Нормативные показатели развития речи ребенка

Нормативные показатели развития речи ребенка thumbnail

Евгения Серебрякова
Нормативные показатели речевого развития детей

Речь занимает центральное место в процессе психического развития ребёнка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных контактов, а это в свою очередь, расширяет представления ребёнка об окружающей жизни. Овладение ребёнком речью, в определённой степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное в разных формах коллективной деятельности, а главное является залогом успешного обучения.

Поэтому, выраженные отклонения в речевом развитии ребёнка имеют самые негативные последствия:

— наблюдается отставание в психическом развитии;

— замедляется формирование высших уровней познавательной деятельности;

— появляются нарушения эмоционально-волевой сферы, что приводит к формированию особых личностных качеств (замкнутости, эмоциональной неустойчивости, чувства ущербности, нерешительности, и т. д)

В современной логопедической литературе, вопросам поэтапности формирования речи, при её нормальном развитии, уделяется достаточно большое внимание.

Далее представлена краткая характеристика речевого развития в норме, по всем возрастам, преддошкольного и дошкольного возраста.

Таким образом, в процессе усвоения звуков речи существует определенная последовательность их появления, в основе которой лежит степень артикуляционной трудности.

На ранних этапах речевого развития ребенок заменяет сложные звуки простыми, т. е. их появление происходит через промежуточные звуки, а к 4-5 годам он может усвоить этот звук и правильно его произносить. Усвоение правильного звукопроизношения происходит в течение довольно длительного времени от 3 до 5 лет, причем не у всех детей одновременно. Одни дети рано начинают правильно произносить все звуки (к 3-4 годам, другие усваивают их несколько позже (к 5-6 годам).

Ребёнку 1 год: это подготовительный этап к овладению речью. У младенца развивается зрительное и слуховое сосредоточение, развивается понимание речи, в процессе гуления, лепета идет интенсивное развитие артикуляционного аппарата. Общение между ребенком и взрослым строится в основном на эмоциональной основе, а с появлением первых осмысленных слов – и с помощью речи.

Ребёнку 2 года: у двухлетнего ребенка является вполне закономерным несовершенство произносительной стороны речи: неправильное произношение большинства звуков родного языка, смягчение отдельных согласных, нечеткое произношение слов с пропуском отдельных звуков, неумение точно сохранять слоговую структуру слова. Активный и пассивный словарь насчитывает 250-300 слов.

Ребёнку 3 года: происходит интенсивное накопление ребенком словаря. Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, воображение ребенка. В процессе игры он нередко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами. К 3-м годам запас слов, как правило, увеличивается до 800-1000 слов, слова приобретают более точное значение, малыш много говорит сам, любит слушать короткие стихи, рассказы сказки, запоминает и рассказывает их.

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ

Показатели речевого развития Время появления в норме

Употребляет местоимение «Я» 2 года 3 мес.

Адекватно использует названия некоторых цветов 2 года 6 мес.

Пытается согласовывать имена прилагательные с существительными в роде (кроме среднего рода) К 3 годам

Пытается согласовывать глаголы прошедшего времени с существительными в роде К 3 годам

Пользуется предложно-падежными конструкциями (но присутствует аграмматизм) С 2 лет 1 мес.

Понимает слова-обобщения, начинает некоторые использовать их в активной речи К 3 годам

Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи С 2 лет 3 мес.

Произносит губные звуки (п,б, м, пь, бь, мь, губно-зубные – ф, фь, в, вь, переднеязычные – т,д,н, заднеязычные – к,г, х. С 2 лет 1 мес.

Замечает неправильное звукопроизношение у других детей К 3 годам

Начинает подбирать рифмы к словам С 3 лет

Для профилактики и преодоления нарушений речи с детьми данного возраста проводятся следующие виды занятий:

-индивидуальные;

-подгрупповые.

Данные занятия проводятся в игровой форме, работа ведётся по следующим направлениям:

— подготовка артикуляционного аппарата для правильного произношения звуков, артикуляционная гимнастика;

развитие слухового внимания, фонематического восприятия – с использованием дидактических игр и упражнений;

Развитие просодических качеств голоса;

развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, пазлы и т. д.);

— логоритмика;

развитие предпосылок связной речи.

