Нормы развития ребенка и отклонения по дефектологии
10. Важнейшие показатели развития ребенка, значимые для выявления отклонения в развитии
Известно, что у человека как биологического существа есть риск рождения детей с отклонениями от общепринятой биосоциальной нормы. Развитие человеческой цивилизации всегда сопровождается возрастанием соматических, сенсомоторных, эмоционально-волевых и психических отклонений, особенно заметных в популяции детского возраста.
Причиной этого является влияние многих взаимодополняющих факторов, главными из которых являются внешние (социальные — экологические, информационные, экономические, демографические, гигиенические) и, обусловленные ими, внутренние (биологические) средовые факторы. Их несоответствие, как правило, приводит к различным видам дизонтогенеза -нарушениям или отклонениям в ходе внутриутробного развития.
На развитие различных органов и систем организма, в том числе мозга, нервной системы, органов чувств, двигательной сферы, могут оказать негативное влияние такие биологические факторы, как генные и хромосомные болезни, нарушения обмена веществ, инфекционные, эндокринные и иные заболевания матери, осложнения беременности, родовая травма, а также обменные, эндокринные нарушения, физические и психические травмы ребенка первых лет жизни.
Влияние различных патогенных внутренних и внешних факторов приводит к нарушениям в развитии, изменяет морфологические и функциональные отношения в нервной системе организма ребенка. При этом большое значение имеет время повреждения: одна и та же причина, действуя в разные периоды онтогенеза, может вызвать разные виды аномалий развития.
В соответствии с этим учитывается степень достижения зрелости в каждый период развития ребенка, до и после его рождения.
Во время эмбрионального периода организм чрезвычайно восприимчив к неблагоприятным факторам окружающей его среды. Именно в этом периоде появляется большинство врожденных дефектов и проявляются ошибки генетических систем.
Характер нарушения зависит от мозговой локализации процесса, степени его распространенности, интенсивности повреждения.
Нарушения психического развития могут быть связаны с влиянием неблагоприятных социальных факторов. Чем раньше возникли неблагоприятные социальные условия, тем более грубыми и стойкими будут нарушения развития. К социально обусловленным отклонениям в развитии можно отнести микросоциальную педагогическую запущенность, приводящую к задержке интеллектуального и эмоционального развития. Эти виды отклонений обусловлены в первую очередь депривацией — неблагоприятными условиями воспитания, создающими дефицит информации и эмоционального опыта на ранних этапах онтогенеза. К социально обусловленным нарушениям психического развития относятся разные типы патохарактерологического формирования личности, в частности ее эмоционально-волевой сферы, проявляющиеся в патологически закрепившихся реакциях протеста, оппозиции, отказа и т.д. Такие нарушения вызываются длительными неблагоприятными условиями воспитания.
Нервную систему ребенка отличают удивительная гибкость и пластичность, что позволяет даже при значительных анатомических дефектах, но в благоприятных условиях окружающей ребенка среды обеспечивать его практически не отличающееся от нормы развитие.
Существенными предпосылками такой организации средовых условий являются ранняя диагностика, своевременная абилитация или реабилитация, врачебно-педагогическое и психологическое сопровождение детей и их рациональное воспитание и обучение, а также уверенность в возможности их развития.
Знание сущности, причин и времени возникновения нарушений в системах организма позволяет педагогам правильно строить индивидуальную образовательную и коррекционную программу каждого ребенка с отклонением в развитии, проводить профилактическую работу по предупреждению отклонений в развитии.
1.Первый год жизни ребенка является основой для его адаптации к окружающему миру, существованию в социуме. Что свидетельствует о способности ребенка воспринимать окружающий мир и его готовности жить в человеческом обществе?
Важным на первом году жизни является развитие сенсорных и моторных функций, являющихся базой становления психических процессов. Сенсомоторное развитие обеспечивает познание многообразия окружающих предметов, их свойств, отличительных признаков.
Жизнь ребенка в новых условиях обеспечивают врожденные механизмы. Он рождается с определенной готовностью нервной системы приспосабливать организм к внешним условиям. Сразу после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма. У новорожденного можно наблюдать защитные, ориентировочные рефлексы, сосательный рефлекс, цеплятельный рефлекс, рефлекс отталкивания. Движения, организованные этими рефлексами, в дальнейшем угасают. Недоразвитие или отсутствие у новорожденного врожденных рефлексов, является признаком поражения определенных структур головного или спинного мозга, отвечающих за эти рефлексы. Когда же они проявляются раньше сроков, характерных для нормального развития ребенка, это означает поражение более высоких структур головного мозга, не выполняющих контроля (торможения) по отношению к нижележащим стволовым структурам спинного мозга.
