çíà÷åíèå èìåþò ïðåäñòàâëåíèÿ äåòåé î ñàìèõ ñåáå. Ýêñïåðèìåíòàëüíûå èññëåäîâàíèÿ ïñèõîëîãîâ ïîêàçàëè, ÷òî â ôîðìèðîâàíèè íðàâñòâåííîãî ñàìîñîçíàíèÿ ðåáåíêà î÷åíü âàæíóþ ðîëü èãðàåò îáðàç åãî ñîáñòâåííîãî «ÿ». Ó ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ ìîæåò ôîðìèðîâàòüñÿ óñòîé÷èâîå ïîëîæèòåëüíî-íðàâñòâåííîå ïîâåäåíèå ïðè óñòàíîâëåíèè ñàìèìè äåòüìè ñîîòâåòñòâèÿ ñåáÿ è ñâîèõ äåéñòâèé ýòàëîíó; ïðè íàëè÷èè ñâîåãî ñîáñòâåííîãî ïîëÿðíîãî îòíîøåíèÿ ê îáîèì ýòàëîíàì.
Ó ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ ïîñòåïåííî ôîðìèðóþòñÿ ïðåäñòàâëåíèÿ î äîñòóïíûõ äëÿ èõ îñîçíàíèÿ íîðìàõ è ïðàâèëàõ ïîâåäåíèÿ. Îäíàêî îäíî ëèøü çíàíèå íîðì ïîâåäåíèÿ åùå íå îáåñïå÷èâàåò èõ âûïîëíåíèå è ñòàíîâëåíèå íðàâñòâåííûõ êà÷åñòâ, äëÿ êîòîðîãî âàæíûì ÿâëÿåòñÿ íàëè÷èå îïðåäåëåííîãî ýìîöèîíàëüíîãî îòíîøåíèÿ ðåáåíêà ê íðàâñòâåííûì íîðìàì. Å.Ñ. Ãàëàíæèíà[81] îòìå÷àåò, ÷òî ðàçâèòèå íðàâñòâåííî-ýñòåòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ îñíîâàíî íà ïîñëåäîâàòåëüíîì ïðîõîæäåíèè íåñêîëüêèõ ýòàïîâ: îò ýìîöèîíàëüíîãî ïåðåæèâàíèÿ ñèòóàöèè ÷åðåç âíóòðåííèé äèàëîã è ðåôëåêñèþ îòíîøåíèÿ ê ïîíÿòèþ ê òâîð÷åñòâó ìûñëåîáðàçîâ íðàâñòâåííî è ýñòåòè÷åñêè ïîçèòèâíîé îêðàñêè.
Ðàçâèòèå íðàâñòâåííûõ ïðåäñòàâëåíèé ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ îáåñïå÷èâàåòñÿ ñîâîêóïíîñòüþ ñëåäóþùèõ ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêèõ óñëîâèé: ñîçäàíèå îñîáîé àóäèî-âèçóàëüíîé ñðåäû, ñíÿòèå íàïðÿæåííîñòè äåòåé, «ïîãðóæåíèå» â èçó÷àåìóþ ïðîáëåìó (ðàññìàòðèâàíèå, âñëóøèâàíèå, «âäóìûâàíèå»); ïðèíÿòèå âíóòðåííåãî îïûòà ðåáåíêà êàê öåííîãî è íåïîâòîðèìîãî; áåðåæíîå îòíîøåíèå êî âñåì ïðîÿâëåíèÿì ìûñëèòåëüíîé àêòèâíîñòè ìëàäøåãî øêîëüíèêà; ïðåäîñòàâëåíèå ðåáåíêó ñâîáîäû â âûðàæåíèè ñâîèõ ÷óâñòâ è ïåðåæèâàíèé; ôîðìèðîâàíèå âûñîêîé ñàìîîöåíêè, ñòèìóëèðóþùåé äåÿòåëüíîñòü äåòåé. Ìîäåëü ôîðìèðîâàíèÿ íðàâñòâåííûõ êà÷åñòâ ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ ìîæåò áûòü ïðåäñòàâëåíà â âèäå ñîâîêóïíîñòè òðåõ êîìïîíåíòîâ: êîãíèòèâíîãî, íðàâñòâåííîãî è äåÿòåëüíîñòíîãî ïðè îïðåäåëåíèè öåëåé è çàäà÷, ïðèíöèïîâ, ñîäåðæàíèÿ, ôîðì, ìåòîäîâ è ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêèõ óñëîâèé, îáåñïå÷èâàþùèõ ýôôåêòèâíîñòü ôîðìèðîâàíèÿ íðàâñòâåííûõ ñâîéñòâ ëè÷íîñòè ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ (ðèñ. 3.5). Ôîðìèðîâàíèþ ýìîöèîíàëüíûõ îòíîøåíèé è íðàâñòâåííûõ êà÷åñòâ ñïîñîáñòâóþò âñå âèäû äåÿòåëüíîñòè (ó÷åáíîé è âíåó÷åáíîé) ðåáåíêà, êàæäàÿ èç êîòîðûõ èìååò ñâîþ íðàâñòâåííóþ îêðàñêó è ðàçíîîáðàçíûå ñðåäñòâà.
