Новорожденный ребенок с отклонениями в развитии
Детские неврологические проблемы являются проблемой современного общества. Отрицательные факторы – неблагоприятная экологическая обстановка, стрессы во время беременности, нерациональное питание, сказываются на состоянии нервной системы младенцев. Неврология у новорожденных, по данным исследований ВОЗ, наблюдается примерно у четырех из пяти младенцев.
Неврология у новорожденных
Особенности детской нервной системы
Нервная система ребенка начинает развиваться еще во внутриутробном периоде. Доктор Комаровский указывает на такие ее основные особенности:
- К концу внутриутробного периода нервная система уже полностью сформирована.
- Ребенок рождается с незрелой нервной системой.
- Развитие ткани головного мозга происходит после рождения.
- Мозг новорожденного имеет почти все извилины.
- Наиболее зрелым к моменту рождения является спинной мозг.
Обратите внимание! При рождении масса мозга составляет ¼ веса мозга взрослого человека. К концу второго года она достигает 80% от массы взрослого мозга.
Основные рефлексы новорожденных
У новорожденных проверяют такие основные группы рефлексов:
- Корневой. Если прикоснуться к уголкам губ, то малыш поворачивает головку и открывает рот.
- Сосательный. При прикосновении к губам наблюдаются ритмичные движения.
- Хватательный. При поглаживании детской ладони пальцы сжимаются в кулачок.
Хватательный рефлекс
- Ладонно-ротовой. При надавливании на ладонь малыш открывает рот, наклоняя головку.
- Рефлекс Моро. При ударе по поверхности, где лежит грудной ребенок, он разводит руки в стороны, потом делает обхватывающее движение.
- Защитный. Если положить ребенка на живот, то он поворачивает голову в сторону.
Симптомы неврологии у грудничков
Неврологическая симптоматика у новорожденных может проявляться в:
- повышенной нервной возбудимости;
- дрожании конечностей;
- частых срыгиваниях;
- двигательных нарушениях;
- расстройствах сна;
- повышениях тонуса мышц;
- нарушении регуляции внутричерепного давления.
Наблюдаются и признаки заболеваний вегетативной нервной системы:
- судороги;
- наличие мраморного оттенка кожи;
Мраморность кожи у новорожденного
- влажные и холодные конечности;
- повышенная чувствительность к смене погодных условий.
Появление симптомов неврологии у новорожденных является поводом для немедленного обращения к врачу.
Причины развития патологи
Основными причинами развития неврологических заболеваний у малышей являются:
- родовая травма;
- кислородное голодание;
- осложненные роды;
- токсикоз женщин во время беременности;
- неблагоприятная наследственность.
Основные виды заболеваний
Вот какие неврологические заболевания бывают у новорожденных чаще всего:
- Гипоксически-ишемическое поражение центральной нервной системы. Оно развивается на фоне гипоксии плода во время беременности.
Опасно! Тяжелое кислородное голодание плода повышает риск нарушений интеллекта, детского церебрального паралича или судорожного синдрома.
- Родовые травмы. К ним относятся все неврологические расстройства у новорожденных, появившиеся после прохождения ребенка по родовым путям.
- Гидроцефалия. Это избыточное накопление спинномозговой жидкости в желудочках мозга. Заболевание приводит к деформациям черепа.
Гидроцефалия
Когда можно заметить нарушения
Если подозревается неврология у грудничков симптомы ее могут проявляться уже с первых недель жизни. Уже в это время можно заметить:
- отсутствие сосательного рефлекса;
- отсутствие защитного рефлекса;
- угнетение реакции автоматической ходьбы;
- отсутствие зажимания предмета или пальца;
- асимметричность рефлекторного ответа в ногах;
- патологическое выпирание родничка.
До года можно заметить такие признаки неврологии у грудничков:
- мраморность кожи, наличие полос на ней (этот симптом является физиологичным в первые годы жизни);
- ускоренный рост головы;
- косоглазие.
