Нормы развития ребенка до пяти лет
Мам и пап часто интересуют возрастные нормы развития ребенка, например, в 5 лет. Их интересует, что ребенок должен уметь делать и чему еще ему предстоит научиться. Детские терапевты и психологи имеют свой профессиональный взгляд на развитие детей, однако нормы — это все-таки условность, и каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе.
Физические показатели
Дети развиваются очень быстро. Уже в 5 лет они по многим физическим параметрам приближаются ко взрослым — становятся более расторопными, аккуратными, сильными и скоординированными. Детки лучше держат равновесие и ощущают собственное тело в пространстве. Особенно заметны следующие моменты физического развития пятилетнего ребенка:
- Бег дается легче. Движения ребенка более уверенные, скорость и дистанция постепенно увеличиваются. Теперь он может бегать по пересеченной местности, ловко преодолевая большую часть препятствий.
- Легко, «на автомате» двигается по лестнице. Более того, ребенок уже познает многозадачность — без проблем может, например, переносить небольшие предметы по лестнице.
- Любит прыгать. В прыжках ребенок чувствует себя так же уверенно, как и в беге. Он может прыгать на одной ножке и перепрыгивать невысокие препятствия.
- Мяч — любимый спортинвентарь. Игры с мячом у пятилетнего ребенка занимают особое место. Он с удовольствием ловит, пинает и бросает мячик, хоть и время от времени сталкивается с недостаточно развитой координацией движения.
В целом, дети в возрасте 5 лет очень подвижны и энергичны. Их физическое развитие уже находится на высоком уровне, позволяющем активнее изучать окружающий мир.
Психологические нормы
К 5 годам дети заметно развиваются и в психологическом плане. Они становятся эмоционально более устойчивыми, все чаще проявляют самостоятельность, но по-прежнему зависят от мнения близких. Для этого возраста характерны следующие проявления психологического развития:
- Новые эмоции. Эмоциональный фон ребенка заметно насыщается. У ребенка появляется чувство стыда, и он постепенно учится контролировать свои действия в тех или иных ситуациях. Агрессия становится менее очевидной и ярко выраженной, зато в этот период обостряется чувство справедливости.
- Оптимизм и дружелюбие. В 5 лет ребенок очень социален — ему нравится знакомиться с новыми людьми, причем их возраст его мало интересует. Главное, чтобы процесс общения строился легко и непринужденно.
- Готовность помогать. Уже в этом возрасте эгоизм у детей затухает, и все чаще они стремятся помочь окружающим. Искренне сопереживать ребенок еще только учится — обычно он просто хочет, чтобы родители гордились им.
- Страхи. Если в 4 года ребенок боялся темноты, то и спустя год он вряд ли поборет свой страх. Более того, впечатлительность пятилетних детей может привести к кульминационному развитию страхов именно в этот период.
- Глубокое понимание вопросов и дискуссионных тем. Ребенок в 5 лет готов к серьезным размышлениям, более глубокому пониманию и обсуждению тем. Он уже имеет свою точку зрения, которую способен отстаивать до последнего.
Пятилетний ребенок все еще эмоционален, впечатлителен и чувствителен, однако его реакции на происходящие события более осмысленны и логичны.
Навыки и способности
К 5 годам дети осваивают важные жизненные навыки, а их способности продолжают активно развиваться:
- Память. Ребенок уже способен сознательно запоминать материал, т. е. специально заучивать стишки и песенки. Важно развивать у ребенка в этот период смысловую память — он должен не просто «зазубривать» информацию, но и понимать ее смысл. Кстати, 5 лет — отличный возраст для начала изучения иностранного языка.
- Речь. Пятилетний ребенок любит общаться, вести беседы, причем не только с ровесниками, но и со взрослыми. В его словарном запасе уже насчитывается порядка 3000 слов, а речь становится более выразительной и грамотной. Дети в этом возрасте часто задают вопросы, вполне разумно рассуждают и с удовольствием делятся своими впечатлениями.
- Самообслуживание и помощь родителям. Дети самостоятельно могут одеваться и раздеваться, умываться по утрам, расчесываться. Столовые приборы их уже не смущают — управляются с ними детки без проблем. Помощь родителям заключается в выполнении простых поручений — помыть посуду, протереть дома пыль, подмести пол.
- Способности. Нередко в 5 лет детки учатся читать и писать, хоть и совершают время от времени ошибки. Без проблем они уже считают до 10, при этом могут даже совершать простейшие математические действия. Дети любят рисовать, особенно перерисовывать картинки с примера. Они хорошо различают основные цвета и геометрические фигуры, начинают ориентироваться во времени и днях недели.
