Новообразования на каждом этапе развития ребенка

Новообразования на каждом этапе развития ребенка thumbnail

Развитие ребенка — это не только физический рост, заметный для окружающих. Это еще и постепенное, поэтапное формирование психических, личностных качеств, не столь заметных стороннему наблюдателю. Ребенок как бы поднимается по ступеням от простых к все более сложным и значимым качественным изменениям.

Зачем нужен возрастной подход в воспитании детей

Возрастные особенности каждой личности диктуют необходимость их учета при организации как ее физического существования, так и психического и социального развития.

новообразования детей дошкольного возраста

Возрастной подход подразумевает под собой рациональную организацию жизненного пространства ребенка, которое должно стимулировать развитие у него двух важнейших психических процессов:

  • выбор предметов пользования в соответствии с его возрастными потребностями;
  • способов и содержания общения с ним, которое должно стимулировать познавательный интерес к окружающему.

Несоблюдение этих условий приводит к торможению и искажению роста личностных качеств, к появлению отклонений в физическом и социальном становлении человека.

Научная периодизация дошкольного возраста

Возрастной подход к воспитанию детей строится с учетом и использованием специфики их физического, психического и социального развития. В настоящее время принята следующая периодизация дошкольного возраста:

  • 0-1 год — раннее детство, младенчество;
  • 1-3 года — ранний возраст;
  • 3-7 лет — дошкольный возраст.

Каждый из этих периодов совершенно отличается от других своеобразностью отношений и взаимодействий ребенка с окружающим миром. Его развитие — это ряд поступательных изменений в психике, протекающих в определенные периоды жизни (Л. С. Выготский).

Новообразования в развитии ребенка

Возрастные особенности, требующие учета и изменения подходов к воспитанию ребенка, формируются под влиянием проявляющихся новообразований в его развитии.

Новообразование — это что-то новое, появившееся впервые (например, первый зуб) в результате взросления. Основными новообразованиями дошкольного возраста являются:

  1. Появление потребности в осмыслении причин и взаимосвязей процессов окружающего мира. Ребенок, не обладая достаточными знаниями, пытается объяснить происходящее вокруг него: «Темно, потому что солнышко спать пошло».
  2. Формирование этических и эстетических представлений: «Пачкаться некрасиво».
  3. Изменение мотивов поступков от «хочу» к «надо».
  4. Развитие волевых качеств. Импульсивность постепенно уступает место сознательному самоограничению в поступках и желаниях в соответствии с общими нормами и правилами поведения.
  5. Осознание себя как личности. Появление стремления занять значимое, достойное место в отношениях со взрослыми и сверстниками, участвовать в общественных делах.
  6. Появление выраженной потребности в новых знаниях, ребенок становится «почемучкой». Высокая познавательная активность говорит о его психологической готовности к школьному обучению.

новообразованием дошкольного возраста является

Развитие дошкольника характеризуется движением от простого состояния к сложному, появлением новых особенностей (новообразований), более сложных по структуре и содержанию.

Особенности развития младенца

У новорожденного кисть руки сжата в кулак и разжимается к 5 месяцам жизни, становясь органом осязания. Взрослый, вкладывая в руку младенца различные предметы, стимулирует появление такого новообразования, как хватание. Мышцы руки развиваются, расширяется пространство, стимулируется умение садиться и сидеть, так как, чтобы схватить предмет, надо напрячься и дотянуться.

В 4-7 месяцев малыш хаотично манипулирует игрушками, прислушивается к звукам, а в 7-10 месяцев уже может действовать двумя сразу, чтобы постучать, вложить одну в другую. С 10-11 месяцев он открывает для себя функциональные возможности предметов: учится складывать их один на другой, нанизывать кольца пирамидки, открывать и закрывать коробки, извлекать звуки. Действия становятся все более осознанными и точными, быстрее развивается пространственное восприятие.

основные новообразования дошкольного возраста

Сидение раскрывает горизонты зрительного восприятия окружающего. Отдаленные предметы становятся доступными для детей только с помощью взрослых, и отношения между ними становятся ситуативно-деловыми (по М. И. Лисиной). Движение руки по направлению к недоступному предмету все более принимает указательный характер: хватательное движение в сторону желаемой вещи взрослый воспринимает как сигнал «дай мне это» и подает ее ребенку. Со временем, с повторением этой ситуации, ребенок осознанно использует это движение руки как указующий жест.

Другие важнейшие новообразования младенческого возраста — появление ходьбы и ситуативной речи. Хождение расширяет познаваемое пространство и отдаляет ребенка от взрослого, так как мать уже идет за ним, а не наоборот, как это было раньше.