Ребёнку 4 года: отмечается увеличение активного словаря от 1900-2000 слов, в речи уменьшается количество сокращений, перестановок слогов, пропусков звуков. Дети пользуются более усложнённой и распространённой фразой. Улучшение произносительной стороны речи, сформированы свистящие звуки, заканчивают формироваться шипящие звуки, но такие звуки как «Р» и «Л» могут быть ещё не сформированы.

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ

Показатели речевого развития Время появления в норме

Употребляет в активной речи слова-названия частей предметов 3 года 6 мес.

Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами С 3 лет

Использует в речи приставочные глаголы 3 года 1 мес.

Появляется словотворчество С 3 лет

Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук — лук) К 4 годам

Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи К 4 годам

Исчезает смягчённое произношение согласных, исчезает замена шипящих свистящими К 4 годам

Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки К 4 годам

Для профилактики и преодоления нарушений речи с детьми данного возраста проводятся следующие виды занятий:

-индивидуальные;

-подгрупповые.

Данные занятия проводятся в игровой форме, работа ведётся по следующим направлениям:

развитие фонематического слуха и восприятия;

развитие артикуляционного праксиса и моторики;

развитие мелкой моторики пальцев рук;

— работа по коррекции звукопроизношения;

— формирование просодических качеств голоса, дыхание, логоритмика;

развитие и совершенствование навыков связной речи.

Ребёнку 5 лет у пятилетнего ребёнка речь в целом становится чище, отчетливей, внятная, без нарушении звукопроизношения, Возросла речевая активность: малыш не только задает вопросы сам и отвечает на вопросы взрослого, но и охотно и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях. Употребление предложений более сложной структуры является причиной встречающихся в речи ребенка пяти лет отдельных грамматических ошибок, чаще всего на согласование числительных с существительными. Сделаны первые шаги по овладению грамотой: ребёнок научился замечать в словах отдельные звуки, a npocтые слова пробует анализировать полностью.

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ

Показатели речевого развития Время появления в норме

Использует родовые названия предметов С 4 лет 6 мес.

Пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессии 4 года 6 мес.

Может подбирать к словам антонимы К 5 годам

Продолжается словотворчество В течение дошкольного детства

Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа рак — лак) С 4 лет 6 мес.

Определяет наличие звука в слове С 4 лет 6 мес.

Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец) К 5 годам

Может составить рассказ по картинке или серии картинок К 5 годам

Начало формирования внутренней (планирующей) речи К 5 годам

Звукопроизношение полностью соответствует норме К 5 годам

Для профилактики и преодоления нарушений речи с детьми данного возраста проводятся следующие виды занятий:

-индивидуальные;

-подгрупповые.

Данные занятия проводятся в игровой форме, работа ведётся по следующим направлениям:

— коррекция звукопроизношения;

— совершенствование фонематического слуха и восприятия;

— обучение грамоте;

развитие и совершенствование мелкой моторики пальцев руки;

— просодические качества произносительной стороны речи;

— логоритмика;

— совершенствование уровня сформированности связной речи.

Ребёнку 6 лет: ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. К 6-7-ми годам словарь увеличивается, дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложении Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, его высказывания становятся содержательнее, выразительнее и точнее.

Если на данный период у ребёнка имеются нарушения в речевом развитии, обратитесь за консультацией к специалистам, чтобы не возникали проблемы в процессе обучения детей в школе.

Для профилактики и преодоления нарушений речи с детьми данного возраста проводятся следующие виды занятий:

-индивидуальные;

-подгрупповые.

Данные занятия проводятся в игровой форме, работа ведётся по следующим направлениям:

— коррекция звукопроизношения;

— обучение грамоте: слитное, осознанное, послоговое чтение, навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

— подготовка руки к письму;

-логоритмика;

развитие и совершенствование связной речи (составление рассказов по картине, по серии картин, с установлением правильной последовательности, пересказ, творческое рассказывание, и т. д);

развитие высших психических процессов (внимание, память, мышление, и т. д)

Источник

Развитие речи в норме описывается ВОЗ (всемирной организацией здравоохранения), педиатрами РФ. Многолетний опыт позволяет ученым и практикам сделать вывод, как должно протекать развитие малыша от рождения до школьного возраста, когда появляются в норме первые слова, речь становится связной и логичной. Опираясь на имеющиеся данные, можно понять, имеются ли у ребенка нарушения, стоит ли обращаться к логопеду, неврологу.