Необходимое условие нормального созревания мозга в период новорожденности — постоянная стимуляция органов чувств (анализаторов), поступление в мозг получаемых при их помощи разнообразных сигналов из внешнего мира.
2.На 3-4-й неделе первого месяца проявляется зрительное сосредоточение на предмете. В это же время идет развитие слуховых реакций: наблюдается слуховое сосредоточение, причем не только на относительно сильный звук, но и на речевое воздействие взрослого, выражающееся в некотором торможении двигательных реакций.
3.В возрасте от 1 до 3 месяцев у ребенка происходит дальнейшее развитие зрительного и слухового анализатора. Увеличивается длительность сосредоточения, появляются самостоятельный поворот глаз, локализация звука в пространстве. Зрительное восприятие становится ведущим в познании окружающего мира и в общении со взрослым.
4.В последующие месяцы разрозненные движения ребенка связываются в определенную последовательность под контролем какого-либо воспринимающего органа и таким образом формируются двигательные системы. Ребенок обретает свободу передвижения.
5.На 2-3-м году жизни закладываются основы психической и речевой деятельности, совершенствуется самостоятельное хождение и координация. Этот период служит фундаментом для более сложных форм поведения и обучения, так как контакт с окружающим миром и восприятие различных раздражителей в это время удлиняется. Дефицит информации, монотонность раздражителей могут заметно затруднить приобретение навыков или замедлить психическое развитие ребенка.
6.В возрасте 3-5 лет расширяется спектр коммуникативных функций — общительность, легкость вступления в контакт с редким чувством страха сменяются упрямством и «своеволием». Ребенок уже овладевает фразовой речью и собственным, пока еще ограниченным жизненным опытом. При ограничении возможностей восприятия внешнего мира у него могут появиться невротические черты психогенного или соматического характера. В этот период (первый пубертат) наблюдается значительное увеличение роста при рассогласовании функций нейроэндокринной и сосудистой регуляции.
7.В возрастном диапазоне от 6 до 10 лет происходит вторичное ускорение темпов роста, резкий скачок в физическом и психическом развитии (психомоторный сензитивный период).
К 7-8 годам происходит интенсивное наращивание мышечной массы, ускоряется развитие мелких мышц верхних конечностей, что обусловлено социальными потребностями, и к десятилетнему возрасту моторика и координация движений ребенка соответствуют аналогичным процессам взрослого человека.
Нервная система особенно сильно отражает эти перемены. К 10 годам в основном заканчивается рост черепа. Совершенствование нервной системы происходит за счет функционального развития преимущественно коркового отдела больших полушарий головного мозга, требующего большого энергетического обеспечения.
Для выявления отклонений в развитии следует знать закономерности, общие для всех типов аномального развития. К ним относятся следующие.
1.Во-первых, общей особенностью при всех типах нарушений является снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации. Эта особенность может наблюдаться на протяжении длительного времени или быть характерной только для определенного периода онтогенеза. Например, замедленная скорость переработки информации при зрительном восприятии у детей с нарушенным слухом отмечается в дошкольном и младшем школьном возрасте (до 10-11 лет).
2.Во-вторых, общей особенностью, наблюдающейся у всех категорий аномальных детей, является трудность словесного опосредствования. Как правило, умственно отсталые дети испытывают большие трудности при необходимости устанавливать и сохранять в памяти опосредствованные связи, припоминание по ассоциации дается им с большим трудом. Соотношение непосредственного и опосредствованного запоминания у умственно отсталых детей динамично, изменчиво. В младших классах они не умеют пользоваться приемами опосредствованного, осмысленного запоминания и логически связанный материал запоминают не лучше, а хуже, чем отдельные слова или числа. В старших классах умственно отсталые ученики овладевают адекватными приемами опосредствованного запоминания.
3.В-третьих, для всех видов аномального развития характерно замедление процесса формирования понятий.Так, умственно отсталые дети дошкольного возраста не могут осуществить группировку по форме или по цвету плоских геометрических фигур, это указывает на отсутствие у них способности к простейшим обобщениям. Еще хуже дело обстоит с классификацией предметов. Такой ребенок может раскладывать картинки в соответствии со своим жизненным опытом: одежду положит около шкафа, бабочку объединит с цветами, так как часто видел предметы именно в таком сочетании. Умственно отсталый ребенок остается во власти единичных наглядных образов, не умея понять скрытое за ними общее, существенное.