К чему приводит промедление
Неврологические проявления у новорожденных не всегда бывают ярко выраженными. Иногда заметить развитие серьезного заболевания может только врач. Опасность игнорирования симптомов неврологических заболеваний в том, что они приводят к прогрессированию патологий.
Ряд проявлений неврологического заболевания требует немедленного врачебного вмешательства.
Невролог для грудничка
Осмотр ребенка детским неврологом необходим для оценки общего состояния малыша и сбора анамнеза. Врачу во время приема важна такая информация:
- какая по счету беременность, и не было ли у матери вредных привычек;
- наличие заболеваний во время беременности;
- была ли угроза ее прерывания;
- не было ли токсикоза.
При общем осмотре ребенка до года оцениваются:
- форма и размер черепа;
- размер большого родничка;
Родничок у ребенка
- аномалии развития ушных раковин, глаз.
Важно! Детский невролог должен осматривать ребенка в возрасте 1, 3, 6 мес. Если малыш развивается без отклонений, то следующий осмотр на предмет симптомов заболеваний по неврологии у детей до года должен произойти в 12 месяцев. В случае отклонений в развитии невролог для грудничка должен вызываться каждый месяц.
Также особое внимание уделяется безусловным рефлексам. После 3, максимум 4 месяцев они должны постепенно угасать. Наличие неврологических симптомов у младенцев, связанных с патологическими безусловными рефлексами, является поводом для госпитализации в детское отделение.
При достижении одного месяца
Невролог следит, появились ли у ребенка характерные признаки, свидетельствующие о нормальном развитии. В одномесячном возрасте карапуз должен удерживать на короткое время головку, лежа на животике, фиксировать взгляд на ярком предмете или лице матери. В этом же возрасте младенец начинает гулить.
При достижении трех месяцев
Невролог фиксирует, как в трехмесячном возрасте ребенок может длительно удерживать голову. Он начинает самостоятельно переворачиваться на спину, хватать игрушки в руки и рассматривать их.
В полугодовалом возрасте
В это время ребенок способен откликаться на имя, различать своих и чужих, активно лепетать, становиться на четвереньки. Также он пытается садиться. Невролог должен следить за всеми изменениями.
Дети постарше
К 9-месячному возрасту врач должен зафиксировать такие изменения:
- малыш может стоять, держась за опору;
- приседать;
- выполнять самые простые просьбы.
Диагностика заболевания у грудных малышей
Для диагностики новорожденного невропатолог применяет такие исследования:
- Допплерографию. Она позволяет визуализировать работу сосудов головы, шеи.
- УЗИ сосудов.
УЗИ сосудов ребенку
- ЭхоЭГ. С ее помощью регистрируют электрическую активность головного мозга.
- Компьютерная или магнито-резонансная томография позволяет получить полную картину работы мозга.
Детские болезни нервной системы следует диагностировать и лечить как можно раньше. Только так развитие ребенка будет полноценным. Промедление с началом лечения неврологии у младенцев вызывает серьезные осложнения.
Видео
Источник
Появление в семье ребенка — это всегда радость. Для каждого родителя свой малыш кажется особенным. Но некоторые особенности развития могут насторожить. В таких случаях необходимо не медлить и спешить к врачу. К сожалению, в настоящее время количество детей с отклонениями в развитии значительно увеличилось. Такие малыши требуют к себе особого внимания и ухода. Очень важно определить патологию на начальном этапе, чтобы не упустить шанс исправить или облегчить сложившуюся ситуацию. Как правильно определить патологию? Что означает «ребенок с отклонениями в развитии»?
Необходимые нормы для развития
Прежде чем говорить об отклонениях ребенка, выделим условия, необходимые для полноценного развития:
- Развитие и функциональность головного мозга должны быть в норме.
- Работа нервной системы и физические параметры соответствуют возрасту и обеспечивают все процессы для жизнедеятельности.