Что такое норма речевого развития

Нормы речевого развития от 0 до 6 лет

Педиатры, неврологи, логопеды, педагоги в работе с детьми опираются на нормы речевого развития. К ним относятся свойственные каждому отдельному периоду жизни ребенка прогрессы в говорении, эмоциональном развитии. С рождения специалисты наблюдают за малышом, как он учится отзываться на голос взрослого, реагирует на речь извне, начинает «гулить», лепетать и постепенно приходит к полноценному процессу говорения.

Психологи предупреждают, опираться полноценно на критерии ВОЗ не стоит. Каждый ребенок индивидуальность, личность, которой свойственны отличительные качества. Один малыш может заговорить в 2 года, другой в 3 и это будет являться нормой. Главное, вовремя реагировать на отставание в речевом развитии, заниматься с ребенком, проходить обследование. Зачастую проблемы кроятся в свойствах характера крохи.

Нормы речевого развития по возрастам

Ошибочно мнение, что речь зарождается, когда малыш произносит первое небольшое слово. Формирование происходит сразу после рождения, когда новорожденный учится воспринимать и понимать родителей, слушать и слышать, воспроизводить звуки (акт гуления), лепетать. Первая улыбка − это тоже речевое развитие. Для малышей до года свойственно эмоциональное жестовое общение с помощью движений, мимики.

После года наступает пора, когда ребенок может не только показать, но и пытается объяснить, что ему нужно. В такой период важно подыграть крохе и можно специально попросить его проговорить слово, сделать вид, что взрослый не понимает малыша. Это стимулирует к познанию, процессу говорения. Ребенок понимает, если он хочет что-то получить, нужно потрудиться, произнести слово так, чтобы его поняли.

От 0 до года

Развитие ребенка от рождения до года

Представленная таблица помогает определить наличие отклонений у ребенка от норм, понять, стоит ли обращаться за помощью к профессионалу. Не стоит забывать, что может быть отклонение от нормы в несколько недель, месяц. Воспринимать информацию нужно в совокупности. Только если ребенок на протяжении нескольких месяцев отстает от параметров ВОЗ, можно обращаться к неврологу.

Возрастной этапХарактеристика
0-2 месяцаПоявление реакции на взрослую речь, ребенок смотрит в сторону того, кто обращается к нему. Возникают первые звуки, улыбка, спонтанные вокализации, эмоциональные всплески при общении с близким человеком.
3 месяцаВажный этап в развитии речевого дыхания. Появляется первый смех, «гуление», «воркование». Новорожденный экспериментирует с гласными: протягивает, поет.
4 месяцаВозраст, когда появляется комплекс оживления, ребенок проявляет радость в ответ на общение со взрослым. Плавно один звук переходит в другой: «ооооооуууу, ааааааооооо».
5 месяцевВозникают первые попытки сказать что-либо с помощью звукослияния: ма, ба, па, ня, ди и т. д. Гласные начинают соединяться с согласными, возникает активное гуление.
ПолгодаМалыш всё больше пытается войти в контакт со взрослым при помощи лепета, гуления, возникает спонтанное соединение слогов: гуга, дади, нати, мами, баба и т. д.
7 месяцевРебенок активно использует лепет в разговоре, понимает, что речь диалогична. После произнесенных фраз (гага, ба, мама, ня и т. д.) малыш делает паузу, ждет ответную реакцию собеседника.
8-12 месяцевКроха может произносить цепочку слогов с различной интонацией. Появляются первые несложные слова: мама, дай, папа, на, незя. К 11-12 месяцам ребенок знает до 15 слов, активно использует их в речи.

От года до 7 лет

Дети от года до семи лет

Активно проявляются зачатки речи в дошкольном периоде. В 3 года важно провести первую диагностику, показать ребенка логопеду, если имеется отставание в развитии, возникли неврологические проблемы. Ранняя консультация поможет малышу легче адаптироваться в детском саду, освоить процесс говорения.

ВозрастХарактеристика
От 1 до 2 летНа втором году жизни появляются несложные предложения в общении: «Мама кушать», «Баба дай» и т. д. Словарный запас колеблется от 30 до 50 слов к 1,5 годам. В 2 года ребенок должен знать до 200-300 слов. Появляются первые слова и интерес к окружающему миру: что это, кто это, зачем? Таким образом малыш познает действительность, важно помогать ему в этом.
От 2 до 3 летНормы речевого развития детей дошкольного возраста связаны в большей степени с поступлением ребенка в дошкольное учреждение, внедрением в социальную среду. У крохи появляются первые предложения, окрашенные по смыслу и контексту: «Хочу домой», «Мама пойдём гулять». К 3 годам сохраняются трудности в звукопроизношении свистящих, шипящих, сонорных: р, н, л, м, щ, ш, ч, ц, с. Словарный запас к 3 годам увеличивается до 100 слов.
От 4 до 5 летВозникает второй период вопросов: почему, зачем, как? Малыш активно познает окружающий мир с помощью взрослого и самостоятельно. Дети разговаривают к 4 годам предложениями, речь дошкольника становится более связной, контекстной, содержательной. В 4 года кроха может называть группу предметов, пересказывать с помощью взрослого небольшой рассказ, заучивать стишки. Словарный запас к 5 годам увеличивается до 2000 слов. В речи малыша присутствуют все части речи: местоимения, причастия, наречия, прилагательные, глаголы, существительные.
От 5 до 7 летРебенок активно участвует в разговоре, может составлять содержательные рассказы к 6 годам. Без помощи взрослого способен пересказать небольшой рассказ, стихотворение. Умеет составлять несколько предложений, текст по картинке. К 6-7 годам должны отсутствовать дефекты в произношении звуков. Словарный запас к 7 годам до 2500 слов.

Советы логопеда

Если невролог или психиатр при первом осмотре поставил ребенку диагноз ЗРР (задержка речевого развития), не стоит паниковать. У каждого ребенка имеется запас времени до 3 лет, когда он может начать говорить. Это может произойти в год, опережая развитие по нормам ВОЗ или ближе к 3 годам. Главное, при недоразвитии речи пройти полноценное обследование, чтобы исключить наличие патологий неврологического или органического характера.

Если помимо ЗРР врачи не ставят малышу сопутствующих диагнозов, ребенок вполне здоров, задержка речи − его индивидуальная особенность, он заговорит позже. Родители в силах помочь крохе быстрее справиться с трудной задачей, для этого нужно:

  • больше читать сказки, петь песенки, рассказывать истории и стихи малышу;
  • гулять на свежем воздухе и общаться с крохой во время прогулки, обсуждая окружающие явления природы;
  • играть в подвижные и настольные игры, проговаривая цвета, формы, времена года и т. д.;
  • собирать с малышом пирамидку, кубики, мозаику;
  • больше разговаривать с малышом, даже если он пока не может полноценно ответить взрослому;
  • посещать театры, спектакли, цирк музеи.

Следует уделять достаточно времени для общения с ребенком. Желательно отказаться от просмотра телепередач и компьютерных игр. Внимание и родительская любовь помогут в речевом развитии и создании хорошей базы для получения новых знаний.

Источник

Нормативные показатели развития речи ребенка

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, счастливым, общительным. К сожалению, не каждый ребенок может легко вступать в контакт со сверстниками и со взрослыми. И причины тому могут быть самые разные: природная застенчивость, психологические, речевые или физиологические проблемы.

Этапы речевого развития ребенка

Задача родителей — вовремя заметить трудности, которые испытывает малыш, разобраться в этой проблеме, установить причину его неудач и помочь ребенку. Порой родители самостоятельно не могут с этим справиться, и тогда приходится обращаться за помощью к специалистам: психологам, педагогам, врачам, логопедам. Очень важно вовремя обнаружить проблему и обратиться к хорошему специалисту, когда проблема еще не приобрела серьезных масштабов, т.к. чем больше она запущена, тем сложнее и дороже будет ее устранение. А порой исправить сложившуюся ситуацию бывает и невозможно.

Что же должны знать родители о речевом развитии ребенка? Нужно ли обращать внимание на то, когда заговорил ребенок и как он пользуется речью? Нужно ли заниматься с ребенком, если вы видите, что он отстает от сверстников в речевом развитии или ждать, что все произойдет «само собой», «когда-нибудь он научиться говорить»?

Родителям четко надо усвоить простую истину: ребенка необходимо воспринимать как собеседника с момента его нахождения в утробе матери. Очень важно как можно больше говорить с малышом, даже тогда, когда он еще не научился вам отвечать. Помните — он запоминает, что вы говорите и как вы говорите. Именно вашей речью пополняется активный и пассивный словарный запас, а в дальнейшем и связная речь ребенка.

Речевые проблемы — это бич нашего времени. Нужно насторожиться, если ребенок примерно к 1 году 2 месяцам не повторяет за взрослым слоги и односложные слова («ба», «да» и т.п.), у малыша отсутствует звукоподражание, если в 2 года малыш не строит самостоятельно предложения из двух слов. Нудно бить тревогу, если ребенок в 2 года и 6 месяцев не строит предложение из трех-четырех слов, простые и сложносочиненные.

