Новообразования в развитии ребенка дошкольного возраста
К
новообразованиям
дошкольного
возраста
Д.Б.
Эльконин
отнес
следующие.
1. Возникновениепервогосхематичногоабрисацельногодетскогомировоззрения. Ребенок
не
может
жить
в
беспорядке,
ему
надо
все
привести
в
порядок,
увидеть
закономерности
отношений.
Для
того
чтобы
объяснить
явления
природы,
дети
используют
моральные,
анимистические
и
артификалистские
причины.
Это
подтверждают
высказывания
детей,
например:
«Солнце
движется,
чтобы
всем
было
тепло
и
светло».
Это
происходит
потому,
что
ребенок
считает,
будто
в
центре
всего
(начиная
с
того,
что
окружает
человека
и
до
явлений
природы)
находится
человек,
что
было
доказано
Ж.
Пиаже,
который
показал,
что
у
ребенка
в
дошкольном
возрасте
отмечается
артификалистическое
мировоззрение.
В
возрасте
пяти
лет
ребенок
превращается
в
«маленького
философа».
Он
рассуждает
по
поводу
происхождения
луны,
солнца,
звезд,
основываясь
на
просмотренных
телепередачах
о
космонавтах,
луноходах,
ракетах,
спутниках
и
т. д.
В
определенный
момент
дошкольного
возраста
у
ребенка
появляется
повышенный
познавательный
интерес,
он
начинает
всех
мучить
вопросами.
Такова
особенность
его
развития,
поэтому
взрослым
следует
понимать
это
и
не
раздражаться,
не
отмахиваться
от
ребенка,
а
по
возможности
отвечать
на
все
вопросы.
Наступление
«возраста
почемучек»
свидетельствует
о
том,
что
ребенок
готов
к
обучению
в
школе.
2. Возникновениепервичныхэтическихинстанций. Ребенок
пытается
понять,
что
хорошо,
а
что
плохо.
Одновременно
с
усвоением
этических
норм
идет
эстетическое
развитие
(«Красивое
не
может
быть
плохим»).
3. Появлениесоподчинениямотивов. В
этом
возрасте
обдуманные
действия
превалируют
над
импульсивными.
Формируются
настойчивость,
умение
преодолевать
трудности,
возникает
чувство
долга
перед
товарищами.
4. Поведениестановитсяпроизвольным. Произвольным
называют
поведение,
опосредованное
определенным
представлением.
Д.Б.
Эльконин
говорил,
что
в
дошкольном
возрасте
ориентирующий
поведение
образ
сначала
существует
в
конкретной
наглядной
форме,
но
затем
становится
все
более
обобщенным,
выступающим
в
форме
правил
или
норм.
У
ребенка
появляется
стремление
управлять
собой
и
своими
поступками.
5. Возникновениеличногосознания. Ребенок
стремится
занять
определенное
место
в
системе
межличностных
отношений,
в
общественно-значимой
и
общественно-оцениваемой
деятельности.
6. Появлениевнутреннейпозициишкольника. У
ребенка
формируется
сильная
познавательная
потребность,
кроме
того,
он
стремится
попасть
в
мир
взрослых,
начав
заниматься
другой
деятельностью.
Эти
две
потребности
ведут
к
тому,
что
у
ребенка
возникает
внутренняя
позиция
школьника.
Л.И.
Божович
считала,
что
данная
позиция
может
свидетельствовать
о
готовности
ребенка
учиться
в
школе.
7.6. Психологическая готовность к школе
Психологическаяготовность –
это
высокий
уровень
интеллектуальной,
мотивационной
и
произвольной
сфер.
Проблемой
готовности
ребенка
к
обучению
в
школе
занимались
многие
ученые.
Одним
из
них
был
Л.С.
Выготский,
который
утверждал,
что
готовность
к
школьному
обучению
формируется
в
процессе
обучения:
«До
тех
пор,
пока
не
начали
обучать
ребенка
в
логике
программы,
до
тех
пор
еще
нет
готовности
к
обучению;
обычно
готовность
к
школьному
обучению
складывается
к
концу
первого
полугодия
первого
года
обучения»
(Выготский
Л.С.,
1991).
