Нормативные показатели развития ребенка в дошкольном возрасте

Физическое развитие
Раннее детство – период интенсивного физического развития. Повышается сопротивляемость организма, становится более устойчивой нервная система, повышаются пределы ее работоспособности. Меняется соотношение между сном и бодрствованием в сторону увеличения последнего: до 1,5 лет дети могут бодрствовать 3 – 3,5 часа, после 1,5 лет – 5 часов. Процессы возбуждения и торможения становятся более дифференцированными и концентрированными.
Ведущим видом движений в этот период является ходьба. Ребенок испытывает в ней большую потребность, она вызывает у него положительные эмоции, развивает ориентировку в окружающем мире. К концу второго года жизни ходьба и координация движений совершенствуются – ребенок убыстряет шаги, бегает, преодолевает небольшие препятствия на пути (переступает через кубик и др.). По мере того как ходьба становится более автоматизированной, создаются предпосылки для активной деятельности рук. Ребёнок может, не боясь потерять равновесие и упасть, возить или носить в руках предметы, манипулировать с ними.
Социально-нравственное и личностное развитие
Важный признак этого возраста – непосредственность и импульсивность поведения ребёнка. Чаще всего ребенок действует под влиянием мгновенного порыва, возникающих в данный момент чувств и желаний. Научившись ходить, он получает возможность знакомиться со множеством ранее недоступных ему предметов. Интерес к окружающему быстро растет. Ребенок стремится все увидеть, услышать, до всего добраться, взять в руки, потрогать, порвать, разбросать, попробовать на вкус и т.д. Он испытывает потребность в разнообразных движениях. Такая двигательная активность развивает моторику, способствует выработке точности и координации движений, развитию органов чувств.
Совершенствуются уже приобретенные ребенком движения, действия с предметами. Предметная деятельность является ведущей в этом возрасте. Она пробуждает интерес к окружающему миру, стимулирует любопытство, приводит к осознанию доступных представлений о предметах окружающей действительности. Появляется и активно развивается ситуативно-деловое общение, основной мотив которого – сотрудничество со взрослыми. Ребенок нуждается в ласке, внимании, доброжелательных контактах с близкими людьми, обеспечивающими чувство уверенности и психологическую защищенность. Взрослый вводит ребенка в мир предметов, знакомит с их назначением, стимулирует деятельность, направленную на активное познание мира. Общение способствует формированию пассивной и активной речи, своевременному овладению ребенком предметной деятельностью. Неудовлетворение потребности в таком общении ведет к негативным результатам в развитии не только познавательной, но и личностной, эмоциональной сферы ребенка (появляются трудности в общении со взрослыми, другими детьми, нерешительность и т. д.).
Важнейшим новообразованием раннего детства является осознание ребенком своей индивидуальности, образа «Я». Семья – первое социальное сообщество, где начинается социализация ребенка, половая идентификация (дети впервые осознают себя мальчиками и девочками). На втором году жизни он способен к элементарному осознанию родственных связей, особенно тех, которые затрагивают в большей степени эмоции, – это мать, отец, бабушка, дедушка, братья, сестры. Ребёнок проявляет любовь и склонность к близким людям, смущение и робость по отношению к чужим, замечает эмоциональное состояние окружающих людей, сопереживает им, осмысливает свои желания, что помогает ему осуществлять некоторые целенаправленные действия и поступки. Разумная требовательность к ребенку в сочетании с доброжелательным отношением, поощрение самостоятельности способствуют гармоничному становлению личности ребенка.
На втором году жизни ребенок начинает осознавать себя и в качестве субъекта межличностных отношений: не только взрослые, но и сверстники начинают вызывать у него интерес (присматривается к ним, играет рядом, может стремительно подбежать к другому ребенку и обнять его и пр.). Интерес к детям растет по мере увеличения времени совместного пребывания в учреждении дошкольного образования, на игровой площадке. Возникают первые симпатии: ребенок чаще играет с одним и тем же ровесником, замечает, если того нет в группе. Он учится сравнивать свои поступки, умения с умениями и поступками других детей. Появляются элементы самооценки, в которой отражаются только зарождающиеся чувства достоинства и стыда. В этот период ребенок чувствует и удовлетворяет свое самолюбие преимущественно действиями, привлекающими к нему внимание других.