Для того чтобы понять, все ли в порядке с речевым развитием малыша, родителям необходимо знать этапы развития речи ребенка.

Примерный возраст- Умения ребенка

4 месяца Произносит гласные звуки, близкие к «а», «ы», «у», возможно с сочетанием с согласным «г» (гулит).

8 месяцев Начинает понимать слова и жесты, повторять услышанное и увиденное.

10 месяцев Произносит серии одинаковых слогов: «дядядя», «бабаба», «мамама» (лепечет).

1 год 2 месяца Повторяет за взрослыми слоги и односложные слова, которые уже умеет произносить: «ба», «дя» и т.п. Реагирует на свое имя.

1 год 6 месяцев «Говорит на своем языке» — произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Знает, кто такие «папа», «мама», «деда», «баба» и т.п. Хорошо развито звукоподражание. Произносит односложные или двухсложные слова: «папа», «мама», «на», «да», «дай» и т.п. Показывает где у куклы глазки, носик и т.д., те же части тела показывает и других.

1 год 8 месяцев Активно произносит двухсложные слова: «тетя», «кися» и т.п. Стремительно растет словарный запас.

1 год 10 месяцев Произносит двухсложные слова и два слога их трехсложных слов («синя» — машина). При произношении слов опускает первый звук в слове или конечный согласный. Использует именительный и винительный падежи для обозначения места.

2 года — 2 года 2 месяца Говорит словосочетания: «мама Лена». Строит предложения из двух слов: «мама, дай», «баба, ди (иди)». Пытается произносить трехсложные и четырехсложные слова. Вставляет отдельные слова в знакомые стихотворения, называет картинки. Свои просьбы оформляет в виде словосочетания или простого предложения с пропуском предлогов: «положи мяч стол». Использует дательный падеж для обозначения лица: «дай Вове», обозначает направление, опуская предлог: «иди маме». Использует творительный падеж в значении орудийности действия: «бить молотком», предложный падеж со значением места: «лежит сумке».

2 года 2 месяца — 2 года 6 месяцев Произносит простые предложения из трех — четырех слов. Сложносочиненные предложения: «это мой большой мишка». Начинает употреблять в речи предлоги.

3 года Повторяет наизусть двустишия и четверостишия. Строит многословные, в том числе сложноподчиненные предложения: «когда папа придет с работы, мы пойдем гулять». Ребенок понимает кто он: мальчик или девочка. Выдумывает забавные словечки и выражения. Наступает возраст негативизма, так называемый «кризис трех лет». Родители должны понимать, что в этот период малыш просто учиться управлять собой, познает границы дозволенного, ищет выходы из конфликтных ситуаций. Для будущей жизни такой опыт ему просто необходим. Задача родителей — проявить терпение и понимание.

4 года В этом возрасте малыш должен уметь правильно пользоваться предлогами, согласовывать существительные с прилагательными и числительными, образовывать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами. Постепенно уходят дефекты звукопроизношения.

5 лет В этом возрасте малыш использует сложные предложения, все грамматические формы, овладевает всеми типами склонений. В речи появляются деепричастия (сидя, лежа, прыгая и т.д.). Употребляются все предлоги, в том числе в активную речь входят сложные предлоги (из-за, из-под и т.п.). Совершенствуются возможности пересказа. Образуют прилагательные от существительных (железо — железный). Заканчивается формирование правильного произношения согласных.

6 лет Дети этого возраста должны правильно произносить и различать все фонемы родного языка. Полностью усваивается слоговая структура слов. Самостоятельно определяют наличие звука в слове, отбирают картинки, придумывают слова с заданным звуком, выделяют ударный гласный, первый и последний звуки в слове. Идет пополнение активного и пассивного словарного запаса. В этом возрасте ребенок должен самостоятельно обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ

Показатели речевого развития

Время появления в норме

Употребляет местоимение «Я»

2 года 3 мес.

Адекватно использует названия цветов

2 года 6 мес.

Согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме среднего рода)

К 3 годам

Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в родеК 3 годам
Активно пользуется предложно-падежными конструкциямиС 2 лет 1 мес.

Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи

К 3 годам

Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи

С 2 лет 3 мес.