Сейчас
обучение
проводится
и
в
дошкольных
учреждениях,
но
там
акцент
делается
только
на
интеллектуальном
развитии:
ребенка
учат
читать,
писать,
считать.
Однако
можно
уметь
делать
все
это
и
не
быть
готовым
к
школьному
обучению,
потому
что
готовность
определяется
еще
и
тем,
в
какую
деятельность
данные
умения
включены.
А
в
дошкольном
возрасте
освоение
умений
и
навыков
включено
в
игровую
деятельность,
следовательно,
эти
знания
имеют
другую
структуру.
Поэтому,
определяя
школьную
готовность,
нельзя
оценивать
ее
только
по
формальному
уровню
умений
и
навыков
письма,
чтения,
счета.
Говоря
об
определении
уровня
школьной
готовности,
Д.Б.
Эльконин
утверждал,
что
надо
обращать
внимание
на
возникновение
произвольного
поведения
(см.
8.5). Иными
словами,
необходимо
обращать
внимание
на
то,
как
ребенок
играет,
подчиняется
ли
он
правилу,
берет
ли
на
себя
роли.
Эльконин
также
говорил,
что
превращения
правила
во
внутреннюю
инстанцию
поведения
– важный
признак
готовности
к
обучению.
Степени
развитости
произвольного
поведения
были
посвящены
эксперименты
Д.Б.
Эльконина.
Он
взял
детей
5, 6 и
7 лет,
положил
перед
каждым
кучку
спичек
и
попросил
по
одной
переложить
их
в
другое
место.
Семилетний
ребенок
с
хорошо
развитой
произвольностью
скрупулезно
выполнял
задание
до
конца,
шестилетний
какое-то
время
перекладывал
спички,
потом
начал
что-то
строить,
а
пятилетний
привнес
в
это
задание
свою
собственную
задачу.
В
процессе
школьного
обучения
детям
приходится
усваивать
научные
понятия,
а
это
возможно
только
в
том
случае,
когда
ребенок,
во-первых,
умеет
различать
разные
стороны
действительности.
Необходимо,
чтобы
он
видел
в
предмете
отдельные
стороны,
параметры,
которые
составляют
его
содержание.
Во-вторых,
для
усвоения
основ
научного
мышления
ему
необходимо
понять,
что
его
точка
зрения
не
может
быть
абсолютной
и
единственной.
По
мнению
П.Я.
Гальперина,
к
концу
дошкольного
возраста
имеются
три
линии
развития:
1) формирование
произвольного
поведения,
когда
ребенок
может
подчиняться
правилам;
2) овладение
средствами
и
эталонами
познавательной
деятельности,
которые
позволяют
ребенку
перейти
к
пониманию
сохранения
количества;
3) переход
от
эгоцентризма
к
центрации.
Сюда
надо
включить
и
мотивационное
развитие.
Прослеживая
развитие
ребенка
с
учетом
этих
параметров,
можно
определить
его
готовность
к
обучению
в
школе.
Рассмотрим
параметры
определении
уровня
школьной
готовности
более
подробно.
Интеллектуальная
готовность. Она
определяется
по
следующим
пунктам:
1) ориентировка
в
окружающем
мире;
2) запас
знаний;
3) развитие
мыслительных
процессов
(способность
обобщать,
сравнивать,
классифицировать);
4) развитие
разных
типов
памяти
(образной,
слуховой,
механической);
5) развитие
произвольного
внимания.
Мотивационная
готовность. Особое
значение
имеет
наличие
внутренней
мотивации:
ребенок
идет
в
школу
потому,
что
ему
там
будет
интересно
и
он
хочет
много
знать.
Подготовка
к
школе
подразумевает
формирование
новой
«социальной
позиции».
Сюда
включается
отношение
к
школе,
учебной
деятельности,
учителям,
самому
себе.
По
мнению
Е.О.
Смирновой,
для
обучения
важно
также
наличие
у
ребенка
личных
форм
общения
со
взрослым.