- Органы чувств могут обеспечивать естественную связь с внешним миром.
- Ребенок надлежащим образом, систематически и последовательно проходит все этапы обучения, начиная с семьи и заканчивая учебным заведением.
Что принято считать нормой в развитии ребенка:
- Развитие соответствует ровесникам, его окружающим.
- Поведение отвечает принятым общественным нормам.
- Развитие организма совпадает с установленными нормами, при этом он способен бороться с негативными факторами окружающей среды и сопротивляется болезням.
Детей с отклонениями все больше, так как какое-то из условий развития не выполняется в силу тех или иных причин.
Причины отклонений
Основные причины развития отклонений у детей делят на:
- наследственные;
- внешние (влияние окружающей среды).
К наследственным относят:
- Генетический фактор.
- Соматический.
- Повреждение головного мозга.
В зависимости от того, когда могли оказать влияние патогенные факторы, выделяют следующие промежутки времени:
- До наступления родов.
- В период родовой деятельности.
- Послеродовой период до 3 лет.
Самое большое влияние на развитие психических функций оказывает вредное воздействие в момент интенсивного клеточного развития головного мозга, в период развития эмбриона.
Биологическое влияние
Можно выделить биологические факторы, которые влияют на развитие детей:
- Генетические мутации.
- Мать перенесла в период беременности инфекционное или вирусное заболевание: краснуху, грипп.
- Родители не совместимы по резус-фактору.
- Мать болеет диабетом.
- Имеются у родителей венерические заболевания.
- Прием наркотических препаратов, особенно матерью.
- Биохимическое воздействие. Заводы, химические удобрения, бесконтрольный прием медицинских препаратов. Эти факторы оказывают влияние и в период беременности, и на ранних этапах развития ребенка.
- Недостаток кислорода для плода.
- Сильные токсикозы во второй половине беременности.
- Слабое здоровье матери. Плохое питание, опухолевые процессы, недостаток витаминов.
- Хронические заболевания у ребенка, начавшиеся в раннем возрасте: астма, диабет, патологии крови.
- Травмы мозга в раннем возрасте и тяжелые инфекционные заболевания.
- Травмы во время патологических родов.
Все эти негативные факторы могут стать причиной того, что будет ребенок с отклонениями в развитии.
Социальное влияние
Выделим социальные факторы, влияющие на развитие ребенка:
- Сильные переживания будущей матери, сопровождающиеся значительным выбросом гормонов в околоплодные воды.
- Негативные события и настроения против будущего малыша.
- Стрессовые ситуации, часто повторяющиеся.
- Состояние психики матери в период родовой деятельности.
- Плохое отношение к ребенку, отрыв от матери, грубое обращение, отсутствие теплых отношений.
Все эти факторы больше требуют профессиональной консультации у психологов и педагогов, так как могут вызвать отклонения в психическом развитии ребенка, в то время как биологические требуют внимания врачей.
Какие возможны отклонения
Можно выделить несколько групп отклонений:
- Дети с физическими отклонениями. Сюда относят нарушения в работе опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха.
- Отклонения в психическом развитии ребенка. Это нарушение речи, умственная отсталость, также задержка психического развития и отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы.
- Педагогические отклонения. Дети, не получившие среднего образования.
- Дети с социальными отклонениями, не имеющие воспитания для вхождения в социальную среду. В этом случае важна профилактическая работа.
Также следует выделить периоды, в которые можно заметить яркие отклонения от развития:
- Дошкольный.
- Школьный младший.
- Подростковый.
Для каждого периода ребенок должен обладать определенными навыками, умениями, знаниями. Взрослые в это время должны быть особенно внимательны и уделять ребенку время для занятий и общения.
Особенности отклонений в развитии детей
Рассмотрим особенности отклонений у детей с временной задержкой развития. Характерны следующие признаки:
- Заметны отклонения становятся в школе.