Произносит твердые звуки С, 3, Ц

С 2 лет 1 мес.

Замечает неправильное звукопроизношение у других детей

К 3 годам

Начинает подбирать рифмы к словам

С 3 лет

ИТОГИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ РЕБЁНКА В ТРЕТИЙ ГОД ЖИЗНИ

Трёхлетний ребенок владеет фразовой речью, практически не допускает аграмматизмов; при построении предложений употребляет предлоги, союзы; в его речи есть наречия, местоимения. О себе малыш говорит в первом лице, выражает с помощью речи свои желания. Если родители не теряли зря драгоценного времени, отведённого им для развития связной речи своих детей, то трёхлетний ребенок сможет описать несколькими предложениями любимую игрушку, рассказать о только что произошедшем событии. Речь для ребенка трех лет является регулятором его поведения: он слушается старших, то есть выполняет их указания, сделанные в словесной форме.

Ребенок владеет понятиями «посуда», «одежда», «овощи», «фрукты» в пассивной речи, хотя еще не пользуется ими в активной речи. Дети, с которыми проводились целенаправленные занятия по расширению словарного запаса, включают в свою речь прилагательные, обозначающие признаки по форме, размеру, цвету. Глагольный словарь обогатился названиями действий, которые уже умеет выполнить ребенок: рисовать, раскрашивать, катать, ловить, бросать мяч, прыгать, бегать и т. д. Малыш знает, что машины двигаются то быстро, то медленно; мяч летит вверх, а падает вниз; у человека есть правая и левая руки; он может сказать, какая вещь находится близко, а какая — далеко.

Звукопроизношение еще не совсем чистое, для четвертого года «оставлены» звуки Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р’, Р.

Добросовестные родители, конечно, привили своему малышу интерес к книгам, ведь более благодарного слушателя, чем 2-3-летний ребенок, не сыскать. Маленькие книголюбы смогут вам «прочитать» наизусть всю «Муху-цокотуху», расскажут «Репку», споют за колобка, попытаются тонким голосом возмущаться за Мишутку из сказки «Три медведя».

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ

Показатели речевого развитияВремя появления в норме
Употребляет в активной речи слова-названия частей предметов3 года 6 мес.
Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксамиС 3 лет
Использует в речи приставочные глаголы3 года 1 мес.
Появляется словотворчествоС 3 лет
Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук — лук)К 4 годам
Произносит звуки Ш, Ж, Щ, Ч, Л, РК 4 годам
Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речиК 4 годам
Может пересказать знакомую сказку близко к тексту

К 4 годам

Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказкиК 4 годам

ИТОГИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ЧЕТЫРЕХЛЕТНИМИ ДЕТЬМИ

Вашему малышу четыре года. Он уже многое умеет: не стесняется говорить с посторонними, строит грамматически правильные предложения, словарный запас состоит из слов различных частей речи.

Заучивание наизусть стихотворений и чистоговорок способствовало улучшению звукопроизношения: речь стала внятной, четкой, практически все звуки ребенок произносит правильно.

Речевое дыхание удлинилось, голос приобрел нужный тембр, ребёнок может регулировать его громкость.

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ

Показатели речевого развитияВремя появления в норме
Использует родовые названия предметовС 4 лет 6 мес.
Пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессии4 года 6 мес.
Может подбирать к словам антонимыК 5 годам
Продолжается словотворчествоВ течение дошкольного детства
Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа рак — лак)С 4 лет 6 мес.
Определяет наличие звука в словеС 4 лет 6 мес.
Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец)К 5 годам
Может составить рассказ по картинке или серии картинокК 5 годам
Начало формирования внутренней (планирующей) речиК 5 годам
Звукопроизношение полностью соответствует нормеС 4-5 лет

ИТОГИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ПЯТИЛЕТНИМИ ДЕТЬМИ

У пятилетнего малыша речь чистая, внятная, без нарушении звукопроизношения, ведь в этом возрасте закончился процесс овладения звуками. Возросла речевая активность: малыш не только задает вопросы сам и отвечает на вопросы взрослого, но и охотно и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях. Употребление предложений более сложной структуры является причиной встречающихся в речи ребенка пяти лет отдельных грамматических ошибок, чаще всего на согласование числительных с существительными. Сделаны первые шаги по овладению грамотой: малыш научился замечать в словах отдельные звуки, a npocтые слова пробует анализировать полностью.

Источник: https://www.mamochka.kz/article.php?article_id=1200

Источник