Ðèñ. 3.5. Ìîäåëü ôîðìèðîâàíèÿ íðàâñòâåííûõ êà÷åñòâ ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ
 ÷àñòíîñòè, Í.Ñ. Êèñåëåâà[82] ñ÷èòàåò, ÷òî èãðîâàÿ äåÿòåëüíîñòü ÿâëÿåòñÿ âàæíåéøèì ñðåäñòâîì, îáåñïå÷èâàþùèì ýôôåêòèâíîå îñóùåñòâëåíèå ïðîöåññà ðàçâèòèÿ äóõîâíî-íðàâñòâåííûõ öåííîñòåé ó ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ, îñíîâíûå óñëîâèÿ êîòîðîãî: ñâîáîäà ñàìîâûðàæåíèÿ (ñòèìóëèðîâàíèå ñòðåìëåíèÿ ê èíäèâèäóàëüíîé çàèíòåðåñîâàííîñòè è ñàìîâûðàæåíèþ); îòêðûòîñòü (ñîçäàíèå íà çàíÿòèÿõ àòìîñôåðû ñîçèäàíèÿ, íåïðèíóæäåííîñòè; ãàðàíòèÿ çàùèùåííîñòè, ñâîáîäû; îðèåíòàöèÿ íà àäåêâàòíîå âîñïðèÿòèå îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè è ðàçâèòèå ñâîåãî âíóòðåííåãî ìèðà); àêòèâíîñòü (ìîáèëèçàöèÿ èíòåëëåêòóàëüíûõ è ýìîöèîíàëüíûõ ñèë ó÷àùèõñÿ; îðèåíòàöèÿ íà ïîèñê è ñàìîñòîÿòåëüíîñòü; èñïîëüçîâàíèå àêòèâíûõ ôîðì äåÿòåëüíîñòè, àêòóàëèçàöèÿ èãðîâûõ, òâîð÷åñêèõ ñèòóàöèé); óäîâëåòâîðåííîñòü äåÿòåëüíîñòüþ (íàëè÷èå ïîëîæèòåëüíûõ ïåðåæèâàíèé, «ñèòóàöèé óñïåõà», ïîõâàëû ñî ñòîðîíû ó÷èòåëÿ, äðóçåé).
Ïðàêòè÷åñêèé ïðèìåð
Ðàçâèòèþ íðàâñòâåííûõ îöåíî÷íûõ ñóæäåíèé ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ ñïîñîáñòâóåò èãðà «Ñîáåðè áóêåò», â êîòîðîé äåòÿì ïðåäëàãàåòñÿ âçÿòü ëèñòêè áóìàãè è íàïèñàòü íà íèõ íàçâàíèÿ ñàìûõ ëþáèìûõ öâåòîâ. Äåòåé ïðîñÿò ïðåäñòàâèòü, ÷òî ýòè ëèñòêè áóìàãè ïðåâðàòèëèñü â ýòè öâåòû. Æåëàþùèå ñîáðàòü áóêåò ìîãóò «ñîðâàòü» òðè öâåòêà, êîòîðûå åìó áîëüøå âñåãî íðàâÿòñÿ (âçÿòü ñîîòâåòñòâóþùèå ëèñòû), íî, ñðûâàÿ öâåòîê (çàáèðàÿ ëèñòîê), íóæíî íàçâàòü ñàìîå õîðîøåå êà÷åñòâî òîãî ó÷åíèêà, ó êîãî âçÿò öâåòîê. Äåòè ïî æåëàíèþ âûõîäÿò è ñîáèðàþò öâåòû (ëèñòû áóìàãè), êàæäûé ðàç íàçûâàÿ ëó÷øèå íðàâñòâåííûå êà÷åñòâà ñâîèõ îäíîêëàññíèêîâ. Ïîñëåäíèé áóêåò ñîáèðàåò ó÷èòåëü. Îí áåðåò ëèñòû-öâåòû ó òåõ, ó êîãî îíè îñòàëèñü, è íàçûâàåò ëó÷øèå êà÷åñòâà ýòèõ äåòåé.  ðåçóëüòàòå ýòîé èãðû íåò îáèæåííûõ, äåòè óñëûøàëè î ñåáå õîðîøåå, çàäóìàëèñü î ñâîèõ êà÷åñòâàõ.
Ë.Ä. Êîðîòêîâà[83] îòìå÷àåò âàæíóþ ðîëü äèäàêòè÷åñêîé ñêàçêè äëÿ íðàâñòâåííîãî ðàçâèòèÿ ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ, êîòîðàÿ îáåñïå÷èâàåò ïåðåäà÷ó ðåáåíêó îñíîâíûõ æèçíåííûõ ïðèíöèïîâ è çàêîíîìåðíîñòåé; ïåðåäà÷ó æèçíåííîãî îïûòà ïðåäûäóùèõ ïîêîëåíèé è ïîëó÷åíèÿ îùóùåíèé ñâîåé ñîïðè÷àñòíîñòè ìèðó ëþäåé; âîññòàíîâëåíèå ñâÿçè ñ ðîäîâîé è ñåìåéíîé ïàìÿòüþ; äóõîâíî-íðàâñòâåííîå ñòàíîâëåíèå ëè÷íîñòè è ìîðàëüíîé êîìïåòåíòíîñòè (õî÷ó ìîãó, õîðîøî ïëîõî è ò. ä.). Àâòîð âûäåëÿåò ðÿä ôóíêöèé ìîðàëüíîé êîìïåòåíòíîñòè àâòîðñêîé äèäàêòè÷åñêîé ñêàçêè: óìåíèå âûáèðàòü ñîîòâåòñòâóþùóþ èíôîðìàöèþ äëÿ ïîñòðîåíèÿ ñâîåãî âàðèàíòà äåéñòâèÿ; èñïîëüçîâàíèå çíàíèé, èçâëå÷åííûõ èç óñïåõîâ è íåóäà÷ ãåðîÿ ñêàçêè; âîçìîæíîñòü âèäåíèÿ è âûáîðà âîçìîæíûõ àëüòåðíàòèâ; îñîçíàíèå íåîáõîäèìîñòè âçàèìîäåéñòâèÿ ñ îêðóæàþùèì ìèðîì. Ðåçóëüòàòîì ðàáîòû ïî ðåàëèçàöèè òåõíîëîãèè äóõîâíî-íðàâñòâåííîãî âîñïèòàíèÿ äîøêîëüíèêîâ è ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ ñðåäñòâàìè àâòîðñêîé äèäàêòè÷åñêîé ñêàçêè ÿâëÿåòñÿ îñîçíàíèå ðåáåíêîì òåõ áàçîâûõ äóõîâíî-íðàâñòâåííûõ êà÷åñòâ, êîòîðûå ìû ïûòàåìñÿ âîñïèòàòü â äåòÿõ: ñîâåñòëèâîñòü è ïîðÿäî÷íîñòü, ñàìîîòâåðæåííîñòü è íåçëîáèâîñòü, ñîïåðåæèâàíèå è ñî÷óâñòâèå, ïàòðèîòèçì; ïîíèìàíèå íåîáõîäèìîñòè ðàçâèòèÿ òàêèõ âîëåâûõ êà÷åñòâ, êàê ïîñëóøàíèå, ïî÷èòàíèå ðîäèòåëåé è äð.
Å.Â. Ìèõàéëîâà[84] ïîëàãàåò, ÷òî íàèáîëåå ýôôåêòèâíûìè ôîðìàìè îðãàíèçàöèè âíåóðî÷íîé äåÿòåëüíîñòè äëÿ íðàâñòâåííîãî ðàçâèòèÿ ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ ÿâëÿþòñÿ ëè÷íîñòíî îðèåíòèðîâàííûå çàíÿòèÿ è êîëëåêòèâíûå òâîð÷åñêèå äåëà. Èõ ñî÷åòàíèå ñïîñîáñòâóåò ôîðìèðîâàíèþ íðàâñòâåííûõ öåííîñòåé ó ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ, â ðàìêàõ ëè÷íîñòíî îðèåíòèðîâàííûõ çàíÿòèé ó ó÷åíèêîâ ðàçâèâàåòñÿ ñàìîñîçíàíèå, ïîïîëíÿþòñÿ ïðåäñòàâëåíèÿ îá îòíîøåíèÿõ ëþäåé, èõ ÷óâñòâàõ, ýìîöèÿõ, ÷åðòàõ õàðàêòåðà, æåëàíèÿõ è ïðåäïî÷òåíèÿõ, à â êîëëåêòèâíûõ òâîð÷åñêèõ äåëàõ ìëàäøèå øêîëüíèêè ó÷àòñÿ ñîòðóäíè÷åñòâó, â êîòîðîì îíè îáíàðóæèâàþò îáùèå ñìûñëû æèçíåäåÿòåëüíîñòè, óñòàíàâëèâàþò öåííîñòíûå îòíîøåíèÿ ê ÿâëåíèÿì è ñóáúåêòàì îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè, ïðèó÷àþòñÿ ó÷èòûâàòü äðóãîãî ÷åëîâåêà, åãî èíòåðåñû, æåëàíèÿ, èíäèâèäóàëüíûå îñîáåííîñòè  ðåçóëüòàòå ôîðìèðóþòñÿ íðàâñòâåííûå öåííîñòè. Îá óðîâíå íðàâñòâåííîãî ðàçâèòèÿ â öåëîì, êîòîðîãî äîñòèãàåò ðåáåíîê ê êîíöó ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà, ìîæíî ñóäèòü ïî ñôîðìèðîâàííûì ó íåãî ïðåäñòàâëåíèÿì î ñóùíîñòè è ïðîÿâëåíèè íðàâñòâåííîãî ïîâåäåíèÿ ëþäåé, ýìîöèîíàëüíîìó îòíîøåíèþ ê íðàâñòâåííûì öåííîñòÿì, îöåíî÷íûì ñóæäåíèÿì, ïî îðèåíòèðîâêå åãî ïîâåäåíèÿ íà íðàâñòâåííûå îïðåäåëåííûå íîðìû.
Источник
Кристина Юсупова
Особенности духовно-нравственного развития учащихся младшего школьного возраста
«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком–то заботится, о ком-то печётся и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце» — советский педагог-новатор, писатель Василий Александрович Сухомлинский.
Каждый последующий этап нравственного развития личности знаменуется новым увеличением её нравственных возможностей. Так, если дошкольный возраст можно характеризовать как период эмоциональной активности, то младший школьный возраст можно назвать периодом интеллектуальной активности. Данный возраст — это тот этап развития личности, который по преимуществу является этапом накопления знаний и приобретения опыта, в том числе и нравственных знаний, нравственного опыта.
Дети младшего школьного возраста начинают покидать замкнутый мир семьи. Они ходят в школу, имеют друзей и врагов, о которых родители и не знают. Они сами принимают решения и общаются со сверстниками.Они соблюдают правила и обычаи большого мира: школы, соседей по дому, улицы, летнего лагеря. Они познают, что закон – это не только установленные родителями правила, но и школьный распорядок, правила дорожного движения, правила, принятые другими детьми. Всё, что дети раньше принимали, как должное, теперь постоянно подвергается испытанию и сравнениям. По мере того как растёт знакомство с законами и правилами, возрастает искушение нарушить их – что-то украсть, выругаться, позавидовать.
Ребёнок по-новому начинает относиться к ровесникам. Многие дети с трудом налаживают дружеские взаимоотношения. Они не хотят работать и играть в одиночестве, но вместе трудится, ещё не научились. Склочность, столь заметная у учащихся этого возраста, свидетельствует о зарождении коллективного духа – дети пытаются установить новые отношения между собой, обкатывая острые углы. Педагог пользуется огромным авторитетом, отчасти занимая место родителей. Педагог олицетворяет для них всё то новое, важное серьёзное, что вошло в их жизнь с поступлением в школу. Уважение и авторитет, которыми педагог пользуется у первоклассников, трудно оценить. Каждое слово педагога, его требование – закон для учащихся. Если дети не выполняют этих требований, то, как правило, потому, что ещё не умеют управлять своим поведением.
Младшим школьникам свойственны внушаемость, стремление подражать тем, кто для них является авторитетом, и в первую очередь своему педагогу. В коллективе начинают плохо относиться к тем, кого часто порицает педагог, а хорошо к тем, кто получает от него похвалу и поощрения. Подражательность проявляется и в том, что дети стараются вести себя так же, как и ученики, которых ставит в пример педагог. «Света – молодец, она дала карандаш Марине, потому что её карандаш сломался». После таких слов педагога многие дети начинают предлагать карандаш своим соседям. «Посмотрите, как прямо сидит Лена» — и каждый из учащихся старается сесть правильно. Такие примеры педагог использует для более наглядного показа образцов, которым могут подражать дети. Наглядность не только в обучении, но и в воспитании.
Цель, к которой стремится ребёнок на этом этапе, – приспособиться к миру и людям, к порядкам и законам природы и социальной жизни. В течение этого этапа происходит существенный скачок в умственном развитии. Ребёнок учится устанавливать причинно-следственные связи, выделять то, что считает конкретным и реальным. У него появляется вкус к простейшему планированию и выполнению намеченного. Интеллект доминирует, ребёнок приступает к занятиям в школе, активно пополняет недостаток рациональных сведений о мире, формирует собственное мировоззрение. Второе детство – время торжества «практического разума», заимствования взглядов и опыта старших. Возрастает значение социального, мышление принимает сравнительные и практические формы. Правда, оно ещё далеко от настоящей диалектики,продолжает опираться на знакомые и привычные семейные формы: «А у нас дома делают так-то», «А мой папа сказал, что.». Но постепенно, к концу периода, отход от семьи в среду сверстников становится всё более очевидным.
Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, ребёнок ничего в них не меняет. Предметом изменений становится он сам. Впервые ребёнок выполняет деятельность, которая поворачивает его на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем Я был» и «чем Я стал».
Ребёнок постепенно обретает самосознание – видит себя субъектом взаимоотношений, тщательно контролирует своё поведение.
Моральная сфера идёт вслед за общей рационализацией. Хорошим, заслуживающим одобрения, считается то, что поддерживается всеми, что справедливо, логично, целесообразно. Ребёнок может быть недоволен собой, унывать от повторенных ошибок и слабостей.
У младших школьников нет такого негативного отношения к нормам морали, которое проявляют младшие подростки. У них не возникают сомнения в необходимости и безусловности нравственных правил, они хорошо их запоминают и хотят их выполнять. Младшие школьники сами моралисты. Они бескомпромиссны в нравственных требованиям к другим.
Ориентация на «правильность», стремление соответствовать некоторым образам (поведения, чувства, мысли) таит в себе опасность чрезмерного «зацикливания» на внешних правилах и образцах. Стремясь соответствовать всем предписаниям, ребёнок начинает относиться ко всем остальным также с повышенными требованиями, зачастую впадая в «фарисейство» (ревностное служение букве морального закона, игнорирующее собственно дух этого закона).
Такие дети воспитываются юными «правдолюбцами» или «ябедами». Они требуют чёткого выполнения неких предписаний и от своих сверстников и от взрослых. Порой взрослые сами же нарушают те правила, которым они учили ребёнка, и в этой ситуации возникают конфликты и непонимание. А порой получается так, что ребёнок, стремясь соблюсти все правила, предписанные взрослыми, в какой-то момент ослабевает под этим непосильным грузом. Тогда он может начать жить своей «тайной» жизнью.
В младшем школьном возрасте зарождаются моральные качества, которые воплощают в себе те или иные моральные нормы, но эти качества ещё слабо выражены. У учащихся этого возраста ещё не достаточно развито самосознание, поэтому они не могут осознать свои качества и соотнести их со своими поступками, в отношении же других людей могут. Умение видеть причину поступков в самом себе вырабатывается только в подростковом возрасте.
Особенности нравственного формирования учащихся младшего школьного возраста связаны с развитием степени осознанности, обобщенности их представлений о нравственной стороне человеческих отношений. Сначала это уровень эмоциональных обобщений, который характеризуется умением учащихся правильно ориентироваться в общей оценке поступков, относя их к плохим или хорошим. Следующая степень этого уровня – пассивное овладение теми или иными понятиями. Учащиеся ещё активно не пользуются нравственными понятиями для обозначения конкретного факта, но этот же факт могут обозначать нужным словом, выбрав его из нескольких, например, обозначив поступок, как справедливый,выбрав нужное понятие из данных близких ему понятий: хороший, правильный, смелый, справедливый.Затем дети учатся раскрывать понятие через указание на характерный поступок: «Она хорошая подруга, дала мне альбом, а потом – ещё и карандаш». На более высокой ступени развитияобобщенные поступки выражаются в соответствующем понятии: «Света правильно всегда рассудит, когда спор, она справедливая».
Для учащихся младшего школьного возраста соотношение поведения и осознание нравственной стороны явлений жизни характеризуется следующими особенностями: сначала это поведение, основанное на эмоциональных обобщениях (не могут объяснить, почему они поступили так, или иначе, с позиций нравственности). Затем отмечается увеличение объёма ситуаций и поступков, соответствующих нравственной норме, которую ребёнок уже может сформулировать.
Дети младшего школьного возраста могут, отказавшись от заманчивой цели, выполнять непривлекательные задачи, руководствуясь моральными побуждениями. Моральные мотивы – новый тип мотивации, обуславливающий качественно новый тип поведения ребёнка. Эти мотивы побуждают поведение и деятельность не прямо, а через сознательно приятные намерения или сознательно поставленную цель.
Особенности учащихся младшего школьного возраста проявляются в неустойчивости их внимания, подвижности, эмоциональности. Неустойчивость внимания связана со слабым развитием умения произвольно подчинять свои действия не внешним обстоятельствам, влияниям, воздействиям, а внутренним целям, задачам, которые ставит перед ребёнком взрослый. Поэтому дети, особенно дети 7 лет, легко отвлекаются от того главного, на что должно быть направленно их внимание на уроке, во время беседы. У 7-8 летних учащихся внимание более устойчиво при выполнении внешних, а не умственных действий.
Подвижность, характерная для ребёнка младшего школьного возраста, также обычно связана со слабым развитием волевых действий. Ребёнок не умеет длительное время занимать одну и ту же позу, заниматься одним и тем же делом, так как испытывает естественную потребность движения.Педагог старается дать детям возможность организационно подвигаться: встать, поднять руки, пошевелить пальцами; даёт новое задание, ставит перед ними новую задачу.
Эмоциональность свойственная младшим школьникам, выражается в их легкой возбудимости, потребности вслух высказать о своих переживаниях, поделится впечатлениями, интерес к внешнему яркому, броскому. Задача педагога состоит не в том, чтобы поднять естественное желание учащихся, а подтянуть его к тем задачам, которые дети вместе с учителем решают на уроке и во внеклассной работе.
Нельзя забывать о том, что хорошей эмоциональной разрядкой для ребёнка является игра. В игре у них иногда получается то, что не получается в учебной деятельности. Любознательность, свойственная любому детскому возрасту, у младших школьников получает развитие в связи с началом системного обучения. Младшие школьники не удовлетворяются любым ответом на свой вопрос;ответ может повлечь за собой целую цепь новых вопросов: «Почему?», «Как и из чего сделано?».
Поступая в школу, ребёнок уже понял ценность самого знания, у него есть интерес к знанию вообще, имеющему общественную значимость. Это отношение к знанию необходимо поддерживать и развивать с первых шагов школьного обучения. Интерес к знанию вообще переходит в увлечение отдельными приёмами учебной деятельности. Говоря о возрастных особенностях учащихся, следует помнить, что точных возвратных границ нет, эти границы подвижны. Исследования педагогов и психологов показали, например, что путём изменения содержания и методики обучения можно добавить таких особенностей мышления, которые свойственны более позднему возрастному этапу.
Одним из направлений развития в этом возрасте становится установление разнообразных социальных связей. Дети, воспитанные в детском саду, в большей степени обладают чертами коллективистов, но у них слабо воспитаны тормозные процессы, они не умеют сдерживаться, и привыкли вести себя в любом коллективе очень свободно; постоянное общение с большим числом учащихся сделало их легковозбудимыми. Общение учащихся в школе и дома должно быть организованно так, чтобы дети учились считаться с теми, кто их окружает. Нравственный мир младшего школьника сложен, изменчив, находится в постоянном развитии. Задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы постоянно следить за нравственным ростом ребёнка, улавливать возможные отклонения от нормального развития.
Созревая к началу младшего школьного возраста, внутренняя жизнь позволяет ребёнку осознать свою «непрозрачность» для других. Это позволяет ему выстраивать собственное психологическое пространство и «пробовать себя» в разных ролях. Младший школьный возраст это не только годы учения, порядка, подражания старшим и усвоения социальных навыков, но и годы пробы сил, лукавства и храбрости, героических увлечений различными сказочными и историческими образами.
Таким образом, младший школьный возраст является сензитивным (период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения)к усвоению норм нравственности.
Во-первых, это интенсивное развитие познавательной активности. Развивается вторая сигнальная система, связанная с абстрактным мышлением и речью, что приводит учащихся к усвоению материала не только на уровне представлений, но и на уровне теоретических понятий.
Во-вторых, произвольность психических процессов, формирование волевых усилий, новый уровень потребностно-мотивационной сферы ребёнка позволяет ему действовать под влиянием не только непосредственных импульсов, но и руководствоваться сознательно поставленным целям, нравственными требованиями и чувствами.
В-третьих, у младших школьников формируется способность к сознательному руководству собственным поведением. Возникают относительно устойчивые формы поведения и деятельности. И, наконец, формируется личностная рефлексия, которая предполагает знание себя, осознанность своих взаимоотношений с окружающими, анализ оснований своих действий, поступков, своё отношение к духовным ценностям.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших ребят было счастливым. И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей. Будем искать!
Спасибо за внимание, до свидания.
Список литературы и интернет источников:
1. Калюжный А. А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. –Алматы: Респ. издат. кабинет, 1994. – 120 с.
2. Данилюк А. Я. Концепция духовно — нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М.: Просвещение, 2009. – 23 с. — (Стандарты второго поколения).
3. ПодковкоЕ. Н. Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты. // Психология, социология и педагогика. – № 5 (8) Май, 2012 |Рубрика: Педагогика, Социология.
4. Матвеева Л. ИРазвитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. /Л. И. Матвеева -Ленинград, 1989 -265с.
5. Чернышев А. С. Психологические основы диагностики и формирование личности коллектива школьников. – М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. В. И. Ленина, 1989.
6. Эльконин А. Б., Вагнер Л. В «Диагностика учебной деятельности и интеллектуальное развитие детей», Москва. 1981 г.
7. Мухина, B. C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – 9-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 456 с.
8. https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-mladshih-shkolnikov К проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников
9. https://открытыйурок. рф/статьи/603728/ Особенности процесса нравственного воспитания учащихся
10. https://journal.preemstvennost.ru/arkhiv/year-2012/30-2112012/realizatsiya-fgt-i-fgos/139-dukhovno-nravstvennoe-razvitie-uchashchikhsya-v-protsesse-realizatsii-fgos
11. https://infourok.ru/material.html?mid=62798Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях перехода на ФГОС II поколения
Источник