Новые направления в психическом развитии ребенка в раннем детстве

Новые направления в психическом развитии ребенка в раннем детстве thumbnail

В прошлые десятилетия в условиях советского строя существовала система общественного дошкольного воспитания, характерными чертами которой были плановость и централизованность. Все детские учреждения работали по единой государственной программе обучения и воспитания. Эта научно обоснованная, четко дифференцированная программа была основой систематической и целенаправленной педагогической работы[1]. В ней содержались предписания относительно режима дня, количества, содержания и методов проведения занятий для каждой возрастной группы. В то же время она, безусловно, имела и определенные недостатки, связанные с формализмом и уравнительным подходом к детям.

В 1990-х гг., в ситуации кардинальных политических, экономических, социальных сдвигов в России, произошли заметные изменения в общей воспитательной ситуации детей раннего возраста. Гораздо большее число детей раннего возраста сейчас воспитывается в домашних условиях.

Вариативность родительских и прародительских установок в отношении детей первых лет жизни весьма велика, однако можно выделить два основных, наиболее распространенных подхода к воспитанию и образованию детей от рождения до трехлетнего возраста. Для большинства родителей малышей основной остается забота о гигиене, питании, здоровье и физическом развитии ребенка, т.е. ведущие задачи в первом случае – уход и присмотр. Противоположный подход нацелен на неадекватную возрасту стимуляцию раннего интеллектуального развития детей с целью обеспечения ребенку «успешности» в будущей жизни (чуть ли ни с первых месяцев жизни обучение малыша чтению, счету, письму, иностранным языкам и пр.)[2].

В последние годы у части родителей существенно возрос интерес к воспитанию и обучению самых маленьких детей. Возникло несколько нетрадиционных направлений воспитания[3]. В их основе лежат разные философские и педагогические концепции, но общая идея состоит в признании важности, уникальности раннего детства как периода в жизни ребенка, его особой восприимчивости к педагогическому воздействию и одновременно уязвимости. При этом приемы воспитания, средства и способы реализации воспитательного процесса предлагаются весьма несходные.

Подход к воспитанию, называемый ныне «естественное родительство» (от англ. Natural Parenting), основывается на идее возврата в той или иной мере к биологическим, природным, эволюционно сложившимся способам удовлетворения важнейших физических и эмоциональных потребностей детей. Такой стиль воспитания предполагает терпеливое, без давления, родительское сопровождение естественного «вырастания» новорожденного, симбиотически связанного с матерью, в самостоятельную личность.

Принципы естественного родительства:

  • – вынашивание и естественные роды с минимальным медицинским вмешательством (или вообще без него);
  • – продолжительное (до двух лет и более) кормление грудью по требованию и до самоотлучения;
  • – постоянный тактильный контакт мамы и малыша с первых минут его жизни (ношение на руках, слинг, эрго- рюкзаки);
  • – совместный сон мамы и младенца;
  • – «педагогический» прикорм – приучение ребенка к «взрослой» пище через его интерес к семейному столу, когда ребенку дают попробовать сначала крошечные количества здоровой еды разных видов;
  • – отказ (частичный или полный) от различных «искусственных», с их точки зрения, приспособлений: бутылок, молочных смесей, сосок-пустышек, колясок, кроваток, одноразовых подгузников (памперсов), ходунков и пр.;
  • – иногда отказ от вакцинации.