Волевая
готовность. Ее
присутствие
очень
важно
для
дальнейшего
успешного
обучения
первоклассника,
ведь
его
ждет
напряженный
труд,
от
него
потребуется
умение
делать
не
только
то,
что
хочется,
но
и
то,
что
надо.
К
6 годам
уже
начинают
формироваться
основные
элементы
волевого
действия:
ребенок
способен
поставить
цель,
принять
решение,
наметить
план
действий,
выполнить
этот
план,
проявить
определенное
усилие
в
случае
преодоления
препятствий,
оценить
результат
своего
действия.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Развитие ребенка — это не только физический рост, заметный для окружающих. Это еще и постепенное, поэтапное формирование психических, личностных качеств, не столь заметных стороннему наблюдателю. Ребенок как бы поднимается по ступеням от простых к все более сложным и значимым качественным изменениям.
Зачем нужен возрастной подход в воспитании детей
Возрастные особенности каждой личности диктуют необходимость их учета при организации как ее физического существования, так и психического и социального развития.
Возрастной подход подразумевает под собой рациональную организацию жизненного пространства ребенка, которое должно стимулировать развитие у него двух важнейших психических процессов:
- выбор предметов пользования в соответствии с его возрастными потребностями;
- способов и содержания общения с ним, которое должно стимулировать познавательный интерес к окружающему.
Несоблюдение этих условий приводит к торможению и искажению роста личностных качеств, к появлению отклонений в физическом и социальном становлении человека.
Научная периодизация дошкольного возраста
Возрастной подход к воспитанию детей строится с учетом и использованием специфики их физического, психического и социального развития. В настоящее время принята следующая периодизация дошкольного возраста:
- 0-1 год — раннее детство, младенчество;
- 1-3 года — ранний возраст;
- 3-7 лет — дошкольный возраст.
Каждый из этих периодов совершенно отличается от других своеобразностью отношений и взаимодействий ребенка с окружающим миром. Его развитие — это ряд поступательных изменений в психике, протекающих в определенные периоды жизни (Л. С. Выготский).
Новообразования в развитии ребенка
Возрастные особенности, требующие учета и изменения подходов к воспитанию ребенка, формируются под влиянием проявляющихся новообразований в его развитии.
Новообразование — это что-то новое, появившееся впервые (например, первый зуб) в результате взросления. Основными новообразованиями дошкольного возраста являются:
- Появление потребности в осмыслении причин и взаимосвязей процессов окружающего мира. Ребенок, не обладая достаточными знаниями, пытается объяснить происходящее вокруг него: «Темно, потому что солнышко спать пошло».
- Формирование этических и эстетических представлений: «Пачкаться некрасиво».
- Изменение мотивов поступков от «хочу» к «надо».
- Развитие волевых качеств. Импульсивность постепенно уступает место сознательному самоограничению в поступках и желаниях в соответствии с общими нормами и правилами поведения.
- Осознание себя как личности. Появление стремления занять значимое, достойное место в отношениях со взрослыми и сверстниками, участвовать в общественных делах.
- Появление выраженной потребности в новых знаниях, ребенок становится «почемучкой». Высокая познавательная активность говорит о его психологической готовности к школьному обучению.
Развитие дошкольника характеризуется движением от простого состояния к сложному, появлением новых особенностей (новообразований), более сложных по структуре и содержанию.
Особенности развития младенца
У новорожденного кисть руки сжата в кулак и разжимается к 5 месяцам жизни, становясь органом осязания. Взрослый, вкладывая в руку младенца различные предметы, стимулирует появление такого новообразования, как хватание. Мышцы руки развиваются, расширяется пространство, стимулируется умение садиться и сидеть, так как, чтобы схватить предмет, надо напрячься и дотянуться.
В 4-7 месяцев малыш хаотично манипулирует игрушками, прислушивается к звукам, а в 7-10 месяцев уже может действовать двумя сразу, чтобы постучать, вложить одну в другую. С 10-11 месяцев он открывает для себя функциональные возможности предметов: учится складывать их один на другой, нанизывать кольца пирамидки, открывать и закрывать коробки, извлекать звуки. Действия становятся все более осознанными и точными, быстрее развивается пространственное восприятие.
