Нравственное развитие ребенка раннего возраста происходит на фоне

Нравственное развитие ребенка раннего возраста происходит на фоне thumbnail

В раннем возрасте у детей начинается процесс нравственного развития личности, которое включает три аспекта:

  • когнитивный (информационный) аспект – знания и представления о нравственных понятиях, эталонах, нормах, правилах, личностных нравственных качествах;
  • эмоционально-мотивационный аспект – нравственные чувства, социально-нравственные эмоции, моральные мотивы и предпочтения, нравственная оценка и самооценка;
  • поведенческий аспект – моральные действия и поступки, нравственные привычки, т.е. реализация нравственных норм и требований.

Взаимосвязь когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов в личностной сфере обусловливает единство нравственного сознания и поведения. Данные компоненты только начинают формироваться в раннем возрасте. Этому способствуют стремление детей к совместной деятельности со взрослыми, их высокая подражательность.

В раннем детстве ребенок начинает понимать определенные нравственные правила поведения. Такое понимание ограничено конкретной ситуацией, рамками наглядно-действенного мышления ребенка. Понимание правил и норм поведения основано на собственном опыте ребенка, когда он осознает негативные последствия при нарушении правил и позитивные – при соблюдении. В связи с этим уже с раннего возраста ребенка взрослый должен обосновывать выдвигаемые требования, опираясь на конкретные жизненные ситуации и на собственный опыт ребенка. В активном словаре детей мало слов, обозначающих нравственные категории, используется оценка, этические понятия: хорошо – плохо, добро – зло и др. Понятия «плохо» и «хорошо» первоначально выражают отношение взрослого, а ребенок только вспоминает и повторяет их в подобных ситуациях. Содержание мотивационной направленности с позиции нравственной воспитанности еще слабо развито.

Развитие эмоционального компонента нравственности ребенка связано с формированием интеллекта, его мыслительной деятельности, системы знаний о поощряемых и порицаемых образцах поведения. Посредством этого у ребенка постепенно появляется возможность оценивать свое поведение, подготовиться к восприятию предстоящей оценки своей деятельности со стороны взрослых. Нравственные эмоции ребенка проявляются и укрепляются в процессе наблюдений за конкретными действиями и поступками человека. Для нравственного развития ребенка необходима органическая связь знаний (моральных понятий) и моральных оценок поведения (хорошо – плохо). Формирование только знаний о моральных качествах людей не может обеспечить возникновение у ребенка соответствующих нравственных чувств и эмоций, они появляются у него как выражение собственного отношения к определенному поступку человека, на основе имеющихся потребностей, совокупности знаний и переживаний. Роль взрослого в нравственном развитии детей заключается в том, что он учит ребенка оценивать поступки и вызывает у него соответствующее эмоциональное отношение к тому, что в данный момент происходит в конкретной ситуации. Закрепляясь в сознании ребенка, такие оценки начинают выражать его положительное или отрицательное отношение к себе и поступкам других.

Усложнение деятельности ребенка и его возрастающая самостоятельность приводят к необходимости введения более сложных нравственных правил поведения. Подчиняясь этим правилам, ребенок учится регулировать свои действия. Выполнение нравственных норм и правил имеет для детей не самостоятельное значение, а является средством поддержания положительных контактов со взрослым и получения положительной оценки взрослого. Потребность в позитивной оценке взрослого стимулирует ребенка поступать в соответствии с правилами.

Ранний возраст соответствует доморальному уровню развития морального сознания ребенка по концепции Л. Колберга. Доморальному уровню соответствуют стадии:

  • послушание ребенка для избегания наказания;
  • обусловленность поступков эгоистическими соображениями взаимной выгоды (послушание в обмен на получение каких-то конкретных благ и поощрений);
  • обусловленность поступков желанием одобрения со стороны «значимых других» и стыдом перед их осуждением.