Кроме того, можно выделить специфические закономерности, характерные для всех нарушений физического или сенсорного развития. Так, при умственной отсталости, общем недоразвитии речи и задержке психического развития наблюдаются явления ретардации — незавершенности формирования психических функций данного периода.Известный логопед Р.Е.Левина описала детей с общим недоразвитием речи, у которых наблюдалось патологически длительное сохранение автономной речи. При нормальном психическом развитии автономная речь, т.е. использование ребенком таких слов, которыми обычно взрослые не пользуются, существует в течение нескольких месяцев на втором году жизни. Обычно взрослые требуют от ребенка четкого произношения и дают ему соответствующие образцы слов, это положительно сказывается на развитии фонематического слуха и артикуляции. В результате происходит инволюция автономной речи. У детей с общим недоразвитием речи такой инволюции не происходит. Дальнейшее речевое развитие этих детей происходит не в результате смены автономной речи на обычную, а внутри самой автономной речи за счет накопления словаря автономных слов, т.е. фиксируется один из низших этапов развития речи.
Наконец, есть закономерности, которые характерны только для данного вида нарушения психического развития. Например, при нарушениях слуха у детей компоненты психики развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях: наблюдается несоразмерность в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления; письменная речь в обеих формах: импрессивной (чтение) и экспрессивной (письмо) — приобретает большую роль сравнительно с устной. У детей с нарушениями слуха замечены отличия в темпе психического развития — замедление психического развития после рождения и ускорение в последующие периоды. Изменения в темпе развития у детей с нарушениями слуха внутренне связаны с отличиями в структуре психики. Известный сурдопсихолог И.М.Соловьев путь психического развития ребенка с нарушениями слуха представлял в следующем виде: различия в психической деятельности между слышащим и глухим ребенком незначительные на начальных этапах онтогенеза возрастают в течение последующего времени. Так происходит до определенного этапа, когда вследствие систематического сурдопедагогического воздействия различия перестают нарастать и даже уменьшаются. Чем благоприятнее условия, тем быстрее и значительнее сближается развитие ребенка, имеющего нарушения слуха, с развитием нормально слышащего ребенка. Основной смысл сурдопедагогических мероприятий состоит в создании новых условий для психического развития, прежде всего расширение и качественное изменение доходящих до ребенка внешних воздействий, изменение их состава за счет воздействий, заменяющих акустические и равнозначных им по значению.
Источник
в
психическом и личностном развитии
ребенка
1.2.1.
Общая
характеристика понятий «норма»,
«нормальное
психическое развитие»
Норма
(.мат.
поппа) — установленная мера, средняя
величина чет
либо.
Но
мнению ряда исследователей, норма
предполагает такое соме
iапис
личности и социума, когда личность
«бесконфликтно и продуктивно
выполняет ведущую деятельность,
удовлетворяет сноп
основные потребности, отвечая при этом
требованиям социума соотнетственно
ее возрасту, полу, психосоциальному
развитию» < М .11. Трофимова, СП. Дуванова
и др.).
В литературе
выделяют несколько значений этого
понятия:
среднестатистическая
норма — уровень
психосоциального
развития
человека, который соответствует средним
качественно-
количественным
показателям, полученным при
обследовании
представительной
группы популяции людей того же возраста,
пола,
культуры
и т.д.;функциональная
норма —
индивидуальная норма развития.
Проблема
нормы и ее вариантов является одной из
самых сложных
в современной психологической науке.
Она включает в себя такие вопросы, как:
норма реакции (моторной, сенсорной),
норма когнитивных
функций (восприятия, памяти, мышления
и др.), норма регуляции, эмоциональная
норма, норма личности, вопросы по-лоных
и возрастных различий.
М.М.
Семаго отмечает, что понятие «норма»
должно быть соотнесено не только с
«уровнем психологического и социального
раз-шпия
ребенка в конкретные периоды его
взросления, но и с тре-бонапиями,
которые окружающий ребенка социум
предъявляет к нему».
Автор в качестве критериев нормы
предлагает использовать ряд
позиций.
1.
Социально-психологический норматив
(СПН) — система исторически
детерминированных требований (правила,
нормы, предписания
идеальная модель требований общества
к личности), которые
общество предъявляет к психическому и
личностному развитию каждого из его
членов.
