Новорожденный ребенок с отклонениями в развитии

Новорожденный ребенок с отклонениями в развитии thumbnail

Детские неврологические проблемы являются проблемой современного общества. Отрицательные факторы – неблагоприятная экологическая обстановка, стрессы во время беременности, нерациональное питание, сказываются на состоянии нервной системы младенцев. Неврология у новорожденных, по данным исследований ВОЗ, наблюдается примерно у четырех из пяти младенцев.

Неврология у новорожденных

Неврология у новорожденных

Особенности детской нервной системы

Нервная система ребенка начинает развиваться еще во внутриутробном периоде. Доктор Комаровский указывает на такие ее основные особенности:

  1. К концу внутриутробного периода нервная система уже полностью сформирована.
  2. Ребенок рождается с незрелой нервной системой.
  3. Развитие ткани головного мозга происходит после рождения.
  4. Мозг новорожденного имеет почти все извилины.
  5. Наиболее зрелым к моменту рождения является спинной мозг.

Обратите внимание! При рождении масса мозга составляет ¼ веса мозга взрослого человека. К концу второго года она достигает 80% от массы взрослого мозга.

Основные рефлексы новорожденных

У новорожденных проверяют такие основные группы рефлексов:

  1. Корневой. Если прикоснуться к уголкам губ, то малыш поворачивает головку и открывает рот.
  2. Сосательный. При прикосновении к губам наблюдаются ритмичные движения.
  3. Хватательный. При поглаживании детской ладони пальцы сжимаются в кулачок.

Хватательный рефлекс

Хватательный рефлекс

  1. Ладонно-ротовой. При надавливании на ладонь малыш открывает рот, наклоняя головку.
  2. Рефлекс Моро. При ударе по поверхности, где лежит грудной ребенок, он разводит руки в стороны, потом делает обхватывающее движение.
  3. Защитный. Если положить ребенка на живот, то он поворачивает голову в сторону.

Симптомы неврологии у грудничков

Неврологическая симптоматика у новорожденных может проявляться в:

  • повышенной нервной возбудимости;
  • дрожании конечностей;
  • частых срыгиваниях;
  • двигательных нарушениях;
  • расстройствах сна;
  • повышениях тонуса мышц;
  • нарушении регуляции внутричерепного давления.

Наблюдаются и признаки заболеваний вегетативной нервной системы:

  • судороги;
  • наличие мраморного оттенка кожи;

Мраморность кожи у новорожденного

Мраморность кожи у новорожденного

  • влажные и холодные конечности;
  • повышенная чувствительность к смене погодных условий.

Появление симптомов неврологии у новорожденных является поводом для немедленного обращения к врачу.

Причины развития патологи

Основными причинами развития неврологических заболеваний у малышей являются:

  • родовая травма;
  • кислородное голодание;
  • осложненные роды;
  • токсикоз женщин во время беременности;
  • неблагоприятная наследственность.

Основные виды заболеваний

Вот какие неврологические заболевания бывают у новорожденных чаще всего:

  1. Гипоксически-ишемическое поражение центральной нервной системы. Оно развивается на фоне гипоксии плода во время беременности.

Опасно! Тяжелое кислородное голодание плода повышает риск нарушений интеллекта, детского церебрального паралича или судорожного синдрома.

  1. Родовые травмы. К ним относятся все неврологические расстройства у новорожденных, появившиеся после прохождения ребенка по родовым путям.
  2. Гидроцефалия. Это избыточное накопление спинномозговой жидкости в желудочках мозга. Заболевание приводит к деформациям черепа.

Гидроцефалия

Гидроцефалия

Когда можно заметить нарушения

Если подозревается неврология у грудничков симптомы ее могут проявляться уже с первых недель жизни. Уже в это время можно заметить:

  • отсутствие сосательного рефлекса;
  • отсутствие защитного рефлекса;
  • угнетение реакции автоматической ходьбы;
  • отсутствие зажимания предмета или пальца;
  • асимметричность рефлекторного ответа в ногах;
  • патологическое выпирание родничка.