Это не значит, что ребенок под влиянием этих мотивирующих факторов систематически контролирует свое поведение. Детям раннего возраста очень сложно удержаться от немедленного удовлетворения сиюминутного желания и еще сложнее выполнить непривлекательное действие по предложению взрослого. При выполнении неинтересных заданий взрослого, дети либо изменяют их, либо отвлекаются и не доводят дела до конца.

Формирование нравственных привычек и поступков формируется постепенно, если взрослый сознательно выдвигает систематические, непротиворечивые и мотивированные требования, проверяет их выполнение, то выполнение таких правил становится привычным для ребенка. Ребенок быстро реагирует на привычные правила. Постепенно формируются дисциплинированность, организованность, потребность выполнять правила, что способствует усвоению более сложных правил поведения и становлению нравственных качеств личности. Формирование нравственных привычек в раннем детстве происходит в повседневной деятельности, когда взрослый показывает модель-образец поведения и требует от ребенка следовать данному образцу сначала в совместной с ним деятельности, а затем в самостоятельной.

Практический пример

Максим М., 2 года 8 месяцев. Его мама старается, чтобы сын видел проявления сочувствия и заботы членов семьи по отношению друг к другу. «Не шуми, папа устал, он спит. Не разбуди папу», – говорит мама шепотом. Максим, подражая ей, начинает вести себя тихо и, если кто-нибудь из взрослых случайно забудется, он сам напомнит: «Незя, папа пит».

В целом для ребенка раннего возраста характерна стихийная нравственность. Положительные поступки ребенок совершает по просьбе взрослого и чаще всего не выделяет их как таковые. Без контроля и оценок со стороны взрослого ребенок действует ситуативно и импульсивно, поэтому часто правила нарушает. Нравственное поведение детей раннего возраста тесно связано с положительным эмоциональным отношением к объекту, на который оно направлено. Ребенок скорее совершит хороший поступок по отношению к тому взрослому или ребенку, к которому хорошо относится. Позитивное эмоциональное состояние, симпатия и доброжелательность по отношению к окружающим людям и животным являются основой для нравственных проявлений.

Таким образом, нравственное развитие ребенка раннего возраста происходит на основе предъявления взрослым системы требований и приучения к их выполнению. Этому способствует стремление детей к установлению и поддержанию положительных контактов со взрослым. На основе подражания оценкам взрослых формируются первые оценочные суждения, которые затем трансформируются в собственное отношение ребенка к себе и другим людям. Однако ситуативность и импульсивность поведения часто приводит к нарушению требований и запретов. Нравственные проявления ребенка зависят от эмоционального отношения к объекту и возникают стихийно, неосознанно при побуждении взрослого или в конкретной ситуации.

Источник

В раннем детстве освоение ходьбы
значительно расширяет сферу взаимодействия
малыша с окружающим миром. Усложняются
формы поведения ребенка и расширяется
круг доступных малышу предметов. Он все
больше включается в совместную со
взрослым деятельность, в частности
бытовую. В то же время расширяется сфера
проявления самостоятельности. Происшедшие
изменения в жизни ребенка вызывают
необходимость введения более сложных
нравственных правил. Например, проявлять
умение подождать, если воспитатель
занят с другим ребенком, бережно
обращаться с игрушками, убирать их на
место, просить игрушки и делиться ими
с другими детьми, не топтать зеленые
насаждения, бросать мусор только в
предназначенные для этого места.

Кроме слов «можно» и «нельзя» появляется
новый регулятор поведения малыша — слово
«надо». Подчиняясь ему, ребенок может
противостоять своим желаниям, преодолеть
нежелание.

Подчеркнем, что по-прежнему выполнение
норм и подчинение правилам имеет для
малыша не самостоятельное значение, а
служит средством поддержания положительных
контактов со взрослым. Стремление
заслужить положительную оценку, быть
«хорошим» побуждает малыша действовать
так, как этого требуют педагоги и
родители.

Требования, предъявляемые к малышу (от
1 года до 2 лет), должны быть обязательно
посильны и положительно окрашены.
Выдвигая их, необходимо учитывать
желания ребенка и не ущемлять его
интересы, растущее стремление к
самостоятельности. Чрезмерно частые,
необоснованные одергивания и запреты
отрицательно влияют на поведение малыша,
вызывая у него протест. Чем младше
ребенок, тем меньше должно быть запретов.
Иначе он их забывает, путает и в результате
не понимает, что можно делать, а что
нельзя. Важно не только указать малышу
на те действия, которые нежелательны,
но обязательно показать то, что можно.
Ребенок должен знать, где не запрещается
проявлять активность.

Если взрослый сознательно выдвигает
требования малышу, делает это
систематически, следит, чтобы они не
противоречили друг другу, и неукоснительно
проверяет их выполнение, то следование
таким правилам становится привычным
для малыша.

Ребенок быстро и четко реагирует на
привычные правила, у него складываются
послушание, дисциплинированность,
организованность, потребность выполнять
просьбы взрослых. А появление этих
качеств, в свою очередь, создает
предпосылки для усвоения более сложных
правил поведения. Например, на втором
году жизни ребенка учат бережно относиться
к игрушкам и убирать их на место. А в
возрасте 2-3 лет ребенок должен замечать
поломанную игрушку и просить взрослого
ее починить.

Формирование нравственных привычек в
раннем детстве происходит в бытовой и
предметной деятельности, когда взрослый
демонстрирует способ поведения и требует
от ребенка его выполнения сначала в
совместной с ним деятельности, а затем
в самостоятельной. «Чем моложе ребенок,
тем непосредственнее должно быть его
нравственное воспитание, тем больше
должно его не учить, а приучать к хорошим
чувствам, наклонности и манерам, основывая
все преимущественно на привычке», —
подчеркивал В.Г.Белинский.

Так, взрослый показывает малышу, куда
и как надо убирать игрушки, и приучает
его сначала вместе, а затем самостоятельно
это делать. Он каждодневно организует
выполнение ребенком правила «после
игры игрушки нужно расставлять по
местам».

В раннем детстве ребенок уже может
понять определенные правила, которые
необходимо выполнять во взаимодействии
с людьми или предметами. Конечно, такое
понимание ограничено рамками наглядного,
практического мышления малыша. Оно
охватывает немногие признаки, данные
в конкретной ситуации, в которую включен
ребенок. Шумел — и разбудил бабушку. Не
убрал игрушки — они потерялись. Разорвал
книжку — ее нельзя читать. Разбил чашку
— из нее нельзя пить молоко.

Указанные примеры говорят о том, что
понимание правила и нормы поведения
основано на собственном опыте малыша,
когда он наблюдает или ощущает на самом
себе негативные последствия при нарушении
правил и позитивные — при соблюдении.
Поэтому уже с раннего возраста взрослый
должен мотивировать выдвигаемые
требования, опираясь на конкретные
жизненные ситуации, на опыт деятельности
ребенка.

Стремление малыша к совместной со
взрослым жизни и деятельности, его
высокая подражательность делают особенно
важным для нравственного развития
пример взрослых. Он перенимает у
воспитателей и родителей стиль поведения,
манеры, привычки и даже отношение к
людям, предметам, животным. Так, слова
«плохо» и «хорошо» сначала выражают
отношение взрослого, а ребенок лишь
вспоминает и повторяет их в похожих
ситуациях.

Взрослый учит ребенка оценивать поступки
и вызывает у него соответствующее
эмоциональное отношение к тому, что в
данный момент малыш видит в жизни или
на картинке: «Мальчик толкнул другого
мальчика. Так делать нельзя. Это плохо».

Закрепляясь в сознании ребенка, такие
оценки включаются в его собственную
реакцию, выражая его положительное или
отрицательное отношение к себе и
поступкам других.

В целом для ребенка раннего возраста
характерна стихийная нравственность.
Положительные поступки малыш выполняет
по побуждению взрослого: помочь маме
донести продукты, подать дедушке газету,
угостить сверстника конфетой.

Совершая положительные поступки, ребенок
(до 3 лет) не выделяет их как таковые.
Оценивает поступки взрослый, придавая
им позитивный оттенок. Без контроля с
его стороны малыш действует ситуативно
и импульсивно, поэтому часто нарушает
запреты. Чтобы устранить возможность
нарушения запретов, целесообразно
убрать предметы, с которыми не разрешается
действовать, в недоступное место;
исключить возможность того, что ребенок
их найдет или достанет; сделать
недоступными опасные места; создать
условия для положительных проявлений
активности и самостоятельности (например,
в движении, в игре, предоставив малышу
достаточное количество игрушек в
соответствии с его возрастом и интересами).
Кроме того, ни в коем случае не следует
разрешать ребенку делать то, что будет
потом запрещено.

Нравственное поведение ребенка слито
с положительным эмоциональным отношением
к объекту, на который оно направлено.
Малыш скорее поделится игрушкой или
сладостями с тем сверстником, к которому
у него взрослый вызвал сочувствие.
Поэтому хорошее настроение,
доброжелательность к окружающим создает
предпосылку для нравственных проявлений.

В раннем детстве, когда взрослый выдвигает
определенные требования к малышу и
следит за их выполнением, помогает
доводить начатое дело до конца, правильно
оценивает положительные и отрицательные
поступки, мотивирует свои требования,
можно воспитать у ребенка такие
нравственные качества, как стремление
помочь, умение считаться с интересами
других, терпеливо ждать, не шуметь, не
мешать другим, проявлять доброту и
отзывчивость.

Особенности нравственного развития
ребенка в раннем детстве:

— нравственное развитие малыша происходит
на фоне положительного отношения ко
взрослому;

— выполнение ребенком нравственных норм
и правил поведения направлено на
установление положительных контактов
со взрослым;

— выдвижение взрослым системы требований
и приучение ребенка к их выполнению
создает основу для нравственного
развития малыша;

— требования и запреты взрослых нередко
нарушаются вследствие объективных
особенностей поведения малыша —
ситуативности и импульсивности;

— нравственные проявления ребенка тесно
связаны с эмоциональным отношением к
объекту, на который они направлены;

— у малыша складываются оценочные
суждения («хороший», «плохой») сначала
как подражание оценкам взрослых, а затем
как выражение отношения ребенка к себе
и другим;

— нравственное поведение возникает
стихийно, по побуждению взрослого или
под влиянием ситуации и не осознается
малышом как таковое;

— формируются первые нравственные
привычки и качества, прежде всего в
бытовой и предметной деятельности;

— создаются возможности для того, чтобы
подвести малыша к осознанию необходимости
соблюдать нормы и правила, связанные с
конкретными ситуациями, в которые он
включен.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Статья.Особенности нравственного развития детей в период дошкольного детства

Нравственное развитие — одна из центральных линий психического развития в дошкольном детстве. Она предполагает формирование в единстве и взаимосвязи:

— нравственного сознания (нравственных представлений и понятий, знаний норм и правил поведения);

— нравственного поведения (готовности к поступку, действию в соответствии с нравственными нормами и правилами);

— нравственных чувств и отношений (переживаний чувства удовлетворения или неудовлетворения от совершенного поступка).

Нравственное развитие в раннем детстве.

Особенности нравственного развития ребенка в раннем детстве:

— нравственное развитие малыша происходит на фоне положительного отношения к взрослому;

— выполнение ребенком нравственных норм и правил поведения направлено на установление положительных контактов с взрослыми;

— выдвижение взрослым системы требований и приучение ребенка к их выполнению создают основу для нравственного развития малыша;

— требования и запреты взрослых нередко нарушаются вследствие объективных особенностей поведения малыша — ситуативности и импульсивности;

— нравственные проявления ребенка тесно связаны с эмоциональным отношением к объекту, на который они направлены;

— у малыша складываются оценочные суждения («хороший», «плохой») сначала как подражание оценкам взрослых, а затем как выражение отношения ребенка к себе и другим;

— нравственное поведение возникает стихийно, по побуждению взрослого или под влиянием ситуации и не осознается малышом как таковое;

-формируются первые нравственные привычки и качества, прежде всего в бытовой и предметной деятельности;

-создаются возможности для того, чтобы подвести малыша к осознанию необходимости соблюдать нормы и правила, связанные с конкретными ситуациями, в которые он включен.

Нравственное развитие в дошкольном возрасте.

Период дошкольного детства является чрезвычайно важным с точки зрения генеза и формирования социальных норм психики и нравственного поведения. Преобладание тематики, связанной с изображением человека в творчестве дошкольника, свидетельствует о преимущественной ориентации его на социальное окружение. Тем самым создается широкая основа для формирования первичных форм социально значимых качеств.

Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от 3 до 6 лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие.

Одними из первых детьми усваиваются нормы и правила так называемого «бытового» поведения, культурно-гигиенические нормы, а также нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами. Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касаются обращения с людьми. Они наиболее сложны и трудны для детского понимания, и следование им на практике детям дается с большим трудом. Положительное значение для усвоения таких правил имеют сюжетно-ролевые игры с правилами, распространенные в старшем дошкольном возрасте. Именно в них имеет место представление, наблюдение и усвоение правил, их превращение в привычные формы поведения. Вначале дети следуют усваиваемым нормам и правилам межличностного поведения путем подражания (младший дошкольный возраст), затем начинают глубже осознавать сущность самих этих правил и норм (старший дошкольный возраст). Они не только сами выполняют их, но внимательно следят за тем, чтобы и другие находящиеся рядом с ними дети следовали этим же правилам и нормам.

Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок преимущественно осваивает сферу нравственных норм, принятых в человеческом обществе. Моделирование взаимоотношений между людьми в сюжетно-ролевой игре предполагает объединение детей, в котором они в целях успешного осуществления совместной деятельности контактируют на основе нравственных норм. В отношениях по поводу игры у детей преимущественно формируется реальный уровень выполнения нравственных норм.

Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: «нельзя обманывать взрослых», «маленьких нельзя обижать» и т.д. то есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя.

Однако нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем малыш не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит.

В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает . Нравственная саморегуляция поведения может быть как преднамеренной (произвольной), так и непреднамеренной (непроизвольной). При произвольной саморегуляции человек сознательно принимает решение действовать в соответствии с моральными требованиями и, контролируя свое поведение, выполняет это намерение даже в тех случаях, когда оно противоречит его непосредственным желаниям. При непроизвольной саморегуляции человек поступает нравственно потому, что он по-другому не может. Моральные мотивы становятся определяющими в поведении. Непроизвольное нравственное поведение в большей степени отвечает условиям повседневной жизни, которые часто требуют немедленных поступков.

Непроизвольная саморегуляция формируется двумя способами:

— в процессе накопления стихийного нравственного опыта. В этом случае дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, закрепляются определенные формы поведения, то есть формируются нравственные привычки. Подлинный моральный смысл этих привычек осознается ими значительно позже;

— первоначально произвольно, под личным контролем, вопреки другим желаниям, а затем непроизвольно усваиваются более сложные моральные требования.

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, т. е. нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

Старший дошкольник во многих случаях в состоянии разумно объяснить свои поступки, пользуясь для этого определенными нравственными категориями, это значит, что у него сформировались начала нравственного самосознания и нравственной саморегуляции поведения.

Таким образом, особенности нравственного развития детей в дошкольном возрасте выражаются в следующих суждениях:

— у детей складываются первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;

— возрастает действенность нравственных представлений;

— возникает сознательная нравственность, т.е. поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой .

Источник