Идеологи естественного родительства ориентируются на идеализированное представление о том, как заботились о детях в первобытные времена или как это происходит и до сих пор в некоторых племенах Америки, Азии и Африки. Например, такое воспитание описала Жан Лед- лофф в книге «Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности», основываясь на своем опыте жизни и наблюдений в племени южноамериканских индейцев скуана[4]. На нее произвели огромное впечатление эмоциональная уравновешенность, самостоятельность детей и гармония в отношениях со взрослыми. Ледлофф связала такой позитивный результат с особенностями раннего периода развития, когда ребенок екуана с рождения постоянно включен в любую деятельность своих родителей. Он входит в мир, изучает его беспрерывно – сквозь сон слыша голоса окружающих, попадая под дождь и ветер, чувствуя толчки, привыкая к резким и неожиданным движениям и остановкам, к давлению на различные участки его тела, – познает действительность, приятно ощущая безопасность и тепло от прикосновения к живой плоти родителя. Вернувшись в США, Ледлофф стала пропагандировать эти, как она считала, эволюционно выработанные способы воспитания, призывая родителей доверять собственной интуиции, а не прислушиваться только к советам специалистов в области ухода за детьми.

Существует огромный разброс мнений в подходе естественного родительства, есть разные течения и личные предпочтения каждой семьи. Общественное отношение к естественному родительству (и в особенности к отдельным его методам и принципам) неоднозначно. С одной стороны, нельзя отрицать пользу популяризации идей значимости установления контакта мамы и ребенка в первый год жизни, грудного вскармливания, чуткости и отзывчивости по отношению к младенцу, что соответствует общей тенденции гуманизации детского воспитания в XX в.

С другой стороны, критика в адрес естественного родительства идет по нескольким направлениям. Прежде всего, беспокойство специалистов вызывает радикализм некоторых сторонников в отношении отказа от медицинского вмешательства при родах, отказа от вакцинации детей. Иногда последователи обсуждаемого подхода считают себя и своих единомышленников носителями абсолютной истины и отстаивают свои убеждения достаточно агрессивно. Другая претензия связана с присвоением самого термина «естественный» и утверждением «природности» перечисленных принципов. Исследования антропологов (например, М. Мид) показывают, что реальные подходы примитивных племен к воспитанию грудных детей чрезвычайно сильно различаются и далеко не всегда могут быть образцом для подражания.

Отдельное направление в семейном воспитании маленьких детей – раннее и сверхраннее обучение. Речь идет об интенсивном обучении детей, начиная с 10-12-месячного возраста, чтению, математике, иностранным языкам, игре на музыкальных инструментах, о передаче им энциклопедических знаний в разных областях и эстетического отношения к миру (в соответствии с идеями Г. Домана, М. Ибука). Доминанта этого направления – нс упустить сензитивные периоды в развитии мозга, использовать гиперактивность детей раннего возраста для их как можно более высокого интеллектуального развития. Иногда таких детей называют «тепличными», подчеркивая создание искусственно обогащенной среды для опережающего развития[5].

О результатах подобных новаторских подходов и их долговременных последствиях, психологических и социальных, судить трудно в отсутствии достоверных эмпирических данных. Во всяком случае, они далеко не однозначны. Наряду с поразительными примерами достижений в раннем интеллектуальном развитии зафиксированы отрицательные результаты – полная потеря познавательной мотивации, эмоциональные, личностные, социальные нарушения.

В качестве примера в России можно привести весьма популярную в прошлые десятилетия систему воспитания семьи Никитиных. Подход к воспитанию строится на укреплении уверенности родителей в себе и формировании умения всматриваться, вчувствоваться в потребности ребенка. Мать не должна противостоять младенцу во имя «правил»: возможно кормление по требованию, сон рядом с матерью. Стимуляция физической и психической активности самого ребенка начинается с момента поиска соска. Уже ползунку предоставляется максимально возможная самостоятельность, никакой опеки – ребенок имеет право и обжечься, и упасть. Своеобразная визитная карточка данного педагогического направления – спортивный комплекс (кольца, турник, канат, веревочная лестница) как неотъемлемое условие организации образа жизни семьи[6].

Актуальной в настоящее время в Российской Федерации остается задача модернизации системы образования детей раннего возраста. Среди новых тенденций и форм: домашние, корпоративные детские сады, лекотеки, центры игровой поддержки ребенка, службы психолого-медико- социального сопровождения, которые также оказывают помощь семьям, имеющим детей раннего возраста.