Сидение раскрывает горизонты зрительного восприятия окружающего. Отдаленные предметы становятся доступными для детей только с помощью взрослых, и отношения между ними становятся ситуативно-деловыми (по М. И. Лисиной). Движение руки по направлению к недоступному предмету все более принимает указательный характер: хватательное движение в сторону желаемой вещи взрослый воспринимает как сигнал «дай мне это» и подает ее ребенку. Со временем, с повторением этой ситуации, ребенок осознанно использует это движение руки как указующий жест.
Другие важнейшие новообразования младенческого возраста — появление ходьбы и ситуативной речи. Хождение расширяет познаваемое пространство и отдаляет ребенка от взрослого, так как мать уже идет за ним, а не наоборот, как это было раньше.
Речь младенца не структурирована, состоит из не всем понятных звуков и их сочетаний, отдельных слогов, эмоциональна, но по мере развития все более становится средством общения.
Характеристика развития младшего дошкольника (1-3 года)
Личностное и социальное развитие ребенка в раннем детстве идет на основе подражания взрослым и в процессе предметно-речевого общения с ними. Называя и описывая свойства, качества, назначение огромного числа предметов, окружающих ребенка, взрослые развивают у него понимание речи и учат пользоваться ею.
Взрослые обеспечивают ему положительное эмоциональное состояние через удовлетворение потребностей в комфортных условиях проживания, а содержательное общение, защита стимулируют активное познание окружающего. Чувственная поддержка, выражения любви, одобрение поступков формируют самосознание, уверенность в себе, привязанность к взрослым. В противном случае, когда ребенок в этом возрасте лишен близких отношений с родителями, он растет менее послушным, не научается самоконтролю и самодисциплине, у него низкая самооценка.
Начав уверенно ходить, малыш целеустремленно и настойчиво находит и преодолевает всяческие препятствия. Заявление «Я сам!» — это признак формирования силы воли и стремления к освоению пространства. В 1,5 года он уже способен манипулировать добрыми и нежными чувствами к нему, добиваясь от взрослых желаемого, но может проявить жалость и сочувствие, если видит, что кто-то плачет — обнимет, поцелует, погладит.
К 3 годам у ребенка развивается потребность в признании его успехов со стороны окружающих. Он чувствителен к одобрению и порицанию. К этому возрасту он приобретает опыт осознания, оценки собственных и чужих достоинств и неудач. Научается соотносить свои силы и возможности с предстоящей задачей.
Основным видом деятельности к концу раннего детства становится предметно-орудийная. То есть ребенок постепенно усваивает назначения предметов и научается правильно пользоваться ими. Это становится основой для развития в дальнейшем игровой и продуктивной деятельности.
Дошкольник 4-7 лет: особенности развития
Центральными новообразованиями дошкольного возраста являются:
- Дистанцирование от взрослого — расширяются границы и круг общения, все более осваиваются правила поведения вне узкого семейного мира. Ребенок старается войти в мир взрослых, но не имеет возможностей, поэтому делает это в играх.
- Развитие творческого воображения. В художественном творчестве (рисование, конструирование), в сюжетно-ролевых играх ребенок выражает свои потребности в полноценном участии в жизни взрослых. Здесь он воображает себя равноправным членом общества, проигрывает роли, которые в реальности ему еще недоступны: изображает на рисунке себя смелым солдатом, в кукольной сценке исполняет роль куклы-мамы.
- Контролирующая функция речи. Речь становится для ребенка способом организации, планирования поведения и деятельности. Завершается ее развитие, расширяется тематика общения со взрослыми и сверстниками.
- Произвольность поведения, вытекающая из желания самостоятельно планировать и осуществлять свои действия.
Основные психологические новообразования дошкольного возраста (произвольность поведения и познания, воображение, образное мышление, произвольная память и мышление, осознание себя как отдельной личности) являются фундаментом успешной адаптации к школе.