30
Функциональная
норма — индивидуальная норма разви
тия,
которая является отправной точкой и
целью коррекционно-
развивающей
работы.Идеальная
норма — «программа развития» ребенка
в идеаль
ных
социокультурных условиях.Типологический
норматив — совокупность наиболее
частот
ных
(качественных и количественных)
характеристик и особен
ностей
ребенка, отражающих специфический
вариант развития —
«психологический
синдром».
Для
оценки психического развития исследователи
предлагают использовать
систему «базовых составляющих психического
развития»,
которая условно включает самостоятельные
подструктуры: произвольность
психической активности, пространственные
представления,
аффективная регуляция (М.М.
Семаго, Ы.Я. Семаго).
Понятие
нормы относительно: его содержание
зависит от социума,
культурных, этнических, религиозных,
этических традиций
и существенно меняется со временем. С
позиций психолого-педагогического
знания в качестве критериев нормы могут
выступать
понятия:
предметная
норма —
знания, умения и действия, необходимые
ученику
для овладения данным предметным
содержанием програм
мы
(отражается в стандартах образования);социально-возрастная
норма — показатели
интеллектуального
и
личностного развития ребенка
(психологические новообразова
ния),
которые должны сложиться к концу
определенного возраст
ного
этапа;индивидуальная
норма —
индивидуальные особенности разви
тия
и саморазвития ребенка (А.К. Маркова).
Нормальным
развитием, по
мнению Томаса Вейса, считается относительно
гармоничное равновесие между многими
возможными
разнообразными отклонениями и неправильным
формированием,
что свойственно любому развитию.
Среди
условий, определяющих возможности
нормального развития
ребенка, исследователи выделяют как
биологические, так и
социальные.
Так, среди основных условий нормального
развития
ребенка Г.М. Дульнев и А.Р. Лурия называют
следующие показатели:
нормальную работу
головного мозга и его коры;
нормальное
физическое развитие ребенка и связанное
с ним
сохранение
нормальной работоспособности, нормального
тонуса
нервных
процессов;
31
3)
сохранение органон чувств, которые
обеспечивают нормальную
спяль ребенка с инеишим миром;
А)
систематичное!
i>
и последовательность обучения ребенка
в семье,
и детском саду и и общеобразовательной
школе.
Исследовании
J.
Пожар
показали, что развитие ребенка будет
считаться
нормальным при следующих условиях:
уровень
его развития соответствует уровню
развития боль-
ишнстиа
детей его возраста или старшего возраста,
с учетом разви
тии общества, членом
которого он является;ребенок
развивается в соответствии с его
собственным общим
путем,
определяющим развитие его индивидуальных
свойств, спо
собностей и возможностей,
ясно и однозначно стремясь к
полному
развитию
отдельных составных частей и их полной
интеграции,
преодолевая
возможные отрицательные влияния со
стороны соб-
с
тиешюго организма и средового окружения;ребенок
развивается в соответствии с требованиями
обще
ства,
определяющими как его актуальные формы
поведения, так и
дальнейшие
перспективы его адекватного творческого
социального
функционирования
в период зрелости.
Многочисленные
исследования в области психологии
выявили наиболее общие закономерности
развития психики в норме:
неравномерность
психического развития;цикличность
развития;пластичность
нервной системы;развитие
отдельных психических функций на базе
сформиро-
наиных
ранее;соотношение
биологических и социальных факторов
в процес
се1
психического развития.
Л.С.
Выготский понимал психическое развитие
как процесс качественных
преобразований (кризисов), периодической
ломки старых,
отживших структур и формирования новых:
«Только внутренние
изменения самого развития, только
переломы и повороты
и его течении могут дать надежное
основание для определения главных
:)нох построения личности ребенка,
которые мы называем возрастом».
И
периодизации психического развития
ребенка в качестве оснонпого
выступает понятие критический
возраст (чем
ярче, острее,
энергичнее протекает кризис, тем
продуктивнее идет процесс
формирования личности): кризис
новорожденное™, кризис одного
года, кризис трех лет, кризис семи лет,
кризис тринадцати лет,
кризис семнадцати лет. «…К началу
каждого возрастного пе-
32
риода
складывается совершенно своеобразное,
специфическое для данного
возраста, исключительное, единственное
и неповторимое отношение
между ребенком и окружающей его
действительностью, прежде
всего социальной… Выяснив социальную
ситуацию развития, сложившуюся к
началу какого-то возраста и определяемую
отношениями
между ребенком и средой, мы вслед за
этим должны выяснить,
как из жизни ребенка в этой социальной
ситуации необходимо возникают и
развиваются новообразования, свойственные
данному возрасту».
