Нормы психического развития ребенка детей дошкольного возраста

Нормы психического развития ребенка детей дошкольного возраста thumbnail

Екатерина Мокрова
Возрастные нормы психического развития детей от рождения до семи лет

Большинство трудностей в общении с ребенком и в его воспитании возникают у родителей по причине родительской некомпетентности или недостаточной осведомленности о возрастных периодах и нормах развития детей. Очень часто родители ожидают от ребенка того, что не доступно его возрасту и, наоборот, снижают свои требования к нему в области поведения, навыков самообслуживания и общения. Взрослым необходимо четко ориентироваться в возрастных периодах детства и новых возможностях, приобретениях психики, которые должны возникать на каждом этапе развития ребенка.

Итак, ранний возраст от рождения до 3-х лет, отличается единством физического и психического развития и стремительным ростом и развитием ребенка. Эпоха раннего возраста делится на два этапа: от рождения до года и от года до трех лет.

На первом году жизни происходит активное развитие органов чувств в процессе ухода и общения, с первых месяцев жизни ребенок выделяет близкого взрослого, сосредотачивает свой взгляд и слух и, наконец, отвечает взрослому улыбкой, звуками и движением. Данная реакция, названная «комплексом оживления» должна появиться к 3-м месяцам жизни. Она является условием и предпосылкой для развития общения между ребенком и взрослым. Младенец постепенно учится схватывать и удерживать предметы, благодаря развитию руки.

К 6-ти месяцам ребенок должен брать, удерживать предмет, сосредотачиваться на нем и совершать простые действия с предметом, обследуя его, что является условием формирования мышления. С 6-ти месяцев ребенок овладевает самостоятельными движениями в горизонтальном положении, учится сидеть, стоять и ходить. Ребенок продолжает осваивать окружающий мир, он уже манипулирует с предметами и реагирует на взрослого не просто как на объект окружающего, а как на партнера в познавательной деятельности.

К концу первого года жизни ребенок должен активно изучать предметы и пространство и проявлять потребность в деловом общении с взрослым в процессе этого изучения. У малыша формируется первый предметный опыт, формируется представление о свойствах предмета, расположенного в пространстве. В этом возрасте малыш должен понимать обращенную к нему речь и говорить простые слова, состоящие иногда из одного слога.

Начиная с 1 года до трех, ребенок овладевает самостоятельными сложными движениями: ходьбой, бегом, лазанием, бросанием, и т. д. Ребенок не только активно двигается, но и учится регулировать собственное движение, подражая взрослому. Именно поэтому важно постоянно обращать внимание малыша на цель и порядок выполнения действия: «Мы будем катать мячик. Положи мячик перед собой, как я, а теперь толкни мячик сильно, как я. » Ребенок переходит от обследования предмета к игровому действию с предметом: сначала он учится открывать и закрывать баночку, понимает, что ее можно использовать, как емкость, потом соотносит эту баночку по свойствам с кастрюлькой и, наконец, использует в игре баночку, как кастрюльку. Речь ребенка теперь становиться самостоятельной и активной. На фоне активизации речи зарождается общение со сверстниками, ребенок делает первые попытки взаимодействовать с другим малышом в предметной и игровой деятельности.

Главным приобретением личности в конце раннего возраста становиться осознание ребенком себя, как самостоятельного субъекта, своего личного действия и личного желания.

С этого момента (с 3-х лет) начинается эпоха дошкольного возраста. Именно этот период перехода получил название «кризиса 3-х лет». Обычно этот возраст сопровождается упрямством, капризами, агрессивностью, резкими сменами в настроении и поведении малыша. Такая картина есть результат конфликта между естественным стремлением ребенка к самостоятельности и независимости и ограничением этого стремления со стороны взрослых.

Дошкольное детство (от 3 до 7) характеризуется развитием разнообразных видов детской деятельности: игровой, бытовой, изобразительной, трудовой и др. Уровень развития ребенка должен определяться не только его умениями в той или иной деятельности, но и заинтересованностью в результате и умением его добиваться.