В раннем возрасте создаются психологические предпосылки для возникновения игровой деятельности. Самостоятельная деятельность детей второго года жизни становится более разнообразной: это действия с сюжетными игрушками, предметами, строительным материалом. Для перехода к игре ребенку необходимо научиться отделять действия от предмета и переносить их на другой объект. В начале второго года жизни ребенок воспроизводит лишь разученные действия, причем преимущественно с теми игрушками, с которыми действовал взрослый. Постепенно он переносит способ действия с одних игрушек на другие. После полутора лет благодаря умению подражать ребенок начинает включать в игру действия, самостоятельно подмеченные в различных жизненных ситуациях, что является предпосылкой отобразительной игры. В конце второго года жизни в действиях ребенка наблюдаются элементы сюжетной игры: он выполняет игровые действия в определенной последовательности, общается с другими детьми доступными языковыми средствами, подражает действиям взрослых (укладывает куклу спать, ее кормит, одевает на прогулку и т.д.). В игре начинает использовать не только игрушки, но и предметы-заместители (кубик вместо мыла), постепенно формируется потребность взять на себя роль другого человека. Деятельность ребенка усложняется, приобретает целенаправленный характер, результативность.
На втором году жизни активно формируются навыки самообслуживания: ребёнок начинает пользоваться ложкой, в 1,5 года ест преимущественно самостоятельно, по напоминанию и с помощью взрослого вытирает рот салфеткой, задвигает стул, выходя из-за стола, проявляет активность при одевании и раздевании.
Познавательное развитие
Активные движения ребенка, расширяющие его ориентировку в окружающем мире, овладения действиями с предметами стимулируют развитие психических процессов (восприятия, памяти, внимания, речи, наглядно-действенного мышления). Происходит сенсорное развитие ребенка, совершенствуется восприятие предметов и их свойств (формы, величины, цвета, положения в пространстве). Ребенок может (по подражанию, по образцу) выбрать один предмет по заданному признаку (самую маленькую из двух-трех матрешек разной величины).
Ребенок при помощи взрослых осваивает способы действий с предметами, игрушками (пирамидками, кубиками, вкладышами, формочками для песка). Появляются соотносящиеся и орудийные действия, способствующие развитию мыслительных процессов, первых элементарных обобщений (о признаках, назначении предметов), которые ребенок усваивает сначала практически, в действиях, затем закрепляет в слове (с помощью взрослого). Первоначально он обобщает предметы по внешним, наиболее ярким признакам: например, кисой называют и живую кошку, и любую мягкую игрушку, и пушистый предмет (шубу, шапку). Постепенно в процессе деятельности и руководства взрослых развивается способность к обобщению по существенным признакам, что является показателем развития мышления у воспитанника.
Речевое развитие
Ранний возраст – сензитивный период для развития речи. Совершенствуется процесс понимания речи взрослых и активная речь. Ребенок запоминает названия предметов и действий, которые взрослый несколько раз обозначил словом. Это связано с повышенной двигательной активностью ребенка (передвижение по комнате, группе, участку), ознакомлением с большим количеством предметов и действиями с ними. После 1 года 6 месяцев воспитанник овладевает умением понимать сюжет или несколько взаимосвязанных действий, выполнять простые поручения взрослого.
В начале второго года жизни ребенок подражает звукам, звукосочетаниям, словам взрослого, что способствует постепенному увеличению словаря. К 1,5 годам активный словарь ребенка в среднем составляет 30 слов, к двум годам – 200–300 слов. Облегченные слова постепенно заменяются общеупотребительными. В речи появляются личные местоимения и слова, обозначающие не только предметы и действия, но доступные пониманию ребенка качества и отношения между предметами.
Первые детские предложения состоят обычно из одного слова. К концу второго года количество слов в предложении может увеличиваться до трех-четырех. ребёнок начинает изменять слова в числе, роде и некоторых падежах, хотя делает еще много ошибок. Появляются формы множественного числа, повелительное наклонение глаголов («дай», «иди» и др.). Слово взрослого постепенно становится действенным средством организации поведения ребенка, развития его познавательной активности и самостоятельности, которая проявляется в игре, различных видах деятельности, в быту.