Речь младенца не структурирована, состоит из не всем понятных звуков и их сочетаний, отдельных слогов, эмоциональна, но по мере развития все более становится средством общения.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 134 пермь

Характеристика развития младшего дошкольника (1-3 года)

Личностное и социальное развитие ребенка в раннем детстве идет на основе подражания взрослым и в процессе предметно-речевого общения с ними. Называя и описывая свойства, качества, назначение огромного числа предметов, окружающих ребенка, взрослые развивают у него понимание речи и учат пользоваться ею.

Взрослые обеспечивают ему положительное эмоциональное состояние через удовлетворение потребностей в комфортных условиях проживания, а содержательное общение, защита стимулируют активное познание окружающего. Чувственная поддержка, выражения любви, одобрение поступков формируют самосознание, уверенность в себе, привязанность к взрослым. В противном случае, когда ребенок в этом возрасте лишен близких отношений с родителями, он растет менее послушным, не научается самоконтролю и самодисциплине, у него низкая самооценка.

Начав уверенно ходить, малыш целеустремленно и настойчиво находит и преодолевает всяческие препятствия. Заявление «Я сам!» — это признак формирования силы воли и стремления к освоению пространства. В 1,5 года он уже способен манипулировать добрыми и нежными чувствами к нему, добиваясь от взрослых желаемого, но может проявить жалость и сочувствие, если видит, что кто-то плачет — обнимет, поцелует, погладит.

центральное новообразование дошкольного возраста

К 3 годам у ребенка развивается потребность в признании его успехов со стороны окружающих. Он чувствителен к одобрению и порицанию. К этому возрасту он приобретает опыт осознания, оценки собственных и чужих достоинств и неудач. Научается соотносить свои силы и возможности с предстоящей задачей.

Основным видом деятельности к концу раннего детства становится предметно-орудийная. То есть ребенок постепенно усваивает назначения предметов и научается правильно пользоваться ими. Это становится основой для развития в дальнейшем игровой и продуктивной деятельности.

Дошкольник 4-7 лет: особенности развития

Центральными новообразованиями дошкольного возраста являются:

  1. Дистанцирование от взрослого — расширяются границы и круг общения, все более осваиваются правила поведения вне узкого семейного мира. Ребенок старается войти в мир взрослых, но не имеет возможностей, поэтому делает это в играх.
  2. Развитие творческого воображения. В художественном творчестве (рисование, конструирование), в сюжетно-ролевых играх ребенок выражает свои потребности в полноценном участии в жизни взрослых. Здесь он воображает себя равноправным членом общества, проигрывает роли, которые в реальности ему еще недоступны: изображает на рисунке себя смелым солдатом, в кукольной сценке исполняет роль куклы-мамы.
  3. Контролирующая функция речи. Речь становится для ребенка способом организации, планирования поведения и деятельности. Завершается ее развитие, расширяется тематика общения со взрослыми и сверстниками.
  4. Произвольность поведения, вытекающая из желания самостоятельно планировать и осуществлять свои действия.

личностные новообразования дошкольного возраста

Основные психологические новообразования дошкольного возраста (произвольность поведения и познания, воображение, образное мышление, произвольная память и мышление, осознание себя как отдельной личности) являются фундаментом успешной адаптации к школе.

Кризисные периоды в развитии дошкольника

По мере взросления ребенка дошкольного возраста новообразования вступают в конфликт со старыми, устоявшимися формами поведения и привычками. Появляется необходимость в замене ставших неэффективными способов средовой адаптации, то есть наступает кризисное состояние, конфликт, требующий немедленного разрешения.

Кризисными периодами в дошкольном возрасте психологи считают:

  1. Кризис новорожденности. Ребенок, попадая при рождении во внешнюю среду, вынужден приспосабливаться к новым условиям существования, раздражителям (температура воздуха, воды, свет, множество звуков). Резко меняется тип дыхания и питания.
  2. Кризис первого года. Обозначает переход от младенчества к раннему дошкольному возрасту. Стремление к самостоятельности и познанию окружающего вызывают повышенную активность, которая требует разумного сдерживания со стороны взрослых. Это вызывает бурную, порой истерическую, реакцию, протест против ограничений. Ребенок становится неуправляемым, упрямым, деспотичным, агрессивным, противоречивым в своих поступках, но в то же время уже ориентируется не только на физическую помощь, но и на одобрение взрослыми своих действий, ищет его. Происходит разрыв зависимых отношений со взрослыми, однако физических и психологических возможностей самостоятельного существования еще нет.
  3. Кризис трех лет. В младшем дошкольном возрасте новообразования в психологической сфере, в физическом развитии приводят к росту волевых качеств, к потребности действовать самостоятельно. Крайние формы кризисных проявлений — негативизм, бунт, своеволие, в чем проявляется потребность в равноправии со взрослыми, в уважении с их стороны. Он требует считаться с его желаниями, чего бы они ни касались, и видит в этом признак «взрослости». Появляются новые вкусы и привязанности, привычки, формы поведения при обесценивании старых. Нередки ссоры с близкими и другими детьми, так как ребенок требует от них исполнения своей воли, не соглашается выполнять из требования.
  4. Кризис 6-7 лет. Психологические и личностные новообразования дошкольного возраста делают ребенка внутренне готовым к обучению в школе, формируют чувство взрослости и вызывают потребность демонстрировать это окружающим. Копирование поведения взрослых выливается в манерничание, долгая пауза между просьбой к ребенку и ее исполнением оборачивается непослушанием и упрямством, но критика вызывает слезы и скандалы… Ребенок отвергает «детские» игры и игрушки и стремится участвовать во «взрослых» делах.
Читайте также:  Развитие ребенка по неделям советы

дошкольный возраст новообразование

Несомненно, возрастной кризис в дошкольном возрасте — серьезное испытание как для самого ребенка, так и для окружающих. Границы и степень выраженности его размыты, зависят от индивидуальных сроков и особенностей новообразований детей дошкольного возраста.

Психолог советует родителям

Главная задача родителей в кризисные периоды дошкольного возраста — помочь ребенку справиться с негативными переживаниями. Он должен найти в родителях друзей, образец спокойного понимания и помощи.

Итак, родителям следует:

  • Не кричать, не оскорблять, не сравнивать его с «хорошими детьми». Спокойное объяснение причин недовольства взрослых — кратчайший путь к осознанию ребенком своего поведения.
  • Разнообразить и постепенно усложнять любую его деятельность (познавательную, художественную, физическую) с учетом возраста и личных интересов.
  • Также усложнять правила поведения и увеличивать их количество, учитывая дошкольные возрастные новообразования (психологические, личностные, социальные).
  • Стимулировать желание участвовать в общих делах, поддерживать отношения с другими детьми, уважать их мнения.

Важная родительская задача — с раннего возраста формировать у ребенка эмоциональную отзывчивость, привлекая к посильной помощи другим людям.

Заключение

Родители всегда волнуются за здоровье ребенка — и это правильно. Однако в воспитании малыша не всегда учитывается, что он также нуждается не только в заботе и в выражениях родительской любви, но и в уважении, в признании его как автономной личности.

основные психологические новообразования дошкольного возраста

Взрослые должны быть грамотными в выборе воспитательных средств, когда психологические новообразования дошкольного возраста заявляют о себе изменениями в поведении ребенка порой не в лучшую сторону. И здесь уместен совет Фрекен Бок (кто ее не знает!): «Терпение, только терпение!»