Кризисные периоды в развитии дошкольника
По мере взросления ребенка дошкольного возраста новообразования вступают в конфликт со старыми, устоявшимися формами поведения и привычками. Появляется необходимость в замене ставших неэффективными способов средовой адаптации, то есть наступает кризисное состояние, конфликт, требующий немедленного разрешения.
Кризисными периодами в дошкольном возрасте психологи считают:
- Кризис новорожденности. Ребенок, попадая при рождении во внешнюю среду, вынужден приспосабливаться к новым условиям существования, раздражителям (температура воздуха, воды, свет, множество звуков). Резко меняется тип дыхания и питания.
- Кризис первого года. Обозначает переход от младенчества к раннему дошкольному возрасту. Стремление к самостоятельности и познанию окружающего вызывают повышенную активность, которая требует разумного сдерживания со стороны взрослых. Это вызывает бурную, порой истерическую, реакцию, протест против ограничений. Ребенок становится неуправляемым, упрямым, деспотичным, агрессивным, противоречивым в своих поступках, но в то же время уже ориентируется не только на физическую помощь, но и на одобрение взрослыми своих действий, ищет его. Происходит разрыв зависимых отношений со взрослыми, однако физических и психологических возможностей самостоятельного существования еще нет.
- Кризис трех лет. В младшем дошкольном возрасте новообразования в психологической сфере, в физическом развитии приводят к росту волевых качеств, к потребности действовать самостоятельно. Крайние формы кризисных проявлений — негативизм, бунт, своеволие, в чем проявляется потребность в равноправии со взрослыми, в уважении с их стороны. Он требует считаться с его желаниями, чего бы они ни касались, и видит в этом признак «взрослости». Появляются новые вкусы и привязанности, привычки, формы поведения при обесценивании старых. Нередки ссоры с близкими и другими детьми, так как ребенок требует от них исполнения своей воли, не соглашается выполнять из требования.
- Кризис 6-7 лет. Психологические и личностные новообразования дошкольного возраста делают ребенка внутренне готовым к обучению в школе, формируют чувство взрослости и вызывают потребность демонстрировать это окружающим. Копирование поведения взрослых выливается в манерничание, долгая пауза между просьбой к ребенку и ее исполнением оборачивается непослушанием и упрямством, но критика вызывает слезы и скандалы… Ребенок отвергает «детские» игры и игрушки и стремится участвовать во «взрослых» делах.
Несомненно, возрастной кризис в дошкольном возрасте — серьезное испытание как для самого ребенка, так и для окружающих. Границы и степень выраженности его размыты, зависят от индивидуальных сроков и особенностей новообразований детей дошкольного возраста.
Психолог советует родителям
Главная задача родителей в кризисные периоды дошкольного возраста — помочь ребенку справиться с негативными переживаниями. Он должен найти в родителях друзей, образец спокойного понимания и помощи.
Итак, родителям следует:
- Не кричать, не оскорблять, не сравнивать его с «хорошими детьми». Спокойное объяснение причин недовольства взрослых — кратчайший путь к осознанию ребенком своего поведения.
- Разнообразить и постепенно усложнять любую его деятельность (познавательную, художественную, физическую) с учетом возраста и личных интересов.
- Также усложнять правила поведения и увеличивать их количество, учитывая дошкольные возрастные новообразования (психологические, личностные, социальные).
- Стимулировать желание участвовать в общих делах, поддерживать отношения с другими детьми, уважать их мнения.
Важная родительская задача — с раннего возраста формировать у ребенка эмоциональную отзывчивость, привлекая к посильной помощи другим людям.
Заключение
Родители всегда волнуются за здоровье ребенка — и это правильно. Однако в воспитании малыша не всегда учитывается, что он также нуждается не только в заботе и в выражениях родительской любви, но и в уважении, в признании его как автономной личности.
Взрослые должны быть грамотными в выборе воспитательных средств, когда психологические новообразования дошкольного возраста заявляют о себе изменениями в поведении ребенка порой не в лучшую сторону. И здесь уместен совет Фрекен Бок (кто ее не знает!): «Терпение, только терпение!»
Источник