Новые подходы развитии ребенка в детском саду

Маргарита Чичканова
Использование новых подходов к развитию детей дошкольного возраста в практике детского сада

Использование новых подходов

к развитию детей дошкольного возраста в практике детского сада.

Современный мир, динамичный и постоянно изменяющийся, определяет изменения практически во всех областях жизнедеятельности общества, в том числе и области дошкольного воспитания. Переориентированы цели работы с дошкольниками, что обусловливает изменения в подходах к проблеме воспитания и образования дошкольников. Будущее требует от наших детей инициативности и самостоятельности, уверенности в своих силах, положительного отношения к себе и другим, развитого воображения, способности к волевым усилиям и любознательности.

Наша ДОО работает в режиме региональной инновационной площадки по проблеме апробации и реализации ФГОС ДО, обеспечивающего адекватное использование новых подходов. Основная идея, заложенная в этих подходах — обеспечить развитие личности ребёнка в процессе освоения культурных практик. С этой позиции и было реконструировано содержание воспитательно-образовательной работы в детском саду. По сути, в самих темах комплексно-тематического плана работы нашего детского сада уже заложен компонент формирования ценностного знания, ценностного отношения, ценностной ориентации в окружающем мире, что способствует формированию у ребёнка базиса личностной культуры. Но это изменение с позиции цели. Самым сложным оказалось изменить позицию передачи подготовленных и предлагаемых детям знаний, социальных норм на организацию активной деятельности детей по созиданию, получению, овладению и применению полученных знаний для решения проблем. Да и в позициях ожидаемых результатов и направлении контроля вопрос замены знаниевого подхода на компетентностный пока остаётся проблемой, хотя и решаемой.

Совершенно новым подходом, определяемым стандартом дошкольного воспитания, является субъект – субъектная позиция ребенка в воспитательно-образовательной работе, которая проявляется в его активности, инициативности, любознательности и самостоятельности. Эти личностные качества являются целевыми ориентирами дошкольного образования. И достижение этих ориентиров практически невозможно без создания социальной ситуации развития ребёнка, которая представляет собой совокупность трёх групп условий:

пространственно-временных (групповая комната, прогулочная площадка, бытовое, игровое, спортивное оснащение и др.)

социальных (взаимоотношение в детском, взросло-детском коллективе)

деятельностных.

В практике своей работы основное внимание мы уделяем созданию развивающей предметно-пространственной среды, так как она способствует развитию детской инициативы, основного целевого ориентира ООП ДО.

Следует отметить, что в настоящее время совсем не просто создать развивающую среду, отвечающую требованиям стандарта, обладающую новизной, привлекательностью, откликающуюся на новые образовательные задачи, да ещё и легко трансформирующуюся. И, тем не менее, можем сказать, что с участием родителей воспитанников в основном проблема решается.

На наш взгляд, развивающая среда в нашей группе достаточно разнообразна, содержательно-насыщенна и соответствует возрастным возможностям детей. Пространство группы зонированно, оборудование и материалы распределены по центрам активности. Оснащение центров активности меняется в соответствии с темой комплексно – тематического плана, что позволяет использовать метод «погружения» детей в определённую тему. Дети принимают активное участие в проектировании и изменении развивающей среды в группе. Коллажи, рисунки, настенные панно, макеты, поделки из бумаги, теста, глины, пластилина, бросового материала занимают должное место в оснащении развивающей среды. Эти предметы, содержащие в себе элемент личного участия ребёнка в его создании, дороги самому ребёнку. И этот факт даёт нам возможность поддерживать интерес детей к развивающей среде в группе и обеспечивает реализацию требования вариативности среды. Требование полифункциональности среды в основном реализуем за счёт ширм, мягких модулей и предметов заместителей. Дети в группе имеют все возможности

выбирать место для игр и дел, игры и игрушки, создавать места уединения. Перестановка ширмы, постройка стенки-модуля, свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, помимо трансформации предметной среды, способствует возникновению новых игр, пробуждает инициативу ребёнка, удовлетворяет его интересы. Кроме того, обеспечивает нашим детям возможность общаться и действовать совместно с взрослыми со всей группой, в малых группах, а также возможность уединиться и заняться любимым делом самостоятельно, поверить в свои силы и способности, в зависимости от индивидуальных особенностей и накопленного опыта воплощать свои творческие замыслы и обогащать свое развитие. Ежегодные смотры-конкурсы на лучшую среду в группах детского сада фиксируют педагогически целесообразные способы её организации.

Признание ребёнка субъектом образовательных отношений на практике, а не в качестве лозунга, потребовало серьёзной работы по пересмотру отношений «взрослый-ребёнок» и изменения форм взаимодействия, и это несмотря на то, свою модель взаимодействий с детьми мы искренне считали личностно-ориентированной. При ближайшем тщательном рассмотрении оказалось, что таковой она была лишь в моменты организации бытовой и самостоятельной деятельности детей. А в образовательной деятельности дети чаще оказывались в роли объекта педагогического воздействия. Пришлось учиться, не только выстраивать партнёрские отношения с детьми,предусматривать гибкое руководство, ориентированное на каждого ребёнка, но и кардинально изменить модель образовательного пространства. Решение вопросов на основании анализа обстоятельств и проблемных ситуаций, творческое решение творческих заданий ставят педагога перед необходимостью овладеть умением конструктивно общаться, взаимодействовать и в системах «педагог-воспитанник», «педагог-микрогруппа», «детские творческие диады», организовывать межгрупповое взаимообогащающее взаимодействие и др. На мой взгляд, решение этой проблемы дело не одного года. Сложившиеся стереотипы преодолеть трудно, но возможно. Считаю, главное на сегодняшний день сделано. Наш подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий можно считать интерактивным,демократическим, сотрудничающим.

Изменился способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка. Деятельностный подход к развитию ребенка и организации образовательного процесса, который с необходимостью предполагает, что деятельность всегда субъектна, поскольку ее строит сам ребенок (ставит задачу, ищет способы и средства достижения цели и т. п.). Только в развивающейся деятельности ребенок развивается, поэтому основное наше внимание направляется не столько на достижение результата деятельности (красивый рисунок, аккуратная поделка и т. п., сколько на организацию самого процесса, который в дошкольном возрасте для самого ребенка имеет самоценное значение, приносит удовлетворение и формирует новые мотивы. Стремимся, чтобы деятельность была социально — значимой и общественно — полезной. Ежедневно мы организуем «интересные дела» — акции, выставки, коллекционирование, путешествия, опыты, исследования и др.

Стандарт ставит во главу угла индивидуализацию воспитательно-образовательной работы. Данная концепция позволяет учитывать собственный вклад ребёнка в процесс обучения, развития и саморазвития.

Действительно, не существует в мире двух детей, которые могли бы развиваться одинаково. Если мы относимся к детям как к субъектам, то это даёт нам право утверждать, что каждый из них обладает уникальным индивидуальным социокультурным опытом, который мы не можем не принимать во внимание при взаимодействии. Пониманию индивидуальности каждого ребёнка нам помогает диагностическая карта «Социальный портрет ребёнка», которая помогает учитывать индивидуальные особенности малыша, как личностные (темперамент, способ восприятия информации, лидерство, инициативность, уверенность, решительность и т. п., так и различия в возможностях и в темпе выполнения заданий и др. Мы выявили склонности, предпочитаемые формы и виды деятельности, предпочитаемых партнёров в общении, игре и других видах деятельности,интересы, потребности, способности, наличие одарённости, творческий потенциал каждого ребенка. В соответствии с этим разработали индивидуальную траекторию развития, которые и реализуем в процессе своей педагогической деятельности.

Стандарт ориентирует на взаимодействие с родителями. Сейчас это взаимодействие в основном направлено на решение задачи, сделать родителей активными участниками образовательного процесса. Обсудили с родителями нормативные документы, определяющие их главную роль в воспитании, образовании и развитии ребёнка, роль ДОО как их компетентного помощника, пути и методы взаимодействия. Главное, научились советоваться с родителями, а рекомендовать. В настоящее время родители воспитанников с желанием участвуют во всех наших проектах и начинаниях.

Источник

Валентина Зандер
Доклад «Современный дошкольник. Новые подходы в образовании» (из опыта работы)

Тема: «Современный дошкольник. Новые подходы в образовании».

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни.

Современные исследования подтверждают то, что в дошкольном детстве закладываются все основные параметры и особенности личности и психики человека, во многом определяются направление и качество дальнейшего развития его интеллектуальных, эмоциональных и физических способностей, интересов и возможностей. Игнорирование особенностей развития ребенка в этом возрасте чревато серьезными, глубокими проблемами в его дальнейшей жизни, в том числе в школьном обучении, следующем непосредственно за дошкольным детством.

Детство – это самоценный период, в котором каждый период ценен сам по себе. Детство развивается очень быстро, необходимо успеть проследить за всеми изменениями в поведении ребенка и создать уникальные условия для его развития.

ФГОС к дошкольному образованию предполагает такую модель организации дошкольного образования, которая сориентирована на конкретные, реальные интересы ребенка и его семьи. Этот подход называют иногда личностно-ориентированным или ориентированным на ребенка, и, поскольку он нацелен на возрастосообразное развитие каждого ребенка, обеспечивает развивающий тип образования, которое строится по своим законам для каждого возраста.

Основной акцент уделяется следующим принципам работы с детьми:

— уход от жестко регламентированного обучения школьного типа;

— обеспечение двигательной активности детей в различных формах;

— использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности;

— обеспечение взаимосвязи непосредственно образовательной деятельности с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др.);

— создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей ее;

— широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей. Введение в обучение элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений;

— обеспечение ребенку возможности ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого);

— выделение в качестве ведущей в образовательном процессе диалогической формы общения взрослого с детьми, детей между собой, что обеспечивает развитие активности, инициативности ребенка, формирует уважение и доверие к взрослому;

— формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности.

Надо помнить, что ведущей в дошкольном возрасте является игровая деятельность. Игра широко используется в образовательном процессе дошкольного учреждения как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Свободная игра (свободная для ребенка, но не для педагога, который должен ее искусно организовать, оставив свободной, конечно, как минимум, не менее важна, чем игровые формы обучения. Давно известно, что именно в контексте свободной игры детей появляются и получают дальнейшее развитие все основные достижения дошкольного возраста – воображение и творчество ребенка, принятие им правила, которое затем даст ему возможность владеть собой. Именно свободная игра развивает общение детей между собой и дает им навыки коммуникации – обсуждения, разрешения и профилактики конфликтов, умение договариваться и многое другое.

На сегодняшний день обучение детей в детском саду осуществляется в непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной и самостоятельной деятельности. Такой подход позволяет сделать жизнь ребенка в детском саду более осмысленной и интересной, а образовательный процесс более эффективным, так как приближает формы обучения к ведущей деятельности – игре.

Самостоятельная деятельность детей организуется во всех возрастных группах ежедневно в первой и второй половине дня. В течение дня объединяются различные по содержательной направленности ее виды (художественная, двигательная, речевая, игровая, трудовая, исследовательская и др.) и постепенно привлекаются к участию в них все дети данной группы. Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны воспитателя.

Индивидуальная работа проводится с детьми всех возрастов в свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т. п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных детей, дополнительных занятий с отдельными детьми (новенькими, теми, часто пропускают из-за болезни, другие причины и хуже усваивают программный материал при фронтальной работы).

Для эффективности образовательного процесса с детьми в своей деятельности стараюсь использовать различные формы, методы и средства обучения.

В рамках образовательной деятельности на протяжении ряда лет активно использую метод проблемного обучения: игровые проблемные ситуации – их моделирование и решение; вопросы, развивающие логическое мышление, экспериментирование, решение кроссвордов, шарад, головоломок, проектирование и т. д.

Наиболее значительных положительных результатов удалось добиться в процессе проектной деятельности. В переводе с греческого проект – это путь исследования. Проектные технологии обучения являются для дошкольников инновационными. Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

Использование метода проектов в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также позволяет сделать образовательную систему ДОО открытой для активного участия родителей.

В познавательной области метод проектов осуществляется через внедрения «модели трех вопросов» («Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?», «Что сделать, чтобы узнать?»). После познавательной беседы с детьми, заполненная таблица трех вопросов вывешивается в приемной, там, где ее хорошо видят родители. Так естественно и просто взрослые включаются в образовательную работу группы. У детей появляются новые стимулы, новая информация и ресурсы по теме. Кроме этого побуждаю детей к самостоятельному исследовательскому поиску ответов на возникающие вопросы: обращаю внимание на новые, необычные черты объекта, высказываю догадки, обращаюсь к детям за помощью, нацеливаю на экспериментирование, рассуждение, предположение и их проверку.

В группе постоянно появляются предметы, побуждающие дошкольников к проявлению интеллектуальной активности. Это могут какие-то устройства, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, «посылки из космоса» и т. п.

Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, дети испытывают радость открытия и познания. «Почему это так происходит?», «Что будет, если.», «Как это изменить, чтобы.», «Из чего мы это можем сделать?», «Можно ли найти другое решение?», «Как нам об этом узнать?» — подобные вопросы постоянно присутствуют в моем общении с детьми.

В группе были подготовлены и с успехом реализованы детско-родительские проекты: «Автогородок», в ходе его реализации в игровой форме дети имели возможность расширить представления и обогатить знания о работе автостоянки, социальной роли водителя, кондуктора, механика. Игровой проект «Космос» способствовал формированию умения комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет; учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре, помог вызвать стремление к самореализации, самовыражению детей, решить проблему социально-личностного развития ребенка. Проект «Азбука здоровья» способствовал воспитанию волеологической культуры детей старшего дошкольного возраста, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью, а также помог организовать в группе работу «Школы Неболейки» для детей и взрослых. Проект «В семье единой» был направлен на формирование у детей умения ориентироваться на общепринятые нормы и правила культуры поведения в контактах со взрослыми и детьми. Благодаря реализации проекта «Земля- наш общий дом» повысился уровень экологической культуры у детей и родителей. Проект «Речецветик» был реализован с целью повышения речевой активности детей.

Кроме этого при реализации проектной деятельности и в непосредственно образовательной деятельности использую метод «Мозгового штурма» в течение ограниченного времени путем расторможения, позволяет собрать от всех детей, как можно больше идей относительно одной темы. «Кластер», что в переводе с английского «гроздь», «кисть»— метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. И это нелинейная форма мышления, помогающая детям выстраивать свои собственные логические цепочки. Разбивка на кластеры – гибкая структура, она может осуществляться как в группе, так и индивидуально, в зависимости от цели занятия. Кластеры я использую следующим образом: на доске вывешиваю картинку с изображением ключевого слова и предлагаю детям назвать слова, относящиеся к данному слову.

Особо подчеркиваю роль книги как источника новых знаний. Показывая детям, как из книги можно получить ответы на самые интересные и сложные вопросы. В «трудных» случаях специально обращаюсь к книгам и вместе с детьми нахожу в них решение проблем. Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов дошкольников и пробуждает в них стремление к овладению чтением.

Также в своей работе активно использую портфолио, как средство социализации ребенка — дошкольника. Ведение портфолио не только является современной эффективной формой оценивания ребёнка, но и помогает решать такие важные педагогические задачи, как: поддержка мотивации дошкольников; поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможности самообучения; развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности; формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. В практике работы с детьми 5-7 лет использую виды портфолио: портфолио достижений, портфолио будущего первоклассника, портфолио по интересам. Работа по ведению портфолио помогла укреплению детско-родительских отношений.

Радует результат внедрения в совместную деятельность с детьми различных видов социальных практик: коллекционирование, взаимопосещения, взаимодействие разновозрастных детских коллективов, персональные выставки, акции. (Слайды).

Большое влияние па развитие ребенка оказывает развивающая среда. Среда обогащается за счет не только количественного накопления, но и через улучшение качественных параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и безопасности, открытости изменениям и динамичности, соответствия возрастным и половым особенностям детей, проблемной насыщенности и т. п. При создании развивающей среды учитываю, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем его составляющим, умели самостоятельно действовать в нем, придерживаясь норм и правил пребывания в различных ячейках и пользования материалами, оборудованием.

У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в общении, в движении, в познании. Среда группы должна удовлетворять этим потребностям. Стандарт требует, чтобы развивающая предметно-пространственная среда была содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Таким образом, успеха в воспитании и обучении можно достигнуть только в том случае, если детям будет интересно участвовать в совместной образовательной деятельности с педагогом. Мы, воспитатели, всегда должны помнить об этом и быть в состоянии постоянного поиска новых путей воспитания и обучения и их реализации в своей практике, собирая по крупицам и используя все, что превращает деятельность в радостный акт познания.

К завершению дошкольного образования (к 7-8 годам) (ФГОС) выпускник должен обладать следующими качествами:

• ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

• ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

• ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

• ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

• у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

• ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

• ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Источник