Нравственное развитие ребенка в дошкольном возрасте анкета

Уважаемые родители,

в целях определения основных направлений работы и разработки методических пособий по развитию нравственных качеств дошкольника в нашем детском саду просим Вас отметить положительные и отрицательные качества своих детей

 (по 10-бальной шкале: 10- наиболее выражено, 1 – наименее выражено)

Положительные качества

Отрицательные качества

  1. Честность
  2. Искренность
  3. Ответственность
  4. Доброжелательность
  5. Отзывчивость
  6. Трудолюбие
  7. Упорство
  8. Самостоятельность
  9. Оптимизм
  10. Чуткость
  1. Обидчивость
  2. Нерешительность
  3. Лень
  4. Хитрость
  5. Жестокость
  6. Неаккуратность
  7. Слабая сила воли
  8. Равнодушие
  9. Эгоизм
  10. Трусость

Уважаемые родители,

в целях определения основных направлений работы и разработки методических пособий по развитию нравственных качеств дошкольника в нашем детском саду просим Вас отметить положительные и отрицательные качества своих детей

 (по 10-бальной шкале: 10- наиболее выражено, 1 – наименее выражено)

Положительные качества

Отрицательные качества

  1. Честность
  2. Искренность
  3. Ответственность
  4. Доброжелательность
  5. Отзывчивость
  6. Трудолюбие
  7. Упорство
  8. Самостоятельность
  9. Оптимизм
  10. Чуткость
  1. Обидчивость
  2. Нерешительность
  3. Лень
  4. Хитрость
  5. Жестокость
  6. Неаккуратность
  7. Слабая сила воли
  8. Равнодушие
  9. Эгоизм
  10. Трусость

Уважаемые родители,

в целях определения основных направлений работы и разработки методических пособий по развитию нравственных качеств дошкольника в нашем детском саду нам необходимо знать ваше мнение по некоторым вопросам.

Заранее благодарим Вас за сотрудничество.

1.Что Вы считаете главным в семейном воспитании?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Что Вы понимаете под термином «нравственное воспитание»?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 4. Возможно ли нравственное воспитание в детском саду? ___________________________

5. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за нравственное воспитание детей – детский сад или родители? _____________________________________________________

6. Считаете ли Вы свою семью дружной? _________________________________________

7. Какие семейные традиции способствуют укреплению Вашей семьи? Перечислите их

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Бывают ли в Вашей семье споры, конфликты? (да, часто, иногда, редко, никогда) _____________________________________________________________________________

9. Причины возникновения споров, конфликтов? (подчеркните или напишите свой вариант)

— непонимание членами семьи друг друга

— неуважение, грубость, неверность и т. д

— отказ участвовать в семейных делах заботах

— разногласия в вопросах воспитания детей

_____________________________________________________________________________

10. Какие способы разрешения споров используете?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

11. Какие средства и методы нравственного воспитания, по Вашему мнению, наиболее эффективны? _____________________________________________________________________________

12.  Какие нравственные качества Вы хотели бы видеть в своем ребенке?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Присутствие каких нравственных качеств Вы считаете недопустимым?

_____________________________________________________________________________

14. Какие формы взаимодействия с педагогами нашего детского сада вы считаете актуальными и эффективными в нравственном воспитании детей?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо!

Источник

 « Проблемы современной семьи, имеющей детей дошкольного возраста»

Анкета для родителей.

Просим Вас принять участие в исследовании проблем современной семьи, имеющей детей дошкольного возраста.

Прежде чем ответить, внимательно ознакомьтесь с содержанием вопроса. Затем обведите кружком (обозначьте другим цветом) тот вариант ответа, который совпадает с Вашим мнением.  Если Вам не подходит ни один из имеющихся вариантов,  впишите свой ответ в пустой строке. Вопросы о ребенке относятся к Вашим детям до 6 летнего возраста.

Анкета является анонимной, подписывать ее не надо. Полученная информация  будет использована только в обобщенном виде для научных целей.

 Заранее благодарим за участие в исследовании.

1. Сколько детей в Вашей семье?  ____

2. Из них  дошкольного возраста? ____

3. Возраст вашего ребенка (год, месяц) _____

4. Имеете ли Вы педагогическое, психологическое образование?