До года можно заметить такие признаки неврологии у грудничков:

  • мраморность кожи, наличие полос на ней (этот симптом является физиологичным в первые годы жизни);
  • ускоренный рост головы;
  • косоглазие.

К чему приводит промедление

Неврологические проявления у новорожденных не всегда бывают ярко выраженными. Иногда заметить развитие серьезного заболевания может только врач. Опасность игнорирования симптомов неврологических заболеваний в том, что они приводят к прогрессированию патологий.

Ряд проявлений неврологического заболевания требует немедленного врачебного вмешательства.

Невролог для грудничка

Осмотр ребенка детским неврологом необходим для оценки общего состояния малыша и сбора анамнеза. Врачу во время приема важна такая информация:

  • какая по счету беременность, и не было ли у матери вредных привычек;
  • наличие заболеваний во время беременности;
  • была ли угроза ее прерывания;
  • не было ли токсикоза.

При общем осмотре ребенка до года оцениваются:

  • форма и размер черепа;
  • размер большого родничка;

Родничок у ребенка

Родничок у ребенка

  • аномалии развития ушных раковин, глаз.

Важно! Детский невролог должен осматривать ребенка в возрасте 1, 3, 6 мес. Если малыш развивается без отклонений, то следующий осмотр на предмет симптомов заболеваний по неврологии у детей до года должен произойти в 12 месяцев. В случае отклонений в развитии невролог для грудничка должен вызываться каждый месяц.

Также особое внимание уделяется безусловным рефлексам. После 3, максимум 4 месяцев они должны постепенно угасать. Наличие неврологических симптомов у младенцев, связанных с патологическими безусловными рефлексами, является поводом для госпитализации в детское отделение.

При достижении одного месяца

Невролог следит, появились ли у ребенка характерные признаки, свидетельствующие о нормальном развитии. В одномесячном возрасте карапуз должен удерживать на короткое время головку, лежа на животике, фиксировать взгляд на ярком предмете или лице матери. В этом же возрасте младенец начинает гулить.

При достижении трех месяцев

Невролог фиксирует, как в трехмесячном возрасте ребенок может длительно удерживать голову. Он начинает самостоятельно переворачиваться на спину, хватать игрушки в руки и рассматривать их.

В полугодовалом возрасте

В это время ребенок способен откликаться на имя, различать своих и чужих, активно лепетать, становиться на четвереньки. Также он пытается садиться. Невролог должен следить за всеми изменениями.

Дети постарше

К 9-месячному возрасту врач должен зафиксировать такие изменения:

  • малыш может стоять, держась за опору;
  • приседать;
  • выполнять самые простые просьбы.

Диагностика заболевания у грудных малышей

Для диагностики новорожденного невропатолог применяет такие исследования:

  1. Допплерографию. Она позволяет визуализировать работу сосудов головы, шеи.
  2. УЗИ сосудов.

УЗИ сосудов ребенку

УЗИ сосудов ребенку

  1. ЭхоЭГ. С ее помощью регистрируют электрическую активность головного мозга.
  2. Компьютерная или магнито-резонансная томография позволяет получить полную картину работы мозга.

Детские болезни нервной системы следует диагностировать и лечить как можно раньше. Только так развитие ребенка будет полноценным. Промедление с началом лечения неврологии у младенцев вызывает серьезные осложнения.

Видео

Источник

Появление в семье ребенка — это всегда радость. Для каждого родителя свой малыш кажется особенным. Но некоторые особенности развития могут насторожить. В таких случаях необходимо не медлить и спешить к врачу. К сожалению, в настоящее время количество детей с отклонениями в развитии значительно увеличилось. Такие малыши требуют к себе особого внимания и ухода. Очень важно определить патологию на начальном этапе, чтобы не упустить шанс исправить или облегчить сложившуюся ситуацию. Как правильно определить патологию? Что означает «ребенок с отклонениями в развитии»?

Необходимые нормы для развития

Прежде чем говорить об отклонениях ребенка, выделим условия, необходимые для полноценного развития:

  1. Развитие и функциональность головного мозга должны быть в норме.
  2. Работа нервной системы и физические параметры соответствуют возрасту и обеспечивают все процессы для жизнедеятельности.
  3. Органы чувств могут обеспечивать естественную связь с внешним миром.
  4. Ребенок надлежащим образом, систематически и последовательно проходит все этапы обучения, начиная с семьи и заканчивая учебным заведением.

Нормальное развитие ребенка

Что принято считать нормой в развитии ребенка:

  • Развитие соответствует ровесникам, его окружающим.
  • Поведение отвечает принятым общественным нормам.
  • Развитие организма совпадает с установленными нормами, при этом он способен бороться с негативными факторами окружающей среды и сопротивляется болезням.

Детей с отклонениями все больше, так как какое-то из условий развития не выполняется в силу тех или иных причин.

Причины отклонений

Основные причины развития отклонений у детей делят на:

  • наследственные;
  • внешние (влияние окружающей среды).

К наследственным относят:

  • Генетический фактор.
  • Соматический.
  • Повреждение головного мозга.

В зависимости от того, когда могли оказать влияние патогенные факторы, выделяют следующие промежутки времени:

  • До наступления родов.
  • В период родовой деятельности.
  • Послеродовой период до 3 лет.

Самое большое влияние на развитие психических функций оказывает вредное воздействие в момент интенсивного клеточного развития головного мозга, в период развития эмбриона.

Биологическое влияние

Можно выделить биологические факторы, которые влияют на развитие детей:

  • Генетические мутации.
  • Мать перенесла в период беременности инфекционное или вирусное заболевание: краснуху, грипп.
  • Родители не совместимы по резус-фактору.
  • Мать болеет диабетом.
  • Имеются у родителей венерические заболевания.
  • Прием наркотических препаратов, особенно матерью.

Влияние негативных факторов на развитие

  • Биохимическое воздействие. Заводы, химические удобрения, бесконтрольный прием медицинских препаратов. Эти факторы оказывают влияние и в период беременности, и на ранних этапах развития ребенка.
  • Недостаток кислорода для плода.
  • Сильные токсикозы во второй половине беременности.
  • Слабое здоровье матери. Плохое питание, опухолевые процессы, недостаток витаминов.
  • Хронические заболевания у ребенка, начавшиеся в раннем возрасте: астма, диабет, патологии крови.
  • Травмы мозга в раннем возрасте и тяжелые инфекционные заболевания.
  • Травмы во время патологических родов.

Все эти негативные факторы могут стать причиной того, что будет ребенок с отклонениями в развитии.

Социальное влияние

Выделим социальные факторы, влияющие на развитие ребенка:

  • Сильные переживания будущей матери, сопровождающиеся значительным выбросом гормонов в околоплодные воды.

Стресс во время беременности

  • Негативные события и настроения против будущего малыша.
  • Стрессовые ситуации, часто повторяющиеся.
  • Состояние психики матери в период родовой деятельности.
  • Плохое отношение к ребенку, отрыв от матери, грубое обращение, отсутствие теплых отношений.

Все эти факторы больше требуют профессиональной консультации у психологов и педагогов, так как могут вызвать отклонения в психическом развитии ребенка, в то время как биологические требуют внимания врачей.

Какие возможны отклонения

Можно выделить несколько групп отклонений:

  • Дети с физическими отклонениями. Сюда относят нарушения в работе опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха.
  • Отклонения в психическом развитии ребенка. Это нарушение речи, умственная отсталость, также задержка психического развития и отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы.
  • Педагогические отклонения. Дети, не получившие среднего образования.
  • Дети с социальными отклонениями, не имеющие воспитания для вхождения в социальную среду. В этом случае важна профилактическая работа.

Также следует выделить периоды, в которые можно заметить яркие отклонения от развития:

  • Дошкольный.
  • Школьный младший.
  • Подростковый.

Для каждого периода ребенок должен обладать определенными навыками, умениями, знаниями. Взрослые в это время должны быть особенно внимательны и уделять ребенку время для занятий и общения.