Эстетическое развитие
Ребенок второго года жизни эмоционально отзывчив на музыку, художественное слово. Он с удовольствием слушает сказки, песни, подпевает взрослому, сам напевает слова любимой песни, повторяет потешки, танцует. Формируется отзывчивость на ритм, интонации, напевность стихотворений и потешек. Развивается способность соотносить движения с музыкой, появляется элементарная ритмичность, разнообразные виды движений под музыку. В этот период формируются предпосылки художественной деятельности («Буду рисовать мяч» и т.д.).
Все перечисленные новообразования подготавливают ребенка к новому возрастному периоду развития — дошкольному.
Источник
Евгения Серебрякова
Нормативные показатели речевого развития детей
Речь занимает центральное место в процессе психического развития ребёнка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных контактов, а это в свою очередь, расширяет представления ребёнка об окружающей жизни. Овладение ребёнком речью, в определённой степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное в разных формах коллективной деятельности, а главное является залогом успешного обучения.
Поэтому, выраженные отклонения в речевом развитии ребёнка имеют самые негативные последствия:
— наблюдается отставание в психическом развитии;
— замедляется формирование высших уровней познавательной деятельности;
— появляются нарушения эмоционально-волевой сферы, что приводит к формированию особых личностных качеств (замкнутости, эмоциональной неустойчивости, чувства ущербности, нерешительности, и т. д)
В современной логопедической литературе, вопросам поэтапности формирования речи, при её нормальном развитии, уделяется достаточно большое внимание.
Далее представлена краткая характеристика речевого развития в норме, по всем возрастам, преддошкольного и дошкольного возраста.
Таким образом, в процессе усвоения звуков речи существует определенная последовательность их появления, в основе которой лежит степень артикуляционной трудности.
На ранних этапах речевого развития ребенок заменяет сложные звуки простыми, т. е. их появление происходит через промежуточные звуки, а к 4-5 годам он может усвоить этот звук и правильно его произносить. Усвоение правильного звукопроизношения происходит в течение довольно длительного времени от 3 до 5 лет, причем не у всех детей одновременно. Одни дети рано начинают правильно произносить все звуки (к 3-4 годам, другие усваивают их несколько позже (к 5-6 годам).
Ребёнку 1 год: это подготовительный этап к овладению речью. У младенца развивается зрительное и слуховое сосредоточение, развивается понимание речи, в процессе гуления, лепета идет интенсивное развитие артикуляционного аппарата. Общение между ребенком и взрослым строится в основном на эмоциональной основе, а с появлением первых осмысленных слов – и с помощью речи.
Ребёнку 2 года:у двухлетнего ребенка является вполне закономерным несовершенство произносительной стороны речи: неправильное произношение большинства звуков родного языка, смягчение отдельных согласных, нечеткое произношение слов с пропуском отдельных звуков, неумение точно сохранять слоговую структуру слова. Активный и пассивный словарь насчитывает 250-300 слов.
Ребёнку 3 года: происходит интенсивное накопление ребенком словаря. Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, воображение ребенка. В процессе игры он нередко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами. К 3-м годам запас слов, как правило, увеличивается до 800-1000 слов, слова приобретают более точное значение, малыш много говорит сам, любит слушать короткие стихи, рассказы сказки, запоминает и рассказывает их.
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ
Показатели речевого развития Время появления в норме
Употребляет местоимение «Я» 2 года 3 мес.
Адекватно использует названия некоторых цветов 2 года 6 мес.
Пытается согласовывать имена прилагательные с существительными в роде (кроме среднего рода) К 3 годам
Пытается согласовывать глаголы прошедшего времени с существительными в роде К 3 годам
Пользуется предложно-падежными конструкциями (но присутствует аграмматизм) С 2 лет 1 мес.
Понимает слова-обобщения, начинает некоторые использовать их в активной речи К 3 годам
Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи С 2 лет 3 мес.
Произносит губные звуки (п,б, м, пь, бь, мь, губно-зубные – ф, фь, в, вь, переднеязычные – т,д,н, заднеязычные – к,г, х. С 2 лет 1 мес.
Замечает неправильное звукопроизношение у других детей К 3 годам
Начинает подбирать рифмы к словам С 3 лет
Для профилактики и преодоления нарушений речи с детьми данного возраста проводятся следующие виды занятий:
-индивидуальные;
-подгрупповые.