Источник

В прошлые десятилетия в условиях советского строя существовала система общественного дошкольного воспитания, характерными чертами которой были плановость и централизованность. Все детские учреждения работали по единой государственной программе обучения и воспитания. Эта научно обоснованная, четко дифференцированная программа была основой систематической и целенаправленной педагогической работы. В ней содержались предписания относительно режима дня, количества, содержания и методов проведения занятий для каждой возрастной группы. В то же время она, безусловно, имела и определенные недостатки, связанные с формализмом и уравнительным подходом к детям. В 1990-х гг., в ситуации кардинальных политических, экономических, социальных сдвигов в России, произошли заметные изменения в общей воспитательной ситуации детей раннего возраста. Гораздо большее число детей раннего возраста сейчас воспитывается в домашних условиях. Вариативность родительских и прародительских установок в отношении детей первых лет жизни весьма велика. Для большинства родителей детей годовалого — трехлетнего возраста основной остается забота о гигиене, питании, здоровье и физическом развитии ребенка, что не исключает и чуткость к психологическим потребностям детей, и выбор в целом правильной стратегии воспитания с опорой на традиции народной педагогики. В последние годы у части родителей существенно возрос интерес к воспитанию и обучению самых маленьких детей. Возникло несколько нетрадиционных направлений воспитания. В их основе лежат разные философские и педагогические концепции, но общая идея состоит в признании важности, уникальности раннего детства как периода в жизни ребенка, его особой восприимчивости к педагогическому воздействию и одновременно уязвимости. При этом приемы воспитания, средства и способы реализации воспитательного процесса предлагаются весьма несходные. Движение «Сознательное родителъство», возникшее в начале 1980-х гг. (идейный вдохновитель И. Б. Чарковский), выдвигает на первый план осознание родителями своей ответственности. Родительство рассматривается как миссия, посредством которой в нашу жизнь приходит новое человеческое существо, человеческая