- Ребенок ведет себя так, как будто он в детском саду.
- Не выполняет домашнее задание.
- Трудно поддается обучению, чтению и письму.
- Быстро устает.
- Жалуется на головные боли.
- Недостаточное физическое развитие.
- Возможна задержка в мышлении.
У ребенка с психофизическим инфантилизмом есть такая особенность:
- Понимает сюжет изображения.
- Может понять смысл.
Дети, имеющие отклонения в развитии с признаками астении, имеют следующие проявления:
- Нервное истощение.
- Быстрая утомляемость.
- Частые головные боли.
- Плохая память.
- Невнимательность.
- Чрезмерная возбудимость.
- Излишняя подвижность, импульсивность.
- Плаксивость.
- Робость и вялость.
- Заторможенность.
- Медлительность.
- Расстройство сна.
- Грубость.
- Нестабильность поведения.
У каждого ребенка отклонения проявляются по-разному.
Нарушение умственного развития
К категории умственно отсталых детей относятся:
- Дебилы. При правильном развитии и обучении могут быть высокого уровня психического развития. Имеют профессию, несут гражданскую ответственность.
- Имбецилы. Глубоко отсталые дети. Не усваивают общих правил, понятий. Могут с большим трудом научиться писать, читать. Требуют постоянного ухода.
- Идиоты. У таких детей нарушена координация, не развита речь, не могут себя обслуживать. Нуждаются в специальном уходе.
Дети, которые выделяются из толпы своих сверстников высоким развитием, также считаются детьми с отклонением в развитии. Особенности таких деток рассмотрим дальше.
Малыши с высоким уровнем развития
Они отличаются от своих сверстников тем, что:
- Могут делать несколько дел одновременно.
- Очень любопытны.
- Легко прослеживают причинно-следственные связи.
- Развито абстрактное мышление.
- Концентрация внимания на высоком уровне.
- Стремятся в том, чем занимаются, достигнуть совершенства.
- Хорошо развиты учебные навыки.
Можно выделить психологические особенности таких детей:
- Хорошо развито воображение.
- Есть чувство справедливости с раннего возраста.
- Ставят себе высокие планки в деле, которым занимаются.
- Имеют хорошее чувство юмора.
- Плохо справляются со своими неудачами.
- Детские страхи сильно преувеличены.
- Могут обладать экстрасенсорными способностями.
- Появляются проблемы с ровесниками из-за развитого эгоцентризма.
- Мало спят.
Следует внимательно относиться к ребенку, чтобы своевременно заметить особенности изменения психики по мере его взросления.
Особенности отклонений в психическом развитии
Отклонения в психическом развитии ребенка оцениваются по следующим критериям:
- Как развита память.
- Мышление.
- Развитие речи.
- Восприятие окружающего мира.
Какие существуют виды задержки психического развития:
- Психогенный. Является результатом отсутствия воспитания в семье. Как правило, это дети из неблагополучных семей.
- Соматогенный. Задержка в результате перенесенного заболевания. Ребенок сильно устает, ослаблен. Либо слишком возбудим.
- Церебрально-астенический. Органическое поражение мозга. Ребенок чрезмерно возбужден, агрессивен. Настроение часто резко меняется.
- Конституционный. На фоне недоразвитости лобных долей головного мозга. Уровень развития отстает на несколько лет. Так 6-летний ведет себя и испытывает потребности, как 2-летний.
При диагностике требуется осторожность, так как некоторые из перечисленных признаков могут быть проявлениями характера ребенка.
Диагностика отклонений у ребенка
Чтобы подтвердить или опровергнуть, что ребенок с отклонениями в развитии, необходимо провести медицинское и психологическое обследование.
При медицинском осмотре проводится:
- Визуальный осмотр ребенка. Строение черепа, особенности скелета, конечностей, развитие сенсорных функций.
- Сбор информации, имеющиеся жалобы со слов матери.
- Состояние неврологического и психического характера.
Необходимо обратить внимание:
- На эмоциональность.
- Развитие интеллекта.
- Развитие речи.
- Моторику.
- Состояние психики, нервной системы.
Возможны также такие обследования:
- Рентгенография черепа.
- Компьютерная томография.
- Энцефалограмма.
Некоторые заболевания можно установить по внешним признакам. Особенно это касается врожденных патологий.
Психическое обследование требует анализа:
- Внимания ребенка.
- Памяти.
- Интеллекта.
- Восприятия внешнего мира.
- Как ребенок мыслит.
- Как выражает эмоции.
Как правило, это легко определяется в игровой форме. Для этого используется наглядный материал, а также методы и приемы работы, подстроенные под дефект ребенка. Для глухих необходимы жесты, для отсталых в умственном развитии — простые задания. Сложность и главная задача для диагноста — это заинтересовать ребенка в игре, он не должен отказываться. Это необходимое условие правильной диагностики. После этого можно назначать коррекцию отклонений в развитии детей.
Обучение и воспитание детей с отклонениями
Коррекция включает работу педагогов, врачей и родителей.
Можно выделить несколько принципов обучения детей с отклонениями в развитии:
- Стимулирование сознательной деятельности.
- Развитие активности.
- Использование наглядного материала.
- Систематичность занятий.
- Доступность материала.
- Соответствие между материалом и возможностями ребенка.
- Прочное закрепление материала.
- Дифференциальный подход.
Особое внимание уделяется развитию памяти и логического мышления. Обучение ставит цель не приспособиться к дефекту ребенка, а его корректировать и преодолеть. Образование детей с отклонениями в развитии имеет два направления:
- Дифференциальное образование.
- Инклюзивное образование.
Коррекционное обучение должно формировать психические функции ребенка и развивать опыт в преодолении имеющихся нарушений, будь то нарушение речи, слуха, моторики или поведения. Обучение и воспитание также должны быть методом профилактики возникновения вторичных отклонений. Это возможно из-за неготовности ребенка с отклонениями в развитии к существованию в социуме.
Для таких детей необходимо воздействие:
- Лечебно-оздоровительное.
- Психологическое.
- Педагогическое.
- Психотерапевтическое лечение должно проводиться напрямую и косвенно.
- Занятия групповые и индивидуальные.
Ребенок с отклонениями развития в семье не всегда правильно оценивается родителями. Слишком много заботы или невнимательное отношение к ребенку могут усугубить психическое состояние. Изоляция также оказывает отрицательное влияние. Поэтому очень важна совместная работа педагогов и родителей. Необходимо оказывать квалифицированную помощь родителям для того, чтобы они могли оказать поддержку детям в получении знаний, навыков при определенных нарушениях.
Условия для интеграции детей
В настоящее время оказывается помощь детям с отклонениями в развитии, а также их родителям.
А именно:
- Проводится ранняя диагностика выявления нарушений в развитии.
- Организуется раннее коррекционно-воспитательное воздействие с первых месяцев жизни.
- Проводится отбор детей с учетом дефекта отклонений, уровня развития и способности ребенка к обучению.
- Дети, которые нуждаются в специальных условиях, определяются в специализированные учреждения.
- Составляются варианты учебных программ, пособий по воспитанию и обучению детей с отклонениями в развитии.
- Необходимо постоянно контролировать и смотреть динамику развития таких малышей.
Воспитание детей с отклонениями в развитии имеет множество проблем:
- Родители не умеют совместно работать с ребенком.
- Не могут эмоционально поддерживать малыша.
- Некоторые испытывают неадекватные реакции к нему.
- Неадекватные методы воспитания.
- Недостаточно общения с ребенком.
Только совместная работа специалиста, педагога и родителя может дать ощутимые положительные результаты в обучении ребенка с отклонениями.
Источник