Понятие
психологической нормы раскрывается и
через особенности
ведущей для данного возраста деятельности
— это деятельность,
которая обусловливает главнейшие
изменения в психологических
особенностях ребенка в данном периоде
его развития (А.Н.
Леонтьев).
Строгого
научного определения понятия «норма
личности» не существует. Между нормальным
типом поведения и патологическим
(болезненным) находится огромное
количество переходных форм.
В компетенцию педагога входят коррекция
и развитие отклоняющихся
от нормы проявлений, состояний, форм
поведения здорового ребенка. В
психологической литературе такие
нарушения иногда называют факторами
риска —
общее название условий и особенностей
образа жизни, а также врожденных или
приобретенных
свойств организма, которые повышают
вероятность возникновения у индивидуума
болезни (не будучи ее причиной) или
способны неблагоприятно влиять на
течение и прогноз имеющегося заболевания.
В
дошкольном возрасте факторами риска
названы следующие особенности
поведения ребенка:
выраженная
психомоторная расторможенность,
трудности вы
работки
тормозных реакций и запретов,
соответствующих возрасту;
трудности
организации поведения даже в игровых
ситуациях;склонность
ребенка к «космической» лжи —
приукрашиванию
ситуации, в которой
он находится, а также к примитивным
вымыс
лам,
которые он использует как средство
выхода из затруднитель
ного
положения или конфликта;инфантильные
эмоциональные проявления с
двигательными
разрядками,
громким настойчивым плачем и криком;импульсивность
поведения, эмоциональная
заражаемость,
вспыльчивость,
которая обусловливает ссоры и драки
даже по не
значительному
поводу;
33
• прямое
неподчинение и негативизм с озлобленностью,
агрессией
и отпет па наказания, замечания, запреты,
побеги как реакции отпетого
протеста и др. (Г.С. Абрамова).
Понятие
нормального развития предполагает
сформированную готовность
к реализации учебной деятельности,
включающей несколько
аенсктои: физический, физиологический
и психологический.
Психологический аспект готовности к
обучению подразумевает
сформпрованность определенного уровня
следующих показателей (Т.Л. Власова,
В.И. Лубовский, Н.А. Цыпина):
знаний и представлений
об окружающем мире;умственных
операций, действий и навыков;
‘А)
речевого
развития, предполагающего владение
довольно обширным словарем, основами
грамматического строя речи, связным
высказыванием и элементами монологической
речи;
-1) познавательной
активности, проявляющейся в соответствующих
интересах и мотивации;
5) регуляции
поведения.
Понятие
«отклоняющееся развитие» в специальной
литературе определяется как «отклонение
формирования всей иерархической
структуры
психического развития или ее отдельных
составляющих
(психических функций, функциональных
систем) за пределы социально-психологического
норматива, определяемого для конкретной
образовательной, социокультурной,
этнической ситуации, вне зависимости
от знака этого изменения (опережение
или запаздывание)»
(М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).
По
мнению авторов, ценность и суть понятия
«отклоняющееся развитие» состоит в
том, что его необходимо рассматривать
только
в ситуации «отклонения относительно
чего-либо», т.е. в сравнительной
динамике изменений, связанных с развитием
и в сравнении с
динамикой развития норматива.
Любые
варианты условно нормативного или
отклоняющегося развития
характеризуются определенной структурой
сформиро-наниости
базовых составляющих психической
деятельности (произвольность
психической активности, пространственные
представления,
аффективная регуляция).
Говоря
об отклонениях от нормального развития,
следует помнить
об уникальности и неповторимости
личности каждого ребенка,
а также учитывать, насколько отклонение
от нормы нарушает развитие.
Психическое
развитие ребенка с ОПФР, подчиняясь тем
же законам
и закономерностям, что и развитие его
нормально развиваю-
34
щегося
сверстника, имеет качественное своеобразие
в каждом возрастном
периоде. Это означает, что для каждого
периода следует учитывать
не только продолжительность, по и
качественную специфику.
Значимым является понимание того, что
вопрос об особенностях психофизического
развития может рассматриваться только
в
контексте знаний о параметрах психических
процессов, структуре сформированное™
базовых составляющих психического
развития в
норме.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник