Новорожденный и грудной ребенок особенности развития новорожденных
Дети, родившиеся здоровыми, развиваются нормально при условии правильного воспитания и хорошего ухода за ними.
Для того чтобы правильно ухаживать за новорожденными дома, родителям необходимы хотя бы элементарные знания об особенностях их организма. Обычно у молодых родителей, тем более воспитывающих первенца, возникает много вопросов.
Зачем так часто кормить младенца? Почему он должен спать на жесткой постели без подушки? Стоит ли использованную соску каждый раз кипятить или можно просто сполоснуть водой? Что делать, если малыш часто плачет по ночам? И так далее и тому подобное.
Прежде всего следует знать, что все получаемые родителями от педиатров, невропатологов, гигиенистов рекомендации даются с учетом анатомо-физиологических особенностей малыша. Эти рекомендации вырабатываются на строго научной основе и направлены на создание самых благоприятных условий для роста и развития ребенка.
В момент рождения резко изменяется среда существования ребенка.
В утробе матери он получал питание от материнского организма через плаценту (детское место) и пуповину. У него не было легочного дыхания, не функционировали пищеварительные органы, мочевыделительная система. С первых мгновений самостоятельного существования организм младенца резко перестраивается.
Первый вдох, первый крик новорожденного сигнализируют о включении многих «дремавших» до этого органов и систем. Но еще много времени пройдет, прежде чем они заработают с полной нагрузкой. Адаптация новорожденных происходит медленно, постепенно. Отсюда и характерные особенности в строении и жизнедеятельности организма младенца.
Кожа новорожденного нежная, тонкая.
Под ней располагается хорошо выраженный к моменту рождения подкожный жировой слой. Особенностью кожного покрова в этом возрасте является повышенная ранимость. Этим объясняется склонность новорожденных и грудных детей к опрелостям, ссадинам. Нижние слои кожи пронизаны большим количеством капилляров — очень мелких кровеносных сосудов. Поэтому младенец так легко краснеет при крике, перегревании.
Терморегуляция организма еще несовершенна, температура тела ребенка может быстро изменяться под влиянием внешних условий.
Эти изменения сразу же сказываются на состоянии кожных покровов. При переохлаждении они бледнеют, покрываются мелкими пупырышками, иногда приобретают синюшный оттенок. При сильном перегревании быстро выступает испарина в виде мельчайших капелек. Следует знать, что перегревание маленькие дети переносят хуже переохлаждения. Через поры кожи осуществляется кожное дыхание, которое протекает интенсивнее, чем у детей старшего возраста. Вот почему уходу за кожей придается в грудном возрасте такое большое значение.
Мышечно-связочный аппарат новорожденного развит слабо. Поэтому в течение нескольких месяцев после рождения ребенок рефлекторно стремится сохранить внутриутробную позу, поджимает ножки к животу, голову пригибает к груди. Ограничены двигательные способности малыша, мышцы сгибатели и разгибатели почти постоянно напряжены, конечности полусогнуты. Слабые мышцы шеи не могут еще удерживать голяку в вертикальном положении.
Скелет к моменту рождения полностью сформирован.
Но костная ткань еще рыхлая, из-за чего кости сравнительно мягкие, податливые. Вместо некоторых костей имеются хрящи, с возрастом они затвердевают, превращаясь в костную ткань. Череп новорожденного состоит из отдельных долей, не имеющих между собой жестких соединений. Такое строение черепа обеспечивает уменьшение его объема при прохождении через родовые пути: доли черепа сдвигаются, заходят одна на другую. Через некоторое время после родов черепные доли вновь расходятся. Под кожей на темени и в лобно-теменной части черепа новорожденного мягкие впадинки, не защищенные костями. Это большой и малый роднички. Малый родничок в результате дальнейшего роста костей черепа закрывается к достижению ребенком возраста 7 — 8 месяцев, большой — к 1 году или 1 году 3 месяцам.
Система кровообращения работает со значительно большей нагрузкой, чем у взрослых.
Нормальная частота пульса у новорожденных — 120 — 140 ударов в минуту; при напряжении, крике быстро возрастает до 160 — 180 и даже до 200! Сердце у грудных детей относительно больше, чем у взрослых, к году его масса удваивается. Кровь циркулирует со значительно большей скоростью.