Ребенок 5 лет может отлично уметь самостоятельно завязать шнурки, но не испытывать потребности это делать. Отсутствие у дошкольника потребности проявлять свою умелость или развивать ее являются показателем незрелости, которая будет тормозить его дальнейшее развитие. Способность ребенка подчинять свое поведение какой-либо цели, управлять своими поступками формируется на протяжении всего дошкольного возраста.

Только к семи годам ребенок способен выполнять как свою собственную задачу, так и задачу, поставленную взрослым не отвлекаясь, сохраняя интерес, контролируя себя при этом и оценивая свои результаты. Зачастую родители ожидают этого от детей 5-ти и даже 4-х лет.

Существенным приобретением дошкольного возраста становится наглядно-образное мышление ребенка, благодаря которому становится возможной учебная деятельность. Чтобы понять, что легкие предметы не тонут, ребенку 6-ти лет уже не надо бросать их в воду, у него есть понятие легкого и тяжелого, понятие о свойствах воды, он может сделать самостоятельный вывод. К семи годам дети хорошо разбираются в понятиях, символах и знаках, мышление становится логическим. У них намечается собственное мировоззрение, первые этические нормы, созревает новая социальная позиция и стремление быть взрослым.

К концу дошкольного детства у ребенка складываются предпосылки нового вида деятельности — учебной.

Источник

Лена Свидрик
Психическое развитие ребенка дошкольного возраста

В период раннего детства 1-3 года ребенок уже не является беспомощным существом. Он очень активен в действиях и своем стремлении общаться с взрослыми, следовательно, он поражает взрослым. Так, малыш готовится к общению с окружающими к доверительным отношениям с ними. В это время формируется предметная деятельность, а также происходит овладение телом и речью [2].

В дошкольном возрасте 3-7 лет малыш начинает овладевать социальным пространством отношений между людьми. Это происходит во время общения и игр с родителями и сверстниками. Ребенок осваивает функции предметов и открывает ценностное отношение к ним. В это время малыш овладевает общепринятыми формами общения, которые важны во взаимодействии с окружающими людьми. В этом ему помогает формирование речи и общения через выразительные движения

Дошкольный возраст – это также то время, когда ребенок активно овладевает собственным телом и интересуется вопросами телесной конструкции людей. Ребенок начинает осознавать себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о различных стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными и смелыми, а девочки – аккуратными и т д [2].

Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает настоящее и имеет представление о будущем. Так же формируется самосознание благодаря интеллектуальному и личностному развитию, на основе эмоций и оценки чужого поведения [2].

Психическое развитие дошкольника происходит через формирование следующих психических функций:

1. Восприятие. Оно становится более осмысленным, совершенным и целенаправленным. Дошкольник рассматривает и наблюдает. Так же формируется сенсорное восприятие.

2. Мышление. У детей дошкольного возраста оно наглядно-образное. Детская логика не мешает дошкольникам рассуждать правильно и успешно решать достаточно сложные задачи. Для этого ребенок должен запомнить задачу, а также ясно себе представить и понять её условия. Наилучшие результаты дети демонстрируют, когда делают определенные выводы, основываясь на собственном опыте.

3. Память. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для её развития. Если в младшем дошкольном возрасте детская память непроизвольна (скорее, эмоциональна, то, начиная со среднего дошкольного возраста, формируется произвольная память.

4. Речь. С ростом словарного запаса формируется звуковая сторона речи, усваиваются правила грамматики и особенности произношения.

Психическое развитие дошкольников нередко связано с повышенной ранимостью. Воздействие окружающего мира на ребенка может оказаться слишком сильным и стать причиной нежелательных нервных реакций. Важно оберегать его от воздействия слишком сильных раздражителей.

В дошкольном возрасте дети бурно протестуют против барьеров, которые возникли при познавательной деятельности. Слишком строгие запреты порождают психотравмы, которые серьезно дезорганизуют детские мысли, чувства и могут привести к неврозам.

Важно заботиться об организации оптимального ритма жизни дошкольника, который представляет собой разумное сочетание и чередование интеллектуальных, физических и эмоциональных нагрузок.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является игровая деятельность. Дети играют с взрослыми и сверстниками, вступают в определенные отношения, используя правила игры. В каждой игре есть свои правила, тема, сюжет, роль, игрушки, игровые действия [1].