Данные занятия проводятся в игровой форме, работа ведётся по следующим направлениям:
— подготовка артикуляционного аппарата для правильного произношения звуков, артикуляционная гимнастика;
— развитие слухового внимания, фонематического восприятия – с использованием дидактических игр и упражнений;
— Развитие просодических качеств голоса;
— развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, пазлы и т. д.);
— логоритмика;
— развитие предпосылок связной речи.
Ребёнку 4 года: отмечается увеличение активного словаря от 1900-2000 слов, в речи уменьшается количество сокращений, перестановок слогов, пропусков звуков. Дети пользуются более усложнённой и распространённой фразой. Улучшение произносительной стороны речи, сформированы свистящие звуки, заканчивают формироваться шипящие звуки, но такие звуки как «Р» и «Л» могут быть ещё не сформированы.
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ
Показатели речевого развития Время появления в норме
Употребляет в активной речи слова-названия частей предметов 3 года 6 мес.
Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами С 3 лет
Использует в речи приставочные глаголы 3 года 1 мес.
Появляется словотворчество С 3 лет
Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук — лук) К 4 годам
Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи К 4 годам
Исчезает смягчённое произношение согласных, исчезает замена шипящих свистящими К 4 годам
Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки К 4 годам
Для профилактики и преодоления нарушений речи с детьми данного возраста проводятся следующие виды занятий:
-индивидуальные;
-подгрупповые.
Данные занятия проводятся в игровой форме, работа ведётся по следующим направлениям:
— развитие фонематического слуха и восприятия;
— развитие артикуляционного праксиса и моторики;
— развитие мелкой моторики пальцев рук;
— работа по коррекции звукопроизношения;
— формирование просодических качеств голоса, дыхание, логоритмика;
— развитие и совершенствование навыков связной речи.
Ребёнку 5 лет у пятилетнего ребёнка речь в целом становится чище, отчетливей, внятная, без нарушении звукопроизношения, Возросла речевая активность: малыш не только задает вопросы сам и отвечает на вопросы взрослого, но и охотно и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях. Употребление предложений более сложной структуры является причиной встречающихся в речи ребенка пяти лет отдельных грамматических ошибок, чаще всего на согласование числительных с существительными.Сделаны первые шаги по овладению грамотой: ребёнок научился замечать в словах отдельные звуки, a npocтые слова пробует анализировать полностью.
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ
Показатели речевого развития Время появления в норме
Использует родовые названия предметов С 4 лет 6 мес.
Пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессии 4 года 6 мес.
Может подбирать к словам антонимы К 5 годам
Продолжается словотворчество В течение дошкольного детства
Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа рак — лак) С 4 лет 6 мес.
Определяет наличие звука в слове С 4 лет 6 мес.
Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец) К 5 годам
Может составить рассказ по картинке или серии картинок К 5 годам
Начало формирования внутренней (планирующей) речи К 5 годам
Звукопроизношение полностью соответствует норме К 5 годам
Для профилактики и преодоления нарушений речи с детьми данного возраста проводятся следующие виды занятий:
-индивидуальные;
-подгрупповые.
Данные занятия проводятся в игровой форме, работа ведётся по следующим направлениям:
— коррекция звукопроизношения;
— совершенствование фонематического слуха и восприятия;
— обучение грамоте;
— развитие и совершенствование мелкой моторики пальцев руки;
— просодические качества произносительной стороны речи;
— логоритмика;
— совершенствование уровня сформированности связной речи.
Ребёнку 6 лет: ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. К 6-7-ми годам словарь увеличивается, дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложении Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, его высказывания становятся содержательнее, выразительнее и точнее.
Если на данный период у ребёнка имеются нарушения в речевом развитии, обратитесь за консультацией к специалистам, чтобы не возникали проблемы в процессе обучения детей в школе.
Для профилактики и преодоления нарушений речи с детьми данного возраста проводятся следующие виды занятий:
-индивидуальные;
-подгрупповые.
Данные занятия проводятся в игровой форме, работа ведётся по следующим направлениям:
— коррекция звукопроизношения;
— обучение грамоте: слитное, осознанное, послоговое чтение, навыки звукобуквенного анализа и синтеза;
— подготовка руки к письму;
-логоритмика;
— развитие и совершенствование связной речи (составление рассказов по картине, по серии картин, с установлением правильной последовательности, пересказ, творческое рассказывание, и т. д);
— развитие высших психических процессов (внимание, память, мышление, и т. д)
Источник