                     1. Да                                                             2. Нет

5. Какие качества вы цените в Вашем ребенке? (Напишите 5 качеств)

______________________________________________________________

______________________________________________________________

6. Какие качества вас раздражают в Вашем ребенке? (Напишите 5 качеств)

______________________________________________________________

______________________________________________________________

7. Чем нравиться заниматься вашему ребенку больше всего?

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________
 

8. Любимая  игрушка вашего ребенка ____________________________

9. Как развит Ваш ребенок?

  1. Лучше сверстников
  2. На одном уровне
  3. Хуже, чем его одногодки

10. Кто в семье в основном занимается воспитанием ребенка? ________

11. Принимает ли участие в воспитании ребенка ваш супруг (супруга)?

  1. Да, больше, чем я
  2. Да, в равной мере со мной
  3. Да, эпизодически
  4. Не принимает

12. С кем чаще ребенок

С мамой

С папой

С другими членами семьи или няней

Один

Гуляет на улице

1

2

3

4

Играет дома

1

2

3

4

Читает

1

2

3

4

Рисует, лепит

1

2

3

4

Капризничает

1

2

3

4

Делает зарядку

1

2

3

4

Балуется

1

2

3

4

13. Все ли члены Вашей семьи поддерживают Ваш метод воспитания?

  1. Да, у нас не возникают разногласия по вопросам воспитания
  2. Да, поддерживают, даже если не согласны
  3. Нет, каждый пытается воспитывать по-своему

14. С кем чаще всего Вы советуетесь по вопросам воспитания ребенка? (только 1 ответ)

  1. Со своими родителями
  2. С друзьями, у которых есть дети такого же  или старшего возраста
  3. Обращаемся к специалисту (детскому психологу, педагогам и тд)
  4. Ищем ответы в специализированной литературе
  5. Не советуемся, вопросы не возникают или решаются самостоятельно
  6. Другое ___________________________________________

15. Основной источник информации по воспитанию детей?

1.       Газеты и журналы для родителей

2.       Информация из  Интернета

3.       Специализированные книги

1.       Слушаем (смотрим) передачи по радио и телевидению;

2.       Посещаем лекции для родителей;

3.       На основе рекомендаций педагогов;

4.       Используем жизненный опыт

5.       Другое____________________________

16. Посещаете ли Вы  с ребенком развивающие центры (кружки, секции)?

  1. Да                      2. Нет

17. Как Вы считаете, основной задачей данных учреждений является: (не более 2 вариантов ответа)

  1. Подготовка ребенка к школе
  2. Всестороннее развитие
  3. Физическое развитие
  4. Адаптация к другим людям, коллективу
  5. Обучение отстающих в развитии детей
  6. Другое_______________________
  7. Затрудняюсь ответить

18. Знаете  ли Вы какие-либо методики, программы развития детей

1.       Да, знаю и использую

2.       Да, знаю, но не использую

3.       Нет, не знаю

19. Проводите ли Вы с ребенком обучающие игры, тематические занятия? Если да, то, как  часто?

  1. Ежедневно
  2. Несколько раз в неделю
  3. Раз в неделю
  4. Не провожу, т.к. считаю, что в саду (центре) ребенок получает достаточно информации
  5. Не провожу

20. Метод семейного воспитания

  1. Убеждения (объяснение, внушение, совет)
  2. Поощрение (похвала, подарки, перспектива)
  3. Совместная практическая деятельность (совместный труд, отдых)
  4. Принуждения (наказание, лишение удовольствий)
  5. Другое _____________________________

21. Какими видами наказания пользуетесь Вы? (возможно несколько вариантов ответа)

  1. Могу не сильно ударить по попе (по губам, рукам)
  2. Ставлю ребенка в угол,
  3. Увожу в другую комнату, изолирую от себя, семьи
  4. Лишаю удовольствия (конфеты, игрушки)
  5. Лишаю своего внимания; игнорирую ребенка
  6. Наругаю, накричу
  7. Пригрожу отдать Бабе-яге, милиционеру, отвести в сад и тд
  8. Буду сравнивать с другими детьми, высмеивать или стыдить
  9. Другое ___________________________________
  10. Не наказываю

 Анкета по духовно – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста для родителей и педагогов.