Источник

Развитие человека – это процесс количественных и качественных изменений, охватывающий становление человека в биологическом, психическом и социальном плане. Он характеризуется физическими (морфологическими, биохимическими, физиологическими, психическими изменениями) появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых качеств, расширением и углублением взаимосвязей различных свойств личности, новым уровнем функционирования и формирования психологических стратегий решений личных, профессиональных, социальных проблем и т.д.
Одним из важных моментов раскрытия сущности развития человека есть понимание тех законов, по которым происходит развитие, понимание движущих сил развития, источников, закономерностей и его этапов, роли кризисных периодов в жизни человека, возможностей ускорения процесса развития и т.п. Первое, с чем сталкиваются при изучении психического развития человека, это проблема соотношения в нем биологического и социального.
Представители психологии деятельности считали, что развитие личности происходит в процессе привлечения человека к разным видам деятельности. Нигде кроме деятельности человек не развивается.
Развитие человека обусловлен взаимодействием многих факторов: наследственностью, средой биогенных, социальным, воспитанием, собственным психическим жизнью, деятельностью человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития.
Распутать этот сложный клубок биологических и социальных нитей, понять истинный вклад природы, генетики, социальных связей общества, внутренних законов развития психического в развитие личности, а значит, научиться влиять и управлять ее формированием, возможно при условии изучения и анализа сущности и динамики развития человека на разных этапах ее жизненного пути.
Рассмотрим две концепции периодизации развития личности, авторами которых Д.Б. Эльконин и Э. Эриксон.
Д.Б. Эльконин выдвинул идею объединения двух линий развития: познавательного и собственно личностного (от рождения до окончания средней школы).
Согласно его теории, развитие познавательной сферы ребенка и его личности (сфера потребностей и мотивов) происходит в русле различных ведущих деятельностей, последовательно сменяют друг друга в онтогенезе. Первым видом деятельности, с которой начинается формирование личности, является непосредственное эмоциональное общение младенца с матерью, другими окружающими людьми. Эта деятельность изменяется ролевой игрой, общей учебной деятельностью, общением, в процессе которых возникают новообразования, которые являются опорой дальнейшего развития. Новообразования – качества, свойства личности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на определенной стадии развития и которые в основном и определяют отношение к окружающему миру людей, самого себя и весь ход развития в данный период. При выполнении именно этой группы ведущих деятельностей и происходит развитие сферы потребностей и мотивов, сферы «я хочу».
Вторую группу ведущих деятельностей составляют те, внутри которых происходит развитие познавательной сферы и соответствующих способностей у ребенка. Это манипулятивнопредметна деятельность, игра дошкольников с предметами, обучение и труд в школьном возрасте, это сфера «могу».
Таким образом, от рождения до позднего юношества, последовательно и периодически сменяют друг друга ведущие деятельности предметного плана с одной стороны и формы общения – с другой, которые попеременно обеспечивают развитие познавательных процессов и сферы потребностей и мотивов личности.
Концепция Д. Б. Эльконина разрабатывалась и дополнялась рядом ученых: Л. Выготский, Д. Фельдштейн, Л. Божович т.д. Обобщение этих теорий можно изобразить с помощью следующей таблицы (табл. 1).
Переход от одной возрастной стадии в другую знаменуется перестройкой и изменениями в психическом развитии и может сопровождаться кризисом, который характеризуется обострением противоречий, возникающих в процессе развития, сильными эмоциональными переживаниями, нарушением взаимопонимания с окружающими и т.п.
Существует сензитивний период развития, т.е. оптимальный срок для развития тех или иных качеств человека (например, 1-3 года – оптимальный период для развития языка, 6-11 г. – для развития навыков принятия решения, 11-16 г. – для развития абстрактного мышления и т. д.). Пропустив этот срок, соответствующее свойство сформировать в другое время будет гораздо сложнее, а то и вовсе невозможно.
Психическое развитие личности не ограничен каким определенным промежутком времени, только теми или иными периодами. Он происходит на всех этапах жизненного пути человека. При этом каждый этап, наряду с общими закономерностями развития характеризуется также особым и специфическим только для него. С этой точки зрения период зрелости не может рассматриваться как некий конечный пункт, к которому направлено развитие и которым он заканчивается.

Читайте также:  Организация центра эстетического развития ребенка

Таблица № 1

Возраст Кризис Ведущая деятельность Социальная ситуация развития Ведущие новообразования
Младенчество (0-1 года) Рождения, одного года Эмоциональное общение со взрослыми Единство, слитность со взрослым «Комплекс оживления», автономная детская речь
Раннее детство (1-3 лет) Трех лет Предметная Начало отделения от взрослого «Самость», символизм
Дошкольное детство
(3-6,7 лет)
Семи лет Ролевая игра Выполнение действий под наблюдением взрослого Произвольность, рефлексия, само- сознание, соподчинение мотивов.
Младший школьный возраст (6,7-11 лет) Семи лет Учебная Начало ориентации на сверстников Произвольность, рефлексия, самосознание, внутренний план действий, соподчинение мотивов
Подростковый возраст
(11-15 лет)
Подростковый Эмоциональное общение со сверстниками Максимальная ориентация на сверстников. Чувство взрослости
Младший юношеский возраст Самоопределения Учебно-профессиональная Автономизация от взрослых Формирование самосознания и мировоззрения

(15-17 лет)

Развитие личности, по Эриксону, – это закономерная смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира, отношений и поведения человека, в результате чего она как личность получает то новое, характерное именно для данного этапа развития. Новообразования личности возникают не на пустом месте, их появление на определенном этапе подготовлена всем процессом предварительного развития личности. Новое в ней может возникнуть и закрепиться лишь тогда, когда в прошлом для него уже были образованы соответствующие психологические и поведенческие условия.
Последовательность стадий психического развития личности, по Эриксону, – это результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожидает от человека семья, общество и все зависит только от продолжительности его жизни.

Источник