Особенности отклонений в развитии детей

Рассмотрим особенности отклонений у детей с временной задержкой развития. Характерны следующие признаки:

  • Заметны отклонения становятся в школе.
  • Ребенок ведет себя так, как будто он в детском саду.
  • Не выполняет домашнее задание.
  • Трудно поддается обучению, чтению и письму.

Трудности в обучении

  • Быстро устает.
  • Жалуется на головные боли.
  • Недостаточное физическое развитие.
  • Возможна задержка в мышлении.

У ребенка с психофизическим инфантилизмом есть такая особенность:

  • Понимает сюжет изображения.
  • Может понять смысл.

Дети, имеющие отклонения в развитии с признаками астении, имеют следующие проявления:

  • Нервное истощение.
  • Быстрая утомляемость.
  • Частые головные боли.
  • Плохая память.
  • Невнимательность.
  • Чрезмерная возбудимость.
  • Излишняя подвижность, импульсивность.
  • Плаксивость.
  • Робость и вялость.
  • Заторможенность.
  • Медлительность.
  • Расстройство сна.
  • Грубость.
  • Нестабильность поведения.

У каждого ребенка отклонения проявляются по-разному.

Нарушение умственного развития

К категории умственно отсталых детей относятся:

  • Дебилы. При правильном развитии и обучении могут быть высокого уровня психического развития. Имеют профессию, несут гражданскую ответственность.
  • Имбецилы. Глубоко отсталые дети. Не усваивают общих правил, понятий. Могут с большим трудом научиться писать, читать. Требуют постоянного ухода.
  • Идиоты. У таких детей нарушена координация, не развита речь, не могут себя обслуживать. Нуждаются в специальном уходе.

Дети, которые выделяются из толпы своих сверстников высоким развитием, также считаются детьми с отклонением в развитии. Особенности таких деток рассмотрим дальше.

Малыши с высоким уровнем развития

Они отличаются от своих сверстников тем, что:

  • Могут делать несколько дел одновременно.
  • Очень любопытны.
  • Легко прослеживают причинно-следственные связи.
  • Развито абстрактное мышление.
  • Концентрация внимания на высоком уровне.
  • Стремятся в том, чем занимаются, достигнуть совершенства.
  • Хорошо развиты учебные навыки.

Можно выделить психологические особенности таких детей:

  • Хорошо развито воображение.
  • Есть чувство справедливости с раннего возраста.
  • Ставят себе высокие планки в деле, которым занимаются.
  • Имеют хорошее чувство юмора.
  • Плохо справляются со своими неудачами.
  • Детские страхи сильно преувеличены.
  • Могут обладать экстрасенсорными способностями.
  • Появляются проблемы с ровесниками из-за развитого эгоцентризма.
  • Мало спят.

Следует внимательно относиться к ребенку, чтобы своевременно заметить особенности изменения психики по мере его взросления.

Особенности отклонений в психическом развитии

Отклонения в психическом развитии ребенка оцениваются по следующим критериям:

  • Как развита память.
  • Мышление.
  • Развитие речи.
  • Восприятие окружающего мира.

Какие существуют виды задержки психического развития:

  • Психогенный. Является результатом отсутствия воспитания в семье. Как правило, это дети из неблагополучных семей.
  • Соматогенный. Задержка в результате перенесенного заболевания. Ребенок сильно устает, ослаблен. Либо слишком возбудим.
  • Церебрально-астенический. Органическое поражение мозга. Ребенок чрезмерно возбужден, агрессивен. Настроение часто резко меняется.

Психические отклонения в развитии ребенка

  • Конституционный. На фоне недоразвитости лобных долей головного мозга. Уровень развития отстает на несколько лет. Так 6-летний ведет себя и испытывает потребности, как 2-летний.

При диагностике требуется осторожность, так как некоторые из перечисленных признаков могут быть проявлениями характера ребенка.

Диагностика отклонений у ребенка

Чтобы подтвердить или опровергнуть, что ребенок с отклонениями в развитии, необходимо провести медицинское и психологическое обследование.

При медицинском осмотре проводится:

  • Визуальный осмотр ребенка. Строение черепа, особенности скелета, конечностей, развитие сенсорных функций.
  • Сбор информации, имеющиеся жалобы со слов матери.
  • Состояние неврологического и психического характера.