Младший дошкольник действует не думая для чего это нужно. Средним дошкольникам важно отношение между людьми.

Роль игры в развитии психики:

1. В игре ребенок учиться общаться со сверстниками

2. Учиться подчинять свои желания правилам игры

3. В игре формируются первые нравственные чувства

4. Формируются новые мотивы и потребности (соревнования, самостоятельность)

5. Зарождаются новые виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, аппликация [3].

Список литературы:

1. Ермолаева М. В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения, М. : Московский психолого-социальный институт, 2003, 376 с

2. Сорокоумова Е. А. Возрастная психология. / Е. А. Сорокоумова. – Спб. : Питер, 2007, 208с.

3. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М. : Издательский центр «Академия», 2001, 336 с.

Источник

Нормы психического развития ребенка детей дошкольного возрастаТема полноценного и всестороннего развития является очень актуальной и часто обсуждаемой.

Понятие норм психического и физического развития детей неразрывно связано с обществом, окружающим миром и культурой, которые подвержены постоянным изменениям.

Как известно, социальная среда является главным источником психического развития, и от того насколько она будет позитивна и разнообразна зависит скорость и многогранность развития индивидуума.

Причины отклонения и нарушения в психическом развитии детей

Такое явление как задержка в физическом и психическом развитии может отличаться своей интенсивностью и остротой проявлений. Все зависит от того какие факторы оказали решающее влияние на темпы развития ребенка. Эти факторы бывают биологическими и социальными.

В свою очередь биологические причины задержки психического развития бывают:

  • генетически обусловленные – когда у человека происходит более медленное созревание различных систем организма, в т. ч. и нервной системы. Дети с таким развитием не имеют никаких болезненных признаков. Физическое и психическое отставание обнаруживается только при их обследовании на школьную зрелость. Такие отклонения психического развития ребенка больше всего заметны в эмоционально-волевой сфере, они проявляются сложностями в восприятии учебных задач, плохом усваивании правил поведения и обязанностей школьника. Такие детки плохо адаптируются к школе, поэтому лучше пойти в первый класс на год позже;
  • задержка, обусловленная телесными заболеваниями, возникающими в раннем возрасте и переходящими в хроническую стадию. Они надолго лишают ребенка активности и жизнерадостности. Примечательно, что в этом случае центральная нервная система не поражается болезнью, однако страдает от общего истощения организма. Телесные болезни заметно снижают психический тонус организма, что приводит к образованию неблагоприятных условий для нормального развития психических функций.

Чтобы вовремя обнаружить наличие нормы и отклонения психического развития ребенка, а также других нарушений в развитии, он должен в обязательном порядке проходить плановые осмотры врача в определенные периоды своей жизни, а именно: в 2 и 4 месяца, затем в 6 и 9 месяцев, в годик и ежегодно до пяти лет.

Понятие нормы и отклонений психического развития ребенка первого года жизни

Первая проверка правильности и гармоничности развития проводится в 2 месяца.

Нормы психического развития ребенка детей дошкольного возрастаНормы нервно-психического и физического развития ребенка в этом возрасте подразумевают наличие или отсутствие у него следующих навыков и умений:

  • в этом возрасте у него уже должны исчезнуть такие рефлексы новорожденного, как степпинг-рефлекс – пляска или совершение шагов по твердой поверхности, и рефлекс захвата пальца;
  • голова малыша держится более крепко, в положении лежа на животе он способен нее поднять на угол в 45 градусов, кроме этого в таком положении он реже и менее интенсивно сжимает ноги и руки;
  • начинает рассматривать близкие предметы, кусать их, издавать различные по интенсивности и значению крики. Также ребенок уже умеет поворачивать голову в сторону звука, улыбаться и реагировать на знакомые голоса.

Рекомендуется чаще выносить его на улицу в незнакомую обстановку. Помещение, в котором он живет, как и его игрушки, должны быть красочными и яркими.