Органы дыхания также имеют целый ряд характерных особенностей.
Носовые ходы и гортань грудного ребенка относительно короткие и узкие. Они выстланы нежной рыхлой слизистой оболочкой, богатой кровеносными сосудами. Слизистая носоглотки весьма чувствительна к воздействию холода, тепла. Она быстро набухает, в результате чего может создаваться отек, затрудняющий дыхание ребенка. Гортань переходит в трахею, которая на уровне П1 грудного позвонка делится на два главных бронха, ведущих к правому и левому’ легкому.
Дыхание у грудных детей поверхностное, неглубокое, неравномерное и по сравнению со взрослыми учащенное— 40 — 60 раз в минуту (у взрослых норма — 18 — 20 раз), так как потребность в кислороде очень велика.
Желудочно-кишечный тракт новорожденных и грудных детей имеет весьма существенные особенности.
Полость рта у них невелика, ее слизистая оболочка — нежная, тонкая, чрезвычайно чувствительная, легко инфицируется. На наружной стороне слизистой губ хорошо различаются небольшие припухлости, так называемые сосательные валики, которые позволяют ребенку хорошо захватывать и сосать грудь.
Зубов при рождении у младенца нет. Прорезывание зубов начинается в 6— 7 месяцев.
Принято считать, что это весьма болезненный процесс, сопровождающийся воспалением десны, подъемом температуры тела. Однако в тех случаях, когда уход за ребенком осуществляется правильно, с соблюдением всех гигиенических правил, никаких патологических явлений не бывает. Для профилактики рекомендуется после кормления смазывать десны малыша ватным тампоном, смоченным светло-розовым раствором марганцовокислого калия. Еще более тщательно нужно следить за чистотой рук малыша, его игрушек, посуды. И тогда прорезывание зубов будет проходить безболезненно.
Слюноотделение у новорожденного довольно слабое, к 4 — 5 месяцам оно заметно увеличивается. Нужно аккуратно промокать слюну, попавшую на лицо ребенка, что помогает предотвратить раздражение кожи.
Пищевод в младенческом возрасте довольно короткий. Желудок располагается почти вертикально, размером он примерно с кулачок ребенка. Запирательный клапан, соединяющий пищевод с желудком, развит еще недостаточно, поэтому у младенца часто бывают срыгивания (обратный заброс пищи из желудка в полость рта).
Мышечные слои желудка и кишечника сформированы неокончательно.
Тонкий кишечник относительно длинен. Стенки кишечника проницаемы для токсинов. Вот почему грудной ребенок очень чувствителен к малейшим нарушениям режима кормления.
Опорожнение кишечника в норме происходит 2 — 3 раза в сутки. Кал светлый, желтовато- коричневый, довольно мягкой консистенции. Примерно к году стул бывает один раз, реже — два раза в сутки. При запорах или поносах ребенка нужно обязательно показать педиатру.
Почки, мочеточники, мочевой пузырь новорожденного развиты хорошо. В течение первых 3 — 4 от рождения суток мочевыделение замедлено. Количество мочи невелико. Мочится младенец всего 5 — 6 раз в сутки. Моча прозрачная, без запаха.
Затем количество мочеиспусканий доходит до 20 — 25 раз в сутки, так как объем мочевого пузыря невелик и требуется частое его опорожнение. По мере взросления ребенка увеличивается количество однократно выделяемой мочи и уменьшается число мочеиспускания, достигая к году 14 — 16 раз в сутки.
Мочеиспускание у детей первого года жизни происходит рефлекторно, по мере наполнения мочевого пузыря. Но уже с 2 — 3 месяцев надо стараться выработать у ребенка условный рефлекс. Для этого грудного ребенка периодически — до и после кормления, во время активного бодрствования — держат над тазиком или горшком. С 5 — 6 месяцев высаживают на горшок. Ночью этого делать не следует, так как привычка просыпаться по ночам может остаться на многие годы.
Если вы заметили учащенное мочеиспускание у малыша, обратитесь к врачу, так как оно может служить признакам воспалительных заболеваний мочевыводящей системы.
Наружные половые органы и у мальчиков и у девочек к моменту рождения хорошо сформированы. Следует знать, что их слизистые покровы очень чувствительны к инфицированию, и гигиенический уход за ними должен быть чрезвычайно аккуратным.