Таким образом, пятилетние дети активно развиваются физически — они становятся более крепкими, эмоционально — более устойчивыми, а умственно — разносторонними. Мамам и папам остается только поддержать ребенка в реализации его потенциала и создать благоприятные условия для дальнейшего развития.
На что, по вашему мнению, следует обратить внимание при воспитании и обучении 5-летнего ребенка? Как помочь ему проявить свои возможности, реализовать потенциал?
Источник
Собственно перепост от gutta_honey с которой не могу не согласиться. Особенно с предисловием к собственно нормам =)
Когда обсуждаются всякие темы по поводу норм детского развития бывает очень много разночтений. Действительно, все дети имеют свои особенности. кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Кто-то в чем-то опережает, кто-то в чем-то отстает. До 3-х лет детям не ставят диагноза умственная отсталость вообще, а пользуются термином задержка развития. в общем-то на практике стараются все-таки избегать диагностировать умственную отсталость и позже по определенным социальным причинам, существующим у нас в стране. Однако родителям полезно знать, что ребенок должен уметь к определенному возрасту. Это не стандартные нормы знаний и диагностики, а просто примерные «вехи». Если ребенок этого не знает, то довольно часто оказывается, что родители просто с ним не занимались в этом направлении. И не из-за лени, а просто потому, что полагали, что для ребенка «еще рано». Если сведения о том, что ребенок должен уметь к году, к 2-м и 3-м можно легко найти, то вот более поздний возраст, 4-5 лет, охватывается реже в литературе из-за чего я решила об этом написать. Ну и еще раз напомню основную идею — это только список навыков и если ваш ребенок чего-то не знает, это не повод падать в обморок, что он умственно отсталый, а повод с ребенком позаниматься в этом направлении.
Итак
К 4-ем годам ребенок
— может назвать и понимает, что такое «предметы домашнего обихода», «транспорт», «игрушки», «посуда» и т.п. Может обобщить предметы по этим признакам в группы.
— может назвать части предметов, ответить на вопрос «Из чего состоит»
— сравнивает по разным категориям предметы и противопоставлять их ( например:» Этот кубик большой, а тот маленький»)
— может называть профессии людей ( естественно основные, без всяких кибернетиков и логистиков)
— может называть действия людей, отвечать на вопросы » что делает?»
— разгадывает загадки о предметах окружающего мира, животных, временах года и сток, природных явлениях
— в речи изменяет слова по родам и падежам
— знает названия животных и их детенышей
— прослушав сказку умеет повторить интересные моменты, отдельные фразы героев сказки ( что сказали медведи, когда увидели, что их похлебка съедена; что говорила Маша, когда сидела, что медведь хочет съесть пирожок, предназначенный бабе и деду)
— знает и умеет рассказать короткие стишки и потешки
— умеет пересказывать короткие сказки при помощи взрослых, с отдельными подсказками
— различает и использует в речи понятия много и один, различать равенство и неравенство ( кубиков больше или столько же)
— знает геометрические фигуры : круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник и находить их в предметах.
— различает геометрические тела: шар, куб, цилиндр
— различает времена года и суток, правильно их называть и указывать их основные характеристики ( что в это время происходит)
— знает право-лево и определять положение предмета относительно себя
— имеет обобщенные представления об основных цветах ( ромашки, розы, васильки, колокольчики…), деревьях ( клен, береза, дуб…)
— понимает и умеет распределить овощи и фрукты, различать диких и домашних животных
— умеет управлять руками и пальцами : рисовать прямые линии ( вертикальные и горизонтальные), рисовать округлые линии
— составляет фигуры и узоры из готовых геометрических форм
— в рисунке ребенок может передать образы окружающей действительности, использует для предметов правильные цвета ( морковь оранжевая, солнце желтое…),изображает несложные сюжеты ( машина едет по дороге, везет груз; дети гуляют)
К 5 годам ребенок
— может употреблять слова-антонимы, понимает многозначность слов ( иголки у ежа и елки)
— использует слова обозначающие качества предметов ( ответить на вопрос какой бывает ежик — колючий серый маленький)
— имеет более полное представление о профессиях, может не только их назвать, но и сказать что эти люди делают, а так же ответить на вопрос «люди каких профессий работают в тех или иных местах» ( например на стройке, в школе, в магазине)
— составляет по просьбе простые предложения, например по картинке сказать, что тут происходит
— образовывает слова при помощи приставок ( машина въезжает, подъезжает, выезжает) и суффиксов ( шар-шарик, облако-облачко)
— находит слова, которые звучат похоже, но отличаются одним звуком ( лук-луг шишка-мышка), определять мягкие и твердые согласные, делить слово на слоги.
— подбирает рифму ( простую) например по рифмованным загадкам, подбирать слово по смыслу ( зайки едят капусту и…), называть слова с заданным звуком.
— рисует наклонные линии в разных направлениях, закругленные линии
— при прочтении стихотворения пользуется логическими паузами и ударениями, меняет интонацию, пользуется мимикой, характеризующей содержание
— самостоятельно пересказывает сказки,с сохранением сюжета
— находит несоответствие в расположении картинок, где показаны последовательные действия, может указать, что пропущено
— отгадывает загадки о сказках, находит картинки к ним
— владеет качественным и количественным счетом, может сказать сколько предметов и какой по счету предмет
— различает цифры от 1 до 5, соотносит их с количеством предметов, может воспроизвести количество предметов ( взять 4 кубика)
— различает «вчера-сегодня-завтра», «быстро- медленно» и правильно употребляет их в речи
— может правильно нарисовать предметы на листе по отношению друг к другу и к себе ( облако выше цветочка, бабочка слева от тебя)
— решает простые математические задачи на счет до 5
— знает птиц и их отличительные черты, говорит какие звуки они издают и чем друг от друга отличаются.
— знает не только название деревьев, но и может отличить их листья и плоды
— может установить простые причинно-следственные связи по картинкам ( деревья склонились к земле, потому что дует ветер)
— держит в руках ножницы, режет полоски, может резать квадраты по диагонали, делает косые срезы, вырезает округлые и овальные предметы по контуру, наклеивает готовые изображения
— изображает более сложные сюжетные композиции( девочки нарядились красиво и пошли на праздник, где будут танцевать)
— сгибает листы пополам, совмещая стороны и углы.
Источник
Любовь Гальчук
Консультация для родителей «Что должен уметь ребёнок к пяти годам»
«Что должен знать и уметь ребенок к пяти годам»
Вашему малышу скоро исполнится 5 лет. Это значит, что у вас появилась хорошая возможность своевременно помочь ребенку развить его интеллект. К сожалению, многие родители недооценивают возможности именно этого возраста, не видят потребности ребенка в новой информации, расширении его кругозора. Считают его еще маленьким и думают, что впереди у них очень много времени, и что они еще всему успеют научить его, когда ребенок подрастет.
А ребенок именно в этом возрасте испытывает огромную потребность в познании окружающего мира и расширении своего кругозора. Он, как губка впитывает познавательную информацию. Научно доказано, что в дошкольном возрасте ребенок способен запомнить столько материала, сколько не запомнит потом никогда в жизни. Не упустите эту возможность.
В консультации вы найдете возрастные ориентиры знаний и умений, которыми может и должен овладеть ваш ребенок в возрасте от 4 до 5 лет.
МАТЕМАТИКА.
— ребенок должен усвоить, что множество предметов может состоять из предметов разного цвета, размера, формы;
-уметь сравнивать количество предметов,понимать значение: больше – меньше, поровну;
— уметь уравнивать неравные группы предметов двумя способами, добавляя к меньшей группе один предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет;
— считать до 5, соотносить число и цифру (если ребенок хорошо усваивает материал, можете знакомить его со счетом до 10);
— называть числительные по порядку;
— уметь сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте, толщине, отражать результат сравнения в речи,используя прилагательные: длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже, толще – тоньше или равные по толщине, высоте, длине, ширине;
— сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего);
— устанавливать размерные отношения между 3 – 5 предметами по величине и раскладывать их в порядке убывания или нарастания величины, отражать результаты сравнения в речи (красная башенка — самая высокая, оранжевая пониже, розовая – еще ниже, а желтая – самая низкая);
— знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, сравнивать их (чем похожи, чем отличаются, называть элементы фигур (углы, стороны);
— знать объемные геометрические фигуры: шар, куб, конус;
— соотносить форму предметов с геометрической формой: тарелка – круглой формы, мяч похож на шар и т. д. ;
— уметь определять расположение предметов «от себя»: справа, слева, впереди, сзади, посередине, сверху, внизу, далеко, близко;
— знать части суток, их характерные особенности, последовательность (утро – день – вечер – ночь – снова утро и т. д.);
— понимать значение слов: вчера, сегодня, завтра.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.
— знакомить детей с признаками предметов: уметь определять их цвет, форму, величину, вес, а так же группировать предметы по этим признакам;
— знакомить с материалами, из которых сделаны предметы, их отдельные части и почему именно из этих материалов они сделаны (корпус машины из металла, шины из резины и т. д.);
— знакомить ребенка с разными материалами и их свойствами (металл – твердый, прочный, тяжелый; дерево – легкое, легко режется, горит; пластмасса, стекло, резина и т. д.)
-расширять знания детей о разных видах транспорта (наземный, воздушный, водный транспорт);
— знакомить ребенка с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем, музеем, людьми, работающими в них, с правилами поведения в общественных местах;
— знакомить ребенка с жизнью в городе и в сельской местности с опорой на опыт ребенка;
— знакомить ребенка с деньгами, возможностями их использования;
— знакомить ребенка с историей разных предметов (игрушки, предметы обихода, техника и т. д., тем, как изменялся, в связи с этим, человеческий труд;
— ребенок должен знать свое имя и фамилию, называть имя, фамилию (желательно и отчество) своих родителей, ближайших родственников;
— знать название родного города, своей страны, столицы Родины, название своей планеты;
— знать свой домашний адрес;
— знакомить ребенка с некоторыми государственными праздниками: Новый год, День защитника Отечества, 8 марта, День Победы;
— знакомить ребенка с названиями основных профессий людей и объяснять им, что делают люди тех или иных профессий (врач лечит, повар готовит еду, шофер водит машину, продавец продает разные товары, парикмахер делает стрижку или прическу и т. д.); знать профессии своих родителей;
— знакомить ребенка с последовательностью времен года, и последовательностью дней недели;
— знакомить ребенка с домашними животными и птицами, с домашними питомцами (аквариумные рыбки, хомячки, волнистые попугайчики и т. д.) и почему они так называются (домашние – потому что о них заботится человек, а дикие животные заботятся о себе сами);
— знакомить с дикими животными своего края и экзотическими;
— знакомить с пресмыкающимися (черепаха, ящерица) их внешним видом, способами передвижения, питанием;
— расширять знания о насекомых (бабочка, божья коровка, муравей, разные виды жуков);
— расширять знания о фруктах, овощах, ягодах (растущих в нашей местности и с экзотическими, грибах (съедобных и ядовитых);
— знакомить ребенка с травянистыми и комнатными растениями (как называются, как за ними ухаживать);
— ребенок должен знать и узнавать минимум 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, осина и т. д., а так же знакомить с деревьями растущими в других районах нашей страны и в других странах;
— знакомить с птицами наших лесов (синица, воробей, ворона, сорока, снегири, дятел, ласточка, трясогузка, стрижи, кукушка, скворец, свиристель и т. д., ребенок должен различать и называть птиц зимующих и перелетных, подкармливать их зимой, узнавать их следы на снегу или песке;
— рассказывать ребенку об охране растений и животных;
— помогать ребенку замечать сезонные изменения в природе, знакомить с природными явлениями и активизировать эти названия в речи (снегопад, метель, вьюга, ливень, мелкий дождь, моросящий дождь, листопад, дождливо, пасмурно, солнечно, ветрено и т. д.);
РЕЧЬ.
Учить и помогать ребенку свободно общаться со взрослыми и сверстниками:
— обсуждать с ребенком информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения;
— слушать ребенка, уточнять ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенности предмета, явления, состояния, какого-то поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение;
— способствовать развитию любознательности ребенка;
— учить и помогать ребенку доброжелательно общаться со сверстниками, оказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться;
Формировать словарь ребенка:
— расширять представление ребенка о предметах, явлениях, событиях, не имевших место в собственном опыте ребенка;
— активизировать в речи ребенка название предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены;
— учить использовать в речи разные прилагательные, глаголы, предлоги, наречия;
— вводить и активизировать в речи ребенка существительные, обозначающие профессии и глаголы, характеризующие трудовые действия;
— постоянно упражнять ребенка в умении определять и называть местоположение предмета «от себя» (справа, слева, рядом, около, между, перед собой.);
— помогать ребенку заменять слова «там, туда, такой, этот» на более точные выразительные слова;
— упражнять ребенка в употреблении слов – антонимов (чистый – грязный, светло – темно и т. д.);
— учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные, птицы, посуда, игрушки и т. д.);
Формировать звуковую культуру речи:
— закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р,л) звуков. Помните, к 5 годам у ребенка должно сформироваться произношение всех звуков родного языка. Если этого не случилось, ему нужна помощь логопеда!
— учить ребенка различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук (р – рыба, ручка; б – башня, булка и т. д.);
— продолжать работу над дикцией: отчетливо произносить слова и словосочетания, интонационно читать стихи;
Формировать грамматический строй речи:
— учить ребенка согласовывать слова в предложении;
— правильно использовать разные предлоги;
— образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных по аналогии (котенок – котята, волчонок – волчата, медвежонок – медвежата и т. д.);
— употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята – лисят, волчата – волчат и т. д.);
— правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, туфель);
— напоминать ребенку правильное употребление глаголов повелительного наклонения (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги);
— побуждать ребенка употреблять в речи предложения простые и распространенные;
Формировать связную речь:
— учить ребенка участвовать в беседе, понятно для слушателя отвечать на вопросы и задавать их;
— развивать умение описывать предмет, картину;
— составлять рассказ по нескольким картинкам в рамках одного сюжета;
— упражнять в пересказе небольших рассказов или наиболее динамичных и выразительных отрывков из сказок;
— регулярно читать ребенку художественные и познавательные книги, формировать понимание того, что из книг можно узнать много интересного.
ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Рисование:
— развивать у ребенка умение при передаче сюжета располагать изображения на всем листе бумаги;
— направлять внимание ребенка на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, а куст ниже дерева, цветы ниже куста;
— ребенок должен хорошо знать основные цвета спектра (красный, синий, зеленый, желтый, к ним добавляются оттенки основных цветов (темно – синий, светло –зеленый, голубой, оранжевый, коричневый и т. д.);
— знакомить ребенка, как можно получить более светлый оттенок краски (добавить белую краску);
— учить ребенка промывать кисть перед употреблением краски другого цвета (использовать не более 2 красок);
— учить ребенка закрашивать рисунок кистью, проводя линии только в одном направлении (слева направо либо сверху вниз);
— закрашивать рисунок в пределах контура;
— упражнять в рисовании широкой линии всей кистью, а тонкие линии и точки концом кисти;
— упражнять ребенка в умении получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим карандаша;
— знакомить ребенка с народными игрушками, расписанными в дымковском, филимоновском, городецком стиле; расписывать силуэты игрушек, вырезанных из бумаги в стиле этих росписей;
Лепка:
— учить ребенка лепить из разных материалов: пластилина, пластической массы, глины, из соленого теста;
— учить разным приемам лепки: раскатывание пластилина между двух рук, скатывание круглых форм между двумя ладонями круговыми движениями, раскатывать колбаску с одной стороны (на конус, сплющивать разные формы между ладонями и пальцами, вытягивать отдельные части из целого куска (мордочку у лисички или ежа, прищипывать мелкие детали (ушки у котенка, клюв у птички, примазывать детали между собой, сглаживать неровности пальцами, использовать прием вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы, использовать стеку для украшения предмета узором или для добавления некоторых выразительных деталей.
Аппликация:
— учить ребенка правильно держать ножницы и пользоваться ими: сначала разрезать по прямой короткие полосы, а затем разрезать длинные полосы по длине и создавать узор из полос разной длины (лесенки, заборчики, скамейка, дерево, кустик и т. д.);
— упражнять в вырезывании круглых форм из квадрата путем скругления углов, а овальных форм из прямоугольников (овощи, фрукты, ягоды, цветы);
— составлять и наклеивать из нескольких крупных и мелких готовых деталей различные предметы;
— учить преобразовывать формы, разрезая их пополам или на 4 части (круг на полукруги, четверти; квадрат на треугольники по диагонали или пополам на прямоугольники).
Помните, что ребенка необходимо учить сохранять правильную позу при рисовании, лепке,аппликации:
• не горбиться,
• не наклонять низко голову над столом,
• карандаш должен «смотреть» на правое плечо,
• сидеть свободно, не напрягаясь,
• ноги должны стоять на полу.
Приобщение к изобразительному искусству:
— знакомить ребенка с разными жанрами и видами искусства: стихи, проза, загадки, песни, танцы, музыка, картина, скульптура, здание и сооружение (архитектура);
— знакомить с архитектурой (дома, различные здания – это архитектурные сооружения; они разные по форме, высоте, длине, сделаны из разных материалов, с разной формой окон, подъездов и т. д.);
— знакомить с профессиями: архитектор рисует проект (план) сооружения, строители строят, композитор сочиняет музыку, а музыкант ее исполняет, художник пишет картины, поэт сочиняет стихи, певец исполняет песню и т. д. ;
— обязательно посетить с ребенком библиотеку и рассказать о том, для чего она нужна (это центр хранения книг, созданных писателями и поэтами, кто в ней работает;
— посетить музей.
Источник