Возрастные нормы психического развития ребенка в четырехмесячном возрасте подразумевают наличие таких умений как держание головы в сидячем положении, удерживание и отпускание объектов. Также он должен уметь играть с погремушкой, поднимать и опускать ее, класть в рот объекты, хорошо видеть вблизи, поддерживать зрительный контакт с родителями, уметь смеяться и проявлять память, распознавать голоса родителей и различать их сенсорно.

К полугодовалому возрасту согласно понятию нормы психического развития ребенка он должен:

  1. перекладывать предметы из руки в руку;
  2. переворачиваться с живота на спину;
  3. поднимать упавший предмет
  4. спать 6-8 часов подряд.

Также в этом возрасте у большинства начинают прорезываться зубы.

В полгода ребенок боится чужих людей и подражает действиям родителей. Он любит слышать свой собственный голос и подражать звукам, может произносить слова мама и папа.

К годовалому возрасту, согласно понятию норм и отклонений психического развития ребенка он должен:

Нормы психического развития ребенка детей дошкольного возраста

  1. весить втрое больше своего веса при рождении и быть выше 50 %;
  2. окружности головы и груди должны быть одинаковыми;
  3. должна присутствовать большая часть зубов;
  4. самостоятельно сидеть и ходить за одну руку;
  5. листать много страниц книги сразу.

Кроме этого годовалые дети умеют «разыгрывать спектакли», например, притворяться спящими или делать вид, что пьют воду из пустой чашки, реагировать на свое имя, имитировать звуки животных, связывать объекты с их именами. В этом возрасте дети волнуются при прощании и встрече с родителями, часто привязываются к какой-либо игрушке или предмету гардероба.

Нормы нервно-психического развития ребенка от 1,5 до 3 лет

В возрасте полутора лет дети уже умеют контролировать мышцы сфинктера, но еще не готовы отказаться от использования горшка. Они много двигаются и часто падают, умеют забираться на невысокие диваны и стулья, подниматься и спускаться по лестнице, строить башню из блоков, пользоваться ложкой и чашкой. Дети в 18 месяцев показывают свою привязанность к родителям и другим взрослым, чувствуют разлуку, любят смотреть фотографии и слушать сказки и рассказы.

Понятие нормы и отклонений психического развития ребенка в 2 года подразумевают наличие таких навыков:

Нормы психического развития ребенка детей дошкольного возраста

  • умения надеть без помощи простую одежду;
  • способность различить и озвучить родителям такие свои потребности как жажда, общение, голод и нужда сходить в туалет;
  • способность самостоятельно строить фразы, состоящие из 2-3 слов, при этом словарный запас уже должен состоять из 50-300 слов.

В этом возрасте ребенок должен уметь выполнять двухступенчатые команды, например, сложи игрушки и потом иди кушать.

Нормы психического развития ребенка 3-х лет подразумевают его постоянный рост, наличие 20 зубов, повышение потребности в длительном ночном отдыхе (11-13 часов). Он должен уметь осуществлять контроль над функциями своего мочевого пузыря и кишечника днем. Некоторым удается это делать и ночью. Ребенок уже умеет балансировать и прыгать на одной ноге, строить дом из девяти и больше кубиков, крутить педали велосипеда. Словарный запас увеличивается многократно, он свободно составляет предложения из 5 и более слов, говорит четко, понятно, использует местоимения, часто задает вопросы.

Возрастные нормы психического развития ребенка от 5 до 12 лет

К своему пятилетию дети становятся очень подвижными и активными, они быстро растут и меняются. Координация движений становится очень хорошей, прыжки отличаются четким балансом, навыки общения с простыми инструментами и письменными принадлежностями улучшаются. Словарный запас увеличивается и составляет более 2000 слов, включая все части речи. В этом возрасте дети уже умеют различать деньги, считают до 10-15, размышляют глубоко, с целью и смыслом. Нормы психического развития детей дошкольного возраста подразумевают наличие у них чувства ответственности за свои действия и умения извиняться за совершенные ошибки. Ребенок способен принять другую точку зрения, любит демонстрировать свои математические умения, уверенно отождествляет себя с родителем своего пола. Если дальнейшая эволюция младшего школьника будет проходить нормально, то согласно возрастным нормам психического развития ребенка в 12 лет у него начнется переходный возраст со своими трудностями и особенностями.

Подводя итог можно сформулировать, что нужно понимать под нормальным психическим развитием. Итак, нормальное психическое развитие ребенка подразумевает наличие физического здоровья и адекватного возрасту воспитания и обучения, при этом должны быть сохранены речевые и анализаторные системы и структуры ЦНС. При выявлении отклонений и нарушений в психическом развитии детей родители должны срочно обратиться за помощью к врачу и постараться восстановить их здоровье.

Статья прочитана 8 512 раз(a).

Источник

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
(критерии результативности)

К 3 годам

Восприятие

Цвета

Красный, синий, зеленый, желтый.

Узнавание, называние, соотнесение

Формы

 Круг,  квадрат, треугольник

Узнавание, называние, соотнесение

Величины

Большой — маленький, длинный — короткий, высокий — низкий.

Узнавание, называние, соотнесение

Пространства

Далеко — близко, высоко — низко.

Узнавание, называние, соотнесение

Эмоционального состояния

Радость, грусть, гнев.

Узнавание, называние, соотнесение

Память

Зрительная образная: объем — 4 — 5 предметов.

Слуховая образная: объем — 3 — 4 звука.

Слуховая вербальная: объем — 4 слова.

Тактильная: объем — 3 — 4 предмета.

Внимание

Объем — 4 предмета.

Устойчивость — 5-8минут.

Концентрация: нахождение в рисунке контура известного предмета при высокой плотности штриховки, контура неизвестного предмета — при сла­бой штриховке.

Воображение

Репродуктивное

Раскрашивание или рисование по представле­нию (например, нарисуй солнышко, раскрась елочку), лепка по заданию (например, скатай шарик — взрослый не показывает).

С элементами творческого

Дорисовывание, выполнение аппликаций, составление узора и/или предмета из мелких деталей без образца (например, придумай, кто живёт в стране кружочков), лепка предметов или жи­вых существ со зрительной инструкцией. Использование в игре предметов-заместителей

Развитые интеллектуальной сферы

Анализ (с помощью взрослого)

  • Описание предмета по известным признакам.
  • Исключение на основе всех изученных обобщений.

Зрительный синтез

Из 2 частей без опоры на образец и из 3 частей — со зрительной опо­рой или наложением на образец.

Сравнение предметов (с помощью взрослого)

По цвету, по форме, по величине, по расположению в пространстве, по эмоциональному состоянию на основе зрительного восприятия.

При сравнении ребенок должен уметь самостоятельно выделять по 3 сходства и 3 отличия.

Обобщение

  • по цвету, форме величине, эмоциональному состоянию;
  • животные, игрушки, фрукты, овощи.

Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений.

На вопрос: каких ты знаешь животных? (игрушки, фрукты и т. д.) – ребенок должен уметь самостоятельно показать или называть 2 — 3 предмета (напри­мер, животные: кошка, собака,мишка, волк).

Сериация

  • по цвету — 2 оттенка;
  • по величине — 3 предметов;
  • по расположению в пространстве — 2 положения;
  • серия последовательных картинок к известной сказке — 3 картинки.

Классификация

На основе имеющихся обобщений по одному признаку – самостоятельно.

Эмоциональная сфера

Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний: ра­дость, грусть, гнев.

Знание некоторых способов выражения этих эмоциональных состоя­ний (через рисунок, вокализацию, с помощью мимики, жестов и вырази­тельных движений).

Коммуникативная сфера

Умение с помощью взрослого обращаться к сверстнику и взрослому по имени, принимать различные роли в игре, придуманной взрослым.

Волевая сфера

Принимать и удерживать с помощью взрослого 2 правила в игровой ситуации.

Психофизиологическая сфера

Умение закрашивать предметы внутри контура.

Умение нанизывать мелкие предметы (бусинки) на леску.

Умение вылепливать из пластилина или глины мелкие и крупные пред­меты.

Умение изображать различные эмоциональные состояния при помо­щи мимики и жестов.

Human0788

Умение изображать различные эмоциональные состояния при помо­щи мимики и жестов.

Источник