душа. Убеждения представителей этого направления таковы, что необходимо возвращение к «естественности» — в родах, во вскармливании, в гигиене и уходе за младенцем. Всемерно подчеркивается ценность грудного вскармливания, поощряется раннее приучение к туалету. Важные приемы — длительное пребывание ребенка в воде, серии ныряний, комплексы физических упражнений для младенца (бэби-йога, динамическая гимнастика). Некоторое время назад идеи Чарковского активно обсуждались в средствах массовой информации. В настоящее время число таких публикаций значительно уменьшилось. Статистических данных об особенностях физического и психического развития детей в рамках данной воспитательной системы нет. Противоречивы оценки и самих родителей. Методы дальнейшего руководства развитием ребенка, за пределами первого года жизни, практически не разработаны. Многие родители испытывают растерянность перед повзрослевшими детьми, отмечают у них негативные личностные особенности, эгоистические тенденции. Система воспитания Б.П. Никитина строится на укреплении уверенности родителей в себе и формировании умения всматриваться, вчувствоваться в потребности ребенка. Мать не должна противостоять младенцу во имя «правил»: возможно кормление по требованию, сон рядом с матерью. Стимуляция физической и психической активности самого ребенка начинается с момента поиска соска. Уже ползунку предоставляется максимально возможная самостоятельность, никакой опеки — ребенок имеет право и обжечься, и упасть. Своеобразная визитная карточка данного педагогического направления — спортивный комплекс (кольца, турник, канат, веревочная лестница) как неотъемлемое условие организации образа жизни семьи. Подходы центра «Нравственная психология и педагогика» А.Ц. Гармаева и воспитание в православной семье разительно отличаются от рассмотренных выше. Здесь не ставится задача добиться каких-либо удивительных достижений ребенка — интеллектуальных или физических. В центре внимания — духовно-нравственное воспитание. Особый уклад жизни, регламентация отношений всех членов семьи призваны сформировать значимые духовные ценности и идеалы ребенка. Еще одно направление в семейном воспитании маленьких детей — раннее обучение. Речь идет об интенсивном обучении детей, начиная с 10—12-месячного возраста, чтению, математике, иностранным языкам, игре на музыкальных инструментах, о передаче им энциклопедических знаний в разных областях и эстетического отношения к миру (в соответствии с идеями Г. Домана, М. Ибука). Доминанта этого направления — не упустить сензитивные периоды в развитии мозга, использовать гиперактивность детей раннего возраста для их как можно более высокого интеллектуального развития. Иногда таких детей называют «тепличными», подчеркивая создание искусственно обогащенной среды для опережающего развития. О результатах подобных новаторских подходов и их долговременных последствиях, психологических и социальных, судить трудно в отсутствии достоверных эмпирических данных. Во всяком случае, они далеко не однозначны. Наряду с поразительными примерами достижений в раннем интеллектуальном развитии, зафиксированы отрицательные результаты — полная потеря познавательной мотивации, эмоциональные, личностные, социальные нарушения. Как вариант новейшей воспитательной тактики по отношению к малышам может быть рассмотрена и практика создания телевизионных передач, специально ориентированных на эту аудиторию. Например, сериал «Телепузики», с одной стороны, сделан с учетом особенностей младенческого восприятия: это абсолютная понятность действий персонажей, отчетливое речевое сопровождение, замедленность, что очень привлекает маленьких детей. Но сама концепция подобной картины мира, преподносимой ребенку, сомнительна. Телепузики совсем одни, у них нет родителей. Эти существа с роботоподобной внешностью мало взаимодействуют друг с другом, не индивидуализированы. Их действия подчинены жесткому контролю некоего голоса свыше. Е.О. Смирнова, ведущий специалист по вопросам детской психологии, оценивая сериал для родителей, считает, что телепузики ограничивают и затормаживают развитие, поскольку консервируют младенческий тип сознания. Можно добавить, что и сама установка родителям, с помощью которой «продвигали» сериал в средствах массовой информации, губительна: дети — это докучные, приставучие, раздражающие существа, от которых наконец можно передохнуть, отослав к телевизору. В настоящее время ведущими центрами и специалистами психологами разработаны вариативные, альтернативные программы руководства обучением и воспитанием детей дошкольного возраста: «Радуга» (1993), «Развитие» (1994), «Одаренный ребенок» (1995), «Золотой ключик» (1996), «Детство» (1996), «Истоки» (1997) и др.

Источник

Основные направления в развитии ребёнка раннего возраста.

Цель: довести до родителей информацию об основных направлениях развития детей раннего возраста; объяснить значимость роли родителей в обучении, воспитании и развитии ребёнка раннего возраста.

Задачи:

  1. Познакомить с понятием «ранний возраст».

  2. Дать общую характеристику развития ребёнка от года до трёх лет.

  3. Познакомить с предметной и игровой деятельностью в раннем возрасте и её значением для развития ребёнка.

  4. Познакомить с кризисом 3 лет «Я сам».

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был умным, много читал, хорошо учился в школе, с удовольствием занимался и стал образованным человеком. Поэтому многие желают начать обучение малыша в самом раннем возрасте. И здесь перед родителями возникает множество вопросов: с чего начать? как и чем заниматься? в каком возрасте следует начать образование? заниматься самим дома или водить ребенка в школу раннего развития? какие методики существуют и какую из них выбрать для своего любимого крохи?