1. Считаете ли вы свою семью православной? __________________________

2. С какого возраста, по вашему мнению, должно начинаться духовно-нравственное воспитание? ___________

3. Крестили ли Вы ребёнка в Церкви? _________________________________

4. Посещаете ли Вы православный Храм? ______________________________

5. Является ли традицией Вашей семьи празднование христианских праздников:Рождество, Пасха, Масленица и др.? (необходимое подчеркните).

а) да, это традиция нашей семьи
б) раньше мы не уделяли внимания этим праздникам, тем не менее, в последнее время это становится традицией нашей семьи
в) мы не празднуем эти праздников
г) другой ответ

6. Ваше отношение к посещению ребенком православного Храма с воспитателями? ____________________________________________________

7. Знаете ли Вы историю, традиции своего города? _____________________

8. Какие цели должны быть реализованы в МБОУ по духовно-нравственному воспитанию (необходимое подчеркнуть):

а) Знакомство с национальными обрядовыми праздниками

б) Знание народных обычаев и примет

в) Приобретение практического духовного опыта

г) Формирование нравственных чувств

9. Читаете ли Вы ребёнку русские народные сказки, пословицы, поговорки? ________________________________________________________________

10. Воспитываете ли Вы у детей нравственные чувства? _________________

11. Что вы предпримете, если ребенок совершит:

— плохой поступок? _______________________

— хороший поступок? _______________________________________________

12. Часто ли Ваш ребёнок смотрит телевизор? __________________________

13. Играет ли Ваш ребёнок в компьютерные игры? ______________________

14. Хотели бы Вы, чтобы в МБОУ была организована работа по духовно-нравственному воспитанию в православных традициях? __________________

15. Ваши пожелания и предложения по организации деятельности по духовно-нравственному воспитанию__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!

Источник

          Анализ анкет родителей по вопросу  

          нравственного воспитания детей

Нравственное воспитание – это система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования человека, целенаправленная деятельность по формированию у детей нравственно–волевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений, определённых привычек и правил поведения, в основе которых гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность прийти на помощь, общественно–значимые для человека и общества в целом представления о добре и зле, справедливости, патриотизме, дружбе, которые не подвергаются сомнению и служат эталоном, идеалом для всех людей.

Младший дошкольный возраст является важным периодом в нравственном развитии детей. На данной стадии у малышей активно формируются навыки поведения, первые элементарные представления о хорошем и плохом, добрые чувства к окружающим. Наиболее успешно это происходит в условиях совместного благоприятного педагогического воздействия семьи и детского сада. Те моральные представления и навыки, которые формируются у детей в этом возрасте, станут основой их дальнейшего нравственного развития.

С целью выявления отношения родителей к проблеме нравственного воспитания детей было проведено анкетирование, в котором участвовали 50 родителей, что составило 40,5% .

На первый вопрос: Что вы считаете главным в семейном воспитании?

Родители отвечали: доброта, взаимопонимание, искренность, уважение, любовь, забота, честность, порядочность, личный пример, согласованность, дисциплина.

На 2-ой вопрос: Как часто уделяете внимание на воспитание отрицательного отношения детей к грубости, жадности; развиваете умение играть не ссорясь, помогать друг другу?

«Каждый день» — ответили 68% опрошенных

«часто» — ответили 12%

«сразу же» -20%

На 3-ий вопрос: Возможно ли нравственное воспитание в  детском саду?

Были получены следующие ответы:94% ответили-да,2% -нет, частично -4%

На 4-ый вопрос: Как считаете, кто несет основную ответственность за нравственное воспитание детей — детский сад или родители?

Родители – ответили 76,5% опрошенных, родители и детский сад – ответили 21,5%, родители и общество-ответили 2%

 На 5-ый вопрос: Какие семейные традиции способствуют укреплению Вашей семьи? Перечислите их.

Родители отвечали: семейные праздники, совместный отдых, совместные игры, прогулки, выходные, вечерние беседы, чтения книг.

На следующий вопрос: Бывают ли в Вашей семье споры, конфликты? Какие способы разрешения споров используете? Большинство родителей  ответили, что бывают (90%), нет -ответили 10%. Для разрешения споров используют: беседы, дипломатичный подход, уступки, собственный пример, наказания.

На 7-ой вопрос: Какие средства и методы нравственного воспитания. По Вашему мнению, наиболее эффективны?

Родители отвечали: личный пример, чтение книг, например, таких как «Что такое хорошо и что такое плохо», поощрения, наказания, беседы.

На 8-ой вопрос: Знакомите ли Вы детей с источником опасности?(Как Вы это делаете? О каких предметах говорите?) Все родители(100%)ответили, положительно. Они объясняют детям, что не нужно трогать электроприборы, включать газ, рассказывают об опасности огня.

При ответите на вопрос: Развиваете ли Вы умение обращаться за помощью к взрослым?

96% ответили положительно, 4% -отрицательно

На 10-ый вопрос: Знакомите ли ребенка с первичными представлениями о безопасном поведение на дорогах (Что знает ребенок о правилах поведения на дорогах?)

Все родители(100%) ответили положительно. Они учат детей правильно переходить дорогу и не выбегать на дорогу без взрослых.

В результате проведенного анкетирования, мы выяснили, что больше половины родителей считают, что ответственность  за  нравственное  воспитание  детей  должны нести родители. Все родители  ведут работу по нравственному воспитанию своих детей. Многие родители ежедневно уделяют внимание на воспитание отрицательного отношения  детей к грубости и жадности. Родители считают, что семейные  праздники, совместные прогулки, игры, путешествия, вечерние беседы, чтения книг способствуют укреплению семьи.  В большинстве семей бывают споры, конфликты, разрешают их  с помощью бесед, уступок, взаимопонимания, дипломатичного подхода. Все родители знакомят детей с правилами безопасного обращения с предметами. Наиболее эффективными средствами нравственного воспитания родители считают: личный пример, поощрения, наказания, беседы, чтения книг по теме. Практически все родители развивают умение детей обращаться за помощью к взрослым. Все родители знакомят детей с правилами безопасного поведения на дорогах.

Из представленных результатов можно сделать вывод, что большинство родителей заинтересованы в нравственном воспитании своих детей и дома уделяют этому  достаточное внимание.

Таким образом, родители осознают актуальность нравственного воспитания  ребенка, верно, понимают свою роль в этом вопросе, создают для этого  соответствующие условия.

Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по нравственному воспитанию  дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно.

Источник

Результаты проведенной работы.

     В период с октября 2012 года  по  ноябрь 2013 года в МДОУ Д/С N21 был активизирован процесс духовно — нравственного воспитания детей в тесном взаимодействии педагогов с семьями воспитанников и общественными организациями. В это время были проведены разнообразные мероприятия по приобщению наших воспитанников к культурно-историческому наследию страны и формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольников старшего возраста.
       Большое внимание уделялось особенностям формирования у детей дошкольного возраста знаний и представлений о нормах и правилах поведения в обществе; эмоционально-ценностного отношения к этим нормам и правилам; опыта нравственно направленных поступков и творчества при решении нравственных задач, выборе способа действий в различных жизненных ситуациях. Использовались проблемные ситуации, беседы, исследовательские проектов, игры, упражнения, направленных на формирование ценностных ориентиров и различных компонентов духовно-нравственной воспитанности дошкольников.
         Работа в тесном сотрудничестве с родителями и общественными организациями в ходе воспитательно-образовательного процесса позволили нам расширить духовно — нравственные представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, живущими, работающими, рядом.

     Мы получили возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и т.д.). Таким образом, сопоставив педагогические наблюдения от общения с детьми, родителями за последние два года, мы убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.
Сбор и анализ информации об оценке эффективности процесса духовно-нравственного воспитания проводится в начале и по окончании учебного года. Вначале было проведено анкетирование педагогов и родителей об актуальности духовно-нравственного воспитания в современный период времени. 
        Опрос педагогов показал — все уверены (100%), что духовно-нравственное воспитание детей должно начинаться с дошкольного возраста.
         Начальные итоги анкетирования родителей показали, что вначале учебного года они не придавали большого значения развитию духовности детей, но потом ответы родителей изменились в положительную сторону. Также увеличилось количество семей, празднующих вместе с детьми народные праздники : Пасха, Масленица и др.

Итоги анкетирования родителей в начале учебного года

  1. Является ли традицией Вашей семьи празднование  христианских
    праздников: Рождество, Пасха, День Святого Николая и др.?

а) да, это традиция  нашей семьи
б) раньше мы не уделяли внимания этим праздникам, тем не менее, в последнее время это  становится традицией нашей семьи
 в) мы не празднуем эти праздников
 г) другой ответ ____________________________________________________

  1.  Согласны ли Вы с  утверждением   относительно   необходимости формирования  духовных качеств ребенка именно в дошкольном возрасте?

а) да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей
б) мы все больше в этом убеждаемся
в) с этим утверждением мы не согласны
г) другой ответ  

  1. Могут ли детские сады стать центрами духовного возрождения поколения русского народа

а) да, педагоги должны знакомить детей с основными христианскими    принципами    и  православными традициями   нашего   народа
б) да, мы с этим согласны
в) нет
г) другой ответ   

4. Уместно ли  участие   священнослужителей   в   мероприятиях православной направленности,   которые  проводятся в детском саду?

а) да, именно священнослужители могут найти то слово, которое необходимо не только ребенку, но родителям и педагогам
б) да,   дети   должны   уметь общаться со  священнослужителями   и   адекватно воспринимать их присутствие
в) мы категорически с этим не согласны
г) другой ответ ________________________________________________

5. Кто, по Вашему мнению, может знакомить детей с нормами христианской  морали в детском саду?

а) это человек, который имеет  педагогическое образование и специальные знания по христианской этике
б) это воспитатели нашей группы
в) мы  справимся без помощи детского сада
г) другой ответ ________________________________________________

6.   Желаете ли Вы, чтобы именно в нашем учреждении велась работа по формированию у дошкольников норм православной морали?

а) да, в целом учреждении
б) да, в пределах нашей группы
в) да, в виде  кружка по православному воспитанию
г) не желаем, так как ________________________________________   ___________________________________________________________
д) другой ответ _______________________________________________
__________________________________________________________

Итоги анкетирования родителей в конце учебного года

  1. Является ли традицией Вашей семьи празднование  христианских
    праздников: Рождество, Пасха, День Святого Николая и др.?

а) да, это традиция  нашей семьи
б) раньше мы не уделяли внимания этим праздникам, тем не менее, в последнее время это  становится традицией нашей семьи
 в) мы не празднуем эти праздников
 г) другой ответ ____________________________________________________

  1.  Согласны ли Вы с  утверждением   относительно   необходимости формирования  духовных качеств ребенка именно в дошкольном возрасте?

а) да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей
б) мы все больше в этом убеждаемся
в) с этим утверждением мы не согласны
г) другой ответ  

  1. Могут ли детские сады стать центрами духовного возрождения поколения русского народа

а) да, педагоги должны знакомить детей с основными христианскими    принципами    и  православными традициями   нашего   народа
б) да, мы с этим согласны
в) нет
г) другой ответ   

4. Уместно ли  участие   священнослужителей   в   мероприятиях православной направленности,   которые  проводятся в детском саду?

а) да, именно священнослужители могут найти то слово, которое необходимо не только ребенку, но родителям и педагогам
б) да,   дети   должны   уметь общаться со  священнослужителями   и   адекватно воспринимать их присутствие
в) мы категорически с этим не согласны
г) другой ответ ________________________________________________

5. Кто, по Вашему мнению, может знакомить детей с нормами христианской  морали в детском саду?

а) это человек, который имеет  педагогическое образование и специальные знания по христианской этике
б) это воспитатели нашей группы
в) мы  справимся без помощи детского сада
г) другой ответ ________________________________________________

6.   Желаете ли Вы, чтобы именно в нашем учреждении велась работа по формированию у дошкольников норм православной морали?

а) да, в целом учреждении
б) да, в пределах нашей группы
в) да, в виде  кружка по православному воспитанию
г) не желаем, так как ________________________________________   ___________________________________________________________
д) другой ответ _______________________________________________
__________________________________________________________

В процессе мониторинга по выявлению уровня духовно-нравственного воспитания детей используются беседы, решение проблемных ситуаций, дидактические игры, анализ продуктов детской деятельности. 
Разработан мониторинг уровня духовно-нравственного развития дошкольников (старшая-подготовительная группы).

Уровни духовно-нравственного развития дошкольников

 (октябрь 2012г. – октябрь 2013г.)

Из наблюдений за детьми, бесед с ними и родителями можно с уверенностью сделать вывод о том, что наши воспитанники любят своих родных и близких, детский сад, свою малую Родину, русскую культуру, интересуются народными традициями. Большинство детей успешно осваивают социальные навыки и нормы поведения, применяют полученные знания в добрых делах и поступках. 
Итоги мониторинга детей говорят о следующем:

  • Область «Социализация» Расширены знания детей и родителей о родном крае, его обычаях, истории и культуре, о православных праздниках; формирование на этой основе духовного, нравственного и личностного отношения к действительности.
  • У детей сформированы нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.
  • Сформированы духовно-нравственные качества в процессе установления позитивных межличностных отношений. У детей старшего возраста сформированы такие качества личности, как отзывчивость, общительность, дружелюбие и пр.
  • Развита способность детей отличать хорошее от плохого, развито умение делать нравственный выбор.
  • Область «Познание» Дети накопили необходимую информацию, получили знания, позволяющие испытывать чувство гордости за тот родной кусочек Земли, на котором они живут, могут рассказать о достопримечательностях родного села
  • Область «Музыка». Дети с удовольствием поют песни  о родном селе.
  • Область «Художественное творчество» Дети охотно передают в рисунках впечатления от экскурсий по родному селу.
  • Область «Физическая культура». Все дети старшего возраста знают народные подвижные игры.
  • Область «Чтение художественной литературы» Дети знают и могут инсценировать русские народные сказки, показывают спектакли для малышей. Используют в играх народные считалки, присказки.

В процессе работы по духовно-нравственному воспитанию детей произошло следующее:

  • Повышена компетентность педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников старшего возраста.
  • Оптимизировано взаимодействию с родителями, произошла активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
  • Произошло расширение связей ДОУ с социумом.
  • Оформлен пакет документов для распространения опыта в других ДОУ нашего района.

Перспектива дальнейшей работы по формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольников.

Специфика дошкольного образовательного учреждения такова, что ежегодно из стен детского сада дети подготовительных групп поступают в школы, а к нам приходят новые малыши. Именно поэтому педагоги нашего детского сада продолжат работу по воспитанию духовно-нравственных качеств личности детей и ознакомлению дошкольников с историей, культурой и традициями родного края, привлекая к этой проблеме родителей вновь поступивших детей, попытаются сделать так, чтобы родители наших воспитанников стали для нас первыми союзниками и помощниками.
Будет продолжена работа по совершенствованию структуры создаваемой системы работы по духовно-нравственному развитию детей, отбирая наиболее эффективные методы, средства и формы организации работы с детьми, родителями и общественностью по проблеме духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста..

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Педагогический коллектив муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 21«Радуга» начинает работу по внедрению основ христианской культуры в практику работы с дошкольниками. Жизнь детского сада может строиться не только согласно светского, но и православного календаря. Использование национальной культуры, основанной на православных ценностях, формирует у детей христианское отношение к  родителям, близким, родному краю, природе,  Родине.
Мы придерживаемся государственной политики в области образования,  главный смысл которой состоит в свободе вероисповедания. Никто не может заставить ребенка верить или запретить познавать основы религии. Лишь по желанию родителей ребенок имеет право изучать или не изучать религию. Православный уклад жизни ребенка, организованный в семье, нуждается в поддержке и духовном насыщении. Надеемся, что Вы выскажете мнение по поводу участия  ребенка в православных праздниках и целесообразности внедрения основ христианской морали в образовательный процесс детского сада.

АНКЕТА

1.   Является ли традицией Вашей семьи празднование  христианских
праздников: Рождество, Пасха, День Святого Николая и др.? (необходимое подчеркните).
а) да, это традиция  нашей семьи
б) раньше мы не уделяли внимания этим праздникам, тем не менее, в последнее время это
 становится традицией нашей семьи
 в) мы не празднуем эти праздников
 г) другой ответ ____________________________________________________

2.  Согласны ли Вы с  утверждением   относительно   необходимости формирования
духовных качеств ребенка именно в дошкольном возрасте?
а) да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей
б) мы все больше в этом убеждаемся
в) с этим утверждением мы не согласны
г) другой ответ  _________________________________________________

3. Могут ли детские сады стать центрами духовного возрождения поколения русского народа
а) да, педагоги должны знакомить детей с основными христианскими    принципами    и  православными традициями   нашего   народа
б) да, мы с этим согласны
в) нет
г) другой ответ   ______________________________________________

4. Уместно ли  участие   священнослужителей   в   мероприятиях православной направленности,   которые  проводятся в детском саду?
а) да, именно священнослужители могут найти то слово, которое необходимо не только ребенку, но родителям и педагогам
б) да,   дети   должны   уметь общаться со  священнослужителями   и   адекватно воспринимать их присутствие
в) мы категорически с этим не согласны
г) другой ответ ________________________________________________

5. Кто, по Вашему мнению, может знакомить детей с нормами христианской  морали в детском саду?
а) это человек, который имеет  педагогическое образование и специальные знания по христианской этике
б) это воспитатели нашей группы
в) мы  справимся без помощи детского сада
г) другой ответ ________________________________________________

6.   Желаете ли Вы, чтобы именно в нашем учреждении велась работа по формированию у дошкольников норм православной морали?

а) да, в целом учреждении
б) да, в пределах нашей группы
в) да, в виде  кружка по православному воспитанию
г) не желаем, так как ________________________________________   ___________________________________________________________
д) другой ответ _______________________________________________
__________________________________________________________

Благодарим за искреннее участие!

Анкета для педагогов

«Актуальность духовно-нравственного воспитания»

1. Какое место, на Ваш взгляд, занимает проблема духовно — нравственного воспитания в развитии дошкольника ( физическом, познавательном, социально – нравственном, художественно – эстетическом)?

А)Основное место указанной проблемы – в задачах познавательного развития дошкольника                                                                                                          

Б)Основное место указанной проблемы – в задачах социально – нравственном развития дошкольника

В) Данная проблема частично решается в каждом направлении развития дошкольника

Г) Вопрос духовно – нравственного воспитания не настолько актуален, чтобы отводить ему значительное место в развитии дошкольника

2. Испытываете ли Вы затруднения в вопросах духовно – нравственного воспитания детей ?  Если да, то какие?

А) Да

Б) Нет

3. Что для Вас означает  духовно – нравственное воспитание?

А) Устойчивая характеристика человека, выражающая в его мировоззрении,                                                                                       нравственных идеалах, нормах поведения.

Б) Значимая часть общественного сознания, проявляющаяся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

4. Какова, на Ваш взгляд, важнейшая цель духовно нравственного воспитания современного дошкольника?

А) Воспитание нравственных качеств

Б) Контроль

5. В каких формах работы с детьми возможно наиболее эффективное решение задач по духовно – нравственному воспитанию?

А)Наиболее эффективными являются традиционные формы работы

Б)Эффективны нетрадиционные формы работы

6. В какие средства работы с детьми наиболее эффективны для решения задач по духовно – нравственному воспитанию?

А)Традиционные педагогические поощрения и наказания

Б)Организация образа жизни в семье и детском саду на основе отечественной культуры и традиций

В)Общение с людьми высокой духовной культуры

Г)Создание окружающей среды в семье и детском саду на основе духовно – нравственного содержания (литература, фильмы, изобразительное искусство).

Д)Организация образа жизни в семье и детском саду на основе отечественной культуры и традиций; Общение с людьми высокой духовной культуры

7. Внесите Ваши предложения в работу по духовно – нравственному воспитанию в ДОУ._______________________________________________________________________________________________________________________________

Анкета для родителей

«Духовно-нравственное воспитание в ДОУ»

  1. Как Вы считаете, существует ли в современном обществе острая проблема нравственного воспитания детей?

А)Да

Б) Нет

В) Не знаю

  1. Считаете ли Вы возможным проводить работу по духовно – нравственному воспитанию в ДОУ?

А)Да

Б) Нет

В) Не знаю

  1. Готовы ли Вы сотрудничать с ДОУ в решении данного вопроса?

А)Да

Б) Нет

В) Не знаю

  1. Какие  качества, Вы  считаете, особенно необходимы  педагогу  для осуществления  духовно – нравственного  развития детей?

А) доброта отзывчивость любовь, понимание

Б) доброта, трудолюбие, душевная чуткость

  1. По вашему мнению, показателем духовно – нравственного развития человека является?

А) Доброта, отзывчивость, любовь, понимание, стремление прийти на помощь

Б) Любовь, отзывчивость, понимание

  1. Обучаете ли Вы детей правильному поведению в общественном транспорте, обществе и т. д. ?

А)Да

Б) Нет

  1. Внесите Ваши предложения в работу по духовно – нравственному воспитанию в ДОУ.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник