Нравственное развитие ребенка в дошкольном возрасте проект
Зинаида Суслова
Проект по социально нравственному воспитанию дошкольников
Проект
«Социально — нравственное воспитание дошкольников 5-6 лет»
Выполнила: Суслова З. Н.
воспитатель
первой квалификационной
категории
Ковернино 2014 год
Проект: краткосрочный, групповой.
Актуальность проекта
Вопросы социально- нравственного воспитания детей в современных условиях являются одной из актуальных проблем и рассматриваются отечественной педагогикой как приоритетное направление исследований по формированию личности дошкольника. Они воспитывают у него осознанное отношение к окружающей действительности с соблюдением норм морали, поскольку лежат в основе его поступков, действий каждого ребенка, формируют в раннем возрасте его личность, характер, а также систему жизненных ценностей.
Мораль, как понятие этики, представляет собой «систему норм и ценностей, в конечном счете, ориентируют человека на благо других людей. Эти нормы и ценности обращены к человеку, и они так устроены, что требуют не только добродетельных и справедливых действий, но и также, чтобы эти действия были совершены намеренно и в результате свободного и бескорыстного решения человека». С другой стороны «мораль как социальное явление порождается необходимостью согласования поведения каждого отдельного человека с интересами других людей и общества».
Данные философские определения позволяют определить роль морали как теоретической основы нравственного воспитания человека, а нормы морали – как объективные требования к поведению людей в обществе.
Все более весомо в педагогических кругах утверждается положение о том, что дошкольный возраст имеет главенствующее значение в формировании личности ребенка, и является в дальнейшем согласно высказыванию А. В. Запорожец «фундаментом формирования гармоничной личности».
Начиная с дошкольного возраста, ребенок как «губка» впитывает в себя огромный поток информации. Источник, которой является семья, детский сад, школа, коллектив, средства массовой информации, кино, телевидение, интернет. При этом влияние на ребенка последних источников информации в современных условиях значительно усиливается.
К сожалению, в этом возрасте понять, истинную ценность этой информации, какой след она оставляет в его психике и как повлияет на формирование социально- нравственных и духовных жизненных ценностей, ребенок не может. Поэтому основной задачей педагогов является объяснить и привить ребенку те жизненные позиции и выбрать тот «нужный» поток информации, который в дальнейшем станет положительной основой развития его нравственности и культуры поведения в обществе.
При этом ребенка дошкольного возраста следует рассматривать не как объект педагогических воздействий, а как субъект реализации его потребностей, интересов и устремлений.
Цель: комплексное сопровождение социально – нравственного развития и воспитания детей как основы формирования социальной значимости у дошкольников.
Задачи:
Обеспечить целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых (родителей и педагогов) на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом.
Формировать у детей социальные и нравственные представления, эмоции и чувства одновременно с осуществлением всех задач общеинтеллектуального и общекультурного развития.
Формировать у детей гармоничную, основанную на традиционных для отечественной культуры ценностях и смыслах, картину мира.
Повысить педагогическую компетентность родителей.
Научно методическое обеспечение
Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так, в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать.
В. А. Сухомлинский
Проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста рассматривались в педагогическом наследии К. Д. Ушинского, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, Ф. С. Левин-Щириной, Д. В. Менжерицкой, В. Г. Нечаевой, Л. А. Пеньевской, Т. А. Марковой, А. П. Усовой. Различные аспекты социально- нравственного воспитания детей дошкольного возраста раскрыты в исследованиях современных педагогов: Р. С. Буре, С. А. Козловой, Г. Н. Годиной, А. М. Виноградовой, М. И. Богомоловой, Э. К. Сусловой, Д. В. Сергеевой.
Ресурсное обеспечение:
-листы бумаги
-карандаши и краски
-дидактические картинки
-спортивное оборудование
-куклы
-мебель для кукол
-посуда
-автобус
-карточки с эмоциями
Участники проекта:
—воспитатель
-дети старшей группы
-родители
Ожидаемые результаты:
Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
Воспитание чувства патриотизма: к своей семье, малой родине, осознание себя как гражданина своей страны.
Знание традиционных форм семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
Повышение педагогической компетентности родителей.
Этапы проектной деятельности.
Процесс
Совместная деятельность педагога и детей
Деятельность педагога
Подготовительный
Организационная работа
Рассмотрение репродукций с картинами из серии о родной природе, различных уголков нашей страны
Рассмотрение картинок с символикой Российской Федерации, фотографию президента
Экскурсия к памятнику погибших воинов и аллее славы, возложение цветов к памятнику.
Чтение художественной литературы:
Л. Н. Толстой «Девочка и грибы», «Косточка», «Филлипок», Д. Н, Мамин – Сибиряк «Алёнушкины сказки». Рассказ К. Ушинского «Теплый хлеб», про девочку Люду и капризное «НЕ буду» «Непослушные дети» сказка П. Дзюба
Загадывание загадок о о волшебных словах
Продуктивные виды деятельности
Беседы с детьми
1. Для чего человеку имя?
2. Что такое дружба?
3. Можно – нельзя, хорошо – плохо!
4. Фея учит вежливости
5. Как вести себя в общественных местах.
6. Семья для каждого человека
7. Как встречать гостей.
Изготовление атрибутов для сюжетно ролевых игр «семья»
Оформление выставки «Мой лучший друг»
Дидактические игры:
1. Узнай по голосу
2. Назови ласково
3. Отгадай по описанию
4. Собери разрезные картинки символики Российской Федерации
5. Что сначала, что потом.
6. Десять правил (закончи фразу)
Непосредственно образовательная деятельность
Ознакомление с окружающим:
«Москва столица нашей родины»
«Весенние праздники: проводы зимы, пасха»
«Семья»
Развитие речи:
«Семейные традиции»
Изобразительная деятельность:
Рисование на тему: «лучший друг», «моя Родина», «улица на которой я живу
Планирование календарного плана
Придумывание воспитателем материала для сюжетных игр (оборудование)
Работа с родителями Информационный листок по темам непосредственно образовательной деятельности,
консультации: «Ребенок в информационном пространстве», «Что и как читать ребенку», «Роль художественной литературы в нравственном воспитании»
Совместные походы с родителями в общественные места: магазины, музеи, театры.
Основной
Систематизация информации Развлечение с детьми «Друг в беде не бросит»
Деление на команды
Обсуждение содержания игры
Организация игрового пространства Обеспечение руководства
Распределение ролей, взятие на себя главных ролей (Капитана)
Обсуждение содержания игры
Руководство организацией игрового пространства
Игровая деятельность детей Игра эстафетного характера с эпизодами сюжетно- ролевых игр «Семья»
Соблюдение правил, выполнение взятых на себя ролей.
Взаимосвязь с партнером, эмоциональная поддержка Выступает как создатель проблемных игровых ситуаций и помощником в преодолении эстафет
Заключительный
Итог Принимают участие в обсуждение проведенной игры. Подведение итогов игры.
Источник
Ирина Неделькина
Нравственное развитие детей дошкольного возраста
В обществе идет интенсивное обсуждение проекта федеральных государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО, определяющих цели и задачи дошкольного образования, которые через совокупность образовательных областей обеспечивают всестороннее личностное и познавательное развитие детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями и ОВЗ. Документ гласит, что содержание образовательных областей направлено на формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических и эстетических качеств.
Следовало бы особо выделить проблему развития «нравственных качеств», так как ранее принятые ФГТ были направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка дошкольного возраста.
Несомненно, что формирование и развитие нравственных качеств происходит в процессе нравственного воспитания. Однако в конце 1980 -1990 –х гг. почти исчез из употребления термин «нравственное воспитание», поменялся взгляд на патриотическое и интернациональное воспитание, на первый план было выдвинуто приобщение детей к национальному искусству, народным традициям, формирование доброжелательного отношения к людям всей нашей планеты. Прошло несколько десятилетий, и социокультурная атмосфера, в которой живет и развивается современный ребенок, уже не та.
Разберемся во всем по порядку. Сначала рассмотрим понятие «нравственное воспитание».
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания детей дошкольного возраста становится проявление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Бесспорно, нравственные чувства не даны ребенку в готовом виде, не передаются по наследству, не могут возникнуть путем естественного вызревания. Они формируются в процессе целенаправленного нравственного воспитания, которое осуществляется прежде всего в содержательной детской деятельности (игре, изобразительной деятельности, конструировании, восприятии сказки и др. И чем больше ребенок развивается через деятельность, чем больше он впитывает и начинает ощущать все богатство и разнообразие человеческой культуры, тем больше он задумывается над смыслом жизни.
Каковы же приоритеты и условия, обеспечивающие действенность средств нравственного воспитания в дошкольном возрасте.
Воспитание в ребенке сильной личности невозможно без духовно – нравственной базы.
Если человек найдет дело, дорогое его сердцу, научится видеть во всем проявление высшего смысла, мудрому отношению к человеческим страданиям и испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле этого слова.
Душа ребенка удивительно чутко реагирует на творчество художников, поэтов, народное творчество. Стоит его души чуть – чуть приоткрыться – и она уже отзывается рисунками, стихами, сказками.
Всем известно, что детям нравятся сказки. Сказка должна войти в сердце ребенка. Он должен ее прожить, прочувствовать и представить себе на месте этих героев. Беседа по содержанию сказки должна строиться так, чтобы ребенок не концентрировал факты, а смог подумать о своих чувствах, проанализировать свои поступки, действия. Главное в деятельности воспитателя в том, чтобы он в конце беседы совместно с детьми выделил ее сущность, заложенный замысел.
Нет нужды доказывать, что ребенок учится играя, и что игра является наилучшим средством воспитания и обучения детей. В области нравственного развития — это игры по воспитанию культуры поведения и общения. Следует отметить, что среди существующих игр, направленных на воспитание культуры общения, главная цель – обучение внешним правилам общения этике, однако и не ставится задача развития чувств внимания к окружающим людям.
Хорошо, когда ребенок умеет вести себя в обществе и навыки общения у ребенка воспитываются из чувства глубокого внутреннего уважения к другому человеку.
Больше всего возможностей в упражнениях имеется в проблемно – игровых ситуациях, которые создает сам педагог, в сюжетно – ролевых играх на бытовые темы. Именно в игре отражаются те социальные отношения, которые эмоционально затрагивают ребенка.
Игра – наилучшая средство для реализации осознанных ребенком моральных ценностей, практики поведения и упражнения в гуманном отношении друг к другу. Однако игра на сегодняшний день претерпевает существенные изменения, что становится предметом беспокойства педагогов дошкольного образования. Дело в том, что дети стали хуже и меньше играть. Некоторые родители воспитанников воспринимают игру как ненужное время провождение. Нередко воспитатели недооценивают воспитательную функцию игры, подменяют обучением. Игра используется не в качестве средства для проявления заботы и доброты, направления опыта общения с окружающими взрослыми и детьми, а лишь как дидактическое средство для усвоения программного материала. Одна из важнейших причин неумения современных детей играть – значительное сокращение круга ознакомления с окружающей действительностью и миром человеческих взаимоотношений, который ребенок должен отразить в игре.
Воспитателю необходимо позаботиться о том, чтобы упражнение детей в гуманных поступках было включено в различные игровые действия. Для этого ему нужно подобрать такие приемы воздействия, которые способствовали бы приобщению ребенка к моральным ценностям человечества и стали его внутренней потребностью. При такой целенаправленной работе у детей сформируется гуманизм как нравственное качество.
Чтобы современные дети научились играть и могли не только поделиться игрушкой, выполнять ролевые действия, но и учитывать душевное состояние сверстника, необходимо учесть следующие условия:
— знакомить детей с различными сферами действительности, сферой труда взрослых и их взаимоотношениями;
— не только знакомить с правилами общественного поведения, культурой общения и деятельности, но и упражнять в специально созданных педагогом проблемно – игровых ситуациях;
— использовать такие детские игрушки, которые стали бы предметом нравственных переживаний и вызвали бы гуманные чувства;
— взрослым необходимо передать детям игровой опыт.
Средствами нравственного воспитания могут быть не только игра. Сказка, но и поэзия, живопись, музыка, театр, и др. Чем глубже и богаче жизненный опыт воспитателя, тем интереснее, доступнее она сможет довести до сознания дошкольников нравственные знания и тем выше вероятность того, что они овладеют способами реализации нравственных качеств.
Важно помнить всегда о том, что для формирования общей культуры детей и развития их нравственных качеств рядом с ними быть мы, взрослые, со всей ответственностью относящиеся к решению данной проблемы.
Источник
Юлия Санникова
Проект по нравственному воспитанию «Цветок дружбы» для детей старшей группы
Название проекта: «Цветок дружбы»
Участники проекта: дети старшей группы, их родители, воспитатель.
Образовательные области, в рамках которых проводится работа по проекту: Познавательное, социально-коммуникативное, художественное развитие.
Направление деятельности проекта: нравственное воспитание, творческое развитие, ознакомление с художественной литературой.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий
Продолжительность проекта: 2 недели
Форма реализации проекта: творческие задания, чтение детской художественной литературы, просмотр мультфильмов, игры-драматизации, этические беседы, игровые тренинги, коллективное творчество, организация и оформление выставки.
Цели проекта: Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста на основе знакомства с детскими художественными произведениями о доброте и дружбе.
Задачи проекта:
— нравственное развитие детей: формирование у детей навыков установления доброжелательных отношений друг с другом, расширение коммуникативных возможностей детей, развитие нравственных эмоций и чувств;
— развитие умений работать сообща, договариваться, распределять действия, слышать и слушать друг друга, находить общее решение для реализации творческого замысла;
— приобщение воспитанников к детской художественной литературе;
— вызвать интерес к авторским сказкам и рассказам с нравственной составляющей, побудить к домашнему прочтению всего произведения (на основе частичного ознакомления с текстом – отрывком из сказки, а также других произведений данного автора;
— развивать коммуникативные навыки детей в процессе общения друг с другом во время создания коллективной работы (картины);
Этапы работы над проектом:
1 этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, методов и форм работы.
2 этап – основной, познавательно-исследовательский, творческий.
3 этап – обобщающий: обобщение результатов работы (оформление презентации, проектной папки, закрепление полученных знаний, развлечение.
Актуальность.
В настоящее время на фоне радикальный изменений в жизни людей, изменений происходящих в образовании, признание современной педагогической наукой духовного начала в человеке позволяет по-новому взглянуть и на самого человека, и на задачи его воспитания и образования, в частности на проблему духовно-нравственного становления маленьких граждан нашей страны. Если нравственность мерило принятия общественных норм и ценностей, а потому может быть воспитана. Духовность – «зерно», которое имеется, в принципе у каждого, но оно может так и не пойти в рост, если его не пробудить. Духовность нельзя воспитать извне, она может быть развита только изнутри. Нравственность является условием для развития духовности. Поэтому именно в детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.
Данный проект даёт возможность показать детям, как важно быть вежливым, понимать друг друга, прислушиваться к мнению других, сопереживать. Дети приобретают коммуникативные навыки и навыки позитивного общения. Немаловажным является и то, что проект способствует сплочению детского коллектива, создаёт радостное настроение.
«Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь,»-писал В. А. Сухомлинский.
Предполагаемые результаты:
формирование нравственных эмоций и чувств у детей;
расширение коммуникативных способностей;
формирование представлений о настоящей дружбе и отношениях между друзьями;
развитие интереса к творчеству;
вовлечение родителей в педагогический процесс в ДОУ,
чувство радости от совместного труда, общения.
Содержание проекта:
Дети знакомятся с произведениями детских писателей и поэтов о дружбе, беседуют о том, что такое настоящая дружба, как ее распознать и как сохранить, о том, какими должны быть настоящие друзья. Вместе с воспитателями драматизируют отрывки из сказок, слушают песни о дружбе, выполняют игровые задания, а затем все вместе, создают рисунки и аппликации.
План
Подготовительный этап:
1. Подбор методической литературы, бесед.
2. Разработка проекта, занятий.
3. Создание методического пособия
Организационный этап:
1. Беседы:
«Мы разные, но мы вместе»
«Да здравствует вежливость и доброта»
«Доброта спасет мир»
«Доброта – что солнце»
«О дружбе и щедрости»
«Дружба начинается с улыбки»
«Дружба крепкая»
2. Чтение художественной литературы:
Пословицы о доброте и дружбе
Стихи о доброте и дружбе
В. Катаев «Цветик – семицветик»
В. Сутеев «Кораблик», «Под грибом»
Софья Прокофьева «Сказка про волшебные перышки», «Самый большой друг», «Сказка про грубое слово «уходи»
Михаил Пляцковский «Урок дружбы»
Ксения Беленкова «Секрет дружбы»
Илья Туричин «Дружба»
Наталья Чуб «Азбука дружбы»
Валентина Осеева «До первого дождя» и другие
«Приключение кота Леопольда»
Максим Горький «Утро»
Георгий Скребицкий «Дружба»
Михаил Зощенко «Не надо врать»
Виктор Драгунский «Друг детства», «Что я люблю», «И чего я не люблю», «Он живой и светится. «
Валентина Осеева «Синие листья», «Печенье», «Волшебное слово»
Марина Дружинина «Девочка наоборот», «Дразнительное имя»
Виктор Голявкин «Настоящая дружба»
3. Художественное творчество
Рисунок «Мой друг»
Рисунок «Доброта вокруг нас» — совместно с родителями
Коллективная аппликация «Цветок дружбы»
Аппликация «Доброта – что солнце»
Коллективная аппликация «Дерево дружбы»
Коллективная аппликация «Цветик – семицветик»
4. Просмотр мультфильмов:
«Трям! Здравствуйте!»
«Просто так!»
«Мешок яблок» по В. Сутееву
«Цветик – семицветик» по Катаеву
«По дороге с облаками»
«Крошка енот»
«Приключения Фунтика»
«Умка ищет друзей»
«Снегирь»
«Ваня и крокодил»
«Друзья-товарищи»
5. Игры:
«Цветик – семицветик»
«Я не должен – я должен»
«Секрет»
«Мост дружбы»
ролевые игры (семья, школа, магазин, способствующие формированию у детей правил культурного общения
«Добрые и вежливые слова»
«Ласковое имя»
6. Музыкальное сопровождение:
«Настоящий друг» (М. Пляцковский, Б. Савельев)
«Как положено друзьям» (М. Пляцковский, В. Шаинский)
«По дороге с облаками» (А. Вратарев, В. Быстряков)
и др.
«Что такое доброта» (Барбарики)
«Когда мои друзья со мной» (В. Шаинский)
«Дружба – это не работа» (Барбарики)
«От улыбки» (М. Пляцковский, В. Шаинский)
«Дорогою добра» (Ю. Энтин)
Обобщающий этап:
1. Развлечение «В мире доброты и дружбы»
2. Оформление выставки рисунков в холле
Литература:
1. Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. – М. : Просвещение, 1989.
2. Журавлева Е. Н. Развиваем творческое воображение дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. – Мозырь: Белый Ветер, 2010.
3. Кол М., Сольга К. 110 креативных заданий для детей 4-12 лет / М. Кол, К. Сольга; пер. с англ. Е. Г. Гендель. – Минск: «Попурри», 2009.
4. Нечаева В. Г., МарковаТ. А., Жуковская Р. И., Година Г. Н., Козлова С. А., Виноградова Н. Ф., Буре Р. С., Загик Л. В., Виноградова А. М. Нравственное воспитание в детском саду. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1984.
5. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
6. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М. : Генезис, 2007.2
7. «Цветик-Семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников / Н. Ю. Куражева и др. – СПб. : Речь., 2014.
Источник