Нервная система. Все действия новорожденного — результат безусловных рефлексов: сосательного, глотательного, мигательного, хватательного, защитных и других. Головной мозг относительно велик, но клетки его развиты недостаточно. Новорожденный различает яркий свет, но видеть отдельные предметы еще не умеет. Слух также понижен, реакция наступает только на резкие, громкие звуки. Хорошо действуют вкусовые, обонятельные, тактильные (осязательные) рецепторы.
Почему новорожденные и грудные дети так часто плачут? Что делать в таких случаях?
Плач в этом возрасте — реакция на неблагоприятные внешние раздражители: боль, голод, холод, мокрую пеленку и т. д. Малыш хочет избавиться от неудобства и привлекает к себе внимание единственным доступным ему способом — криком. Следовательно, задача взрослого — прежде всего выяснить и устранить причину беспокойства ребенка.
Посмотрите, сухой ли он, удобно ли лежит, теплые ли у него ручки. А может быть, приближается время кормления? Не вздут ли животик? Не хочет ли малыш пить? Словом, спокойно разберитесь, в чем дело.
Большую ошибку совершают родители, которые при малейшем хныканье берут ребенка на руки, начинают трясти, укачивать. На короткое время это может помочь, потому что в таком случае ребенка отвлекают новые ощущения. Но затем он снова начинает плакать, еще громче и упорнее, поскольку причина его плача не устранена.
Некоторые родители, сетуя на частый крик малыша, считают, что это неизбежно — «такой уж он уродился». Все вроде бы в порядке — здоров, сыт, ухожен, а вот плачет часами. В таком случае обратите внимание на моральный климат в семье. Если дома нет мира, часты ссоры, разговоры на «повышенных тонах», родители нервозны, раздражены, малышу это небезразлично. Он чутко улавливает настроение окружающих его людей.
Нервная система ребенка отзывается не только на физические, но и на психоэмоциональные раздражители.
Поэтому только в спокойной, доброжелательной семейной атмосфере можно вырастить здорового, жизнерадостного ребенка. Решающее значение в выхаживании младенца имеет правильно организованный режим дня. К сожалению, далеко не все родители понимают, что режим дня — их союзник в этом чрезвычайно ответственном и трудном деле. Встречаются еще противники всякого, даже разумного, распорядка жизнедеятельности. Если ребенок спит, пусть спит! Есть не просит, значит. не голоден и т. д. Главный принцип сторонников такой позиции — никакого насилия, полная свобода действий.
Не следует, однако, забывать, что все живое на Земле в своем развитии подчиняется строго определенным ритмам. Смена дня и ночи, времен года, океанские приливы и отливы, цветение, плодоношение, увядание и отдых растений… Примеры можно множить до бесконечности. Человек — такая же часть живой природы, ему тоже физиологически свойственны определенные биоритмы.
Но организм новорожденного еще так хрупок, центральная система так несовершенна, что надо на первых порах помочь ему войти в определенный ритм. Регулярно повторяющиеся действия запоминаются клетками головного мозга, образуется так называемый динамический стереотип. Тогда переход от одного вида деятельности к другому осуществляется как бы автоматически.
Таким образом, четкое соблюдение режима дня не насилие, а большая помощь младенцу.
Обычно новорожденные буквально в 3 — 4 дня привыкают к режиму, просыпаются, когда наступает время кормления, у них налаживается хороший аппетит, они вовремя засыпают, спокойно бодрствуют. У родителей появляется больше свободного времени, возникает меньше поводов раздражаться, а ведь это тоже очень важно для сохранения здоровья, особенно психического, как ребенка, так и родителей.
По материалам издания «Физкультура для всей семьи», 1988 г.
Источник
Рост и развитие ребенка представляет собой очень сложный процесс, который, с одной стороны, зависит от свойств, полученных наследственным путем от родителей, и с другой стороны, — от воздействия окружающей ребенка среды.
С ростом и развитием связаны между собой рост и развитие всех его органов и тканей. Согласно особенностям развития, в первый год жизни ребенка отмечают два возрастных периода: период новорожденности и грудной период.