Необходимо обратить внимание:

  • На эмоциональность.
  • Развитие интеллекта.
  • Развитие речи.
  • Моторику.
  • Состояние психики, нервной системы.

Возможны также такие обследования:

  • Рентгенография черепа.
  • Компьютерная томография.
  • Энцефалограмма.

Диагностика отклонений в развитии

Некоторые заболевания можно установить по внешним признакам. Особенно это касается врожденных патологий.

Психическое обследование требует анализа:

  • Внимания ребенка.
  • Памяти.
  • Интеллекта.
  • Восприятия внешнего мира.
  • Как ребенок мыслит.
  • Как выражает эмоции.

Как правило, это легко определяется в игровой форме. Для этого используется наглядный материал, а также методы и приемы работы, подстроенные под дефект ребенка. Для глухих необходимы жесты, для отсталых в умственном развитии — простые задания. Сложность и главная задача для диагноста — это заинтересовать ребенка в игре, он не должен отказываться. Это необходимое условие правильной диагностики. После этого можно назначать коррекцию отклонений в развитии детей.

Обучение и воспитание детей с отклонениями

Коррекция включает работу педагогов, врачей и родителей.

Можно выделить несколько принципов обучения детей с отклонениями в развитии:

  • Стимулирование сознательной деятельности.
  • Развитие активности.
  • Использование наглядного материала.
  • Систематичность занятий.
  • Доступность материала.
  • Соответствие между материалом и возможностями ребенка.
  • Прочное закрепление материала.
  • Дифференциальный подход.

Особое внимание уделяется развитию памяти и логического мышления. Обучение ставит цель не приспособиться к дефекту ребенка, а его корректировать и преодолеть. Образование детей с отклонениями в развитии имеет два направления:

  • Дифференциальное образование.
  • Инклюзивное образование.

Коррекционное обучение должно формировать психические функции ребенка и развивать опыт в преодолении имеющихся нарушений, будь то нарушение речи, слуха, моторики или поведения. Обучение и воспитание также должны быть методом профилактики возникновения вторичных отклонений. Это возможно из-за неготовности ребенка с отклонениями в развитии к существованию в социуме.

Для таких детей необходимо воздействие:

  • Лечебно-оздоровительное.
  • Психологическое.
  • Педагогическое.
  • Психотерапевтическое лечение должно проводиться напрямую и косвенно.
  • Занятия групповые и индивидуальные.

Ребенок с отклонениями развития в семье не всегда правильно оценивается родителями. Слишком много заботы или невнимательное отношение к ребенку могут усугубить психическое состояние. Изоляция также оказывает отрицательное влияние. Поэтому очень важна совместная работа педагогов и родителей. Необходимо оказывать квалифицированную помощь родителям для того, чтобы они могли оказать поддержку детям в получении знаний, навыков при определенных нарушениях.

Условия для интеграции детей

В настоящее время оказывается помощь детям с отклонениями в развитии, а также их родителям.

А именно:

  • Проводится ранняя диагностика выявления нарушений в развитии.
  • Организуется раннее коррекционно-воспитательное воздействие с первых месяцев жизни.
  • Проводится отбор детей с учетом дефекта отклонений, уровня развития и способности ребенка к обучению.
  • Дети, которые нуждаются в специальных условиях, определяются в специализированные учреждения.

Обучение детей с отклонениями

  • Составляются варианты учебных программ, пособий по воспитанию и обучению детей с отклонениями в развитии.
  • Необходимо постоянно контролировать и смотреть динамику развития таких малышей.

Воспитание детей с отклонениями в развитии имеет множество проблем:

  • Родители не умеют совместно работать с ребенком.
  • Не могут эмоционально поддерживать малыша.
  • Некоторые испытывают неадекватные реакции к нему.
  • Неадекватные методы воспитания.
  • Недостаточно общения с ребенком.

Только совместная работа специалиста, педагога и родителя может дать ощутимые положительные результаты в обучении ребенка с отклонениями.

Источник