Ранним развитием считается обучение и воспитание ребенка с рождения и до 3 лет. Дело в том, что ребенок рождается с огромным потенциалом, его мозг активно работает, устанавливаются и укрепляются связи между нервными клетками, он впитывает в себя всю информацию, как губка. Дети начинают учиться сразу после рождения. Окружающие звуки, тактильные ощущения, зрительные образы – все это является первыми уроками в жизни новорожденного. С каждым днем малыш получает больше и больше сведений. Психологи утверждают, что в первые три года жизни ребенок получает информации больше, чем за все последующие годы! Природа все устроила таким образом, что именно в этот период ребенок легко учится, хорошо запоминает множество слов, способен усвоить огромное количество знаний. Но, увы, так происходит не всегда. Развитие мозга, которое так активно происходит в детстве, со временем замедляется. И если годовалый малыш легко воспринимает незнакомую речь, без труда запоминает новые слова (пусть даже и пассивно, не умея еще употребить их самостоятельно), а к пяти годам уже хорошо овладевает устной речью, то взрослому человеку выучить иностранный язык бывает намного сложнее. Но для того чтобы мозг полноценно развивался, он требует постоянной работы. В принципе, это касается, всего нашего организма. Представьте себе, что будет, если мы длительное время будем просто лежать и ничего не делать. Правильно, мышцы организма ослабнут и перестанут работать. Так и мозг, если он не будет работать, то его развитие пойдет крайне медленно. И именно поэтому обучению в первые годы жизни следует уделять особенно большое внимание. При этом обучение должно быть разносторонним, а развитие гармоничным. Для многих родителей раннее развитие – это способность ребенка уметь читать и считать. Это не совсем так. Раннее развитие подразумевает и получение ребенком основных понятий об окружающем мире, и физические занятия и упражнения, и развитие творческих способностей, и навыков самообслуживания, и многое другое с самого раннего возраста.

Раннее детство (ребенок от 1 до 3 лет). Приобретения раннего возраста.

Общая характеристика развития ребенка от года до трех лет.

Предметная и игровая деятельность в раннем возрасте.

Познавательное развитие ребенка раннего возраста. Развитие речи.

На втором году жизни в развитии ребенка начинается новый этап.

Малыш активно растет, прибавляет в весе. Происходит перестройка функционирования организма.

Именно поэтому от взрослых требуется повышенное внимание к охране ребенка от физических перегрузок, защите от инфекционных заболеваний.

Ранний возраст очень значим в становлении психики, поведения, личностного развития ребенка, так как велики те качественные преобразования, которые с ним происходят.

Психологи даже склонны предположить, что три года — это середина пути развития от рождения до зрелости.

По сравнению с новорожденным трехлетний малыш владеет многими предметами домашнего обихода, пользуется ложкой, способен к самообслуживанию, общается с окружающими при помощи активной речи, в состоянии следовать элементарным правилам поведения.

Выделим основные достижения раннего возраста, влияющие на психическое развитие ребенка:

— овладение прямой походкой;

— развитие предметной деятельности;

— овладение активной речью.

Остановимся подробнее на роли прямохождения для психического развития ребенка.

В результате самостоятельного перемещения ребенку становится доступным более широкий круг предметов, с которыми он может взаимодействовать, используя не только руки и глаза, но и все туловище, ноги.

Это не только игрушки, но и предметы домашнего обихода: посуда, обувь, мебель и др. Движения ребенка при этом становятся более согласованными и точными, скоординированными, что ведет к развитию устойчивости внимания, точности восприятия, формированию волевых качеств.

Самостоятельное хождение приводит к знакомству с крупными предметами, ребенок получает возможность узнать их с различных сторон, усваивая таким образом понятия величины, формы; учится ориентироваться в пространстве, развивая глазомер. Преодолевая трудности и препятствия, встречающиеся у него на пути, малыш решает задачи при помощи практических действий, тренируя свое мышление и волевую сферу, получает при этом разнообразные эмоции.

Таким образом, овладение прямой походкой существенно влияет на психическое развитие ребенка на втором году жизни.

Предметная и игровая деятельность в раннем возрасте.

В раннем возрасте ведущим видом деятельности является предметная деятельность, а в результате действий с предметами активно развивается психика ребенка.

Из всех действий, которые осваивает ребенок в раннем детстве, наиболее значимыми для развития психики являются соотносящиеся и орудийные.

Соотносящиеся действия направлены на приведение предметов или их частей к какому-либо взаимному соответствию, например, складывание пирамидки, матрешек.

Орудийные действия предполагают воздействие одного предмета (орудие) на другие, например, применение ложки во время еды, совочка для игры в песке.

К концу раннего детства начинают складываться и другие виды деятельности, которые будут активно востребованы за пределами этого возраста.

Это, прежде всего, сюжетно-ролевая игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

В ролевой игре действия с предметами становятся вторичными, а на первый план выходит воспроизведение трудовых действий и общественных отношений.

Содержание начальных игр включает всего два-три действия, к трехлетнему возрасту ребенок осваивает сюжетные игры. На третьем году жизни дети начинают широко использовать в играх предметы-заместители (например, вместо градусника — палочка), что является важным приобретением в психическом развитии ребенка.

Рисование начинает формироваться уже около года, когда ребенок еще только способен держать в руке карандаш.

Сначала дети изображают каракули, усматривая в них какие-то образы, к трем годам излюбленным рисунком становится закругленная линия, с помощью которой изображаются практически все объекты и предметы (стадия «головоногов»).

Конструирование еще элементарное. Ребенок копирует образцы, показанные взрослыми.

Итак, наибольшее влияние на психическое развитие ребенка оказывает предметная деятельность, но все более активно развиваются другие виды деятельности.

Познавательное развитие ребенка раннего возраста. Развитие речи.

Начало раннего возраста характеризуется несовершенством в развитии познавательных процессов.

Это относится и к восприятию. Ребенок ориентируется в окружающей обстановке и предметах, однако часто ориентировка происходит на основе какого-либо одного, бросающегося в глаза признака, например, ребенок обозначает словом «пти» (птичка) все предметы, у которых есть выступ — клюв.

Сравнение предметов происходит посредством внешних действий, но к концу возрастного этапа в простых случаях может осуществляться при помощи зрения.

На третьем году жизни часто в качестве постоянного образца для сравнения ребенок использует хорошо знакомые предметы (треугольные предметы — «как домик», «как крыша», овальные — «как яичко» и т. п.).

В этом же возрасте ребенок способен различать такие формы, как круг, овал, квадрат, прямоугольник, многоугольник, и все основные цвета спектра.

Ведущим видом мышления в раннем возрасте является наглядно-действенное, тем не менее, ребенок уже способен простые мыслительные действия выполнять в уме.

В элементарных случаях дети могут производить обобщения по таким существенным признакам, как цвет, форма, величина.

Ранний возраст — это наиболее благоприятный (сензитивный) период для овладения речью.

Около года ребенок умеет произносить отдельные слова, его словарный запас составляет от 4 до 10 слов.

Примерно в два года малыш говорит простыми предложениями, а к четырем — почти так же, как и взрослые. Развитие речи идет по следующим направлениям:

— совершенствование понимания речи (пассивная речь);

— формируется собственная активная речь.

Подробнее остановимся на развитии активной речи. Словарный запас ребенка 1,5 лет составляет от 30–40 до 100 слов, к концу двух лет — примерно 300 слов, а к трем годам — уже 1200–1500 слов.

В возрасте от года до полутора лет ребенок начинает называть вещи своими именами, но при этом усваивает лишь отдельные свойства предметов.

На начальном этапе овладения речевой структурой ребенок усваивает слоги, вначале ударные, затем удвоенные и однослоговые слова.

В это время еще не происходит построение предложений, а в качестве таковых выступает одно, позже два слова, не изменяющихся по родам и падежам.

В 1,5–2 года речь ребенка еще мало похожа на речь взрослого человека. Такая речь называется автономной.

Взрослым не следует поддерживать эту речь, иначе она может сохраняться длительное время.

Овладение речью имеет огромное значение для различных сторон психического развития ребенка, под ее влиянием перестраиваются психические процессы ребенка, благодаря чему начинается активное познание окружающего мира.

Источник