Период новорожденности длится первые 2-3 недели жизни, когда ребенок приспосабливается к внутриутробной жизни. В этот период он очень чувствителен к различным условиям и изменениям внешней среды.
Грудной период длится с периода новорожденности до 12-14 месяцев жизни. Это период, когда ребенка обычно вскармливают грудью и постепенно переводят на искусственное питание.
В грудном возрасте ребенок также чувсвителен к условиям внешней среды. Сатистика показывает, что наиболее высокая детская смертность наблюдается именно в первый год жизни, причем смертность тем выше, чем младше ребенок.
Новорожденный и грудной ребенок отличаются от взрослого человека как по величине, так и по пропорциям отдельных частей тела.
По сравнению со всем туловищем, конечности короче, а голова больше. Голова новорожденного развита, в основном за счет мозговой части лица, лицевая же часть кажется маленькой. Для лицевой части особенно характерны сравнительно маленький вес и малоразвитые челюсти. Шея у него короткая, кожа —красная и становится бледнее по истечении нескольких дней после родов. Голова новорожденного покрыта волосами. Ногти выступают за кончики пальцев. Вес доношенного ребенка при рожденни равен 3100-3500 г, — в среднем 3250 г. Вес у мальчиков, как правило, больше, чем у девочек. Средняя длина новорожденного 50 см. Детей весом ниже 2500 г и длиной менее 47 см, считают недоношенными. Новорожденный дышит в среднем 40 — 50 раз в минуту, частота его пульса —120-140 раз в минуту.
Внутренние органы новорожденного развиты, но их деятельность еще недостаточно выражена. Это и является причиной, почему органы новорожденного очень чувствительны к изменеиям условий окружающей среды и ребенок воспреимчив к заболеваниям. Содержимое кишечника, выделяемое новорожденным — черновато-зеленая клейкая масса, лишенная запаха, называется меконием. Обыкновенный кал появляется на 3-5 день жизни ребенка.
Температура новорожденного в первые часы жизни около 37,5°С, но вкоре падает до обычного уровня 36-37°С. Если не будут приняты соответствующие меры для предотвращения потери тепла, температура новорожденого может еще понизиться. Согреть ребенка можно искусственными средствами (одежда, горячие грелки). Особенно легко понижается температура у недоношенных детей.
В первые дни жизни новорожденный теряет в весе. Убыль веса обусловливается увеличением обмена веществ в новых условиях и относительным голоданием ребенка в первые дни. Нарастание веса начинается на 4-5 день. Чем быстрее организуется кормление ребенка грудью и чем лучше новорожденный сосет, тем быстрее приостанавливается убыль в весе и начинается нарастание его.
В среднем новорожденный теряет за 3-5 дней до 300-400 г своего веса; чем больше вес ребенка при рождении, тем больше он его теряет. Обычно самый низкий вес отмечается на 4-й день жизни. На 10-14-й день вес новорожденного вновь достигает своего первоначального уровня. Если же ребенок на третьей недели жизни не достиг своего первоначального веса, причину этого явления следует искать, в первую очередь, в недоедании. Иногда это может быть вызвано какой-либо болезнью. В таких случаях всегда надо обращаться к врачу.
Здоровый ребенок, достигнув своего первоначального веса, непрерывно прибавляет в весе. В течении первого месяца жизни нормальный, физически здоровый и хорошо упитанный грудной ребенок прибавляет в среднем на 600 г. В середине первого года жизни первоначальный вес ребенка удваивается, а к концу года утраивается.
Месяцы жизни | Показатели увеличения | |||
Масса тела (г) | Длина тела (см) | |||
За месяц | За весь период | За месяц | За весь период | |
1 | 600 | 600 | 3 | 3 |
2 | 800 | 1400 | 3 | 6 |
3 | 800 | 2200 | 2,5 | 8,5 |
4 | 750 | 2950 | 2,5 | 11 |
5 | 700 | 3650 | 2 | 13 |
6 | 650 | 4300 | 2 | 15 |
7 | 600 | 4900 | 2 | 17 |
8 | 550 | 5450 | 2 | 19 |
9 | 500 | 5950 | 1,5 | 20,5 |
10 | 450 | 6500 | 1,5 | 22 |
11 | 400 | 6800 | 1,5 | 23,5 |
12 | 350 | 7150 | 1,5 | 25 |
У недоношенных детей удвоение веса происходит раньше и к концу первого года жизни они обычно достигают веса доношенного ребенка.
Для контроля нарастания веса пользуются взвешиванием. В первые месяцы жизни ребенка взвешивают раз в неделю, а позднее — 2 раза в месяц. Ребенка взвешивают голеньким на специальных весах, каждый раз в одно и то же время, до кормления.
У новорожденного и грудного ребенка посредине головки заметно мягкое и бескостное местечко — большой родничек, которое постепенно уменьшается и полностью закрывается примерно в полуторалетнем возрасте. Преждевременное закрытие большого родничка может препятствовать развитию мозга. Увеличение большого родничка в грудном возрасте является одним из признаков рахита, а также некоторых заболеваний головного мозга.
Сердечная деятельность здорового новорожденного и грудного ребенка является одной из наиболее развитых функций. Сердце всегда с достаточной мощностью и силой приспосабливается к резко возросшим требованиям. Боязнь, что сердце ребенка при высокой температуре не выдержит — совершенно напрасна. При быстром повышении температуры сначала холодеют руки и ноги ребенка, что часто ошибочно принимают за признаки сердечной слабости. В подобных случаях руки и ноги холодеют потому, что поверхностные кровеносные сосуды суживаются в связи с перераспределением крови в организме. На мысль о слабости сердечной мышцы наводят холодные руки и ноги при быстром понижении температуры. В таких случаях ребенка следует тепло укутать и обложить грелками.
Органы пищеварения у доношенного новорожденного приспособленны только для переваривания грудного молока. Применение искусственного кормления сразу после рождения ребенка требует от органов пищеварения непосильной работы, в результате чего и наблюдаются расстройства пищеварения.
Слизистая оболочка полости рта грудного ребенка в первые месяцы жизни отличаются относительной сухостью, так как в этот период выделение слюны еще крайне незначительно. С третьего месяца отмечается усиленное слюноотделение и появляется слюнотечение. Это явление не связано с прорезыванием зубов, а вызвано неумением ребенка глотать накопившуюся во рту слюну.
Испражнения грудного ребенка, после выделения мекония, кашеобразны, имеют цвет яичного желтка, кисловатый запах и кислую реакцию. Иногда в испражнениях совершенно здоровых детей появляются зеленые волокна, слизь, соли кальция и магния в виде белых сычужных комочков. При искусственном кормлении испражнения имеют более темный цвет и щелочную реакцию.
Нервная система ребенка к моменту его рождения еще не полностью развита. Все движения новорожденного как сосательные, так и глотательные, являются врожденными или безусловными рефлексами. Лишь постепенно, с развитием всей нервной системы, у ребенка появляется новая способность — условня рефлекторная деятельность, основанная на опыте. Постепенно начинает развиваться и речь.
Большое значение на психику ребенка, особенно на развитие речи имеет разговор. Звучание слов и движение губ вызывают возбуждение в коре больших полушарий мозга ребенка. Он начинает подражать тому, что видит и слышит. С развитием речи развивается и его мышление. Для развития речи необходимо правильное функционирование слуховых органов. У детей, глухих от рождения, речь не развивается.
Для нормального развитие речи ребенка необходимо разговаривать с ним медленно, правильно произнося слова, не «сюсюкая». Нельзя говорить ребенку сразу много слов, так как он быстро устает и не сможет на них реагировать. Если лишить ребенка возможности двигаться и не разговаривать с ним, его умственное и физическое развитие будет отставать. С другой стороны, не следует излишне много заниматься с ребенком, так как частые и сильные раздражения утомляют его и тормозят процесс развития.
Отдых, и главным образом сон, имеют огромное влияние на нормальный ход развития грудного ребенка. Потребность во сне тем больше, чем моложе организм, причем продолжительность сна индивидуальна и зависит, в основном, от окружающей ребенка обстановки. Здоровый новорожденный почти все время спит и бодрствует только во время кормления, купания и пеленания. Потребность ребенка во сне постепенно уменьшается и к концу грудного возраста он спит ночью. 11-12 часов, и днем 3-4 часа.
Newer news items:
- —
- —
- —
- —
Older news items:
- —
- —
- —
- —
- —
Источник